Обоснование программы
Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных
детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно –
образовательным процессом. Только на базе хорошо поставленной педагогической работы,
рационально сочетающейся с лечебно – профилактической работой, в санатории возможна
успешная реабилитация больных детей.
Необходимость создания
программы продиктована тем, что в последние годы в обществе наметились негативные
тенденции, связанные с общим снижением уровня здоровья детей, здоровья как комплекса
физического, психологического и социального самочувствия (состояния) ребенка. Вместе с
этим дети становятся менее адаптивны к стрессовым условиям современной жизни. Дети
становятся «трудными», эгоистичноличностно ориентированными и практически не могут
жить и работать в коллективе сверстников. Программа дает возможность почувствовать
себя защищенным, частью целого, членом единого коллектива, но при этом не нарушаются
границы его свободы, ребенок не перестает быть индивидуальностью, личностью.
Нормативно – правовое обеспечение
Конституция РФ;
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 32661;
РФ» от 06.10.2003 № 131ФЗ;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.1998 № 124ФЗ;
Федеральный Закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»
от 30.03.1999 № 52ФЗ;
Трудовой Кодекс РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011
г. N 21 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.284311 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»;
Устав лечебного учреждения.
Педагогическая концепция
Основа педагогической концепции детского санатория для школьников –
эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка
через включение его в различные виды деятельности с целью формирования человека
культуры в современном обществе.
Концепция основана на следующих идеях:
«лечение через воспитание» (В.П. Кащенко);
влияние среды на личность, компенсаторная функция воспитательных систем
учреждений интернатного типа (Б. Беттельгейм, Януш Корчак);
идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин);
идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
(В.Сухомлинский);
идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С.
Выготский);
идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации
личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
идея развития культурной среды школы (В.А.Караковский, Л.И.Новиков и др.).
Цель программы
Создание благоприятных условий для социально – педагогической реабилитации
детей с ослабленным здоровьем, повышение эффективности лечебно – восстановительного
процесса, развития их личностного потенциала, содействие формированию человека
культуры, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно
привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.
Задачи программы:
Обеспечить комплекс условий, способствующих повышению психического и
эмоционального тонуса больных детей.
Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию
здоровья возможны в данное время.
Способствовать оптимизации жизнедеятельности временного коллектива.
Развивать базовую культуру воспитанника.
Социализация, посредством создания условий для самореализации детей и
подростков в различных видах деятельности.
Принципы программы
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников (то есть все
происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до
проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию
воспитательной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с
родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и
здоровье воспитанников).
Принцип триединого представления о культуре здоровья (единство физического,
психического и духовнонравственного здоровья).
Принцип непрерывности и преемственности (работа проводится в санатории
каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в
рамках организационных мероприятий и непосредственно в лечебновоспитательной
работе).
Личностно – ориентированный подход к воспитаннику.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами).
Приоритет активных методов воспитания.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Осуществляется принцип контроля совместно с родителями (получение обратной
связи).
Содержание программы реализуется через следующие направления: безопасности,
спортивно – оздоровительное, нравственно – патриотическое, досуговое, учебное.
Содержание программы Направление безопасности: формирование содержательной стороны культуры
личной безопасности учащегося и безопасного поведения во время пребывания в детском
санатории в целом через просветительскую деятельность, тренинги и конкурсы.
Основные понятия и идеи. Безопасное поведение в социальной и повседневной
жизни, мир. Безопасность и здоровье. Социальная норма. Проступок. Правонарушение.
Профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств, курения.
Профилактика сквернословия и вербальной агрессии. Профилактика хулиганского
поведения, драк. Профилактика воровства. Формирование норм и правил поведения в
социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности.
Спортивнооздоровительное направление: организация оздоровления детей
посредством занятий спортом и лечебной физкультурой, закаливания, развития навыков
гигиены, организации полноценного рационального питания и соблюдения питьевого
режима, организация физкультминуток и динамических пауз и погулок; профилактика
здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ, вовлечение
детей в активную спортивнооздоровительную деятельность.
Основные понятия и идеи.
Здоровье физическое, психическое, духовное.
Социальное благополучие. Полезные привычки. Культура питания и гигиены. Культура
труда и досуга. Здоровье человека, репродуктивное здоровье; факторы, определяющие
здоровье человека; здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни (совокупность
культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом);
культура физиологическая (способность управлять физиологическими процессами в
организме и наращивать их резервную мощность); культура психическая (способность
управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями), режим дня, рацион питания,
оздоровительные прогулки.
Нравственно – патриотическое: приобщение воспитанников к изучению истории
и символов государства, родного края, своего города, улицы через все виды детской
деятельности, ознакомление с произведениями пейзажной живописи, народного
декоративно – прикладного искусства и архитектуры через творческие мастерские.
Основные понятия и идеи. Родная страна, родной город, родная культура,
патриотизм.
Содержательнодосуговое: Подвижные игры; организация массовых мероприятий
(праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, инсценировки); организация работы
редакционной коллегии (оформление отрядных уголков, плакатов).
Основные понятия и идеи. Индивидуальное и общественное развитие. Стремление
к продуктивной деятельности. Творческий потенциал человека. Способность, одаренность
и талант. Активное воображение. Реализация творческого потенциала. Коэффициент
удовлетворенности собой, способность к пониманию собственного мироощущения.
Искусство и творчество. Нравственное содержание эмоциональной памяти. Уровень
социального творчества, способность взаимодействовать с другими людьми, приносить
пользу
ценностей.
Творческий интеллект. Творческая личность. Функции творчества. Мотивация творчества.
Виды творческой деятельности. Сценическое творчество. Литературное творчество.
Изобразительное творчество.
Креативность,
способность к творческому мышлению.
Декоративноприкладное творчество.
понимания
общечеловеческих
обществу.
Уровень
Учебное направление: организовать образовательную деятельность с учетом
индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся по программам
общеобразовательных школ, где учатся воспитанники на постоянной основе. Основные понятия и идеи. Знания, интеллект, познавательная информация,
интеллектуальная культура, непрерывное образование, внимание, впечатления, анализ
собственной деятельности (рефлексия), познавательные интересы, воображение,
разностороннее развитие личности, информационная компетентность, индивидуальный
стиль познавательной деятельности, работоспособность.
Педагогические условия обеспечения жизнестойкости
лечебно – образовательной модели
Смена в санатории длится 21 день. Она делится на три периода – организационный,
основной и заключительный, сочетающие все направления лечебно – профилактической,
образовательной, культурно – досуговой и воспитательной деятельности.
Организационный период (первые 5 6 дней)
Общая цель – создать условия для адаптации ребенка к санаторию, при создании и
функционировании временного детского коллектива.
Цели и задачи организационного периода:
Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия
потенциала личности;
Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам санатория и
правилам поведения;
Ускорить
первичные
коллектива;
Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном
коллективе.
формирования
процессы
Задачи оргпериода: познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный
настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в
детском коллективе; познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план
работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях:
I – что происходит с отдельным ребенком;
II – какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной
единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское
объединение как важное условие развития личности ребенка);
III – каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания
программы.
Основной период
Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины
смены) и после, на каждом из которых решаются определенные задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
создать условия для проявления самобытности каждого ребенка, его духовно
нравственного потенциала;
развернуть деятельность отрядных кружков, которые соответствуют интересам и
запросам ребенка;
корректировать нормы общения, поведения, отношений.
Задачи второго этапа основного периода:
организовать коллективнотворческую деятельность;
создать условия для полноценного функционирования органов детского
соуправления; показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях и уроках;
корректировать межличностные и коллективные отношения.
Формы работы: многообразные деятельные формы с различным содержанием,
совместное планирование, проведение дел; организация
составом участников;
равноправного диалога с детьми; совместное обсуждение возникающих проблем.
Деятельность воспитателя: поддержание «туннеля реальности»; решение личностных
проблем ребенка; решение задач его личностного роста; подтверждение этических
установок, заданных в отряде; поддержание воспитателей в состоянии успеха;
формирование у родителей позитивного мнения об отряде, санатории и нашей работе;
организация отрядных и общих творческих дел; давать больше возможности нести
ответственность самому ребенку.
Пик трудности приходится на 1011й день смены. Это «пик привыкания», время,
когда ребята привыкли ко всему: к воспитателю, совместной жизни, режиму, делам,
санаторию.
Заключительный (итоговый) период смены.
Заключительный этап
Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.
Воспитатель в это время работает по намеченному ранее плану; подводит итоги
успешности воспитанников, привлекает к коллективным делам каждого ребенка;
продумывает программу прощального вечера.
Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на
дальнейшую самореализацию.
Задачи:
организация подведения итогов смены;
закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);
реализация вышеперечисленных знаний и умений;
организация личной рефлексии;
организация групповой рефлексии.
Формы работы: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; выставки творческих
работ; фестивали, галаконцерты (награждение по различным учебным и творческим
номинациям); награждение.
Деятельность воспитателя: психологическая подготовка ребенка к завершению
смены; вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья,
чтобы встретится вновь») подготовка, приезжающих на следующую смену, к вхождению в
новый отряд, отъезд.
улучшить настроение детей.
Пик трудности: наступает за 23 дня до отъезда, «Пик усталости» постараться
Отрядная работа:
Подготовка выставки творческих работ, прощальный отрядный огонек...
Наибольшим успехом пользуется подготовка к общему празднику, наряду с этим
возрастает потребность в общении внутри отряда. Роль воспитателя уходит на второй план,
многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но всетаки исполнение
необходимо контролировать. Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены.
Воспитателю в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже
и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята
начинают нарушать правила, если воспитатели ослабляют требовательность, стараются
увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать
максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то,
чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом. В течение каждой смены предлагается погружение в «тематические периоды»,
примерно неделя (декада), каждый из которых завершается итоговым творческим делом.
При этом тематика каждого периода направлена на формирование конкретных ценностей.
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Методическая разработка "Рабочая программа воспитателя детского санатория"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.