Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ С
РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»
Выполнила учитель математики МБОУ Ивановской СОШ
Крохина Александра Михайловна
2013
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Методическая разработка раздела «Сложение и
вычитание обыкновенных дробей с разными
знаменателями» является актуальной и имеет
большую теоретическую и практическую
значимость.
Понятие дроби и действия с дробями не
являются элементарными как представляется
математикам и учителям математики.
Нередко действия с дробями вызывают
серьезные затруднения даже у старшеклассников
и студентов. Проблема надежного и четкого
усвоения понятия дроби и свойств дробей
является актуальной.
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
ДАННЫЙ РАЗДЕЛ ЯВЛЯЕТСЯ
АКТУАЛЬНЫМ ПО РЯДУ ПРИЧИН
Трудности у обучащиюхся в освоении
данного раздела;
Частые ошибки в письменной и устной
речи
Наличие заданий по данной теме в ГИА и
ЕГЭ
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Одно из первых математических понятий, с которым ребенок
встречается в школе, понятие о числе. Это понятие является одним из
базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащихся
большое значение.
В школу обычно ребенок приходит, имея представление о натуральных
числах. В процессе изучения математики понятие о числе постепенно
расширяется. Это связано с практическим применением чисел –
измерением величин. Для этих целей натуральных чисел оказывается
недостаточно: не всегда единица величины укладывается целое число раз в
измеряемой величине. Для того чтобы выразить результат любого
измерения, необходимо расширить запас чисел, введя новые числа,
отличные от натуральных. Именно так появляются рациональные числа
(т.е. дробные) числа, а затем и иррациональные, которые вместе образуют
множество действительных чисел. На этом расширение понятия о числе
не останавливается, а продолжается, поскольку это необходимо для
других наук и самой математике.
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РАЗДЕЛА
Цель: вырабатывать прочные навыки
преобразования дробей, сложения и
вычитания дробей.
Задачи:
Познавательные :
формировать навыки работы с дробями;
формировать знание и правильное
употребление терминов;
развивать логическую культуру, связанную с
процессом выполнения действий с дробями.
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать любовь и интерес к предмету;
развивать чувства ответственности как за
личную деятельность, так и за действия в паре
или в группе;
воспитывать чувство уверенности в себе
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
3. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С
ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ.
Данный раздел разработан с учетом возрастных и психологических особенностей
детей от 10 до 12 лет. Чаще всего этот период относят к подростковому возрасту.
Этот возраст связан с перестройкой всего организма ребенка. Переходный возраст
пронизывает все стороны развития подростка: и анатомофизиологическое, и
интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания,
проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно – следственные
связи. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от
исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать
самостоятельные открытия. Большое значение в этом возрасте имеет признание
их умений и достижений, способствование формированию уверенности в
результативности своей деятельности
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
Предметные:
усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей;
обучающиеся должны уметь сокращать дроби;
приводить дроби к новому (общему ) знаменателю;
уметь сравнивать дроби.
Личностные :
уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
уметь организовывать свою деятельность;
уметь учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество, адекватно передавать информацию.
Метапредметные:
уметь решать учебные задачи;
работать с различными источниками информации;
использовать компьютерные технологии.
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ
ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ.
При изучении раздела программы используются следующие технологии, методы и формы организации
деятельности учащихся:
1. Информационно – коммуникативные: словесные, наглядные, практические.
Они позволяют активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличивают объем
самостоятельной работы учащихся. Методы направлены на создание точных представлений об
окружающем мире и могут быть представлены моделями (наглядные). Применение группы
практических методов и приемов обеспечивают мыслительную активность учащихся путем
реализации деятельного подхода, повышает эффективность образовательного процесса.
2.Игровые.
Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных
ситуаций, поиск пути их решения
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры,
ролевые и сюжетные – путешествия, дидактическая игра.
3. Коммуникативные
Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного
взаимодействия всех участников учебного процесса. Ведущий метод – общение.
Работа в парах, группах, учебный диалог, дискуссия.
4. Исследовательские(проблемно – поисковые)
Он требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие».
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель
урока: « знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обязательное наличие проблемы.
Обучающие приемы: экспериментирование или моделирование. Данный метод
стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру.
Научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего
здоровья. Для этого используются различные физкультминутки, гимнастика для
глаз, задачи со здоровьесберегающим содержанием.
5. Здоровьесберегающие
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Система знаний
основное свойство
дроби
алгоритм сложения
и вычитания
смешанных чисел
правило сложения и
вычитания с разными
знаменателями
понятие
несократимой
дроби
Система знаний
правило
сравнения
способы
сокращения дробей
алгоритм
приведения дроби
НОЗ
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система взаимодействия учителя и учащихся при изучении раздела
представляет собой совокупность различных видов деятельности.
Познавательная – учащиеся воспринимают и перерабатывают
информацию, воспроизводят знания, тренируются в их применении, умеют
творчески мыслить и решать практические задачи.
Общеучебная учащиеся самостоятельно добывают знания, работая с
учебной и справочной литературой, раздаточным материалом.
Преобразующая учащиеся в условиях меняющейся ситуации действуют ,
находят причину затруднений, строят новый проект своих действий. Находят
пути решения проблем.
Самоорганизующая – учащиеся самостоятельно ставят учебные цели,
планируют учебную деятельность, овладевают навыками самоконтроля, а
также учатся анализировать и оценивать себя с учетом своих возможностей
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА
№ п/п
Тема
урока
Тип
урока
1
2
3
Основное
свойство дроби
Изучение нового
материала
Основное
свойство дроби
Закрепление знаний
и .умений
Сокращение
дробей
Изучение нового
материала
Вид
контроля
Беседа,
индивидуальный и
фронтальный
опрос
Практическая работа
Математический
диктант
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный опрос,
индивидуальный
контроль
Требован
ия к
уровню
подготов
ки
Знать основное
свойство дроби и
применять его при
замене данной
дроби равной ей
дробью
Знать определение
сокращения дроби.
Уметь сокращать
дробь, используя
различные приемы
сокращения,
распознавать
несократимые
дроби
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
4
5
6
7
8
9
Сокращение
дробей
Сокращение
дробей
Закрепление знаний
и умений
Отработка и
проверка знаний и уме
ний
Уметь выбрать
наиболее удобный
способ сокращения
дроби, применять
сокращение дробей
при сложении и
вычитании
Практическая работа
Индивидуальный кон
троль, самостоя
тельная работа
Приведение дробей к
общему знаменателю
Приведение дробей к
общему знаменателю
Изучение
нового
материала
Отработка
умений,
закрепление
Приведение дробей к
общему знаменателю
Отработка и
проверка знаний и уме
ний
Приведение дробей к
общему знаменателю
Обобщение и
коррекция знаний
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный опрос,
индивидуальный
контроль
Практическая работа
Индивидуальный
контроль
Практикум Само
стоятельная работа
Знать определения
дополнительного
множителя,
наименьшего общего
знаменателя дробей,
уметь приводить
дроби к общему знаме
нателю
Уметь приводить
дроби к общему
знаменателю с
применением раз
ложения их
знаменателей на про
стые множители;
находить НОЗ
дробей
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
10
11
12
Сравнение дробей с
разными знамена
телями
Изучение нового
материала
Сложение и вычитание
дробей с разными
знаменателями
Изучение нового
материала
Сложение и вычитание
дробей с разными
знаменателями
Закрепление и
обобщение знаний и
умений
Знать правило
сравнения дробей с
разными
знаменателями, уметь
применять его при
сравнении дробей
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный опрос,
индивидуальный
контроль
Уметь складывать и
вычитать дроби с
разными
знаменателями, ис
пользуя
соответствующее
правило
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный опрос,
индивидуальный
контроль
Уроксоревнование
(Брейнринг)
1314
Сложение и вычитание
дробей с разными
знаменателями
Закрепление знаний
и умений
Практическая работа
Прове
рочная
работа
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
15
16
17
18
19
Контрольная
работа № 2 «Сложение и
вычитание дробей с разными
знаменателями»
Проверка знаний
и умении
Сложение
и вычитание смешанных
чисел
Изучение
нового мате
риала
Сложение
и вычитание смешанных
чисел
Изучение
нового мате
риала
Сложение
и вычитание смешанных
чисел
Сложение
и вычитание смешанных
чисел
Закрепление
знаний
и умений
Закрепление
знаний
и умений
Письменная
работа
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос,
индивидуальный
контроль
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос
Практикум
Математическая
эстафета
Практическая работа
Фронтальный
опрос,
Уметь сокращать
дроби; сравнивать,
складывать и вычитать
дроби
с разными
знаменателями; приме
нять изученные
правила для решения
текстовых задач
Уметь складывать
смешанные
числа
Уметь вычитать
смешанные числа
Уметь складывать и
вычитать
смешанные числа,
применяя из
вестные свойства
сложения и вы
читания; решать
уравнения, со
держащие смешанные
числа; решать
текстовые задачи
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
20
21
22
Сложение и вычитание
смешанных чисел
Закрепление знаний и
умений
Сложение и вычитание
смешанных чисел
Обобщение и
коррекция знаний
Контрольная работа №3
«Сложение и вычитание
смешанных чисел»
Проверка знаний и
умений
Практикум
Самостоятельная
работа
Практикум
Фронтальный опрос,
индивидуальный
контроль
Письменная работа
Уметь складывать и
вычитать смешанные
числа; решать тексто
вые задачи и
уравнения с исполь
зованием изученных
правил
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика, 6.
М.,2009
2. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике, 6.
М.,1999.
3. В.В. Выгорская «Поурочные разработки по математике», издательство «
ВАКО»,2008 г.
Дидактические материалы по математике для 6 класса под редакцией Чеснокова
4. Я. Перельман «Занимательная арифметика» ,Москва 1994г
5. Л.Ф.Фридман «Изучаем математику»,книга для учащихся 56 классов
6. Я.И.Груденев «Совершенствование методики работы учителя математики»
издательство «Просвещение», Москва 1990 г
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Благодарю за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.