Методическая разработка по краеведению
Оценка 4.9

Методическая разработка по краеведению

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл—8 кл
30.01.2017
Методическая разработка по краеведению
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным устному народному творчеству народов Севера. Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, отгадываются национальные загадки, дети инсценируют сказки северных народов. Мероприятие предназначено для детей 11-13 лет.
Сценарий.docx
Иваненко Лариса Геннадьевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Алдан; Тайшина Вероника Васильевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Алдан. Сценарий методической разработки «Сказки народов Севера» Методическая разработка внеклассного мероприятия, проводимого на внеклассных занятиях с целью ознакомления с фольклором народов Севера. Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: дети инсценируют   сказки   северных   народов,   знакомятся   со   стихотворными   произведениями, национальными особенностями.            Мероприятие предназначено для детей  10 ­ 12 лет.  Культурно­просветительское   мероприятие   «Сказки народов Севера» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми. Цели и задачи:  Привитие интереса и любви к родному краю.  Знакомство   с   природными   условиями,   бытом   и   культурой   коренных   народов Севера.  Развитие кругозора детей. Место проведения: МБОУ СОШ №1 Дата проведения: 03.12.2016г. Возраст участников: 10­13 лет. Оборудование: ­ слайдовая презентация к мероприятию; ­ магнитофон; ­ записи мелодий северных народностей; ­ сценарии сказок:     «Бабушка Чачакан­Чачакан» (якутская); «Девушка и Луна»  (нганасанская)  «Зайчиха­мама» (ненецкая) ­ костюмы для инсценировки сказок; ­ декорации к сказкам. Ход мероприятия. Участникичитают стихотворение В.Шестаковой «Мой древний Север»: 1Чтец           Мой древний Север, из каких сказаний Ты белой былью в жизнь мою вошел? Как дар судьбы ловлю твое дыханье И кутаюсь в метельный легкий шелк. 2Чтец                                                             Люблю твои нехитрые просторы, Звенящий купол выстывших небес, Разубраны сияньем как узором Наряды юных северных невест. 3Чтец Люблю весну неторопливо талой, Дневной уют в шатре твоих ночей, И желтую осеннюю усталость, И сумерки коротких зимних дней. 4Чтец                                                              Как дар судьбы ловлю твое дыханье И кутаюсь в метельный легкий шелк. Мой древний Север, из каких сказаний Ты белой былью в жизнь мою вошел? Ведущая ­ Здравствуйте, дорогие гости!    Давайте вспомним, те давние времена, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Только старые, поросшие мхом кедры, помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок   с   неокрепшими   крыльями,   но   светило   ярко.   Люди   пришли   в   этот   старинный удивительный северный край, край белых ночей, глухариной песни. Мы   приглашаем   Вас   отправиться   в   путешествие   по   волшебному   миру   северных сказок. ­   Представляем   вашему   вниманию   инсценировку   якутской   сказки   ««Бабушка Чачакан­Чачакан». Звучит национальная музыка. Выходит бабушка Чачакан­Чачакан. Автор:Жила в одном селении бабушка Чачакан­Чачакан. Как­то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит ­ прорубь ледком  затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды  зачерпнула. За ним и второе. А ведерки у бабушки красивые были ­ из бересты, с узорами  по закраинам. Взяла бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да подскользнулась на  гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. ­ Тучка, тучка, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась ­ подол­то у нее ко льду и  примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит ­ кто бы ей помог? Поглядела она на  солнце, которое только­только взошло и спрашивает: Бабушка (Лиманская)   (Дьяконова)­ Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может.  Бабушка к туче.  Бабушка (Лиманская)   (Дьяконова)­ Да, бабушка, у меня силы много. Да только ветер меня унести может. Бабушка ­ к ветру.  Бабушка (Лиманская)   (Попов)­ Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить. Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает: Бабушка (Лиманская)   (Попов)­ Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня человек расколоть может. Бабушка ­ к прохожему: Бабушка (Лиманская)  ­ Человек, человек, не ты ли всех на свете сильнее?        (Усманов)­ Да, бабушка, я очень силен. Да только я огня боюсь.  Бабушка ­ к огню: Бабушка (Лиманская)   (Орлов)­ Да, бабушка, я очень силен. Да только меня вода залить может.  Бабушка ­ к воде.  Бабушка (Лиманская)­  Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее?    (Орлов)­ Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может.  Бабушка ­ к земле.  Бабушка (Лиманская)   (Усманов)­  Да, бабушка, уж я­то, наверное, сильнее всех. Рассердилась бабушка: Бабушка (Лиманская)   Дернула она свое платье ­ а оно уж оттаяло. Стала бабушка Чачакан­Чачакан на ноги,  ведра в руки взяла, набрала снова воды и пошла домой. Пришла. Внукам чай вскипятила. Чай пить сели. С бубликами. С сахаром.   ­ Так отпусти мою юбку! Чего ты ее держишь?!  ­ Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Огонь, огонь, не ты ли всех на свете сильнее?        Артисты выходят  к зрителям. Ведущий:На территории нашего северного края проживают  различные народы, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой. Мы познакомим вас с нганасанской сказкой «Девушка и Луна». Звучит музыка «Эркин­арылхай», выходит Идрисова А., исполняет композицию на хомусе. Инсценировка сказки «Девушка и Луна» (нганасанская сказка) Автор:Давным­давно жила в одном стойбище красивая девушка.  И были у нее олени.  Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень  посмотрел на небо и закричал: (Черемных)­ Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо! Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как  появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на  нарту, в небо укатила. Вылезла девушка из сугроба, вошла в чум.  Прошло немного времени, вбегает олень и кричит: (Черемных)­ Луна опять на нарте едет!  Хочет тебя на небо забрать! Ударил олень ногой  о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А  Луна тут как тут – тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушку не нашла. Опять  ни с чем уезжать собралась. Тут девушка не выдержала, засмеялась:  (Подшивайлова) ­Здесь я! Хочет Луна девушку­огонь поймать, да не может ­ очень уж горячо ей. А девушка из  огня снова в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала. Плачет Луна, умоляет: (Пятница)­ Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду  жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать! Сжалилась девушка над Луной, отпустила ее. С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с  пути. Артисты выходят  к зрителям. Учитель:Народы, проживающие в районах Крайнего Северасоздали неповторимую  культуру, в том числе богатейшее устное народное творчество – фольклор. К самому  распространённому жанру фольклора относятся сказки. Сказки немного скрашивали  нелегкую жизнь людей, служили им развлечением и отдыхом. Их рассказывали не только  детям, но и молодым людям, ведь они были настоящей школой жизни. Малые народы Северапроявляли свои способности в фольклоре, который сегодня  представляет необыкновенную ценность для познания их истории и психологии.Фольклор,  созданный в условиях суровой природы, поражает своим оптимизмом и верой в  справедливость. ­Уважаемые гости, предлагаем принять участие в работе нашей театральной студии. ­Тех, у кого снежинки розового цвета, я попрошу выйти на импровизированную сцену.  Давайте познакомимся.(знакомство)Мы предлагаем вам стать артистами. Каждому из вас  мы выдаем сценарий ненецкой сказки «Зайчиха­мама», для ознакомления с ролью вам  дается 3 минуты. Желаем удачи в творчестве. Сценарий сказки «Зайчиха­мама» Автор: Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме: Зайчонок:— Я тебя не люблю! Автор: Обиделась Зайчиха­мама и ушла в лес. А в этом лесу жили два Волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы очень плохо. Вот однажды сидели волчата под кустом и горько плакали. 1Волчонок— Где бы нам взять маму? — говорит один Волчонок. — Ну хотя бы маму­ коровку! 2Волчонок— Или маму­кошку! — говорит второй Волчонок. 1 Волчонок— Или маму­лягушку! 2Волчонок— Или маму Зайчиху! Автор: Услышала эти слова Зайчиха и говорит: Зайчиха: — Хотите, я буду вашей мамой? Автор: Обрадовались волчата. Повели они новую маму к себе домой. А дом у волчат  грязный­прегрязный. Прибралась мама Зайчиха в доме. Потом нагрела воды, посадила  волчат в корыто и стала их купать. Сначала волчата не хотели мыться. Боялись, что мыло в глаза попадёт. А потом им очень  понравилось. 1,2 Волчата (вместе)— Мамочка! Мамочка! — кричат волчата. — Ещё спинку потри! Ещё на головку полей! Автор: Так и стала жить Зайчиха у волчат. А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно. Без мамы голодно. Без мамы  очень­очень грустно. Побежал Зайчонок к девочке Еле: Зайчонок:— Еля! Я обидел свою маму, и она от меня ушла. Девочка Еля: — Глупый Зайчонок! — закричала Еля. — Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдём спросим у Лесной Птицы. Автор: Прибежали Еля и Зайчонок к Лесной Птице. Девочка Еля:— Лесная Птица, ты не видала Зайчиху? Лесная птица:— Не видала, — отвечает Лесная Птица. — Но слыхала, что живёт она в  лесу у волчат. Автор: А в лесу было три волчьих дома. Прибежали Еля и Зайчонок к первому дому.  Заглянули в окно. Видят: в доме грязно, на полках пыль, в углах мусор. Зайчонок :— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок. Автор: Прибежали они ко второму дому, заглянули в окно. Видят: на столе скатерть  грязная, посуда стоит немытая. Зайчонок :— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок. Автор: Прибежали они к третьему дому. Видят: в доме всё чисто. За столом сидят волчата, пушистые, весёлые. На столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковородка с грибами. Зайчонок :— Вот где моя мама живёт! — догадался Зайчонок. Автор: Постучала Еля в окно. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок ушки и стал  маму просить: Зайчонок :— Мама, иди опять ко мне жить... Я больше не буду. Автор: Заплакали волчата: Оба волчонка:— Мамочка, не уходи от нас! Автор: Задумалась Зайчиха. Не знает, как ей быть. Девочка Еля: — Вот как надо сделать, — сказала Еля, — Один день ты будешь  зайчаткиной мамой, а другой день — волчаткиной. Автор: Так и решили. Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой — у волчат.  Награждение участников инсценировки. ­ Всех благодарим за внимание и приглашаем пройти на 2­ой этаж.

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению

Методическая разработка по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017