«Все – мы разные, все – мы равные!»
Цель: Формировать толерантное отношения одноклассников между собой и с окружающими.
Задачи:
создать условия для осознания важности воспитания толерантности;
привлекать детей к участию в решении проблем и в определении способов их решений по мере того, как у них возникает чувство ответственности за свои действия и за происходящее;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
воспитывать чувство уважения друг к другу;
«Все – мы разные, все – мы равные!»
Цель: Формировать толерантное отношения одноклассников между собой и с
окружающими.
Задачи:
создать условия для осознания важности воспитания толерантности;
привлекать детей к участию в решении проблем и в определении
способов их решений по мере того, как у них возникает чувство
ответственности за свои действия и за происходящее;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
воспитывать чувство уважения друг к другу;
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
Тема нашего занятия «Все – мы разные, все – мы равные!»
3. Упражнение «ПРИВЕТСТВИЯ»
Цели:
-разрядить обстановку;
-сломать стереотипные формы поведения;
-повеселиться;
-познакомиться с приветствиями в разных культурах;
-сплотить ребят.
Ход занятия:
Участники приветствуют друг друга как жители разных стран:
-сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
-потереться носами (Новая Зеландия);
-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга
(Великобритания);
-показать язык (Тибет);
-очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
-помахать рукой;
Обсуждение
-понравилась ли вам игра?
-попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
-было ли трудно здороваться каким-то способом?
-показались ли какие-то из приветствий смешными?
-как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
3. Вводная беседа
Притча о Гармонии (Хинг Ши)
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с
одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы,
ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё
окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её
сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии.
Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с
вопросом:
1жизни,
иному мировоззрению, образу
— Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих
отношениях?
Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его
прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность
природы и её отражения в озере, сказал:
— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только
тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково,
станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни
споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое
возможно?
— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь
в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание
человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не
столько отражением, сколько тенью друг друга.
Немного помолчав, мудрец добавил:
Как вы думаете, что добавил мудрец?
— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда
каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию
другим, но к уважению права другого человека на выражение своей
индивидуальности.
16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это
слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.
Толерантность – обозначает терпимость к
поведению и обычаям.
Толерантность (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям,
верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры,
национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого,
понять иного.
«Цветок толерантности» что означают его лепестки.
Упражнение «Основные черты толерантного человека»
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть толерантным?
Учащиеся класса, читая описание основных черт толерантного и
интолерантного человека должны самостоятельно выбрать слова, которые их
характеризуют.
Толерантная личность
уважение мнения других
доброжелательность
желание чтолибо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм
Интолерантная личность
непонимание агрессивность
игнорирование
эгоизм цинизм
нетерпимость равнодушие
пренебрежения
раздражительность
- Кто же такой толерантный человек?
2- А какого человека называем с противоположными качествами?
( интолерантной)
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и
интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего
себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на
помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам,
традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной
исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности
существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием
противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Какой путь мы выберем?
«Учимся ценить индивидуальность»
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: коллективная.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что
отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее
важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на
друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение
проблем.
Задание. Напишите о какихто трех признаках, которые отличают вас от всех остальных
участников группы: внешний вид, одежда, умения, какиелибо достижения. После того как
вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы
будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим
отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
А сейчас мы будем искать, чем мы похожи.
«Сменяющиеся команды»
Цель: получение опыта общения и взаимодействия в разных командах.
Этапы игры:
1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните,
например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее
образовать группы по четыре человека в каждой.
2. Как только команды организовались, назовите действие, которое
должны выполнить игроки, например: «Пожмите каждому руку и
представьтесь друг другу». Затем подайте следующий сигнал.
3. Следите за тем, чтобы каждый раз по вашему сигналу создавались
новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная
идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в
движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством
людей.
4. Возможные варианты раундов представлены ниже:
«Тройки!» — участники берутся за руки и
рассказывают друг другу, какие запахи им особенно
нравятся;
«Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое
плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
«Четверки!» — все члены команды поднимают руки
над головой и сообщают о месте своего рождения;
3 «Семерки!» — попытавшись пошевелить ушами, члены
группы рассказывают друг другу о звуках, которые им
приятно слышать;
«Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух
вспоминают свои достижения за прошлый год;
«Восьмерки!» — каждый участник,
почесав
«Пятерки!» — игроки поднимают брови, каждый
говорит о том, кто его друг;
подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.
5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты,
выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий
предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным,
насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»
Мы узнали чем мы отличаемся друг от друга, и чем похожи.
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем
внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то
случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты. Быть
толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть
внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Сегодня мы говорили о толерантности личности.
А наш класс можно назвать толерантным?
Посмотрите на это дерево! Оно одиноко и безжизненно.
Творческая работа «Дерево толерантности» (фломастеры, клеевые карандаши, бумага
в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.)
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, повашему, надо сделать, чтобы
наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нём стали как
можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.
Посмотрите! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения
(листочки) оживили его.
4