Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Оценка 4.6
Документация +2
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
01.06.2017
Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"
Методическая разработка заключает в себе теоритическую часть и практическую. В разработке приведены примеры положительного влияния музыкотерапии, как на физическое, так и на психическое состояние людей. А так же приведены собственные результаты исследований. В приложении напечатан список классических произведени по категория воздействия на человека.
Методическая разработка.doc
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Волжска РМЭ Методическая разработка «Влияние музыкотерапии  на психо­эмоциональное состояние детей» Педагог дополнительного образования  2 квалификационной категории:  Ульянова Светлана Владимировна г. Волжск 2011 год Содержание 1 Введение………………………………………………………………………… ..3 1.Теоретическое   обоснование   необходимости     и   значимости   применения музыкотерапии в образовательном учреждении………………………………. 9 2. Систематизация личного опыта использования музыкотерапии на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях……………………………………………………. 15 3. Заключение…………………………………………………………………....18 Публикация педагогического опыта, выходы городского и республиканского уровня…………………………………………………………………………… 19Список литературы……………………………………………………………...20   Приложение…………………………………………………………………........21 2 Введение  Наблюдая за поведением  учащихся начальной школы во время перемены, невольно возникало ощущение, что школьный звонок является для учащихся неким ключиком, который включает самые буйные и агрессивные эмоции. Со звуком   школьного   звонка,   дети   начинают   бегать   по   коридору   с   огромной скоростью. Создаётся впечатление, что их много лет держали взаперти, и вот, наконец­то выпустили, и они как множество маленьких самолётиков летают вокруг нас, толкая, и перекрикивая друг друга.   Учителя начальных классов, проводя с ними подвижные игры, порой не в силах угомонить, водящих и ловимых. Особенно такое поведение детей наблюдалось во время перемены после третьего и четвёртого уроков. Дети как будто хотели выплеснуть всё, что накопилось у них за время работы.  А после звонка, самым «активным» бегунам было сложно влиться в рабочий процесс.  У   неопытного   наблюдателя,   не   имеющего   педагогического   или психологического образования, наверное, возникнет вопрос – в чём причина такого поведения детей на переменах? Постараюсь ответить кратко.    Зачастую,   на протяжении  учебного дня учащиеся   часто испытывают внутреннюю   напряженность,   ощущают   себя   усталыми   и   раздраженными. Этому   способствуют   не   только   напряженная   поза   во   время   урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание   нагрузки   от   урока   к   уроку,   но   и,   очень   часто,     социально   ­ неблагополучная домашняя обстановка многих  учащихся нашей школы.  Всё, вышеперечисленное,     вызывает   внутренне   напряжение,   а  любое   внутреннее напряжение требует разрядки. На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, одним словом – разрядиться.   Совсем   другая   ситуация   происходила   на   первом   и   втором   уроке. Большинство,   ещё   не   проснувшихся   до   конца   учеников,   вялым   взглядом наблюдали за действиями учителя. Думаю, что любой учитель и рад таким урокам и не рад. С точки зрения дисциплины: «Учи да учи», ­ такая тишина и порядок в классе. С точки зрения усвоения учащимися учебного материала – не   совсем   положительная   обстановка,   многие   дети   постоянно переспрашивают   учителя,   прослушав   задание,   а   кто­то   и   вовсе   спросить ленится. И   в   первом,   и   во   втором   случаях   происходит   торможение   творческого самовыражения ребёнка. Как помочь ему высбодить или накопить нужную энергию,   использовать   её   для   улучшения   физического   и   психического 3 состояния   организма?   за   ответом   на   этот   вопрос   я   решила   обратиться   к термину музыкотерапия. Музыкальное   искусство,   помогает   освобождать   творческую   энергию.   Об исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов искусств известно с древнейших времен.  Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться,   сосредоточиться.   Для   этого   не   надо   быть   музыкантом   – достаточно   включить   музыку.   Музыкотерапия,   методы   и   приемы   которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения   и   самопознания,   помогают   приобрести   эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи   учащимся в нормализации   своего   состояния.   Это   очень   важно.   Ведь   каждому     нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.  Испытав   на   себе   лично   и   своих   детях   благотворное   влияние   на   психо­ эмоциональное   состояние   правильно   подобранной   классической   музыки,   я решила   испробовать   метод   музыкотерапии   на   учащихся   начальной   школы. Почему не всей школы? К сожалению, технические возможности, а именно, отсутствие   радиоузла,   не   позволяет   провести   эксперимент   на   уровне   всей школы.  Если   учащиеся   будут   иметь   возможность   расслабиться,   под   звучание классической музыки, снять психо­эмоциональное напряжения, это принесет пользу всем. Актуальность   методической   разработки  заключается   в     изучении   как   помощника   в возможностей   использования   музыкотерапии, здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся.    Новизна данной разработки заключается в применение музыкотерапии, как инновационной формы работы по профилактике и самокоррекции негативных психо­эмоциональных состояний  учащихся в школе. Проблема   исследования:  какова   эффективность   использования музыкотерапии   с целью профилактики и самокоррекции негативных психо­ эмоциональных состояний? Решение этой проблемы является целью исследования. Цель:   Профилактика и самокоррекция негативных психо­эмоциональных состояний воспитанников  с помощью использования  звучания классической музыки   на   переменах   между   уроками   и,   в   качестве   музыкального сопровождения при проведении внеклассных мероприятий. 4 Задачи: 1.Изучить понятие «музыкотерапия», охарактеризовать основные способы воздействия   классической   музыки   на   психо­эмоциональное   состояние учащихся. 2.   Провести   первичное   исследование   психо­эмоционального   состояния участников эксперимента 3.   Применить   на   практике   звучание   классической   музыки   не   только   на уроках музыки, но и на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях. 4.   Оценить   эффективность   применения   музыкотерапии   проведением повторных диагностических исследований. 5. Представить результаты методической разработки.  Для того  чтобы обосновать необходимость  внедрения музыкотерапии в образовательном учреждении, как средства  профилактики и самокоррекции негативных психо­эмоциональных состояний учащихся, в феврале 2011 года были проведены первичные диагностические исследования   на 85 учащихся начальной школы по следующими критериям: № 1 Наименование критерии Уровень воспитанности:   Отношение  учёбе  Доброта   окружающим людям Культурный  Наименование методики к к Методика   оценки,   отношения   к учёбе,  доброты к окружающим людям и   культурного   уровня   развития ребёнка в разработке М.П.Капустина и М.И.Шиловой  уровень развития ребёнка Личностная   и   реактивная 2 Методика самооценки психических  (ситуационная)  тревожность состояний по Айзенку  Данные диагностики показали следующие результаты: 1. Уровень воспитанности Баллы 0 – 0,5 0,6 Уровень Низкий уровень воспитанности Уровень воспитанности ниже среднего Количество и % 9 человек  / 11% 23 человека /  27% 0,7 –  Средний уровень воспитанности 31 человек / 36% 0,8 До 0, 9 1 Уровень воспитанности выше среднего Высокий уровень воспитанности 15 человек  / 17% 7 человек 5 2. Диагностика самооценки психических состояний ребёнка по  / 9% Айзенку  Баллы Уровень 0 – 7 Не тревожны Количество и % 31 человека /  36% 8 ­ 14 Тревожность средняя допустимого уровня 48 человек /  15 ­ 20 Очень тревожны 56% 6 человек / 8% Таким образом, результаты диагностики показали, что у   ряда учащихся   сниженный   уровень   тревожности   и   выявлен   повышенный   уровень   воспитанности. Вывод:    После   проведенного   первичного   психодиагностического исследования выявлена  необходимость организации работы, направленной на   снижение   уровня   тревожности   и   повышения   уровня   воспитанности учащихся начальной школы. Как один из способов  организации такой работы –   апробация   музыкотерапии   на   переменах   между   уроками   и,   в   качестве музыкального сопровождения, при проведении внеклассных мероприятий.  Описание  и анализ условий для реализации цели: 1. Музыкальное оборудование  Для   успешного   введения   музыкотерапии   в   образовательный   процесс,   на базе   начальной   школы   имеются     2   музыкальных   центра,   устройство   для звуковыведения микшер, 2 переносных мр3/CD  проигрывателя, 1 ноутбук, 1 персональный компьютер, фонотека.   1. Личные разработки:  каталог   музыкальных   произведений   для   самостоятельного прослушивания, рекомендации по их применению;  внеклассное мероприятие «Рождественские россыпи»;  календарно   тематическое   планирование   по   предмету   Музыка   1,4­6 классы;  программа     художественно­эстетического   воспитания   детей   в   школе «Наполним музыкой сердца» 2. Кабинет музыки соответствует санитарно­гигиеническим требованиям. В   кабинете   имеется   необходимое   музыкальное   оборудование,   как   для прослушивания музыки, так и для её воспроизведения: 6 3.  музыкальный центр,  ноутбук;  пианино;  микрофоны;  фонотека;  музыкальные хрестоматии. В   целях   повышения   уровня   педагогической   компетенции занимаюсь самообразованием, посещая открытые уроки коллег, концерты классической   музыки,   музыкальные   театры   города   Йошкар­Олы   и   Казани, семинары, знакомясь с новинками методической и музыкальной литературы, медиа и фонотеки, текущей периодики. Прошла курсовую подготовку: в 2008 году по теме «Духовные ценности России»  в объеме 72 часов; в 2011 году по теме ««Качество образования: как его определять» в объеме 16 часов; в 2011 году по теме «Основы информационных технологий: Программное и аппаратное обеспечение персонального компьютера» в объёме 73 часов. План реализации по достижению цели: 1этап. Поиск, изучение и обработка информации.   Задача:    Изучить   понятие   музыкотерапия,   охарактеризовать   основные подходы   к применению приемов музыкотерапии.  Для этого необходимо провести теоретический анализ научной литературы по проблеме музыкотерапии, просмотреть материалы сайтов интернета   по теме разработки, сравнить разные точки зрения  и факты. Сделать выводы. 2 этап. Диагностический. Задача:  Провести   исследование   психо­эмоционального   состояния участников разработки.   Для   этого   мною   совместно   с   заместителем   директора   по   учебно­ воспитательной   работе   были   разработаны   критерии,   по   которым   будет отслеживаться   эффективность   проводимой   работы,   подобраны   методики, разработаны анкета, направленную на выявление эффективность применения музыкотерапии   на   переменах   между   уроками,   провести   диагностическое исследование. Подсчитать и проанализировать результаты и сделать выводы. 3 этап. Практический. Задача:  применить на практике музыкотерапию в начальной школе перед началом   учебного   процесса,   на   переменах   между   уроками   и,   в   качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях.  7 Для этого необходимо подобрать классическую музыку, направленную на изменение   каких   либо   конкретных   психических   эмоций,   а   именно:   перед началом занятий уместнее всего, если будет звучать лёгкая, жизнерадостная музыка, усиливающая активность и поднимающая настроение. На перемене между третьим и четвёртым уроками необходимо звучание более спокойной, светлой музыки, которая поможет учащимся уменьшить раздражительность, нервное возбуждение, ослабить чувство тревоги и неуверенности.   Во время проведения внеклассных мероприятий должна звучать музыка, направленная на достижение определённой эмоциональной атмосферы в зале, задуманной режиссурой сценария. 4 этап. Оценка результативности. Задача: Оценить эффективность применения музыкотерапии на переменах между уроками.  Для этого провести повторное исследование по разработанным критериям,   Оформить   результаты выяснить   мнение   участников   эксперимента. исследования. 5 этап. Рефлексивный. Задачи:  Провести самоанализ   исследовательской деятельности. Для   этого   нужно   поделиться   впечатлениями   о   выполненной   работе   с коллегами на внутреннем и муниципальном уровне. Провести анкетирование участников разработки с целью получения обратной связи. Спланировать в случае необходимости  дальнейшую работу  над темой или  использовать ее как стартовую для последующих проектных  и исследовательских работ. Ожидаемый результат: Использование музыкотерапии, как на переменах между уроками, так во время проведения внеклассных мероприятий должно помочь учащимся:  в   развитии   творческих   навыков,   способности   выражать   свои   чувства снять нервное напряжение;  справиться с психологическими проблемам;  восстановить эмоциональное равновесие.    через творчество;     Практическая   значимость  методической   разработки   состоит   в возможности использования музыкотерапии  для работы учителей на уроках ИЗО, технологии, при проведении внеклассных мероприятий, как помощника в здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся.     Теоретическое обоснование необходимости  и значимости применения 1.  музыкотерапии в образовательном учреждении 8 Методы   исследования:  теоретический   анализ   психологической   и педагогической   литературы   по   проблеме,   ознакомление   с   опытом   работы ведущих педагогов, музыкантов и психологов в данной области, эмпирическое исследование,  включенное   наблюдение   и   анализ   опытно­экспериментальной работы. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Термин   «музыкотерапия»   имеет   греко­латинское   происхождение   и   в переводе   означает   «исцеление   музыкой».   Существует   много   определений понятия   «музыкотерапия».   Значительная   часть   ученых   считают музыкотерапию   вспомогательным   средством   психотерапии,   средством специфической   подготовки   пациентов   к   использованию   сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: —  системное   использование   музыки   для   лечения,   физиологических   и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; —  средство   реабилитации,   профилактики,   повышения   резервных возможностей организма; —  средство   оптимизации   творческих   сил   и   педагогико­воспитательной работы; —  одну   из   новейших   психотехник,   которая   призвана   обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь. Музыкотерапия   в   целом   развивается   как   интегративная   дисциплина   на стыке   нейрофизиологии,   психологии,   рефлексологии,   музыковедения   и   др. Она   все   более   утверждается   в   статусе   универсальной   воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.  Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально   –   медицинские   центры   лечили   людей   от   тоски,   нервных расстройств,   заболеваний   сердечно   –   сосудистой   системы.   Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует   с   незапамятных   времен.   Музыка   влияла   на   интеллектуальное развитие,   ускоряя   рост   клеток,   отвечающих   за   интеллект   человека.   Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки,   повышающей   работоспособность   и   умственную   активность   мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.  Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы 9 Пифагор,   Аристотель,   Платон,   Плутарх.   Пифагор   вообще   рекомендовал музыку как панацею для тела и души. В   Древнем   Египте   под   музыку   принимали   роды.   В   Древней   Индии   она использовалась   как   способ   заживления   ран,   полученных   на   поле   битвы. Авиценна   лечил   музыкой   психически   больных.   Гиппократ   исцелял   ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку   как   противоядие   от   укусов   змей,   Эскулап   —   при   эмоциональных расстройствах.   Древнекитайские   же   врачи   полагали,   что   музыкой   вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган. Во второй половине ХХ столетия технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, неизмеримо возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, кровообращение,   приводит   даже   к   определенным   гормональным   и биохимическим изменениям.  В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ – начало ХХ столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Одна   из   наиболее   перспективных   методик   современной   музыкотерапии разработана   Рушелем   Блаво   (Санкт­Петербург).   Его   система   основана   на интеграции   научной   медицины   и   древнего   опыта   использования   целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри­Ланки. Специальные методики исцеления пением положены в основу системы С. В. Шушарджана (Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию как   метод   повышения   резервных   возможностей   организма   человека   и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга. Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная   музыкотерапия  (пассивная)   отличается   тем,   что   пациент   в процессе   музыкотерапевтического   сеанса   не   принимает   в   нем   активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Активные   методы  музыкальной   терапии   основаны   на   активной   работе   с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. 10 Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально­подвижные игры, пантомима,   пластическая   драматизация   под   музыку,   создание   стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально­терапевтические   методы,   подбираются индивидуально.   как   правило, Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее влияния существенно возрос. Сегодня музыкальную терапию в более­менее широких   масштабах   используют   практически   во   всех   странах   Западной Европы.   Эксперименты   ведутся   в   нескольких   направлениях:   влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих   гениев   человечества;   индивидуальное   влияние   отдельных произведений   композиторов;   влияние   на   организм   человека   традиционных народных   направлений   в   музыке,   а   также   современных   направлений; перинатальная музыкотерапия. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие   знания   древних   о   том,   что   музыка   —   самый могущественный источник энергий, которые влияют на эмоциональный мир человека.   Ни   одно   искусство   не   влияет   так   на   человека,   как   музыка, пробуждая   в   нём   всё   прекрасное,   делая   его   чище   и   добрее.   Бессмертные произведения   великих   композиторов   Моцарта,   Бетховена,   Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует   ничего   невозможного.   Необходимо   лишь   желать   её   слушать   и уметь слушать.  О воспитательной роли музыки писали многие музыканты, педагоги, учёные и философы. Ещё в эпоху  Древней Греции было отмечено эстетическое  и воспитательное влияние музыки на человека. Музыке там отводилась роль учителя,   воспитывающего   душу.   Считалось,   например,   что   с   помощью определённой   музыки   можно   воспитать   мудрость   и   мужество.  Музыка воспринималась   как   атрибут   культуры   и   воспитательного   процесса   детей, которым взрослые стремились привить понятия о красоте и гармонии мира, пытаясь   обогатить   эмоциями   их   жизнь   и   научить   чуткости,   отзывчивости, благородству. Однако в век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло   далеко   вперед   в   познании   процессов,   которые   происходят   в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание детей.       В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем 11 здоровье     и результаты,   сахарный диабет,    нежели   медикаментозное мире   как   разработчик   нетрадиционные   методов   лечения   различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на   самочувствие   детей,   страдающих   различными   недугами,   и   пришел   к выводу,  что   звукотерапия   во   многих   случаях   может   давать   гораздо   более эффективные   лечение.      Свою   теорию   ученый   основывает   на   исследованиях   психики   и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано   с   эмоциональным   состоянием   ребенка.   Постоянно   испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность  реализовать свой   творческий   потенциал   приводят   к   тому,   что   малыши   дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней, среди которых – сердечная   недостаточность, онкология   и   т.д.     Вместе   с   тем,   классическая   музыка   является   одним   из   источников внутренней   гармонии   человека,   и   правильно   подобранные   музыкальные произведения   способны   оказывать   на   ребенка   не   только   положительное эмоциональное   воздействие,   но   и   излечивать   от   различных   заболеваний.      Опытным   путем   удалось   установить,   что   человеческий   организм   в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что   сказывается   на   частоте   пульса,   дыхании,   кровообращении,   работе внутренних   органов   и   желез   секреции.   Поэтому   спокойное   классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме, что позволяет улучшить зрение и память, купировать приступы головной боли, тошноты   и   астмы,   нормализовать   работу   сердца   и   головного   мозга.      После многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что при   нервных   расстройствах,   повышенной   возбудимости,   склонности   к истерикам   и   капризам   наиболее   благоприятное   воздействие   на   ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по   20­30   минут,   то   уже   через   7­10   дней   малыш   начнет   вести   себя   более взвешенно адекватно.      Если ребенок плохо спит по ночам, ему снятся кошмары, и часто он просыпается с плачем от испуга, то прекрасным терапевтическим средством может   стать   музыка   Грига,   Чайковского   и   Сибелиуса,   которую   следует включать непосредственно перед сном. В случае, когда речь, наоборот, идет о пассивном и замкнутом малыше, который часто страдает головными болями и не  блещет  умственными  способностями,  активировать   его  жизненные  силы помогут Бетховена. Очень   часто   многие   нарушения   в   работе   различных   органов   малыша     12   произведения и       Листа   и связаны   с   неправильной   техникой   дыхания.   Объяснить   ребенку,   что   во избежание проблем со здоровьем не стоит резко и часто втягивать  воздух через носоглотку или же, наоборот, задерживать его в легких, крайне сложно.     В   этой   ситуации   на   помощь   придут   народные   песни,  прослушивание которых позволяет малышу нормализовать дыхание уже через 10­15 минут. Что   касается   работы   сердечнососудистой   системы,   то   наиболее благоприятное   воздействие   на   нее   оказывает   музыка   Баха,   Шопена   и Мендельсона.  Примеры музыкотерапевтического воздействия:       ­   многократно   подтвержден   факт:   ре­мажорная   соната   Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее; — газета «Факты» от 28 апреля 2006 г., рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжелобольных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12­летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря   занятиям   музыкой   научилась   ходить,   танцевать   и   стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»; — знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. — бразильские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 60 пациентов,   страдавших   различными   нарушениями   зрения.   Половина участников готовились к исследованию зрения под музыку Моцарта. Другие ожидали начала тестирования в полной тишине. Пациенты, ожидавшие начала теста   под   музыку   Моцарта,   лучше   фокусировали   зрение   и   справились   с заданием   значительно   быстрее,   чем   те,   кто   готовился   к   тестированию   в тишине. —   уникальный   метод   лечения   —   колоколотерапия   —   опробован   в онкологическом   диспансере   Архангельска.   Колокольными   звонами   лечили еще   в   Древней   Руси,   но   опыт   лечения   колокольным   звоном   именно онкологических   больных   первый   в   России.   В   основе   лечебного   сеанса   — канонические церковные звоны. Эксперимент продолжается; —   медики   считают,   что   музыка   способствует   расслаблению   мускулов, особенно   при  ускоренной  ходьбе   и  беге,  и  может   применяться   в  качестве дополнительной   реабилитационной   терапии   для   поддержания   хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес­достижения. —  врачи   пришли   к   выводу,  что   любимая   музыка   может   способствовать расширению сосудов и понижению уровня холестерина в крови. 13 —   прослушивание   музыки   определенного   типа   способно   замедлить сердцебиение   и   снизить   кровяное   давление.   Исследователи   проверили различные   комбинации   музыки   и   тишины   и   выяснили,  что   лучше   всего   на кровоток   и   сердце   действуют   мелодии,   богатые   акцентами   и   чередующие быстрые   и   медленные   такты.   Арии   Верди,   которым   предшествуют   10­ секундные прекрасно синхронизированными с сердечнососудистым ритмом.   музыкальные оказались     вступления,   С.Шабутин.   С.Хмиль,   И.Шабутина   приводят   возможные   варианты терапевтического использования музыки:  • влияет на рецепторы кожи;  • активизирует функции нервной системы;  • уменьшает болевой порог;  • регулирует выделение гормонов, что снижает стресс;  • влияет на сердечный ритм и пульс;  • может повышать и понижать кровяное давление;  • снижает мышечное напряжение и улучшает координацию движений;  • нивелирует неприятные ощущения, влияет на температуру тела;  • влияет на пищеварение;  • влияет на энергоинформационный потенциал организма;   может улучшить память и способность к учебе;  • стимулирует внутриутробное развитие плода.      Советский   музыковед,   композитор   и   народный   артист   СССР Б.В.Асафьев   говорил:   «Музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит,   так   и   то,   что   образуется   вокруг   звучания:   лучи   мысли,   причиной которых   она   является».   Он   называл   музыку  «вечно   живым»  претворением всего,   что   звучит   в   природе   и   в   душе   человека,   и   призывал   не   просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.      Композитор Гендель как­то сказал: « Я очень бы сожалел, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей. Я стремился сделать их лучше».     Педагог   Сухомлинский   считал   музыку   важным   средством нравственного и умственного воспитания человека: «Воспитание музыкой – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».        «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства», – высказывал свою мысль советский композитор  Д.Д.Шостакович.        Исследованиями ученых­педагогов и психологов доказано, что процесс обучения музыке ведёт к развитию в человеке качеств, которые нужны ему для   самовыражения   в   любом   другом   виде   деятельности.   И   нет   наиболее благоприятного   периода   для   развития   эстетически   –   нравственных   и музыкальных   способностей,   чем   детство.     Музыка   всесторонне   и разнопланово действует на общее развитие ребёнка. Известно, что позитивное 14 воздействие музыки начинается ещё в младенческом возрасте. Реагируя на первые   музыкальные   звуки,   ребёнок   приобретает   начальный   опыт эмоциональных   переживаний,   способных   развивать   сферу   чувств   и формировать   мышление.   Развитие   музыкального   вкуса,   эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.  На основе представленных литературных источников, материала Интернет­ сайтов можно сделать следующие выводы:       1. Музыкотерапия обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет не только на физическое развитие человека, но и на состояние   нервной   системы   (успокаивает,   расслабляет   или,   наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности,  покоя   и  гармонии  до  беспокойства,   подавленности   или агрессии).      2. Целью применения музыкотерапии в образовании является сохранение или   восстановление   здоровья   учащихся,     музыкотерапия     может     быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся   методики,   3.   Многие   музыкотерапевтические     техники,   широко   уже   адаптированы   в   отдельных используемые   психотерапевтами, педагогических   исследованиях   последних   лет   к   работе   с   детьми   в общеобразовательных   школах   с   целью   профилактики   и   коррекции   их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально­волевой сферы   личности,   способствующих   как   духовно­нравственному,   так   и физическому оздоровлению.  Музыкотерапия, как мощнейший фактор воздействия на личность человека, способна помочь сформировать духовную   культуру школьников, а так же способствовать   профилактике   и   самокоррекции   негативных   психо­ эмоциональных состояний детского организма, снятию стрессов, усталости и других негативных состояний. 2. Систематизация личного опыта использования музыкотерапии на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях Проведение   теоретического   анализа   научной   литературы,   просмотр материалов  Интернета, позволили глубже изучить понятие «музыкотерапия», охарактеризовать подходы   к применению приемов музыкотерапии.   15 Перед тем, как приступить к практическому применению музыкотерапии в образовательном   процессе,   были   определены   наиболее   значимые   точки времени для её применения: 1. 10 минут до начала первого урока 2. 20 минутная перемена после третьего урока 3. 20 минутная перемена после 4 урока 4. 15 минут после окончания уроков Основную   часть   практической   работы   началась   с   разработки   каталога музыкальных   произведений   известных   отечественных   и   зарубежных классиков, разделения их на следующие группы: 1. Тонизирующие   –   музыкальный   произведения   прослушиваемые   перед началом первого урока. 2. Снимающая тревожное состояние – для прослушивания на переменках после третьего урока. 3. Уменьшающая   раздражительность   –   для   прослушивания   на   перемене после четвёртого урока. 4. Тонизирующая, снимающая головную боль – для прослушивания после окончания уроков. 5. Музыкальное сопровождение внеклассных мероприятий. Данный   этап     эксперимента   длился   9   месяцев.   Объектом   исследования были выбраны учащиеся начальной школы. Психо­эмоциональное состояние учащихся   заметно   улучшилось.   Хотя,   в   первые   два   дня   эксперимента создавалось   впечатление,   что,   активность   учащихся   на   переменах   под звучание музыки наоборот заметно усилилась. Но уже на третий день было отмечено   небольшое   успокоение   детей   за   минуту   или   две   до   окончания перемены.  К концу 9 месяца после включения музыки на перемене после четвёртого урока уже через пять минут дети стали переходить на более спокойные игры, тише   разговаривать   и   более   внимательно   относиться       друг     к   другу   и происходящему   вокруг.   Использование   классической   музыки   по   утрам заметно   повысило   внимательность   детей   на   первых   уроках,   уменьшилось количество жалоб на плохое самочувствие, характерное в начале учебного процесса и головную боль после уроков. С целью оценивания эффективности применения музыкотерапии в декабре 2011 года было проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям.  Результаты диагностического исследования: 1. Диагностика  оценки, отношения к учёбе,  доброты к окружающим людям и культурного уровня развития ребёнка была проведена в феврале 2011 года  на 85 учащихся начальной школы.  Она показала, следующие результаты 16 Баллы Уровень 0 – 0,5 0,6 Низкий уровень воспитанности Уровень воспитанности ниже среднего 0,7 –  Средний уровень воспитанности 0,8 Количество и % 8 человек  / 9% 21 человека /  25% 32 человек /  38% До 0, 9 Уровень воспитанности выше среднего 16 человек  /  1 Высокий уровень воспитанности 19% 9 человек  /  11% 2. Диагностика самооценки психических состояний учащихся по Айзенку  была проведена в феврале 2011 года на 85 учащихся начальной школы.  Она  показала  следующие результаты: Баллы Уровень 0 – 7 Не тревожны Количество и % 36 человека /  42% 8 ­ 14 Тревожность средняя допустимого уровня 45 человек /  15 ­ 20 Очень тревожны 53% 4 человек / 5% Полученные результаты повторных диагностик позволили сделать  вывод, что число учащихся с низким уровнем воспитанности снизился на  2%.  Число учащихся   с   уровнем   воспитанности   ниже   среднего   уменьшилось     на   2%. Число учащихся, имеющих средний уровень воспитанности увеличилось   на 2%.   Число   учащихся   с   уровнем   воспитанности   выше   среднего   и   высоким уровнем увеличилось на 4 %. Число   учащихся   с  высоким   уровнем   тревожности     уменьшилось   на  3%. Число учащихся с тревожностью среднего допустимого уровня уменьшилось на 3 %. Число учащихся, не имеющих тревожности увеличилось на 6 %. 3. Заключение     Повторное   диагностическое     исследование   показало,   что   применение музыкотерапии   в   образовательном   учреждении   эффективно   с   целью профилактики и самокоррекции негативных психо­эмоциональных состояний. 17 Музыкальное   искусство   положительно   влияет     на   психо­эмоциональное состояние учащихся.  Результаты подтвердились по двум критериям: уровень воспитанности,  уровень личностной тревожности. Работа над методической разработкой     показала нам,   что использование музыкотерапии, как на переменах между уроками, так во время проведения внеклассных мероприятий развивает творчество, помогает выразить чувства, снять   нервное   напряжение,   справиться   с   психологическими   проблемам   и восстановить эмоциональное равновесие.   Работу   по   использованию   музыкотерапии   в   образовательном   процессе   я планирую   продолжить   в   более   широком   масштабе   и   частоте   применения музыкотерапии не только на переменах, но и  занятиях творческого характера (ИЗО, технология), требующих большой творческой активности. Публикация педагогического опыта, выходы городского, республиканского уровня Своим   педагогическим   опытом,  по   применению   музыкотерапии, использованию   различных   форм   и   методов   музыкального   воспитания учащихся на уроках музыки, хоровых занятиях и внеклассных мероприятиях делюсь с коллегами:  Обобщение   своего   опыта   по   теме   «Влияние   музыкотерапии   на   психо­ эмоциональное состояние детей» на городском методическом объединении учителей музыки – 15.02.2012г. ­ (Рецензия на методическую разработку 1) и  на  внутришкольном   уровне  10.01.2012г. ­  (Рецензия   на  методическую разработку 2)  Выступление с докладом на тему «Хоровое  и сольное пение на уроках музыки,   как   способ   развития   вокальных   навыков   учащихся»   на Республиканском   семинаре   «Организация   индивидуально   –   групповой работы на уроке» ­ 02.02.2012г. – (Программа семинара)  Открытое   внеклассное   мероприятие   «Рождественские   россыпи»   ­ 17.01.2012г.  – (Отзывы)  Выступление   с   докладом   на   тему   «Специфика   работы   педагога дополнительного   образования   по   направлению   «Художественно­ эстетическое   воспитание   детей   в   школе»   ­   28.11.2007г.   –   (Рецензия   на доклад)   Публикация методических разработок на сайте http     Календарно тематическое планирование по предмету Музыка 4 класс;  Календарно тематическое планирование по предмету Музыка 5 класс;  Календарно тематическое планирование по предмету Музыка 6 класс;  Сценарий внеклассного мероприятия «Рождественские россыпи».  ://   pedsovet  .  su   / 18 Список используемой литературы:  Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004   Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. —  М., 1985   Любан­Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К.,  2002   Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем?  Как? Музыкальная Академия. — 1993 — № 1 — С.178­183   Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого  организ¬ма. — М., 1998   Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная  терапия для детей и подростков.­К.,1990   Побережная Г. Музыка в детской душе. — К., 2007   Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М.,  1999   Побережная Г. И. Музыкальная терапия как предмет  совершенствования психокультуры //Проблемы педагогики. Сер.:  Музыкальная педагогика. — 2007   Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа  Плюс». — 2006  Википедия ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест «Самооценка психических состояний»  Тревожность.(по Айзенку). Прочитай вопрос. Если у тебя это состояние бывает часто, ответь ­  ДА,  если это состояние бывает, но изредка, ответь ­ РЕДКО, если совсем не  бывает — ответь НЕТ. 19 1.Не чувствую в себе уверенности.  2.Часто из­за пустяков краснею.  3.Мой сон беспокоен.  4.Легко впадаю в уныние.  5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.  6.Меня пугают трудности.  7.Люблю копаться в своих недостатках.  8.Меня легко убедить.  9.Я мнительный.  10.Я с трудом переношу время ожидания. Обработка результатов.  Подсчитайте сумму баллов: За каждый ответ ДА – 2 балла За каждый ответ РЕДКО – 1 балл За каждый ответ НЕТ – 0 баллов Оценка и интерпретация баллов.  I. Тревожность: 0...7 — не тревожны;  8...14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов — очень тревожны. Анкета «Уровень воспитанности» 1. Ответственное отношение к учебе  ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0 2 При   подготовке   домашнего   задания   стараюсь   не 4 3 2 1 0 прибегать к помощи взрослых. 20 3 Использую   дополнительную   литературу   (пользуюсь 4 3 2 1 0 средствами Интернета). 4 Аккуратен, исполнителен, точен. 2. Доброта и отзывчивость 4 3 2 1 0 1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в 4 3 2 1 0 разрешении трудностей, возникающих перед ними. 2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0 3 Не   реагирую   на   случайные   столкновения   в   школьных 4 3 2 1 0 вестибюлях, помогаю младшим .  4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0 3. Культурный уровень 1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в 4 3 2 1 0 месяц. 2 Среди   телевизионных   передач   смотрю   учебные, познавательные   фильмы   (из   жизни   растительного   и животного   миров,   передачи,   посвященные   жизни   и деятельности   писателей,   артистов   кино…)   Слушаю   не только   современную   музыку,   но   и классическую.   эстрадную, 4 3 2 1 0 3 Слежу за своей  речью, не допускаю, чтобы при моем 4 3 2 1 0 присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в 4 3 2 1 0 том числе транспорте) Расчет делать по каждому пункту.  Детям   сказать:   “Прочитайте   вопросы   анкеты   и   постарайтесь   долго   не задумываться.   Ответьте   на   них,   оценивая   себя   по   5­балльной   шкале. (Расшифровка дана на доске)       “0” ­ всегда нет или никогда. “1” ­ очень редко, чаще случайно. “2”­ чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.  “3”­ чаще да, чем нет, иногда забываю. “4”­ всегда да, постоянно. 21 Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол­во баллов) (3+4+3+4)/16 Затем   складываются   показатели   по   всем   пунктам   и   делятся   на   3. (1+0,9+0,7)/3 0,6­ уровень воспитанности ниже среднего 0,7 ­0,8 средний уровень воспитанности  До 0,5 – низкий уровень воспитанности    До 0,9 уровень воспитанности выше среднего   1­ высокий уровень воспитанности Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.   Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое   регулируется   в   основном   требованиями   взрослых   и   другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.  Средний   уровень:   свойственна   самостоятельность,   проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.  Хороший   уровень:   положительная   самостоятельность   в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.  Высокий   самостоятельность в деятельности уровень:   устойчивая   и   положительная КАТАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЕ  3 Для уменьшения раздражительности: Бах, Кантата № 2 Бетховен, Лунная соната:   + Adagio sostenuto + Allegretto + Presto agitato   + Lento, Allegro non troppo Прокофьев, Соната в "ре" Франк, Симфония ре­минор: 22 + Allegretto + Allegro non troppo Против тревоги: Шопен, Мазурки и прелюдии:  + Мазурка Op.6 No.1 + Мазурка Op.6 No.2 + Мазурка Op.6 No.3 + Prelude No.2 in C major + Prelude No.3 in A minor + Prelude No.4 in E minor + Prelude No.5 in D major + Prelude No.6 in B minor + Prelude No.7 in A major + Prelude No.8 in F# minor + Prelude No.9 in E major + Prelude No.10 in C# minor + Prelude No.11 in B major + Prelude No.12 in G# minor + Prelude No.13 in F# major + Prelude No.14 in Eb minor + Prelude No.15 in Db major   + Голубой Дунай + На прекрасном голубом Дунае + Венская кровь   Рубинштейн, Мелодия  Штраус, Вальсы: Тонизирующие:               И.С.Бах, Прелюдия и фуга ми­минор Бетховен, Увертюра "Эгмонт" Чайковский, Шестая симфония, 3 часть Шопен, Прелюдия, Op.28, № 1 Лист, Венгерская рапсодия № 2, Успокоительные: Бетховен, Шестая симфония, 2 часть Брамс, Колыбельная Шуберт, Аве Мария Шуберт, Анданте из квартета Шопен, Ноктюрн соль­минор Дебюсси, Свет луны К.Ф. Бах, Ларго из Органного концерта ре­минор И.С. Бах, Сицилиана Х.В. Глюк­И. Брамс, Гавот ля­мажор 23 Бах, Концерт ре­минор для скрипки Барток, Соната для фортепиано:   + Allegro moderato + Sostenuto e pesante + Allegro molto       Брукнер, Месса ми­минор Бах, Кантата № 21 Барток, Квартет № 5 Шопен, Ноктюрн ре­минор Равель, Квартет в "фа"  Против "хронической злобы": Бах, Итальянский концерт Гайдн, Симфония  Сибелиус, "Финляндия"  От головной боли: Бетховен, "Фиделио" Моцарт, "Дон Жуан" Лист, Венгерская рапсодия № 1 Хачатурян, Сюита "Маскарад":           + Вальс + Галоп    Т. Альбинони, Адажио  Против гипертонии эмоционального происхождения, против  подозрительности: Гершвин, "Американец в Париже"  Для сопровождения еды: Барток, Соната для скрипки Равель, Вальс Лист, Концерт № 2 24

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"

Методическая разработка на тему: "Влияние музыко-терапии на психоэмоциональное состояние детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017