Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"
Оценка 5

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Оценка 5
Документация
doc
музыка +1
Взрослым
28.05.2017
Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"
Вокальное пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового исполнения задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское вокальное творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие: . Познавательную . Эстетическую . Функцию общения
Метод. разработка.doc
Содержание Введение Теоретическая часть 1. Дыхание 2. Подготовка и настройка голосового аппарата 3. Комплектация вокальных групп 4. Тесситура произведения 5. Подбор певческого репертуара 6. Репетиционная работа 7. Концертная деятельность 8. Воспитание у детей бережного отношения к своему голосу 9. Эмоциональный настрой 10.Беседы с детьми  Резюме  Список использованной литературы  Приложение Введение Вокальное пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть  и  будет  неотъемлемой  частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками  проверенным   фактором формирования духовного, творческого потенциала  общества.   Вокальное пение  с его  многовековыми  традициями,  глубоким  духовным   содержанием,   огромным воздействием на эмоциональный, нравственный  строй как  исполнителей,  так  и слушателей остается испытанным средством  музыкального воспитания.     Вокальное пение  как  исполнительское  искусство  наиболее  доступный  и любимый вид детского творчества. Оно не  требует  каких­либо   дополнительных затрат, так как человеческий  голос  универсален  и   общедоступен.  Исполняя музыкальное  произведение,  ребенок  не  только   приобщается  к   музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную   культуру,  художественные  ценности. Правильно  организованный  процесс  хорового  исполнения  задействует  целый спектр качеств участников: это и музыкальные  способности, и  личные  качества.  Таким  образом,  детское  вокальное  творчество  призвано  выполнять основную воспитательную функцию через следующие:     . Познавательную     . Эстетическую     . Функцию общения Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее  доступно ребенку среднего школьного возраста. Эта доступность обусловлена тем, что независимо от того, обладает подросток задатками или нет, развиты у него музыкальные способности или нет, его певческий инструмент всегда  «при себе». Но для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем,  правильно пользоваться своим природным инструментом ­ голосом не только  в пении, но и в речи, подростку необходимо овладеть определенной системой  музыкальных знаний и навыков, усвоение которых может произойти лишь при  условии планомерного, систематического вокального обучения в процессе  индивидуальной и групповой работы. Общепризнано, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития  голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота,  устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система,  предотвращаются простудные заболевания, а также пение является хорошим  средством в лечении от заикания. Кроме этого, пение оказывает глубокое  воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка,  совершенствует его основные психические функции: мышление, память,  воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается  творческая активность, умение управлять своим голосом и телом.  Формирование вокально­хоровых навыков, овладение художественным  исполнением музыкальных произведений в процессе обучения тесно  взаимосвязано с развитием качеств личности участников хорового  коллектива. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе,  общительными. Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:     . Здоровье    В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния  человека,   восстановление его работоспособности, что научно доказано и  обосновано.     . Интеллектуальное развитие    Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.     . Самоактуализация    Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют  жизнь и    вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.       Нельзя забывать, что  оптимальный  период  для  занятий  искусством  – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия  информации.         Таким образом, обучение  детей  пению,  приобщение  их  к  прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Хоровые   занятия   способствуют   формированию   чувства   ансамбля,   то   есть ощущения   единства   творческого   коллектива,   а   также   повышают   степень значимости   совместной   деятельности.   Организуя   совместную   работу   в группах и хоровых коллективах, педагог организует деловое общение детей друг   с   другом,   воспитывает   отношение   к   общему   делу,   которое   их объединяет, активизирует чувства и действия поддержки и помощи. При этом развиваются также и индивидуальные свойства и качества каждого ребёнка: воображение, музыкальность, эмоциональность и др. В связи с этим обучение пению   должно  быть  сориентировано   не  только   на  специфическое,  но  и  на общее   развитие   учащихся,   а   также   способствовать   формированию всесторонне развитой личности. К   сожалению,   не   всякое   пение   способствует   развитию   детских   голосов, неправильный   режим   голосообразования,   так   же   как   и   нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьёзным заболеваниям и порче  голосов  детей. В  то  время  как  правильное  пение  сопровождается   у ребёнка   ощущениями   психофизиологического   комфорта,   что   способствует формированию положительного отношения к певческому процессу в целом. Поэтому, педагог на занятиях вокалом должен в первую очередь заботиться о комплексном   развитии   детского   певческого   аппарата,   а   не   отдельных   его частей, а также об охране детского певческого голоса.  В своей работе я укажу цели и задачи, подчёркивающие важность проблемы охраны детского певческого голоса, а также пути их решения, основываясь на собственном опыте работы с детским вокальным коллективом.     В школьном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован (связки  тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется  вместе с общим развитием организма.    Певческое звучание, ввиду неполного смыкания связок и колебания только  их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к  себе бережного отношения.    Хоровое пение ­ наиболее доступная исполнительская деятельность  школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных  особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию  здорового голосового аппарата.  1. Дыхание.  Самое первое и основное условие развития здорового голосового аппарата и образования красивого певческого голоса – это освоение первичных  певческих навыков, главным из которых является ДЫХАНИЕ. Детские  легкие малы по своей емкости и отсюда ­ естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков приучаю детей брать дыхание по  дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д.     Правильное дыхание – важный элемент в вокальном искусстве. Самым  правильным является грудно­диафрагменное дыхание. Это глубокое дыхание, при котором грудная клетка от наполнения воздухом расширяется, а  диафрагма опускается, но плечи при этом не поднимаются. Основной закон  певческого дыхания – умение владеть выдохом. Я учу детей экономно, ровно  и постепенно расходовать воздух – ровно и красиво тянуть звук. Чтобы при  вдохе было меньше шума, воздух следует набирать через рот и нос  одновременно. Если песня медленная, то и вдох перед началом песни должен  быть медленным, и наоборот. Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох.  Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со  временем это проходит.     Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях  объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не  задирая высоко голову.      На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как  развивать какой­то определенный тип дыхания ­ вредно, потому что в этот  период дыхание у детей ­ поверхностное. Правильное певческое дыхание  связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения ­ используем  только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и  образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к  форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового  аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме  песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение,  поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного  пения. Для этого использую определённый комплекс упражнений  (Приложение 1.). Большинство детей используют в процессе пения преимущественно грудное  дыхание, что естественным образом пагубно влияет на процесс  звукообразования. Так, к примеру, два года назад в кружок записалась  девочка 13 лет (Семерей Анна), которая занималась вокалом у преподавателя  с 6­ти лет. Прослушав её, было понятно, что девочка имела неплохие  природные вокальные данные, но совершенно отсутствовали навыки  правильного дыхания: плечи при вдохе резко поднимались, пение на опоре  отсутствовало, все звуки пелись на «выдохе», челюсть и весь голосовой  аппарат был зажат. Спустя некоторое время ребёнок научился пользоваться  диафрагменным дыханием и соответственно изменился весь процесс  звукообразования. Сейчас же Семерей А. является одной из ведущих  солисток коллектива. И таких примеров можно привести ещё множество.   От   правильного   дыхания   зависит   очень   многое:   и  качество   звука  (его характер   и   окраска),   и   чистота   интонации,  и   произношение   литературного текста.  Сознательное   восприятие   художественного   образа   песни   и   активное, эмоциональное его воспроизведение влияют на характер дыхания: дыхание становится   на   «опоре»,   что,   в   соединении   с   активной   работой артикуляционного   аппарата,   вызывает   звонкое,   чистое   звучание   детского голоса.   Свободное   владение   певческим   дыханием   открывает   пути   к овладению естественным, красивым пением. 2. Подготовка и настройка голосового аппарата. Вторым и не менее важным условием охраны детского голоса является  правильный и планомерный разогрев голосового аппарата при помощи распевок. Пропевание распевок способствует развитию дикции, артикуляции,  гармонического и мелодического слуха, правильному звукообразованию  (Приложение 2.). Правильная «позиция» при исполнении распевок помогает  правильному исполнению музыкальных фраз в произведениях. К примеру,  дети младшей группы часто не могут правильно сформировать «позицию» и  спеть какой­либо слог, поэтому мы вспоминаем, как пели такой же слог в  распевках, пропеваем его и потом уже продолжаем работу над  произведением.  Пение учебно­тренировочного материала дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой  перестройке ( на полтона ­ тон выше или ниже).  3. Комплектация вокальных групп. Большой   разрыв   в   возрасте   детей   также   недопустим   в   одном   хоровом коллективе.   Это   влечёт   несоответствие   вокально­хоровых   возможностей одних   детей   в   отношении   других,   разнятся   возрастные   психологические особенности,   опыт   музыкально­творческой   деятельности   и   т.д.   Всё   это приводит   к   потере   интереса,   снижению   творческой   активности   детей. Поэтому формирую хоровые группы так, чтобы возраст детей – участников хора был приблизительно одинаков (с разницей 1­2 года). Комплектовать хоровые и вокальные группы с учётом возрастных  особенностей можно примерно следующим образом: 1. Группа младших школьников:  – начальный этап обучения, – группа продолжающих обучение. 2. Группа подростков (от 10 до 13 лет). 3. Юношеская группа (от 14 до 17 лет).  4. Тесситура произведения. Тесситура произведения – это высотное положение звуков в произведении  по отношению к диапазону. Музыкальный руководитель должен уметь выбрать песню в правильном  тесситурном плане. Если в песне часто встречаются высокие звуки, значит  тесситура песни высокая. Если же преобладают низкие звуки, то тесситура  песни низкая. Исполнение песни с низкой или высокой тесситурой может  привести к напряженному, неестественному пению, а значит нанести вред  детскому голосу. Во время обучения школьников пению вначале определяю диапазон голоса  каждого ребёнка и стремлюсь систематически его укреплять, чтобы  большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим  диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио­ и  видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно  быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при  неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм  ребёнок испытывает напряжение гортани, у него «устаёт» голос, а «уставший» голос звучит «тяжело» не выразительно.  В этих условиях могут возникнуть  серьёзные заболевания голосового аппарата.  5. Подбор певческого репертуара. Большое   внимание   уделяю   и   подбору   певческого   репертуара.   Вокально­ хоровые  произведения  обязательно должны соответствовать  возрасту, быть понятными и доступными по содержанию, а также соответствовать певческим возможностям детей данного хорового коллектива или отдельного ребёнка. В работе   с   детьми   каждый   педагог   должен   с  помощью   хорового   репертуара воздействовать   на   психологию   учащихся,   на   формирование   определённых качеств   личности:   мировоззрение, художественный вкус, активная жизненная позиция и др.   нравственность,   коллективизм, Главным   критерием   оценки   любого   произведения   является   его содержательная сторона. Кроме того, необходима и высокохудожественная форма воплощения идеи, заложенной в нём. При наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоциональное воздействие, как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения   окажутся   доступными   понимания   детьми,   т.е.   будут соответствовать   их   жизненному   опыту.   Кроме   правильного   подбора репертуара,   средством   воспитательного   воздействия   на   обучающихся являются   методы   обучения,   формирующие   интерес   к   исполняемому  произведению, а также к самому процессу пения. 6. Репетиционная работа. Педагог­хормейстер должен уметь организовать репетиционную работу так, чтобы   дети   не   переутомлялись.   Должен   соблюдать   темп   репетиции, использовать   на   занятиях   различные   методические   приёмы,   разнообразные виды   музыкально­творческой   деятельности.   Нельзя   забывать   и   о   том,   что репетиционное   время   должно   быть   регламентировано   в   зависимости   от возраста участников певческого коллектива: младшие школьники – 45 минут, подростки и юношеский хор – 1 час 30 минут, но с перерывом 15 минут. Резкие   изменения   режима   репетиционной   работы   также   влияет   на утомляемость организма, репетиционная нагрузка должна быть равномерна. На   переутомление   и   снижение   творческой   активности   детей   во   время репетиции   может   повлиять   оборудование   помещения,  в   котором   проходят занятия:   драпировка,   заставленность   мягкой   мебелью,   ковры,   паласы, проветриваемость,   чистота   помещения.   Мягкая   мебель   в   кабинете   глушит голос   и   поэтому   детям   приходится   работать   на   повышенной   динамике, акустическая глухота провоцирует форсированное пение. Такое пение ведёт к перенапряжению   и   переутомлению   детских   голосов,   что   может спровоцировать серьёзные заболевания голосового аппарата. 7. Концертная деятельность. Чтобы   не   перегружать   детей,   педагог   должен   правильно   планировать   не только репетиционный процесс, но и концертную деятельность. Концертная жизнь,   конечно,   необходимый   фактор   творческого   коллектива,   но   нельзя забывать, что концерт – это не только голосовая нагрузка, но и нагрузка на нервную   систему.   Если   дети   в   течение   года   не   выступают,   то   тонус   их снижается,   интерес   к   хоровому   пению   падает,   редкие   концерты   приводят певцов каждый раз в шоковое состояние, страх перед публикой и т.д. В то же время   частые   выступления   утомляют,   перегружают   детей.   Необходимо рассчитывать и продолжительность выступления коллектива, что зависит от концертного   опыта   участников   хора,   а   также   от   возрастной   категории слушателей.   Концерты   могут   быть   сборные   –   хор,   солисты,   ансамбли, инструментальные   солисты   и   ансамбли,   что   облегчает   певческую загруженность каждого ребёнка и усиливает интерес слушателей. 8. Воспитание у детей бережного отношения к своему голосу. Каждый   руководитель   певческого   коллектива   обязательно   должен воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу. Я объясняю детям, что   крик   и   громкая   речь   в   быту   вредят   певческому   голосу.   В   процессе репетиционного   сезона   не   рекомендуется   употреблять   в   пищу:   семечки, орехи,   острое,   чрезмерно   солёное,   слишком   сладкое,   мороженое,   пить холодную воду (особенно сразу после пения). Непосредственно перед пением не   рекомендуется   употреблять   в   пищу   шоколад,   газированные   напитки,   а также   пользоваться   ароматическими   средствами   (духи,   лак   для   волос, дезодоранты   и   др.),   это   отрицательно   сказывается   на   звучании   голоса   во время пения. Правила, необходимые соблюдать певцу, преподношу детям в самых   разнообразных   формах:   в   форме   наглядных   пособий,   с   помощью беседы со старшими воспитанниками и т.д. И слежу, чтобы на репетициях и выступлениях эти правила детьми соблюдались. Несомненно, примером для подражания должен быть сам педагог. Кроме личного примера, обязательно поддерживаю   контакт   с   врачом­фониатром,   направляю   участников коллектива на профилактический осмотр или лечение. Каждый руководитель хорового коллектива должен научить детей лечиться в случаях   лёгких   заболеваний   или   в   профилактических   целях.   Участники певческого коллектива обязательно должны иметь свою домашнюю аптечку (минеральную воду, мёд, отвар листьев эвкалипта, ромашки, шалфея, настой женьшеня, леденцы для рассасывания и др.). 9. Эмоциональный настрой.  Особенное значение в работе с детьми я придаю эмоциональному настрою перед   пением   и   во   время   пения.   На   занятиях   стремлюсь   вызвать   у   ребят радостное настроение. Знание закономерностей эмоционального воздействия на   детей   динамических   и   ритмических   особенностей   музыкальных произведений   имеет   принципиально   важное   методическое   значение   в отношении   управления   поведением   детей   на   занятиях,   может   являться способом   их   активизации   или   наоборот   средством   большей   их сосредоточенности,   положительный эмоциональный   настрой,   доброжелательная   атмосфера   на   занятиях способствуют   установлению   хорошего   контакта   между   педагогом   и   его воспитанниками,   у   детей   обостряется   эмоциональная   отзывчивость   и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнить любое задание   педагога.   Это   основное   условие   для   успешного   протекания   всех умственных операций и формирования певческих навыков.   Наличие   интереса,   собранности. 10. Беседы с детьми. Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к признанию очень важного значения профилактики голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса.     в   Собственно   профилактика соблюдении общегигиенических   правил,   предохраняющих   организм   от   простудных заболеваний,   которые   часто   ведут   к   болезням   слухового   и   голосового аппаратов;   в   разгоряченном   состоянии   не   следует   пить   холодной   воды, купаться, петь,  особенно  на  морозе. Именно  эти  вопросы  я  затрагиваю   во время беседы с детьми. заключается Объясняю   им,   что   крайне   важно   по   возможности   воздерживаться   от громкой  речи,  а  тем   более  от  пения  во   время   гриппа,   ларингита,  так  как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном   волнении,   так   как   это   делает   дыхание   неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса:   не   следует   допускать   постоянный   громкий   крик   в   быту,   резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение. 11. Другое Заботясь о формировании  певческого   голоса  ребёнка, стараюсь оберегать  его  от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых  певческих  навыков, громкого,  форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое  пение ("пение­крик") ставит под угрозу здоровье  певческого  аппарата.  Одной из главных причин, приводящих к развитию детских дисфоний,  является перенапряжение голоса.  Поэтому постоянно слежу, чтобы дети  пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению  взрослых, не разрешаю им петь на улице в холодную и сырую погоду.  Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит»,  или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к.  можно навредить здоровью ребенка. Резюме Из всего вышесказанного можно сделать вывод: занятия пением, если они  включают постановку  певческого   голоса  и строятся грамотно и  природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению  их здоровья. В противном случае они могут нанести вред  детскому   организму, привести к заболеваниям  певческого  аппарата.  Предотвратить  заболевания певческого и дыхательного аппарата ребенка, потом взрослого, –  главная задача преподавателя сольного, хорового, ансамблевого пения.    С постоянным ростом и изменчивостью детского организма тесно связана  проблема охраны детских голосов. Холод, жара, пыль вредно действуют на  голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в  проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос.  Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо  соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют  отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее  время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время  детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия  проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка. Большое значение на своих уроках я придаю охране голоса, т.к. при форсированном пении и неиспользовании певческого дыхания можно легко сорвать голос.  Наибольшей  угрозой  для   голоса   является   крик,   в   результате   чего возникают «узелки крикуна». Авитаминозы, голосовые перегрузки, стрессы оказывают   огромное   влияние   на   голос.   Необходимо   неукоснительно выполнять правила:  во время болезни запрещено пользоваться голосом;  вредны для голоса газированные напитки,  семечки, орешки;  перед концертом вечером обязательно следует отдохнуть. Руководитель ансамбля должен сразу определять причины, по которым следует обращаться к врачу­фониатру: охриплость, утомляемость, усталость к вечеру; одышка, затруднённое дыхание. Причинами   нарушения   голоса  могут   быть   перенапряжение, напряжённая   вокализация,  чрезмерная   разговорчивость,  разговор   в   шумной обстановке,   твёрдая   атака   в  разговоре   и   пении,  надрывный   кашель,  страх, сухой воздух, употребление лекарств, а также функциональные изменения в организме. Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять   процесс   развития   гортани,   не   использовать   репертуар   взрослых певцов, не петь при хрипоте. Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:     . Здоровье    В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния  человека,   восстановление его работоспособности, что научно доказано и  обосновано.     . Интеллектуальное развитие    Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.     . Самоактуализация    Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют  жизнь и    вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.       Нельзя забывать, что  оптимальный  период  для  занятий  искусством  – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия  информации. Таким образом, обучение  детей  пению,  приобщение  их  к  прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.       Глубокие знания педагогики и  психологии,  изучение  и  применение  на практике ведущих методик по развитию  и  охране  детского  голоса,  а  также личностные качества педагога­воспитателя позволят ему  создать хоровой  коллектив не только с широкими  исполнительскими,  но  и  в  большей  степени воспитательными  возможностями,  формируя  у  участников   коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.                  Список использованной литературы: 1. Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”.  М.       Прометей. 1992 2.«Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель­ Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год. 3.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М., 1953 4.Пономарьков И. Хоровые кружки в школах и внешкольных учреждениях.  М., 1949 5.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М 1990

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"

Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017