Методическая разработка по настольному теннису
Оценка 4.7

Методическая разработка по настольному теннису

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
физическая культура
5 кл
05.03.2018
Методическая разработка по настольному теннису
Данное методическая работа составлена на основе собственных занятий, наблюдений, экспериментов в процессе тренировочных занятий по настольному теннису. С помощью данных приемов представленных в данной методической разработке мои ученики достигли не плохих результатов в настольному теннисе. Надеюсь вам данная методическая разработка будет полезна
методичка теннис.doc
Мартукский Районный Отдел Образования            Тема: «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА» Подготовил: педагог дополнительного образования ГККП Дом школьников Жингалиев Есет Кантарович СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Обзор научно­методической литературы по  проблеме исследования…………………………………… другому; планомерное вытеснение одних средств технической подготовки другими при переходе от этапа к этапу,  обусловленное возрастающей сложностью решаемых  1.1. Формирование двигательных навыков юных  задач. игроков настольного  тенниса…………………………………………………..… 1.2. Виды подготовки игроков настольного тенниса  и их содержание... 1.3. Особенности технико­тактической подготовки  игроков настольного тенниса на этапе начального  обучения………………………………………………..… 1.4. Исследования по проблеме управления  технической подготовкой в порте……………..……….… 1.5. Заключение по  главе………………………………………………….…… Список используемой литературы. 1. Амелин, А. Н., В.А.Пашин. Настольный теннис / А. Н.  Амелин. – М. : ФиС, 1980. 2. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) /      А. Н. Амелин, В. А. Пашинин. – М. : ФиС, 1999. 3. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис /  Г. В. Барчукова. – М. : Советский спорт, 1989. 4. Г.В.Барчукова.Теория и методика настольного  тенниса:учебник для студентов высш. учеб. завед.­  М.:Академия, 2006.  преемственность в постановке и решении задач при переходе от одного этапа технической подготовки к  следующее: ГЛАВА 2  тренирующее (обучающее) воздействие любого средства (комплекса средств) изменяется в соответствии с так называемой кривой обучения, что может служить тестирующим моментом определения уровня сложности предлагаемого упражнения или степени его усвоения;  подбор   тренировочных   средств   базируется   на достаточности   уровня   специальной   физической подготовленности спортсмена для выполнения данного 2.1. Методика технической подготовки юных  игроков настольного  тенниса………………………………………………….… 2.2. Результаты педагогического эксперимента…. ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ упражнения с требуемыми параметрами.   Распределение   средств технической направленности   в   годичном   цикле   подготовки предполагает использование следующих положений:  достижения   наивысших   значений   уровня технической   подготовленности   в   сроки   проведения основных соревнований года; ВВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Актуальность. Как известно, одной из главных задач теории и практики спорта является разработка технологии процесса   подготовки   спортсмена.   Она   строиться   как круглогодичный и многолетний процесс, направленный на достижение максимальных спортивных результатов. При этом важно обеспечить преемственность задач, средств и методов тренировки на всех этапах подготовки. Рост   спортивных   достижений,   в   свою   очередь, зависит   от   эффективности   системы   многолетней подготовки юных спортсменов, которую можно определить как   рационально   организованный   процесс   обучения, воспитания и тренировки. Эффективная   система   подготовки   на   этапе начальной  спортивной   специализации,   главной   задачей которого   является   овладение   основами   рациональной спортивной   техники,   во   многом   определяет   успех спортивной тренировки. При этом управление  При проведении учебно­тренировочного процесса с   юными   теннисистами   рекомендуем   увеличить   объем работы над перемещениями до 30 % от общего времени с целью   повышения   техники   игры   и   быстроты перемещений. Средства   технической   направленности   в настольном теннисе можно разделить на четыре группы сложности:  простые   упражнения   по   элементам   (без усложнений)  упражнения   с   изменением   скорости   и траектории полета мяча в игре по элементам.  упражнения   ­   связки   различных   технических элементов по заранее оговоренной схеме.  упражнения,   в   ходе   выполнения   которых, партнер мог играть произвольно. При   использовании   в   тренировочном   процессе предлагаемой классификации следует учитывать  подготовленности. по   своей  структуре является  базой, основой  для  более сложного двигательного действия  (топ­спин), работа над тренировкой   юных   спортсменов   возможно   только   при научно обоснованных рекомендациях по общим и частным которым   ведется   на   последующих   этапах.   Кроме   того формирование   двигательных   действий   необходимо вопросам. Техническая   подготовка   рассматривается   как сопровождать совершенствованием техники перемещений. 3.   Результаты   педагогического   эксперимента процесс   обучения   спортсмена   технике   действий, выполняемых   в   состязании   и   служащих   средствами показали,   что   предложенная   методика   тренировки улучшает   качество   учебно­тренировочного   процесса.  У тренировки. Любой   спортивно­технический   результат   является спортсменов   экспериментальной   группы   отмечается прирост   используемых   в  игре   технических   действий,   с следствием реализации спортсменом той или иной техники посредством технических действий,  которые объективно которыми   проводилась   целенаправленная   работа  в   ходе педагогического эксперимента: по удару справа ­ 87%, по проявляются   в   характерных   движениях.   Поэтому технология технической подготовки спортсмена сводится к удару слева 92%, по топ­спину справа ­ 67%, по тесту  Построение   процесса «имитация   перемещения». анализу   ситуаций,   встречающихся   в   соревновательных условиях,   формированию   двигательных   теоретических технической   подготовки   с   учетом   специализированности технических   действий   и   степени   их   освоения   оказывает представлений соответствующих соревновательным условиям.  двигательных     и программ, существенное   влияние   на   уровень   технической Следует отметить, что на настоящий момент есть большое   количество  научно­методических   работ,   в этим   особую   актуальность   приобретает   разработка которых   дается   описание   того   или   иного   технического приема в исполнении ведущих игроков в настольный теннис. методики технической подготовки игроков в настольный  подготовленности   юных   теннисистов   имеют В   других   работах   описание   техники   носит   популярный характер и рассчитано на начинающих игроков. достоверный   результат   в   тестах:   целевая   точность ударов   справа   и   слева,   топ­спин   справа,   имитация Большинство из предлагаемых авторами положений основаны   на   их  многолетнем   практическом   опыте.   В перемещений. В тесте подачи справа и слева результаты выросли и в контрольной и экспериментальной группе, качестве  рекомендаций,   как   правило,   высказываются мнения   об   исходном   положении   при   различных   видах но прирост оказался не достоверным.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что ударов,   о   месте   соприкосновения   мяча   с   ракеткой,   о способах слежения за полётом мяча. разработанная   нами   программа,   позволяет   достоверно   не   только повысить   результаты   выполнения, Естественно, что субъективность суждений приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания техники, так и в вопросах методики обучения. Возникает необходимость   поиска   новых   подходов   и   решений, способных   качественно   обновить   сложившиеся представления о средствах и методах совершенствования спортивного мастерства в настольном теннисе. В  связи с перемещений, но и технических элементов. ВЫВОДЫ 1.  Разработана   и   экспериментально   апробирована методика   технической  подготовки   с   использованием средств   технической   тренировки   по   предложенной классификации   сложности   и   специализированности упражнений технической направленности. 2.   Стратегия   разработанной   методики целенаправленная работа в ходе эксперимента. предусматривает сначала формирование более простого двигательного действия (в нашем случае ­ удар), которое  Тесты Результаты (    ) в конце в начале эксперимента экспериме нта t P Удар справа 6,30,81 14,12,25 2,41 <0,05 Удар слева 7,20,78 15,82,13 2,54 <0,05 4,00,45 10,72,24 2,45 <0,05 3,90,42 8,10,95 2,43 <0,05 Топ­спин  справа Подача  справа Подача слева Имитация  перемещений Приросты результатов технической  теннис   на   этапе   начальной   спортивной   специализации, главной   задачей   которого   является   овладение   основами рациональной спортивной техники. Гипотеза исследования. Предполагается, что  организация   технической   подготовки   игроков   в настольный   теннис   должна   строиться   с   учетом специализированности двигательных действий и степени их   освоения   спортсменами,   что   определяет последовательность и длительность применения средств технической направленности различной сложности в ходе Цель исследования  ­ совершенствование процесса технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации. Объект   исследования  –   учебно­тренировочный процесс юных спортсменов 7­9 лет, специализирующихся 3,80,43 8,10,87 2,45 <0,05 тренировки. 293,1 382,7 2,29 <0,05 Таким   образом,  в   экспериментальной   группе выявлены достоверные изменения в составе используемых в игре технических элементов, над которыми проводилась в настольном теннисе. Предмет исследования ­ организация технической подготовки юных игроков в настольный теннис. Задачи исследования: 1. Выявить соревновательной деятельности   игроков   в   настольный   теннис   различной   особенности   спортивной квалификации. 2. Разработать методику тренировки технической направленности   на   этапе   начальной   спортивной специализации. 3. Экспериментально   обосновать   эффективность разработанной методики. Практическое   значение  работы   заключается   в создании программы распределения средств технической направленности   на   этапе   начальной   спортивной специализации   для   игроков   в   настольный   теннис   и по разработке использованию предложенной программы. Практическое   методических рекомендаций     использование   материалов   работы   позволяет   более целенаправленно и эффективно управлять тренировочным процессом игроков в настольный теннис  1   минуту   увеличился   с   29   до   38.   В   тестовом упражнении   топ­спин   справа   точность   выполнения увеличилась с 4 раз до 10,7.  Динамика показателей технической подготовленности контрольной группы Таблица 4 Тесты Удар  справа Удар слева Топ­спин  справа Подача  справа эксперимента Результаты (    ) в конце в начале экспери мента 10,52,0 6,40,77 7,10,91 11,92,1 1 t P 2,01 >0,05 2,03 >0,05 4,20,43 6,31,41 1,85 >0,05 3,80,50 7,90,78 2,26 <0,05 3,90,38 8,01,03 2,29 <0,05 Динамика   показателей   технической Подача  слева Имитация  перемещени й подготовленности группы претерпела   более   значимые   изменения:   результат экспериментальной     целевой точности в ударе справа и слева увеличился на 7,8   и   8,2   раза   соответственно.   Качество   выполнения подачи возросло с 3,8 раз до 8,1, число перемещений за  в ДЮСШ. Структура работы. Выпускная квалификационная работа   состоит   из   введения,   трех   глав,   выводов, практических   рекомендаций   и   списка   литературы. Работа   содержит   таблицы   и   диаграммы.   Список литературы содержит более 50 источников. 302,9 342,9 1,59 >0,05 Динамика показателей технической подготовленности Таблица 5 Тесты экспериментальной группы Результаты (    ) Контрольн Экспериме нтальная ая группа группа t P Удар справа 10,52,0 14,12,25 2,37 <0,05 Удар слева 11,92,11 15,82,13 2,31 <0,05 Топ­спин  справа Подача  справа Подача слева Имитация  перемещений 6,31,41 10,72,24 2,55 <0,05 7,90,78 8,10,95 1,12 >0,05 8,01,03 8,10,87 1,21 >0,05 342,9 382,7 2,29 <0,05 выделяют три этапа:  начальное разучивание, углубленное разучивание и результирующая отработка действия: ■этап     начального     обучения     имеет   задачей формирование   основ   и  предпосылок   учения   ­ стадия предумения; ■этап   углубленного   разучивания   решает   задачу формирования умения в его целостных контурах  провели   математическое   сравнение   конечного уровня   подготовленности   между   контрольной   и экспериментальной группами (таблица 3). В результате проведения тренировочного процесса прирост   результатов   произошел   в   обеих   группах (таблица   4,5).  Так,   в   контрольной   группе   прирост результата   целевой   точности   в   ударе   справа   и   слева составил 4 удара. Качество выполнения подач справа и слева возросло с 3,8 до 7,9 раз, имитация перемещений в 3­х метровой зоне за 1 минуту ­ с 30 до 34 раз. В тесте, определяющего   целевую   точность,   ударе   топ­спин ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Формирование двигательных навыков юных игроков настольного тенниса В   становлении   спортивного   мастерства   именно   с этапом   начальной   специализации   специалисты   связывают решение основных задач начального  обучения ­ освоение базовой   техники,   овладение   школой   двигательных действий,   основными   вариантами   выполнения   технико­ тактических приемов . В   процессе   обучения   двигательным   действиям результат улучшился с 4,2 до 6,3.  Подача слева 3,90,38 3,80,43 0,45 >0,05 Таблица 3 Сравнительный анализ конечного уровня технической подготовленности экспериментальной и контрольной групп Тесты Результаты (    ) Контрольн Эксперим ентальная ая группа t P Удар справа 6,40,77 группа 6,30,81 0,56 >0,05 Удар слева 7,10,91 7,20,78 0,44 >0,05 Топ­спин  справа 4,20,43 4,00,45 1,14 >0,05 Подача справа 3,80,50 3,90,42 1,02 >0,05 Имитация  перемещений 302,9 293,1 0,44 >0,05 Для   того   чтобы   удостовериться   в   том,   что проведение занятий по разработанной нами программе дало более выраженный тренировочный эффект, нежели традиционная программа тренировок, мы  и деталях ­ стадия собственно умения;  ■этап результирующей отработки действия имеет целью  непосредственное становление навыка,  его упрочение и  совершенствование ­ стадия навыка (Матвеев Л.П 1990). Внутреннюю   логику   процесса   образования   и совершенствования  двигательного   действия   принято схематически   представлять   как  последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем к навыку. Двигательное умение и возникающие   двигательные  задачи   в   изменяющихся двигательный   навык   ­   это   последовательные   ступени   на пути формирования двигательного действия. условиях   игры,   борьбы.   В   этом   случае   двигательная деятельность   всегда   осознанна   и   характеризуется Согласно   Л.П.Матвееву   двигательное   умение представляет собой одну  из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в   способности   осуществлять   двигательное   действие   на основе  неавтоматизированных   (или   не   доведенных   до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.   А   двигательный   навык  представляет   собой такую   форму   реализации   двигательных   возможностей, творческим применением уже заученных действий. В   целостном   двигательном   акте   навык   ­   это   доведенный   до  движениями, способ   управления автоматизма,   при   этом   автоматизм   выполнения  каждого отдельного   движения   не   исключает   осознания двигательного   акта   в  целом.   Навык,   приобретший стабильность, позволяет использовать различные варианты двигательного акта, но с сохранением его техники.  которая   возникает   двигательного умения .   на   основе   автоматизации движений,   30сек   ­средней   интенсивностью движений и 60 сек ­ слабой. Различают две разновидности двигательных умений: одна  разновидность  ­   умение   осуществлять   целостную 17. Перемещения   к   столу   из   средней   зоны   и обратно,   с   имитацией   ударов   справа   и   слева. двигательную  деятельность, другая  ­умение выполнять отдельные различные по сложности движения. Первая из них   связана   с   необходимостью   решать   неожиданно Интенсивность такая же, как и в 16. 2.2. Результаты педагогического эксперимента Участники   контрольной   и   экспериментальной групп   приняли   участие   в   исходном   тестировании,   с ­ серия  с интервалом 1мин, по три серии. целью   определения   начального   уровня   их подготовленности.   Показатели   уровня   технической подготовленности   в   обеих   группах   практически   не отличаются во всех контрольных упражнениях и можно достоверно   утверждать,   что   контрольная   и экспериментальная   группы   однородны.   Результаты тестирования представлены в таблицах 2. Сравнительный анализ исходного уровня технической подготовленности экспериментальной и контрольной Таблица 2 групп ­   быстро,   30м   ­   медленно),     семенящий   бег   с переходом на бег с ускорением, бег змейкой. 1. 2. Встречные эстафеты. Передвижения   боком   скачками   (можно   с отягощением). 10. Имитация удара с  поворотом туловища ­ 30с 11. Передвижение   боком   с   выпадами   ­   каждый цикл 30 движений, по 2 цикла. 12. Боксирование на ходу. 13. Прыжки в стороны. 14. Переступание боком. 15. В   течение   1мин   упражнение   на   отработку стойки, перемещение для приема мяча, движения рукой (имитация удара по мячу), быстрые движения рукой без нагрузки или с нагрузкой. 16. Перемещения от одного угла стола к другому с   имитацией   ударов   справа   и   слева.   Выполняется   в продолжение 15сек с максимальной интенсивностью  Вариативность же  двигательного действия способствует возникновению нового умения, позволяющего применять освоенный навык как «элемент» целостной деятельности и   отбирать   наиболее   целесообразные   варианты выполнения действий. Согласно   теории   двигательного   навыка, существенными недостатками  и нередко уже не отвечают разработанной   в   свете   учения   И.П.Павлова   и А.Н.Крестовникова  и детализированной в работах других современным требованиям. Так, мало внимания  уделяется познавательной стороне процесса, особенно на начальном авторов   двигательная   активность   человека   во   многом зависит от имеющихся у него двигательных навыков и этапе  обучения.   Не   всегда   учитывается   специфика  Вследствие   этого соревновательной   деятельности. степени   овладения   Как   раз   количество приобретенных двигательных навыков и их разнообразие  ими. отмечается   односторонность   формирования   технико­ тактического   мастерства,   ограниченность   в   проявлении способствуют   формированию   новых   двигательных навыков   и  тем   самым   богатству   и   многообразию двигательных  возможностей, что закономерно приводит к массовому   отсеву   занимающихся   к  концу   первого   года потенциала человека в двигательной сфере. Выявленные ранее закономерности системы обучения обучения . Причины этих недостатков кроются в том, что нет   дифференцированного   подхода   к   обучению, нашли   широкое  обобщение   в   работах   М.М.Богена,  МЯ.Набатниковой, А.Н.Лапутина,   Л.П.Матвеева, игнорируется познавательная сторона обучения, в процессе обучения применяются эмпирически­рассудочные методы. Н.Г.Озолина, В.Н. Платонова, В.П. Филина и др.  До сих пор в ряде пособий обучение игре  Однако   изложенные   в   научно­методической литературе и применяемые на практике подходы  формирования   двигательных   действий   у   юных спортсменов   носят   частный   характер,   страдают по   своей  структуре   является   базой,   основой   для более сложного двигательного действия (топ­спин), работа над которым ведется на последующих этапах. Кроме того формирование   двигательных   действий   необходимо сопровождать совершенствованием техники перемещений Комплекс упражнений для развития быстроты перемещений начинающих теннисистов. 3. Бег   и   скользящие   прыжки   с   быстрой   сменой направления. 4. Внезапные выпады из различных положений. 5. Пробежки с мячом (типа баскетбола, футбола). 6. Спортивные игры на небольшой площадке. 7. Упражнения со скакалкой. 8. Бег по ступенькам лестницы. 1. Бег на месте с высоким подниманием бедра, бег с ускорением, челночный бег, переменный бег (30м 3 группа Упражнения ­ связки различных технических элементов по заранее оговоренной схеме 1.   Срезка   справа   по диагонали, после   3   повторений удар  по прямой 2.Короткая   подача   в правый   угол,   прием 4 группа Упражнения   в   ходе выполнения   которых партнер   мог   играть произвольно   срезкой   справа   по прямой, топ­спин слева по прямой, удар слева по диагонали. 1.   Срезка   справа   по диагонали, после   3   повторений топ­спин справа   по   прямой, произвольная игра по всему столу. 2.   Произвольная   игра по всему столу накатами, после 5­6 повторений удар в Стратегия   методики предусматривает   сначала   формирование   более   простого разработанной   двигательного действия (в нашем случае ­ удар), которое  предлагается начинать с овладения техникой движений, а изучение тактики переносится на более  поздний этап ­ после овладения техникой. Однако обучение движениям, не связанным   с   развитием   оперативного   мышления,   не индивид   получает   перспективу   и  возможность   выбора   и позволяет   спортсмену  фиксировать   в   своем   сознании сложившиеся ситуации, мгновенно «планировать» свои построения знания самостоятельно. Таким   образом,   в   формировании   двигательных действия   и   выбирать   целесообразное   для   данной ситуации решение. Любое действие является результатом действий   вариативного выдвигаются   умственные   способности,  типа   на   первое   место   что анализа ситуации и  принятия решения. И поэтому отрыв мысли   от   движения   в   этих   условиях  особенно свидетельствует о значении теоретической подготовки на начальных этапах освоения технических действий. недопустим.   Он   ведет   к   выхолащиванию   смысла движения,   утрате  его   тактического   предназначения.   В результате, изучив технические приемы, игрок оказывается не обучен их рациональному применению и самостоятельно, на ощупь учится этому путем проб и ошибок. Наиболее   перспективны,   как   показал   опыт педагогической   работы   в  последние   годы,   идеи ПЯ.Гальперина   ,   Д.Б.Эльконина   и   В.В.   Давыдова   о необходимости при обучении индивидуального подхода к ребенку   с   акцентом   на   формирование   установки   на усвоение новых знаний и умений, поскольку в этом случае Обучение   игре   в   настольный   теннис   ­   достаточно сложная задача. В отличие от других видов спортивной деятельности эта игра почти  полностью основывается на вновь приобретаемых, а не ранее усвоенных движениях и действиях.   Поэтому   процесс   обучения   должен   иметь целью освоение программы индивидуально целесообразного поведения, обеспечивающего включение в специфическую деятельность и достижение соревновательных целей . Общепринятые   упражнения,   направленные   на совершенствование рассматриваемых выше технических действий   распределялись   по   группам   сложности   с учетом их специализированности. Примеры упражнений эффективности тренировочного процесса обусловлен тем, для каждой групп сложности представлены в таб. 1.  Таблица 1 Распределение средств технической направленности по группам сложности Группы Описание группы Примеры упражнений упражнени й 1 группа упражнений Простые   упражнения   по элементам  (без усложнений) 1. Удар справа по диагонали. 2.   Удар   справа   по   прямой   в левый угол. 2 группа Упражнения с изменением  скорости   и   траектории полета  мяча в игре по элементам 1. Удар справа по диагонали в угол и ближе к сетке. стола. 2.   Удар   слева   по   диагонали   в угол стола и  на 1,5м от стола 3. Удар справа по диагонали в угол и по прямой. настольный   теннис   был   проведен   педагогический эксперимент в учебно­тренировочной группе  2­го года обучения. Выбор   целевой   точности   в   качестве   показателя что с одной стороны этот показатель свидетельствует об освоенности   данного   движения,   а   с   другой   стороны настольный  теннис   ­   это   игра   на   точность   попадания мячом в определенную часть стола, следовательно, чем выше   показатели   точности,   тем   выше   эффективность игры. Программа   тренировок   состояла   из   23 микроциклов   по   3   тренировочных   занятия   в   каждом, разделенных на два этапа. На первом этапе упражнения   на   совершенствование имели   направленность перемещения и обучение технических действий ­ удара справа   и   удара   слева.   На   втором   этапе,   к   базовым упражнениям  добавились упражнения направленные на совершенствование топ­спинов.   процессе   возрастного   развития   развиваются   и совершенствуются двигательные качества спортсменов. От сроков созревания двигательных и  психофизиологических функций и уровня развития двигательных качеств зависит При   обучении   юных   спортсменов   нередко возможность   выполнения   движений   и   эффективность спортивной деятельности . предлагается   ориентироваться освоение   технических   приемов.  на   последовательное  Так   мастерство В   настольном   теннисе   обучение   технике   игры затруднено еще и тем, что действия игрока в определенной спортсмена   как   бы   постепенно   «укомплектовывается», достраивается   новыми   техническими   приемами   или степени зависят от действий противника. В связи с этим заранее   подготовить   игрока   к невозможно   тактическими комбинациями. Бесперспективность   такого   подхода   была   раскрыта бесчисленным  вариантам действий противника. Поэтому сегодняшний процесс обучения  ведется таким образом, еще   П.А.Чумаковым,   что «параллельное»,   по   терминологии   автора,   изучение  который   показал, чтобы   подготовить   спортсмена   к   выполнению определенных   групп   стандартных   действий   в   наиболее техники оказывается более плодотворным, чем раздельное или   последовательное.   Впоследствии   правильность   этого типичных ситуациях. утверждения подтвердилась. Когда   же   спортсмена   обучают   стандартным И,   тем   не   менее,   до   сих   пор   в   спортивно­ действиям   в   типичных  ситуациях,   он   отвыкает   искать решение самостоятельно. Это одна из основных сложностей в   методике   тренировки.   Ведь   игровая   деятельность требует  мгновенного   самостоятельного   решения   игровой ситуации. педагогической   литературе  встречаются   утверждения   о целесообразности раздельного обучения технике и  тактике игры, что даже нашло отражение в учебных программах ДЮСШ  1. траектории   полета   мяча   в   игре   по элементам. параметрами. 2. Упражнения   ­   связки   различных Для   оценки   эффективности   предложенной технических элементов по заранее оговоренной схеме. методики технической подготовки юных игроков в  3. Упражнения,   в   ходе   выполнения другому; которых, партнер мог играть произвольно. • планомерное   вытеснение   одних При   использовании   в   тренировочном   процессе предлагаемой   классификации   следует   учитывать средств технической подготовки другими при переходе от   этапа   к   этапу,   обусловленное   возрастающей следующее: сложностью решаемых задач. ­ тренирующее   (обучающее) В   ходе   тренировки   технической   направленности воздействие   любого   средства   (комплекса   средств) изменяется   в   соответствии   с   так   называемой   кривой тренер   решает   задачу   сознательного   изменения движений   спортсмена   или   стабильного   выполнения обучения, что может служить тестирующим  моментом определения   уровня   сложности   предлагаемого движения   в   условиях   изменения   внутренних   или внешних   условий.   В   соответствии   с   этим   необходимо упражнения или степени его усвоения; ­ подбор   тренировочных   средств базируется   на   достаточности   уровня   специальной физической   подготовленности   спортсмена   для определить   средства,   воздействующие   на   спортсмена, произвести   их   классификацию   в   зависимости   от   их сложности и с учетом их специализированности. Средства   технической   направленности   в выполнения   данного   упражнения   с   требуемыми настольном теннисе можно разделить на четыре группы сложности: 4. Простые   упражнения   по   элементам (без усложнений) 5. Упражнения с изменением скорости и  к   игре   в   целом,   т.е.   способность   успешно   решать неожиданно   возникающие   двигательные   задачи   в изменяющихся   условиях.  Иными   словами,   двигательную деятельность   в   настольном   теннисе,   как   и   в  других   следует индивидуально­игровых   видах   спорта, Подводя   итоги,   можно   констатировать,   что   в индивидуально­игровых  видах   спорта   двигательные рассматривать как вариативную по структуре двигательных   осознанную   и   требующую  творческого действий, умения   и   навыки   проявляются   в   игровой противоборствующей ситуации, а потому целесообразно их применения арсенала действий. В   этом   плане   при   разработке   основ   формирования определять как игровые, что подчеркивает их творческий неопределенно­вариативный характер. технико­тактического  мастерства важно опираться на тот  приобретший факт,   что   хорошо   упроченный   навык, В двигательных умениях и навыках, на наш взгляд, следует   выделить   две  их   разновидности:   умение стабильность, связан с вариативностью двигательного  действия. При стабильном навыке при условии сохранения осуществлять   целостную   двигательную  деятельность, и умение выполнять отдельные различные по сложности биомеханических   основ  движения   можно   использовать различные варианты двигательного акта. В  свою очередь движения.   Понятно,   что   и   технико­тактическую подготовленность  спортсменов в настольном теннисе в вариативность   двигательного   действия   способствует возникновению   нового   умения   более   высокого   порядка, этой связи следует рассматривать и как подготовленность позволяющего применять освоенный навык в целостной деятельности   и   отбирать   наиболее  целесообразные, направленности   в   годичном   цикле   подготовки лучшие варианты выполнения действий. предполагает использование следующих положений: В процессе обучения и подготовки к соревновательной деятельности   можно  выделить   ряд   реальных   научно­ практических   противоречий   педагогического  процесса, каковыми являются противоречия: ■между требованием автоматизации движений на  благоприятного   времени   для   углубленного совершенствования технического мастерства. Отдельные   задачи   технической   подготовки,   не требующие   предельной   интенсивности   усилий,   вполне можно   решать   одновременно   с   повышением   уровня специальной   физической   подготовленности.   В   то   же время   решение   других   задач   в   таких   условиях   что   такого   рода недопустимо. тренировочная работа должна выполняться при высоком   Безусловно, уровне функционального состояния спортсмена. • достижения   наивысших   значений уровня   технической   подготовленности   в   сроки проведения основных соревнований года; • преемственность   в   постановке   и решении   задач   при   переходе   от   одного   этапа технической подготовки к  внимание   уделяется   формированию   устойчивого интереса   юных   спортсменов   к   целенаправленной многолетней спортивной подготовке. Основные средства подготовки: средства и методы технической и тактической подготовки, средства общей и   специальной   физической   подготовки,   спортивные игры, теоретические занятия. Необходимо подчеркнуть, что на начальных этапах обучения   "школе"   и   совершенствования   технического Распределение   средств   технической мастерства   спортсмены   должны   овладеть   наибольшим количеством   разнообразных   вариантов   двигательных соревновательной деятельности; действий,   чтобы   в   будущем   они   реже   встречались   с незнакомыми непривычными ситуациями. При   планировании   тренировочного   процесса следует иметь в виду два условия. Первое из них связано ■между формированием технических и технико­ тактических действий  в облегченных условиях и их   применением   в   условиях   противоборства  и сбивающих факторов. с   опережающим   углубленную   работу   над   техникой использованием   средств   специальной   физической В   существующих   методиках,   как   правило, решение указанных противоречий предлагается искать на подготовки, второе ­ с выбором  больших   скоростях  и   их   вариативностью   в игровой деятельности; ■между   ограниченностью   эффективного биомеханического   движения   и  разнообразием технических и технико­тактических действий; ■между стандартизацией тренировочного процесса и проблемным,  нестандартным противоборством соревновательной деятельности; ■между   регламентированностью   тренировочных упражнений   и   творческим   характером базе формирования стандартной «абстрактной» техники и на   пути   приспосабливания   таковой   к   решению тактических   задач.   При   этом   недостатки   игрового  мастерства   тренеры   обычно технико­тактического пытаются   компенсировать   автоматизацией  двигательных навыков,   добиваясь   стабильности   их   выполнения,   что повышает   выполнения   отдельных технических действий на достаточно  высоком   уровне,  надежность но   практически   не   сказывается   позитивно   на соревновательной результативности собственно     деятельности. Техника   и   тактика   в   настольном   теннисе   тесно топ­спину, не только соответствует правилу от простого переплетены   между   собой   и   между   ними   невозможно провести четкую грань, поскольку реализация тактических к   сложному,   но   и   закономерности   увеличения применения   в   игре   технического   действия   "удар" планов   базируется   и,   более   того,   реализуется   через техническую подготовленность спортсмена. А так как наш спортсменами с целью достижения высоких результатов. На   этапе   начальной   спортивной   специализации вид   спорта   характеризуются   игровым   противоборством, вариативностью и непредсказуемостью игровых ситуаций, основные задачи тренировки – это овладение основами рациональной   спортивной   техники,   разностороннее то   выполнение   какого­либо   технического   приема   в конкретной  игровой   ситуации   и   есть   проявление   его развитие   физических   возможностей   организма,   устранение   недостатков укрепление   здоровья, технико­тактического мастерства. 2.1. Методика технической подготовки юных игроков настольного тенниса Преобладание   на   этапе   начальной   спортивной специализации   средств   технической   подготовки направленных   на   совершенствование   простого технического   действия   ­   удар,   с   последующем переходом к более сложному техническому действию ­ физического развития и физической подготовленности, овладение основами тактической подготовки. Особое  которого   является   овладение   основами   рациональной спортивной   техники,   во   многом   определяет   успех многолетней спортивной тренировки. Несмотря   на   относительно   большое   количество публикаций   по   проблеме  обучения   двигательным действиям,   в   научно­методической   литературе   по настольному теннису на данный момент нам не удалось найти   научно­обоснованной   методики   технической обоснование   системы  новых   методов   обучения   и подготовки   юных     учитывающей закономерности   формирования   и   совершенствования теннисистов, воспитания в спорте с учетом современных  тенденций его развития. двигательных действий. 1.2. Виды подготовки игроков настольного тенниса и их содержание Подготовку   теннисиста   условно   делят   на тактическую, техническую,   физическую,   психологическую,   теоретическую   и   игровую. Конкретизация средств и методов по видам подготовки позволяет   более   эффективно   осуществлять   задачи учебно­тренировочного процесса [3]. А.Н.   Амелин   [2]   выделяет   следующие   задачи технической   подготовки:   овладение   основой   техники игры,   прочное   овладение   техническими   приемами, совершенствование   техники   с   учетом   индивидуальных особенностей   теннисиста   и   стиля   игры,   обеспечение Поскольку   соревновательная   деятельность   в настольном   теннисе  специфична,   специфичным   должно быть   и   технико­тактическое   мастерство  спортсменов. Поэтому к его формированию предъявляются особые требования.   В   этой   связи   необходима   разработка   и надежности   технических   приемов   в   тренировках   и   в рассматривать   как   формирование   логики,   алгоритма, трудных условиях соревнований. Средствами   технической   подготовки   являются: функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Такая функциональная структура опирается на подготовительные   упражнения,   направленные   на развитие способности согласовывать движения с учетом  прошлый  опыт,   записанный   в   памяти,   и   на   актуальное   куда   входит   не   только   изменчивая настоящее, направления   и   скорости   полета   мяча;   подводящие   упражнения   по   технике   игры; упражнения; окружающая среда, но и организм с его потребностями. В результате планируется будущий поведенческий акт, в двухсторонняя игра; контрольные игры и соревнования [26, 28]. котором   необходимо   с   той   или   иной   вероятностью предвидеть   возможные   изменения   в   непредсказуемо В   процессе   физической   подготовки   спортсмену необходимо   повышать   уровень   возможностей изменчивой среде. Высокий уровень достижений в настольном теннисе функциональных   систем,   обеспечивающих   высокий уровень   общей   и   специальной   тренированности, основывается   на  способности   спортсмена   управлять своими   действиями,   точно,   быстро,   мощно,  используя развивать   двигательные   качества   –   силу,   быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, различные вращения направлять мяч в различные точки  на   повышении   уровня   технической стола,   т.е. а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной  подготовленности   спортсмена.  чего, эффективная   система   подготовки   на   этапе   начальной   Вследствие что произойдет с организмом в будущем. Ее можно спортивной специализации, главной задачей набора таких признаков, которые бы отражали состояние Считается, что программа действия ­ это модель того,  и   изменение   объекта  в   определенном   временном интервале. деятельности,   их   сопряженное   совершенствование   и проявление [27]. Процесс   технической   подготовки   спортсмена рассматривается как выработка методики тренировки с  Игроку   в   настольном   теннисе   необходима физическая определенная   совершенно   учетом   заданных   целей,   критериев   и   информации   о строении   организма,   законах   его   функционирования   и подготовленность,   соответствующая   специфическим особенностям техники и тактики этого вида спорта. развития,   закономерностях   достижения   спортивных результатов.   Методологической   основой  технической Г.В.   Барчукова   [5]   отмечает,   что   физические качества   игрока   в   настольном   теннисе   проявляются   в подготовки   является   биомеханика   движений   человека, физиология двигательной активности, нейрофизиология, специализированных формах, диктуемых особенностями этой игры. Только во взаимосвязи с техникой и тактикой психология и педагогика. В   основном,   вопросы   технической   подготовки возможно   успешное   совершенствование   физической подготовки теннисистов. Исследованиями последних лет связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения   так   называемых   моторных   программ.   При доказано, что наибольшего уровня развития специальных физических   качеств   можно   достичь,   только   применяя выполнении   спортсменом   определенных   движений   или перемещений   работают   некие   программы   действий, тренировочные упражнения, которые по своей структуре и   биомеханическим   характеристикам   близки   к каждая из которых базируется на  моторной программе. соревновательным. В связи с этим развитие физических качеств   следует   рассматривать   в   единстве   с  Подготовительные   упражнения,   направленные формированием   технического   и   тактического мастерства. на развитие силы и быстроты сокращения мышц,  1.5. Заключение по главе А.Н.   Амелин   [2]   выделяет   задачи   общей   основных физической   подготовки:   развитие двигательных   качеств;   совершенствование   жизненно важных   двигательных   навыков   и   умений;   укрепление основных   систем   организма   теннисиста,   несущих главную нагрузку при выполнении специальных заданий и непосредственно в игре. Задачами   специальной   физической   подготовки является   развитие   физических   качеств,   специфичных для  игровой деятельности; развитие специальных качеств и   необходимых   для   овладения способностей, техникой и тактикой. Средствами   специальной   физической   подготовки являются: Современный   уровень   развития   настольного тенниса   предъявляет   повышенные   требования   к подготовленности   игроков.   повысить эффективность тренировочного процесса можно только   Однако, при   условии   рационального  управления   процессом подготовки спортсмена, опираясь на научно обоснованные рекомендации по общим и частным вопросам. При   этом   сложность   управления   спортивной тренировкой   заключается   в   том,   что   нет   возможности непосредственно   управлять   изменением   спортивных результатов.   Фактически   тренер   управляет   лишь действиями   спортсмена.   В   результате   чего,   технология управления ходом тренировочного процесса сводится к оценке   и   контролю   динамики   состояния   спортсмена, тщательному  учету   выполненной   нагрузки   и   анализу взаимосвязи между ними. Это подразумевает наличие на воздействие)   ­   основные   морфологические   структуры различных этапах подготовки спортсмена необходимого  ­ изменение достижений в определенных тестах; организма спортсмена, обеспечивающие процесс обучения и совершенствования двигательных действий.  ­ критериев технической подготовленности   спортсмена,   по   которым   отбираются     (уровней) варианты достижения цели. Таким   образом,   основная   задача   технической подготовки  спортсмена   заключается   в   выработке методики  тренировки   с   учетом   заданных   целей, критериев и информации о строении организма, законах   При   этом его   функционирования   и   развития. необходимым   является   обеспечение   стабильного,  ресурсам   и   срокам сбалансированного   по функционирования спортсмена при стремлении достичь им   поставленной   цели   ­   доведения   до   автоматизма способа   решения   целевой   двигательной   задачи посредством целенаправленных двигательных действий. Субъекты   управления   (на   что   направлено которые участвуют в выполнении технических приемов игры,   быстроты,   прыгучести,   специальной   ловкости, специальной   выносливости   (прыжковой,   скоростной, силовой), умения переключаться  с одних движений  на другие.  Акробатические упражнения.  Подвижные и спортивные игры.  Специальные эстафеты [6]. Анализ   соревновательной   деятельности   в настольном   теннисе   /5/   позволил   определить   задачи тактической   подготовки.   Это:   создание   предпосылок для   успешного   обучения   тактике   игры   (развитие необходимых   способностей   и   качеств);   формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам;   формирование   умения   эффективно использовать   технические   приемы   и   тактические специфика тактики [8]. действия   в   зависимости   от   условий;   развитие способности к быстрым переключениям (от нападения к При использовании сопряженного метода условия проведения   упражнений   и   дозировка   способствуют защите и от защиты к нападению). совершенствованию тактической подготовки [10]. Средствами тактической подготовки являются: При закреплении изученных тактических  1.   Подготовительные упражнения, направленные   на   развитие   быстроты   реакции, ориентировки, движений на другие.   скорости   переключения   с   одних 2. Подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты. 3. парные). Упражнения   по   тактике   (индивидуальные, 4. 5. Двусторонняя игра. Контрольные игры и соревнования. В процессе тактической подготовки применяют те же   методы,   что   и   при   решении   задач   технической спортивной   тренировки   с   позиций   системного подхода.   При   системном   подходе   человек   в   целом выступает  как сложная морфофункциональная система, эффективное   управление   которой   невозможно   без широкой   всесторонней   оценки  всех   возможных   и планируемых результатов его деятельности. В подобных случаях прибегают к методу моделирования изучаемых систем,   который   нашел   широкое   применение   в современной науке, В рамках системного подхода модели рассматриваются как главный инструмент в управлении сложными системами [2, 42, 81, 102, 104 и др.]. В   системе   программного   управления   ходом подготовки.   При   этом,   естественно,   учитывается тренировочного   процесса   в   спорте   тренер   и   объект управления (спортсмен) взаимодействуют между собой и с состояния спортсмена, тщательному учету выполненной внешней средой посредством информации. Управление   спортсменом   осуществляется   при наличии у тренера следующей информации: целевых требований к изменению морфоструктур в нагрузки   и   анализу   взаимосвязи   между   ними.   Это подразумевает наличие на различных этапах подготовки спортсмена   необходимого   выбора   таких   признаков, которые бы отражали состояние и изменение объекта в организме спортсмена, а как следствие аспекте, указывает на то,  что выбор решения при этом определенном временном интервале [38, 83, 201]. Авторы ряда работ рассматривают процесс исходит   прежде   всего   из   познания   специфических закономерностей,   присущих   становлению   спортивного действий применяется метод анализа действий (своих и противника).   Для   этого   используют   видеомагнитофон, мастерства.  магнитофон [24]. Управление при этом выполняет, по мнению автора, Специфический   для   тактической   подготовки функцию контроля и регулирования хода тренировочного процесса   по   заранее   определенным   критериям   его эффективности и базируется на методах оценки, учета и анализа   тренировочной   нагрузки   и   моделях   динамики состояния спортсмена. Технология   управления   ходом   тренировочного метод ­ метод моделирования действий противника.  Психологическая   подготовка   в   спорте   включает: формирование спортом; совершенствование   реагирования;   совершенствование   мотивации   занятий   специализированных умений, т.е. достижение высокого возможностей; уровня сенсорно­перецептивных     процесса   сводится   к  оценке   и   контролю   динамики регулирование психической напряженности; управление стартовыми состояниями [25, 38]. координационную   сложность   –   упражнения, Наиболее   полно,   на   наш   взгляд,   учитывает специфику   настольного   тенниса   классификация выполняемые в стереотипных условиях, не требующих координационных значительной мобилизации     тренировочных   нагрузок, параметры:   отражающая   следующие способностей,   и   связанные   с   выполнением   движений высокой   координационной   сложности;   психическую характер   применяющихся   нагрузок,   которые подразделяются на тренировочные и соревновательные, напряженность   –   более   напряжённые   или   менее   в   зависимости   от   требований, напряжённые, специфические и неспецифические; величина нагрузки – малая, средняя, значительная (околопредельная) и большая (предельная);  направленность   нагрузки,   способствующая предъявляемых   к   психическим   возможностям спортсменов. время)   необходимого   уровня   спортивных результатов.  Причем   не  любого   высокого   результата,  а совершенствованию   отдельных   двигательных   качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, такого уровня, который обеспечил бы планируемое место на   предстоящих   соревнованиях,   исходя   из  состояния гибкости)   или   их   компонентов   (например,   алактатных или   лактатных   анаэробных   возможностей,   аэробных спортивных   достижений   в   конкретном   виде   спорта. Поэтому   процесс   тренировки   должен   отличаться возможностей),   совершенствующие   координационную   компоненты   психической структуру   движений, высокой эффективностью и точностью, т.е. быть хорошо управляемым. подготовленности   или  тактического   мастерства   и  т.п.; По   мнению   В.Н.Платонова   [136,   164] эффективность   управления   спортивной   тренировкой быть   модели  объекта  в  его  данном  состоянии   и  в  том связана с четким количественным выражением структуры тренированности   и   соревновательной   деятельности, состоянии,   которое   нужно   достигнуть,  а   также   модель методов   воздействия   и   изменения   объекта   под   их характерной для конкретной дисциплины того или иного вида спорта. влиянием и,  наконец, должны быть средства восприятия результатов управления ­ рецепторная и информационная Ю.В.Верхошанский [41,42,43,44, 45] предлагает переход от   аналитико­синтетического   подхода   к   программно­ системы. При   тренировке   спортсменов   высшей целевому   принципу   организации   тренировки.   Автор, рассматривая вопросы программирования, организации и квалификации,   как   отмечает  В.В.Петровский   [133], типичной   является   ситуация,   когда   перед   учеником   и управления тренировкой спортсменов в многолетнем  определенную   программу   упражнений  (тренировочную тренером   ставится   задача   достигнуть   за   определенное время, к точно определенному сроку (месяц, день или  нагрузку),   к   этому   добавляется   ее   правильное выполнение, в частности, правильная техника выполнения движений [85], По   мнению  В.М.  Дьячкова  [77]  управление ­  это процесс   перевода   сложной   динамической   системы   из одного   состояния   в   другое   путем   воздействия  на   его переменные. Для этого в управляющей системе должны 1.3 Особенности технико­тактической подготовки игроков настольного тенниса на этапе начального обучения Анализ   деятельности убедительно   доказывает   отставание   в  уровне   технико­ соревновательной   тактического   мастерства   наших   игроков   в   настольный теннис   по   сравнению   с   ведущими   зарубежными литературой.   В   этих   публикациях,   ориентированных   в спортсменами [49]. Наибольшее   отставание   выявлено   в основном   на   игроков­любителей   или   на   "тренеров­   приводится   история   развития общественников", эффективности и стабильности накатов и завершающих ударов, а также во всех технико­тактических действиях, настольного   тенниса,   исследуется   различные   стороны игры, дается описание техники и тактики игры, а так же выполняемых   в   защите.   При   анализе   атакующих действий   нельзя   не   заметить   явное   увлечение   топ­ рекомендации и специальные упражнения по освоению того или иного игрового приема [2, 3, 33 и др.]. спинами   со   стороны   наших   игроков,   тогда   как эффективность   их   намного   ниже   таковой   при Большинство   из   предлагаемых   авторами положений   по   методике   технической   подготовке выполнении   спортсменам КНР и КНДР [50]. завершающих   ударов,   присущих основаны на их многолетнем тренерском опыте. Отдавая должное   их   богатому   практическому   багажу,   следует Создавшееся   положение   в   технико­тактической подготовке спортсменов не является случайным. Анализ отметить,   что   предлагаемые   ими   методики   и рекомендации   не   содержат   научно­обоснованных литературы   по   настольному   теннису   показал,   что большая   часть   материала,   к   сожалению,   имеет   скорее данных, как по средствам, используемым в  тренировка   должна   осуществляться   согласно познавательный   характер,   либо   являются   выражением собственного   мнения   или   точки   зрения   авторов   на требованиям, процессам.  предъявляемым   к   строго   управляемым какую­либо   проблему,   нежели   научно­методической В   последнее   время   проблеме   управления тренировочным   процессом   посвящено   большое ­ отсутствием системы подготовки, гарантирующей количество практических и теоретических исследований. Одним из основных моментов в управлении процессом   получение  параметров   технической подготовленности   в   строго   определенный   промежуток заданных спортивной   тренировки,   по   мнению   Н.Г.Озолина   [125, 126, 128], является постоянное соответствие программы времени.   Отрицательное   влияние   на   спортивные результаты оказывает как удлинение периода подготовки, тренировки с состоянием и возможностями спортсмена.   характеризует   спортивную В.М.Зациорский   [51] так   и   ее   форсирование.   Как   одно,   так   и   другое   не позволяет достигать вершин мастерства [115, 172]. тренировку   как   процесс  управления   физическим состоянием человека  с целью его стойкого улучшения, В целом проблема заключается в необходимости рационализации   процесса   управления   подготовкой выражающегося в повышении спортивных результатов. Сложность   управления   спортивной   тренировкой заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять   изменением   спортивных   результатов. спортсмена   к   высшим   достижениям   и   обеспечения готовности   к надежности   многокомпонентной   соревновательной деятельности. В   трудах   известных   отечественных   педагогов Фактически   тренер   управляет   лишь   действиями   (или, иначе говоря, поведением) спортсмена: он задает ему  А.Д.Новикова [123] и Н.Г.Озолина [124] еще в начале 50­х годов было высказано положение о том, что спортивная  мастерство; ­ недостаточно   эффективными   средствами   и тренировочном   процессе,   так   и   по   методике   их применения. методами овладения спортивной техникой; Так в статье Барчукова Г.В.[8] даются упражнения по развитию ловкости. Под ловкостью автор понимает полета) ­ имитация технического приема ­ объяснение и умение владеть своим телом, быстро и легко усваивать   умение   использовать   арсенал новые   движения, разучивание   по   частям   (кисть,   предплечье,   плечо, туловище),   тренировка   ­   совместная   работа   частей технических   приемов приспосабливаться к непредвиденной смене ситуаций способов   и     игры, Предлагается   ряд   упражнений,   разделенные   на следующие группы: ­   упражнения в упрощенных условиях; ­ упражнения в усложненных условиях (изменение заданий, упражнений, движений); ­ упражнения   с   предметами   (булавы,   скакалки, теннисные мячи, скамейки); ­ упражнения с партнером; (кисть   +   предплечье,   и  т.п.),  тренировка   ­  совместная работа   всех   частей,   тренировка   ­   подача   с   элементом изучаемого удара ­изучаемый удар с разной траекторией полета в различные точки стола, с различных точек стола ­ изучаемый удар в перемещениях. Изучение каждого отдельного удара построено на принципе вариативности (изменение длины полета мяча, направления,   изогнутости   и   высоты   траектории, освоение разных способов перемещения, игра в разные моменты   отскока).   С   освоением   основ   техники ­ специальные упражнения у стола. Вопросу   обучения   игре   посвящена   статья вводиться   еще   и   игра   по   мячам,   имеющим   различный характер вращения. Дмитренко   Л.А.   [22].   В   ней   дается   примерная   схема обучения   техническому   приему:   показ   ­   объяснение А.Старожилец [42] рекомендует удалять из  системы,   в   которую   кроме   тренировки  входит приема   (назначение,   характер   вращения,   траектория система спортивных соревнований, а также совокупность внетренировочных   и   внесоревновательных   факторов подготовки спортсмена. Обе   эти   тенденции   определяют   проблемы системного построения спортивной тренировки. Построение спортивной тренировки подразумевает не   просто   какие­то   отдельные   организующие   акции   по структурированию тренировочного процесса, а, главным образом, те стержневые линии деятельности, благодаря которым ей придается системная упорядоченность. Такой   подход   позволяет   выделить   особенности   которые подготовки   в   современном   спорте, характеризуются следующим: ­ наличием   больших   объемов   "посторонней" работы, часто вообще несвязанной с задачами подготовки спортсменов; ­ постоянными большими физическими нагрузками, не обеспечивающими техническое  начальной спортивной специализации. 1.4. Исследования по проблеме управления технической подготовкой в спорте Сегодня   четко   определяются   две   тенденции   в решении   научно­методических   вопросов   управления спортивной тренировкой. Во­первых,   касающиеся отдельных сторон спортивной тренировки (рассмотрения   это   исследования, отдельных   тренировочных   упражнений   и   методов   их выполнения,   частных   параметров   и   нормирования нагрузок и т.д.). В  настоящее время такие исследования направлены   на   решение   проблемы   организации тренировочного процесса в рамках его этапов, периодов, циклов. Во­вторых,  исследования,  связанные  с  проблемой взаимосвязи круглогодичной и многолетней спортивной тренировки   с   другими   аспектами   жизнедеятельности спортсмена.   В   данном   случае   спортивная   тренировка рассматривается как составная часть более общей тренировки   те   упражнения,   которые   не   требуют играть   одинаково   более   двух   раз   и   в   ходе   игры   он напряжения усилий воли, внимания, интеллекта. По его   тренировка   должна   быть   сложнее   и мнению, должен   стараться   не   выпускать   соперника   из   поля зрения. напряженнее   любого   поединка,   для   увеличения интенсивности   предлагается   использовать   два   мяча. Наиболее   полно   проблема   технической подготовки игроков в настольный теннис раскрывается в Автор   подчеркивает   большую   роль   интеллектуальной   важное   значение   так   же   имеет подготовки, другой работе того же автора [42] Рассматривая вопрос   А.Старожилец   определяет   обучение обучения, психологическая и психическая устойчивость. высокого Фундаментом   игры     класса спортивной   технике   как   сознательное   формирование двигательных   действий.   При   этом   автор   обращает А.Старожилец   [42]   считает   высокую   стабильность   и точность игровых действий и умение управлять мячом, внимание на то, что процесс образования двигательных навыков   и   использование   их   ­   от   начала   до   конца т.е.   придавать   ему   различную   скорость   и   траекторию полета,   направлять   в   различные   точки   стола.   Для сознательный процесс, как бы глубоко навыки не были   они   всегда   остаются бы   автоматизированы, тренировки   точности   автор   предлагает   использовать различные мишени на столе. Подчеркивается важность тренировки подач и их приема, для чего предлагается каждый мяч вводить соревновательной подачей, а также сознательными человеческими действиями. Автором   статьи   выдвигаются   следующие принципы обучения спортивной технике: 1.Необходимо   сразу   обучать   той   технике тренировки первых ходов после подач. Игрок не должен движения, которая является наиболее рациональной. 2.Уделять   большое   внимание   теоретическим теннису на данный момент нам не удалось найти научно­ занятиям. противоборствующих игровых ситуациях. обоснованную   методику   технической   подготовки игроков в настольный теннис на этапе  Проблеме   особенностей   организации   движения   в условиях   лимита   времени   и   влияния   последнего   на Роста   спортивного   результата   в   настольном теннисе можно достичь путем организации собственных целевую   точность   в   настольном   теннисе   посвящена работа   Шпрах   С.А.   [53],   в   которой   был   обнаружен движений   так,   чтобы   максимально   использовать   свой постоянно   повышающийся   моторный   потенциал   для положительный   перенос   точности   в   упражнениях   с большим   временем   прослеживания   полета   мяча   после решения стоящей двигательной задачи. Иными словами, спортивная техника ­ элемент спортивного мастерства, выполнения   задания   с   установкой   малого   времени   [27] прослеживания.   В   работах   Индина   А.А. совершенствующийся   с   течением   времени.   Такое совершенствование может быть эффективным только в экспериментально   обоснованы   рациональные   нормы, динамика   и   продолжительность   цикла   использования том   случае,   если   оно   предусматривает   формирование биомеханической целесообразной структуры движений, тренировочных нагрузок, направленных на развитие ЦТ технико­тактических   действий   игроков   в   настольный соответствующей   реальному   уровню   подготовленности спортсмена. теннис высокой квалификации. Таким образом, несмотря на достаточно большое Для   совершенствования   выявленных   основных моментов   движения   необходимо   многократное количество научно­методических работ по настольному повторение   "жесткой"   программы   движений   в   не изменяющихся стандартных условиях. Вместе с тем, для представление о двигательном действии ­ первый месяц успешной   реализации   технико­тактических   действий   в соревнованиях   необходимо   совершенствование   таких работы. 2. Стадия   формирования   первичного навыков в вариативных  умения ­ 2­ой ­ 4­ый месяцы 3.Необходимо создать такой уровень специальной 3. Стадия,   в   которой   происходит физической подготовки, чтобы это могло предупредить технические ошибки. более подробное формирование двигательного действия. Движение воспринимается в сознании полнее ­ 5­ый­ 6­ 4.Изучая   спортивное   действие,   необходимо добиться   стабильной   техники,   хотя   абсолютно   точное повторение   всех   составных   частей   движения невозможно, т.к. мяч в игре может быть коротким или ой месяцы тренировки. 4. Стадия полного образования навыка ­ 1­ый год обучения. 5. Стадия   достижения   гибкого длинным, высоким или низким, быстрым или медленным. Высокая устойчивость спортивной техники может быть изменяемого   навыка   и   его   применения   в соревновательной обстановке ­ 2­ой год обучения. достигнута, изменяющихся игровых условиях.   если   навыки   вырабатываются   в 6. Стадия   обучения   переходит   в стадию   совершенствования   действий   ­   3­ий   год В процессе обучения спортивной технике автором обучения. [42] выделяются следующие стадии:  Следует отметить, что в настоящий момент есть 1. Стадия,   в   которой   создается   первое большое   количество     материала,   в   котором   дается описание   того   или   иного   технического   приема   в исполнении   ведущих   игроков   в   настольный   теннис.   В технико­тактического основе индивидуального     мастерства лежат тактические знания, умения, навыки и качество  тактического  мышления  [24, 26, 38  и  др.],  а средствами   его   проявления   служат   двигательные действия, то есть технические приёмы.

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису

Методическая разработка по настольному теннису
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018