Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
03.03.2018
Современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ предполагают активную практическую деятельность по развитию мышления, следовательно, - музыкального языка и речи учащихся. Системный подход
требует, помимо обязательного изучения фонетики, грамматики и синтаксиса, формирование семантических1 представлений. Результатом такого развития должно стать умение грамотно, самостоятельно и творчески активно взаимодействовать с музыкальным текстом не только в плане исполнительской деятельности, но и в направлении композиторского творчества.
Методическая разработка по сольфеджио.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
на тему:
«Музыкальные диалоги и ролевые игры
на уроках сольфеджио
в младших классах ДШИ»
Выполнила: преподаватель
музыкальнотеоретических
дисциплин Кунафина
Наталья Валерьевна
2015 год
1 Введение
Предмет сольфеджио – одна из ведущих творческих дисциплин в
музыкальном образовании. В рамках устоявшейся академической концепции
предмет сольфеджио направлен на развитие музыкального слуха, памяти,
изучение норм и правил грамматики музыкального языка. Он включает
различные формы работы с учащимся: музыкальный диктант, слуховой
анализ, сольфеджирование, выполнение творческих и игровых заданий.
Практика преподавания теоретических
дисциплин опирается
преимущественно на такие понятия, как «форма», «аккорд», «интервал»,
«тональность», т. е. ориентируют на морфологию, грамматику и синтаксис в
освоении музыкального языка, но не на интонационную лексику, столь
необходимую в устной форме музыкальноречевой деятельности. В
узкограмматической ориентации теоретических предметов интонационно
смысловые категории не находят достаточного применения. Понятие
«интонирование» применяется чаще узкоспециально.
Парадоксы современной образовательной системы – отрыв от практики
и нескоординированность информации с деятельностью вызывают печальные
последствия, особенно в области инструментального исполнительства. Это
значит, что при достаточно прочных академических теоретических знаниях и
общей технической подготовленности музыканта наблюдается неумение
расшифровать смысловую сторону музыкальной интонации, воспроизвести
художественно адекватную сторону сочинения, не говоря уже о свободном
музицировании и импровизации, ставших воистину проблемой.
Современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ предполагают
активную практическую деятельность по развитию мышления, следовательно,
музыкального языка и речи учащихся. Системный подход
требует, помимо обязательного изучения фонетики, грамматики и синтаксиса,
формирование семантических1 представлений. Результатом такого развития
2 должно стать умение грамотно, самостоятельно и творчески активно
взаимодействовать с музыкальным текстом не только в плане
исполнительской деятельности, но и в направлении композиторского
творчества.
Под семантикой следует понимать наличие в анализе строгой
аналитической процедуры – семантического метода, направленного к
расшифровке смысловых структур музыкального текста. Подход к
музыкальному языку в этом случае подразумевает наличие в нем устойчивых
интонационных оборотов с закрепленными значениями (лексем,
семантических фигур, сюжетноситуативных знаков, в совокупности
образующих интонационную лексику, репрезентирующую предметный мир,
действия, события и образы искусства.
Помимо семантических фигур, к смысловым структурам музыкального
произведения относится целый ряд категорий поэтики: герой, персонаж,
сюжет, диалог, монолог, полилог, сцена, картина, пластика, жест, танец.
В вопросах интерпретации музыкального текста и расшифровки
смысловой стороны интонации приоритетное место принадлежит работам Б.В.
Асафьева. Он впервые обнаружил в музыке явление «общезначимых
интонаций», называл музыку «искусством интонируемого смысла», имея в
виду постоянное присутствие подобных интонаций в текстах различной
Обнаружение
природы.
«общеупотребительных» интонаций помогает конкретизировать не только
«общезначимых»
и
узнавание
и
1Семантика (греч.) значение единиц языка, способность элементов музыкальной речи быть
носителями художественного смысла, быть образновыразительным знаком.
смысл различных деталей текста, но и поставленные педагогом
исполнительские задачи.
Научиться пользоваться «общезначимыми интонациями» (Б.Асафьев),
включать их в свободное музицирование и импровизацию – одна из задач
музыкальной семантики.
3 Традиция исследования «словаря музыкальных значений» (по
М.Арановскому, «музыкальной лексикографии») продолжена многими
зарубежными и отечественными учеными (М.Букофцер, Я.Ииранек, Д.Кук,
Б.Собольчи, М.Арановский, И.Барсова, Ю.Кон, М.Михайлов, Г.Тараева,
В.Холопова, Л.Шаймухаметова и др.). Проблеме связи темы с музыкальным
образом через изучение специфики музыкального интонирования также
посвятили свои труды В.П.Бобровский, Л.А.Мазель, Е.А.Ручьевская,
Ю.П.Тюлин, В.А.Цуккерман и другие исследователи.
В интересующем нас ракурсе изучения проблемы «музыкальный текст и
исполнитель»,
контексте педагогической деятельности,
семантический метод может помочь определиться в расшифровке словаря
а также
интонационной лексики – устойчивых оборотов с закрепленными предметно
образными значениями. Они имеют различное, в том числе, внемузыкальное
происхождение (пластическое, сюжетнообразное, предметноконкретное,
вербальноречевое), и формируются
в условиях ситуативносюжетных
повторов для воплощения образов героев, персонажей диалогов, сцен
музицирования или танцевальных эпизодов.
На необходимость совершенствования работы с текстом в последнее
время указывали преимущественно педагоги – практикиавторы методических
рекомендаций и докладов на научнопрактических конференциях.
Первый и наиболее обзор разработки указанной проблемы был выполнен
Г.Р.Тараевой и опубликован Российской государственной библиотекой в
серии «Музыка. Обзорная информация» в 1988г. Анализ и характеристика
проблема в целом, так же, как и изложение техники семантического анализа,
содержатся в статьях и монографиях Л.Н.Шаймухаметовой. В области
фундаментальных научных исследований содержания и теории музыкального
текста стали формироваться научные школы, разрабатываться новые научные
концепции постижения смысла и интерпретации музыкального произведения.
4 Музыкальное содержание в современном искусствознании оформилось в
научное направление.
В Уфимской государственной академии искусств в 2001году создана
единственная в России Лаборатория музыкальной семантики. Лабораторией
проводятся теоретические исследования по проблеме «Музыкальный текст и
исполнитель», накоплен большой материал и опыт исследований в области
смысловой организации музыкального текста. Одновременно выполняются
задачи адаптации научных результатов к практической деятельности
педагогов разных звеньев образовательного процесса. Особое место в
творческой деятельности лаборатории занимает «перевод» научных позиций
музыкознания на уровень детского восприятия. Большинство разработанных
учебных и методических пособий имеют грифы министерств Российской
Федерации и рекомендованы для использования в учебных заведениях
профессионального и общего музыкального образования.
Таким образом, современной наукой доказано, что семантические
представления обязательно должны присутствовать в обучении музыканта.
Рассказать или пересказать (переизложить) на музыкальном языке и в
устной речи увиденное, услышанное, прочувствованное – одна из важнейших
творческих и одновременно дидактических задач предмета сольфеджио на
современном этапе, которая фактически не решается изза отсутствия
специальных технологий работы с текстом, направленных к этой цели.
Новое научнометодическое направление под названием «Практическая
семантика на уроках сольфеджио в ДМШ», разработанное профессором,
доктором искусствоведения УГАИ Шаймухаметовой Л.Н апробировано во
многих российских учебных заведениях и является частью общероссийского
инновационного проекта «Креативное обучение в ДМШ», успешно
внедряемого с 2008 г. в школах России. (Москва, Петербург, РостовнаДону,
Архангельск, Саратов, Волгоград, Новосибирск, Красноярск, Владивосток,
5 Томск, Омск, Оренбург, Екатеринбург, республики Якутия, Адыгея) и за
рубежом (Казахстан, Белоруссия, Украина, дальнее зарубежье – Германия,
Австрия, Болгария,
В связи с этим в представленной методической разработке предлагается
рассмотрению иной инновационный подход в изучении музыкального языка,
разработанный в Лаборатории музыкальной семантики Уфимской
государственной академии искусств и представляющий собой новую
технологию творческой работы с музыкальным текстом не только с точки
зрения грамматики, а с точки зрения его семантики, а также путем
включения теоретической информации в игровую деятельность
(интонационные этюды и ролевые игры) для обучения детей навыкам
музыкальноречевого высказывания. Последнее крайне необходимо для
усвоения музыкального языка, поскольку ни один язык не может быть
полноценно осмыслен вне навыков устной речи. При этом развивается не
только слух и память, но и столь необходимое в искусстве творческое
воображение.
Целью настоящей методической разработки является:
Адаптация инновационных технологий в области практической
преподаванию в начальных звеньях
семантики к
образовательного процесса и популяризация новой концепции
практической семантики
с целью воспитания современной
творческой личности с креативным мышлением.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Основные задачи:
1.Воспитание
культуры творческого отношения юного
исполнителя к музыкальному тексту.
2. Укрепление межпредметных связей сольфеджио с фортепиано
6 3.Формирование первичных семантических представлений
учащихся начального этапа обучения в условиях совместной
работы учителя и учащихся в младших классах ДМШ и ДШИ.
Практические задачи на пути к цели:
1. Овладеть методикой работы с содержанием музыкального
произведения на уроках сольфеджио, внедрение инновационной
техники ТРИЗ (техники решения изобретательных задач).
2. Повысить педагогическое мастерство и профессиональную
компетентность.
3. Освоить на практике методику межпредметных связей
«Фортепиано на уроках сольфеджио».
Формирование семантических представлений учащихся на уроках
сольфеджио лучше начинать в младших классах через привлечение
внемузыкального детского опыта общения с людьми, предметным миром и
другими видами искусства. Это могут быть стихи, речевые диалоги, пластика,
театр, танец. Внемузыкальные компоненты урока сольфеджио широко
распространены в учебной практике, органично вписываются в урок,
помогают сделать его интересным и увлекательным.
Учащиеся получают системные представления о музыкальном языке,
работая с ключевыми интонациями в форме интонационного этюда –
универсальной форме межпредметных связей. Интонационный этюд – это и
творческий процесс (ролевая игра), и в то же время – результат
преобразования первоначального музыкального текста (вокальной мелодии,
инструментального фрагмента, на основе смысловой расшифровки ключевых
интонаций произведения с последующим исполнением.
7 Методике работы над интонационным этюдом посвящены ряд изданий
научноисследовательской Лаборатории музыкальной семантики. (См.,к
примеру: «Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио». В 4х
выпусках / Под общей ред. Шаймухаметовой Л.Н.)
. Совместное творчество, игра в ансамбле, участие в ролевых играх и
нетрадиционных формах чтения с листа, редактирования, аранжировки,
интерпретации произведения не может не заинтересовать любого ученика –
даже скептически настроенного к «скучным» занятиям на академическом
уроке музыки
В представленной методической разработке предлагается ряд
интонационных этюдов, разработанных по методике Л.Н. Шаймухаметовой на
основе инновационных технологий, разработанных в ЛМС УГАИ.
Разработка предназначена для совместной творческой деятельности на
уроках сольфеджио с детьми младшего возраста в ДМШ, ДШИ, а также на
уроках музыки в младших классах общеобразовательных школьных
учреждениях с инновационным развитием.
Предложенные в методическом описании приемы переинтонирования
могут быть использованы в процессе работы, как на уроках сольфеджио, так и
на уроках фортепиано, а также в предметах «Импровизация» и «Слушание
музыки». Пластические этюды как форма деятельности позволяют применять
методики и на уроках «Ритмики».
При отборе музыкального материала, наряду с использованием мелодий
из различных сборников сольфеджио, привлекались и инструментальные
фрагменты с целью включения в совместное исполнение с учителем и работы
в условиях ансамблевого музицирования. Функциональное использование
фортепиано с целью имитации музыкальных инструментов расширяет
8
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Методическая разработка на тему: «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.