Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Оценка 4.9
Документация
doc
экология
Взрослым
26.10.2017
Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."
Презентация к уроку
Методическая разработка урока - экология.doc
Министерство общего и профессионального образования  Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Ростовской области  «Константиновский технологический техникум» Тематическая  методическая разработка по общеобразовательной учебной дисциплине «Экология» на тему: " Экология. Предмет и задачи изучения". Преподаватель ГБПОУ РО «КТТ» Ю.В. Мищенко г.Константиновск 2017 Аннотация Предлагаемая   методическая   разработка   по   теме  «Экология.  Предмет  и задачи   изучения»   ориентирована   на   обучающихся   9­11   классов,   студентов   1 курса   СПО.   Нацелена   на   формирование   у   обучающихся   образовательных навыков, расширение   кругозора и развитие интереса к изучаемому предмету, развитие   определенных   оценочных   суждений,     норм   и   социально   значимых мотивов поведения в природе. В   разработке   раскрывается   понятие   термина   «экология»,   что   является предметом, объектом и задачами курса, межпредметные связи. Рекомендована для использования на вводных уроках курса Экологии. Введение Данный урок первый в изучении вопросов глав «Основы экологии» курса «Экология»,   поэтому   мною   выбрана   цель   урока   как,   создание   условий   для ознакомления,   восприятия   материала   и   формирования   образовательных навыков.   Мною   поставлены   образовательные,   развивающие   и   воспитательные задачи   согласно   новым   требованиям   ФГООС,   которые   соответствуют возрастной   категории   и   адекватны   планируемым   результатам.   Например: расширять предметные знания, так как вопросы экологии рассматривались на протяжении с 6­го по 8 классы: при изучении живого организма, среды и условий обитания организмов, в ходе изучения организма человека, или, проводя анализ научного   текста,   развивать   умения   работать   с   источником   информации, используя логические операции анализа, синтеза, сравнения и др. Данный  урок я  построила  как  урок –  презентацию.  В  структуру урока включила   следующие   элементы:   оргмомент,   ознакомление   с   материалом, закрепление, рефлексия, домашнее задание, так как урок ознакомления с новым материалом. На   уроке   использованы   методы:   наглядный,   словесный,   частично­ поисковый. Данные методы позволяют воспринимать материал зрительно и на слух, а также самим анализировать ситуацию и делать выводы (например при формировании задач экологии учащиеся по начальной фразе должны определить задачу) – это развивает регулятивные умения;  приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах позволила привести урок к логическому завершению, когда каждая группа, анализируя один и тот же текст, находила ответ   на   свой   вопрос,   эти   приемы   позволяют   формировать   личностные   и коммуникативные умения, а работа с текстом развивает основы читательской компетенции. Технологическая карта урока №1 Тема урока Изучаемая дисциплина  ОУД.13 Экология Экология. Предмет и задачи изучения. Цели урока:  расширить предметные знания по данному вопросу; ­ образовательные  проводить анализ научных текстов;  использовать логические операции для подведения итога (анализ, синтез, классификация и т. д.) ­ развивающие  развивать умения планировать, контролировать,  регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;  развивать речь учащихся, обогащать словарный  запас детей; совершенствовать навыки поиска учебной   информации из научной литературы и интернет­ ресурсов; ­ воспитательные     развивать сообразительность, мышление, память. создавать у учащихся положительную мотивацию к  уроку биологии путём вовлечения каждого в  активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою  деятельность. воспитывать культуру речи;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. ­ дидактические создать условия для  ознакомления   обучающихся   с   предметом экология, областью ее изучения, задачами;  формирования навыков работы в группах;  проявления   инициативы   в   достижении   личных результатов. Тип урока Урок – презентация: изучение и первичное закрепление ТСО Мультимедийный проектор нового материала Дидактические  материалы Литература  Слайды, опорные конспекты 1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические  основы природопользования».­М,. Академия, 2016. 2.Гальперин М.В. «Экологические основы  природопользования».­М,. Академия, 2017. № Этапы работы Содержание этапа Время п/п 1. 2. Организационн ый момент Проверка готовности обучающихся, их  настроя на работу. Учитель приветствует  обучающихся, проверяет их готовность к  (мин.) 5 уроку. Обучающиеся приветствуют учителя,  проверяют свою готовность к уроку. Слайд 2       Посмотрите на 2­й слайд презентации,   10 какой вопрос мы будем сегодня разбирать?                     Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятные  становятся для нас ее чудеса. Ч. Дарвин Например, объекты экологии засветились  и в  книге рекордов Гинеса: САМЫЙ СТАРЫЙ ГРЫЗУН [1] Самый большой для грызунов возраст — 27  лет и 3 месяца — был зарегистрирован у  малайского дикобраза (Hystrix brachyura),  который умер в Вашингтоне (США) 12 января  1965 г. ЖИВОТНОЕ, УМЕЛО ПОЛЬЗУЮЩЕЕСЯ  Активизация  познавательной  деятельности Цель: привлечь  внимание  обучающихся к  важности  экологических  вопросов.  Задача: с  помощью  высказываний  известных людей и ярких фактов  показать  значимость  изучения  вопросов  экологии. Методы:  словесно – наглядный.  ОРУДИЯМИ [1] настрой  учеников на  учебную  Шимпанзе (Pan troglodytes) умеют изготовлять и использовать орудия гораздо искуснее, чем  другие млекопитающие, за исключением  человека. Они используют соломинки и прутья деятельность,  предмет и тему  для того, чтобы доставать термитов; ветки —  чтобы  урока (с учетом  реальных  исследовать предметы, до которых не могут  дотянуться; камни ­ для раскалывания орехов  особенностей  класса, с  с твердой скорлупой; заостренные палки ­ для  извлечения ядер из ореховой скорлупы; листья которым  работает  педагог) — в качестве тряпок для удаления грязи с  тела, а также как губки для сбора воды. САМОЕ ГРОМКОЕ НАСЕКОМОЕ [1] Цикады­самцы семейства Cicadidae способны  издавать звуки с частотой волны 7 400  колебаний в минуту, что производит шум,  слышимый на расстоянии 400 м. Рекорд  определен Департаментом сельского  хозяйства США. Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.                          (Энгельс Ф.)  ЖИВОТНОЕ СЕМЕЙСТВА КОШАЧЬИХ,  КОТОРОМУ БОЛЕЕ ВСЕХ ГРОЗИТ  ИСЧЕЗНОВЕНИЕ [1] Животное семейства кошачьих, которому более всех грозит исчезновение, —  суматранский тигр (Panthera tigris). Во всем  мире осталось лишь около 20 экземпляров  этого хищника. Он вскоре может исчезнуть  вслед за каспийским тигром, который исчез в  1970­х гг., и балийским тигром, который исчез в 1940­х годах. Для тигров, как и для  большинства находящихся в опасности видов  млекопитающих, основной причиной  исчезновения является охота и утрата  природной среды обитания. МАКСИМАЛЬНОЕ ОЗОНОВОЕ  ИСТОЩЕНИЕ [1] Самая большая «дыра» в озоновом слое  находится над Антарктидой. Каждую  антарктическую весну озоновый слой  (площадь которого на 25 % больше площади  США), расположенный на высоте 23 км,  исчезает. Выше озон остается  неповрежденным, так что эту брешь скорее  можно назвать истощением, чем дырой. САМЫЙ КИСЛЫЙ КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ  [1] В 1982 г. над Великими озерами в США и  Канаде зафиксирован показатель рН осадков,  равный 2,83. ВИНОВНИКИ ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА  [1] США, где проживает всего 4 % населения  Земли, выбрасывают в атмосферу 25 %  мирового количества углекислого газа и  других веществ, вызывающих парниковый  эффект. Самые значительные выбросы в  атмосферу углекислого газа приходятся на  Люксембург, который производит на одного  жителя на 18 % больше углекислоты, чем  США. ­ Сегодня на уроке мы должны определить  круг вопросов, которыми занимается  экология,  ученых, данной отрасли. 3. Изучение  Запись в тетради темы урока. Работа с  15 нового учебного материала.  Цель: создание  условий для  восприятия  нового  материала Задача: 1)  используя  прослушанный и  увиденный  материал  составить  библиографию  презентацией. Фиксирование основных  вопросов в тетрадь (определение понятия  экология,  имена ученых) Слайды 4­ 9 Сообщения учащихся (приложение1)   Слайд 10­й  [3] Запись в тетрадь понятия предмет и объект экологии. Посмотрите иллюстрации предложенные   на   слайде.   Что     изображено   на   слева   и   справа.   Что   же   будет   предметом изучения экологии, а что – объектом? Предметом    является совокупность   или   структура   связей   между экологии организмами   и   средой.  Главный   объект изучения  вопросов  экологии в  изучения   в   экологии   —   экосистемы, представляющие   собой   единые   природные комплексы, живыми образованные     тетради. 2) совместно с  организмами   и   средой   их   обитания.   Кроме того,   в   область   ее   компетенции   входит учителем  проанализироват изучение   отдельных   видов   организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. ь содержание  ключевых  совокупностей   особей   одного   вида (популяционно­видовой уровень), биотических понятий:  предмет и объект сообществ,   т.   е.   совокупностей   популяций (биоценологический   уровень)   и   биосферы   в экологии. Методы:  словесно –  наглядный,  частично –  поисковый,  целом (биосферный уровень). Основной   частью   экологии,   ее фундаментом   является общая     экология, которая закономерности   взаимоотношений   любых живых   организмов   и   среды.   Предметом изучает общие поощрения. Формы работы:  работа с текстом и слайдами  презентации,  индивидуальная  изучения   общей   экологии   являются   объекты организменного, популяционно­видового,   биоценотического   и   биосферного   уровней организации   в   их   взаимодействии   с окружающей средой. В связи с этим выделяют следующие основные разделы экологии: работа в тетради, работа в паре  ♦ экология организмов (аутэкология), которая   изучает   индивидуальные   связи при  характеристике  задач экологии. отдельной   особи   или   групп   особей   одного вида с окружающей средой; ♦ экология   популяций   (демэкология), в задачи которой входит изучение структуры, динамики   популяций   отдельных   видов (механизмы   численности регуляции   организмов, допустимые нормы их изъятия и др.); оптимальная     плотность, ♦ экология или биоценология (синэкология), которая изучает сообществ,     взаимоотношения   популяций,   сообществ   и экосистем со средой, структуру и механизмы функционирования биогеоценозов. Таким   образом,   экология   как   наука основана   на   разных   разделах   биологии (физиологии,   генетике,   биофизике,   зоологии, ботанике и др.) и связана с другими науками (например,   с   физикой,   химией,   географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть   технократическую   парадигму мышления, тип   новый   выработать   экологического   мышление, коренным образом меняющее поведение людей сознания,   по отношению к природе.[5] Слайд 11 Учащиеся получают на листках бумаги распечатанные   задачи   экологии.   По   смыслу они   должны   определить,   какое   направление имеет   данная   задача   и,   глядя   на   слайд, прочитать ее (приложение 2) Исходя,   из   приведенных   выше направлений следует, что задачи экологии многообразны: 1. Исследование   влияния   среды   на строение,   жизнедеятельность   и   поведение организмов. 2. Исследование закономерностей организации   жизни,   в   том   числе   в   связи   с   антропогенными воздействиями на природные системы. 3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде. 4. Исследование   протекающих   в   биосфере, поддержания ее устойчивости. процессов,   с   целью 5. Создание   научной   основы рациональной   эксплуатации   природных   изменений ресурсов,   прогнозирование природы под влиянием деятельности человека и   управления   процессами,   протекающими   в биосфере. 6. Прогнозирование   и   оценка возможных   отрицательных   последствий   в природной среде под влиянием деятельности человека. 7. Оптимизация   экономических, правовых,   социальных   и   иных   решений   для обеспечения   экологически   безопасного, устойчивого развития. 8. Восстановление нарушенных природных   систем,   сохранение   эталонных   участков биосферы. 9. Формирование   экологического мировоззрения,   развитие   экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий. 10. Создание   новых   технологий, основанных   на   понимании   экологических возможностей   данного   региона,   его специфичности. Закрепление материала проходит с  использованием метода критического  7 мышления Ш. Боне. Слайд 14      Класс делится на шесть групп. Каждая  группа получает текст и шляпу определенного цвета. Согласно цвету шляпы группа должна  найти ответ из предложенного текста  (приложение 3)[4] Белая шляпа – факты. Красная шляпа – эмоции. Желтая шляпа – возможности. Синяя шляпа – смысл. Зеленая шляпа – креатив. Черная шляпа – критика. 3. Закрепление  учебного  материала Цель: создать  условия для  использования  логических  операций при  работе с  текстом.  Задачи:1)  развивать умения проводить анализ теста, выделять  суть, делать  выводы. 2) провести  первичную  рефлексию  собственной  деятельности Метод:  критического  мышления Ш.  Боне. Задание на дом  4. Цель: через д/ з  закрепить  основные  понятия  экологии, цели и  задачи предмета. включающее: Соотнесение поставленных задач с  3 достигнутым результатом, фиксация нового  знания, постановка дальнейших целей Учитель задает вопросы о задачах урока; спрашивает,  какая задача останется на следующие уроки.  Обучающиеся  проговаривают по плану новые  знания, высказывают свои впечатления от  урока. Слайд 15 фронтальная организация учебной  деятельности. ­ Сегодня на уроке: Мы увидели …      Мы научились …                           Мы решили… Проработать параграф учебника №1, стр. 6­8 Гаьперин М.В., Экологические основы  природопользования, ­М, Академия, 2016г. Заключение Главная   цель   методической   разработки   ­   привлечь   внимание обучающихся   к   важности   экологических   вопросов,   показать   значимость изучения   вопросов   экологии.   Указать,   что   к  настоящему   времени   экология вышла   за   рамки   собственно   биологии   и   превратилась   в   междисциплинарную науку,   изучающую   сложнейшие проблемы   взаимодействия   человека   с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда». Абсолютно   всех   волнуют   экологические   проблемы   нашей   страны. Большинство считает, что экологическое образование нужно всем. И только 2% населения России считают, что оно нужно только школьникам.Экологическое образование     в   первую   очередь   должно   включать   в   себя   получение   знаний. Наиболее   эффективным   способом   экологического   образования   и   воспитания считают теоретические и практические занятия. Радует, что учителя и молодое поколение   понимают   важность   экологического   образования   в   современном обществе и уже никто не оценивает свой уровень знаний экологии на «2». Огромное   значение   в   освоении   материала   играют   исследования обучающихся по данной теме, которые  предсталены в виде сообщений во время урока. Список использованных источников:  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы  природопользования».­М,. Академия, 2016. 2. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования».­М,.  Академия, 2017. Интернет­ресурсы: 3. http://www.guinessrecords.ru/ 4. http://www.wisdoms.ru/123.html 5. https://ru.wikipedia.org/wiki 6. http://www.nkj.ru/archive/articles/10376 7. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/osnovy­ekologii.html СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (Приложение 1) 1. Идеи экологии в какой­то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно, одним из первых экологов был Аристотель.  384   до   н.   э.   –  322  до   н.  э.   В   «Истории   животных»   он   дал экологическую   классификацию   животных,   писал   о   среде   обитания,   типе движения, местообитании, сезонной активности, общественной жизни, наличии убежищ, использовании голоса. 2.   Немецкий   исследователь, государственный   деятель, дипломат.  Александр  филолог, философ, языковед, Гумбольдт   фон    (22      июня 1767 — 8 апреля 1835).  Гумбольдт часто считается отцом экологии. Он   был   первым,   кто   взялся   за   изучение   взаимосвязи   между   организмами   и окружающей   их   средой.   Он   выявил   существующие   отношения   между наблюдаемыми   видами   растений   и   климата,   и   описал   растительные   зоны   в зависимости от широты и высоты над уровнем моря. 3. Термин экология был придуман в 1866 году яростным сторонником дарвинизма, Эрнстом Г ккелем  (1834—1919) . Тем не менее, Дарвин никогда не использовал   слово   «экология»   в   своих   письменных   трудах,   даже   в   своих ее наиболее   «экологических»   Записках,   таких   как   предисловие   к   английскому изданию   Германа   Мюллера Оплодотворение   Цветов (1883),   или   его собственный трактат о земляных червях и размышление о формирование лесных почв (формирование растительных форм на основе действий «червей», 1881). 4.  Альфред   Рассел   Уоллес (1823–1913),   современник   и конкурент Дарвина,  сначала   предложил   «географию»   видов   животных.  Как Дарвин,   так   и   Уоллес   были   англичанами,   оба   они   предприняли   длительные исследовательские экспедиции, оба прочитали одни и те же книги, прежде всего «Принципы геологии» Лайеля, «Эссе» Мальтуса и «Следы» Чэмберса, и оба были увлеченными натуралистами. Но имеются важные различия, прежде всего в их   социальном   положении.   Дарвин   был   состоятельным   человеком,   учился   в одном   из   элитарных   университетов   Англии   и   принадлежал   к   научному сообществу   Лондона.   Уоллес,   напротив,   был   сыном   обедневшего   мелкого предпринимателя и никакого высшего образования не получил. Он зарабатывал себе   на   жизнь   тем,  что   собирал  на   продажу   коллекции   птиц   и   насекомых   в тропических   странах.   В   то   время   некоторые   авторы   признали,   что   виды   не являются   независимыми   друг   от   друга,   а   надо   сгруппировать   их   по   видам растений,   животных,   а   затем   и   по   царствам   или   в биоценоз.   Впервые   этот термин,   по   мнению   большинства   исследователей,   был   использован Карлом Мёбиусом  (немецкий зоолог и  ботаник,   один   из   родоначальников экологии, первый директор Музея естествознания в Берлине) в 1877 году. Родился в 1825 – 1908 в Саксонии. 5.   В   1920­е   годы Влад мир   Ив нович   Верн дский ,   русский   геолог ае ие ае  академик Санкт­Петербургской   академии   наук,   который   жил   во   Франции, подробно представил биосферу в его работе Биосфера (1926), а также описал основные принципы биогеохимических циклов. Таким образом, он пересмотрел биосферу как совокупность всех экосистем. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние   на   формирование   современного   экологического   сознания.  Учение Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее   собой   принципиально   новый   подход   к   изучению   планеты   как развивающейся   саморегулирующейся   системы   в   прошлом,   настоящем   и будущем. До недавнего времени считали, что экологией должны заниматься только биологи.   Действительно,   они   лучше   других   знают,   какими   должны   быть окружающая среда и условия жизни человека, растений и животных. В конце XX века термин «экология» приобрел общечеловеческое значение. С ним стали связывать научное направление о закономерностях развития цивилизации. Его буквальный   перевод   с греческого   означает   «изучение   собственного   дома». Постепенно   пришло   понимание:   человек   неотделим   от среды,   составляет ее неотъемлемую   часть.  Взаимоотношения   человека   с природой   и техногенное воздействие   на нее,   влияние   природы   на человека   и развитие   общества становятся   предметом   специального   изучения.   В последнее   десятилетие   XXI столетия окончательно формируется новое научное направление исследований под   несколько   расширенным   названием —   «экология   окружающей среды». Но   в   настоящее   время   основы   экологии   изучают   будущие   юристы,   медики, инженеры   и   строители.   Все   они   должны   будут   заниматься   проблемами экологического   контроля,   улучшения   окружающей   среды,   сохранения природных ресурсов, защиты человека от экологических проблем. (Приложение 3) СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИИ Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере   развития   она   все   больше   вступала   в   противоречие   с  природой.  Сейчас человечество   уже   подошло   к   осознанию   того,   что   дальнейшая   эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.     Актуальность   этой   проблемы,   вызванной   обострением   экологической   обстановки   в   масштабах   всей   планеты,   привела   к  «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем   –   это   международная   деятельность   на   правительственном   и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ   и   проектов,   осуществляемых   частными   и   государственными экологическими фондами и направленных на объединение усилий государств, частных   лиц   и   общественных   объединений   в   преодолении   глобальных экологических   проблем   человечества.   Международное   сотрудничество   в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы.   Высокая   приоритетность   экологического   фактора   в   международных отношениях   постоянно   возрастает,   что   связано   с   ухудшением   состояния окружающей среды. Экологические   проблемы  современности   в   основном   связаны   с антропогенными   воздействиями, под   которыми   понимают   деятельность, связанную с реализацией экономических, рекреационных, военных, культурных и   других   интересов   человека,   вносящую   изменения   в  природную   среду.  Они могут   быть   положительными   и   отрицательными,   длительными   и кратковременными,   точечными   и площадными,   длительными   и   кратковременными,   а   также   глобальными,   целенаправленными   и   стихийными, региональными   и   локальными.   Среди   основных   глобальных   экологических проблем современности ученые выделяют следующие: «парниковый эффект», истощение озонового слоя, «кислотные осадки», проблему утилизации отходов, загрязнение   окружающей   среды,   опустынивание,   деградацию   почвы,   эрозию почвы,   вырубку   лесов,   сокращение   численности   и   вымирание   животных, изменение климата, истощение природных ресурсов, заболеваемость населения, фотохимический смог и другие. Однако   есть   у   экологии   и   другая   сторона   медали,   далеко   не   такая радужная. И в современном мире её умело используют, как инструмент, для достижения   политических   своих   целей.   Не   последнюю   роль   в   этом   играют международные   экологические   организации,   которые   все   чаще   выступают   с таких   позиций,   что   есть   все   основания   говорить   о   политической ангажированности их руководства.  В настоящие время благородные экологические идеи становятся частью большой   мировой   политики.   При   достижении   определенных   политических целей   экологические   проблемы   можно   рассматривать   как   с   гуманитарных позиций,   так   и   сгущать   краски   по   каким­либо   конкретным   направлениям, раскалывать общество, добиваться экономических выгод на территории того или   иного   государства.   Не   секрет,   что   все   страны   формируют   свои национальные  экологические   стратегии.  И это  становится сферой  серьезных государственных   интересов.  Экологический   шантаж   давно   и   успешно применяется на Западе. Его целью обычно являются коммерческие интересы: какая­либо компания нанимает «экологов» для того, чтобы вытеснить с рынка конкурента.

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."

Методическая разработка открытого урока "Экология. Предмет и задачи обучения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2017