Методическая разработка по краеведению

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным устному народному творчеству народов Севера. Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, отгадываются национальные загадки, дети инсценируют сказки северных народов. Мероприятие предназначено для детей 11-13 лет.
Иконка файла материала Сценарий.docx
Иваненко Лариса Геннадьевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Алдан; Тайшина Вероника Васильевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Алдан. Сценарий методической разработки «Сказки народов Севера» Методическая разработка внеклассного мероприятия, проводимого на внеклассных занятиях с целью ознакомления с фольклором народов Севера. Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: дети инсценируют   сказки   северных   народов,   знакомятся   со   стихотворными   произведениями, национальными особенностями.            Мероприятие предназначено для детей  10 ­ 12 лет.  Культурно­просветительское   мероприятие   «Сказки народов Севера» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми. Цели и задачи:  Привитие интереса и любви к родному краю.  Знакомство   с   природными   условиями,   бытом   и   культурой   коренных   народов Севера.  Развитие кругозора детей. Место проведения: МБОУ СОШ №1 Дата проведения: 03.12.2016г. Возраст участников: 10­13 лет. Оборудование: ­ слайдовая презентация к мероприятию; ­ магнитофон; ­ записи мелодий северных народностей; ­ сценарии сказок:     «Бабушка Чачакан­Чачакан» (якутская); «Девушка и Луна»  (нганасанская)  «Зайчиха­мама» (ненецкая) ­ костюмы для инсценировки сказок; ­ декорации к сказкам.Ход мероприятия. Участникичитают стихотворение В.Шестаковой «Мой древний Север»: 1Чтец           Мой древний Север, из каких сказаний Ты белой былью в жизнь мою вошел? Как дар судьбы ловлю твое дыханье И кутаюсь в метельный легкий шелк. 2Чтец                                                             Люблю твои нехитрые просторы, Звенящий купол выстывших небес, Разубраны сияньем как узором Наряды юных северных невест. 3Чтец Люблю весну неторопливо талой, Дневной уют в шатре твоих ночей, И желтую осеннюю усталость, И сумерки коротких зимних дней. 4Чтец                                                              Как дар судьбы ловлю твое дыханье И кутаюсь в метельный легкий шелк. Мой древний Север, из каких сказаний Ты белой былью в жизнь мою вошел? Ведущая ­ Здравствуйте, дорогие гости!    Давайте вспомним, те давние времена, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Только старые, поросшие мхом кедры, помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок   с   неокрепшими   крыльями,   но   светило   ярко.   Люди   пришли   в   этот   старинный удивительный северный край, край белых ночей, глухариной песни. Мы   приглашаем   Вас   отправиться   в   путешествие   по   волшебному   миру   северных сказок. ­   Представляем   вашему   вниманию   инсценировку   якутской   сказки   ««Бабушка Чачакан­Чачакан». Звучит национальная музыка. Выходит бабушка Чачакан­Чачакан. Автор:Жила в одном селении бабушка Чачакан­Чачакан. Как­то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит ­ прорубь ледком  затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды  зачерпнула. За ним и второе. А ведерки у бабушки красивые были ­ из бересты, с узорами  по закраинам. Взяла бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да подскользнулась на  гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было.­ Тучка, тучка, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась ­ подол­то у нее ко льду и  примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит ­ кто бы ей помог? Поглядела она на  солнце, которое только­только взошло и спрашивает: Бабушка (Лиманская)   (Дьяконова)­ Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может.  Бабушка к туче.  Бабушка (Лиманская)   (Дьяконова)­ Да, бабушка, у меня силы много. Да только ветер меня унести может. Бабушка ­ к ветру.  Бабушка (Лиманская)   (Попов)­ Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить. Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает: Бабушка (Лиманская)   (Попов)­ Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня человек расколоть может. Бабушка ­ к прохожему: Бабушка (Лиманская)  ­ Человек, человек, не ты ли всех на свете сильнее?        (Усманов)­ Да, бабушка, я очень силен. Да только я огня боюсь.  Бабушка ­ к огню: Бабушка (Лиманская)   (Орлов)­ Да, бабушка, я очень силен. Да только меня вода залить может.  Бабушка ­ к воде.  Бабушка (Лиманская)­  Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее?    (Орлов)­ Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может.  Бабушка ­ к земле.  Бабушка (Лиманская)   (Усманов)­  Да, бабушка, уж я­то, наверное, сильнее всех. Рассердилась бабушка: Бабушка (Лиманская)   Дернула она свое платье ­ а оно уж оттаяло. Стала бабушка Чачакан­Чачакан на ноги,  ведра в руки взяла, набрала снова воды и пошла домой. Пришла. Внукам чай вскипятила. Чай пить сели. С бубликами. С сахаром.   ­ Так отпусти мою юбку! Чего ты ее держишь?!  ­ Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее?       ­ Огонь, огонь, не ты ли всех на свете сильнее?        Артисты выходят  к зрителям. Ведущий:На территории нашего северного края проживают  различные народы, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой. Мы познакомим вас с нганасанской сказкой «Девушка и Луна». Звучит музыка «Эркин­арылхай», выходит Идрисова А., исполняет композицию на хомусе. Инсценировка сказки «Девушка и Луна» (нганасанская сказка) Автор:Давным­давно жила в одном стойбище красивая девушка.  И были у нее олени.  Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень  посмотрел на небо и закричал: (Черемных)­ Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как  появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на  нарту, в небо укатила. Вылезла девушка из сугроба, вошла в чум.  Прошло немного времени, вбегает олень и кричит: (Черемных)­ Луна опять на нарте едет!  Хочет тебя на небо забрать! Ударил олень ногой  о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А  Луна тут как тут – тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушку не нашла. Опять  ни с чем уезжать собралась. Тут девушка не выдержала, засмеялась:  (Подшивайлова) ­Здесь я! Хочет Луна девушку­огонь поймать, да не может ­ очень уж горячо ей. А девушка из  огня снова в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала. Плачет Луна, умоляет: (Пятница)­ Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду  жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать! Сжалилась девушка над Луной, отпустила ее. С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с  пути. Артисты выходят  к зрителям. Учитель:Народы, проживающие в районах Крайнего Северасоздали неповторимую  культуру, в том числе богатейшее устное народное творчество – фольклор. К самому  распространённому жанру фольклора относятся сказки. Сказки немного скрашивали  нелегкую жизнь людей, служили им развлечением и отдыхом. Их рассказывали не только  детям, но и молодым людям, ведь они были настоящей школой жизни. Малые народы Северапроявляли свои способности в фольклоре, который сегодня  представляет необыкновенную ценность для познания их истории и психологии.Фольклор,  созданный в условиях суровой природы, поражает своим оптимизмом и верой в  справедливость. ­Уважаемые гости, предлагаем принять участие в работе нашей театральной студии. ­Тех, у кого снежинки розового цвета, я попрошу выйти на импровизированную сцену.  Давайте познакомимся.(знакомство)Мы предлагаем вам стать артистами. Каждому из вас  мы выдаем сценарий ненецкой сказки «Зайчиха­мама», для ознакомления с ролью вам  дается 3 минуты. Желаем удачи в творчестве. Сценарий сказки «Зайчиха­мама» Автор: Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме: Зайчонок:— Я тебя не люблю! Автор: Обиделась Зайчиха­мама и ушла в лес. А в этом лесу жили два Волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы оченьплохо. Вот однажды сидели волчата под кустом и горько плакали. 1Волчонок— Где бы нам взять маму? — говорит один Волчонок. — Ну хотя бы маму­ коровку! 2Волчонок— Или маму­кошку! — говорит второй Волчонок. 1 Волчонок— Или маму­лягушку! 2Волчонок— Или маму Зайчиху! Автор: Услышала эти слова Зайчиха и говорит: Зайчиха: — Хотите, я буду вашей мамой? Автор: Обрадовались волчата. Повели они новую маму к себе домой. А дом у волчат  грязный­прегрязный. Прибралась мама Зайчиха в доме. Потом нагрела воды, посадила  волчат в корыто и стала их купать. Сначала волчата не хотели мыться. Боялись, что мыло в глаза попадёт. А потом им очень  понравилось. 1,2 Волчата (вместе)— Мамочка! Мамочка! — кричат волчата. — Ещё спинку потри! Ещё на головку полей! Автор: Так и стала жить Зайчиха у волчат. А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно. Без мамы голодно. Без мамы  очень­очень грустно. Побежал Зайчонок к девочке Еле: Зайчонок:— Еля! Я обидел свою маму, и она от меня ушла. Девочка Еля: — Глупый Зайчонок! — закричала Еля. — Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдём спросим у Лесной Птицы. Автор: Прибежали Еля и Зайчонок к Лесной Птице. Девочка Еля:— Лесная Птица, ты не видала Зайчиху? Лесная птица:— Не видала, — отвечает Лесная Птица. — Но слыхала, что живёт она в  лесу у волчат. Автор: А в лесу было три волчьих дома. Прибежали Еля и Зайчонок к первому дому.  Заглянули в окно. Видят: в доме грязно, на полках пыль, в углах мусор. Зайчонок :— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок.Автор: Прибежали они ко второму дому, заглянули в окно. Видят: на столе скатерть  грязная, посуда стоит немытая. Зайчонок :— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок. Автор: Прибежали они к третьему дому. Видят: в доме всё чисто. За столом сидят волчата, пушистые, весёлые. На столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковородка с грибами. Зайчонок :— Вот где моя мама живёт! — догадался Зайчонок. Автор: Постучала Еля в окно. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок ушки и стал  маму просить: Зайчонок :— Мама, иди опять ко мне жить... Я больше не буду. Автор: Заплакали волчата: Оба волчонка:— Мамочка, не уходи от нас! Автор: Задумалась Зайчиха. Не знает, как ей быть. Девочка Еля: — Вот как надо сделать, — сказала Еля, — Один день ты будешь  зайчаткиной мамой, а другой день — волчаткиной. Автор: Так и решили. Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой — у волчат.  Награждение участников инсценировки. ­ Всех благодарим за внимание и приглашаем пройти на 2­ой этаж.