Методическая рекомендация к открытому уроку
Оценка 4.9

Методическая рекомендация к открытому уроку

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
17.02.2019
Методическая рекомендация к открытому уроку
Хорошо организованный учебный процесс в сфере детского музыкального образования многогранен. Технические средства обучения, на сегодняшний день, являются одним из действенных современных вспомогательных компонентов работы с детьми. Однако, в наших условиях, использование современных технических средств имеет свои особенности. Примеры технических средств, которые предпочтительней использовать на уроках в ДМШ, ДШИ.
Методические рекомендации к открытому уроку.doc
Методические рекомендации к открытому уроку: «Использование современных технических средств (СТС) в детских музыкальных школах»  (На примере работы в классе струнно­ смычковых инструментов). Автор:   преподаватель по  классу скрипки  МАУ ДО ДМШ  им. Р.М. Глиэра Никитенко Ирина Михайловна 1 Калининград 2018 «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения». (Чарльз Дарвин) Общие положения          Хорошо организованный учебный процесс в сфере   детского   музыкального   образования многогранен. Технические   средства   обучения,   на   сегодняшний день, являются одним из действенных современных вспомогательных компонентов работы с детьми. Однако,     в   наших   условиях,     использование современных   технических   средств     имеет   свои особенности:  ­ слабая материальная база музыкальных школ ­ консерватизм преподавателей ­   отсутствие   государственной   поддержки   в создании необходимых для ДМШ, ДШИ учебных пособий   и   эталонных   записей   детского концертного репертуара современные технические средства являются хоть и достаточно мощным, но всё­таки,  вспомогательным способом обучения и воспитания обучающихся.  2 Примеры   технических   средств,   которые предпочтительней   использовать   на   уроках   в ДМШ,  ДШИ.   Видеокамера.  Использовать   её   можно   очень широко,   от   записи   урока,   концерта   до   записи домашних   занятий,   а   смотреть   и   анализировать увиденное,   естественно,   ученики   будут   после урока.   (Почти   все   ТСО   помогают   продолжать время урока). Теперь   и   уроки   сольфеджио,   музыкальной литературы     и   другие   занятия   в   музыкальных школах   проходят   с   применением   мощных компьютеров   со   специальным  программным обеспечением и midi­клавиатурой.  В   распоряжении   обучающихся   и   их преподавателей   –   цифровое   фортепиано, интерактивная проектор, многофункциональное   лазерное   устройство, эргономичная мебель, современные моноблоки   с midi­клавиатурами. доска,     Что   нового   может   дать   интерактивная   доска музыкальному педагогу? Прежде всего,   широкие возможности разнообразной и эффективной работы с классом на современном уровне. Например: Flow! 3 Works ­ программное обеспечение интерактивных досок QOMO ­ позволяет преподавателю создавать собственные наглядные мультимедийные ресурсы и использовать   специально   разработанные   готовые уроки.  Например,   педагог   может   вывести   на   доску нотный   стан   и   записать   на   нем   ноты   или воспроизвести   готовый   текст   музыкального произведения   из   памяти   компьютера,   дополнить его пометками и примечаниями, а затем сохранить. Теперь   мы   знаем,   что   такие   возможности пригодятся не только на уроке сольфеджио, но и на занятиях по инструменту. 4 В арсенале у  музыкальных педагогов имеются готовые   интерактивные   уроки,   изготовленные специально   для   интерактивных   досок.   Готовые образовательные   модули   ­   это   учебники   нового поколения,   в   которых   есть   не   только   текст   и картинки,   но   также   видео­   и   аудиозаписи, подобранные   к   каждой   теме.   Готовые интерактивные уроки поставляются при покупке в 5 музыкальные   школы     вместе   с   интерактивными досками QOMO. Программа   «Музыкальный   экзаменатор» нацелена на развитие музыкальных способностей и прежде всего умения схватывать на лету музыку и тут же её воспроизводить.  Это   даёт   тот   практический   опыт,   который невозможно   получить   из   учебников,   но   который можно получить только самому играя музыку.    Непрерывное   изменение   профессиональных   и жизненных ситуаций требует адекватных реакций со   стороны   сталкивающихся   с   ними   людей. Динамическое   обучение   не   только   дает возможность   приобретать   знания,   позволяющие эффективно   решать   существующие   и   вновь возникающие задачи, но, самое главное, прививает способность   в   дальнейшем   самостоятельно обучаться   для   адаптации   к   постоянным изменениям.          Использование интерактивных методов хорошо   применять   и   в   коллективном музицировании     целью   формирования ансамблевого   исполнительства,   игровых   навыков, с 6 развития   творческого   потенциала   учащихся     в составе ансамбля и оркестра.       принципа   Сегодня   новые   условия   образовательной деятельности,   сочетание   урочной   и   внеурочной работы, требуют от нас, педагогов ДМШ (ДШИ), применение   и   использование   новых   технологий, внедрение в образовательном создание разносоставных   коллективов, с целью раскрытия потенциала   музыкальных   и     творческих способностей   учащихся,   воспитание   сценической культур.   Использовать   новые   средства   обучения: применение   в   работе   новых   технологий   (ПК), мультимедийных программ. вариативности процессе,       В   арсенале   ДМШ   могут   быть   и   иные технические   например электрифицированные   стенды   и   макеты, кинопроекторы, синтезаторы. средства,   как,   Более   серьёзное   отношение   требуется   в использовании компьютеров: туда можно заложить музыкальные   программы,   нотные   редакторы   – Сибелиус,  Final,   работа   с   компьютером   очень перспективна в работе с детьми. 7 Не  исключено, что учёные в ближайшее время предложат   обществу   более   совершенные технические   средства.   А   применение   новых технических средств приведёт к непредсказуемым результатам в учебном процессе ДМШ, ДШИ как положительным, так и отрицательным возможно. И к этому  надо готовиться и держать процесс под внимательным контролем. Пример:    На   уроке   записано   произведение, которое находится в работе. Скрипка, в отличие от фортепиано и других инструментов, держится на плече   и   придерживается   подбородком.   Звуки, которые   воспроизводятся   на   ней,   передаются   на ученическое   ухо   по   тканям   челюсти   и   очень отличаются   от   реального   звучания.   Скрипач слышит свой звук левым ухом «изнутри», а правым частично   «извне».   Камера   (запись)   позволяет ученику услышать себя со стороны. Все ошибки и недоработки   слышны   «как   на   ладони»,   а положительные стороны не задерживают внимания. Недоработки в любом виде техники становятся для ученика   наглядными,   они   усиливают   советы педагога своей наглядностью. Всё это способствует активизации  и тщательности домашних занятий. 8 Большой воспитательный  эффект   имеет  запись   Она   позволяет академических   концертов. объективно   разобраться   и   ученику,   и   учителю   в том,   что   и   как   было   сыграно.   Особенно   такие записи  важны  в спорных  случаях,  т.к.  позволяют снова «прокрутить» то, что происходило на сцене.  Очень   эффективно   действует   прослушивание выдающихся (скрипачей) в записи, особенно если одно   и   то   же   произведение   звучит   в   разных исполнениях.     На классные и родительские собрания можно выносить   живое   исполнение   детей  класса,   давать удачные   записи   с   их   концертов   или   концертов бывших воспитанников класса, школы, города. На таких   концертах   педагог   сам   может   проиграть пьесы   из   ученического   репертуара,   дать   их   в имеющихся   записях   лауреатов   школьных конкурсов   или   в   интерпретации   мастеров скрипичного искусства. Большой интерес вызывает у   учащихся   исполнение   одного   произведения   на разных  инструментах и в разных стилях.  Полезно   за   неделю   перед   концертом проконтролировать ученика в записи: интонацию и   штрихи, фразировку, артикуляцию     и 9 убедительность агогики и ощущение стиля. Такая запись   повышает   ответственность   ученика   и вынуждает   работать   его   в   почти   концертном режиме. ВЫВОДЫ: Подводя   итог   вышесказанному,   надо   что   современные   технические подчеркнуть, средства     способствуют   аналитической   работе   с целью изучения чужого и своего художественного опыта   и   помогает   педагогу   использовать «проблемные»   методы   обучения  для   развития творческого мышления своих воспитанников.  Так обучающийся «учится слушать» себя со стороны.     Правда,   существует   проблема:   современные технические средства требуют технических знаний и навыков, острого и подвижного ума, надёжных и целенаправленных   движений   (почти   как   игра   на новом музыкальном инструменте), мы видим, как наши   дети   схватывают   управление   этими остроумными приборами налету.     «Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши   школы».  (Вилларт   Даггет,   директор Международного центра лидерства и образования). 10 образовании       На   протяжении   достаточно   длительного времени   в   постсоветском   пространстве   в музыкальном постепенно образовывался   некий   информационный   вакуум   – большинство   новых   музыкальных   направлений никаким   образом   не   отражались   в   учебных программах   образовательных   учреждений. Музыкальное   образование   на   всех   этапах становления   личности   стало   отдаляться   от потребностей   общества   в   целом   и   каждого обучающегося   в   частности.   Почему   это произошло?  Да   просто   система   образования,   прекрасно работающая в прежнем общественном устройстве, при   переоценке   ценностей   и   смене   приоритетов перестала   быть   современной   и   адекватной.   Как результат   –   общее   падение   уважения   к музыкальному   занятию   на   всех   этапах   –   от детского сада до вуза.  Если   бы   сейчас   немного   подправить   учебные планы,   дабы   растить   грамотных   педагогов   и музыкальных   работников,   разбирающихся   в современной   музыке,   владеющих   новейшими аппаратными средствами и возможностями. 11 А так, как результат,  образовавшийся  вакуум,   стали каждый   (педагог,   учреждение,   регион),   заполнять   по­своему,  сообразно   своим  знаниям   и возможностям, на свой страх и риск.  «Сегодняшнее   поколение   –   первое,   которое растёт   в   полностью   цифровой   среде».   (Дон Тэпскотт, «Вырастаем цифровыми»). Несмотря   на   то,   что   западная   модель образования   шагнула   далеко   вперед   по технологиям,   наш   путь   внедрения   современных музыкальных технологий должен быть  уникальным и   основываться   должен   именно   на   российских традициях   музыкального   образования,   а   не   на западных моделях. Несмотря   на   довольно   серьезные   опасности, которые   могут   возникнуть   в   любом   начинании, решение есть.  Самая главная составляющая – это воспитание грамотных педагогов, которые, во­первых, хорошо разбираются в существующем современном рынке, во­вторых, имеют  хорошие базовые навыки работы с   современными   технологиями,   и   главное   – готовность самого педагога получать новые знания и применять эти знания в своей профессиональной 12 деятельности. Как говориться – не бойтесь снова «пойти в первый класс».  Вот и мы учимся… Литература: 1. Н. Руденко. ТСО в работе педагога-инструменталиста в ДМШ // Вопросы методики начального образования. М., Музыка. 1981 2. А.Горбунова. Использование современных средств 13 звукозаписи в учебно- методической работе воспитательной и педагога. // Вопросы методики начального образования. М., Музыка. 1981 3. Фомичёв Ю.К. ТСО в учебном процессе ДМШ. М., 1974 14

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку

Методическая рекомендация к открытому уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019