Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
16.08.2019
Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»
Работа написана для преподавателей вокала и музыки ,работающим с детьми от 5 до 16 лет.Она содержит подробное описание физиологических особенностей голоса детей и рассказывает об этапах формирования детских голосов,процессы роста и формирования голосовых связок и гортани. Знание этих особенностей поможет преподавателям в практической работе .
знанио доклад 08.2019.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» муниципального образования города Ноябрьск «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.» Методическая разработка на тему: выполнила: преподаватель по    классу сольного пения МАУ ДО ДШИ им. П. И. Чайковского Сафонова Е.С 3 г. Ноябрьск 2019г. Содержание: Введение. Глава 1. О возрастных особенностях голоса.  Глава  2.  Детский голос Глава  3.  Мутация   Глава 4.   Гигиена и режим голоса. Охрана детских голосов          Вывод. Список литературы. 4 Введение.   Пение   ­   могущественный   инструмент     эмоционального   влияния.   Никакой   музыкальный инструмент   не   может   соперничать   с   человеческим   голосом—этим   замечательным   даром природы.  Пение не только доставляет поющему   удовольствие, но также упражняет и развивает его музыкальный слух, артикуляционный аппарат и дыхательную систему. В Японии, например, где   широко   распространена   дыхательная   гимнастика,   редко     встречается   инфаркт миокарда. Из   всего   сказанного,   имеющего   отношение   главным   образом   к   физиологической   стороне пения, вытекает, что оно в системе образования и воспитания школьника должно занимать важное место. Огромное значение имеет музыкально­вокальная подготовки певцов с детства. Перед педагогами вырастают важнейшие задачи и выявляются новые необходимые условия, которые должны быть созданы для развития вокальной культуры в детском возрасте, для охраны голосового аппарата и голоса детей и для выработки таких музыкально­вокальных методов,   которые   в   полной   мере   способствовали   бы   обучению   пению   во   все   периоды развития. Основным фактором в вокальном обучении и воспитании детей является охрана голоса, т. е. поддержка в нем тех вокальных качеств, которые присущи тому или другому возрасту. Для   этого   не   надо   стремиться   к   преждевременному   развитию   вокальных   данных.   Надо сохранить   естественное   детское   звучание   вокально­здоровых   детей   и   вернуть   его   тем детям, у которых обнаруживаются те или другие отклонения. Как известно, вопросы охраны детских голосов очень сложны, трудны и ответственны. От правильного решения этих вопросов будет полностью зависеть, сколько детей с красивыми голосами разовьется во взрослых певцов с такими же полноценными голосами. Глава 1.  О возрастных особенностях голоса. Голос   у   человека   появляется   с   момента   рождения   (врожденный,   безусловный   защитный рефлекс).   На   базе   этого   рефлекса   путем   образования   цепных,   условно­рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос. О том, какое значение имеет  участие  возможно большего количества органов чувств для успешного овладения навыками в педагогике, было известно еще со времен замечательного славянского   педагога   Я.   А.   Коменского,   «золотое   правило»   которого   гласило   примерно так:   все,   насколько   можно,   предоставлять   чувствам:   видимое—   зрению,   слышимое   — слуху,   обоняемое   —   обонянию,   вкушаемое   —   вкусу,   осязаемое   —   осязанию,   а   если   что может   быть   одновременно   воспринимаемо   несколькими   чувствами,   то   должно одновременно   предоставлять   нескольким   чувствам.  Это   правило   затем   повторялось другими великими педагогами  — И. Г. Песталоцци  и К. Д. Ушинским  — и отразилось  в учении   И.   П.   Павлова   (динамический   стереотип)  и   А.   А.   Ухтомского   («созвездие 5 2)   защитная,   3)   глотательная, центров»).   К   сожалению,   педагоги   прошлого   не   знали   о   том,   что   у   человека   есть   еще шестое чувство, так называемое мышечно­суставное. После исследований И. М. Сеченова, И. П. Павлова и Н. И. Красногорского (1910) мышечно­суставное чувство стали называть «двигательным  анализатором»;  он  играет   большую   роль  в  становлении   как  разговорного, так и певческого  голоса. Ребенок   уже   к   концу   второго   года   жизни   овладевает   речью,   у   него  появляется  речевой голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Артикуляционный   аппарат   с   его   богатой   кинестезией   (ощущение   движений)   при   пении играет не главную, а вспомогательную роль: петь можно и с закрытым ртом. Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно с дыханием). Но гортань обладает очень слабой кинестезией, несмотря на наличие в ней рефлексогенных зон.   Объясняется   это   тем,   что   четыре   функции   гортань   выполняет   совершенно автоматически, по безусловному рефлексу, независимо от нашей воли, от нашего сознания. Функции   эти   следующие:   1)   дыхательная,   4) голосообразовательная.   Если   вмешательство   сознания   в   такой   рефлекторный   акт,   как дыхание,   очень   полезно   человеку   (особенно   поющему),   то   такое   вмешательство   в рефлекторную деятельность гортани принесло бы только вред. Нам бы очень хотелось, чтобы фонетическую (певческую) функцию гортань выполняла по другим   закономерностям,   скажем,   чтобы   движениями   ее   мышц   и   суставов   мы распоряжались так, как своими руками владеют пианисты или скрипачи. Гортань очень важный жизненный орган не только для пения; она не может перестраивать свою   работу   «на   ходу»,   по   нашему   желанию,   тем   более   что   такая   перестройка нецелесообразна для организма. Для   условно­рефлекторных   связей   гортань   имеет   в   коре   мозга   представительство  в  слу­ ховой   зоне,   тесно   связанной,   как   известно   с   древнейших   времен,   с   двигательным анализатором. Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при воспитании   голоса.   Слух   развивается   не   попутно   и   не   одновременно   с   голосами,   как   об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю» — с заменой последнего слова на «пою» не теряет своего значения и для певца. Наиболее   благоприятные   условия   для   музыкального   и   вокального   развития   имеются   в детских   садах.   Ребята   поют   там   ежедневно,   что   очень   важно   для   тренажа   голосового аппарата. Когда музыкальный работник отсутствует, его замещают воспитатели. Пение   дошкольников   сопровождается   часто   движением,   в   которое   вносится   игровое начало, чем поддерживается постоянный интерес, дисциплинируется слуховое внимание, а подражание   мимике   руководителя   активизирует   артикуляционный   аппарат   маленьких певцов. Возникает вопрос: чем же поют дошкольники, если  у них только к 7—8 годам на­ чинается  формирование  вокальных  мышц? Поют  они главным  образом  за счет  натяжения голосовых   связок   с   помощью   наружных,   так   называемых   перстне­   щитовидных   мышц, вследствие чего голос у них мал по диапазону (не более одной октавы) и невелик по силе. При ларинго ­ и стробоскопическом осмотре короткая голосовая щель при фонации всегда 6 Детский голос  зияет,   движутся   только   края   голосовых   связок;   это   так   называемое  фальцетное звукообразование,   голос   при   этом   получается   светлый,   легкий.   Разницы   в   устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо развиты.   Глава 2.   Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Это различие особенно заметно между голосами мальчиков и мужчин. Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых,   особенно   в   младшем   школьном   возрасте,   но   обладают   особой   серебристостью   и легкостью.   Хотя   голоса   детей   и   уступают   по   силе   голосам   взрослых,   но   отличаются   большей звонкостью и «полетностью». Такие свойства тембра, как серебристость и звонкость, придают дет­ ским   голосам   особую   прелесть.   Качественные   отличия   детских   голосов   связаны   с   анатомо­ физиологическими особенностями голосового аппарата и всего растущего детского организма. Гортань у детей расположена высоко. Она приблизительно в 2—2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до пяти лет вокальных мышц нет, их место   занимает   рыхлая   соединительная   ткань   и   железы,   имеются   только   мышцы,   сближающие голосовые складки. К пяти годам заметны отдельные мышечные пучки вокальных мышц. С этого времени начинается их постепенное развитие.  К 11—12 годам вокальные мышцы заполняют голосовые складки, оказываются сформированными. До   9—10   лет  у   большинства   детей   при   пении   голосовые   складки   колеблются   только   своими эластичными краями и полностью не смыкаются, голосообразование на всем диапазоне идет по фальцетному   типу,   голос   состоит   только   из   одного   регистра   ­   головного.   Голосовые   мышцы развиты недостаточно, диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют прибли­ зительно одинаковый диапазон в пределах первой октавы. Крайние ноты диапазона, особенно «до»­ дети берут с трудом. Как   показали   лабораторные   исследования,   у   детей   начальных   классов   школы   неверно интонирующих,   у   так   называемых   «гудошников»,   голосообразование   осуществляется   по   типу грудного регистра. Такие дети могут интонировать звуки только в малой октаве. Звуковысотная регулировка для слабо развитых детских голосовых складок в этом регистре затруднена, поэтому диапазон голоса у таких детей очень мал — несколько тонов. Встречаются также дети, у которых при   пении   голосовые   складки   колеблются   по   типу   смешанного   регистра.   Но   в   целом   для школьников начальных классов характерно фальцетное голосообразование. Дыхательные мышцы у них еще слабы, емкость легких мала, потому и сила голоса меньше, чем у более взрослых ребят. Голоса детей этого возраста особенно легки, прозрачны, но бедны обертонами. Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания. В  I  и  II  классах   голоса   детей   типовых   различий   не   имеют.   Голоса   учащихся  II  классов   от  I отличаются в основном только по объему диапазона. Он немного расширяется вверх, охватывая первые тоны второй октавы. Изменения в голосах заметны между II и III классами. Приблизительно с 9—10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все   больше  обретать   микстовый  характер.   Голоса   детей   звучат   с  большей  силой,   обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона. 7 Эти   ноты   начинают   отличаться   от   верхних   и   нижних   нот.   У   одних   детей   на   нижних   нотах появляются элементы грудного звучания, расширяется диапазон вниз, ниже до .    У других детей диапазон растет вверх. Таким образом, голоса детей приблизительно с 10 лет постепенно дифференцируются на два типа: высокие и низкие. Высокие голоса девочек называют сопрано, мальчиков — дискантами. Диапазон сопрано и дискантов, так же как альтов девочек и мальчиков, почти совпадают. Разделение голосов на высокие и низкие начинается с III класса и ярко выражено уже в IV, V классах. К этому времени, к  11—12  годам,  голосовые   складки   заметно   увеличиваются,   внутри   них   уже   сформированные голосовые   мышцы.   Крепнут   дыхательные   мышцы,   увеличивается   емкость   легких.   Сила   звука возрастает.   Достаточно   рельефно   выявляются   три   регистра:   грудной,   смешанный   и   головной. Головной регистр у сопрано называют сопрановым, у дискантов — дискантовым. Границы между регистрами у детей заметны резче, чем у взрослых. Границы     диапазонов   у   разных   детей   могут   варьироваться   как   в   сторону   увеличения,   так   и   в сторону сокращения, особенно за счет верхних нот. Крайние верхние ноты дети обычно интонируют неточно.   При   обучении   пению   наблюдается   расширение   диапазона.   Верхние   звуки   у   ребят развиваются быстрее, чем нижние. Голосообразование у подростков 11—13 лет происходит в основном по типу смешанного регистра. Грудной регистр у детей по сравнению со взрослыми отличается меньшей наполненностью, звучит мягко, имеет «бархатистый» тембр, а ноты головного регистра носят ясно выраженный фальцетный характер. В этом возрасте легко отличить голоса девочек от голосов мальчиков, они различаются не только по тембру, но и по силе. Голоса мальчиков обычно бывают сильнее голосов девочек. После  12  лет  детский   организм   вступает   в   период   полового   созревания,   во   время   которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим возникают изменения и в голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи, и бронхов, глубина и высота твердого нёба (у мальчиков), развивается подвижность мягкого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полости, увеличивается объем этих полостей. Происходит смена голоса — мутация, т. е. переход детского голоса во взрослый. Глава3.2. Мутация     Приблизительно   с   13   лет,   иногда   раньше,   иногда   позже,   начинается   период   мутации (перемены) голоса, совпадающий  с началом  полового  созревания. И. И. Мечников  назвал этот   период   в   жизни   человека  дисгармоничным,   поскольку   половое  развитие   опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично   происходит   и   рост   отдельных   частей   голосового   аппарата   подростка. Например,   голосовые   связки   увеличиваются   в   длину,   а   ширина   их   остается   прежней, потому   что   гортань   больше   растет   в   продольном   направлении,   чем   в   поперечном. Резонаторные   полости   отстают   от   роста   гортани,   а   надгортанник   часто   и   у   взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация и в совместной работе дыхания и гортани. Рост  частей гортани и координация  ее работы с дыхательным  аппаратом  и резонаторами протекают гораздо равномернее и глаже, если школьник и до мутации, и в самом начале ее все время занимается пением.  Еще   Ла­Марк   полтораста   лет   тому   назад   выдвинул   правильное   положение:   все,   что упражняется,—   развивается,   все,   что   не   упражняется,—   разрушается.   Затем   это   было                                                                                                 8 повторено  отцом   нашей   лечебной   физкультуры   П.   Ф.   Лесгафтом,   а   на   современном физиологическом  языке звучит  так: все, что не упражняется,— атрофируется  от бездей­ ствия (Фарфель). Гораздо резче выступают явления мутации у непоющего школьника: его разговорный голос хрипнет, часто срывается; при ларингоскопии слизистая гортани красная, связки набухшие — картина так называемого мутационного ларингита. У   поющего   перемена   голоса   наступает   как   бы   исподволь,   постепенно:   связки увеличиваются в размере равномерно, при прослушивании отмечается снижение диапазона по ступеням гаммы, к концу мутации голос снижается на целую октаву. Но   наступает   время   (приблизительно   14—15­летний   возраст),   когда   поющие   мальчики должны   быть   взяты   под   особый   контроль,   так   как   у   них   появляются   признаки мутационного ларингита. Это продолжается максимум год, а иногда 1,5 года, но не 2, не 3 и, во всяком случае, не 6 лет, как говорят многие вокальные педагоги, которые разрешают юношам заниматься пением только после 18 лет. Немецкий   философ   конца  XIX  столетия   Карл   Лунк   по   этому   поводу   выразился,   что «работающие   мускулы   крепнут,   неработающие   —   засыпают,   неправильно   работающие— разрушаются».   И   вот   «спит»   такой   юноша   до   18   лет,   а   когда   просыпается,   то,   к   стыду своему, слышит, как его сверстники­музыканты  давно  уже играют  концерты скрипичные, фортепианные,   а   он   не   может   отличить   малую   терцию   от   большой.   Минимум   лет   шесть пропадают напрасно, а затем все нужно начинать сначала, так как старое забыто. Этим   объясняется,   по­видимому,   отставание   наших   вокалистов   от   своих   сверстников­ музыкантов.   Все   лучшие   наши   певцы   в   детстве   пели   в   хоре   и   в   младших   и   в   старших классах. Л. В. Собинов и Е. И. Богданович  пели и в гимназическом хоре, и в студенческом хоре при Московском университете. А. В. Нежданова пела с I класса до окончания гимназии. Мутация протекает очень различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья ребенка и от климатических условий. У детей, живущих в средней полосе, половое созревание охватывает в среднем возраст от 14 до 17 лет. У подростков южных   национальностей   оно   протекает   раньше.   Детский   организм,   ослабленный   частыми   ин­ фекционными и различными общими заболеваниями, мутирует позднее. В   одних   и   тех   же   климатических   условиях,   в   зависимости   от   индивидуальных   особенностей организма (от состояния здоровья и, главное, от развития психики) мутация может быть ранней (с 11 лет) или запоздалой (позже 17 лет). Это — отклонения от общей закономерности, аномалии мутации. Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно   и   менее   болезненно,   чем   у   мальчиков.   У   девочек   он   обычно   развивается   постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами де­ вочек.   Формирование   взрослого   женского   голоса   происходит   в   основном   на   базе   крепнущего среднего регистра (первой октавы). В период полового созревания отмечается быстрый рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 0,5.     А гортань мальчиков вырастает на  2/з, резко вытягивается вперед, голосовые складки   также   соответственно   удлиняются.   Бурный   рост   гортани   сопровождается   усиленным 9 приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения у маль­ чиков выражены ярче и потому вызывают более резкие нарушения в голосообразовании. Глава 4. Гигиена и режим голоса. Охрана детских голосов            Для успешных  занятий  пением  необходимо  создать наиболее  благоприятные  условия. Прежде всего надо наладить нормальную певческую функцию, т. е. установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, которая позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Это достигается при воспитании профессиональных вокальных навыков.        Развитие   голоса   зависит   от   того,   насколько   правильно   певец   пользуется   им.   В   связи   с   этим необходимо   остановиться   на  основных  причинах,   нарушающих   нормальную   работу   голосовых органов. Нередко начинающие певцы поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой.  Обладатели   высоких  голосов   подлаживаются  под   низкие,   поют  произведения  для  этих голосов. Бывает и наоборот. Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Особенно грешат этим дети.   Они   не   только   пытаются   «перещеголять»   друг   друга   высокими   предупредить   их,   т.   е. ознакомиться­с их профилактикой. Профилактика, прежде всего, должна сводиться к устранению причин, вызывающих профессиональные заболевания. Основными причинами являются: перегрузка голосового   аппарата   чрезмерной   работой,   неумелое   пользование   им,   неправильные   (вредные) навыки голосообразования, пение в больном состоянии.                                           складку, т. е. разрыв кровеносного сосуда в ней. При этом во время пения певец ощущает, что голос перестал ему по­ виноваться, появляется внезапная сильная охриплость. При осмотре складка представляется как бы залитой кровью. При полном молчании кровоизлияние рассасывается. Но при повторении кро­ воизлияние может привести к узелковому заболеванию. Кровоизлияние в голосовую складку может произойти у певицы при пении в менструальные дни. В этот   период   слизистая   оболочка   верхних   дыхательных   путей   краснеет,   особенно   заметно покраснение   и   отек   в   гортани.   Голосовые   складки   тоже   становятся   розоватыми   и   часто покрываются комочками слизи, снижается их активность при смыкании. Степень воспалительных изменений у певиц неодинакова, различно и звучание голоса. Одни певицы совсем не могут петь в такие дни; у других голос звучит хуже, чем обычно; у третьих звучание голоса не ухудшается и даже бывают случаи, когда голос в эти дни звучит лучше. Но две последние группы составляют меньшинство.   Кровеносные   сосуды   в   этот   период   становятся   ломкими.   При   пении,   во   время сокращения голосовых мышц, может произойти разрыв сосуда в складке. Поэтому, независимо от звучания голоса, петь во время менструации категорически запрещается. Пение в этот период осо­ бенно опасно для школьниц. Их в такие дни необходимо освободить от пения на уроках музыки. Наилучшим   лекарством   при   всех   острых   заболеваниях   голосового   аппарата   является   полный покой, строгий режим молчания Для певцов характерна повышенная восприимчивость ко всякого рода   заболеваниям   голосового   аппарата   и   особенно   к   простудным.   Это   объясняется   тем,   что голосовые органы после усиленной работы при пении бывают разгорячены довольно длительное время   и   потому  становятся   более   чувствительны   и   восприимчивы   ко  всем   факторам,   которые могут вызвать раздражение (дым, табак, алкоголь и т. п.) или заболевание (инфекция, охлаждение). Простудные и многие другие заболевания дыхательных путей не являются прямыми причинами профессиональных заболеваний. Но если певец поет в больном состоянии, то все эти заболевания могут стать предрасполагающими факторами возникновения профессиональных заболеваний. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из простудных заболеваний. 10 Самое   частое   простудное   заболевание—это   насморк   (воспаление   слизистой   оболочки   носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз — на гортань, что часто происходит тогда, когда певец при насморке поет. В первый день при насморке голос обычно звучит. Но после пения в таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц и голос   надолго   теряет   свою   настоящую   звучность.   Помимо   острых   бывают   и   длительные   — хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос, как резонатор, а это делает пение невозможным или ухудшает его качество. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, кото­ рое протекает при общем хорошем состоянии больного, обычно такое заболевание быстро и без следа проходит. Его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто да­ ет осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок. При простудных заболеваниях гортани — острых ларингитах— поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но несмыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание носа или глотки не   проходит   бесследно   для   гортани.   Она   в   той   или   иной   степени   вовлекается   в   болезненный процесс. Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов. Хрупкий голосовой   аппарат   ребенка,   находящийся   в   постоянном   развитии,   требует   особого  внимания   и бережного отношения.  Следует учесть, что только один правильный певческий режим не может обеспечить условия для нормального   развития   детского   голоса.   Детям   свойственна   повышенная   эмоциональная   воз­ будимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни (во время игр дома, в школе во время перемен). Постоянная громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам. Учитель музыки должен повседневно разъяснять детям опасность перенапряжения голоса как в речи, так и в пении. От того как будет развиваться голос ребенка и особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса, так как красивый тембр может сохраняться и после мутации. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов. Все это обязан хорошо помнить учитель музыки в школе. Вывод. Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, т. е. овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию. Охрана детского голоса в основном сводится: 1) соблюдению правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;   2)   к воспитанию правильных певческих навыков; 3)   к необходимому режиму во время занятий пением; разъяснительной гигиенических по   к       работе   11 к 4) с выдающимися вокальными данными. выявлению     и   особому   наблюдению   за   развитием   детей 12 Список   литературы: 1.Г.П.Стулова   «Развитие   детского   голоса».Издательство   «Прометей»МПГУ   им.   В.И.Ленина (Москва , 1992 г. ) 2.«Детский голос» ( Экспериментальное исследование) под редакцией В.Н. Шацкой . Издательство « Педагогика» (Москва ,1970 г.) 3. А.Г. Менабени. «Методика обучения сольному пению». Издательство  «Просвещение» (Москва, 1987 г.) 4.Л.Б.Рудин. «Основы голосоведения». Издательский   отдел Российской общественной академии голоса.  (Москва, 2009 г.) 5. «Развитие детского голоса»   ( ред .  В.Н.Шацкой ) (Москва , 1963 г.) 13

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»

Методическая разработка на тему: «Особенности развития детского голоса. Этапы развития и особенности работы с ним.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2019