Методическая разработка поможет:
1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.
5.Учить работе в коллективе.
почвы.docx
Методическая разработка по теме: Почва
Автор:Рамонова Фиала Бештауовна педагог дополнительного
образования РДЭБЦ г.Владдикавказ
ЦЕЛЬ:
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы плодородие.
ЗАДАЧИ:
1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение
перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание,
наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать
выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию
почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе
постановки опытов аккуратность.
5.Учить работе в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
посылка (срез почвы);
образцы почв из школьного музея геологии
контрольный лист "Состав почвы", "Виды почв" (24 шт.)
образцы почв (раздаточный материал 12 шт.);
стеклянные стаканы (12 шт.);
стеклянные палочки (24 шт.);
виды почв (таблица)
лупы;
сухое горючее;
чашка фарфоровая;
демонстрационный столик;
карточки для домашнего задания;
таблички
ХОД УРОКА.
I.
Организационный момент.
У нас сегодня немного необычное занятие. И тема очень интересная. На
столе у меня много всяких склянок, банок, горелка. Маленькая лаборатория.
Мы будем проводить опыты. –
Ранее мы с вами изучили особенности климата нашей республики, природно
климатические зоны и рельеф. По этим вопросам проведем небольшое
тестирование.( раздаются тесты)
( Стук в дверь. Входит почтальон)
В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).
Интересно, что это? (показ среза земли, взятого с обрыва)
Ребята поступила просьба изучить данный материал.
Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в
ходе которых звучит слово "Почва")
Кто догадался, над какой темой будем работать на сегодняшнем занятии?
Действительно, тема урока "Почва" (на доску вывешивается карточка
"Почва")
Знаете ли Вы, что такое почва? Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске
появляется табличка "Что такое почва?")
Что еще хотели бы узнать о почве?
Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая
табличка "Свойство почвы")
Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
Значит, с чем познакомимся?
Кто догадался?
Правильно.
С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")
А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
(Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется
следующая табличка "Почва человеку")
"Что такое почва?"
"Свойства почвы
"Виды почв"
"Почва человеку"
Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
Приступим к работе, следуя составленному плану.
Так, что же такое почва?
Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?
Правильно. Посылка.
Внимательно рассмотрите верхний слой.
Какого он цвета.?
Сделайте вывод. Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва это верхний,
темный, рыхлый слой земли")
Ответили на первый пункт плана? (Да)
III. Свойства почвы.
Переходим к выполнению следующего пункта плана.
Какими свойствами обладает почва?
Что случится , если на почву вылить немного воды?( она просочится вниз)
О чем это говорит? (о том, что почва пропускает воду)
Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.
Что увидели? (траву, растения, деревья)
Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
Это плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом
"Плодородие")
Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются
ответы детей.)
IY. Проведение опытов.
Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую
работу, результаты которой будите записывать в таблицу. (У каждого
ученика на парте лежит таблица) ( приложение № 3)
1 опыт.
Через лупу рассмотрите почву. Запишите свои наблюдения в таблицу.
Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки,
части насекомых)
Кто знает, как это называется одним словом?
Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный
цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают
в таблицу "перегной")
физминутка
2 опыт.
Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
Что заметили?
Пузырьки.
Сделайте вывод.
В почве есть воздух.
Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
3 опыт. Нагревание почвы.
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники
безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на
демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле
появляются капли воды .
Что же это такое?
Вода.
. 5. Виды почвы.
Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
Правильно. Познакомимся с видами почв. Для этого поделимся напары.. У
каждой пары образец почвы. Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
Что заметили?
Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
(На доске появляется таблица с видами почв " Черноземная, песчаная,
торфяная, подзолистая")
Подзолистые почвы находятся в лесной полосе.
Как Вы думаете, почему они так называются?
Верно, потому что цветом почва похожа на золу.
Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
Итак, каковы результаты?
Какая почва находится в первом пакете?
Черноземная.
Почему? Докажите.
(Цвет черный, жирная, если трогать руками)
Во втором пакете?
Подзолистая.
Почему? Докажите.
(Цвет похож на золу)
\ В третьем пакете?
Глинистая. Почему? Докажите.
( Цвет желто красный. Скатывается в комок)
В четвертом пакете?
Песчаная.
Почему? Докажите.
( Преобладает песок. Цвет серый.)
Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.(цвет)
. Домашнее задание
Наш рабочий день подошел к концу.
На все ли пункты плана ответили? (Нет)
Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Вам предлагается два варианта работы.
1. Подготовить ответ на вопрос: Как человек использует почву и ее
охраняет?
2.Подумайте, в чем причина такого явления?
Глинистая почва в дождливое лето удерживает много воды, которая
заполняет в почве все промежутки.
Как это влияет на развитие растений?
Что в таких случаях должен делать человек?
Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; второе задание.
7. Итог.
Что узнали о почве.? Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
Почва это верхний, темный, рыхлый слой земли. Основное свойство почвы
плодородие. Виды почв: черноземная, подзолистая, песчаная, глинистая. Сегодня у нас лучше всех поработали , отвечали на вопросы Дзебоев
Сармат(набрал 7 жетонов) и Абаев Заур(5 жетонов).Молодцы!
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Методическая разработка по теме :Почва 4-5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.