Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"
Оценка 5

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Оценка 5
Документация +3
doc
Междисциплинарный 18
Взрослым
06.04.2019
Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении разрабатывается основная программа, состоящая из учебного плана, календарного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. В данной статье рассматриваются основные этапы урока по ФГОС.
Мокшанова_Этапы урока по ФГОС.doc
Этапы урока по ФГОС. Этапы современного урока по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении разрабатывается основная программа, состоящая из учебного плана, календарного   графика,   рабочих   проектов   курсов,   предметов,   дисциплин.   В   нее   также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. В данной статье   рассматриваются основные этапы урока по ФГОС. Общая классификация В   школе   преподается   достаточно   много   разных   предметов.   Содержание информации,   безусловно,   различно.   Однако   все   уроки   можно   классифицировать   на следующие группы: 1. Открытие новых знаний. 2. Уроки рефлексии. 3. Занятия общеметодологической направленности. 4. Уроки по развивающему контролю. Задачи занятий На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия   новых   знаний   у   учащихся   формируется   умение   использовать   новые   способы действий,  расширяется понятийная база за счет присоединения  новых компонентов. На уроках   рефлексии   закрепляются   и   при   необходимости   корректируются   уже   изученные алгоритмы,   термины,   понятия.   На   занятиях   общеметодологической   направленности формируются   обобщенные   деятельностные   нормы,   выявляются   теоретические   основы дальнейшего   развития   содержательно­методических   направлений.   Кроме   этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо   отметить,   что  разбиение   на  этапы   урока  по ФГОС (второго  поколения)   не должно нарушать непрерывность обучения. Характеристика этапов урока по ФГОС: «Открытие нового знания» Каждое  занятие строится по определенной  схеме. Можно выделить  следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет): 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и пробное действие. 3. Выявление места и причин затруднения. 4. Построение проекта и решение проблемы. 5. Реализация сформированной модели. 6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. 7. Самостоятельная работа с самоконтролем. 8. Включение в систему знаний и повторений. 9. Рефлексия учебной деятельности на занятии. Мотивация Цели   этапов   урока   по   ФГОС   различны.   Однако,   вместе   с   этим,   они   тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом   уровне   у   ученика   внутренней   готовности   к   выполнению   установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается: 1. Созданием   условий   для   возникновения   индивидуальной   внутренней потребности осуществлять деятельность. 2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога. 3. Установлением тематических рамок деятельности. Актуализация и пробное действие В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация   понимания   ими   собственной   потребности   к   формированию   новой   модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся: 1. Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения. 2. Активизировали   мыслительные   операции   и познавательные   процессы. К первым,   в   частности,   относят   синтез,   анализ,   обобщение,   сравнения, аналогию,   классификацию   и   пр. Познавательные процессы   ­   внимание, память и пр. 3. Актуализировали норму учебного действия. 4. Попробовали   самостоятельно   выполнить   задание   по   применению   нового знания. 5. Зафиксировали   появившиеся   затруднения   при   реализации   пробного действия либо при его обосновании. Выявление проблем Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети: 1. Проанализировали   все   свои   действия.   Стоит   сказать,   что   самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС). 2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема. 3. Соотнесли   собственные   действия   на   месте   возникновения   затруднения   с ранее   изученными   способами   и   определили,   какого   именно   умения   не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов. Построение проекта Цель данного этапа ­ формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся: 1. В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных   действий,   посредством   которых   выявленная   ранее   причина затруднений будет устранена. 2. Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить. 3. Выбирают   модель   формирования   нового   знания.   В   качестве   нее   может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения   применяется,   если   изученные   аналоги   отсутствуют,   и   нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия. 4. Выбирают   средства,   с   помощью   которых   формируется   знание.   К   ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты. Реализация проекта Основной   задачей   выступает   формирование   детьми   новой   модели   действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся: 1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их. 2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний. 3. Применяют   выбранный   метод   для   решения   задачи,   которая   вызвала затруднение. 4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий. 5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее. Первичное закрепление Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети: 1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование. 2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально. Самостоятельная работа и самопроверка Эти   этапы   современного   урока   по   ФГОС   имеют   особое   значение.   В   ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают: 1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки. 2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов. 3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее. Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого   проблем   при   решении   в   первый   раз   не   возникало.   Они   занимаются   заданиями творческого уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов. Включение в сферу знаний и повторений В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий,  которые вызывали   затруднение,   закрепление   изученного   материала   и   подготовка   к   восприятию следующих   разделов   предмета.   Если   предыдущие   этапы   урока   по   ФГОС   пройдены удовлетворительно, то дети: 1. Решают   задачи,   в  которых   рассматриваемые   модели   действий   связаны   с изученными ранее и друг с другом. 2. Выполняют   задания,   направленные   на   подготовку   к   изучению   других (следующих) разделов. Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта. Рефлексия На этом этапе основная цель ­ осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо: 1. Уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок. 2. Назвать способы действий, которые вызвали затруднение. 3. Зафиксировать уровень соответствия  поставленных  целей и достигнутых результатов. 4. Оценить свою работу на уроке. 5. Наметить цели для последующей деятельности. 6. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание. Занятие развивающего контроля Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС: 1. Мотивация к контрольно­коррекционной деятельности. 2. Актуализация и пробная учебная деятельность. 3. Локализация личных затруднений. 4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем. 5. Реализация новой модели. 6. Обобщение затруднений в речи. 7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. 8. Решение задач творческого уровня. 9. Рефлексия работы. Выполнение контрольной деятельности Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно­коррекционная направленность. В этой связи необходимо: 1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу. 2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно­коррекционных действий. 3. В   соответствии   с   решенными   ранее   задачами,   определить   тематические пределы и создать ориентиры для работы. 4. Сформулировать метод и процедуру контроля. 5. Определить критерий оценивания. Подготовка мышления детей Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно: 1. Провести повторение контролируемых моделей действий. 2. Активизировать такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, а также познавательные процессы, которые необходимы для контрольной работы. 3. Организовать   мотивацию   детей   к   осуществлению   деятельности   с использованием запланированных способов действий. 4. Создать условия для выполнения индивидуальной контрольной работы. 5. Предоставить детям возможность провести самоанализ своей деятельности по заранее установленному критерию. Занятие общеметодологической направленности Этапы   комбинированного   урока   по   ФГОС   ориентированы   на   формирование   у детей представления о приемах, связывающих изучаемые  ими понятия в одну систему. Кроме этого, они  способствуют  осознанию  методов  построения  плана  непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и   способов   учебной   деятельности,   самооценки   и   самоконтроля,   рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой­либо дисциплины на классном часе или во время внеклассного мероприятия. Заключение Разбиение   уроков   на   этапы   позволяет   подавать   материал   четко структурированным,   в   логической   последовательности,   обеспечивая   при   этом непрерывную   координацию   деятельности   учащихся.   Для   каждого   занятия   должны определяться   задачи,   варианты   действий   учеников.   Немаловажное   значение   имеет   и организационный   этап   урока   по   ФГОС.   Он   предшествует   формированию   мотиваций   у детей.   После   приветствия,   преподаватель   проводит   проверку   подготовленности, определяются   отсутствующие.   После   этого   фокусируется   внимание   учеников,   задается необходимый   настрой   на   восприятие   информации.   При   необходимости   и   наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"

Статья на тему "Этапы современного урока по ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019