Методическая разработка по русскому языку "Этюд по картине А.А. Пластова «Первый снег»"

  • Работа в классе
  • doc
  • 01.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке представлено, как нужно развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине. А также развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе обсуждения.
Иконка файла материала Урок развития речи. Этюд по картине А.А. Пластова.doc
Конспект урока по русскому языку в 4 классе Тема: Урок развития речи. Этюд по картине А.А. Пластова  «Первый снег» Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать  замысел художника, передавать своё отношение к картине. Формируемые УУД: п. ­ осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной форме; к. ­ владение монологической и  диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка;  р. ­ ставить и решать речевую задачу, действовать по  намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить  необходимые коррективы; л. ­ нравственно­этическое оценивание усваиваемого  содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и  личностных ценностей. Оборудование:  презентация, портрет А.А. Пластова, карточки. Ключевые слова: сюжет картины, тема картины. ХОД УРОКА I.Орг. момент. Предварительная работа    (5 минут) ­ Сегодня на уроке нас ждёт интересная творческая работа. На доске записано слово первый (слайд № 1) — С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?  (Первый цветок, первый класс, первый  грач, первый снег.) ­ В природе есть свои праздники. Один из них – первый снег ­ Как вы считаете: приход зимы, первый снег – это праздник? Почему? ­ Как вы относитесь к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите? ­ Праздники природы всегда были источником вдохновения для художников, поэтов, композиторов.  (зачитать отрывки из произведений русских поэтов, содержащие описания первого снега)Белый снег пушистый в воздухе кружится. И на землю тихо падает, ложится. И на утро снегом поле забелело, Точно пеленою всё его одело.                                                   И. Суриков.  ­ Слова какой части речи помогают автору нарисовать эту картину? (глаголы) ­ Какие? (кружится, тихо падает, ложится, забелело, одело) ­ О какой особенности первого снега говорят нам эти слова? (пушистый, легкий, тихий) ­ Каким первый снег увидели вы? Опишите его Постановка цели урока: ­ Кто догадался, какова задача нашего урока? Что будем  делать на уроке?  ­ Сегодня мы будем учиться у мастеров слова и кисти – будем  создавать этюд по  картине  ­ Давайте вспомним, что такое этюд? слайд № 2 (Этюд – это маленькая словесная картинка, поэтому в таком тексте не  сообщают о чем – то, а рисуют, изображают словами. Этюд написанный  словами может быть как описанием, так и повествованием. В этюдах –  описаниях особенно важны признаки предметов, а в повествовании –  подробный показ действий)  ­ Какие бывают этюды? (повествование и описание) ­ Что важно в этюде­описании? Повествовании? II. Беседа по содержанию картины                                   (10 минут) Слайд № 3: портрет художника А.А. Пластова Рассказ о жизни и творчестве художника. Аркадий Александрович Пластов – сын крестьянина­иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого раннего детства.  О жизни деревенских ребят художник написал много картин. Сюжеты для них онбрал из деревенской жизни, которая была ему так близка и знакома.  Вывешивается репродукция картины Л.Л. Пластова «Первый снег».  Дети внимательно рассматривают ее.  ­ Как бы вы назвали картину художника? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”,  “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”). ­Автор назвал свое произведение “Первый снег”. ­ Картина «Первый снег» ­ одно из самых известных полотен художника. ­ Посмотрите, как  он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того осо­ бого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. ­ Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) ­ Почему вы считаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще  видна голая земля.) ­ Какое время суток изображено? Почему вы так решили? (Снег выпал ночью, сейчас  утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.) ­ Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет  семи. Это деревенские дети.) ­ Опишите их. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег.  Дети поднимают головы к небу, смотрят на хлопья снега.) ­ Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей? Нравится ли детям первый  снег? Является ли для них это праздником? (Дети рады выпавшему снегу, для них  это праздник.) ­ Найдите в словаре настроений слова для названия чувств, которые испытывают дети. (Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор) ­   Почему   их   удивляет   первый   снег?    (Первый   снег   мягкий,  красивый, пушистый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.) ­ А вы радуетесь первому снегу?­ Что еще вы видите на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с  раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза,  наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого  снега раскинула ветви так широко в стороны.) ­ Почему художник изобразил на картине только часть березы, а  не все дерево?  (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел  сказать, что главное в  картине — дети и их настроение.) ­ Художник изобразил на картине ворону. Что, по­вашему, переживает она? (Ворона  около березы тоже,  словно рада первому снегу, хочет его попробовать.) ­ Какие цвета выбрал художник для картины? (В картине преобладают теплые и  светлые тона: розоватые, лиловые, бледно­голубые, голубовато­сероватые,  серовато­розовые, светло­коричневые.) ­Какой этюд описание или повествование будете писать вы? Почему? (нам важно  описать, что мы видим на картине, передать чувства детей) ­ Попробуйте поставить себя на место этих ребят и посмотреть вокруг их глазами.  Представьте,  как щекочут лоб, нос холодные снежинки. Как они начинают таять и  становятся крохотными капельками. IV. Подготовка к написанию этюда                          (10 минут) ­ Обратитесь к заданию учебника на стр. 118 упр. № 259 под первым квадратиком  ­  С чего можно начать этюд? ­ О чём напишите сначала? Потом?  ­ Какие опорные слова являются главными для описания картины?  (Снег, дети, земля, ворона, небо, береза.)  ­ Какие опорные слова вам предлагают авторы для написания этюда?  ­ Выберите из карточки, что подойдет для продолжения предложения:  Начало (девочка, мальчик)  «Вокруг…» (цвет)   «Кругом…»  (снег)  «Вот уже …»  (земля) «А …» (берёза, ворона)«Вот и …» (наступила зима) На карточках  записаны эпитеты, характеризующие опорные слова (таблица) Начало Снег Девочка Мальчик Настроение детей Земля Небо Берёза Ворона    Как закончить этюд можно Рано утром Проснулись и увидели в окно  ­ Снег! – закричали ребята и выбежали на крыльцо    очень к лицу земле     робкий и тихий,    пушистый и мохнатый    укрыл землю,    щекотал лицо    медленно  кружится,    порхает     мягко и легко,     в воздушном танце    опускается большими  хлопьями Без пальто выбежала на крыльцо, с удивлением наблюдает Восхищенно смотрит на снег С любопытством смотрит вокруг Мечтает покататься на санках радость, восторг, восхищение, интерес Покрылась белым одеялом Нарядилась к празднику Сине­лиловое, низкое У горизонта розоватое, цвета утренней зари Старая, могучая;  давно ждала этого события,  для встречи первого снега  раскинула широко в стороны ветви. спокойно и важно шагает по снегу. внимательно рассматривает,  хочет попробовать.   1. Вот и пришла долгожданная зима! 2. Вот и вступила зима в свои законные права 3. Вот и наступила зима!­ Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, переживаем радостное чувство восторга при виде первого снега.) ­ Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из  предложенных на карточках или придумайте свой. V. Написание этюда и его проверка                       (15 минут) ­ Как озаглавите свою словесную зарисовку? (стр. 119 выбрать название) ­ После написания этюда поработайте корректором и редактором. Постарайтесь не  испортить этюд ошибками. VI. Самостоятельная работа обуч­ся (зачитывание нескольких законченных этюдов, их анализ) VII. Рефлексия:  ­ Кому было легко справиться с заданием? Кому трудно?  ­ Кто доволен своим этюдом? Хотелось бы еще поработать над его содержанием? ­ Сегодня мы пробовали себя в роли  писателя – это всегда трудно, но интересно. Трудно подобрать нужные слова для описания картины, чувств. Этому надо учиться.     VIII.   Домашнее задание: упр. 260 с. 119