Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
география
7 кл
16.06.2019
В данной методической разработке приводится описание сущности наглядного метода обучения географии, использования кинофрагментов на уроках географии как средства визуализации. Рассматривается МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КИНОФРАГМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.Применение кинофрагментов на уроках географии «Материков и океанов» в 7 классе. Технология составления кинофрагментов. Список художественных фильмов, использованных для создания кинофрагментов.
Корщикова методразработка 2017.doc
Корщикова С.Н.
«Методика применения кинофильмов для развития познавательной
компетенции обучающихся на уроках географии».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................
ГЛАВА 1.
ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИЗУАЛЬНЫХ
МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ..........................................................
1.1 Сущность наглядного метода обучения географии.......................
1.2 Использование кинофрагментов на уроках географии как средства
визуализации.................................................................................................
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КИНОФРАГМЕНТОВ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ................................................................................
2.1 Применение кинофрагментов на уроках географии «Материков и
океанов» в 7 классе........................................................................................
2.2 Технология составления кинофрагментов....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей методической разработки «Методика применения
кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на
уроках географии». Данная тема вызвала у меня большой интерес вследствие
ее актуальности. Сейчас все суворовцы отлично знакомы с различным
спектром средств информационнокоммуникационных технологий.
2 Спецификой их обучения является то, что они более четко усваивают новые
знания наглядным способом, так как более 80% обучающихся являются
визуалами.
Кинофильмы значительно помогают учителю возбудить интерес у
обучающихся к изучению новой темы. Отбор кинофрагментов из
художественных фильмов для использования на уроках географии требует
значительных усилий и большого количества времени у учителя, но, в то же
время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения.
Использование кинофрагментов на уроках географии целесообразно и
необходимо, так как именно в географии наиболее эффективным способом
можно показать особенности природных территорий, отличительные черты
растений и животных, населяющих их, причины происхождения физических
процессов и явлений, продемонстрировать причинноследственные связи всех
компонентов природы.
Цель исследования создание методики применения кинофильмов на
уроках географии для развития познавательной компетенции обучающихся.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы
следующие задачи:
изучить методическую литературу по теме работы;
определить список художественных фильмов;
выделить фрагменты кинофильмов с физикогеографическими
явлениями и объектами природы;
составить вопросы к фрагментам кинофильмов для применения
их на уроках географии.
Объект исследования аудиовизуальные средства обучения.
Предмет исследования
видеофрагменты кинофильмов и их
применение в обучении школьников на уроках географии.
Методы исследования:
3
изучение и анализ педагогической, научно – методической,
учебной, учебнометодической литературы по теме исследования;
изучение и систематизация отечественной и зарубежной
киноиндустрии;
создание кинофрагментов;
анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в определении методов и
условий формирования познавательных компетенций у обучающихся с
применением кинофрагментов на уроках географии, а так же создании базы
кинофрагментов с составленными к ним вопросами. Материалы данной
работы можно использовать в практической деятельности учителей
географии.
Данная работа состоит из двух глав. В первой теоретической главе
показаны основы представлений о визуальных методах обучения географии и
использование кинофрагментов на уроках географии как средства
визуализации. Вторая глава содержит методику применения кинофрагментов
на уроках географии в курсе «Физической географии материков и океанов» и
технологию составления кинофрагментов. В работе использовался 26
источников, из них 3 электронных ресурса, 3 приложения и 7 рисунков.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИЗУАЛЬНЫХ
МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
1.1 Сущность наглядного метода обучения географии.
Информация – это продукт мыслительной деятельности. По мнению
известного советского психолога А.Н. Леонтьева «единственным источником
мышления является чувственное восприятие».
Человек получает информацию из окружающей среды с помощью пяти
сенсорных каналов: слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой и
кинестетический. Репрезентативная система кодирует в сознании человека
сенсорную информацию, получаемую им благодаря каналам восприятия. В
4 психологии каждый из этих каналов принято называть модальностью. В
зависимости от подавляющей роли какойлибо модальности восприятия
делятся по видам: одна из модальностей является ведущей, а другие –
дополняют восприятие предмета. Всего в учебном процессе выделяется три
системы восприятия информации: аудиальная, визуальная и кинестетическая.
Психологи доказали, что в процессе обучения нужно обязательно принимать
во внимание образовавшиеся методы и приемы получения знаний [7].
Цели и задачи, поставленные перед современным образованием,
постоянно изменяются, главный упор ставится уже не на овладение знаниями,
умениями и навыками, а на формирование “компетентности”. Многие
соглашаются с требованиями современного общества, предъявляемыми к
образованию, многие выражают свое несогласие, но адаптировать
методические приемы и средства к современному образовательному процессу
необходимо, потому что методика, как и общество развивается по спирали,
улучшая и совершенствуя хорошо функционирующие старые приемы одним
из которых является визуализация.
Психологи полагают, что более 80% современных школьников являются
визуалами и только лишь около 20% аудиалы и кинестетики. Это вполне
объяснимо, имея в виду первенство клиповой культуры во время мировой
компьютеризации, поэтому для школы значительно важно вовремя вносить
поправки в преподавание согласно требованиям общества потому что, по
мнению М.А.Рыбниковой «разумной методикой обеспечивается и
успеваемость, и выполнение программы, и дисциплина, и эффективность
работы учителя, и последующий рост и развитие потенциала ученика». Я
думаю, что выражение компетентного человека в области образования
являются актуальными и сейчас [13].
Основные ведущие компетенции,
формирующиеся методом
визуализации (по Хуторскому А.В.) подразумевают формирование умений у
5 обучающихся определять и использовать необходимую информацию, работать
в команде, на протяжении всей жизни иметь готовность к постоянному
саморазвитию. Подготавливает и создает благоприятные условия для их
формирования именно визуализация [41].
Ценностносмысловые компетенции формируются благодаря
электронным конспектам, планам, схемам, индивидуальным и групповым
презентациям, мультимедийным учебникам и книгам, развивающим
интеллектуальным компьютерным играм. В учебной и другой деятельности
имеющиеся компетенции предоставляют обучающемуся механизм его
самоопределения.
Значимую развивающую роль в приобретении знаний играет
интерактивная доска. Обучающиеся получают наглядную возможность
корректировки и предупреждения ошибок. Использовать интерактивную
доску можно для демонстрации изображений, картин, карт; для оформления и
коррекции творческих работ, для групповой работы обучающихся на
различных этапах урока. С помощью реальных объектов и информационных
технологий вырабатываются умения самостоятельно производить учебно
познавательные компетенции [8].
Общепредметные и коммуникативные компетенции, способствующие
умению взаимодействовать в группе, генерировать коммуникативное поле и
целесообразно использовать возможности интернета, формируются благодаря
умению создавать презентации, варианты электронных схем, учебные и
внеучебные программы; возможности интегрировать науку и видеть в частном
целое. Большое количество тренинговых дисков обеспечивает возможность
самостоятельно контролировать усвоение своих знаний, умений и навыков;
находить проблемы, повышать результаты. Данные тренинги дают учителю
возможность проводить постоянный контроль усвоения знаний, выработки
навыков и умений на уроках географии. [21].
6 Достаточно большое разнообразие видов визуализации существует на
уроке: развернутые вопросы и ответы, опорные планы, схемы, таблицы и
конспекты, презентации, видеоролики, а также фрагменты кинофильмов. Все
эти средства являются методами зрительного восприятия. Они помогают
создать оснащенный мультимедийной техникой кабинет географии, в котором
должен иметься компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска,
принтер, сканер, мультимедийные средства.
Главным достоинством визуализации является то, что ее можно
использовать при объяснении нового материала; при повторении и
закреплении нового материала; при контроле и систематизации знаний; при
обобщении знаний; при выполнении домашнего задания, а также при
заучивании наизусть; при работе с текстовым материалом; при
самостоятельной работе, то есть на всех этапах проведения урока. Учитель
должен самостоятельно определить место применения метода визуализации в
учебном процессе [9].
Наиболее популярная и часто используемая учителями составная часть
визуализации на уроке географии – это презентация. Она чаще всего
используется учителем как фрагмент урока: подбирается иллюстративный
материал, географические факты; складывается образная или сравнительная
формируется
характеристика какоголибо физического объекта,
иллюстративный видеоряд, например в виде карт, возможно, с
могут быть использованы и
использованием видеофрагментов;
демонстрационные программы. Реже учитель проводит урокипрезентации,
такие как уроклекция, урокпутешествие, урокисследование, которые в
большей степени подходят для проведения уроков в старших классах.
Одним из самых активнодеятельностных средств при работе с текстом
на уроке является опорная схема. Учитель всегда должен понимать, что схема
это не самоцель, а лишь метод концентрации внимания на тексте, проблеме;
7 регулятор внедрения обучающихся в материал повествования. Главное
значение схемы помощь обучающимся в представлении о содержании,
проблематике, значении текста. Преимущество зачастую отдается схемам,
которые возможно применить в работе с любым текстом [14].
Н.Н. Баранский, говоря об особенностях школьного предмета
географии, указывал, что «ни один из других предметов в такой степени не
нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время,
ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для
применения наглядных и занимательных способов преподавания, как
география». Это не отвлеченные понятия, а конкретные, доступные нашему
непосредственному восприятию [3].
Значение применения наглядных средств в обучении географии очень
велико. Наглядность, в первую очередь, предоставляет возможность
сконцентрировать внимание на главном – сложить основной образ темы,
помогающий крепко усвоить и запомнить материал, который является одним
из главнейших методических приемов усвоения и закрепления знаний
предмета [11].
Большое самостоятельное значение в географии имеют наглядные
образы. Обучающиеся по внешнему облику должны отличать предметы,
разнообразные территории (местности), физические и экономические явления,
которые могут быть изображены в наглядном виде. Одновременно
эффективнее происходит процесс мышления на основании сильных и ярких
образов; живое восприятие часто служит для обращения к теоретическому
мышлению [19].
Невозможно представить современный урок географии без наглядного
обучения. Одной из ключевых функций средств обучения служит обеспечение
наглядности в процессе усвоения знаний. Особенно важным это является изза
того, что в процессе изучения физической и экономической географии
8
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Методическая разработка "Методика применения кинофильмов для развития познавательной компетенции обучающихся на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.