Методическая разработка "Национальный хоровод России" (дошкольный возраст, музыка)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе, и перекодировать общество нашей страны. А это не может быть не связано с попытками переписать историю, переделать ее под чьи-то геополитические интересы. Предпринимаются попытки стереть из нашей памяти, великие страницы нашей истории о дружбе и Единстве нашего народа, народа Российской Федерации! Мы в свою очередь, ни в коем случае не должны этого допустить! Данная проблема подтолкнула меня к созданию методического пособия «Национальный хоровод России» направленного на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Пособие предполагает привлечение детей и родителей к изучению культуры и традиций многонациональной страны - России!
Иконка файла материала методическая разработка Национальный хоровод России.docx
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город  Шарья Костромской области Методическое пособие: «Национальный хоровод России» (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Автор: Екатерина Леонидовна Худякова ­ музыкальный руководитель г. Шарья2016г. Екатерина Леонидовна Худякова Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город  Шарья Костромская область Педагог высшей квалификационной категорииПояснительная записка «Наша   сила   –   в   духовном   богатстве   и   единстве многонационального   народа!   Чувство   гражданского   долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями.   И   чего   с   веками,   слава   Богу,     в   этом   смысле   не меняется.   Эти   традиции   нам   нужно   укреплять.   Вижу   в   этом мощнейший   ресурс   развития   России, обеспечения социальной и межнациональной гармонии».   консолидации   общества,                                                                                                    В.В. Путин       В настоящее время мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе, и перекодировать  общество нашей страны. А это не может быть не   связано   с   попытками   переписать   историю,   переделать   ее   под   чьи­то   геополитические интересы. Предпринимаются попытки стереть из нашей   памяти, великие страницы нашей истории о дружбе и Единстве нашего народа, народа Российской Федерации!   Мы в свою очередь, ни в коем случае не должны этого допустить!  Данная     проблема   подтолкнула   меня   к   созданию   методического   пособия   «Национальный хоровод России»  направленного  на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за   свой   народ,   уважения   к   его   свершениям   и   достойным   страницам   истории.   Пособие предполагает   привлечение   детей   и   родителей   к   изучению   культуры   и   традиций многонациональной страны  ­ России!  Тема   культуры   народов   России,   чрезвычайно   актуальна   в   современном   обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа! Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. С раннего детства ребенок   впитывает   ценности   и   нравственные   ориентиры,   заложенные   в   культуре   народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям ­   одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого   народа   в   доступной   их   возрасту   форме.   И   сегодня   в   дошкольных   учреждениях воспитываются дети разных национальностей: русские, узбеки, азербайджанцы и др.  Общение детей   разных   национальностей   оказывает   благотворное   влияние   на   их   развитие,   на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает   у   детей   доброжелательность,   дает   возможность   практически   выразить   свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.        Важной формой патриотического воспитания детей дошкольного   возраста   является   культура,   традиции,   песни,   танцы,   игры,   национальные костюмы и быт народов нашей большой и многонациональной страны Россия!   Знакомство с национальными   песнями,   играми   и   танцами   народов   России   воспитывают   у   детейдошкольного возраста чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою культуру, а так же развивает словарный запас.         В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и   неприкосновенная   человеческая   личность.   Но   мало   произносить   красивые   слова, толерантность   нужно   воспитывать,   путем   развития   хороших   привычек,   манер,   культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Толерантность является фактором социализации личности. Россия – была и остается многонациональной  страной. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по­своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний   опыт   совместного   проживания   на   российских   просторах   обобщен   и зафиксирован   в   фольклоре.   В   многочисленных   хрестоматиях   для   дошкольников   показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. Дошкольное   детство   –   это   время   достижений   и   проблем   не   только   одного   маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков   уважительного     и   доброжелательного   поведения   во   время   взаимоотношений   с представителями   разных   культур,   умение   воспринимать   окружающий   мир,   как   результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Период дошкольного   детства   очень   важен   для   развития   личности   ребенка:   на   протяжении   всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды   деятельности,   закладываются   основы   познавательных   способностей.   В   младшем дошкольном   возрасте   формируются   у   детей   элементарные   представления   о   добре   и отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача   развития   и   воспитания   детей   данного   возраста   –   воспитание   доброжелательного отношения   к   окружающим,   эмоциональной   отзывчивости,   способности   к   сопереживанию, общению.  Методическое   пособие:   «Национальный   хоровод   России»     позволит   приобрести   всем   его участникам (детям, родителям воспитанников, педагогам)   определённые знания, воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.  Я   считаю,   что   данное   методическое   пособие     может   иметь   широкое   распространение   в муниципальной   системе  дошкольного  образования.  Пособие  разработано  в  соответствии  с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   дошкольного   образования   и решает задачи нравственно ­ патриотического воспитания подрастающего поколения.Тема: «Национальный хоровод России» Цель: формирование у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений о России, как многонациональном государстве, но единой стране, развитие чувства патриотизма, через знакомство с культурой народов России.  Задачи:  Сформировать представления детей о культуре народов России.  Познакомить с народной символикой, устным творчеством, национальной  одеждой, песнями,  танцами и играми  разных национальностей, проживающих в  РФ.  Развивать интерес к народным  играм, песням и танцам,  желание использовать их в самостоятельной деятельности.   Расширять кругозор детей, словарный запас.   Сплотить   детей,   педагогов   и   родителей   единой   творческой   мыслью   через изучение культуры и семейных традиций разных народов.    Способствовать   активному   участию   родителей   в   организации   экскурсий   и досуговых мероприятий.   Формировать   знания   о   стране   России,   познакомить   с   государственными символами: герб, гимн, флаг РФ.  Развивать интерес к малой Родине, к традициям, культуре и символике городов Кострома и Шарья.  Воспитывать толерантные отношения между дошкольниками и всеми  участниками образовательного  процесса в условиях     многонационального  окружения.  Воспитывать интерес   к музыке, чувство любви к Родине, уважение к народам многонациональной единой России. Возраст детей:   Методическое пособие«Национальный хоровод России» создано для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Разделы. Модули темы учебного материала:  Государственные символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн)  Кострома Шарья  Россия многонациональная страна  Адыгейцы  Алтайцы  Башкиры  Буряты  Дагестанцы  Ингуши  Кабардинцы  Калмыки  Карелы  Крымские татары  Коми  Марийцы  Мордовцы  Ненцы  Осетины  Русские  Саамы  Татары  Тувинцы  Удмурты  Хакасы  Цыгане  Черкесы   Чеченцы  Чуваши  Чукчи  Якуты Методическое пособие «Национальный хоровод России» направлено на эффективное применение:  На музыкальных занятиях в детском саду,  В интегрированных и комплексных занятиях с ИКТ,     В совместной деятельности,  Самостоятельной деятельности детей,  Индивидуальной работе,  Дома, в семье,  Праздники и развлечения. Технология использования методического пособия. Методическое пособие состоит из:  альбома   «Национальный   хоровод   России»,   в   содержании   которого   входят государственные символы России (флаг, герб, гимн), символы и достопримечательности малой Родины (городов Кострома и Шарья), и национальности России (народные игры, национальный костюм, особенности и традиции народов)   Приложения ­   два диска: №1 Диск МП3 «Национальный хоровод России. Песни» для слушанья, №2 Диск видео клипы  «Национальный хоровод России. Танцы».  Сборник «Национальный хоровод России. Праздники» Технология использования методического пособия заключается в:   Знакомство   с   государственными   символами   РФ,   культурой,   символикой   и достопримечательностями малой Родины (город Кострома и Шарья)  Знакомство   детей   с   национальностями   России,   их   традициями,   символами, культурой, народными играми, национальными костюмами    Обогащение словарного запаса детей  Слушание песен и беседа по их содержанию, иллюстрирование песен, инсценировка песен детьми (Диск МП3 №1),   Знакомство   и   разучивание   танцев   и   игр народов России   Просмотр    видео  клипов  по теме  «Национальный  хоровод России. Танцы», беседа по ним (Диск видео №2)  Организация   праздника   посвящённого   Единству   многонациональной России   (Диск   №1   и   №2   и   сборник   «Национальный   хоровод   России. Праздники.») Ожидаемые  результаты: Применение методического пособия: «Национальный хоровод России»  позволит достичь следующих результатов:  У детей сформированы представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране.  Развито  чувства патриотизма, гордость за свою родину.    Сформированы представления детей о культуре народов России,  Дети используют в самостоятельной деятельности народные  игры, песни  и танцы.  Расширился кругозор детей, любознательность, значительно пополнился словарный  запас.   Дети и родители, активные участники образовательного процесса.  У детей сформированы знания и интерес к малой Родине, к традициям, культуре и символике городов Кострома и Шарья.  Формируются толерантные отношения между дошкольниками и всеми участниками  образовательного  процесса в условиях     многонационального окружения.  Музыкальные   впечатления   детей   стали   намного   богаче,   у   детей   развито   чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к народам многонациональной единой России. Заключение Методическое пособие «Национальный хоровод России» разработано для воспитания чувства патриотизма   у   подрастающего   поколения   нашей   страны.   Именно   сейчас   наша   страна сталкивается с агрессивной политикой из вне. И именно сейчас нам необходимо быть Единой сплочённой   страной!   Ведь  наша   сила   –   в   духовном   богатстве   и   единстве многонационального народа!Методическое пособие составлено на основе социально­педагогического заказа родителей и молодых педагогов.  Оно не заменяет, а существенно обогащает музыкально­патриотическое образование детей, вовлекая в воспитательный процесс семью. Предназначено методическое пособие   «Национальный   хоровод   России»   для   детей   старшего   дошкольного   и   младшего школьного возраста, родителей, педагогов, гувернёров, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании ребёнка – патриота своей страны. Разработано в соответствии с федеральным  государственным  образовательным  стандартом дошкольного   образования,   направлено   на     решение   задач   образовательной   области «Художественно­эстетическое развитие» (музыка). Направлено на достижение цели развития музыкальности   детей,   способности   эмоционально   воспринимать   музыку,   приобщения   к музыкальному искусству.    Может быть использовано в совместной деятельности педагога с детьми, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, на праздниках, в самостоятельной деятельности детей, дома в семье.  Литература: 1.       Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., ­ Волгоград, 2008. 2.       Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., ­ М. , 2005.  3.       Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., ­ М., 1980. 4.       Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., ­ М., 2007. 5.      Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., ­ 2008. 6.       Дошкольникам о защитниках отечества / Под.ред. Кондрыкинской Л. А. ­ М., 2006. 7.       Дошкольникам о Родине / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., ­ 2004. 8.       Духовно­нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., ­ М., 2006. 9.       Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., ­ 2007. 10.   Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., ­ М., 1999. 11.   Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., ­ 2006. 12.   Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. ­ М.,  2005. 13.   Мой родной дом / Под ред. Араповой­Пискаревой Н. А., ­ М., 2005. 14.   Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., ­ М., 2008.15.   Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., ­ 2006. 16.   Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., ­ М., 2007. 17.   Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008. 18.   Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., ­ 2006. 19.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004. 20.   Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. ­ М., 1990. 21.   Родные сказки / Шорыгина Т. А., ­ М., 2003. 22.   Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.,  Постникова М. П., Волгоград, ­ 2007