Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
4 кл
01.10.2017
В разработке представлено, как нужно развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине. А также развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе обсуждения.
Урок развития речи. Этюд по картине А.А. Пластова.doc
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Урок развития речи. Этюд по картине А.А. Пластова
«Первый снег»
Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать
замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме; к. владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка; р. ставить и решать речевую задачу, действовать по
намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить
необходимые коррективы; л. нравственноэтическое оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Оборудование: презентация, портрет А.А. Пластова, карточки.
Ключевые слова: сюжет картины, тема картины.
ХОД УРОКА
I.Орг. момент. Предварительная работа (5 минут)
Сегодня на уроке нас ждёт интересная творческая работа.
На доске записано слово первый (слайд № 1)
— С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?
(Первый цветок, первый класс, первый грач, первый снег.)
В природе есть свои праздники. Один из них – первый снег
Как вы считаете: приход зимы, первый снег – это праздник? Почему?
Как вы относитесь к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
Праздники природы всегда были источником вдохновения для художников, поэтов,
композиторов.
(зачитать отрывки из произведений русских поэтов, содержащие описания первого
снега) Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
И на утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело. И. Суриков.
Слова какой части речи помогают автору нарисовать эту картину? (глаголы)
Какие? (кружится, тихо падает, ложится, забелело, одело)
О какой особенности первого снега говорят нам эти слова? (пушистый, легкий,
тихий)
Каким первый снег увидели вы? Опишите его
Постановка цели урока: Кто догадался, какова задача нашего урока? Что будем
делать на уроке?
Сегодня мы будем учиться у мастеров слова и кисти – будем создавать этюд по
картине
Давайте вспомним, что такое этюд? слайд № 2
(Этюд – это маленькая словесная картинка, поэтому в таком тексте не
сообщают о чем – то, а рисуют, изображают словами. Этюд написанный
словами может быть как описанием, так и повествованием. В этюдах –
описаниях особенно важны признаки предметов, а в повествовании –
подробный показ действий)
Какие бывают этюды? (повествование и описание)
Что важно в этюдеописании? Повествовании?
II. Беседа по содержанию картины (10 минут)
Слайд № 3: портрет художника А.А. Пластова
Рассказ о жизни и творчестве художника.
Аркадий Александрович Пластов – сын крестьянинаиконописца. Любовь к рисованию
проявилась у него с самого раннего детства.
О жизни деревенских ребят художник написал много картин. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему так близка и знакома.
Вывешивается репродукция картины Л.Л. Пластова «Первый снег».
Дети внимательно рассматривают ее.
Как бы вы назвали картину художника? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”,
“Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).
Автор назвал свое произведение “Первый снег”.
Картина «Первый снег» одно из самых известных полотен художника.
Посмотрите, как он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того осо
бого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.
Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
Почему вы считаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще
видна голая земля.)
Какое время суток изображено? Почему вы так решили? (Снег выпал ночью, сейчас
утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет
семи. Это деревенские дети.)
Опишите их. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила
платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег.
Дети поднимают головы к небу, смотрят на хлопья снега.)
Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей? Нравится ли детям первый
снег? Является ли для них это праздником? (Дети рады выпавшему снегу, для них
это праздник.)
Найдите в словаре настроений слова для названия чувств, которые испытывают
дети.
(Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор)
Почему их удивляет первый снег?
(Первый снег мягкий, красивый,
пушистый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
А вы радуетесь первому снегу? Что еще вы видите на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с
раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза,
наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого
снега раскинула ветви так широко в стороны.)
Почему художник изобразил на картине только часть березы, а не все дерево?
(Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в
картине — дети и их настроение.)
Художник изобразил на картине ворону. Что, повашему, переживает она? (Ворона
около березы тоже, словно рада первому снегу, хочет его попробовать.)
Какие цвета выбрал художник для картины? (В картине преобладают теплые и
светлые тона: розоватые, лиловые, бледноголубые, голубоватосероватые,
сероваторозовые, светлокоричневые.)
Какой этюд описание или повествование будете писать вы? Почему? (нам важно
описать, что мы видим на картине, передать чувства детей)
Попробуйте поставить себя на место этих ребят и посмотреть вокруг их глазами.
Представьте, как щекочут лоб, нос холодные снежинки. Как они начинают таять и
становятся крохотными капельками.
IV. Подготовка к написанию этюда (10 минут)
Обратитесь к заданию учебника на стр. 118 упр. № 259 под первым квадратиком
С чего можно начать этюд? О чём напишите сначала? Потом?
Какие опорные слова являются главными для описания картины? (Снег, дети,
земля, ворона, небо, береза.)
Какие опорные слова вам предлагают авторы для написания этюда?
Выберите из карточки, что подойдет для продолжения предложения:
Начало (девочка, мальчик)
«Вокруг…» (цвет)
«Кругом…» (снег)
«Вот уже …» (земля)
«А …» (берёза, ворона) «Вот и …» (наступила зима)
На карточках записаны эпитеты, характеризующие опорные слова (таблица)
Начало
Снег
Девочка
Мальчик
Настроение детей
Земля
Небо
Берёза
Ворона
Как
закончить этюд
можно
Рано утром
Проснулись и увидели в окно
Снег! – закричали ребята и выбежали на крыльцо
очень к лицу земле
робкий и тихий, пушистый и мохнатый
укрыл землю, щекотал лицо
медленно кружится, порхает
мягко и легко, в воздушном танце
опускается большими хлопьями
Без пальто выбежала на крыльцо, с удивлением наблюдает
Восхищенно смотрит на снег
С любопытством смотрит вокруг
Мечтает покататься на санках
радость, восторг, восхищение, интерес
Покрылась белым одеялом
Нарядилась к празднику
Синелиловое, низкое
У горизонта розоватое, цвета утренней зари
Старая, могучая;
давно ждала этого события,
для встречи первого снега
раскинула широко в стороны ветви.
спокойно и важно шагает по снегу.
внимательно рассматривает,
хочет попробовать.
1. Вот и пришла долгожданная зима!
2. Вот и вступила зима в свои законные права
3. Вот и наступила зима! Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник показал светлый и
поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, переживаем радостное
чувство восторга при виде первого снега.)
Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из
предложенных на карточках или придумайте свой.
V. Написание этюда и его проверка (15 минут)
Как озаглавите свою словесную зарисовку? (стр. 119 выбрать название)
После написания этюда поработайте корректором и редактором. Постарайтесь не
испортить этюд ошибками.
VI. Самостоятельная работа обучся
(зачитывание нескольких законченных этюдов, их анализ)
VII. Рефлексия: Кому было легко справиться с заданием? Кому трудно?
Кто доволен своим этюдом? Хотелось бы еще поработать над его содержанием?
Сегодня мы пробовали себя в роли писателя – это всегда трудно, но интересно. Трудно
подобрать нужные слова для описания картины, чувств. Этому надо учиться.
VIII. Домашнее задание: упр. 260 с. 119
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.