Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС
Оценка 5

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
7 кл
22.01.2018
Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);); – Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»); – Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//. – «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», реализуемых в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», утвержденного приказом директора № 77-о от 31.08.2016 г.;Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захарова, Н.И. Сонина, А.А. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
2018 №1 р.пр 7кл ФГОС коррекц.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования, утвержденного  приказом  Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от 17.12.2010  №   1897   «Об   утверждении   федерального  государственного  образовательного стандарта   основного   общего   образования»   (в   ред.   приказов   Минобрнауки   России   от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););  –   Примерной   учебной   программы   основного   общего   образования   по   биологии   для   5­9 классов   (опубликована   в   сборнике   «Примерные   программы   по   учебным   предметам. Биология 5­9 классы:  проект. – 2­е изд. – М.:  Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);  – Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы:  В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология   5­9   классы.   Рабочие   программы,  составитель   Пальдяева   Г.М   Учебно­ методическое пособие­ М.: Дрофа, 2015//.    –   «Положения   о   рабочей   программе   учебных   предметов,   курсов   МБОУ   «СОШ   №9», реализуемых   в   соответствии   с   ФГОС   НОО   и   ФГОС   ООО»,   утвержденного   приказом директора № 77­о от 31.08.2016 г.;  – ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2016/2017 учебный год;  – Федерального  перечня  учебников,  рекомендованных  к использованию  при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   31.03.2014   №   253   «Об   утверждении федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захарова, Н.И. Сонина, А.А.  Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012 Цели обучения:  Освоение   знаний   о   живой   природе;   о   строении,   жизнедеятельности   и средообразующей   роли   живых   организмов;   о   роли   биологической   науки   в практической деятельности людей, методах познания живой природы;  Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в   процессе   проведения   наблюдений   за   живыми   организмами,   биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;  Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 2  Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   домашними   животными,   заботы   о   собственном   здоровье,   оказание первой   помощи   себе   и   окружающим;   для   соблюдения   правил   поведения   в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов. Задачи обучения:  Формирование целостной научной картины мира;  Понимание   возрастающей   роли   естественных   наук   и   научных   исследований   в современном мире;  Овладение научным подходом к решению различных задач;  Овладение   умениями   формулировать   гипотезы,   конструировать,   проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Для   достижения   поставленной   цели   в   соответствии   с   образовательной   программой МБОУ«СОШ   №9»   предполагается   использование   следующего  учебно­методического комплекта (УМК):  ­Программа   по   биологии   5—9   классы.   Авторы   программы:     В.Б.Захарова,   Н.И.Сонин, Биология   5­9   классы.   Рабочие   программы,  составитель   Пальдяева   Г.М   Учебно­ методическое пособие­ М.: Дрофа, 2015. ­Захаров В. Б. , Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014. ­ А. В. Марина, В.И., Сивоглазов  Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов М: Дрофа, 2015 Авторской   программой     Н.   И.   Сонин     в   7   классе   на   учебный   предмет   «Биологию» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 7 классе рассчитывается на 70 часов в год,   2   часа   в   неделю,   из   которых   6   часов   на   практические   работы   и   17   часов   на лабораторные.          В основу данного курса положен системно ­  деятельностный подход.  Учащиеся   вовлекаются   в   исследовательскую   деятельность,   что   является   условием приобретения прочных знаний.  Целесообразно   шире   использовать     в   преподавании     развивающие,   исследовательские, личностно­ориентированные,   проектные   и   групповые   педагогические   технологии. Программа   предусматривает   проведение   демонстраций,   наблюдений,   лабораторных   и 3 практических   работ.   Это   позволяет   вовлечь   учащихся   в   разнообразную   учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Преобладающей   формой   текущего   контроля   выступает   письменный   (самостоятельные, лабораторные и практические) и устный опрос. Для   достижения   образовательных   результатов   используются   следующие   приемы   и технологии, основных форм организации образовательного процесса:  Формы организации работы учащихся:   Индивидуальная   Коллективная: фронтальная; парная; групповая.  Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини­лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.  Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ       Индивидуальный подход Личностно­ориентированная Информационная Системно­деятельностный подход МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Объяснительно­иллюстративный Частично­поисковый Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся. Согласно   локальному   акту   школы   «Положение   о   текущем   контроле   и   промежуточной аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля. Для   текущего   контроля   используются   лабораторные,   практические   работы, самостоятельные   работы,   устный   опрос.   Промежуточная   аттестация   проводится   по четвертям учебного года. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( текущий)  Устный опрос;        Практические работы и лабораторные работы;     Тесты;     Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);  . 4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)  Констатирующий ­ отслеживание фактического усвоения материала.   Формирующий ­ констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.   Корректирующий ­ исправление недостатков.   Промежуточный ­ выставление оценок за четверть. Критерии и нормы   оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»  Коррекционная работа с детьми­инвалидами и детьми с ОВЗ                 Так как в 7 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), в календарно­тематическое планирование включены коррекционные задачи, которые определены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом   состояния   их   здоровья,   особенностей   развития   психических   свойств   и  качеств, соблюдения гигиенических норм и рекомендаций специалистов МСЭ/ПМПК.            Коррекционные задачи:  1. Развивать и отрабатывать моторику рук, зрительно­моторную координацию  2. Развивать манипуляцию рук, тактильные ощущения в пальцах  3. Развивать динамическую силу в мышцах кисти  4. Работать над развитием связной речи  5. Работать над развитием устной и письменной речи  6. Работать над развитием правильной позы  7. Развивать глазомер  8. Развивать навыки самостоятельности, самоконтроля в работе  9. Развивать абстрактное мышление, пространственное воображение  10. Развивать память, внимание  11. Развивать логическое мышление на уровне понятия, суждения, умозаключения  12. Тренировать пространственную ориентацию  13. Развивать инициативу, творческие способности  14. Развивать силу воли, настойчивость  15. Развивать навыки работы с учебником  16. Развивать навыки осмысленного прочтения текста  5 17.   Формировать   навыки   планирования   работы   и   поиска   рациональных   путей   её выполнения  18. Формировать умение работать по словесным и письменным инструкциям  19. Развивать графические навыки  20. Развивать интерес к предмету  21. Развивать кругозор учащихся  Приемы коррекционной работы на уроке:   Индивидуальные задания;   Увеличение времени на выполнение работы;   Работа во временных группах;   Составление плана ответа;   Использование наглядных пособий при ответе;   Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;   Стимуляция вопросов со стороны учащихся;   Деление заданий на дозы;   Рациональная система упражнений;   Проговаривание, комментирование, систематическое повторение   Использование карточек­консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.;   Согласование объема домашнего задания Работа   с   обучающимися,   испытывающими   трудности   в   освоении   программы учебного предмета Основные задачи, решаемые учителем  при обучении учащихся: ­ создание комфортных условий на уроке;  ­   обеспечение   учащихся   алгоритмом   выполнения   всех   видов   письменных   заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа; ­ осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время Этап урока Деятельность учителя 6 1. В процессе контроля   подготовленности учащихся 2. При изложении нового материала  3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке 7    Специально   контролировать усвоение обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения; вопросов,    Тщательно       анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые   учениками   в   устных ответах,   письменных   работах, выявить   типичные   для   класса   и концентрировать   внимание   на   их устранении;   Контролировать усвоение материала пропустившими   учениками, предыдущие уроки;   По   окончании   изучения   темы   или раздела,   обобщать   итоги   усвоения основных   понятий,   законов,   правил, умений   и   навыков   школьниками, выявлять причины отставания  Обязательно проверять в ходе урока степень   понимания   учащимися основных   элементов   излагаемого материала;  Стимулировать  вопросы  со  стороны учащихся   при   затруднениях   в усвоении учебного материала;  Применять   средства   поддержания интереса к усвоению знаний;  Обеспечивать   разнообразие   методов обучения,   позволяющих   всем учащимся   активно   усваивать   ма териал   меньшим    Подбирать   для   самостоятельной работы   задания   по   наиболее существенным,   сложным   и   трудным разделам   учебного   материала, стремясь числом   но   поданных   в упражнений, определенной   системе,   достичь большего   эффекта;   Включать   в содержание самостоятельной работы упражнения   по   устранению   ошибок, допущенных   при   ответах   и   в письменных работах;   выполнения работы;  Инструктировать порядке  Стимулировать постановку вопросов к   учителю   при   затруднениях   в самостоятельной работе о 4. При организации самостоятельной работы вне класса  Умело оказывать помощь ученикам в   всемерно   развивать   их работе, самостоятельность;  Учить умениям планировать работу, выполнять   ее   в   должном   темпе   и осуществлять контроль  Обеспечить в ходе домашней работы повторение   работы   пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих   обычно   наибольшие затруднения;  Систематически   давать   домашние задания   по   работе   над   типичными ошибками;  Четко   инструктировать   учащихся   о порядке   выполнения   домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками;  Согласовывать   объем   домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников   Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии  в 7 классе: Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; —разнообразие и распространение бактерий и грибов; —роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; —методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику бактерий; —характеризовать формы бактериальных клеток; —отличать бактерии от других живых организмов; —объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека —основные понятия, относящиеся к строению про и эукариотической клеток; —строение и основы жизнедеятельности клеток гриба; —особенности организации шляпочного гриба; —меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику бактерий и грибов; —объяснять строение грибов и лишайников; —приводить примеры распространённости грибов и лишайников; —характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; 8 —определять несъедобные шляпочные грибы; —объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.   папоротники,   голосеменные, Учащиеся должны знать: —основные методы изучения растений; —основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, жизнедеятельности и многообразие; —особенности строения и жизнедеятельности лишайников; —роль растений в биосфере и жизни человека; —происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику растительного царства; —объяснять роль растений в биосфере;   цветковые),   их   строение,   особенности —давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых); —объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; —характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; —объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Учащиеся должны знать: —признаки организма как целостной системы; —основные свойства животных организмов; —сходство и различия между растительным и животным организмами; —что такое зоология, какова её структура. Учащиеся должны уметь: —объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; —представлять эволюционный путь развития животного мира; —классифицировать   животные   объекты   по   их   принадлежности   к   систематическим группам; —объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных; —использовать знания по зоологии в повседневной жизни. —признаки одноклеточного организма; —основные систематические группы одноклеточных и их представителей; —значение одноклеточных животных в экологических системах; —паразитических   простейших, соответствующие меры профилактики. Учащиеся должны уметь:   вызываемые   ими   заболевания   у   человека   и 9 —работать   с   живыми   культурами   простейших,   используя   при   этом   увеличительные приборы; —распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; —раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; —применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны знать: —современные представления о возникновении много_ клеточных животных; —общую характеристику типа Кишечнополостные; —общую характеристику типа Плоские черви; —общую характеристику типа Круглые черви; —общую характеристику типа Кольчатые черви; —общую характеристику типа Членистоногие. Учащиеся должны уметь: —определять   систематическую   принадлежность   животных   к   той   или   иной таксономической группе; —наблюдать за поведением животных в природе; —работать   с   живыми   животными   и   фиксированными   препаратами   (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); —объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; —понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; —выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; —оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; —использовать меры профилактики паразитарных заболеваний  Учащиеся должны знать: —современные представления о возникновении хордовых животных; —основные направления эволюции хордовых; —общую характеристику надкласса Рыбы; —общую характеристику класса Земноводные; —общую характеристику класса Пресмыкающиеся; —общую характеристику класса Птицы; —общую характеристику класса Млекопитающие. Учащиеся должны уметь: —определять   систематическую   принадлежность   животных   к   той   или   иной таксономической группе; —работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); —объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; —понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных; —характеризовать хозяйственное значение позвоночных; —наблюдать за поведением животных в природе; —выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; —оказывать первую медицинскую помощь при укусах 10 опасных или ядовитых животных. Учащиеся должны знать: —общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; —пути проникновения вирусов в организм; —этапы взаимодействия вируса и клетки; —меры профилактики вирусных заболеваний. Учащиеся должны уметь: —объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; —характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.); —выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; —осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; —разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; —готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; —составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; —пользоваться   биологическими   словарями   и   справочниками   для   поиска   определений биологических терминов; —готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; —пользоваться поисковыми системами Интернета.  Учащиеся должны уметь: —выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; —оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; —находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе,   биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Учащиеся должны уметь: —давать характеристику методов изучения биологических объектов; —наблюдать и описывать различных представителей животного мира; —находить в различных источниках необходимую информацию о животных; —избирательно   относиться   к   биологической   информации,   содержащейся   в   средствах массовой информации; —сравнивать животных изученных таксономических групп между собой; —использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; —выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; —представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Учащиеся должны уметь: 11 —обобщать и делать выводы по изученному материалу; Личностные результаты обучения —Развитие и формирование интереса к изучению природы; —развитие интеллектуальных и творческих способностей; —воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; —признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей; —развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. Содержание программы Введение (3 ч) Мир   живых   организмов.   Уровни   организации   и   свойства   живого.   Экосистемы. Биосфера —   глобальная   экологическая   система;   границы   и   компоненты   биосферы. Причины   многообразия   живых   организмов.   Эволюционная   теория   Ч. Дарвина   о приспособленности   к   разнообразным   условиям   среды   обитания.   Естественная   система классификации как отражение процесса эволюции организмов. Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч) Тема 1.1.   Многообразие,   особенности   строения   и   происхождение   прокариотических организмов (3 ч) 12 Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах   обмена   у   прокариот.   Особенности   организации   и   жизнедеятельности   прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Демонстрация:  Строение клеток различных прокариот. Лабораторные и практические работы Зарисовка схемы строения прокариотической клетки Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; — методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить   устные   сообщения   и   письменные   рефераты   на   основе   обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Раздел 2. Царство Грибы (4 ч) Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч) Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота,   Базидиомикота,   Омикота;   группа   Несовершенные   грибы.  Особенности жизнедеятельности   и   распространение.   Роль   грибов   в   биоценозах   и   хозяйственной деятельности человека. Демонстрация:  Схемы   строения   представителей   различных   систематических   групп   грибов, различные   представители   царства   Грибы,   строение   плодового   тела   шляпочного гриба. Лабораторные и практические работы: 1. Строение плесневого гриба мукора*. 13 2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов*. Тема 2.2. Лишайники (1 ч) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников. Демонстрация:  Схемы строения лишайников, различные представители лишайников. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные понятия, относящиеся к строению про­ и эукариотической клеток; — строение и основы жизнедеятельности клеток гриба; — особенности организации шляпочного гриба; — меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактерий и грибов; — объяснять строение грибов и лишайников; — приводить примеры распространённости грибов и лишайников; — характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; — определять несъедобные шляпочные грибы; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять   конспект   параграфа   учебника   до   и/или   после   изучения   материала   на уроке; — пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Раздел 3. Царство Растения (16 ч) Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч) Растительный   организм   как   целостная   система.   Клетки,   ткани,   органы   и   системы органов   растений.   Регуляция   жизнедеятельности   растений;   фитогормоны.   Особенности жизнедеятельности   растений.   Фотосинтез.   Пигменты.   Систематика   растений;   низшие   и высшие растения. Демонстрация: 14  Рисунки   учебника,   показывающие   особенности   строения   и   жизнедеятельности различных   представителей   царства   растений.   Схемы,   отражающие   основные направления эволюции растительных организмов. Тема 3.2. Низшие растения (2 ч) Водоросли   как   древнейшая   группа   растений.   Общая   характеристика   водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей:   отделы   Зелёные   водоросли,   Бурые   водоросли   и   Красные   водоросли. Распространение   в   водных   и   наземных   биоценозах,   экологическая   роль   водорослей. Практическое значение. Демонстрация:  Схемы строения водорослей различных отделов. Лабораторные  работы 1. Изучение внешнего строения водорослей*. Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч) Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.   Отдел   Моховидные;   особенности   организации,   жизненного   цикла. Распространение   и   роль   в   биоценозах.   Отдел   Плауновидные;   особенности   организации, жизненного   цикла.   Распространение   и   роль   в   биоценозах.   Отдел   Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные.   Происхождение   и   особенности   организации   папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах. Демонстрация:  Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,       различные представители мхов, плаунов и хвощей,  схемы строения папоротника; древние папоротниковидные,  схема цикла развития папоротника,  различные представители папоротниковидных. Лабораторные и практические работы: 1. Изучение внешнего строения мха*. 2. Изучение внешнего строения папоротника*. Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч) Происхождение   и   особенности   организации   голосеменных   растений;   строение   тела, жизненные   формы   голосеменных.   Многообразие,   распространённость   голосеменных,   их роль в биоценозах и практическое значение. 15 Демонстрация:  Схемы строения голосеменных,    цикл развития сосны,  различные представители голосеменных. Лабораторные и практические работы: 1. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*. Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч) Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные   формы   покрытосеменных.   Классы   Однодольные   и   Двудольные.   Основные семейства   покрытосеменных   растений   (2 семейства   однодольных   и   3 семейства двудольных   растений).   Многообразие,   распространённость   цветковых,   их   роль   в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация:  Схема строения цветкового растения;     строения цветка,  цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),  представители различных семейств покрытосеменных растений. Лабораторные и практические работы: 1. Изучение строения покрытосеменных растений*. 2. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные   группы   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать   характеристику,   основным   группам   растений   (водорослям,   мхам,   хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; 16 — объяснять   причины   различий   в   составе   фитоценозов   различных   климатических поясов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать   представителей   разных   групп   растений,   делать   выводы   на   основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Раздел 4. Царство Животные (38 ч) Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч) Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных.   Регуляция   жизнедеятельности   животных;   нервная   и   эндокринная   регуляции. Особенности   жизнедеятельности   животных,   отличающие   их   от   представителей   других царств   живой   природы.   Систематика   животных;   таксономические   категории; одноклеточные   и   многоклеточные   (беспозвоночные   и   хордовые)   животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания. Демонстрация:  Распределение животных и растений по планете: биогеографические области. Лабораторные  работы: Анализ   структуры   различных   биомов   суши   и   мирового   океана   на   схемах   и иллюстрациях. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; — сходство и различия между растительным и животным организмами; — что такое зоология, какова её структура. Учащиеся должны уметь: — объяснять   структуру   зоологической   науки,   основные   этапы   её   развития, систематические категории; — представлять эволюционный путь развития животного мира; — классифицировать   животные   объекты   по   их   принадлежности   к   систематическим группам; — применять   двойные   названия   животных   при   подготовке   сообщений,   докладов, презентаций; — объяснять   значение   зоологических   знаний   для   сохранения   жизни   на   планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных; 17 — использовать знания по зоологии в повседневной жизни. Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч) Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм;   особенности   организации   клеток   простейших,   специальные   органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.  Тип Саркожгутиконосцы; многообразие  форм саркодовых и  жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Демонстрация:  Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки,   представители различных групп одноклеточных. Лабораторные и практические работы: 1. Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; — значение одноклеточных животных в экологических системах; — паразитических   простейших,   вызываемые   ими   заболевания   у   человека   и соответствующие меры профилактики. Учащиеся должны уметь: — работать   с   живыми   культурами   простейших,   используя   при   этом   увеличительные приборы; — распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; — раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; — применять полученные знания в повседневной жизни. Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч) Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.   Простейшие   многоклеточные —   губки;   их   распространение   и   экологическое значение. Демонстрация:  Типы симметрии у многоклеточных животных,  многообразие губок. Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч) Особенности   организации   кишечнополостных.   Бесполое   и   половое   размножение. Многообразие   и   распространение   кишечнополостных;   гидроидные,   сцифоидные   и коралловые полипы. Роль в природных сообществах. 18 Демонстрация:  Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.   Биоценоз кораллового рифа.  Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Лабораторные и практические работы: Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч) Особенности   организации   плоских   червей.   Свободноживущие   ресничные   черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских   червей;   классы   Сосальщики   и   Ленточные   черви.   Понятие   о   жизненном   цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей­ паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Демонстрация:  Схемы  строения  плоских  червей,  ведущих свободный и  паразитический образ жизни.  Различные представители ресничных червей.  Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня. Лабораторные  работы и практические работы: Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня. Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч) Особенности   организации   круглых   червей   (на   примере   человеческой   аскариды). Свободноживущие   и   паразитические   круглые   черви.   Цикл   развития   человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация:  Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.   Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. Лабораторные и практические работы 1. Жизненный цикл человеческой аскариды. Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч) Особенности   организации   кольчатых   червей   (на   примере   многощетинкового   червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Демонстрация:  Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. 19  Различные представители типа Кольчатые черви. Лабораторные и практические работы 1. Внешнее строение дождевого червя. Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч) Особенности   организации   моллюсков;   смешанная   полость   тела.   Многообразие моллюсков;   классы   Брюхоногие,   Двустворчатые   и   Головоногие   моллюски.   Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация:  Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.  Различные представители типа моллюсков. Лабораторные и практические работы 1. Внешнее строение моллюсков. Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч) Происхождение   и   особенности   организации   членистоногих.   Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные.   Общая   характеристика   класса   ракообразных   на   примере   речного   рака. Высшие   и   низшие   раки.   Многообразие   и   значение   ракообразных   в   биоценозах.   Класс Паукообразные.   Общая   характеристика   паукообразных.   Пауки,   скорпионы,   клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых.   Общая   характеристика   класса   насекомых;   отряды   насекомых   с   полным   и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Демонстрация:  Схема строения речного рака.  Различные представители низших и высших ракообразных.  Схема строения паука­крестовика.   Различные представители класса Паукообразные.   Схемы строения насекомых различных отрядов. Лабораторные и практические работы 1. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — современные представления о возникновении многоклеточных животных; — общую характеристику типа Кишечнополостные; 20 — общую характеристику типа Плоские черви; — общую характеристику типа Круглые черви; — общую характеристику типа Кольчатые черви; — общую характеристику типа Членистоногие. Учащиеся должны уметь: — определять   систематическую   принадлежность   животных   к   той   или   иной таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать   с   живыми   животными   и   фиксированными   препаратами   (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; — оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   укусах   опасных   или   ядовитых животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний. Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч) Общая   характеристика   типа.   Многообразие   иглокожих;   классы   Морские   звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. Демонстрация:  Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.  Схема придонного биоценоза. Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч) Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Демонстрация:  Схема строения ланцетника.   Схема метаморфоза у асцидий. Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч) Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы   Хрящевые   (акулы   и   скаты)   и   Костные   рыбы.   Многообразие   костных   рыб: хрящекостные,   кистеперые,   двоякодышащие   и   лучеперые   рыбы.   Многообразие   видов   и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Демонстрация:  Многообразие рыб.   Схема строения кистеперых и лучеперых рыб. 21 Лабораторные и практические работы Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*. Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч) Первые   земноводные.   Общая   характеристика   земноводных   как   первых   наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические   особенности.   Структурно­функциональная   организация   земноводных   на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Демонстрация:  Многообразие амфибий.   Схемы строения кистеперых рыб и земноводных. Лабораторная работа: Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*. Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч) Происхождение   рептилий.   Общая   характеристика   пресмыкающихся   как первичноназемных животных. Структурно­функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Демонстрация:  Многообразие пресмыкающихся.   Схемы строения земноводных и рептилий. Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч) Происхождение   птиц;   первоптицы   и   их   предки;   настоящие   птицы.   Килегрудые,   или летающие;   бескилевые,   или   бегающие;   пингвины,   или   плавающие   птицы.   Особенности организации   и   экологическая   дифференцировка   летающих   птиц   (птицы   леса,   степей   и пустынь,   открытых   воздушных   пространств,   болот,   водоёмов   и   побережий).   Охрана   и привлечение   птиц;   домашние   птицы.   Роль   птиц   в   природе,   жизни   человека   и   его хозяйственной деятельности. Демонстрация:  Многообразие птиц.   Схемы строения рептилий и птиц. Лабораторные и практические работы Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*. 22 Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч) Происхождение   млекопитающих.   Первозвери   (утконос   и   ехидна).   Низшие   звери (сумчатые). Настоящие  звери (плацентарные).  Структурно­функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих:   Насекомоядные,   Рукокрылые,   Грызуны,   Зайцеобразные,   Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние   млекопитающие   (крупный   и   мелкий   рогатый   скот   и   другие сельскохозяйственные животные). Демонстрация:  Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.   Многообразие млекопитающих.   Схемы строения рептилий и млекопитающих. Лабораторные и практические работы 1. Изучение строения млекопитающих*. 2. Распознавание   животных   своей   местности,   определение   их   систематического положения и значения в жизни человека*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — современные представления о возникновении хордовых животных; — основные направления эволюции хордовых; — общую характеристику надкласса Рыбы; — общую характеристику класса Земноводные; — общую характеристику класса Пресмыкающиеся; — общую характеристику класса Птицы; — общую характеристику класса Млекопитающие. Учащиеся должны уметь: — определять   систематическую   принадлежность   животных   к   той   или   иной таксономической группе; — работать   с   живыми   животными   и   фиксированными   препаратами   (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных; — характеризовать хозяйственное значение позвоночных; — наблюдать за поведением животных в природе; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; — оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   укусах   опасных   или   ядовитых животных. Метапредметные результаты обучения 23 — давать характеристику методам изучения биологических объектов; — наблюдать и описывать различных представителей животного мира; — находить в различных источниках необходимую информацию о животных; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; — сравнивать животных изученных таксономических групп между собой; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять   признаки   сходства   и   различия   в   строении,   образе   жизни   и   поведении животных; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать   с   дополнительными   источниками   информации,   использовать   для   поиска информации возможности Интернета; — представлять   изученный   материал,   используя   возможности   компьютерных технологий. Раздел 5. Вирусы (2 ч) Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч) Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса   табачной   мозаики.   Взаимодействие   вируса   и   клетки.   Вирусы —   возбудители опасных   заболеваний   человека.   Профилактика   заболевания   гриппом.   Происхождение вирусов. Демонстрация:  Модели различных вирусных частиц.   Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.   Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; — пути проникновения вирусов в организм; — этапы взаимодействия вируса и клетки; — меры профилактики вирусных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; — характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.); — выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; — осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать   с   дополнительными   источниками   информации,   использовать   для   поиска информации возможности Интернета; 24 — представлять   изученный   материал,   используя   возможности   компьютерных технологий. Заключение (1 ч) Особенности   организации   и   многообразие   живых   организмов.   Основные   области применения   биологических   знаний   в   практике   сельского   хозяйства,   в   ряде   отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека. Личностные результаты обучения — развитие и формирование интереса к изучению природы; — развитие интеллектуальных и творческих способностей; — воспитание   бережного   отношения   к   природе,   формирование   экологического сознания; — признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; — развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. Резервное время ­(3 ч) 25 Учебно   ­   тематический   план   рабочей   программы   учебного   предмета   биологии составлен на основе методического пособия, авторы А.В. Марина, В. И. Сивоглазов к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс­ М: Дрофа, 2015 Номер   темы   и   ее название Всего часов на тему по рабочей программе Практические   и лабораторные Количество часов   авторской программе по 1 2 10 14 Раздел №1Введение Раздел   №2   Царство бактерии Раздел   №3   Царство грибы  Раздел   №3   Царство Растения Раздел   №4   Царство Животные Раздел   №5   Царство вирусы Заключение Раздел № 6 Повторение ИТОГО 3 3 4 17 38 2 1 2 70 3 3 4 16 38 2 1 26 67+3 резерв Календарно­ тематическое планирование составлено на основе методического пособия, авторы   А.В.   Марина,   В.   И.   Сивоглазов   к   учебнику   В.Б.   Захарова,   Н.   И.   Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс­ М: Дрофа, 2015 Тематический поурочный план учебного курса « Биология. Введение в биологию» для 7 класса   № урока Тема урока Дата по плану/ факт. Решаемы е коррекци онные задачи 1 2 3 4 5 6 Введение             ­    3 часа Введение   Мир   живых   организмов. организации  живого   Уровни 1н09 Ч. Дарвин и происхождение видов Многообразие организмов и их классификация Раздел 1. Царство Бактерии(3 ч) 1н09 1н09 Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение бактерий (3 ч)   строения, Общая характеристика бактерий   жизнедеятельности Особенности представителей   подцарств   Настоящие   бактерии, Ахебактерии;их   значение   в   природе   и   жизни человека   Лаб   раб   №1   «   Строение   бактериальной клетки» 2н09 2н09 1,4 2,5 3,6 7 8,9 Подцарства   Оксифотобактерии:   особенности 3н09 10,1 организации, значение в природе и жизни человека. 27 Раздел 2. Царство Грибы (4 ч) Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч) Царство   Грибы:   особенности   строения,   значение   в природе и жизни человека 3н09 11   Многообразие   грибов.   Отделы   Хитридиомикота, Зигомикота,   Аскомикота:   особенности   строения   и жизнедеятельности   Л/р№2:   «Строение   плесневого гриба мукора» Отдел   Базидиомикота,   группа   Несовершенные грибы.   Отдел   Оомикота:   особенности   строения   и жизнедеятельности   Лаб/р   №3:   «   Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Тема 2.2. Лишайники (1 ч) 4н09 12,2 4н09 13,4  Группа Лишайники Раздел 3. Царство Растения (17 ч) 1н10 14 Тема 3.1.   Общая   характеристика   растений (2 ч) Растение как целостный организм.    Особенности   жизнедеятельности   растений   и   их систематика Тема 3.2. Низшие растения (2 ч) Низшие   растения.   Общая   характеристика водорослей   как   древнейшей   группы   растений.  Л/р №4:«Внешнее строение водорослей» Размножение и развитие водорослей 1н10 2н10 2н10 Многообразие водорослей, их значение в природе 3н10 и жизни человека Тема 3.3. Высшие  растения (4ч) Общая характеристика высших растений.    Отдел   Моховидные;   особенности   организации, жизненного   цикла.  Л/р   №5:   «Внешнее   строение мхов»   Отдел Плауновидные.   Хвощевидные: особенности организации, жизненного цикла.  3н10 4н10 4н10 Отдел   Папоротниковидные: 28   особенности 2н11 15,3 16,4 17 18 19,2 20,4 21 2,8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 организации жизненного цикла   Л/р №6: « Внешнее строение папоротников» Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 ч) Происхождение   и   особенности   организации голосеменных растений. Многообразие,   голосеменных,   их   значение   в природе   и   жизни   человека  Л/р   №7:   «Строение   и многообразие голосеменных растений» 2н11 3н11 21 20 Тема 3.5.Отдел   Покрытосеменные (Цветковые) растения (7ч)       семейства семейства Происхождение   и   особенности   организации покрытосеменных   растений.  Л/р   №8:   «Строение покрытосеменных растений» Класс   Двудольные.   Характерные   особенности Крестоцветные растений Лаб/р№9«Распознавание наиболее распространённых   растений   своей   местности, определение их систематического положения» Класс   Двудольные.   Характерные   особенности растений Розоцветные Лаб/р№10«Распознавание наиболее распространённых   растений   своей   местности, определение их систематического положения» Класс   Двудольные.   Характерные   особенности Пасленовые растений Лаб/р№11«Распознавание наиболее распространённых   растений   своей   местности, определение их систематического положения» Класс   Однодольные.   Характерные   признаки семейства   Злаковые   Лаб/р№12«Распознавание наиболее   распространённых   растений   своей местности,   определение   их   систематического положения» семейства             Класс   Однодольные.   Характерные   признаки семейства   Лилейные   Лаб/р№13«Распознавание наиболее   распространённых   растений   своей местности,   определение   их   систематического положения» Повторительно­обобщающий   урок   по   теме «Царства Бактерии . Грибы. Растения.» Раздел 4. Царство Животные (38ч) Тема 4.1.   Общая   характеристика   животных 29 3н11 10,7 4н11 11 4н11 12 5н11 13 5н11 14,5 1н12 15,3 1н12 6,8 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 (1 ч) Общая характеристика Царства Животные Л/р №14 «Анализ   структуры   различных   биомов   суши   и Мирового океана на схемах и иллюстрациях» 2н12 16 Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч) Особенности организации одноклеточных. Клетка одноклеточных   животных   как   целостный   организм Л/р№15«Строение   амебы,   эвглены   зеленой   и инфузории туфельки» Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч) Общая   характеристика   многоклеточных животных. Губки как примитивные многоклеточные животные Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч) организации Особенности кишечнополостных. .Л/р№16«Регенерация  гидры.» Особенности размножения кишечнополостных.   Многообразие кишечнополостных.   и   распространение Тема 4.5. Тип Плоские черви (2ч) Особенности   организации   плоских   червей. Свободноживущие ресничные черви Паразитические   плоские   черви   Лаб/р   №17 «Жизненные   циклы   печеночного   сосальщика   и бычьего цепня» Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч) 2н12 17,1 3н12 3н12 4н12 4н12 2н01 2н01 3н01 18 19 20,2 21 4,8 5,9 6 Особенности организации круглых червей. Лаб/р 3н01 7,3 №18 « Жизненный цикл человеческой аскариды» Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч) Особенности   организации   кольчатых   червей    Л/р №19: « Внешнее строение дождевого червя» 4н01 10 30 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Многообразие червей; многощетинковые   и   малощетинковые   кольчатые черви, пиявки. кольчатых     4н01 5н01 11,5 12 Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч) Особенности   организации   моллюсков,   их происхождение  Л/р   №20:   «   Внешнее   строение моллюсков» 5н01 14,6 Многообразие моллюсков, их значение в природе 1н02 12 и жизни человека Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч) Особенности   строения   и   жизнедеятельности членистоногих Лаб/раб № 21 « Внешнее строение и многообразие членистоногих» Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их значение в природе Класс   Паукообразные:   особенности   строения   и жизнедеятельности Многообразие   паукообразных   ,   их   значение   в природе Класс   Насекомые:   особенности   строения   и жизнедеятельности Размножение и развитие насекомых.  Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч) 1н02 15,2 2н02 2н02 3н02 3н02 4н02 4н02 16 17 16 19 20 21 Особенности   строения   и   жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и значение в природе 1н03 3,6 Тема 4.11.   Тип   Хордовые.   Подтип Бесчерепные (1 ч) 51  Особенности организации хордовых Бесчерепные 1н03 4,9 животные Тема 4.12.   Подтип   Позвоночные   (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч) 52 53 Подтип   Позвоночные.   Рыбы­   водные   позвоночные животные   Л/р   №22:   «   Особенности   внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни». 2н03 6,8   Многообразие   рыб. хозяйственное значение рыб.   Экологическое   и 2н03 10,11 31 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч) Общая характеристика земноводных как первых  Л/р   №23:   «Особенности наземных   позвоночных. внешнего строения лягушки, связанные с ее  образом жизни» 3н03 10,12 Размножение   и   развитие   земноводных,   их 3н03 многообразие и значение в природе Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч) .Общая   характеристика   пресмыкающихся   как первичноназемных   животных.  Л/р   №24: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи» 1н04 11 17 Многообразие происхождение   пресмыкающихся,   их 1н04 18,4 Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч) 2н04 19 20 4,9 10 11 15 1,9       Птицы: особенности строения, Класс жизнедеятельности  Л/р   №25:     «Особенности внешнего строения птиц , связанные с их образом жизни»Происхождение птиц Многообразие   птиц:   килегрудые   или   летающие; бескилевые,   или плавающие птицы Особенности   организации   и   экологическая дифференцировка летающих птиц   или   бегающие;   пингвины, 2н04 3н04 Значение   птиц   в   природе   и     жизни   человека. 3н04 Охрана и привлечение птиц. Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)     Сумчатые   и   функциональные Происхождение   млекопитающих. однопроходные(первозвери)  Структурно­ особенности организации млекопитающих на примере собаки Л/р №26: « Строение млекопитающих» Многообразие   Лаб/р№27: «Распознавание   животных   своей   местности, определение   их   систематического   положения   и значения человека»Значение млекопитающих   в   природе   и   хозяйственной деятельности человека»   млекопитающих.   жизни в     4н04 4н04 1н05 32 65 66 67 68 69 70   млекопитающих. Многообразие   Лаб/р№26: «Распознавание   животных   своей   местности, определение   их   систематического   положения   и значения человека»Значение млекопитающих   в   природе   и   хозяйственной деятельности человека»   жизни в     1н05 2,5 Раздел 5. Вирусы (2 ч) Общая характеристика вирусов.. Вирусы —   возбудители   опасных   заболеваний 2н05 2н05 3,11 4,12 человека.  Заключение (1 ч) Особенности организации и многообразие живых 3н05 5 организмов.  Повторение (2ч) Повторение по теме: «Царство прокариоты» Повторение по теме: «Царство растения» Итого: 70 ч           Л/р­ 27                       3н05 4н05 6,10 11,1 Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся № 1 Вид контроля Тематический Формы контроля Тест 2 Тематический Проверочное задание 33 Дата 3н10 2н11   В.И.   Марина, Источник КИМов А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с95) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина   Марина,   В.И. 3 4 5 6 7 8 9 Тематический Тест Тематический Тест Тематический Проверочное задание Тематический Проверочное задание Тематический Тест Тематический Тест Тематический Тест 10 Тематический Проверочное задание 34 3н11 4н11 1н12 2н12 3н12 5н12 2н01 3н01   В.И.   В.И.   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   Марина, (с106­107) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с118) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с134) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с138) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с147) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с171) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с186) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с196) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с210)   Марина,   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   Марина,   В.И. 11 Тематический Тест 12 Тематический Тест 13 Тематический Проверочное задание 14 Тематический Тест 15 Тематический Тест 16 Тематический Тест 17 Тематический Тест 18 Итоговый Тест 35 5н01 4н02 3н03 4н03 2н04 4н04 5н04 2н05   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   Марина,   В.И. А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с216) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с255) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с283) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с300) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с315) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с342) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с353) А.В. Сивоглазов Методическое пособие к   учебнику   В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (с379­383)   Марина,   Марина,   Марина,   В.И.   Марина,   В.И.   В.И.   В.И. При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали: 1Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы:   В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология   5­9   классы.   Рабочие   программы,  составитель   Пальдяева   Г.М   Учебно­ методическое пособие­ М.: Дрофа, 2015//.    2Рабочая тетрадь к учебнику:А.А Плешаков,, Н.И Сонин«Введение в биологию» М.:Дрофа, 2015 7 класс  Перечень лабораторных и практических работ 36 Лабораторная   работа   №1   «   Строение   бактериальной клетки» Лабораторная работа №2 «Строение плесневого гриба мукора ».   ЛР/р   №3:   «   Распознавание   съедобных   и   ядовитых грибов» Лабораторная   работа   №4   «Внешнее   строение водорослей». Лабораторная работа №5 «Внешнее строение мхов». Лабораторная   работа   №6   «   Внешнее   строение папоротников». Лабораторная работа №7 «Строение и многообразие голосеменных растений». Лабораторная работа покрытосеменных растений». наиболее Лаб/р№9­13«Распознавание распространённых   растений   своей   местности, определение их систематического положения» Л/р №14 «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях» Л/р№15«Строение   амебы,   эвглены   зеленой   и   №8«Строения инфузории туфельки»     Л/р№16« Регенерация гидры.»   Лаб/р   №17   «Жизненные   циклы   печеночного сосальщика и бычьего цепня» Дата 2н09 4н09 4н09 3н10 4н10 2н11 3н11 4н11 4н11,5н11, 1н12 2н12 3н12 4н12 3н01 Источник С 10­11 С 13­14 С15­16 С23­24 С27­28 С 33­34 С 37­39 С 44­45 С 49­50 С 50­52 С 56­57 С 63­64 С 67­68   Лаб/р   №18   «   Жизненный   цикл   человеческой 3н01 С 69 аскариды» Лабораторная   работа   №19   «Внешнее   строение дождевого червя»   Лабораторная   работа   №   20«   Внешнее   строение моллюсков».   Лабораторная   работа   №21   «   Внешнее   строение   и многообразие членистоногих» 4н01 5н01 4н02 С 71­72 С 76­77 С 91­92 37 Лабораторная работа №22 « Особенности внешнего строения рыб , связанные с их образом жизни» Лабораторная работа №23 « Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни» 2н03 3н03 С 101­102 С 109­110 Л/р №24: «Сравнительный анализ строения скелетов 1н04 С 111­112 черепахи, ящерицы и змеи» Лабораторная   работа   №25   «Особенности   внешнего строения птиц , связанные с их образом жизни» Лабораторная работа №26 «Строение млекопитающих». Лабораторная   работа№27   «Распознавание   животных своей   местности,   определение   их   систематического положения и значения в жизни человека» 2н04 4н04 1н05 С 123­124 С 132­133 С 135­137                                                             Учебно­методическое обеспечение учебного процесса  предусматривает использование УМК (учебно­методических комплексов) по биологии: ­Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы:   В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология   5­9   классы.   Рабочие   программы,  составитель   Пальдяева   Г.М   Учебно­ методическое пособие­ М.: Дрофа, 2015//.    ­Захаров В. Б. , Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014. ­А. В. Марина, В.И., Сивоглазов  Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов М: Дрофа, 2015 ­   С.   И.   Гуленков,   Н.   И.   Сонин   Тестовые   задания.   Биология.   Многообразие   живых организмов.             М: Дрофа, 2011 Пособия для учащихся: 38 ­В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захарова,   Н. И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов. М: Дрофа, 2016   Электронно­программное обеспечение: 1) Компьютер 2) Презентационное оборудование 3) Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления) Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя  с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт­дисках МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.  Натуральные   объекты:   живые   растения,   гербарии     растений,   муляжи   грибов, коллекции насекомых, скелеты  животных, модель  цветка. 2. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование: Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование  3     Демонстрационные таблицы.  Грибы 1. Развитие растительного и животного мира. Систематика растений и животных. 2. 3. Органы цветкового растения   4    Строение растительной клетки 39 Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя,   мультимедийнные   средства   обучения,   компьютер,   устройство   для   хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает:   живые растения, влажные   препараты,   микропрепараты,   коллекции,   гербарии;   приборы   и   лабораторное оборудование,   средства   на   печатной   основе,   муляжи   и   модели,   пособия   на информационных носителях, компакт­диски, проектор, учебно­методическую литературу для   учителя   и   учащихся:   определители,   справочные   материалы,   контрольно­ диагностические тесты. Лист внесения изменений в рабочую программу 40 Номер  урока (по рабочей програм ме)   Дата проведени я (по рабочей программе ) Дата проведе ния фактиче ская Тема урока Способ корректировки Причина  корректиро вки 41

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС

Методическая разработка рабочей программы 7 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018