Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
1 кл—4 кл
27.09.2019
Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС. Задачи: • использование технологии проектно-исследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; развивать творческие способности обучающихся. • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся. • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий. С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
Методическая разработка на тему.docx
Методическая разработка на тему:  "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД". Абдулвагабова У.М. , учитель музыки Введение Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств  обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в  современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно­ исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной  образовательной программы начального общего образования. Включение  учащихся в проектно­исследовательску  деятельность  обусловлена необходимостью: научить приобретать знания  самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения  новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные  навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения. Моя методическая тема на тему: Проектно – исследовательская деятельность, как средство  формирования УУД. Основная цель: включение младших школьников в проектно­исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии  проектно­ исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС. Задачи: использование технологии проектно­исследовательской деятельности с  целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; развивать  творческие способности обучающихся. внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью  формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся. повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения  новых технологий. С чего начать работу по организации проектно­исследовательской  деятельности младших школьников? Свою работу по организации в классе проектно­исследовательской деятельности  я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей  обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была  спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую  деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на  каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и  исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?    Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно­ исследовательская деятельность. Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus  «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность  документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого­либо  сооружения или изделия либо предварительный текст какого­либо документа  или, наконец, какой­либо замысел или план. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно­познавательная,  творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,  согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение  общего результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая  её и рефлексию результатов деятельности. Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок  вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных,  случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из  видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся,  связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с  заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:  постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике,  подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектно­исследовательская деятельность – деятельность по  проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение  необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Новизна методической системы Проектно­исследовательская деятельность на уроке способствует  формированию трех основных компетентностей:  информационной (готовность к использованию информационных ресурсов  и самообразованию), коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное  решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь). Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной  деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими  знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания  в совместной  деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению  этапов проектной деятельности. 1. 2. 3. Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего  плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники  лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее  эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на  воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей  деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему  усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только  осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся  самостоятельной организации собственной деятельности, поиску  дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути  решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам  предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной  деятельности и деятельности всего коллектива Структура проекта 1. Подготовительный этап и целеполагание. проблемное введение в тему урока; постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку  вопроса (поиск гипотезы); совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. 2.Разработка проекта­ учитель вместе с учащимся составляет план  деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы:в каких  источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными  знаниями. 3.Выполнение проекта – практическая часть. В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка.  Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании. 4.Презентация результатов проекта Каждый проект должен завершаться получением какого­либо продукта:  выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с  компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с  удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга. 5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения  проекта. Этапы научного исследования: Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов Темы проектно­исследовательской деятельности выбираю в зависимости от  интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная,  изобретательская и теоретическая. В настоящее время проектно­исследовательская классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. 1. 2. 3. 4. По количеству участников проектно­исследовательская деятельность может  быть организована по­разному:  индивидуальное или микрогрупповое (2­5 участников)  коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся. В практике используются следующие виды проектов: 1. исследовательско­творческие: дети экспериментируют, а затем результаты  оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево­игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ  персонажей сказки и решают по­своему поставленные проблемы); 3. информационно­практико­ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн  группы, витражи и др.); 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского  дизайна, например «Театральная неделя»). По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного  года. Степень активности учеников и учителя на разных этапах. Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на  разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать  самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а  от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни  были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного  проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в  следующей схеме: 1­й этап: УЧИТЕЛЬ ученик 2­й и 3­й этапы: учитель УЧЕНИК Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем  этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе  погружения в проект, ­ зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести  работу над проектом к формулированию и выполнению задания по  самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика,  поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали  или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым  житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Практическая часть и результаты работы.  Вам необходимо организовать проектно­исследовательскую деятельность  с обучающимися если Вы хотите:  повысить мотивацию школьников к учению;  расширить свой творческий потенциал;  способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных  способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать,  принимать решения, оценивать результаты;  создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки,  ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия,  применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои  действия;  способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;  наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского  давления;  получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие  критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она  полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как  складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В  ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную  наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных  технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с  помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих  возможностей. Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться,  что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет  планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных  ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к  меняющимся условиям. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду  с другими активными методами обучения может эффективно применяться в  начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности.  Таким образом, эффективность представленной методической системы  подтверждается: увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в  проектную деятельность конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами  конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.   Использование проектно­исследовательской деятельности в сочетании с  информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения,  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить  высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно  исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным  системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Список литературы: 1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В.  Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.­ 2000.­ N 2.­ C. 36­43.­ (Филос.­психол.  основы теории В. В. Давыдова). 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии  обучения.// 3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151­157 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.  Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с. 5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, —  с. 52­55 6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41­45 7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное  образование, № 7, 2000. 8. «Исследовательская работа школьников». Научно­методический и  информационно­публицистический журнал. Редакция «Народное образование».  9. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм  формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков  поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской  деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование,  2001. С. 68­80.

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему: "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".

Методическая разработка на тему:     "Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2019