В данной методической разработке приводится описание сущности наглядного метода обучения географии, использования кинофрагментов на уроках географии как средства визуализации. Рассматривается МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КИНОФРАГМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.Применение кинофрагментов на уроках географии «Материков и океанов» в 7 классе. Технология составления кинофрагментов. Список художественных фильмов, использованных для создания кинофрагментов.
Корщикова С.Н.
«Методика применения кинофильмов для развития познавательной
компетенции обучающихся на уроках географии».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................
ГЛАВА 1.
ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИЗУАЛЬНЫХ
МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ..........................................................
1.1 Сущность наглядного метода обучения географии.......................
1.2 Использование кинофрагментов на уроках географии как средства
визуализации.................................................................................................
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КИНОФРАГМЕНТОВ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ................................................................................
2.1 Применение кинофрагментов на уроках географии «Материков и
океанов» в 7 классе........................................................................................
2.2 Технология составления кинофрагментов....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей методической разработки «Методика применения
кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на
уроках географии». Данная тема вызвала у меня большой интерес вследствие
ее актуальности. Сейчас все суворовцы отлично знакомы с различным
спектром средств информационнокоммуникационных технологий.
2Спецификой их обучения является то, что они более четко усваивают новые
знания наглядным способом, так как более 80% обучающихся являются
визуалами.
Кинофильмы значительно помогают учителю возбудить интерес у
обучающихся к изучению новой темы. Отбор кинофрагментов из
художественных фильмов для использования на уроках географии требует
значительных усилий и большого количества времени у учителя, но, в то же
время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения.
Использование кинофрагментов на уроках географии целесообразно и
необходимо, так как именно в географии наиболее эффективным способом
можно показать особенности природных территорий, отличительные черты
растений и животных, населяющих их, причины происхождения физических
процессов и явлений, продемонстрировать причинноследственные связи всех
компонентов природы.
Цель исследования создание методики применения кинофильмов на
уроках географии для развития познавательной компетенции обучающихся.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы
следующие задачи:
изучить методическую литературу по теме работы;
определить список художественных фильмов;
выделить фрагменты кинофильмов с физикогеографическими
явлениями и объектами природы;
составить вопросы к фрагментам кинофильмов для применения
их на уроках географии.
Объект исследования аудиовизуальные средства обучения.
Предмет исследования
видеофрагменты кинофильмов и их
применение в обучении школьников на уроках географии.
Методы исследования:
3
изучение и анализ педагогической, научно – методической,
учебной, учебнометодической литературы по теме исследования;
изучение и систематизация отечественной и зарубежной
киноиндустрии;
создание кинофрагментов;
анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в определении методов и
условий формирования познавательных компетенций у обучающихся с
применением кинофрагментов на уроках географии, а так же создании базы
кинофрагментов с составленными к ним вопросами. Материалы данной
работы можно использовать в практической деятельности учителей
географии.
Данная работа состоит из двух глав. В первой теоретической главе
показаны основы представлений о визуальных методах обучения географии и
использование кинофрагментов на уроках географии как средства
визуализации. Вторая глава содержит методику применения кинофрагментов
на уроках географии в курсе «Физической географии материков и океанов» и
технологию составления кинофрагментов. В работе использовался 26
источников, из них 3 электронных ресурса, 3 приложения и 7 рисунков.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИЗУАЛЬНЫХ
МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
1.1 Сущность наглядного метода обучения географии.
Информация – это продукт мыслительной деятельности. По мнению
известного советского психолога А.Н. Леонтьева «единственным источником
мышления является чувственное восприятие».
Человек получает информацию из окружающей среды с помощью пяти
сенсорных каналов: слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой и
кинестетический. Репрезентативная система кодирует в сознании человека
сенсорную информацию, получаемую им благодаря каналам восприятия. В
4психологии каждый из этих каналов принято называть модальностью. В
зависимости от подавляющей роли какойлибо модальности восприятия
делятся по видам: одна из модальностей является ведущей, а другие –
дополняют восприятие предмета. Всего в учебном процессе выделяется три
системы восприятия информации: аудиальная, визуальная и кинестетическая.
Психологи доказали, что в процессе обучения нужно обязательно принимать
во внимание образовавшиеся методы и приемы получения знаний [7].
Цели и задачи, поставленные перед современным образованием,
постоянно изменяются, главный упор ставится уже не на овладение знаниями,
умениями и навыками, а на формирование “компетентности”. Многие
соглашаются с требованиями современного общества, предъявляемыми к
образованию, многие выражают свое несогласие, но адаптировать
методические приемы и средства к современному образовательному процессу
необходимо, потому что методика, как и общество развивается по спирали,
улучшая и совершенствуя хорошо функционирующие старые приемы одним
из которых является визуализация.
Психологи полагают, что более 80% современных школьников являются
визуалами и только лишь около 20% аудиалы и кинестетики. Это вполне
объяснимо, имея в виду первенство клиповой культуры во время мировой
компьютеризации, поэтому для школы значительно важно вовремя вносить
поправки в преподавание согласно требованиям общества потому что, по
мнению М.А.Рыбниковой «разумной методикой обеспечивается и
успеваемость, и выполнение программы, и дисциплина, и эффективность
работы учителя, и последующий рост и развитие потенциала ученика». Я
думаю, что выражение компетентного человека в области образования
являются актуальными и сейчас [13].
Основные ведущие компетенции,
формирующиеся методом
визуализации (по Хуторскому А.В.) подразумевают формирование умений у
5обучающихся определять и использовать необходимую информацию, работать
в команде, на протяжении всей жизни иметь готовность к постоянному
саморазвитию. Подготавливает и создает благоприятные условия для их
формирования именно визуализация [41].
Ценностносмысловые компетенции формируются благодаря
электронным конспектам, планам, схемам, индивидуальным и групповым
презентациям, мультимедийным учебникам и книгам, развивающим
интеллектуальным компьютерным играм. В учебной и другой деятельности
имеющиеся компетенции предоставляют обучающемуся механизм его
самоопределения.
Значимую развивающую роль в приобретении знаний играет
интерактивная доска. Обучающиеся получают наглядную возможность
корректировки и предупреждения ошибок. Использовать интерактивную
доску можно для демонстрации изображений, картин, карт; для оформления и
коррекции творческих работ, для групповой работы обучающихся на
различных этапах урока. С помощью реальных объектов и информационных
технологий вырабатываются умения самостоятельно производить учебно
познавательные компетенции [8].
Общепредметные и коммуникативные компетенции, способствующие
умению взаимодействовать в группе, генерировать коммуникативное поле и
целесообразно использовать возможности интернета, формируются благодаря
умению создавать презентации, варианты электронных схем, учебные и
внеучебные программы; возможности интегрировать науку и видеть в частном
целое. Большое количество тренинговых дисков обеспечивает возможность
самостоятельно контролировать усвоение своих знаний, умений и навыков;
находить проблемы, повышать результаты. Данные тренинги дают учителю
возможность проводить постоянный контроль усвоения знаний, выработки
навыков и умений на уроках географии. [21].
6Достаточно большое разнообразие видов визуализации существует на
уроке: развернутые вопросы и ответы, опорные планы, схемы, таблицы и
конспекты, презентации, видеоролики, а также фрагменты кинофильмов. Все
эти средства являются методами зрительного восприятия. Они помогают
создать оснащенный мультимедийной техникой кабинет географии, в котором
должен иметься компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска,
принтер, сканер, мультимедийные средства.
Главным достоинством визуализации является то, что ее можно
использовать при объяснении нового материала; при повторении и
закреплении нового материала; при контроле и систематизации знаний; при
обобщении знаний; при выполнении домашнего задания, а также при
заучивании наизусть; при работе с текстовым материалом; при
самостоятельной работе, то есть на всех этапах проведения урока. Учитель
должен самостоятельно определить место применения метода визуализации в
учебном процессе [9].
Наиболее популярная и часто используемая учителями составная часть
визуализации на уроке географии – это презентация. Она чаще всего
используется учителем как фрагмент урока: подбирается иллюстративный
материал, географические факты; складывается образная или сравнительная
формируется
характеристика какоголибо физического объекта,
иллюстративный видеоряд, например в виде карт, возможно, с
могут быть использованы и
использованием видеофрагментов;
демонстрационные программы. Реже учитель проводит урокипрезентации,
такие как уроклекция, урокпутешествие, урокисследование, которые в
большей степени подходят для проведения уроков в старших классах.
Одним из самых активнодеятельностных средств при работе с текстом
на уроке является опорная схема. Учитель всегда должен понимать, что схема
это не самоцель, а лишь метод концентрации внимания на тексте, проблеме;
7регулятор внедрения обучающихся в материал повествования. Главное
значение схемы помощь обучающимся в представлении о содержании,
проблематике, значении текста. Преимущество зачастую отдается схемам,
которые возможно применить в работе с любым текстом [14].
Н.Н. Баранский, говоря об особенностях школьного предмета
географии, указывал, что «ни один из других предметов в такой степени не
нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время,
ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для
применения наглядных и занимательных способов преподавания, как
география». Это не отвлеченные понятия, а конкретные, доступные нашему
непосредственному восприятию [3].
Значение применения наглядных средств в обучении географии очень
велико. Наглядность, в первую очередь, предоставляет возможность
сконцентрировать внимание на главном – сложить основной образ темы,
помогающий крепко усвоить и запомнить материал, который является одним
из главнейших методических приемов усвоения и закрепления знаний
предмета [11].
Большое самостоятельное значение в географии имеют наглядные
образы. Обучающиеся по внешнему облику должны отличать предметы,
разнообразные территории (местности), физические и экономические явления,
которые могут быть изображены в наглядном виде. Одновременно
эффективнее происходит процесс мышления на основании сильных и ярких
образов; живое восприятие часто служит для обращения к теоретическому
мышлению [19].
Невозможно представить современный урок географии без наглядного
обучения. Одной из ключевых функций средств обучения служит обеспечение
наглядности в процессе усвоения знаний. Особенно важным это является изза
того, что в процессе изучения физической и экономической географии
8