Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."
Оценка 5

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
28.10.2017
Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."
В методической разработке на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход." рассмотрены функции педагогического процесса, этапы подготовки к урокам, схемы планирования, элементы плана урока, формы написания конспектов уроков, виды контроля обучающихся. Материал методической разработки может быть использован для выступлений на педагогических советах, для выступлений на комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин.Материал методической разработки может быть использован для выступлений на педагогических советах, для выступлений на комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин.
Метод_разработка_Деятельностный_подход.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Технологии конструирования педагогического процесса. Системно­деятельностный подход. Разработала: преподаватель математики Качмазова Светлана Анатольевна 1 Аннотация В методической разработке на тему "Технологии конструирования  педагогического процесса. Системно­деятельностный подход." рассмотрены  функции педагогического процесса, этапы подготовки к урокам, схемы  планирования,   элементы плана урока, формы написания конспектов уроков,  виды контроля обучающихся. Материал методической разработки может быть  использован для выступлений на педагогических советах, на комиссии  преподавателей общеобразовательных дисциплин. 2 «Вдохновение учителя, реакция  учеников на его домашние заготовки вселяют  душу в урок. Урок оживает и порой довольно  часто идёт по совсем другому руслу. Тогда  после занятия бросаешься к конспекту и  быстро, пока  не забылись самые драгоценные   его моменты, записываешь тот урок, который  на самом деле получился…»  А.А. Окунев.   1. Введение. Понятие о технологии конструирования педагогического  процесса. Одним из решающих условий успешного протекания  педагогического   процесса  является  его конструирование,  включающее в себя анализ,   диагностику,  определение прогноза и разработку  проекта деятельности.  На   этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные  между собой виды деятельности преподавателя, которые относительно  независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ  действий своих и учащихся. Соответственно  технологию конструирования  педагогического процесса – урока, можно представить как единство  технологии конструирования содержания (конструктивно­содержательная деятельность),  материальных или материализованных средств (конструктивно­материальная)  и деятельности (конструктивно­операциональная). 2. Деятельностный подход к планированию уроков. 2.1  Непосредственная подготовка преподавателя к уроку и его  планирование. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени. Непосредственная подготовка  преподавателя  к  уроку заключается в  конкретизации тематического плана применительно к каждому  уроку,  продумывании и составлении планов отдельных уроков. Технология конструирования  содержания урока на этапе  непосредственной подготовки информации  для  ее  восприятия  учащимися  проявляется во взаимосвязанных действиях преподавателя:  3 ­ отборе содержания учебного материала (в особенности конкретных фактов,   раскрывающих сущность понятий) в соответствии с целями и задачами урока и  уровнем подготовленности учащихся; ­ выделении возможных затруднений при изучении отобранного материала; ­ выборе наиболее доступных форм объяснения незнакомых и трудно  усваиваемых понятий, словосочетаний, высказываний и т.п.;  ­ выборе в каждом конкретном случае методов и приемов обучения;  ­ планировании своей деятельности и деятельности учащихся,  способствующей  пониманию передаваемой информации. Сам этап планирования урока включает в себя  три  взаимосвязанные  стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического  аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с  проработкой учебных ситуаций. Схема тематического планирования ПРИМЕР  ПЛАН  УРОКА ТЕМА УРОКА: ЦЕЛИ УРОКА: (общая дидактическая урока или системы уроков)  ТИП УРОКА: (н­р, комбинированный урок с элементами деловой игры) МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:(оборудование и основные источники информации) СТРУКТУРА УРОКА: I. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, выяснение  причин отсутствия). Проверка готовности группы к уроку.  II. Вступительное слово преподавателя.  Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, плана (на доске).  III. Активизация знаний учащихся.  Проверка ранее изученного материала  методом комбинированного опроса (опорные знания (понятия и факты) и  способы действий).  IV.  Формирование новых знаний и умений (новые понятия и способы действия,  межпредметные связи). VI. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания (повторение  объема учебного материала). 4 При определении целей урока необходимо предусмотреть  единство  образовательных,  развивающих и воспитательных целей, направленных на  усвоение знаний,  выработку умений и навыков,  развитие опыта  творческой  деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться  предельно конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока,   имея в виду при этом воспитательную цель,  пронизывающую систему уроков.   Все это необходимо для  обеспечения  целостности урока и создания  уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных,  значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После  определения общих целей урока они подразделяются на частные, т.е. на цели  отдельных учебных ситуаций.   Результатом подготовительной работы  к  уроку  является  его план.  В   отличие от тематического (календарно­тематического) его называют рабочим  или поурочным.  Его форма и объем жестко не регламентируются, но в  зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может  перерастать в план­конспект  или  даже  с подробным  указанием  каждого   педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план  свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока. Подготовка к уроку и преподаванию в целом, как и всякая иная разумная  деятельность, начинается с планирования.  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ­ конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи,  принципы, методы и содержание учебно­воспитательной деятельности  преподавателя и учебно­познавательной деятельности учащихся по освоению  содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся.  Планирование урока осуществляется в виде конспекта. 5 План урока – это методический вариант организации работы учащихся над  материалом урока. В нём обычно указывается тема и цель урока  (образовательная, развивающая, воспитывающая), распределение времени по  этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко  поясняется содержание рабаты. В последнем разделе фиксируются основные  элементы содержания проверяемого или нового материала и соответствующие  методические приёмы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы),  упражнения (задачи должны быть решены), методы изложения, демонстрации,   иллюстрации, содержание и виды самостоятельной работы, домашнее задание. План урока вне зависимости от его оформления содержит следующие  элементы: 1. дата проведения,  номер по тематическому плану, класс; тема, цели и  задачи урока; 2. структура урока с указанием последовательности его этапов  и  примерного распределения времени на эти этапы; 3. содержание учебного материала; 4. методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации; 5. учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их  использования на уроке; 6. планы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.). Преподаватель должен прогнозировать желаемые результаты обучения:  усвоение понятий и действий, формирование представлений, получение опыта и  т.д. В плане должны получить отражения средства, обеспечивающие достижение результатов, и критерии, позволяющие выявить степень реального продвижения  учащихся в овладении материалом, уровень общего развития личности,  гражданского и нравственного становления воспитанников.  При этом план не должен превращаться в догму, поведение преподавателя и учащихся не должно быть сковано слишком жёсткой схемой и настойчивым  стремлением сделать всё «по плану». 2.2  Этапы деятельностного подхода к подготовке плана урока. Для подготовки плана (конспекта) урока необходимо придерживаться   следующих рекомендаций: 6 1. Начало подготовки к уроку:  ­ четко определить и сформулировать его тему;  ­ определить место темы в учебном курсе;  ­ изучить программы, методические пособия, школьный учебник;  ­ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и ту часть  учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, межпредметные связи;  ­ выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и  запомнить. Существуют разные формы написания конспекта урока:   ­ произвольный;   ­ с выделением деятельности учителя и учащихся;   ­ с выделением вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для начинающего преподавателя, наиболее полезен конспект с  выделением деятельности преподавателя и учащихся, причём, как можно более  полный. Такая работа может предотвратить одну из часто повторяющихся  ошибок начинающих преподавателей – на уроке работает только преподаватель.  2. Определить и чётко сформулировать для себя и для учащихся  целевую установку урока: определить обучающие, развивающие и   воспитывающие функции урока.  3. Спланировать учебный материал для чего: ­ подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедические издания,  научно­ популярные издания, периодика, ресурсы интернет и т.д.),  отобрать из  доступного материала только тот, который служит решению  поставленных  задач;  ­ подобрать учебные издания, целью которых является: узнавание  нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой  ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий  подход к знаниям; 7 ­ упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к  сложному», составить три набора заданий: задания,  подводящие ученика к  воспроизведению материала; задания,  способствующие осмыслению материала  учеником; задания,  способствующие закрепления материала учеником;  4. Продумать «изюминку» урока – то, что вызовет удивление,  изумление,  восторг учеников. Это может быть интересный факт,  неожиданное открытие,  красивый опыт, нестандартный подход к уже известному материалу. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать   последовательность работы с учебным материалом, смену видов  деятельности  учащихся. Найти такую форму организации урока,  которая вызовет  повышенную активность учащихся, а не пассивное  восприятие.  6. Спланировать объём и формы самостоятельной работы учащихся на   уроке; контроль деятельности учащихся: продумать содержание и виды   контроля, как будут использованы его результаты. Составить список  учеников,  знания которых будут проверяться соответствующими  формами и методами с  учетом уровней их сформированности. Нормы  оценки знаний, умений и навыков должны быть известны ученикам.  7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам: как  ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки и т.д. 8. Подготовить оборудование для урока. Составить список  необходимых  учебно­наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать  вид классной доски,  чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, а также работу учащихся на доске и в  тетрадях. 9. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания,  способа его  преподнесения учащимся, рекомендации по выполнению.  Цели домашнего задания могут быть различны: повторение ранее   изученного материала; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым  материалом (новый материал возникает как обобщение  домашнего задания,  изучение нового материала проходит в постоянном  обращении к домашнему  8 заданию); обобщающее повторение; закрепление материала, изученного на  уроке.  При этом домашние задания могут быть устные и письменные;   репродуктивные, конструктивные и творческие; обязательные и по  желанию;  общие, дифференцированные и индивидуальные;  регламентированные и без  установленного срока выполнения;  комбинированные.   В реальной практике  10. Продумать форму подведения итогов урока. обучения домашнее задание, как правило,  дается в конце урока. Однако такая  ситуация не всегда оправдана.  Окончание урока полезно разнообразить  подведением итогов,  ознакомление учащихся с обобщающими выводами и  идеями; использованием эффекта «незавершённого действия»; привлечением   исторических сведений; выполнением игровых упражнений, решением   головоломок, кроссвордов, анаграмм, ребусов по информатике;  применением в  концовке неожиданного хода, шутки и т.д.  9 В чем же заключается непосредственная подготовка  преподавателя к уроку? Что такое поурочное планирование? Непосредственная подготовка преподавателя к уроку — это  планирование урока, конкретизация тематического планирования  применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и  составление плана и конспекта урока после того, как определено  основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому преподавателю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он  на основе тематического плана, содержания программы, знания  преподавателя учащихся, а также уровня их подготовки. В  планировании урока и разработке технологии его проведения  выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока,  каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока. План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для  преподавателя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с  учащимися. Урок ­ это творческий акт, а следовательно, недопустима  фетишизация плана урока в работе преподавателя. План урока является только  руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные  изменения по ходу урока, преподаватель не только вправе, а он обязан  отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность  урока. И есть обратная теорема: 2.3. Подход к организации процесса обучения. 10 Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения,  в котором на первый план выходит проблема самоопределения учащегося в  учебном процессе. Целью деятельностного подхода к планированию уроков является  воспитание  личности учащегося как субъекта жизнедеятельности.  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:   ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. При деятельностном подходе к планированию уроков не нужно забывать, что  действие учащегося в процессе обучения связано с передачей ему способов  (системы средств) построения понятия. Это возможно сделать лишь на особом содержании урока!  Содержание должно представлять систему, а не фрагменты. Учебным действием преподавателя, является лишь то действие, которое  «цепляет» ум учащегося.  Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого  (преподавателя, мастера п/о).  Важно развивать такие стороны:  3) планирование. 1) рефлексию,  2) анализ,  Они нацелены на самостоятельность учащегося, его самоопределение,  действие. В рамках деятельностного подхода учащийся овладевает универсальными  действиями, чтобы уметь решать любые задачи. 11 12 13 Деятельностный подход в  обучении предполагает ­   наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  ­    выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний; ­ ­ ­ выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего  осознанно применять приобретённые знания;  формирование у учащихся умения контролировать свои действия  как  после их завершения, так и по ходу;  включение содержания обучения в контекст решения значимых  жизненных задач. При деятельностном подходе формируются компоненты учебной  деятельности: ­ учебно­познавательный интерес; ­ целеполагание; ­ учебные действия; ­ самоконтроль, самооценка. 3. Вывод.  Правильно спланированный урок преподавателем позволит учащимся: 14 Учебный процесс при деятельностном подходе ­ это 1) взаимодействие 2) процесс решения проблемных задач Правильный подход к планированию уроков поможет преподавателю  устранить факторы,  вызывающие негативное отношение к учению  (монотонность, стереотипность, шаблонность изложения и т.п.);  предусмотреть  использование специальных приемов работы в условиях недостатка времени на  уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия,  не изменяющих стиля  общения и характера требований, средств, усиливающих воспитательный  потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.  Необходимо помнить, что каждый ребенок неповторим, он двигается в освоении нового в своем темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивает знания, умеет взаимодействовать в коллективе, адекватно оценивает свою деятельность. Поэтому, грамотно, интересно, последовательно спланированный урок поможет раскрыть все грани таланта учащегося. УРОК ­ это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его  интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. 15 Литература: 1. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное  пособие для студентов педагогических учебных заведений 2. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и  педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. ­ М: Педагогическое  общество России, 1998. ­ 640 с. 3. Обществознание. 11 класс. Формирование учебных компетенций:  Деятельностный подход Урок в современной школе. 4. http://goodwoman.ru/2011/01/analiz­urokaprimer/ 5. http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl3.html 16

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."

Методическая разработка на тему "Технологии конструирования педагогического процесса. Деятельностный подход."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2017