Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"
Оценка 5

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
22.05.2018
Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"
Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии" Предназначена для широкого круга читателей. Может быть использована в работе учителей начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, а также родителей.Целью использования данной разработки является познакомить детей с художественной культурой Японии.
открытое япония.doc
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей  Тетюшского муниципального района РТ» Методическая разработка по изобразительному творчеству  Тема: «Художественный образ Японии» Педагог дополнительного образования:                                                       Шитенкова Наталья Александровна                                                           первая квалификационная категория. 2018 г.  Цель:  познакомить с художественной культурой Японии.  Задачи:  ­   познакомить   с   отличительной   особенностью   японской   живописи, архитектуры, сада камней, поэзии. ­   формировать   умение   передавать   изящество,   скудность,   изысканность   в приёмах рисования кистью. ­ развитие художественного вкуса, творческих способностей. Возраст детей: 9­11 лет Материалы:  для педагога: бумага, гуашь, кисть, ПК, мультимедийный проектор;  для учащихся: листы бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. Зрительный ряд: японское искусство – свитки, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии: всё ­ в виде презентации Microsoft Office; Литературный ряд: японская поэзия. Музыкальный ряд: музыка Японии (музыкальный компакт диск “A voyage to Japan.  Ambient music remixed with native sound”, LANDY STAR MUSIC). План: I. Организационная  часть.               1.Приветствие (2 мин.) II. Основная часть. 1. Сообщение новой темы, целей и задач (3 мин.) 2. Знакомство с традициями, поэзией, архитектурой, живописью     Японии  (15 мин.) 3. Своеобразие традиционного японского искусства ­ гравюры  (суримоно, какемоно) (15 мин ) 4. Физкульт минутка (2 мин.) 5. Обобщение и повторение теоретического материала (3 мин) III. Практическая работа. 1.Показ приёмов рисования (10 мин.) 2. Задание: зарисовка  в стиле японской гравюры (изображение ветки  сливы или сосны, тростник, луна, стрекоза, бабочка)(20 мин.)     IV. Анализ готовых работ (5 мин.)      V. Подведение итогов работы (5 мин.) I. Организационная часть. Ход занятия. ­ Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!               ­ Коничива! что по­ японски значит « Добрый день!».      II. Основная часть. Сегодня   наше   занятие   посвящено  знакомству   с  художественной   культурой Японии.   Мы   познакомимся   с   традициями,   поэзией,     архитектурой, искусством аранжировки цветов. Научимся  передавать изящество, скудность, изысканность в приёмах рисования кистью. Показ презентации. Японию называют страной восходящего солнца. До сих пор стоят древние тысячелетние мавзолеи, храмы, города и парки с поэтическими названиями: «Свет Солнца», « Ворота солнечного света», «Застывшая симфония». Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.  Сами   японцы   рассказывают   такую   притчу,   когда   их   спрашивают,   в   чем разница между ними и, например, европейцами: “У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шел здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти. А   если   пройдёт   мимо   европеец,   то   он   сорвет   цветок,   понюхает   его, порадуется и … выбросит”.   Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана   в   современный   мир.   Особое   поклонение   природе,   воспитанное   с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента   жизни,   внимание   к   красоте   деталей,   традиции   любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других. Задолго до появления письменности как моста к искусству рисовать и слагать стихи   в   быту   японцев   прочно   укоренился   обычай   коллективно   любоваться наиболее поэтическими явлениями природы.  Зимой принято любоваться свежевыпавшим  снегом. Весной ­ цветением сливы, азалий, вишни. Осенью ­ багряной листвой горных кленов и полной луной. А вы можете назвать похожие обычаи у нас, в нашей местности? В каждом японском доме есть как бы алтарь красоты ­ ниша, где стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение. Японское   искусство   взяло   на   себя   задачу   быть   красноречивым   на   языке  На   японском   языке   есть   термин  «массе   буммет»   ­ недомолвок. «цивилизация   сосновой   иглы».   Под   этим   имеется   в   виду   умение наслаждаться  красотой   кончика   сосновой   хвоинки   вместо   того,   чтобы пытаться охватить взором целое дерево. В Японии считают, что окружающие человека вещи должны вызывать потребность   видеть   и   ощущать   их,   испытывать   радость,   находить   в   них эстетическое удовольствие. Каллиграфическое искусство органично связывает живопись и поэзию. Послушайте   отрывок   из   японской   поэзии   и   поделитесь   своими впечатлениями от услышанного: Гляжу ­ опавший лист Опять взлетел на ветку. То бабочка была. Идешь по облакам, И вдруг на горной тропке Сквозь дождь ­ вишневый цвет.                                         Кито Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот­вот он сметет с небес. Какэй Над ручьем весь день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. Тие­ни                                                       Слепень прилетел…                                                      Ищет цветочный нектар.                                                      Не спугни его!                                                     Исса Кобаяси  Что необычного в этих стихах? Стремление к гармонии с природой – главная черта искусства Японии: архитекторы   возводят   свои   постройки   так,   чтобы   они   сливались   с окружающей   средой,   были   открыты   ей;   японский   садовник   –   стремится воссоздать природу в миниатюре, ремесленник ­ показать фактуру материала. Удивительные   явления   японской   культуры   ­   это   ландшафтные   сады. Миниатюрные   домашние   садики   по   своим   размерам   не   превышают   размеров комнаты. Растут в них крошечные, карликовые деревья дубы, клены, лиственницы размером всего 30­50см. (бонсай).  Японцы могут часами любоваться садом камней. В жизни японцев камни играют особую роль. Они постоянно сопутствуют им в парках и садах, у храмов, святилищ, дома, в гостинице, у городских зданий. Их расположение, форма и цвет имеют свой смысл,  историю, легенду. Большой любовью у японцев пользуется камень,   названный   нефритом   или   яшмой.  В   этом   камне   будто   застыл   кусок старинного   воздуха,   слежавшегося   в   течение   столетий.   Камни   для  японцев традиционно священны.  Икебана.      Слово   "икебана"   состоит   из   двух   иероглифов: "ике"   ­   жизнь   и   "хана   "   ­   цветок.   Чаще   всего   его   переводят как "дать цветам новую жизнь" или "позволить цветам выразить себя". Задание:  «Создай свою икебану» (аппликация из цв. бумаги) Особенно   японцев   привлекает   неуловимость,   изменчивость   вещей. Ускользающее ­ прекрасно, постоянное и неизменное – нет. Вкусы и мода сменяют друг друга, как времена года. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра.  ...Долгожданная   пора   пробуждения   природы   начинается   здесь   внезапной   и оттого ожидаемой вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают   японцев   не   только   своим   множеством,   но   и   своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Каждую весну после изысканного   цветения   нежные,   бело­розовые,   всегда   недолговечные   цветы, весело кружась, летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Они опадают еще совсем свежими, и их красоты не касается увядание. Их тут же тщательно сметают – и никаких следов. Красота остаётся лишь в памяти очевидца.  Цветы сакуры!  Куда так торопитесь?  Зачем распустились?  Кито.  Именно эту красоту мы с вами и постараемся сегодня запечатлеть в своих работах. И работы ваши будут выглядеть примерно вот так. Физкультминутка «Деревья, кустарники, травы». Я буду называть слова, если я назову дерево вы поднимаете руки вверх, если кустарник   ­   руки   в   стороны,   если   траву   или   цветок,   присаживаетесь   на корточки, итак, начинаем! Колокольчик, осина, тополь, малина, кедр, астра, подосиновик, липа, сирень, дуб, огурец, смородина, ромашка, берёза, комар, тюльпан, банан, ель, шиповник, василёк, ёж, подорожник. Молодцы!  Традиционное направление в живописи Японии ­ работа водяными красками или тушью на шелке или бумаге. Художник   не   копирует   природу,   а   выражает   свой   внутренний   мир,   свое видение действительности и каждого отдельного элемента природы. Прежде чем   сделать   первый   штрих   кистью,   мастер   должен   пережить     состояние самадхи ­ просветление, ощутить в себе все нюансы природы  (порывы ветра бьют в грудь, раскрывающиеся бутоны нежно трогают сердце). Асимметрия   —   еще   одна   отличительная   сторона   японской   живописи. Наиболее   характерный   в   живописи   пейзажа   стиль   «одного   угла»   ­ лаконичность изображения. Чтобы вызвать у человека чувство необъятности океана,   достаточно   в   углу   поместить   качающуюся   на   волнах   лодку;   для изображения осени ­ одинокую птицу на голом сучке, что дает возможность ощутить вечность мира и свое малое место в нем. Суримоно   —   особый   вид   гравюр,   издававшихся   в   виде   поздравительных открыток благопожелательного содержания, изображающих жанровые сцены, цветы   и   растения,   животных   и   птиц,   пейзажи,   деревья,   богов   счастья   и богатства,   предметы   —   символы   добра.   Суримоно   отличались   особой нарядностью,   так   как   выполнялись   к   знаменательным   датам,   праздникам, датам,   связанным   со   сменою   времен   года,   дням   рождения,   свадьбам.   В суримоно   обязательно   вводилась   поэтическая   надпись,   дополняющая,   а иногда и поясняющая художественный образ.  Для того, чтобы пожелать счастья в Новый год, поздравить близкого человека с   новолунием   или   наступлением   поры   цветения   вишен,   с   удачным продвижением по службе или рождением сына, необходимо было послать ему суримоно. Гравюра ­ вид печатной графики.  Обобщение и повторение теоретического материала: ­ Назовите главную черту японского искусства? Архитектура садов и парков, так же как и специфически японская живопись и поэзия, имеет своим назначением вызывать у человека ощущение красоты в обычном,   простом,   каждодневном.   Японцы   приучились   видеть   в   каждом ручье,   отдельно   стоящем   дереве,   камне   скрытую   душу   жизни.   Они   так любовно лелеют свои сады и парки, каждый их уголок, словно ухаживают за чем­то живым, дышащим, ощущающим Задание: По мотивам японских трехстиший дети делают зарисовки в стиле японской гравюры (суримоно).  Итак, сегодня вы рисуете цветущую ветку вишни в стиле японской гравюры. Для этого у вас на партах есть всё необходимое.  Прежде всего, вертикально располагаем лист бумаги. Ветку вишни мы будем рисовать   не   горизонтально,   а   вертикально,   сверху   вниз,   из   одного   угла   к другому (показ учителем на доске). Цветки вишни можно нарисовать двумя способами. (Показ приемов рисования веток вишни, цветов кистью, без предварительного наброска:   отдельно   прорисованными   лепестками   или   в   виде   круга   с прорисовкой тушью). III. Практическая работа. Зарисовка   цветущей   ветки   на   одинаковых   узких   листах   бумаги   в   стиле японской гравюры.  Во время работы звучат японские мелодии. IV. Эстетическая оценка работ. ­ Как вы думаете,   какие работы наиболее удачно передают традиционный стиль живописи? ­ Чем отличается изображение пейзажа в японском стиле? V. Подведение итогов работы. ­ Что вам запомнилось из рассказа о Японии? Что нового вы узнали? Чему научились? Список литературы:  1.   Кадзи   С.,   Хама   Н.,   Райс   Д.   «Эти   странные   японцы».   Пер.   с   англ.   Г. Дуткиной и Д.Дуткиной. – М.: Эгмонт Россия Лтд. 2000. 2. «Сад камней. Мудрость Китая и Японии» Пер.с кит. И.Э.Циперович, пер. с яп. А.М.Кабанова; сост. И.В. Суслова. – СПб.:“Паритет”, 2001. 3. Гоголев К.Н. «Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония». Учебное пособие для уч­ся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. 4.   Дёлэ   Н.   «Япония   вечная»   пер.   с   фр.   С.   Балашовой.   –   М.:   ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002. 5. Учим японские иероглифы./Художник А.Лурье – СПб.: Лань, 1997. 6. Овчинников В. « Сакура и дуб». – М.: Дрофа, 2003. 7. Островская О.В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» М.: Владос, 2003. 8.Интернет   ­   ресурсы: ilk­ilk.narod.ru.;   yaponskaya­zhivopis.ru.ask.com; whisper­world.com/t381­topic;   japanese­page.kiev.ua/rus/event.;  www.redigo.ru; japonia.ru;   japan­gallery.artsportal.ru;   yukimori.ru/part/4.aspx;   artbatik.ru/japan­ gravura.html; ru.wikipedia.org/wiki/Укиё­э; yapobook.com/japonskaja_gravyur..; japanesedolls.ru/index/0­822;yapobook.com/japonskaja_gravyur...; yukimori.ru/part/4.aspx.

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"

Методическая разработка по изобразительному творчеству "Художественный образ Японии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018