Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия
8 кл—9 кл
19.02.2018
Разработка содержит материал об использовании на уроках химии проектного метода при решении задач, как теоретических, так и практического характера. Структура, требования и примеры проектных задач будут полезны для всех педагогам, которые работают в 8-11 классах. В работе рассмотрены отличия проекта от проектной задачи.Разработка содержит материал об использовании на уроках химии проектного метода при решении задач, как теоретических, так и практического характера. Структура, требования и примеры проектных задач будут полезны для всех педагогам, которые работают в 8-11 классах. В работе рассмотрены отличия проекта от проектной задачи.
Проектные задачи на уроках химии.doc
Проектная деятельность обучающихся в настоящее время является
основной в организации образовательного процесса. Она включает в себя не
только работу над творческими проектами, но и многое другое. Так,
например, решение задач на уроках с применением методики проектного
обучения. Материал данной работы будет интересен не только учителям
химии, но и другим педагогам, ведущим предметы естественнонаучного
цикла.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение……………………………….…………………………………3
1. Основная часть……………………….……………………………….6
1.1 Структура проектной деятельности…………………………….6
1.2 Проектная задача и её структура………………………………..6
1.3 Сравнение проекта и проектной задачи…………………………8
1.4 Педагогические эффекты от использования проектных задач...9
1.5 Примеры проектных задач……………………………………...11
Заключение………………………………………………………………14
Источники информации…………………………………………………16
1 ВВЕДЕНИЕ
Современное общество стремительно меняется, вряд ли ктонибудь
станет с этим спорить. Настолько стремительно, что мы подчас
оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет
взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что
ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали
мы сами. Наш опыт, так трудно доставшийся нам самим, оказывается
неприменим, не нужен следующим поколениям. Пугающая и неожиданная
ситуация. Образование во все времена было инструментом обеспечения
преемственности поколений. Через образование, обучение и воспитание
общество гарантировало, что новое поколение продолжит поступательное
развитие. Эта функция образования держится на идее связи времен. Как
только происходит разрыв, так наступает кризис в образовании.
Сегодня по масштабу перемен происходят сходные процессы. Главным
результатом и одновременно условием развития общества становится не
материальный продукт, а информация. В современном образовании
делаются шаги по поиску новых определений качества образования, а также
в понимании результатов образования. Следует отметить, что сам механизм
формулирования целей образования и его результатов при этом подходе
кардинально меняется: мы идем не от того, чему учили, а от того, что
может быть востребовано в будущей жизни профессиональной, личной,
социальной.
Важнейшей целью образования провозглашается сегодня всестороннее
развитие ребенка. Развитие ребенка означает формирование у него новых
способностей, т.е. особого рода свободы действия относительно некоторых
областей практики. Условием развития может стать и новое знание,
приобретенное ребенком, и навык, и умение, но суть способности не в них:
2 способность есть нечто, не сводимое к знаниям, умениям, навыкам. Новая
способность дает ребенку возможность свободного действия относительно
ситуации возможность увидеть ситуацию как поле возможных
собственных действий по ее преобразованию. Что такое способность? Само
слово происходит от слова « способ». Появление способности означает
появление новых способов действия, т.е. новых механизмов действия.
Способность, таким образом, есть мера свободы. Чем больше способов
действия, тем свободнее я чувствую себя в ситуации. Способности
развиваются в ситуациях, которые близки к тем, в которых мы будем их
применять.
Учебная деятельность и проектная деятельность? Какую деятельность
осуществляет ребенок в школе? Под учебной деятельностью следует
понимать строго целенаправленный процесс со строго определенными
целями и задачами. В учебной деятельности учащиеся приобретают
предметные способы действия, выработанные всей историей человечества,
способы работы с предметным содержанием. Эти способы действия и
называют сегодня в педагогике знаниями, хотя такое название не вполне
точное.
В проектной деятельности складывается иная ситуация. Школьники
сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт
может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования
обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом
проектирования. Проектирование (проектная деятельность) – это
обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени
регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не
приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои
средства, причем решение поставленной задачи может быть более или
3 менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но
мерилом успешности проекта является его продукт.
Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели,
при планировании результата человек учится действовать самостоятельно,
на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства
для достижения цели, учится сотрудничать с соратниками.
Т.о. традиционные ценности образования – фундаментальность и
академизм уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся
способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства
решения новых задач, встающих перед индивидом. Эти способности
формируются в разных видах деятельности, часто за пределами школы.
Школа может создать условия для развития таких способностей на
материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме, в
частности в проектной деятельности. Главной отличительной чертой
учебной деятельности является то, что логика учебной деятельности
задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же
деятельность строится от «результата», т.е. и по структуре, и по
последовательности отдельных действий выстраивается применительно к
конкретной задаче.
4 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Структура проектной деятельности
Проект это целенаправленное управляемое изменение,
фиксированное во времени.
Любой проект имеет этапы: идея (замысел), способ реализации и
результаты.
Признаками проектной деятельности являются:
ориентация на получение конкретного результата;
предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в
разной степени детализации и конкретизации;
относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
предварительное планирование действий по достижению результата;
программированиепланирование во времени с конкретизацией
результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение
общего результата проекта;
выполнение действий с их одновременным мониторингом и
коррекцией;
получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с
исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Проектная деятельность учащихся на уроке может выстраиваться в
двух направлениях: решение проектных задач и создание целого проекта.
В рамках урока эффективнее использовать проектные задачи, т.к.
создание проекта требует больших временных затрат и более серьёзной
деятельности обучающихся.
1.2 Проектная задача и её структура
5 Проектная задача – это задача по форме и содержанию
приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение
учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в
стандартной (учебной) форме.
Требования к «проектной» задаче:
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой
детям необходимо воспользоваться набором известных или
неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий,
которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так
и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности
группы);
задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие
маневры), создающие разные препятствия для решения
поставленной задачи;
заключительное задание задачи может быть общей «сборкой»,
позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в
отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое»,
предмет общей оценки решения задачи).
Структура проектной задачи
• Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой
ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
• Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам
разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в
описании проблемной ситуации.
6 • Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее
преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было
несколько.
• Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или
скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены
группой детей.
• Количество заданий в проектной задаче – это количество действий,
которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
• Система заданий может требовать разных «стратегий».
• Местом сборки «продукта», оформление итогового результата
является итоговое задание.
1.3 Сравнение проекта и проектной задачи
Сходства между проектом и проектной задачей:
Могут быть предметными и межпредметными.
Обычно имеют один сюжет, единую линию, выдержанную тему.
Требуют от обучающихся проявления умений планирования,
распределения работы, осуществления само и взаимоконтроля.
Обязательно подразумевают поисковую деятельность, поскольку
изначально существующих фактов и имеющейся информации всегда
недостаточно для достижения результата.
Отличия между проектом и проектной задачей
Критерии
Определение
Проект
Проектная задача
Под проектом понимают
работу, которая направлена
на решение конкретной
проблемы,
достижение
оптимальным
способом
заранее запланированного
Это задача, в которой через
систему или набор заданий
целенаправленно
стимулируется
система
действий, направленных на
получение ещё никогда не
7
результата (По Ступницкой
М.А.)
Задача
Участники
Становление
самостоятельной
учебной
творческой
деятельности учащегося,
направленной на решение
реальных жизненных задач
Индивидуальный
или
группа обучающихся
Продолжительность От кратковременных до
долгосрочных
Одновозрастной
разновозрастной
и
вместе
Возрастная
адресованность
Конечный результат Педагог самостоятельно
или
с
обучающимися определяет,
каким должен быть
конкретный продукт и
какими способами следует
достигать результата
Нет определённых заданий,
материалов,
действий,
проектировщики
сами
определяют весь набор
необходимых средств
Действия
обучающихся
педагога
реализации
проектной
деятельности
и
по
существовавшего в практике
обучающегося результата, и
в ходе решения которой
происходит качественное
самоизменение
группы
обучающихся
(по
Воронцову)
Подготовить обучающихся к
проектной
деятельности
через решение проектных
задач
обучающихся
Группа
(выполняется совместно)
Как правило одно или
несколько уроков
Одновозрастная
Обучающиеся
сами
выбирают способы решения
проблемы и изначально не
представляют, каким будет
конечный результат работы
Обучающимся предлагаются
все необходимые средства и
материалы в виде набора
(или системы) заданий и
требуемых
их
для
выполнения данных
1.4 Педагогические эффекты от использования проектных задач
Итогом решения проектной задачи является реальный продукт (текст,
схема, макет, таблица, график и т.д.) и нематериальный продукт
(качественное изменение самого учащегося).
8 Организация решения проектных задач предполагает следующие
результаты:
•задает реальную возможность организации сотрудничества
детей между собой при решении поставленной ими самими задачам;
•учит способу проектирования через специально разработанные
задания;
•даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей
«перенос» известных им предметных способов действий в
квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально
скрыты.
УУД формируемые в ходе решения проектных задач.
Обучающиеяся учатся умению:
•рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –
почему получилось, почему не получилось; видеть трудности,
ошибки);
•ставить и удерживать цели;
•планировать (составлять план своей деятельности);
•моделировать (представлять способ действия в виде схемы
модели, выделяя все существенное и главное);
•проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения
задач;
•вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении
задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать
разных «стратегий» ее решения (в одних задачах задания необходимо
выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной
задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой
9 последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения
заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.).
Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных
заданий в общем контексте решения всей задачи.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю
в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде
всего, способов работы и способов действий учащихся в нестандартных
ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно
взятой темы, то есть осуществлять мониторинг формирования учебной
деятельности у школьников.
Следует также отметить, что регулярное использование таких задач
способствует повышению познавательного интереса учащихся.
При изучение химии во всех классах используется УМК
О.С.Габриеляна. Обучающимся можно предложить проектные задачи,
которые есть в данных учебниках, особенно в качестве домашнего задания.
1.5 Примеры проектных задач
8 класс. Тема «Основные классы неорганических соединений».
«Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка, школьник
принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя
несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав:
(ω Ca) = 40%,
определить вещество»
(О) = 48%. Помогите юному химику
(ω C) = 12%,
ω
Тема «Чистые вещества и смеси».
«Однажды Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик отправились на
озеро на рыбалку. Когда они пришли на озеро, наловили рыбу и собрались
сварить уху. Разожгли костер и Шарик собрался посолить уху, но
неожиданно соль выпала из его лап прямо на песок. Друзья очень
10 расстроились, что теперь не смогут поесть уху, но Дядя Федор сказал, что
соль можно почистить. Каким образом можно очистить соль от песка?
Предложите план действий. Выполните эксперимент и очистите соль от
песка».
9 класс. Тема: «Углерод, его физические свойства».
«Представьте себе, что вы самый красивый и замечательный
драгоценный камень – алмаз. Вы всем нравитесь, вас все обожают и любят,
но вы тверды во всем, и вам не понятно, откуда взялся ваш родной брат,
ведь ор некрасивый, темный и такой мягкотелый, что при любом давлении
на него он всем поддается. Откуда взялся такой брат? Почему вы самые
близкие родственник, но такие разные во всем? Дайте ответы на эти
вопросы. Свое объяснение представьте в виде доклада (рассказа, сказки и
т.д.), используя модели кристаллических решеток, которые вы должны
сделать сами».
Тема «Кислород».
«Великолепный фармацевт,
химик,
который открыл много
химических элементов, самые значимые из которых — Mo, W, Mn, Cl, F. у
этого ученого была привычка пробовать все свои находки на вкус, и к
счастью, ему удалось остаться живым после «тестирования» кислорода и
цианида, но умер он от отравления ртутью. Кто это из известных ученых? И
каким образом его имя связывают с открытием кислорода, хотя он не
является его документальным открывателем. Имя этого ученого вам
поможет разгадать периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева, а вот его связь с кислородом вам придется выяснить. Имя
данного ученого зашифровано с помощью порядковых номеров элементов».
10 класс. Тема «Строение органических соединений»
«Построить модель гомологов метана. Как будет выглядеть в
пространстве этан, пропан».
11 «Построить молекулу пентина. Почему нельзя расположить радикал
при атомах углерода по обе стороны от тройной связи?».
«Построить молекулу, которой есть вторичный, третичный и
четвертичный атом углерода».
«Соберите углеродный скелет вещества, в молекулах которого есть
атом углерода в sp3, sp2, sp гибридном состоянии. Или покажите
углеродный скелет молекулы вещества, в которой все атомы углерода
находятся в sp3, sp2, sp гибридном состоянии».
«Постройте молекулу этилена. Как в пространстве располагаются
атомы?. Молекула какая?. Если атом углерода образует 3 химические
связи с атомами водорода, то валентный угол равен?».
11 класс. Тема «Вода».
Учащиеся в качестве решения проектной задачи пишут сочинение на
тему «Роль воды в химических процессах» или задание из учебника «Химия
11 класс» автора О.С.Габриеляна, где ребятам предлагается решить
проблему человечества — проблему пресной воды на Земле.
12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя опыт работы по использованию проектных задач по химии
можно сделать выводы:
работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии;
многие учащиеся стараются принимать участие в различных
олимпиадах, конкурсах;
уроки проходят более оживлённо, повысилась творческая активность
на уроках;
появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить
хорошие знания, результат проделанной работы;
у обучающихся, которые выполняют проектные задачи, формируются
все четыре типа УУД.
Таким образом, решение проектных задач на уроках химии
способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором
умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и
взаимодействию, наделённого опытом самообразования, повышается
творческая активность учащихся, что приводит к хорошим результатам.
Решение проектных задач это творческая, самостоятельная работа,
которая вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, что в конечном итоге формирует положительное отношение к
учебной деятельности и труду. При выполнении данной работы учащиеся
последовательно проходят все этапы обучения: мотивация – целеполагание
– планирование – действия – рефлексия – оценка – коррекция.
Цели образования, возникающие при изучении научных учебных
предметов, редко становятся целями самих школьников, а в
проектировании они возникают как воплощение базовых возрастных
13 потребностей. Создается впечатление, что проектная деятельность решает
все возможные задачи образования, но это впечатление обманчиво, она
помогает разнообразить образовательный процесс,
непосредственный интерес к изучаемому материалу.
поддерживать
14 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в
продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108
115.
2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при
мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в
образовании. 2000. №3. С. 49 55.
3. Девяткина Г.В. Проектирование учебнотехнологических игр. //
Школьные технологии. 1998. №4. С. 121126.
4. ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления
на уроке. – М.: Просвещение, 2008.
5. Иванова Е.О.,
Осмоловская И.М.
Теория обучения в
информационном обществе.
6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие
для преподавателей. Спб.: КАРО, 2002ю — 368с.
7. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося
в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с. 5.
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.:
Просвещение, 2000.
9. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. //
Школьные технологии. 2000. №2. С. 5367.
10.Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем
и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 324. 8.
https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/03/03/ispolzovanie
proektnoydeyatelnostiobuchayushchimisya.
15 https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=Cs8%2FlMZEQPxpXUfvb4FA
%2F1NKM.
16
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Методическая разработка по теме: "Проектные задачи на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.