Методическая разработка «Поле чудес»
Не секрет, что сейчас неуклонно растет количество детей с ОВЗ. Нынешние ребята резко отличаются от предыдущих поколений. Возрос процент обучающихся с низким уровнем готовности к школьному обучению и как следствие, испытывающих огромные трудности в овладении чтением и письмом. У многих детей тяжело нарушена речь.
Дисграфии и дислексии стремительно завоевывают ребят. Стойкий неуспех снижает мотивацию, изменяя характеры детей. Возникает эмоциональный дискомфорт. У одних формируется комплекс неполноценности. Они уходят в себя, закрываются, лишаются друзей, перестают интересоваться учебой. Другие становятся агрессивными, дерзкими, неуправляемыми. Это окончательно лишает ребят надежды справиться с трудностями и достичь успеха в обучении.
Школьная неуспеваемость обусловлена множеством внешних и внутренних факторов. Это и недостаточная сформированность отдельных функциональных систем психики из-за индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка. Факторами, приводящими к такому отставанию, могут быть социальная среда, в которой он живет и специфика развития мозга. Неравномерное созревание мозговых зон оказывает влияние на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих различные психические функции, которые отражают индивидуальные возрастные особенности осуществления психической деятельности ребенка.
Методическая разработка «Поле чудес»
Не секрет, что сейчас неуклонно растет количество детей с ОВЗ. Нынешние ребята резко
отличаются от предыдущих поколений. Возрос процент обучающихся с низким уровнем
готовности к школьному обучению и как следствие, испытывающих огромные трудности в
овладении чтением и письмом. У многих детей тяжело нарушена речь.
Дисграфии и дислексии стремительно завоевывают ребят. Стойкий неуспех снижает
мотивацию, изменяя характеры детей. Возникает эмоциональный дискомфорт. У одних
формируется комплекс неполноценности. Они уходят в себя, закрываются, лишаются
друзей, перестают интересоваться учебой. Другие становятся агрессивными, дерзкими,
неуправляемыми. Это окончательно лишает ребят надежды справиться с трудностями и
достичь успеха в обучении.
Школьная неуспеваемость обусловлена множеством внешних и внутренних факторов. Это и
недостаточная сформированность отдельных функциональных систем психики изза
индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка. Факторами, приводящими к такому
отставанию, могут быть социальная среда, в которой он живет и специфика развития мозга.
Неравномерное созревание мозговых зон оказывает влияние на формирование
функциональных систем психики, обеспечивающих различные психические функции,
которые отражают индивидуальные возрастные особенности осуществления психической
деятельности ребенка.
Убеждена, что в данной ситуации необыкновенно востребованы возможности применения
методической разработки «Поле чудес».
Цель: создание условий для формирования всех компонентов речи, способствующих
полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.
Задачи:
совершенствование и развитие речевой системы в целом;
развитие всех неречевых процессов (памяти, мышления, воображения, воли);
развитие зрительнопространственных и временных ориентаций;
профилактика дисграфии и дислексии.
Рекомендации к использованию: игра адресована учителямлогопедам, педагогам
психологам, дефектологам, учителям начальных классов, педагогам дополнительного
образования, воспитателям и родителям.
Игра может использоваться в рамках реализации коррекционных программ учителей
логопедов, дефектологов, педагоговпсихологов как в групповой, так и в подгрупповой и
индивидуальной работе.
Актуальна она и для педагогов, работающих в группах продленного дня. Принесет
прекрасные результаты игра и в подготовительных к школе мероприятиях.
Методическая разработка «поле чудес» рекомендована к использованию с 6 лет.
Структура:
1. Звукобуквенный анализ и синтез.
2. Слоговой анализ и синтез.3. Словарь.
4. Работа с предложением.
5. Связная речь.
6. Анаграммы.
1. Звукобуквенный анализ и синтез
1. Назови предметы, название которых начинается с мягкого согласного: белка, письмо,
лещ, мишка, тигр, мяч, синица, щука, щётка, нитки, верёвка, лиса, кисти, пила,
зеркало, зебра.
а) можно использовать цветные фишки – фишки зелёного цвета.
б) можно использовать зелёную стрекозу ( мягкий звук принято обозначать зелёным
цветом), зелёную прищепку, зелёную резиночку на пальце.
2. Назови предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука: волк,
барсук, кубики, барабан, грибы, круги, лошадь, голуби, пальто, конверт, книга, шишка,
машина, лыжи, гусь, трамвай, цапля, курица, флажок, ноты, кот, рыба, картина, канат, сосна,
насос, кукла, стол, стул, слон, лоси, кактус, картина, краски, слива, тыква, полка, розы, козы.
а) можно использовать цветные фишки – фишки синего цвета.
б) можно использовать синюю стрекозу (твёрдый звук принято обозначать синим цветом),
синюю прищепку, синюю резиночку на пальце.
3. Назови предметы, название которых начинается с гласного звука: игрушка – мишка, окуни,
аист, утка, ива.
а) можно использовать цветные фишки – фишки красного цвета.
б) можно использовать красную стрекозу (гласный звук принято обозначать красным
цветом), красную прищепку, красную резиночку на пальце.
4. Найди и назови предметы, в названии которых гласный звук будет
на втором месте: волк, барсук, кубики, барабан, лошадь и т.д.;
на третьем месте: круги, грибы, краски, книга, флажок, стол, стул, слон, сливы, осы и т.д.
на четвёртом месте: синица, катушка, лоси, курица, насос, утка, пила, розы, козы, ноты,
лиса.
на пятом месте: зебра, полка, кисти, кошка, кукла, кактус, сосны, окуни, пальто.
на шестом месте: трамвай, барабан, синица, машина, кубики, голуби, лисёнок и т.д.
на седьмом месте: картина, тигрица, бельчонок, катушка, волчица, машинка, слониха и т.д.
на восьмом месте: грибница.
на девятом месте: барсучиха.
на десятом месте: столешница – верхняя часть стола.5. Найди и назови предметы, в названии которых два гласных звука: барсук, грибы, лошадь,
круги, книга, лыжи, мишка, шишка, пальто, письмо, трамвай, флажок, кукла, ноты, лиса,
сосны и т.д.
6. Найди и назови предметы, в названии которых три гласных: курица, картина, барабан,
лошадка, слониха, кисточка, полочка, лисица, лосиха и т.д.
7. Найди и назови предметы, в названии которых есть четыре гласных: аистиха.
8. Найди и назови предметы, в которых первым стоит звук [а]: аист; на втором: барсук; на
третьем: трамвай; на четвёртом: лиса; на пятом: полка; на шестом: синица; на седьмом:
катушка.
9. Найди и назови предметы, в названии которых звук [о] на первом месте: окуни; на втором:
полка; на третьем: стол; на четвёртом: насос; на пятом: пальто; на шестом: голубок; на
седьмом: зеркало, колено.
10. По первым буквам, найденных слов составьте слова:
2 снизу ряд, 3 справа предмет – тыква (т)
3 сверху ряд, 1 справа предмет – ежи (е)
4 сверху ряд, 2 справа предмет – мяч (м)
5 снизу ряд, 1 справа предмет – аист (а). Слово: ТЕМА
4 снизу. 2 слева – сосна (с)
5 снизу. 3 слева – окуни (о)
4 снизу, 3 слева – насос (н). Слово: СОН
4 снизу, 2 слева – сосна (с)
5 снизу, 3 слева – окуни (о)
4 сверху, 2 слева – мяч (м) Слово: СОМ
3 снизу, 1 справа – картина (к)
5 снизу, 1 справа – аист (а)
2 сверху, 2 справа – пальто (п)
3 снизу, 4 слева – утка (у)
4 снизу, 2 слева – сосна (с)
2 снизу, 3 справа – тыква (т)
5 снизу, 1 справа – аист (а). Слово: КАПУСТА
1 сверху, 3 слева – барсук (б)
5 снизу, 1 справа – аист (а)
4 снизу, 3 слева – насос (н)
2 снизу, 3 справа – тыква (т). Слово БАНТ
1 сверху, 2 справа – барабан (б)5 снизу, 1 справа – аист (а)
2 снизу, 3 справа – тыква (т)
4 снизу, 1 справа – осы (о)
4 снизу, 3 слева – насос – (н). Слово БАТОН
1 сверху, 2 справа барабан (б)
3 снизу, 3 справа – утка (у)
2 снизу, 3 справа – тыква (т)
5 снизу, 3 слева – окуни (о)
4 снизу, 3 слева – насос (н). Слово: БУТОН
7 сверху, 2 справа – стол (с)
4 снизу, 1 слева – осы (о)
2 снизу, 2 слева – краски (к). Слово: СОК
3 снизу, 4 справа – лис (л)
2 снизу, 2 справа – ива (и)
3 снизу, 1 слева – слон (с)
2 снизу, 4 слева – тыква (т). Слово: ЛИСТ
11. Дифференциация [шс]
3 сверху, 2 слева – мишка, 3 звук Ш
3 сверху, 3 слева – шишка, 1и 3 звук в слове Ш
3 сверху, 3 справа – машина, 3 звук Ш
3 снизу, 1 слева – слон, 1 звук С
3 снизу, 4 справа – лиса, 3 звук С
3 снизу, 2 справа – кактус, 6 звук С
12. Дифференциация [бп]
1 сверху, 2 справа – барабан, 1 и 5 звук Б
1 снизу, 1 справа – зебра, 3 звук Б
1 сверху, 3 слева – барсук, 1 звук Б
1 снизу, 3 слева – полка, 1 звук П
2 сверху, 2 справа пальто, 1 звук П
13. Дифференциация [б*п*]
1 сверху, 2 слева – белка, звук Б*
1 сверху, 3 справа – кубики, 3 звук Б*2 сверху. 3 слева – голуби, 5 звук Б*
1 снизу, 1 слева – пила, 1 звук П*
2 сверху, 1 слева – письмо, 1 звук П*
14. Дифференциация [гк]
2 сверху, 3 слева – голуби, 1 звук Г
3 сверху, 1 слева – книга, 4 звук Г
3 снизу. 1 справа – картина, 1 звук К.
4 снизу, 3 справа – кукла, 1 и звук К
1 снизу, 2 справа – козы, 1 звук К
3 снизу, 2 справа – кактус, 1 3 звук К
15. Дифференциация [оа]
1 сверху. 1 слева – волк, 2 звук О
4 снизу, 2 слева – сосны, 2 звук О
3 снизу, 1 слева – слон, 3 звук О
4 снизу, 2 справа – стол, 3 звук О
1 снизу, 2 справа – козы, 2 звук О
5 сверху, 1 справа – флажок, 3 звук А, 5 звук О
1 снизу, 3 слева – полка, 2 звук О. 5 звук А
1 снизу, 4 слева – роза, 2 звук О, 4 звук А
1 снизу, 1 справа – зебра, 5 звук А
3 снизу, 1 справа – картина, 2 и 7 звук А
4 снизу. 3 справа – кукла, 5 звук А
2 снизу, 3 справа – тыква – 5 звук А
3 сверху, 3 справа – машина, 2 и 6 звук А
2.Слоговой анализ и синтез
1. Найди и назови предметы, в названии которых только один слог: лис, слон, лось, кот,
лещ, код, руль, гусь, ель, ёж, флаг, мяч, гриб, волк, круг и т.д.
2. Найди и назови предметы вот с таким слогоритмическим рисунком Х.
3. Найди и назови предметы, в названии которых два слога: лиса, тыква, утка, кактус,
зебра и т.д.
4. Найди и назови предметы, в названии которых вот такой слогоритмический рисунок:
Хх полка, козы, зебра, краски, ёлки, ива, сосны, осы, ноты, мишка, шишки, лошадь,
белка, лыжи и тд.5. Найди и назови предметы, в названии которых вот такой слогоритмический рисунок:
хХ – лиса, барсук, пальто, письмо, грибы, круги, трамвай, насос, насос, юла и т.д.
6. Найди и назови предметы, в названии которых три слог: машина, курица, верёвка,
тигрица, слониха, голуби, катушка, картина, синица.
с таким слогоритмическим рисунком:
хХх – машина, трамвайчик, грибочки, лошадка, водитель, картина, насосик и т.д.
Ххх – уточка, красочки, кисточки, голуби, ивушка, козочка, полочка, кошечка, ниточка,
гусыня, кубики, цапелька, куколка, зеркало и т.д.
ххХ – барабан, сарафан, пассажир, окуньки.
1. Найди и назови предметы по моим координатам значением: третий снизу ряд тритий
слева предмет. Называя сразу слово ответь. Как спросим про этот предмет: кто? или
что? Где обитает? Чем покрыто тело? Какого цвета шерсть? Чем питается? С какого
звука начинается слово? Каким заканчивается? Сколько гласных? На каком по счёту
месте в слове гласные на втором или на четвёртом? Дайте цветовой паспорт этого
слова, проведи звуковой анализ и назови цвет каждого звука. Отхлопай слого
ритмический рисунок слова. Назови это слово.
2. Найди и назови предмет по моим координатам: третий снизу ряд, третий слева
предмет (или четвёртый справа). У этого слова вот такой слогоритмический рисунок:
Х (лис). Назови это слово. Давайте подберём такое родственное слово, у которого
будет вот такой слогоритмический рисунок хХ (лиса), теперь такой Ххх (лисонька),
теперь вот такой хХх (лисичка), теперь такой хХхх (лисёночек, лисяточки)
3. Найди и назови на каждой картинке в таблице слово с таким слогоритмическим
рисунком –Х: волк, белка шерсть, барсук нос, кубики куб, барабанбой, грибыгриб,
кругикруг, конь, голуби клюв, лещ, пальтоцвет, письмокод, книгатом, мишкаглаз,
шишкаплод, машинаруль, ёрш, ёж, лыжи снег, гусь, тигр, трамвай, рельс, мяч, юла
– звук, цапляхвост, синицагрудь, курицакорм, щука –пасть, щётказуб, флаг, ноты
стан, кот, окуни – жаберная щель, катушканить, верёвка –ворс, аиствзлёт, осаус,
соснаствол, насосшум, куклабант, стол, стул, слон, лось, лис, уткаклюв, кактус
цвет, картинавид, кисть, краски цвет, сливаплод, тыква – плод, ивалист, ель, пила
зуб, полкакрай, розалист, козы рог, зебрарот.
4. Найди и назови предметы, названия которых соответствуют данные палитры.
Подобрать 5 палитр: лиса, стол, стул, слон, слива, кисть и т.д.
5. Найди и назови предметы, названию которых соответствует данный слого
ритмический рисунок (работа с цветными карточкамисхемами. Насыщенный цвет
обозначает ударный слог:
Картина, синица, лисица, машина
Кубики, голубиЛоси, кактус, кисти, кукла, козы, зебра, розы, полка
Зеркало
Пила, утка, аист
1. Составь слова:
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО
2 слог из слова машина+1 слог из слова насос = ШИНА (правило)
1 слог из слова ели+2 слог из слова лыжи = ЕЖИ (правило)
1 слог из слова курица + слово лиса = КУЛИСА (значение слова)
2 слог из слова белка+2 слог из слова кубики+1 слог из слова насос = КАБИНА
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО
1 слог из слова ива+1 слог из слова щука = ИЩУ (правило)
2 слог из слова голуби+2 слог из слова лыжи = ЛУЖИ (правило)
1 слог из слова козы+2 слог из слова лоси = КОСИ
1 слог из слова ноты+2 слог из слова лыжи = НОЖИ (правило)
1 слог из слова рыба+2 слог из слова лоси = РЫСИ
2 слог из слова грибы+1 слог из слова лиса = БЫЛИ
2 слог из слова ива+2 слог из слова козы = ВАЗЫ
2 слог из слова синица+2 слог из слова картина = НИТИ
2 слог из слова картина+1 слог из слова насос = ТИНА
2 слог из слова шишки+2 слог из слова трамвай = КИВАЙ
2 слог из слова насос+2 слог из слова шишки = СОСКИ
1 слог из слова осы+1 слог из слова курица + 2 слог из слова синица = ОКУНИ
1 слог из слова гусь без ь+1 слог из слова лиса = ГУСЛИ
1 слог из слова машина+1 слог из слова лиса + 1 слог из слова насос = МАЛИНА
2 слог из слова шишка+1 слог из слова лиса+1 слог из слова насос = КАЛИНА
1 слог из слова лошадь+2 слог из слова розы = ЛОЗЫ (значение)
1 слог из слова аист +1 слог из слова лиса +1 слог из слова насос = АЛИНА
1 слог из слова курица+1 слог из слова лиса = КУЛИ (значение)
2 слог из слова лоси +2 слог из слова кукла = СИЛА
2 слог из слова лоси+2 слог из слова пальто = СИТО2 слог из слова книга+2 слог из слова розы = ГАЗЫ
2 слог из слова флажок +2 слог из слова голуби = ЛУЖОК
1 слог из слова лошадь+2 слог из слова машина = ШИЛО
Можно давать координаты предметовкартинок на «Поле чудес», можно провести работу на
основе отдельных картинок, можно слова давать на слух.
1. Составь слово по первым звукам данных слов:
2 снизу, 2 справа – ива, звук И
1 снизу, 4 слева – розы, звук Р
2 снизу, 2 справа – ива, звук И
4 снизу, 2 слева – сосны, звук С. Слово: ИРИС.
Работа с ударением:
Хх –ирис, цветок
хХ – ирис,конфета