Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Оценка 5

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
Детсад
08.07.2018
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста
Данный материал содержит рекомендации педагогам по развитию поисково - исследовательской деятельности у дошкольников. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Задача педагогов – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
Методическая разработка.doc
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 331 г. Челябинск Методическая разработка  по развитию поисково­экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста  (рекомендации педагогам)                                                                                                    Выполнила:                                                                                                          Старикова Ю.А.                                                                                                 воспитатель                                                                                                      1 кв. категории 2011г. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев Дети   по   природе   своей   –   исследователи.   Исследовательская,   поисковая активность   –   естественное   состояние   ребёнка,   он   настроен   на   познание окружающего   мира,   он   хочет   познавать:   рвёт   бумагу   и   смотрит,   что получится;   проводит   опыты   с   разными   предметами;   измеряет   глубину снежного   покрова   на   участке;   объём   воды   и   т.д.   Всё   это   объекты исследования. Исследовательское   поведение   для   дошкольника   –   главный   источник   для получения представлений о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:   при   выборе   объекта   исследования;   при   поиске   метода   его изучения;   при   сборе   и   обобщении   материала;   при   доведении   полученного продукта   до   логического   завершения   –   представление   результатов, полученных   в   исследовании.   Подбирая   сведения   об   окружающей   природе, учитывая   возрастные   особенности   ребёнка,   их   интересы,   касающиеся   не столько   выбора   проблемы,   сколько   уровня   её   подачи,   имеется   в   виду   её формулировка   и   отбор   материала.   Умозаключения   детей   основываются   на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они   получают   от   воспитателя.   Следовательно,   необходимо   использовать практические методы. Конкретные соблюдаемые правила при выборе темы: 1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу   участникам   исследования   (ребёнок   должен   раскрыть   лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот   почему   педагог   должен   разрабатывать   любое   занятие,   точно сформулировать   вопросы,   задачи,   последовательность   действий   так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно. 3. Тема   должна   быть   оригинальной,   в   ней   необходим   элемент неожиданности, необычности. 4. Тема   должна   быть   такой,   чтобы   работа   могла   быть   выполнена относительно   быстро.   Учитывая   особенность   детской   природы,   дети младшей,   средней,   а   иногда   старшей   группы   не   способны концентрировать   собственное   внимание   на   одном   объекте долговременно,   поэтому   следует   стремиться   к   тому,   чтобы   первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Цель поисково­экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных   интересов,   потребности   и   способности,   самостоятельной поисковой   деятельности   на   базе   обогащённого   и   сформированного эмоционально­чувственного опыта. Задачи: 1. Вызвать интерес к поисковой деятельности. 2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. 3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. 4. Развивать   личностные   свойства:   целеустремлённость,   настойчивость, решительность. 5. Обогащать   сознание   содержательно   упорядоченными   сведениями   о мире. В   своей   деятельности   мы   опираемся   на   ведущие   принципы   развития дошкольников:  психологической   комфортности –   заключается   в   снятии   стрессовых факторов;  природосообразности –  развитие   в  соответствии   с   природой   ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций,                      его способностями   и   склонностями,   индивидуальными   особенностями, восприятием;  дифференцированного   подхода –   решаются   задачи   эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании          их личности,   способствует   созданию   специальных   педагогических ситуаций,   помогающих   раскрыть   психофизические,   личностные способности и возможности воспитанников Центра;  деятельности –   включение   ребёнка   в   игровую,   познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;  творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение                им собственного опыта творческой деятельности;  интеграции –  интегративность всех процессов, реализующихся             в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие       и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская            и взрослая субкультура). Для реализации поставленных задач необходимо создать условия                    в предметно ­ развивающей среде группы (уголок экспериментирования,   мини­ лаборатория). Основное оборудование лаборатории:  приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой  и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;  утилизированный   материал:   проволока,   кусочки   кожи,   меха,   ткани, пробки;  разные виды бумаги;  красители: гуашь, акварельные краски;  медицинские   материалы:   пипетки,   колбы,   мерные   ложки,   резиновые груши, шприцы (без игл);  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Дополнительное оборудование:  детские   халаты,   клеенчатые   фартуки,   полотенца,   контейнеры   для хранения сыпучих и мелких предметов. В уголке экспериментирования необходимо иметь:  карточки ­ схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге   (на   обратной   стороне   карточки   описывается   ход   проведения эксперимента)  индивидуальные дневники экспериментов. находящийся   в   уголке   экспериментирования   должен Материал, соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы  и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Формы работы по поисково­экспериментальной деятельности: 1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. 2. Фронтальные занятия. 3. Наблюдения в природе. 4. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?) 5. Беседы. 6. Целевая прогулка. 7. Экскурсия. Этапы развития у детей поисково ­ экспериментальной деятельности: начать с ознакомления ребёнка с водой, песком и глиной, воздухом, магнитом, их свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок          не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней. Образовательные задачи: o способствовать накоплению у детей конкретных представлений  о свойствах   воды:   жидкая,   прозрачная,   бесцветная;   что   в   ней растворяется краска; о свойствах льда; o способствовать накоплению у детей конкретных представлений  о свойствах песка и глины: сыпется, не сыпется, мягкая, твердая, и т.д.; o способствовать накоплению у детей конкретных представлений  о свойствах   воздуха:   не   имеет   цвета,   вкуса,   запаха,   невидим, прозрачен и т.д.; o способствовать накоплению у детей конкретных представлений  о свойствах магнита: притягивает металлические предметы; o развивать   познавательную   активность   детей   в   процессе экспериментирования; o развивать речь ребёнка, активизировать словарь; o воспитывать аккуратность при работе с водой, песком, глиной. Средства реализации:  «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с  красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со  мной, водичка», «Тонет – не тонет», «Что растворяется в воде?», «Воздух  повсюду», «Песочная страна», «Ловись, рыбка, и мала, и велика», «Фокусы с  магнитами» и др. Структура детского экспериментирования: Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы (как получилось) Предположений Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов (как получилось)

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018