Методическая разработка по организации практической деятельности студентов
Оценка 5

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Оценка 5
Документация +1
docx
классное руководство +1
11 кл +1
26.05.2017
Методическая разработка по организации практической деятельности студентов
Методиеская разработка по организации практичнскйо деятельности студентов по дисциплине "Экономика" для студентов 1 курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Практические работы предусмотрены учебным планом по темам дисциплины в количестве 20 часов. Практическик работы основываются на прочитанном в лекции материале, выданном на паре.
Практические работы КОМ.docx
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Коркинский горно­строительный техникум» Методическая разработка по организации практической деятельности студентов по дисциплине «Экономика» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)  (базовая подготовка). Выполнила преподаватель  ГБПОУ «КГСТ» Фомичева Наталья Сергеевна 2016г.  1 Одобрено Методическим советом КГСТ Протокол  №____ от _______________201__г. Рецензенты: 1. Гневашева Т.В., преподаватель высшей категории ГБПОУ «КГСТ» 2. Потапова А.В. , преподаватель, Коркинский филиал ЧГКИПиТ 2 Содержание  Введение Правила выполнения практических работ Перечень практических работ Практическая работа №1 ТЕМА: Расчет прибыли и рентабельности отдельных видов продукции Практическая работа  №2 ТЕМА: Типы экономических систем Практическая работа № 3 ТЕМА: Составить и проанализировать семейный бюджет Практическая работа № 4 ТЕМА: Теории стоимости товара Практическая работа №5 ТЕМА: Предприятие. Типы коммерческих предприятий Практическая работа №6 ТЕМА: Расходы организации. Экономическое содержание Практическая работа №7 ТЕМА: Расчет заработной платы и мотивации работников Практическая работа №8 ТЕМА: ТК РФ. Заработная плата Практическая работа №9 ТЕМА: Происхождение и функции денег Практическая работа №10 ТЕМА: Экономическое обращение ценных бумаг Практическая работа№11 ТЕМА: Методы и система государственного регулирования экономики Практическая работа №12 ТЕМА: Налоги и налоговая система в России Практическая работа №13 ТЕМА: Валюта и валютный курс Список литературы 4 6 7 8 10 13 15 17 19 21 23 25 27 29 30 32 34 3 Введение Практические   работы  направлены   на  формирование   специалиста   широкого   профиля, способного   обобщать   экономические   явления,   обеспечивать   развитие   предприятий, разрабатывать направления повышения эффективности их деятельности в условиях рыночной экономики. Методические указания по выполнению практических  работ  содержат комплекс задач, охватывающих   основные   прикладные   аспекты   управления   коллективом   исполнителей.   В процессе практического занятия обучающиеся решают ситуационные задачи под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Содержанием практических работ является решение различного рода задач, в том числе профессиональных   (анализ   производственных   задач   и   т.   п.),   работа   с   нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и др. Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Выполнению   практических   работ   предшествует   проверка   знаний   студентов   –   их теоретической готовности к выполнению задания. Формы   организации   работы   обучающихся   на   практических   работах   могут   быть следующих видов: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации работ все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При   групповой   форме   организации   работ   одна   и   та   же   работа   выполняется   микро группами по 2­3 человека. При   индивидуальной   форме   организации   занятий   каждый   студент   выполняет индивидуальное задание. В рамках данных методических указаний предусматривается, что № увеличиваются на коэффициент, соответствующий номеру студента по списку. Таким образом,   формируется индивидуальное задание каждому обучающемуся. Цели и задачи требования к результатам освоения дисциплины: 1. Личностных:  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;  формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной  среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; 2. Метапредметных:  овладение   умениями   формулировать   представления   об   экономической   науке   как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;  овладение   обучающимися   навыками   самостоятельно   определять   свою   жизненную позицию   по   реализации   поставленных   целей,   используя   право   всезнания,   подбирать соответствующие   правовые   документы   и   на   их   основе   проводить   экономический   анализ   в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; 4  формирование   умения   воспринимать   и   перерабатывать   информацию,   полученную   в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации; генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического   развития   Российской   Федерации,   так   и   мирового   сообщества;   умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;  3. Предметных:  сформированность системы  знаний  об экономической сфере  в жизни общества  как пространстве,   в   котором   осуществляется   экономическая   деятельность   индивидов,   семей, отдельных предприятий и государства;  понимание сущности экономических институтов, их роли в социально­экономическом развитии   общества;   понимание   значения   этических   норм   и   нравственных   ценностей   в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;  сформированность   экономического   мышления:   умения   принимать   рациональные решения   в   условиях   относительной   ограниченности   доступных   ресурсов,   оценивать   и принимать   ответственность   за   их   возможные   последствия   для   себя,   своего   окружения   и общества в целом;  владение   навыками   поиска   актуальной   экономической   информации   в   различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,   преобразовывать   и   использовать   экономическую   информацию   для   решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;  сформированность   навыков   проектной   деятельности:   умение   разрабатывать   и реализовывать   проекты   экономической   и   междисциплинарной   направленности   на   основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;  умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения   основных   социально­экономических   ролей   потребителя,   производителя, покупателя,   работодателя, налогоплательщика);   наемного   работника,   акционера,   заемщика,   продавца,  способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической  деятельности,   в   том   числе   в   области   предпринимательства;   знание   особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;  понимание   места   и   роли   России   в   современной   мировой   экономике;   умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. Перечень практических работ составлялся с учетом требований ФГОС к умениям студентов по итогам изучения  междисциплинарного курса «Экономика» 5 Правила выполнения практических работ 1.   Студент   должен   прийти   на   практическое   занятие   подготовленным   к   выполнению работы. 2. Студент, не подготовленный к работе, не может быть допущен к ее выполнению. 3. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе. 4. Отчет о проделанной работе следует делать в папке для практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа. 5. Содержание отчета указано в описание практической работе. 6. В заголовках граф таблиц обязательно проводить буквенные обозначения величин и единицы измерения. 5. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр. 6.   Исправления   выполняются   на   обратной   стороне   отчета.   При   мелких   исправлениях неправильное слово (буква, число и т.п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число). 7. Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета. 8.   Если   студент   не   выполнил   практическую   работу   или   часть   работы,   то   он   может выполнить работу или оставшуюся часть внеурочное время, согласованное с преподавателем. 9. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, задания выполнены правильно и в полном объеме; сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы; студент может пояснить выполнение любого этапа работы; отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы. если:     10.   Зачет   по   практическим   работам   студент   получает   при   условии   выполнения   всех предусмотренных программой работ после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий. 6 Перечень практических работ № п/п темы Наименование темы Наименование практической  работы Количество часов Тема 1.3.  Факторы   производства. Прибыль и рентабельность Типы экономических систем Тема 1.4.   Тема 2.1. Семейный бюджет Тема 3.1. Товар и его стоимость Практическая работа №1.  Прибыль и рентабельность Практическая работа №2.  Типы экономических систем Практическая работа №3.  Составить семейный бюджет. Практическая работа № 4 ТЕМА: Теории стоимости товара   и   проанализировать Тема 4.3. Организация производства Практическая работа №5 Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат Тема 5.1. Рынок   труда.   Заработная плата и мотивация труда Тема 5.2. Безработица.   Политика государства   в   области занятости Тема 6.1. Деньги   и   их   роль   в экономике Тема 6.3. Ценные   бумаги:   акции,   Фондовые облигации. биржи Роль развитии экономики   Тема 7.1. государства   в Тема 7.2. Налоги и налогообложение Практическая работа №12 Тема 8.2. Валюта.   Обменные   курсы валют 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 20 ТЕМА: Предприятие. Типы  коммерческих предприятий Практическая работа №6 ТЕМА: Расходы организации.  Экономическое содержание Практическая работа №7 ТЕМА: Расчет заработной платы и  мотивации работников Практическая работа №8 ТЕМА: ТК РФ. Заработная плата Практическая работа №9 ТЕМА: Происхождение и функции  денег Практическая работа №10 ТЕМА: Экономическое обращение  ценных бумаг Практическая работа№11 ТЕМА: Методы и система  государственного регулирования  экономики ТЕМА: Налоги и налоговая система в  России Практическая работа №13 ТЕМА: Валюта и валютный курс Всего:  7 ТЕМА: Расчет прибыли и рентабельности отдельных видов продукции Практическая работа №1 Цель: – изучить на практических примерах покатили темы  –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета Для выполнения работы необходимо знать: – сущность виды прибыли, формулы расчета;  – сущность, виды рентабельности, формулы расчета и единицы измерения. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет показателей прибыли и рентабельности предприятия. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1.  Рассчитать   балансовую   прибыль   предприятия   и  рентабельность   продукции, если:  Выручка от реализации продукции за год – 15000 руб.  Себестоимость реализованной продукции – 10000 руб.  Доходы от продажи активов – 1500 руб.  Расходы от продажи активов – 1000 руб.  Доходы от прочих операций – 550 руб.  Расходы от прочих операций – 570 руб. Провести все необходимые расчеты. Сделать вывод. Задача 2. Определить рентабельность производства, если среднегодовая стоимость ОФ – 110000 руб., сумма нормируемых оборотных средств – 31000 руб., балансовая прибыль – 82000 руб. Сделать вывод. Задача 3. Рассчитать рентабельность хлебобулочных изделий на основании данных: Ассортимент изделий Хлеб из муки 1 сорта Хлеб ржаной Пряник северный Булка городская Пряник «Смаком» Себестоимость  Оптовая цена  Прибыль, Рентабельность, руб. % 1 т. руб. 18214 11820 73420 24494 152064 1 т. руб. 19057 9391 65891 25732 182457 Сделать вывод. Перечислите факторы увеличения рентабельности на предприятии. Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» 8 ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2. Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3. Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие прибыли, функции и назначение данного показателя. 2. Виды прибыли, формулы расчета. Единицы измерения. 3. Понятие рентабельности, функции и назначение показателя. 4. Виды рентабельности, формулы расчета. Единицы измерения. 5. Факторы увеличения прибыли и рентабельности на предприятии.  6. Рентабельность продаж назначение данного показателя, что показывает, единицы  измерения. 9 Практическая работа  №2 ТЕМА: Типы экономических систем Цель: – изучить на типы экономических систем; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета Для выполнения работы необходимо знать: – виды экономических систем в государстве; – основные показатели экономических систем. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить характеристику различных экономических систем. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задание 1.  Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет». 1. Основную роль в командной экономике при решении проблем выбора играют обычаи и традиции. 2. Одним из  отличий традиционной экономической системы от командной экономики является   то,  что  последняя  базируется   преимущественно  на  разделении   труда   в  обществе, тогда как первая ­ главным образом на натуральном хозяйстве. 3. Экономика страны M является рыночной, потому что её правитель герцог N владеет и управляет всеми предприятиями этой страны. 4. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. 5. Для   командной   экономики   характерно   планирование   внедрений   в   производство достижений научно­технического прогресса. 6. Государство   в   рыночной   экономике   определяет   круг   товаров   и   услуг,   которые производят частные фирмы. 7. Экономические мотивы деятельности производителей в традиционной экономической системе и производителей, функционирующих в условиях рыночной экономики, принципиально различны. 8. Для   рыночной   экономики   характерно   строгое   государственное   планирование производства всех видов товаров. 9. Коренные   отличия   между   типами   экономических   систем   состоят   в   форме собственности на экономические ресурсы. Таблица – Ответы на утверждения № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ 1 2 3 4 5 6 10 7 8 9 Задание 2 . Прочитайте текст. На основе текста и собственных знаний заполните схему. Традиционная экономика Традиционная   система   характеризуется   тем,   что   отношения   купли­продажи   слабо развиты,   преобладает   сельское   хозяйство.   Три   основных   вопроса   экономики   решаются   по сложившимся   традициям.   На  ранних   стадия   развития   общества   существовали   первобытные семейные   группы.   Позднее   возникли   рабовладельческие   отношения,   далее   ­   феодальные отношения.   В   настоящее   время   традиционная   система   сохранилась   в   отдалённых, труднодоступных районах: в джунглях, в горах, на островах и т. д. Но отдельные признаки традиционной системы сохраняются в любом современном обществе. Признаки традиционной экономики Централизованная экономика Централизованная   система,   командной, административной,   характеризуется   тем,   что   государственная   собственность   является основной формой собственности. Три основных вопроса экономики решаются централизованно и директивно. Главным стимулом работы предприятия является выполнение плана.   которую   ещё   называют   плановой, Признаки командной  экономики Задание   3.  Определите,   какой   тип   экономической   системы   —   планово­ административный, рыночный, смешанный — характеризую следующие высказывания: 1. Предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не может их продать; 2. В   магазине   стояла   длинная   очередь   за   хлебом:   с   завтрашнего   дня   ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок; 3. Члены   независимой   партии   любителей   пива   в   большинстве   своем   потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль; 4. Распоряжение   главы   государства   гласило,   что   впредь   до   особого   распоряжения   в стране прекращена свободная купля­продажа иностранной валюты. 11 Таблица – Ответы на высказывания № вопроса Тип системы 1. 2. 3. 4. Задание 4. У муравьев и пчел существует разделение обязанностей между членами семьи, они   строят   жилье,   накапливают   пищу,   ведут   ожесточенные   сражения   за   места   обитания. Означает   ли   это,   что   в   их   мире   существуют   отношения   собственности?   Какой   тип экономической системы присутствует у них. Задание 5. Заполните таблицу: Признаки Традиционная Рыночная Административно­ командная Смешанная Форма собственности Тип хозяйствования Цель Механизм распределения Методы   мотивации   людей   к труду Приоритет интересов Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2. Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3. Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Экономические системы, понятие назначение виды. 2. Административно­командный   тип   система   в   экономике:   устройство   применение, достоинства и недостатки. 3. Рыночный   тип   системы   в   экономике:   устройство,   применение,   достоинства   и недостатки. 4. Смешанный тип системы: устройство, применение, достоинства и недостатки. 5. Функции государства в смешанной экономике. 6. Переходный тип системы: устройство, применение, достоинства и недостатки. 12 Практическая работа №3 ТЕМА: Составить и проанализировать семейный бюджет                   Цель: – изучить на практике расчет семейного бюджета; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета, ПК, интернет Для выполнения работы необходимо знать: – сущность и назначение семейного бюджета;  – доходы и расходы семейного бюджета: профицит и дефицит. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет доходов и расходов семейного бюджета. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Семейный бюджет – это денежные доходы и расходы семьи. Его составляют на месячный срок. Это баланс семейных  расходов и расходов, финансовый план, который суммирует доходы  и расходы (семьи) за определенный период времени.  Все семейные доходы семьи подразделяются на два вида: денежные и натуральные. Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно   разделить на четыре группы.  Первая и основная группа семейных денежных доходов   ­ это оплата труда членов семьи на предприятиях, в учреждениях, организациях. Оплата труда   включает   основную заработную плату, а также все доплаты и вознаграждения за труд.   Вторая   группа   денежных   доходов   семьи   состоит   из   пенсий,   пособий,   стипендий   и   других социальных   и   страховых   выплат   членам   семьи   государством,   предприятием,   учреждением   и организациями.    Третья   группа   семейных   денежных   доходов   –   прочие     доходы,   к   которым   относятся всевозможные   вознаграждения   за   нетрудовую   деятельность   (донорскую   помощь,   возврат   находки, обнаружение   клада),   наследство,   полученные   подарки,   премии,   алименты   на   содержание   детей   и родителей и др. Четвертая   группа   денежных   доходов   семьи   –   это   доходы   от   домашнего   хозяйства   и предпринимательской деятельности членов семьи, подразделяющие на четыре подгруппы: 1) Доходы   от   реализации   сельскохозяйственной   продукции   личного   подсобного   хозяйства   и семейного огородничества; 2) Доходы от операций с домашним  имуществом (продажа и сдача в аренду земельных участков и помещений, продажа и сдача напрокат машин, оборудования, мебели и др.); 3) Полученные   кредиты   и   другие   доходы   от   финансового   ­   кредитных   операций   (проценты, дивиденды по вкладам, акциям, от продажи ценных бумаг, и т.п.) 4) Доходы   от   предпринимательской   деятельности   (индивидуального   предпринимательства, крестьянского (фермерского) хозяйства и от частных предприятий членов семьи. К  регулярным расходам относятся неизбежные расходы домохозяйства, без которых невозможна нормальная   жизнь.   –   продукты   питания,   одежда,   транспорт   и   медикаменты,   оплата   коммунальных услуги плата за квартиру. К долговым обязательствам относятся обслуживания долгов, кредитов и отдача денег  в долг. В форме текущего учета ежемесячно подводят итоги расходов и доходов. Задание 1. Рассчитайте ваш семейный бюджет, исходя данной таблицы.  13 Задание 2. Рассчитайте ваш доход за текущий месяц, год. Задание 3. Рассчитайте  остаток средств на начало года. Результат: Составлен расчёт в тетради. Сформулировать выводы по каждому заданию. Обосновать данные  Таблица 1 ­ Доходы и расходы (бюджет) семьи. ДОХОДЫ Статья дохода Сумма, руб. РАСХОДЫ Статья расхода Сумма, руб. Остаток денежных средств  на начало Месяца Заработная плата,  полученная за  первую  половину месяца (аванс) Заработная плата,  полученная за вторую  половину месяца (расчет) Стипендия Пенсия Алименты Прочие виды доходов       Квартирная плата и плата за коммунальные  услуги Услуги связи (телефон, Интернет, кабельное ТВ) Плата за кредит   Продовольственные товары, в том числе:  Продукты питания  Питьевая вода Непродовольственные товары, в том числе:  Товары длительного пользования  (одежда,  обувь, бытовая техника, электроника и т.п)  Хозяйственные товары  косметика, парфюмерия, бытовая химия, лекарственные препараты  Печатная продукция – книги, журналы,  газеты   Образования – учебники, учебные пособия,  канцелярские товары.  Содержание  автомобиля горюче­смазочные  материалы, запасные части,  Отдых, развлечения, спорт.  Прочие ежедневные расходы, включая городской транспорт Налоговые платежи:   Налог на землю  Налог на строения (квартира, гараж)  Другие налоги и обязательные  платежи  Итого за месяц Всего доходов за истекший  год Годовые доходы минус годовые расходы = остаток средств на начало года. Прочие расходы  Итого за месяц Всего расходов за  истекший год, в том числе  накопления  Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ   должен   содержать:  Название   работы.   Цели   работы.   Задание.   Результаты семинарского занятия. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2. Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3. Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Семейный бюджет: его назначение и исполнение. 2. Этапы составления семейного бюджета 3. Анализ семейного бюджета 14 4. Доходы и расходы семейного бюджета 5. Профицит и дефицит семейного бюджета 15 Практическая работа № 4 ТЕМА: Теории стоимости товара Цель: – изучить на практике теории стоимости товара –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета, ПК, интернет Для выполнения работы необходимо знать: – сущность и назначение стоимости товара;  – различие теорий стоимости товара. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет стоимости товара. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задача   1.  Охарактеризовать   количественные   и   качественные   признаки   магазина   (по согласованию с преподавателем в группе по 2 человека) Задача 2. Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй – 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200, 500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует 2 рубля. Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении на рынке и почему? Какой труд не будет признан обществом? Задача   3.  Разберитесь   в   ситуации.  Представьте   себе,   что   в   известной   телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась связи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона». а) Какие   из   благ   приобрели   бы   для   них   наибольшую   полезность:   пресная   вода, видеокамера, какао­бобы, плоды хлебного дерева, фотоаппарат, модная одежда? б) Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там золото дороже любого другого   продукта?   Стала   бы   выловленная   рыба   товаром?   Проанализируйте   экономическую жизнь «вне острова» и определите условия, при которых появляются такие категории, как «товар», «деньги», «предельная полезность». Определите   сущность,   условия   и   причины   возникновения   и   существования   товарного производства.   Проанализируйте   форму   экономических   отношений   товаропроизводителей   в нем. Задача 4.  Известно, что основными формами обмена являются бартерный и  денежный. Может   ли   стремительно   происходящая   ныне   эволюция   денег   привести   к   новой   форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или?..). Задача 5. Наблюдаете ли вы различия между категориями «товар», «благо» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом? 16 Задача   6.  Раскройте   содержание   экономических   категорий   «стоимость»,   «меновая стоимость» и «деньги». Что связывает эти категории? Задача   7.  Всегда   ли   полезный   продукт   труда,   произведенный   для   других,   является товаром? Приведите примеры. Задача 8. Как вы считаете, меновые отношения возникают внутри отдельных общих или на стыке отношений разных по специализации общин? Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Характерные черты натурального хозяйства Приведите примеры натурализации хозяйства на микро – и макроуровнях. 1. 2. Сущность и типы товарного производства. Стоимость товара и его назначение: понятие стоимости в различных теориях Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости товара и цены. 3. 4. 5. 17 Практическая работа №5 ТЕМА: Предприятие. Типы коммерческих предприятий. Цель:  –   изучить   понятие   и   сущность   предприятия,   рассмотреть   виды   коммерческих предприятий; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета, ПК, интернет Для выполнения работы необходимо знать: – сущность и назначение классификации предприятий;  – различие типы коммерческих предприятий. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – распределять предприятия по формам собственности. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задание 1. Раскрыть классификацию предприятий по форме собственности. Привести примеры (2­3)  реальных предприятий по данной форме собственности. Задание   2.  Учитывая   особенности   различных   форм   организаций   бизнеса,   подберите наиболее подходящую форму бизнеса для следующих предприятий. Сделать вывод. Сфера деятельности предприятия Формы организации бизнеса Металлоремонт Нефтяная компания Стоматологическая клиника Городская больница Мини­типография Канал на телевидении Кафе в центре города Парикмахерская и салон маникюра  Автостоянка или автомойка Банк  Техникум Сеть магазинов одежды или продуктов Ресторан  Хлебопекарное предприятие Трубопрокатный комбинат Железные дороги  Задание   3.  Проанализируйте   качества,   присущие   следующим   фирмам,   и   выберите оптимальную форму организации бизнеса для следующих предприятий. Сделать вывод. Характерные признаки Энергосистема региона Техникум Кофейн я Простота организации 18 Свобода действий Разделение труда Гибкость управления Опасность конфликтов Утечка информации Ограниченность размеров фирмы Средства на рекламу Средства на научные разработки Неограниченная ответственность Заключение:  наиболее  выгодная  форма бизнеса Задание 4.  Выберите один правильный ответ. Заполнив таблицу. 1 2 3 4 5 1. Государственная собственность ­ это: А) собственность, правом на которую обладают акционеры;         Б) собственность, право на которую принадлежит государству;  В) имущество, которым владеют разные люди; Г) собственность, правом на которую обладает отдельный человек. 2. Единоличное предприятие …: А) организовать дорого и сложно;                               В) наиболее распространенная форма организации бизнеса;  Б) это предприятие, имеющее много владельцев;      Г) это предприятие, выполняющее государственные заказы. 3. Одно из преимуществ товарищества состоит в том, что …: А) количество акционеров неограниченно;  Б) партнеры всегда преуспевают;  В) организовать товарищество достаточно просто и сравнительно недорого;  Г) партнеры не несут никакой ответственности. 4. Не относится к индивидуальному предприятию: А) владелец принимает все решения; Б) владелец контролирует прибыль; В) владелец сам определяет, сколько часов работать; Г) владелец несёт ограниченный риск по капитальным вложениям. 5. Единоличный владелец мини­пикарни предложил другу создать товарищество. Что даёт ему изменение статуса? А) сложение капиталов;        Б) товарищество имеет больше налоговых льгот; В) товарищество имеет больше прибыль. Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ   должен   содержать:  1.   Название   работы.   2.   Цели   работы.   3.   Задание.   4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 19 1. Предприятие, его определение и основные цели деятельности 2. Классификация и структура предприятий. 3. Предпринимательство, его сущность, цели и задачи. 4. Формы осуществления предпринимательской деятельности. 5. Индивидуальные и коллективные формы предпринимательства. 6. Охарактеризовать классификационные признаки предприятий 20 Практическая работа №6 ТЕМА: Расходы организации. Экономическое содержание. Цель:  –   закрепление   изученного   материала   по   расходам   организации,   а   так   же экономическое содержание; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. В результате занятия студенты должны знать: – понятия «издержки предприятия», «себестоимость»; – классификацию издержек предприятия. В результате занятия студенты должны уметь: – приводить примеры постоянных и переменных издержек; – определять постоянные и переменные издержки; – вычислять выручку, прибыль предприятия. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задние   1.  Имеется   информация   об   издержках   организации   (тыс.   руб.).   Определите соотношение постоянных и переменных издержек. Заполнить таблицу. Статьи затрат Сырье и материалы Заработная плата производственных рабочих Амортизация Командировки Транспортные расходы Налоги Заработная плата управляющего персонала Аренда складов Вода, электроэнергия пар, на технологию Статьи затрат Расходы на рекламу Телекоммуникационные расходы Складские расходы Таможенные расходы Представительские расходы Арендная плата за офис Погрузочно­разгрузочные работы Тара и упаковка Социальные отчисления  Таблица для заполнения Постоянные издержки Переменные издержки Задание 2. Выберите один правильный ответ. Заполнив таблицу. 1 2 3 4 5 6 7 1. Сущность постоянных затрат в том, что: А) они не зависят от объёма производства; Б) они растут при увеличении объёма производства; В) они не изменяются в расчёте на единицу продукции при увеличении объёма производства; Г) нет верного ответа. 2. К переменным издержкам можно отнести: А) затраты на сырьё;                                        В) затрату на аренду здания; Б) затраты на аппарат управления;                 Г) амортизационные отчисления. 3. Какие затраты можно отнести к постоянным? 21 А) затраты бухгалтера;                                    В) транспортные расходы;  Б) затрату на электроэнергию;                        Г)  верно всё перечисленное. 4.   Период   времени,   в   течение   которого   все   факторы   производства   фирмы   являются переменными, называется: А) мгновенным;     Б) краткосрочным;     В) долгосрочным;     Г) предельным. 5. Средние переменные издержки рассчитываются как: А) разность общих и постоянных издержек, делённая на объём выпуска; Б) переменные издержки на единицу продукции; В) средние издержки минус средние постоянные издержки; Г) все ответы верны. 6.   За   счёт   каких   затрат   можно   снизить   стоимость   единицы   продукции   при   росте   объёма производства (используйте графики издержек)? А) постоянных;                 В) общих;      Б) переменных;                 Г) при росте объёма производства все издержки возрастают. 7. Если выручка от продажи продукции превышает затраты, то предприятие получает: А) прибыль;            Б) убыток;               В) недостаточно информации. Задание 3. Издержки в краткосрочный периоде. Статьи затрат Издержки, тыс. руб. Вид издержек (FC или VC) Плата за электроэнергию Рента Транспорт Арендная плата за здание Плата за сырьё Плата за материалы Зарплата рабочим Зарплата управленческому персоналу Зарплата специалисту Затраты на охрану Страховые взносы Процент банку за кредит Прочие постоянные издержки Прочие переменные издержки 50 20 60 60 100 300 300 10 30 5 10 10 200 200 а) определите, чему равны постоянные, переменные, общие (валовые) издержки. FC = ____________. VC = ____________. TC = _________. б) определите средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки, если выпуск продукции равен 100 единицам? AFC = _________. AVC = ___________. AC = __________. в) Определите выручку фирмы, если цена продукции равна 20 руб. R = ________. г) определите прибыль фирмы при заданной вами цене. П = _______. Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ   должен   содержать:  1.   Название   работы.   2.   Цели   работы.   3.   Задание.   4. Результаты семинарского занятия. 5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 22 1. Затраты предприятия: сущность, назначение и применение. 2. Постоянные и переменные издержки: место возникновения, управление ими.  3. Прямые и косвенные затраты: место возникновения, управление ими. 4. Пути снижения издержек предприятия. 5. Классификация затрат по элементам себестоимости. Классификация по статьям затрат. 6. Пути снижения затрат на предприятии. 23 Практическая работа №7 ТЕМА: Расчет заработной платы и мотивации работников Цель: – изучить расчет заработной платы и способы мотивации работников предприятия –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета, ПК, интернет Для выполнения работы необходимо знать: – сущность и назначение заработной платы;  – элементы заработной платы, мотивация работников предприятия. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет заработной платы персонала, различать факторы мотивации. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1. Тарифная ставка рабочего 2 разряда за 1 час 1№,75 руб. За месяц отработал 22 дня по 8 часов в день. За отсутствие простоев смазчику начислена премия в размере 20% к месячному заработку. Рассчитать месячных заработок за месяц смазчика. Сделать вывод.  Задача 2.  Рассчитать заработную плату рабочего повременщика  V  разряда за февраль месяц   отработавшего   168   часов.   Часовая   тарифная   ставка   1№,52   рублей.   В   ночное   время отработано 55 часов, доплата за работу в ночное время 50% часовой ставки за каждый час ночной работы. В праздничные дни 6 часов. Премия за план 25%. Сделать вывод. Задача 3.  Месячный оклад рабочего­повременщика 199№ рублей, при этом он должен отработать   21   смену   по     часов.   Фактически   отработал   18   смен.   За   безаварийную   работу предусмотрена   премия   в   размере   10%   тарифного   заработка.   Рассчитать   сумму   заработной платы. Сделать вывод. Задание 4. Определите метод стимулирования работников предприятия  в следующих ситуациях. Оформить таблицу как в задании 5. 1. Иванов П.С. опоздал на работу на 45 минут в результате чего, составлен приказ «Об опоздании на работу и лишении премии». 2. На  предприятии   передовиков   поощрили   премией   в   размере   2000  рублей,   а   так  же лучших поместили на доску почета 3. Беседа   руководителя   с   начальниками   подразделений   о   выговорах   за   нарушение трудовой дисциплины и премиях за выполнение плана 4. Рабочее   место   оснастили   новыми   компьютерами   и   столами для улучшения работы персонала 5. Выделена   материальная   помощь   Кузнецову   П.К.   в   связи   с   тяжелым   материальным положением в семье. 6. Повышен оклад начальнику производства на 3% за четкую организацию и выполнение плана производства за квартал 24 7. Сидорова   К.И.   –   бухгалтер   предприятия,   сдала   годовой   отчет,   по   выполненным требованиям инструкции, директор высказал устную благодарность  8. Мастеру необходимо в соответствии с приказом директора выполнить капитальный ремонт оборудования предприятия до 31 апреля 9. Корпоративная вечеринка по поводу праздника Новый год и выделение коллективу премии 10. В   связи   с   национальным   праздником   «Курбан­байрам»   работники   предприятия получили подарки от начальства 11. Беседа мастера с наладчиком по поводу не выполнения приказа 12. Вручена   похвальная   грамота   Суворовой   К.М.   за   высокие   показатели   в   работе   и выделено поощрение в размере 1000 рублей 13. Дисциплинарное   взыскание,   за   невыполнение   трудового законодательства, в результате чего составлен приказ о «Строгом выговоре» с занесением в личное дело.   Петровы   С.В. 14. Выставлены штрафные санкции Суркову В.А. за нарушение кредитного договора с банком, и вычетами из заработной платы по решению суда 15. Поздравление   коллектива   Скачкова   В.В.   с   рождением   ребенка   и   выплата материальной помощи Задание 5. Какие методы менеджмента применяются в техникуме? Приведите примеры, заполнив таблицу Организационно­ административные Экономические Социально­психологические Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие сущность и назначение заработной платы на предприятии 2. Элементы, включаемые в заработную плату предприятия 3. Мотивация: понятие сущность назначение 4. Виды стимулов на предприятии: положительные и отрицательные 5. Пирамида потребностей А. Маслоу 25 26 Практическая работа №8 ТЕМА: Трудовой кодекс РФ. Заработная плата Цель:  – закрепление изученного материала расчету заработной платы на предприятии, доплаты и поощрения в соответствии с Трудовым кодексом РФ. –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. В результате занятия студенты должны знать: – понятия заработная плата, добавки. Надбавки к заработной плате; – формы и системы оплаты труда. В результате занятия студенты должны уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет заработной платы с учетом требований Трудового кодекса. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1.  Начислить заработную плату рабочим предприятия по ведомости и провести анализ   ФОТ   работников.   Произвести   расчет   социальных   отчислений,   распределив   по внебюджетным фондам. Сделать вывод.  Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Учет рабочего времени, и первичные документы по его учету 2. ТК РФ: основные элементы добавок и премий к заработной плате 3. Виды  доплат  по  ТК  РФ,  их   назначение,  сумма   доплаты,   критерии  и  ограничения   по выплатам. 4. Формы оплаты простоев, брака ремонтных работ, работу в праздничные и выходные дни, работы в сверх урочное время, совмещение профессий, и так далее. 5. Личная карточка работника предприятия 27 Таблица – Ведомость расчета заработной платы Ф.И.О. и т е Д д я р з а Р . б у р   , с а ч   1   а з   а к в а т с   я а н ф и р а т   я а н н е м С . б у р   , т а л п о д   з е б   я м е р в   е о н н а т о б а р т о   а з   а т а л п   я а н т о б а р а З   в о с а ч   х ы н н а т о б а р т о   о л с и Ч В ТОМ ЧИСЛЕ е ы н ч о н е ы н ч и н д з а р п и о т с о р п е ы н ч о р у х р е в с Доплаты, в том числе е ы н ч о н е ы н ч и н д з а р п и о т с о р п е ы н ч о р у х р е в с . б у р   в е о т с о р п   з е б   е т о б а р и р п     , я и м е р П % 5   . б у р   , т н е и ц и ф ф э о к й ы н н о й а Р   . б у р   , а т а л п   я а н т о б а р а з   я а н н е л с и ч а Н . б у р   , а з а б   я а м е а г а л б о е Н . б у р   , Л Ф Д Н . б у р   , а т а л п   я а н т о б а р а з   е ч а д ы в   к о г о т И   1. Иванов К.М. 2. Петров С.В. 3. Сидоров Б.У. 4. Кузин С.И. 5. Коровин В.К. 6. Лопухов В.А. ИТОГО 1 V 192 № 8 2 VI ­ ­ ­ 3 VI III ­ ­ 170 IV 158 IV 180 120 192 5 8 ­ 16 № 3 8 8 12 2 2 ­ ­ ­ № 8 № 6 ­ ­ 3 28 Тарифные ставки по разрядам рабочих предприятия представлены в таблице  Ставка Сменная тарифная ставка, руб. Разряд III 52,07 IV 53,55 V 56,80 VI 58,84 29 Практическая работа №9 ТЕМА: Происхождение и функции денег. Цель: – раскрыть сущность денег, историю их происхождения, функции и виды; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. В результате занятия студенты должны знать: – понятия «деньги», функции денег; – историю происхождения денег. В результате занятия студенты должны уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  –  распределить функции в зависимости от формы денег. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут ХОД РАБОТЫ: Задание   1.  Проставьте   в   таблице   преобладающие   функции   денег,   связанные   с Вещные денежные знаки Монеты Банкноты Бумажные деньги Электронные деньги соответствующей формой. Функции денег Мера стоимости Средство обращения Средство платежа Средство накопления Мировые деньги Задание 2.  Поставьте знак против той формы денег, которой соответствует тот или Полно­ ценные деньги Неполно­ ценные Наличные Безна­ личные Имеют номи­ нальную стоимость Могут быть фальси­ фицированы иной признак: Форма Вещные денежные  знаки Монеты Банкноты Бумажные деньги Электронные  деньги Задание 3.  Верны ли следующие утверждения (да, нет). Заполнив таблицу. Пояснив почему вы так думаете. 3 1 2 4 5 6 7 8 9 10 1. Платежный оборот – более широкое понятие, чем денежный оборот. 2. Налично­денежное обращение предназначено для обслуживания предприятий. 3. Формы организации безналичных расчетов устанавливает Правительство Российской федерации по согласованию с Думой. 4. Чем выше удельный вес безналичных расчетов, тем лучше для экономики страны. 5. Денежный оборот представляет процесс движения знаков в наличной форме. 30 6. Денежная   масса   –   это   совокупность   покупательных,   платежных   и   накопленных   средств, обслуживающих   экономические   связи   и   принадлежащая   гражданам,   хозяйствующим   субъектам, государству. 7. Денежный   агрегат   М1   показывает   массу   наличных   денег,   безналичных   денег   и   денег   на банковских депозитах и государственных краткосрочных ценных бумаг. 8. Денежный агрегат М1 в большей мере отражает роль денег как средства обращения, чем М2. 9. Чем выше скорость оборота денег (при неизменном доходе и ценах), тем больше их требуется для обращения. 10.Если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то ценность денег удвоится. Задание 4. У вас имеется 500 тыс. руб. наличными, а у вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален? Задание 5*. Назовите современные тенденции в наличном денежном обращении. Установите соответствие характеристик, приведенных в правой колонке, элементам  денежной системы, обозначенным в левой колонке Элемент денежной системы 1. Национальная денежная единица 2. Порядок обеспечения денежных знаков 3. Эмиссионный механизм 4. Структура денежной массы в обороте 5. Порядок прогнозирования и  планирования денежного оборота 6. Механизм денежно­кредитного  регулирования Характеристика А. Целевое назначение испрашиваемых кредитов Б. Соотношение между наличным и безналичным  оборотом В. Методы регулирования сферы денежного обращения  и кредита Г. Все активы Банка России Д. Отношение валюты данной страны, выраженное в  валютах других стран Е. Поддержание ликвидности на уровне,  обеспечивающем бесперебойность осуществления  расчетов 7. Порядок установления валютного курса Ж. 1 рубль = 100 копеек 8. Порядок кассовой дисциплины в  З. Прогнозные планы денежного оборота народном хозяйстве Е. Порядок выпуска и изъятия денег из оборота И. Организация наличного денежного оборота,  проходящего через кассы предприятий и организаций Задание   6*.  Знаменитый   шотландец   Джон   Ло,   которого   часто   называют   отцом современных   кредитных   денег,   считал,   что   изобилие   денег   в   стране   –   это   основа экономического   процветания   (причем   он   рассматривал   именно   бумажные   деньги),   что, увеличивая   выпуск   денег,   банк   увеличивает   богатство.   В   начале   XVIII в.   он   попробовал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные   процессы   привели   к   краху   всей   системы   Джона   Ло,   он   был   объявлен авантюристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег? Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ   должен   содержать:  1.   Название   работы.   2.   Цели   работы.   3.   Задание.   4. Результаты семинарского занятия. 5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. 31 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Необходимость денег для экономики страны 2. Деньги, как экономическая категория. 3. Функции денег. Виды денег, их характеристика 4. Денежное обращение. Денежная система в РФ. 5. Основы обеспеченности денег в экономике 32 Практическая работа №10 ТЕМА: Экономическое обращение ценных бумаг Цель: – изучить ценные бумаги и их экономическое обращение –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета, ПК, интернет Для выполнения работы необходимо знать: – сущность и назначение ценных бумаг;  – участники рынка ценных бумаг, и возможность участия на торгах. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет котировки ценных бумаг и проценты по ним. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1. Инвестор приобрел акции: 300 штук компании «Soni» по цене 120 долл. за штуку. Цена премия ­ 10 долл. за штуку. Определите, каковы будут действия инвестора, если к моменту исполнения по акции: а) цена вырастет до 150 долл. за штуку; б) цена упадет до 110 долл. за штуку? Рассчитайте прибыль (потери) для каждого из этих случаев. Задача 2. Инвестор обратился в брокерский отдел банка с просьбой приобрести на аукционе акции корпорации «Wecht» в количестве: 200 штук по цене к номиналу 95,40руб.; 300   штук   по   цене   95,30   руб.   и   200   штук   по   цене   95,25руб.   По   договору   на   брокерское обслуживание   комиссионное   вознаграждение   банка   составило   5%   от   суммы   сделки.   Цена продажи на аукционе  ­ 95,27руб. Определите сумму комиссионного вознаграждения банка за брокерские услуги (в рублях). Прибыль или убытки по каждой группе акций. Задача   3.  Предприятие   приобретает   привилегированную   акцию   номиналом   10000 рублей, которая приносит 25% годовых. Физическое лицо приобретает 10 государственных облигаций   номиналом   1000   рублей,   которые   приносят   20%   годовых.   Определить,   кто   из инвесторов получит больший годовой доход с учетом налогообложения. Задача   4.  Выбрать   наиболее   доходный   вариант   вложения   капитала.   Инвестор располагает капиталом в 5000 рублей и вкладывает его на депозит сроком на 2 года. Инвестор по первому варианту получает 60% годовых (по простым процентам), по второму исчисление процентов производится ежеквартально из расчета 48% годовых (по сложным). Задача   5.  Операция   заключается   в   покупке   сертификата   за   10200   рублей.   Он   был продан   за   10650   рублей,   через   90   дней.   Какова   доходность   операции,   измеренная   в   виде простой ставки. Задача 6. Какую сумму нужно поставить в бланке векселя, если первоначальная сумма кредита под вексель 46000 рублей, срок платежа 3,5 года, простая учетная ставка 10% 33 Задача 7.  Какую сумму следует вложить в банк, чтобы через 3 года получить 10000 рублей, если банк предлагает 40% годовых. Задача   8*.  Определить   по   какой   цене   (в   рублях   и   в   процентах   к   номиналу)   будет совершена сделка купли продажи облигации на предъявителя при условии, что годовой курс по облигации 10%, сделка совершается за 18 дней до выплаты финансового дохода за год (360 дней), номинальная стоимость 10000 рублей. Задача 9*. Рассчитать минимальное значение процентной ставки. Инвестор имеет 10000 рублей и хочет, вложить их в банк на депозит, получить через 2 года – 35000 рублей. Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие и сущность ценных бумаг 2. Функции и виды ценных бумаг 3. Виды бумаг: акции и облигации, назначение, понятие, доходность 4. Простые и сложные методы расчета доходности по ценным бумагам 5. Фондовая биржа: понятие, функции, участники. 6. Биржевые и внебиржевые торги на фондовой бирже 34 ТЕМА: Методы и система государственного регулирования экономики Практическая работа№11 Цель: – изучить методы государственного регулирования экономики; – рассмотреть системы государственного регулирования экономики; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. В результате занятия студенты должны знать: – методы государственного регулирования экономики; – систему государственного регулирования экономики. В результате занятия студенты должны уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет бюджета государственного. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задание 1. Индивидуальные доклады студентам по следующим темам: 1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики  2. Социальная политика государства  3. Государственное регулирование рынка труда  4. Антимонопольная политика  5. Государственное регулирование аграрного сектора экономики  6. Государственное регулирование инвестиций и структурная политика  7. Финансовая политика государства  8. Государственное регулирование внешнеэкономических связей  Задача   1. Государственные   расходы   на   экономику   составляют   5000   ден.   ед.,   налоги поступили   в   размере   7000   ден.   ед.   Трансферты   населению   составляют   1100   ден.   ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета. Задача 2. В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета. Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ   должен   содержать:  1.   Название   работы.   2.   Цели   работы.   3.   Задание.   4. Результаты семинарского занятия. 5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 35 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. 36 Практическая работа №12 ТЕМА: Налоги и налоговая система в России Цель: – раскрыть понятие и сущность налогово системы РФ и налогов, их назначение; –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. В результате занятия студенты должны знать: – понятия налогов, их назначение и сущность; – классификацию видов налогов и поступлений в бюджет. В результате занятия студенты должны уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – производить расчет различных налогов в РФ. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1. Организация в первом квартале текущего года отгрузила продукцию на сумму 1 338 000 рублей, в том числе НДС 18%. Приобретены и оприходованы материалы на 835 000 рублей, в том числе НДС. Получен аванс в сумме 345 000 рублей. Организацией произведена оплата рекламы на телевидении – 11 800 рублей, в том числе НДС 18 %, в Интернете – 3 540 рублей,   в   том   числе   НДС   18   %.   Организация   оплатила   рекламное   объявление   в   газете   о проведении   благотворительного   мероприятия   –   2 360   рублей,   в   том   числе   НДС   18   %. Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Задача 2.  Физическое   лицо  имеет   одного   несовершеннолетнего   ребенка.   В  текущем налоговом   периоде   имело   следующие   доходы:   заработная   плата   –   10 000   рублей   в   месяц, премия – 5 000 рублей в месяц, оплата питания – 2 000 рублей в месяц, материальная помощь – 2 500 рублей (в марте и мае), подарок – 7 000 рублей (в феврале). Определите сумму НДФЛ, подлежащую уплате (возврату) из бюджета. Задача   3.  В   пользу   работника   в   отчетном   периоде   были   осуществлены   следующие выплаты: вознаграждение по трудовому договору – 30 000 рублей; выплата по договору купли­ продажи   имущества,   принадлежащего   работнику   –   10 000   рублей;   выплата   по   листку временной нетрудоспособности – 500 рублей; единовременная материальная помощь в связи со смертью члена семьи – 5 000 рублей; выплаты в натуральной форме товарами собственного производства   –   1 000   рублей;   прочие   выплаты,   не   отнесенные   к   расходам,   уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде – 5 000 рублей. Рассчитайте суммы взносов на социальное, пенсионное и медицинское страхование.  Задание 4. Выберите один верный ответ. Верны ли следующие суждения о налогах? Заполнив таблицу. Пояснив почему вы так думаете. 1 2 3 А. При прогрессивной системе налогообложения тяжесть налогообложения возрастает с ростом дохода. 37 Б.   При   прогрессивной   системе   налогообложения   тяжесть   налогообложения   не изменяется с ростом дохода. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны 2. Регулирующая функция налогов состоит в том, что: 1. осуществляется строительство государственных предприятий 2. налоги формируют доходы госбюджета 3. налоги могут стимулировать или дестимулировать развитие экономического субъекта 4. налоги позволяют контролировать доходы экономических субъектов 3. При прогрессивном налогообложении: 1. неравенство субъектов становится меньше 2. неравенство субъектов становится больше 3. неравенство сохраняется в прежних пропорциях 4. распределение доходов становится более справедливым Задание 5. К какому виду относятся следующие налоги? Налоги Виды налогов 1. Таможенная пошлина 2. НДФЛ 3. НДС 4. Налог на выигрыш 5. Акциз 6. Налог на прибыль А. Прямой налог Б. Косвенный налог Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие и сущность налога. 2. Функции налогов 3. Классификация налогов и платежей 4. Налоговая система в РФ: формирование и условия взаимодействия 5. Органы, осуществляющие налоговый контроль 38 Практическая работа №13 ТЕМА: Валюта и валютный курс Цель: –  изучить на типы экономических систем –  развить   навыки   поиска,   анализа     и     использования   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Оборудование: конспект лекции, формулы для расчета Для выполнения работы необходимо знать: – знать понятие валюты и валютного курса; – классификация валютных курсов. Для выполнения работы необходимо уметь: – находить и использовать необходимую экономическую информацию по данной теме;  – проводить расчет курсов валют, котировка и кросс­курс. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 45 минут ХОД РАБОТЫ: Задача 1. Рассчитать кросс­курс доллара США к японской иене. Если курс доллара к японской иене 20,30 рублей, а курс японской иены 12,7 рублей. Сделать выводы. Задача 2. Рассчитать кросс­курс фунта стерлинга к австралийскому доллару. Если курс австралийского доллара 0,7049, а курс фунта стерлинга 117,90. Сделать выводы. Задача   3.  Предположим,   что   США   импортирует   продукт   У   из   Великобритании. Приведенная   таблица   показывает   спрос   на  этот   продукт  в   США,   а  также   предполагаемые расходы   американцев   на   этот   продукт   при   различных   валютных   курсах.   Определить недостающие графы в таблице. Сделать выводы. Валютный курс 4 ф.ст = 1$ 3 ф.ст = 1$ 2 ф.ст = 1$ Цена продукта У в Великобритании Цена продукта У в США Объем спроса, ед. Совокупные расходы, $ 12 12 12 2000 1250 500 Задача 4.  Предположим, что существует система золотого стандарта при цене 20,67 долларов за 1 унцию, а британский фунт – 4,25 ф. ст. за 1 унцию золота. Рассчитать:  1) Какой обменный курс доллара на фунт стерлинг.  2)   Предположим,   что   вы   начинаете   осуществлять   коммерческие   операции,   имея   85 фунтов стерлингов, при обменном курсе 6 долларов = 1 фунт стерлинг. Какое количество золота вы могли бы купить в Великобритании. Сделать вывод. 39 Задача 5. Предприятие приобрело 1070 долларов США, на бирже по курсу 28,53 рубля за доллар США. Курс ЦБ РФ составляет 27,73 рубля за 1 доллар США. Рассчитать курсовую разницу. Сделать вывод. Задача   5.  Имеются   данные   о   величине   спроса   на   австралийский   доллар   и   их предложение. Сделать вывод. Цена австралийского доллара  (в долларах США) Объем спроса  (млн. долларов) Объем предложения  (млн. долларов) 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 300 320 340 360 380 400 370 340 310 280 ­ Какой равновесный валютный курс доллара США? ­ Какой равновесный валютный курс австралийского доллара? ­ Какое количество долларов США будет куплено на валютном рынке ­ Какое количество австралийских долларов будет куплено на валютном рынке Оформите отчет в папке для практических работ по дисциплине «Экономика» ОТЧЕТ должен содержать: 1. Название работы. 2. Цели работы. 3. Задание. 4. Результаты семинарского занятия.  5. Выводы. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Работа выполняется коллективно с индивидуальным оформлением отчета. 2.Необходимые рекомендации и пояснения по выполнению работы дает преподаватель. 3.Отчет должен быть выполнен аккуратно в соответствии с требованиями. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Валюта, виды валюты, классификация валюты 2. Национальная и иностранная валюта 3. Кросс­курс: понятие и назначение 4. Валютный курс: формирование понятие и назначение 5. Понятие курсовой разницы: положительная и отрицательная 6. Валютная система РФ, ее назначение 7. Органы, регулирующие валюту 40 Список литературы  Основная литература 1. Басова,  Т.Ф. и др. Основы экономики и управления / Т.Ф. Басова, В.И. Иванов В.И. Н.Н.   Кожевникова, под ред. Н.Н.  Кожевникова. – Учебное пособие.– М: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 c. 2. Миронов, М. Г. Экономика отрасли (машиностроение): учебник / М.Г. Миронов, С.В. Загородников. – М.: ФОРУМ: ИНФРА­М, 2008. – 320 с. – (Профессиональное образование) 3. Молоканова,   Н.П.   Типовые   технологии   производства:   учебное   пособие   /   Н.П. Молоканова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 272 с.: ил. – (Профессиональное образование) 4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие,2008г. 5. Основы экономики: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.Н. Кожевникова. – 4­е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 288 с. 6. Соколов, С.В. Основы экономики: рабочая тетрадь: учеб.пособие / С. В. Соколова. – 4­ е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 96 с. Дополнительные источники:  1. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА­М, 1999. – 238 с. 2. Камаев,   В.Д.   Основы   экономики:   учебное   пособие   для   студентов,   учащихся сред.профессионального образования / В.Д.   Камаев. – М.: Владос, 2003. – 160 с. –   (Для средних студ. учебных заведений) 3. Морошкин, В.А., Буров В.П. Бизнес планирование / В.А. Морошкин. – М.: Форум, 2009. –256 с. – (Профессиональное образование) 4. Савельева, Н.А. Бизнес­план предприятия. Теория и практика  / Н.А. Савельева, И.Ю. Бринк. –  Ростов на /Д: Феникс, 2007. – 384 с. – (Профессиональное образование). 5. Сергеев, Н.В. Экономика предприятия / Н.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 315 с.  6. Столяров,   В.И.   Экономика:   учебник   /   В.И.   Столяров.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 2008. – 512 с. 7. Чечевицына,   Л.Н.   Экономия   предприятия   /     Л.Н.   Чечевицына,   Е.В.   Чечевицына   – Ростов на/Д: Феникс, 2010. – 378 с. 8. Швандара, В.А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации / В.А. Швандара. – М.: ЮНИНИ, 2001. – 259 с.  9. Информационные источники сложной структуры. Программное обеспечение и Интернет­ресурсы 1. Национальная электронная библиотека. –  www  2. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» – www   .  ru   /     .  nns   .,  rbs   .  ru   / Ссылки на официальные сайты журналов и официальных структур Название журнала Вопросы экономики Экономист Эксперт Коммерсант ЭКО Российская экономика Прогнозы и тенденции Экономический анализ. Теория и практика Экономика России 21 век Официальный сайт  c  o.ru www.vopre   www.economist.com.ru www.expert.ru www.kommersant.ru www.econom.nsc.ru/eco www.hse.ru www   .  ru www.ruseconomy.ru  .  financepress   Официальные сайты государственных структур 41 Правительство РФ Федеральная служба государственной статистики www.government.ru www.gks.ru 42

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов

Методическая разработка по организации практической деятельности студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017