Хорошо организованный учебный процесс в сфере детского музыкального образования многогранен.
Технические средства обучения, на сегодняшний день, являются одним из действенных современных вспомогательных компонентов работы с детьми. Однако, в наших условиях, использование современных технических средств имеет свои особенности. Примеры технических средств, которые предпочтительней использовать на уроках в ДМШ, ДШИ.
Методические рекомендации к открытому уроку.doc
Методические рекомендации к
открытому уроку:
«Использование современных
технических средств (СТС) в
детских музыкальных школах»
(На примере работы в классе струнно
смычковых инструментов).
Автор:
преподаватель по
классу скрипки
МАУ ДО ДМШ
им. Р.М. Глиэра
Никитенко Ирина Михайловна
1 Калининград 2018
«Выживает не самый сильный и не самый
умный, а тот, кто лучше всех откликается на
происходящие изменения». (Чарльз Дарвин)
Общие положения
Хорошо организованный учебный процесс в
сфере детского музыкального образования
многогранен.
Технические средства обучения, на сегодняшний
день, являются одним из действенных современных
вспомогательных компонентов работы с детьми.
Однако, в наших условиях, использование
современных технических средств имеет свои
особенности:
слабая материальная база музыкальных школ
консерватизм преподавателей
отсутствие государственной поддержки в
создании необходимых для ДМШ, ДШИ учебных
пособий и эталонных записей детского
концертного репертуара современные технические
средства являются хоть и достаточно мощным, но
всётаки, вспомогательным способом обучения и
воспитания обучающихся.
2 Примеры технических средств, которые
предпочтительней использовать на уроках в
ДМШ, ДШИ.
Видеокамера. Использовать её можно очень
широко, от записи урока, концерта до записи
домашних занятий, а смотреть и анализировать
увиденное, естественно, ученики будут после
урока. (Почти все ТСО помогают продолжать
время урока).
Теперь и уроки сольфеджио, музыкальной
литературы и другие занятия в музыкальных
школах проходят с применением мощных
компьютеров со специальным программным
обеспечением и midiклавиатурой.
В распоряжении обучающихся и их
преподавателей – цифровое фортепиано,
интерактивная
проектор,
многофункциональное лазерное устройство,
эргономичная мебель, современные моноблоки с
midiклавиатурами.
доска,
Что нового может дать интерактивная доска
музыкальному педагогу? Прежде всего, широкие
возможности разнообразной и эффективной работы
с классом на современном уровне. Например: Flow!
3 Works программное обеспечение интерактивных
досок QOMO позволяет преподавателю создавать
собственные наглядные мультимедийные ресурсы и
использовать специально разработанные готовые
уроки.
Например, педагог может вывести на доску
нотный стан и записать на нем ноты или
воспроизвести готовый текст музыкального
произведения из памяти компьютера, дополнить
его пометками и примечаниями, а затем сохранить.
Теперь мы знаем, что такие возможности
пригодятся не только на уроке сольфеджио, но и
на занятиях по инструменту.
4 В арсенале у музыкальных педагогов имеются
готовые интерактивные уроки, изготовленные
специально для интерактивных досок. Готовые
образовательные модули это учебники нового
поколения, в которых есть не только текст и
картинки, но также видео и аудиозаписи,
подобранные к каждой теме.
Готовые
интерактивные уроки поставляются при покупке в
5 музыкальные школы вместе с интерактивными
досками QOMO.
Программа «Музыкальный экзаменатор»
нацелена на развитие музыкальных способностей и
прежде всего умения схватывать на лету музыку и
тут же её воспроизводить.
Это даёт тот практический опыт, который
невозможно получить из учебников, но который
можно получить только самому играя музыку.
Непрерывное изменение профессиональных и
жизненных ситуаций требует адекватных реакций
со стороны сталкивающихся с ними людей.
Динамическое обучение не только дает
возможность приобретать знания, позволяющие
эффективно решать существующие и вновь
возникающие задачи, но, самое главное, прививает
способность в дальнейшем самостоятельно
обучаться для адаптации к постоянным
изменениям.
Использование интерактивных методов
хорошо применять и в коллективном
музицировании
целью формирования
ансамблевого исполнительства, игровых навыков,
с
6 развития творческого потенциала учащихся в
составе ансамбля и оркестра.
принципа
Сегодня новые условия образовательной
деятельности, сочетание урочной и внеурочной
работы, требуют от нас, педагогов ДМШ (ДШИ),
применение и использование новых технологий,
внедрение
в
образовательном
создание
разносоставных коллективов, с целью раскрытия
потенциала музыкальных и
творческих
способностей учащихся, воспитание сценической
культур. Использовать новые средства обучения:
применение в работе новых технологий (ПК),
мультимедийных программ.
вариативности
процессе,
В арсенале ДМШ могут быть и иные
технические
например
электрифицированные стенды и макеты,
кинопроекторы, синтезаторы.
средства,
как,
Более серьёзное отношение требуется в
использовании компьютеров: туда можно заложить
музыкальные программы, нотные редакторы –
Сибелиус,
Final, работа с компьютером очень
перспективна в работе с детьми.
7 Не исключено, что учёные в ближайшее время
предложат обществу более совершенные
технические средства. А применение новых
технических средств приведёт к непредсказуемым
результатам в учебном процессе ДМШ, ДШИ как
положительным, так и отрицательным возможно.
И к этому надо готовиться и держать процесс под
внимательным контролем.
Пример:
На уроке записано произведение,
которое находится в работе. Скрипка, в отличие от
фортепиано и других инструментов, держится на
плече и придерживается подбородком. Звуки,
которые воспроизводятся на ней, передаются на
ученическое ухо по тканям челюсти и очень
отличаются от реального звучания. Скрипач
слышит свой звук левым ухом «изнутри», а правым
частично «извне». Камера (запись) позволяет
ученику услышать себя со стороны. Все ошибки и
недоработки слышны «как на ладони», а
положительные стороны не задерживают внимания.
Недоработки в любом виде техники становятся для
ученика наглядными, они усиливают советы
педагога своей наглядностью. Всё это способствует
активизации и тщательности домашних занятий.
8 Большой воспитательный эффект имеет запись
Она позволяет
академических концертов.
объективно разобраться и ученику, и учителю в
том, что и как было сыграно. Особенно такие
записи важны в спорных случаях, т.к. позволяют
снова «прокрутить» то, что происходило на сцене.
Очень эффективно действует прослушивание
выдающихся (скрипачей) в записи, особенно если
одно и то же произведение звучит в разных
исполнениях.
На классные и родительские собрания можно
выносить живое исполнение детей класса, давать
удачные записи с их концертов или концертов
бывших воспитанников класса, школы, города. На
таких концертах педагог сам может проиграть
пьесы из ученического репертуара, дать их в
имеющихся
записях лауреатов школьных
конкурсов или в интерпретации мастеров
скрипичного искусства. Большой интерес вызывает
у учащихся исполнение одного произведения на
разных инструментах и в разных стилях.
Полезно за неделю перед концертом
проконтролировать ученика в записи: интонацию и
штрихи,
фразировку,
артикуляцию
и
9 убедительность агогики и ощущение стиля. Такая
запись повышает ответственность ученика и
вынуждает работать его в почти концертном
режиме.
ВЫВОДЫ:
Подводя итог
вышесказанному,
надо
что современные технические
подчеркнуть,
средства способствуют аналитической работе с
целью изучения чужого и своего художественного
опыта и помогает педагогу использовать
«проблемные» методы обучения для развития
творческого мышления своих воспитанников. Так
обучающийся «учится слушать» себя со стороны.
Правда, существует проблема: современные
технические средства требуют технических знаний
и навыков, острого и подвижного ума, надёжных и
целенаправленных движений (почти как игра на
новом музыкальном инструменте), мы видим, как
наши дети схватывают управление этими
остроумными приборами налету.
«Мир, в котором предстоит жить нашим
детям, меняется в четыре раза быстрее, чем
наши школы».
(Вилларт Даггет, директор
Международного центра лидерства и образования).
10 образовании
На протяжении достаточно длительного
времени в постсоветском пространстве в
музыкальном
постепенно
образовывался некий информационный вакуум –
большинство новых музыкальных направлений
никаким образом не отражались в учебных
программах образовательных учреждений.
Музыкальное образование на всех этапах
становления личности стало отдаляться от
потребностей общества в целом и каждого
обучающегося в частности.
Почему это
произошло?
Да просто система образования, прекрасно
работающая в прежнем общественном устройстве,
при переоценке ценностей и смене приоритетов
перестала быть современной и адекватной. Как
результат – общее падение уважения к
музыкальному занятию на всех этапах – от
детского сада до вуза.
Если бы сейчас немного подправить учебные
планы, дабы растить грамотных педагогов и
музыкальных работников,
разбирающихся в
современной музыке, владеющих новейшими
аппаратными средствами и возможностями.
11 А так, как результат, образовавшийся вакуум,
стали
каждый (педагог, учреждение, регион),
заполнять посвоему, сообразно своим знаниям и
возможностям, на свой страх и риск.
«Сегодняшнее поколение – первое, которое
растёт в полностью цифровой среде». (Дон
Тэпскотт, «Вырастаем цифровыми»).
Несмотря на то,
что западная модель
образования шагнула далеко вперед по
технологиям, наш путь внедрения современных
музыкальных технологий должен быть уникальным
и основываться должен именно на российских
традициях музыкального образования, а не на
западных моделях.
Несмотря на довольно серьезные опасности,
которые могут возникнуть в любом начинании,
решение есть.
Самая главная составляющая – это воспитание
грамотных педагогов, которые, вопервых, хорошо
разбираются в существующем современном рынке,
вовторых, имеют хорошие базовые навыки работы
с современными технологиями, и главное –
готовность самого педагога получать новые знания
и применять эти знания в своей профессиональной
12 деятельности. Как говориться – не бойтесь снова
«пойти в первый класс».
Вот и мы учимся…
Литература:
1. Н. Руденко. ТСО в работе
педагога-инструменталиста в
ДМШ // Вопросы методики
начального образования. М.,
Музыка. 1981
2. А.Горбунова. Использование
современных средств
13 звукозаписи в учебно-
методической работе
воспитательной и
педагога. // Вопросы методики
начального образования. М.,
Музыка. 1981
3. Фомичёв Ю.К. ТСО в учебном
процессе ДМШ. М., 1974
14
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Методическая рекомендация к открытому уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.