Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»
Оценка 4.8

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Оценка 4.8
Игры +1
docx
экология
3 кл—4 кл
04.04.2017
Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»
Создавая условия в игровой и интерактивной форме для освоения и закрепления новых знаний об окружающей среде.Уникальностью и новизной разработанного сценария служат, неповторяющиеся и интересные задания, объединенные одной тематикой (природа и экологическая проблематика). Также стоит отметить, что каждая образовательная площадка направлена на развитие разных сфер обучающихся. Например, образовательная площадка «Юные эрудиты» показывает насколько глубоки знания у участников, «Не спешите выкидывать» направлена на креативное и творческое развитие, а в образовательной площадке «Зеленый патруль», активно задействовано наглядное и зрительное восприятие школьников. Стоит отметить, что обучающиеся во время занятия находятся в движении, а не в статичном положении, что также благоприятным образом сказывается на здоровье детей
Методическая разработка Соколовой СЮ ТМР.docx
Департамент образования  Администрации Тутаевского муниципального района Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО­марафон» в рамках XII областного фестиваля волонтерских отрядов «Дорогою добра». Автор­составитель: Соколова Светлана Юрьевна,  куратор ДДД «К истокам нашим»  направление Экология волонтерский отряд  Детского досугового движения «К истокам нашим»  направление Экология Тутаев 2017 Пояснительная записка Детское   досуговое   движение   «К   истокам   нашим»   одним   из приоритетных   направлений   работы   с   детьми   ставит   воспитание   и формирование   неравнодушного   отношения   к   природе   и   экологии   родного края. Создавая условия в игровой и интерактивной форме для освоения и закрепления новых знаний об окружающей среде Ярославской области. Стоит отметить,   экологическая   игра     «ЭКО­марафон»   является   синтезом развлечения,   обучения,   где   ведущую   роль   играют   активисты   (волонтеры) детского досугового движения.  Уникальностью   и   новизной   разработанного   сценария   служат, неповторяющиеся   и   интересные   задания,   объединенные   одной   тематикой (природа и экологическая проблематика Ярославской области). Также стоит отметить,   что   каждая   образовательная   площадка   направлена   на   развитие разных   сфер   обучающихся.   Например,   образовательная   площадка   «Юные эрудиты» показывает насколько глубоки знания у участников, «Не спешите выкидывать»   направлена   на   креативное   и   творческое   развитие,   а   в образовательной   площадке   «Зеленый   патруль»,   активно   задействовано наглядное   и   зрительное   восприятие   школьников.   Стоит   отметить,   что обучающиеся   во   время   занятия   находятся   в   движении,   а   не   в   статичном положении, что также благоприятным образом сказывается на здоровье детей. Цель: формирование ответственного отношения к природе и окружающей  среде. Задачи: ­ образовательная: содействовать развитию экологической культуры у  учащихся ОУ через освоение новых знаний и умений; ­ развивающая: развитие творческого и креативного мышления у участников  игры; ­воспитательная:   способствовать   формированию   социально­ответственной позиции в отношении природы. Участники. Учебное занятие было разработано для учащихся начальной школы ОУ 3­4 классов, возможна адаптация для 1­2 классов. Форма проведения. Игра   представляет   собой   соревнование   команд   по   прохождению образовательных площадок (станций) в рамках учебного занятия. Технические   средства:   музыкальная   аппаратура   для   сопровождения торжественного   открытия   и   закрытия   игры,   1   ноутбук,   мультимедийный проектор. Реквизит: флаг Детского Досугового движения «К истокам нашим» на палке, 3   листов   А3   и   3   шт.   А4,   2   набора   фломастеров,   2   консервные   банки, декоративный скотч и обычный, набор красок гуашь, круглое печенье, свечка, воздушный   шар,   коробка   черного   цвета,   распечатанные   дидактический наглядный материал. Ход занятия Каждому   обучающему   в   начале   урока   предоставляется   возможность выбрать жетон для участия в игре. Жетон представляет собой логотип ДДД «К   истокам   нашим»   распечатанный   на   цветной   бумаге   в   6   вариантах.   По цветовой гамме у нас сформируется 6 команд для прохождения маршрута в «Эко­марафоне».   В   среднем   должно   получиться   не   менее   4   человек   в команде. Также учащимся будет предложено придумать название команды. Они будут вписаны в маршрутные листы. Построение   участников   экологической   игры   «ЭКО­марафон»   на торжественное открытие  под композицию «Гимн экологии»  слова и музыка ­ Юрия Шамнэ, исп. А. Щербаков. 1 активист: 2 активист: 3 активист: Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Вырубка лесов ­ обычное явление. Задумайся о будущем иного поколения. Увидят ли они "исчезнувшие" жизни? Жить мирно будут ли в родной Отчизне? Что грядет навстречу человеку? "Ад" иль "рай" до окончанья века? Вопрос решенным будет лишь тогда, Когда за экологию возьмемся дружно, да? Активист 4: Добрый день уважаемые участники экологической игры  «Эко­марафон». Активист 5: Мы рады приветствовать юных знатоков природы и  экологии! Активист 6: Мы волонтеры Детского досугового движения «К истокам  нашим» направление Экология стоим на защите природы  родного края. Будь как мы будь лучше нас! Активист 1:  Активист 2: Уважаемые участники игры сегодня у вас уникальная  возможность ближе узнать о природе родного края. И мы  надеемся, что вы обязательно захотите рассказать о новых  знаниях и умения бережного отношения к ней, своим  друзьям и родным. Активист 3: Сегодня у нас представлено 6 образовательных площадок. (далее идет озвучивание наименований станций и  закрепленных ответственных волонтеров за ними, а также  вручение маршрутных листов командам). Активист 4: Мы начинаем игру! И отправляем команды на  образовательные площадки согласно маршрутным листам. В  добрый путь. Описание образовательных площадок. Время   прохождения   площадки   5   минут,   предположительно   в   классе формируется   заранее  6   островов   из   парт,   которые   будут   символизировать каждую из образовательных площадок. На столе стоят таблички с названиями станций и закреплен куратор (волонтер) Образовательная площадка  «Черный ящик» Реквизит: коробка черного цвета, 7 листов А4, набор фломастеров, цветная картинка луковицы. Вопрос:   В   чёрном   ящике   лежит   талисман,   который   носили   на   груди средневековые   рыцари.   Ему   приписывали   чудесное   свойство:   якобы   он способен предохранять воина от стрел и ударов мячей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. Задача команды за 5 минут изобразить на листе А4, что по их мнению лежит в черном ящике. Ответ: ( Луковица) Дополнительно: за правильный ответ 10 баллов. Образовательная площадка «Юные эрудиты» Задание   в   виде   теста,  команде   выдается   бланк   с  вопросами   и   вариантами ответов, задача команды дать как можно больше правильных ответов. Вопрос №1: Что такое Красная книга Ярославской области? А)   Ответ:   Информационный   документ­список   —   описание   редких   и исчезающих видов животных и растений Ярославской области В) Это документ, описывающий опасные территории ЯО, местонахождение свалок, загрязненных водоемов и др. С) Это книга экологических сказок о природе. Вопрос №2 Что обозначает красный цвет книги? А) Ответ: Цвет тревоги. В) Цвет радости С) Цвет  ничего не означает Вопрос   №3   У   Красной     книги   страницы   имеют   разный   оттенок,   красный, желтый и зеленый, попробуйте обосновать что они символизируют? А) Черные ­ исчезнувшие виды, желтые – новые виды, открытые в 21 веке, зеленые ­ виды, численность которых восстановлена. В) Ответ:  Черные —  исчезнувшие  виды;  желтые —  сокращающиеся виды; зеленые — виды, численность которых восстановлена. С) Черные — исчезнувшие виды; желтые — сокращающиеся виды; зеленые — виды, травоядных животных. Вопрос   №4   Какая   территорией? А) Городской парк   из   перечисленных     форм   является   охраняемой В) Всероссийский парк природы С) Ответ: Национальный парк. Вопрос №5 Вор с ружьем в лесу или сетью на реке? А) Охотник В) Рыбак С) Ответ: Браконьер. Вопрос №6  Из предложенного списка выберите растения ЯО, которые занесены в красную книгу? Обведите правильные ответы колокольчик,   кувшинка   белая,   ландыш,   мать­и­мачеха,   ромашка,   иван­чай, василек, шиповник, облепиха, солодка, подорожник Ответ: колокольчик, кувшинка белая, ландыш. Вопрос №7 Вам   будет   дано   описание   млекопитающего   занесенного   в   красную   книгу Ярославской   области,   ваша   задача   после   обсуждения,   ответить,   о   каком животном идет речь? ( Обучающимся для подсказки предложено фото лапы рыси) Хищник,   не   боится   морозов,   обладает   острым   зрением,   есть   версия,   что именно   это   животное   изображено   на   гербе   Финляндии.   Благодаря особенностям     на   ушах   имеет   невероятный   слух,     может   услышать   шаги человека за несколько километров, поэтому поймать очень непросто. Древние греки считали, что это животное может видеть сквозь предметы. Ответ: рысь  Вопрос №8: Какое животное, благодаря тому, что было взято на контроль, и во время приняты меры, удалось сохранить и даже увеличь их численность? ( для подсказки предложено фото копыта лося) Ответ: Лось  Вопрос №9 Назовите главные причины, оказывающие отрицательное влияние на состояние видового разнообразия животного и растительного мира ЯО? Впиши ответ в пустую строку ________________________________________________________________ Ответ: развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных сетей. Вопрос №10: Какая стройка века, связанная с водными ресурсами и гидроэнергетикой в ЯО повлияла на создание Дарвинского заповедника?  Ответ: Рыбинское водохранилище для изучения влияния Рыбинского водохранилища на окружающую среду Дополнительно: за каждый правильный ответ 5 балл. Образовательная площадка «Зеленый патруль» Участникам   предложены   цветные   картинки   (приложение   1)   задача команды ответить на вопрос: какие нарушены правила поведения на природе человеком. Ответ к картине 1 Дети запомнить должны и понять: Гнезда у птичек нельзя разорять! Если в траве увидали яйцо Или услышали крики птенцов, Не приближайтесь, не лезьте туда И не тревожьте ни птиц, ни гнезда. Ответ  к картинке 2 Для ежиков и белок Лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой: Поэтому не стоит Их в город забирать… Поверь: они в неволе Не будут есть и спать. Ответ к картинке 3 Есть цветочки редкие, Белые и нежные: Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких Очень мало на земле. Ответ к картинке 4 У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум  и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать! Ответ к картинке 5 Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберем его с собой! Ответ к картинке 6 В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай! Нужны они лесным зверятам: Лисичкам, ежикам, зайчатам…  Их только люди не едят: В поганках, мухоморах  ­ яд Ответ к картинке 7 Ножом аккуратно гриб срезай – В земле грибницу оставляй! Нежно ягодки ты рви, Куст оставь, побереги! Ответ к картинке 8 В лес на машине запрещен Ответ к картинке 9 Ловля рыбы запрещена. Ответ к картинке 10 Осторожно на дороге могут выйти лоси. Ответ к картинке 11  (иностранные экологические знаки) Купаться собакам запрещено! Дополнительно: за каждый правильный ответ 1 балл. Образовательная площадка «Друзья птиц». Задача команды разложить названия, фото птенцов (приложение 2) и факты о птицах, которые совпадают и подходят данному виду. 1. Курица 2.Одна из главнейших домашних птиц. Разводится человеком уже более 4000 лет. Это достаточно крупная птица с неяркой окраской. Она робка и смирна. У нее слабо развито крыло, и хорошо развита стопа, а потому­то она плохо летает, но хорошо ходит и ловко разгребает землю своими лопатообразными когтями.  3.Птица может нести до 300 яиц в год.  4. Синица 5.Подвижная,   энергичная,   заметная   птица.   Природа   одарила   её   яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно­жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. 6.Бегать по земле птицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. 7. Кукушка 8.Является примером неправильного отношения родителей к детям. 9.Разговаривая в лесу с птицей, многие считают, что это самка. К ней даже обращаются,   используя   женский   род.   Фактом   же   является   то,   что   самка может издавать только не слышные человеческому уху звуки.   А мы ведем диалог с самцом данного вида. 10.Сова  11. Является символом мудрости у многих народов. 12.Хищные птицы, ведущие преимущественно ночной образ жизни. 13. Дятел 14.   Кто   из   нас   не   слышал,   как   стучит,   долбит   по   дереву   неугомонный барабанщик наших лесов 15. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно   извлекает   их   из­под   коры.   Древесные   насекомые,   личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У него очень длинный (для пернатых) язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Дополнительно: за каждый совпадающий факт 2 балла. Образовательная площадка «Не спешите выкидывать» Реквизит:   2   консервные   банки,   набор   красок,   скотч   декоративный,   скотч обычный, круглое печенье, свечка. Задача   команды   придумать   как   можно   больше   вариантов   вторичного использования консервных банок. В приложении 3 варианты вторичного использования консервных банок. Дополнительно: за каждое решение 2 балла. Образовательная площадка «Эко­плакат» Реквизит: 6 листов А3 и набор фломастеров. Задача   команды   нарисовать   плакат   в   защиту   природы   и   суметь   его обосновать. Дополнительно: за решение задачи 5 баллов. После прохождений всех образовательных площадок, согласно маршрутным листам,  команды  выстраиваются   на  торжественное   построение   к  закрытию игры и объявлению результатов. Пока идет подсчет голосов, активисты­ организаторы игры, танцуют танец­ флешмоб под музыкальное сопровождение «Страна чудес» ­ детская песня. Заключение. Объявление   результатов,     вручение   грамот   и   призов   победителям   и участникам, также можно сделать мини­презентации от команд плакатов в защиту природы.  Данная   игра   позволяет   в   доступной   для   данного   возраста   форме   повысить   в   целом получить   новые   знания   о   природе   и   экологии,   экологическую культуру подрастающего поколения, способствовать развитию ответственной позиции к природным ресурсам. Стоит отметить, что данный  сценарий был  апробирован на Районной экологической   игре   28   января   2017   года   в   ТМР   среди   3­4   классов. Практической   значимостью   сценария,   стал   факт   востребованности   среди педагогов­организаторов   ОУ   Тутаевского   муниципального   района,   были проведены на основе данной методической разработки  игры на Левобережной стороне для сельских школ, а также материал взят на вооружение  ОУ правой стороны тоже. (По   желанию   организатора   можно   сделать   опрос   обратной   связи   педагога класса, по анкете приложение 5) Список использованных источников. 1. Авторский проект "Детский час", 2012­2017, http://detskiychas.ru 2. Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков   Учебное   пособие.   М.:   Педагогическое   общество   России, 2001  3. Красная   книга   Ярославской   области   /   Под   ред.Л.В.Воронина, Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2004, 384 стр. Приложение 1 Рис.2 Рис.1 Рис.3 Рис.5 Рис.7 Рис.4 Рис.6 Рис.8 Рис.9 Рис.11 Рис.10 Приложение 2 Сова Кукушка Курица Синица Дятел Варианты вторичного использования консервных банок Приложение 3 Приложение 4 экологическая игра «ЭКО- марафон», посвященная 2017 Году экологии в России. Маршрутный лист Команда: _______________ Образовательная Количество баллов площадка 1. «Зеленый патруль» 2. «Черный ящик» 3. «Юные эрудиты» 4. «Не спешите 5. «Друзья птиц» 6. «Эко-плакат» выкидывать» Анкета обратной связи о экологической игре «ЭКО­марафон» Приложение 5 Команда ____________________________ 1.Получили ли ребята удовольствие  от игры? 2. Что запомнилось больше всего? 3. Что на Ваш взгляд следует  добавить или изменить на будущее?   Руководитель команды_____________________________ Спасибо огромное за ваши ответы!

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»

Методическая разработка по организации и проведению учебного занятия «ЭКО-марафон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017