Методическая разработка "Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
14.09.2019
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве
Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ..doc
Развитие хореографии посредством
концертмейстерского искусства в ДШИ.
В музыкально-хореографическом сообществ давно
назрела необходимость рассмотреть насущные вопросы
развития хореографического искусства.
В Краснодарском крае более 100 хореографических
отделений в детских школах искусств и в музыкальных
школах. Одно из них – в Горячем Ключе, являющимся
зональным методическим центром хореографических
отделений ДШИ и ДМШ, в который входят такие
муниципальные образования как: г.Туапсе, г.Хадыженск,
п.Мостовской, ст.Саратовская, с.Агой, п.Ново-Михайловский,
А в Краснодаре функционирует
ст.Рязанская и мн. др.
краевое Хореографическое училище,
которому в
наступившем году исполнится 25 лет. Казалось бы, проблем с
желающими приобрести профессию артиста балета не
должно быть. На деле все обстоит иначе. При беседе с
педагогами-хореографами училища выяснилось, что наборы в
хореографическое училище не вселяют оптимизма. У
выпускников хореографических отделений ДШИ и ДМШ не
обнаруживается подлинной музыкальности – важнейшего
качества выразительности танца.
Одна из причин – распространение среди педагогов
хореографических дисциплин использования на занятиях так
называемой «электрической музыки». Даже преподавание
«ритмики», одной из важнейших музыкально-педагогических
дисциплин, сопровождается музыкальным сопровождением
на электронном носителе. Это пагубно отражается на
музыкальном воспитании учащихся.
При отборе в
хореографическое училище обнаруживается крайне слабая
музыкальная подготовка детей, неритмичность, отсутствие
координации движений и музыкального слуха.
Педагоги-хореографы недооценивают работу с «живой»
музыкой. А потому у детей формируется поверхностное
восприятие эмоционально-образного и мелодического
богатства музыки, что не способствует воспитанию передачи
выразительности танцевальных образов, эмоциональности
танца в целом. Театр хореографический – это музыкальный
театр. Воспитать профессионального актера, создателя
хореографических образов, без «живой» музыки не
возможно. Поэтому у учащихся хореографических классов
необходимо развивать музыкальность,
воспитывать в
умения,
музыкальный вкус посредством регулярного воспроизведения
концертмейстером
«живой» музыки разножанровых
произведений.
Концертмейстерское искусство в хореографии доступно
далеко не всем пианистам. Оно требует высокого
музыкального мастерства, художественной культуры и
особого призвания. Концертмейстер хореографических
дисциплин должен хорошо владеть роялем, как в
техническом, так и в музыкальном плане. То есть - обладать
общей музыкальной одаренностью: отличным музыкальным
слухом, природным чувством движения, хорошим чувством
ритма, воображением, а также артистизмом, умением
охватить образную сущность и форму произведения, владеть
структурно-стилистическим анализом и знанием содержания
и роли музыки в постановочном процессе хореографического
произведения.
Работа концертмейстера в классе хореографии имеет
особую специфику, требует универсализма, мобильности
мышления,
случае необходимости,
метроритмически переключиться с одного темпа и
музыкального размера на другой. Ведь каждый танцовщик
исполняет трюки и технически сложные элементы в своем
темпе, имеет свою амплитуду движений, в зависимости от его
физических данных и способностей.
Отсюда –
индивидуальный подход концертмейстера к учащимся
хореографического отделения. Музыкант подхватывает
любой темпоритм,
присущий каждому конкретному
танцовщику, помогая на занятиях классического и народно-
сценического танцев, подсказывая особым мелодическим
оборотом или ритмическим рисунком нужный
хореографический текст.
У хорошего концертмейстера-исполнителя – своя аура,
свой цвет, своя нота, а танцор не только воспринимает
слухом, он – резонатор, своеобразная струна, вибрирующая в
унисон. Музыканта нельзя загонять в рамки метричности: он
обязан дышать, совмещать чувство природы движения и
естественность музыкальной речи, ощущать люфтпаузы,
агогическую свободу (отклонение от установленного темпа).
Это влияет на вибрации, идущие от концертмейстера-
исполнителя, которые передаются учащимся, затем обратно
пианисту.
Таким образом налаживается контакт с
танцовщиками, вдохновляющий музыканта. Этот тесный
контакт помогает концертмейстеру развивать общую
музыкальность учащихся, воспитывать музыкальный вкус что
впоследствии
регулярным исполнением «живой» разножанровой музыки.
Музыкант тем самым помогает будущим артистам-
исполнителям ближе ознакомиться с музыкальной
драматургией.
«Живое» исполнение музыкальных
произведений помогает наполнять учащихся разнообразной
палитрой чувст, энергетически заряжает их.
Помимо этого, учащимся хореографических отделений
необходимо преподавание «музыкального инструмента» -
фортепиано, баяна, гитары, скрипки и т.д., так как
музыкальные знания необходимы.
Концертмейстер
хореографии,
знающий все тонкости и специфику
хореографического искусства, доступно объясняет детям все
особенности музыкального материала и помогает овладевать
структурно-стилистическим
анализом музыкальных
произведений,
определит
профессиональный интеллект будущих хореографов.
Очень своевременно было бы рациональное
использование исполнительской деятельности учащихся
музыкального отделения. Воспитывая в будущих музыкантах
любовь и вкус не только через сольное и ансамблевое
исполнительство на разнообразных мероприятиях города,
зоны и края, но и творческое сотрудничество со
сверстниками-танцовщиками, нужно развивать интерес к
концертмейстерской, аккомпаниаторской практике. Ведь
концертмейстеров хореографических дисциплин с каждым
годом все меньше и меньше.
Наивно ждать появления детей, феноменально одаренных
способностями. Их можно и нужно воспитывать, своих,
родных! Только для этого нужно объединить усилия всех
подразделений - от зональных методических центров,
отделов культуры,
администраций образовательных
учреждений, преподавательского состава, до родителей
учащихся…
Хореографические отделения - одни из самых массовых
по контингенту учащихся в музыкальных школах и школах
искусств.
И именно дополнительное образование,
хореографические отделения ДШИ должны работать и
пополнять своими лучшими воспитанниками классы будущих
артистов балета, чтобы тысячи детей могли осуществить
свою мечту – найти дорогу в профессиональное искусство
танца. Сегодня музыкально-хореографическое сообщество
Кубани, в частности Горячего Ключа, направило все усилия
на взращивание юных талантов артистов балета – коренных
кубанцев. Литература
1. Нагайцева Л.Г. Актуальные вопросы и перспективы развития
хореографического искусства на Кубани // Региональный
компонент учебно-воспитательного процесса в ДШИ // КГУКИ -
Краснодар, 2012,- 49С.
2. Блаженный Иоанн. «Фортепиано как Орфеон».
Методическая разработка "Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ"
Методическая разработка "Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ"
Методическая разработка "Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ"
Методическая разработка "Развитие хореографии посредством концертмейстерского искусства в ДШИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.