Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе
Оценка 5

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
07.08.2019
Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе
Данная разработка представляет собой сборник материалов по военно 0 патриотическому воспитанию в школе. Это и музыкально - поэтические мероприятия, и военно - спортивные игры, конкурсы патриотических песен, Уроки Мужества, музейные уроки, коллективно - творческие дела. Материал будет интересен для организаторов воспитательной работы в школе, музыкальным руководителям, старшим вожатым, классным руководителям.
Методическая разработка по патриотическому воспитанию.МКОУ Кремлевская СОШ..doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение Кремлевская средняя общеобразовательная школа Коченевского района Новосибирской области Методическая разработка: «Методические рекомендации по проведению  мероприятий гражданско — патриотического направления в образовательном учреждении в рамках  Месячника по гражданско — патриотическому воспитанию школьников:  «Помнить и хранить»».                        Составитель:   Сидорова О.А., ст. вожатая,                                                учитель музыки                            МКОУ Кремлевской СОШ Содержание Пояснительная записка ……………………………………………        3  Методические рекомендации по подготовке и проведению музыкальных  конкурсов  патриотической направленности  ………………………     5 Методические рекомендации по подготовке и проведению КТД …     7  Методические разработки  добровольческих инициатив …………       8 Методические разработки военно — спортивных праздников...........  11   Методические разработки  внеурочных мероприятий....................       13 Литература …………………………………………………………         33 Список  приложений……………………………………………………  34 2 Пояснительная записка Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский Одна из важнейших задач школы ­ патриотическое воспитание  подрастающего поколения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим  воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к  своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности   и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание  патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства  гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.    Целью данной работы является создание в помощь школьным  работникам материалов, которые можно  использовать в воспитательной  работе по формированию патриотического сознания учащихся.  Задачи :  ­ укрепить познавательный интерес учащихся к истории нашей Родины,  области, района, села;  сплотить школьный  коллектив в процессе совместной социально –  значимой деятельности; 3 создать условия для развития творческой инициативы учащихся.  Материалы представляют собой сценарии внеурочных мероприятий,   разработанные Положения мероприятий.  Если учитель в своей  повседневной работе начнет регулярно обращаться к подобным  материалам, то их использование поможет вырастить поколение людей  убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято  называть коротким и емким словом ­ «патриот».  Методические разработки  мероприятий, проводимых в рамках  Месячника гражданско – патриотического воспитания школьников имеют  как образовательную, так и воспитательную направленность, способствуют  формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к  старшему поколению, воспитывают патриотизм, любовь к Родине. Планируемые результаты:    ­ приобретение знаний об исторических событиях советского периода  истории о защитниках Отечества, российских защитниках Отечества как в  масштабах страны, так и в масштабах области, района, села;  ­ решение проблемы преемственности поколений.  ­ повышение статуса гражданско ­ патриотического воспитания; ­ приобретение навыков коллективной творческой работы. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том,  чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало  наполненное благородством и уважением отношение к России, к  защитникам Родины, к памятникам, прославляющим героев Отечества. Данные методические рекомендации можно использовать при  проведении Месячников по военно­патриотическому воспитанию ко Дню  защитника Отечества, Дню Победы, к памятным датам в истории  советского и российского государства.                                                              4        Методические рекомендации по подготовке и проведению      музыкальных конкурсов патриотической направленности. Россия — одна из самых музыкальных стран в мире. И многие песни,  которые создавались в России, являются отражением ее истории. Поэтому    при ознакомлении школьников с разными историческими событиями их  Родины бывает интересным обращение к русскому музыкальному  искусству.  В нашей  школе, среди других добрых традиций, одной из наиболее  памятных является ежегодное проведение Фестиваля патриотической  песни  (Приложение 1).  Подготовка к такому конкурсу заставляет ребят  вспомнить музыкальные произведения, которые создавались более  полусотни лет назад, но остались неподвластны времени. Это песни и  марши времен Гражданской и Великой Отечественной войн, а также песни,  созданные во втором половине XX века, но, также приуроченные к каким­ то героическим военным событиям.  Очень нравятся ребятам современные  песни патриотического характера, например О.Газманов «Россия». Но песню  можно не только исполнить, ее можно показать, т. е.  инсценировать.  Это отдельный конкурс «Театрализованной военной  песни ». Проводится он обычно в преддверии 9 Мая.  В этом конкурсе  нужно внимательно отнестись к содержанию песни, продумать сценарий  театрализованной постановки,  костюмы выступающих, атрибуты и декорации.  Для этого конкурса можем предложить следующие песни: «В  лесу прифронтовом» ­ песня композитора Матвея Блантера на стихи  Михаила Исаковского,  «Журавли» ­ слова Расула Гамзатова, музыка Яна  Френкеля,  «Над Мамаевым курганом тишина»­ музыка Александры  Пахмутовой,  стихи  Виктора Бокова, «Бьется в тесной печурке огонь» ­  музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова и т.д.  Кроме конкурса патриотической песни, также в честь Дня Защитника                                                               5  Отечества проводится конкурс «Смотр строя и песни» (Приложение 2).  В процессе подготовки к такому смотру  задействовано сразу  несколько школьных преподавателей. Учитель музыки помогает выбрать  песню, классный руководитель ­ разучить ее. Учителя физкультуры и ОБЖ  разрабатывают комплекс подходящих гимнастических упражнений и  репетируют умение правильно шагать под музыку, выполнять построение и  перестроение класса. Не  остаются в стороне и родители, которые не  только помогают выучить песню или движения, но и  сами участвуют в  конкурсе.  Перед тем, как класс начнет исполнение выбранного  музыкального произведения, ведущему смотра нужно грамотно произнести  название и указать авторов. Если эта песня звучит в каком­то фильме или  сериале, то необходимо упомянуть, в каком именно. 6 Методические рекомендации по подготовке и проведению  коллективно — творческих дел патриотического напрвления. Ежегодно, в рамках празднования Дня Защитника Отечества и Дня  Победы в Великой Отечественной войне мы уделяем особое внимание  воспитанию у учащихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов,  выстоявших в этом тяжелейшем испытании и отстоявших свободу и  независимость нашей Родины, гордости за своих отцов, прошедших  Афганистан и Чечню, выполнявших свой интернациональный долг при  проведении коллективно — творческих дел.  Обращение к тому времени  не ограничивается прохождением фактического материала на уроках  истории России. Оно органично дополняется внеурочной деятельностью, в  том числе встречами с живыми свидетелями знаменательных событий.  Общение с ними обычно вызывает у школьников неподдельный интерес, как в младших, так и в старших классах. Воспоминания ветеранов Великой  отечественной войны, локальных войн,  их высказывания по таким  актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость  зашиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно они помогают  школьникам осознать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и  фактами учебников.   В этой связи были разработаны КТД  «Лента памяти»   (Приложение 3) и «Солдаты России» (Приложение 4)  Патриотизм  включает в себя не только знание и уважение к истории своей Родины, но и  любовь к родному краю, знание истории своей малой Родины. В 2017 году  Новосибирской области исполняется 80 лет. К этой дате в школе  приурочили выставку «Дары осени». Выставка включала в себя   выполнение Герба сельского района   Новосибирской области (район  выбирался по жеребьевке)   из овощей, фруктов, природного материала и  выступления учащихся с визитной карточкой района в любой творческой  форме.  (Приложение 5).                                 7        Методические рекомендации по проведению добровольческих    инициатив  ШДО «Союз планет». В каждой школе есть детская организация либо органы  самоуправления. Данные рекомендации направлены  на деятельность этих  объединений, ориентированы на активистов, которые вокруг себя могут  объединять других ребят, когда проводят какую — либо акцию или  инициативу.  Цель такой деятельности: пропаганда идей добровольческого труда  на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем. Задачи:   воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию  формировать  лидерские и нравственно­этические качества, чувство  патриотизма и др.; ­ вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием социально­ психологической и социально­педагогической поддержки различным  группам населения; ­ поддерживать инициативы  учащихся в реализации программ  профилактической и информационно­пропагандистской направленности. Акции и инициативы бывают традиционными, ежегодными или  приуроченными к какой — либо дате, событию.  Предлагаем провести  следующие акции и инициативы: «Русский герой Александр Покрышкин» (Приложение 6) (по такому сценарию можно провести инициативу  о других героях  войны области, района, села) Цель: сохранение памяти о войне  и информирование населения о военной  судьбе нашего земляка, трижды героя Советского Союза  А.И.  Покрышкина.                                                                 8  Задачи:   выяснить, что знают о А.И. Покрышкине жители села (опрос)  оформить буклеты «Никто не забыт, ничто не забыто» (посвященные   нашему земляку ­  А.И. Покрышкину)  распространить буклеты среди населения села  и учащихся школы  провести викторину среди учащихся «А.И. Покрышкин — жизнь  героя»  Акция «От сердца к сердцу»:   Цель: оказание помощи  в гражданском и патриотическом становлении  подрастающего поколения. Задачи: 1. Создавать условия для сознательного изучения детьми истории своей  страны; 2. Развивать чувства гордости и ответственности  за ветеранов войны и  тружеников тыла; 3. Воспитывать моральные качества ребёнка, и эстетически нравственные  нормы его поведения.  «Посылка содату»,  «Подарок ветерану», «Помощь ветерану» и другие  (Приложение 7) Добровольческая инициатива «Память»:  организация этой инициативы  состоит в проведении экскурсий для младших школьников по материалам  Уголка боевой и трудовой славы, исследовательская деятельность по  изучению военной истории родного края,  проведение музейных уроков. Цель: изучение истории своей малой Родины. Задачи:   изучать историю своей малой Родины, записывая  воспоминания  ветеранов, собирая фотографии, документы, газетные вырезки;                                                           9  создавать  Архив собранных материалов, делать видеоролики;  использовать материал в оформлении стендов, проведении Уроков  мужества, классных часов, экскурсий. (Приложение 8) Методические разработки военно — спортивных праздников.  10 Занятия физической культурой и спортом дают подросткам чувство бодрости, уверенности в своих силах, улучшают их эмоциональное состояние. Но развивать учащихся нужно не только физически, но и  нравственно и умственно. На протяжении многих лет в нашей школе  проводиться военно – спортивный праздник под девизом «Быстрее! Выше! Сильнее!»,  посвященный Дню защитников Отечества для учащихся 8­11 классов,  «Вперед, мальчиши!» ­ длч 5­7 классов, «Зарничка для начальной школы.» В программу праздника для 8­11 классов входят военизированные  эстафеты, конкурсы на силу, ловкость, быстроту, выносливость, смотр  строя и песни, конкурс капитанов, интеллектуальные конкурсы на знание  истории России. Программа праздника насыщенная и непростая. Без  хорошей физической подготовки осилить её невозможно. Наши учащиеся на деле доказывают, что «Мускул свой и тело надо тренировать для военного  дела».  В состав жюри входят ветераны Вооруженных сил. Система  проведения  этого мероприятия отработана: заранее готовиться план  проведения, Положение  (Приложение 9) и сценарий праздника. Красочно  оформляются места проведения, соблюдаются ритуалы открытия и  закрытия праздника.  В программах для средних классов больше  спортивных конкурсов, конкурсов на знание истории, смекалку. Для младших классов это «Зарничка» проходит в форме соревновательной  игры, в которой также нужны сноровка, смекалка, знание основных событий военной истории.  Цель таких мероприятий ­ формирование патриотического сознания и  закрепление  навыков начальной военной подготовки обучающихся.                                                           11 Задачи:  ­закреплять навыки начальной военной подготовки; ­повышать интерес к здоровому образу жизни; ­повышать уровень информированности о Великой Отечественной войне; ­ сплотить коллектив в ходе совместной деятельности ­ выявить лидеров класса и школы. 12 Методические разработки внеурочных  мероприятий. Урок Мужества  «Детство, опаленное войной». Разработка данного мероприятия предназначена для учащихся  5­9  классов. По усмотрению классных руководителей можно использовать в 1­4 и в 10­11классах. Цели: ­ рассказать  учащимся о жизни и деятельности детей­ подростков во  время Великой Отечественной войны, их героических  подвигах; Задачи:    ­   побудить  учащихся к чтению произведений о войне; ­воспитывать в учащихся чувство патриотизма;   способствовать   формированию   гражданской   позиции,   наиболее полному пониманию значимости Великого Подвига своего народа; ­ раскрыть творческие способности учащихся. Место  проведения: Подготовка: ­ за две недели до мероприятия в библиотеке были  ­ актовый зал школы. оформлены выставки книг, посвященные  Великой  отечественной войне: «Сибирские страницы Великой  Отечественной», «Годы, опаленные войной».  На   регулярную выставку «Хочу узнать и нарисовать тебя  мир» помещены  рисунки учащихся о войне, Салюте  Победы, о мире.  У выставок проведены обзоры  литературы о войне, беседы­обзоры периодической  печати о наших земляках, сражавшихся на фронтах.  Сотрудник библиотеки  принимает участие в классных часах, темой которых являются  подвиги и мужество  воинов, детей­подростков на передовой, в тылах,                                                          13 партизанских отрядах.  Учащиеся  готовят мультимедийную презентацию  «Детство, опаленное войной»,  готовятся к конкурсу  чтецов «Память живет в веках», который проводится в  рамках данного мероприятия. Оформление: мире. Зал украшен атрибутами празднования Дня Победы. . В зале оформлен стенд с рисунками детей о войне и   Библиотекарь:  Дорогие ребята,  мы пригласили вас на урок  мужества «Детство, опаленное войной»,  посвященного юбилейной дате окончания  самой кровопролитной войны 20 века, чтобы  еще раз вспомнить, какой ценой досталась  нашему народу Великая  Победа.   1­й чтец:  Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам,  Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник. И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось! (На фоне музыки «Священная война») 14 2­й ведущий:  «Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет.  Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рев все  яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых  снарядов. Рвануло где­то совсем рядом. «Война!» ­  крикнул кто­то. И было это  22 июня 1941 года в 4 часа 15 мину по московскому времени» (Из произведения  Б. Васильева) 1­й ведущий:  Она идет тяжелым чугунным шагом, вся земля дрожит от  ее шагов. Горит земля, горит небо. Стой, война! Не ходи  дальше! Но война шагает и шагает… И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины ее         орлы, ее сыны. 2­й чтец: Отец твой дерется с врагами­ Тяжелая это работа. Все люди встают, защищая Страну, как родную мать. У нее большие хлопоты,  Большие дела и заботы. Ей будет трудно порою – Ты должен ей помогать. (выходят два ученика) 1­й ученик:  2­й ученик: Война! Что теперь будем делать, как жить? Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил  стать моряком.  Пойду в морскую школу, выучусь,  буду  бить фашистов. 1­й ученик: Моряком, конечно хорошо, но лучше быть танкистом.  2­й ученик: 1­й чтец:  15 Сяду в танк, развернусь – и нет немецкого полка! А еще я хотел быть токарем, как мой отец. Буду  вытачивать на его станке снаряды. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла? И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала,  1­й ведущий:   Подставили ящики, чтобы достать до станка. В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети.  Шли работать на заводы и фабрики, заменяя взрослых,   ушедших на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов, иногда они даже спали в цеху,  не уходя домой, жили впроголодь, не доедая, не досыпая. «Все для фронта. Все для Победы!» (звучит музыка из кинофильма «Свой среди чужих,  чужой среди своих»…) 2­й ведущий: Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны,  собирали теплые вещи, выступали с концертами перед  ранеными в госпиталях. 1­й ведущий:   Посмотрите, кто привел в Ярославль этот  хлебный обоз  2­й ведущий: для фронта. В подавляющей массе – подростки. Этот  снимок красноречивее всяких слов. Враг рвался к Ленинграду. Вместе со взрослыми на  строительство оборонительных сооружений вышли и  школьники. 1­й ведущий:   Молдавские колхозники сдают хлеб в фонд обороны. Без  2­й ведущий: неугомонных подростков здесь дело не обошлось. Одесса готовилась к обороне, улицы и площади города  покрывались баррикадами, и здесь проворные мальчишки 16  вносили посильный вклад, работая на укладке мешков с  песком. 1­й ведущий:   Многие саратовские школьницы пришли в цеха  оборонных предприятий. 2­й ведущий: 1­й ведущий:   2­й ведущий: Помогали собирать трофейное оружие и боеприпасы. Это  фото сделано под Сталинградом. В своих школьных мастерских клеили конверты, пакеты  для подарков и посылок. На этом снимке мы видим танковый цех завода и одного  из самых маленьких его рабочих – ученика ремесленного  2­й чтец: училища электросварщика Лешу Елова.  Я из детства ушел не как все, А шагнул через пламя взрыва… В молодом серебристом овсе Мина мягкую землю взрыла. Вновь засеяли землю весной, От дождей оплыла воронка…           Трудно вырасти из ребенка, Искалеченного войной. 1­й ведущий:   (На фоне музыки «На безымянной высоте») Тяжелые испытания война принесла детям. Героизм и  мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали  жизнь за победу. Пришел час – они показали, каким огромным может стать  маленькое детское сердце, когда разгорается в нем  священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. 2­й ведущий:  Маленькие герои большой войны.  Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.  Сражались повсюду, В небе, на море, в подполье.  Старались всячески навредить захватчикам, помочь  партизанам. Их повзрослевшее детство было наполнено  страшными испытаниями. В годы войны 11 тысяч воинов  стали героями Советского Союза. Среди них – дети –  подростки. (На экране – портреты пионеров­героев и их      фамилии). 1­й ведущий:  Володя Казначеев.   Весной 1941 года закончил он пятый класс, а осенью  вместе с сестрой пришел в партизанский отряд. Их маму  расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным, доставлял ценнейшие сведения, расклеивал  листовки. Пустил под откос более 10 вражеских  эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем  еще мальчик. Володя награжден орденом Ленина,  медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени. 2­й ведущий: Витя Хоменко и Шура Кобер.  Свой героический путь мальчики прошли в городе   Николаеве.  В школе по­немецкому  у Вити была пятерка.  Подпольщик ему поручили устроится в немецкую  столовую для немцев: мальчик подавал обеды и слушал  разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным при  штабе. Но они и подумать не могли, что их самые  секретные пакеты первыми читали подпольщики.                                    17 Шура Кобер вел наблюдение у железной дороги и по его  донесениям летели под откос немецкие эшелоны с боевой  техникой.  Однажды мальчики получили задание перейти линию  фронта, чтобы установить связь с Москвой. Ребята  доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку и  оружие. Но вскоре они были схвачены фашистами и  казнены. Они жили героями и погибли как герои. 1­й ведущий: Зина Портнова.   Война застала ленинградскую девочку в деревне, куда она приехала на каникулы. Там была создана подпольная  группа «Юные мстители», и Зина стала ее участником.  Она вела разведку, распространяла листовки. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную  партизанку, пытали. Во время одного из допросов Зина  схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в  гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также  убит на повал. Зина пыталась бежать, но фашисты  настигли ее… Родина посмертно отметила ее подвиг  высшим званием – званием Героя Советского  Союза. 2­й ведущий: Марат Казей.  Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где  жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Школу они  превратили в свою казарму. Враг лютовал. Маму Марата казнили  за связь с партизанами. Гневом и  ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика и он  ушел в партизанский отряд. Он был разведчиком,                               18 участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу,  бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего  патрона, а когда у него осталась лишь одна граната,  подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За  мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания  Героя Советского Союза. В городе Минске стоит  памятник юному герою. (На экране: портреты пионеров­героев,  Родина­Мать, слова «Я или  Родина») 1­й чтец:  2­й чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! 1­й чтец: 2­й чтец: 1­й чтец: 2­й ведущий: Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина! Пламя ударило в небо! Ты помнишь, Родина! Тихо сказала: Вставайте на помощь…Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Просто был выбор у каждого… Я или Родина! (видео ­ ролик «Лица войны») 1­й ведущий: Война оставила след почти в каждой семье. В руинах  осталось 1700 городов и поселков, свыше 70.000 сел и  деревень. В этой страшной войне погибло 27 млн.  человек.  2­й ведущий: Они пали за мир, за жизнь, за нас!  Склоним  головы в  память  о погибших в Великой  Отечественной войне! 1­й ведущий: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну.                           19 Сколько юных тогда не вернулось назад! Не дожив, не допев, под гранитом лежат. Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье, Ты  послушай святую минуту молчания. (Минута молчания) 2­й  ведущий:    Пускай сердца, волнуясь, замирают,                      Когда в дорогу горны позовут.                      Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут. (На фоне музыки  « День Победы») 1­й  ведущий: Проходят годы, мы все дальше и дальше от той Великой  Победы, но величие её нельзя уменьшить. Победа  досталась нам очень дорого.  1­й  ведущий:  Наша память будет жить в веках! Объявляется  конкурс чтецов, посвященный Великой  Победе.  Открывает  конкурс  старшая вожатая  стихотворением    М. Джалиля «Варварство». Выступают чтецы – конкурсанты Подведение итогов конкурса.  Лучшим чтецам    вручаются  Дипломы  и Георгиевские ленточки.. (На фоне музыки« Майский Вальс»)  2­й ведущий:  Снова майские  звезды в полях зацветают,           И вдоль старых окопов плывет тишина   Там когда­то гремела большая, Не по детскому росту война.                                                           20 1­й ведущий:  ... лет наша страна не видела ужасов войны, наша земля не  вздрагивала от взрывов и снарядов. Поэтому мы, юные граждане нашей  страны, должны сохранить память о героях, о тех, кто воевал, погибал,  выживал в тех адских условиях, когда казалось, невозможно было выжить. Мы благодарны им за нашу счастливую мирную жизнь.  Чтец:  Мир – это утро, полное света и надежд. Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы. Мир – это гул тракторов и комбайнов. Мир – это школа, в окнах которой солнце. Мир – это жизнь! (Заключительная песня «Пусть всегда будет солнце») Литературно — музыкальная композиция    «Мы помним...» Цель: воспитание  чувства гордости и уважения к прошлому своего  Отечества, к людям, которые  отстояли свободу своей страны.  Задачи: ­ развивать нравственно ­ духовные чувства:  сопереживания,  благодарности, уважения к подвигу своего народа; ­ воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым  людям;   ­ прививать интерес к изучению истории свой страны. Категория участников:  учащиеся старших  классов,  педагоги Ход мероприятия: Фонограмма колокола. Голоса за кадром: девушка, юноша.   Выступление  сопровождается презентацией.  Что это, ты слышишь? ­ Это колокола. Колокола памяти. ­ Памяти? А разве такие бывают? ­ Бывают, смотри! Звучит музыка Альбинони «Адажио», на сцену медленно с двух сторон  выходят девушки,  держа в руках свечи.  Сцена затемнена. Девушки  читают стихи. 1.Солнце кровавилось в дымчатой мгле, Красным снарядом било (пауза) Их уже не было на земле, а оно было. 2.Волны неслись от скалы к скале, Море гранит дробило (пауза) Их уже не было на земле, а оно было. 3. Дерево шло по сырой земле, Землю корнями рыло (пауза), Их уже не было на земле, а оно было. Девушки со свечами медленно  покидают сцену .. Голос  за сценой: Девушка:  А мы не стали памяти перечить, И вспомним дни далекие, когда Упала нам на слабенькие плечи Огромная, великая беда. Года пройдут, но эти дни и ночи Придут не раз во сне тебе и мне, И пусть мы были молодыми очень, Мы тоже победили в той войне. Девушка уходит со сцены, звучит фонограмма «На солнечной  поляночке», выбегают девушки со смехом, собирают цветы, одна  читает письмо. Подходит сержант. Сержант: Становись! Равняйсь! Смирно! Веселкина, чего улыбаешься? Война, а тебе все нипочем. Что молчишь, как партизан? Веселкина: Виновата, товарищ сержант. А что же нам теперь все время  плакать и горевать? Молодость­то проходит, может,  завтра убьют, так я  жизни радуюсь.  Сержант: Ты права,  Веселкина! Радуйтесь, девчонки, пока живем! Рядовая Сапожкина, почему сапоги не начищены? Сапожкина: Товарищ сержант, это вас не касается. Сержант: Не понял, я спрашиваю еще раз, Сапожкина, почему сапоги не  начищены? Сапжкина: Так ведь гуталина нет. Сержант: А это меня не касается! Сапожкина: Так я вам так же и сказала! Девушки смеются, перешептываются. Сержант: Отставить разговорчики! А сейчас две новости, одна плохая, а  вторая хорошая. С какой начать? Все: С хорошей! Сержант: Рядовая Храбрецова! Храбрецова: Я! Сержант: Выйти из строя! Храбрецова: Есть! Звучит мелодия песни «На безымянной высоте» ­ фоном Сержант: За мужество и отвагу, проявленную в боях под Москвой,  награждается медалью рядовая  Храбрецова. Храбрецова: Служу Отчизне! Сержант: Спасибо, Лена! (пожимает руку) Заводилкина: А какая плохая новость, товарищ сержант? Сержант: Времени для отдыха нет. Через полчаса наш полк выдвигается в  западном направлении к Ельне. Предстоит сложная операция по  освобождению этого города. Дорогой ценой даются нам победы, ценою  наших жизней, но если не мы, то кто же встанет на защиту нашей Родины?!  Полчаса на отдых, разойдись! Сержант уходит, девушки подбегают к Храбрецовой, жмут ей руку,  обнимают. Заводилкина: Молодец, Лена! Меткая: Не зря у тебя фамилия такая, Храбрецова! Сапожкина: Героиня ты наша! Храбрецова: Да ладно вам, девочки, спасибо. Веселкина: А я бы так не смогла, я такая трусиха! Храбрецова: А как в бой пойдешь? Веселкина: А как вспомню похоронку на отца, тело брата убитого, маму  всю в слезах, поседевшую, деревню нашу сожженную… Весь страх пропадает, и ненависть кипит, и, кажется, что хватит ее, чтобы уничтожить  всех фашистов! Храбрецова: И у меня немцы отняли маму, сестру, отца. А вместе сними и  радость, счастье, надежды… Одна бомбежка – и вся жизнь кувырком. Немая сцена  под музыку «Безымянная высота». Слайды Веселкина: Девчонки, ну чего загрустили, всего полчаса на отдых,  повеселимся! Поет частушки, девушки пляшут.  ­ На войне одной минутки не прожить без прибаутки Шутки самой немудрой, Без частушки заводной. ­Как гвардейская «Катюша» долбанет в врага снаряд, улетают фрицев души  без посадки прямо в ад! ­ Как тут Гитлер не старался, только вышло дело «швах».... Звучит фонограмма звуков бомбежки. Девушки замирают.  Чтец за сценой:  На батарее были сплошь девчонки, А старшей было 18 лет. В то утро танки вышли прямо к Ельне Те самые, с крестами на броне. И старшая, как от кошмара заслоняясь рукою, Скомандовала только:  Храбрецова: «Батарея…» Веселкина(закрывая уши) «Ой, мамочка» Меткая: «Ой, родная» Храбрецова: «Огонь!» (звуки взрыва) И – залп! И тут они заголосили, Девчоночки запричитали всласть: «Ой, мамочка, ой, страшно мне, Родимая, спаси меня» И снова: Храбрецова: «Батарея…» (звуки взрыва) Фонограмма «На безымянной высоте» Чтец: И уже перед ними посреди земного шара Левее безымянного бугра, Горели неправдоподобно жарко Четыре черных танковых костра Раскатывалось небо над полями Бой жаркий кровью истекал Зенитчицы кричали и стреляли Размазывая слезы по щекам! (В это время девушки медленно выходят на передний план  и  становятся в шеренгу) Храбрецова: И падали, и поднимались снова Впервые защищая наяву И честь свою (в буквальном смысле слова) И Родину, и маму, и Москву! Веселкина: Как продолжение дня Мы шли тяжело и мощно Можно убить меня Все: Нас убить невозможно! Меткая: Тебе не раз враги грозили –  Тебя сметали – на смели. Любовь моя, моя Россия Тебя порушить не смогли! Сапожкина: Тебя топтали, не стоптали, Тебя сжигали, не сожгли Мы всё с тобою испытали, И даже больше, чем могли. Звучит фонограмма «Здесь птицы не поют» Девушки поют: Здесь птицы не поют Деревья не растут И только мы плечом к плечу Врастаем в землю тут. Нас ждет огонь прицельный И все ж бессилен он Сомненья прочь уходит в ночь отдельный Девичий наш зенитный батальон Девичий наш зенитный батальон. (маршируя, уходят со сцены) «Мы тебя не забудем, Афган»  Литературно — музыкальная  композиция  для старшеклассников. Цель: воспитание чувства гордости за Отечество и расширение кругозора о героизме советских солдат проявленных в Афганистане;  Задачи:  ­ способствовать нравственно­патриотическому воспитанию школьников; ­ воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к  старшему поколению. Ведущий 1:            22 года назад для тысяч наших сограждан — тех, кто нес службу за  пределами Отечества, выполняя интернациональный долг, закончилась  война на территории Афганистана. Ценой своей жизни они пытались  отстоять право  афганского народа на мирную жизнь.  Ведущий 2: Любая война — это насилие, колоссальная несправедливость, преступление против человечества. Можно спорить о том, насколько необходимо было  участие наших солдат и офицеров в военных действиях тех лет. Но не  оставляет сомнения один факт: есть ценности мира, добра, благополучия,  отстаивать и защищать которые — долг каждого, вне зависимости от  национальности, вероисповедания, гражданства.  Чтец: Эту память и боль вечно носим с собой Об афганской жестокой войне. И Обь, и Байкал помнят тех, кто отдал Свои жизни в далекой стране. Блеск посмертных наград офицеров и солдат Вечно стали в едином строю Павших не воскресить, но нельзя позабыть                                                        28 Шедших рядом в смертельном бою.  Чтец: Вам, ветераны яростных сражений, Чья молодость закалена в бою, Приносим мы любовь и уважение, И светлую признательность свою. (Исполнение песни «От героев былых времен») Ведущий 1:  Солдат Отечества, воин России... Во все времена отношение к нему и  его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. 15  февраля 1989 года закончилась одна из самых затяжных жестоких и  трагических войн конца 20 века. Она длилась 9 лет, 9 месяцев и 19 дней. Ведущий 2:  Результаты ввода советских солдат в Афганистан известны. Общие  потери нашей страны составили около 15 тысяч человек. Десятки, сотни  тысяч вернулись на Родину ранеными, искалеченными морально и  физически, более 300 человек пропали без вести, захвачены в плен.  Вооруженное вмешательство в дела суверенной страны нельзя ничем  оправдать. Война в Афганистане признана политической ошибкой  советского руководства. Ведущий 1: Но сегодня мы собрались не затем, чтобы искать виновных. 22 года  назад из Афганистана были выведены советские войска, проявившие  высокое мужество и героизм. Афганская война — это дружба и войсковое товарищество, проверенные смертельным дыханием гор, это искренняя вера в интернациональный долг, порою долг ценою собственной жизни. Исполнение песни под гитару  «На Моздок»  ­ исполняет воин —  интернационалист Кирьянов Николай.  29 Во время песни демонстрируются кадры документальной хроники. Ведущий 2:  Сегодня к нам в гости пришли участники боевых действий в Афганистане,  Чечне. (Ведущий по очереди представляет участников боевых действий,  называя воинские звания и награды) Ведущий 1:  Вам, уважаемые земляки, мы преподносим памятные подарки (Фото  в рамке «Фотоколлаж») Ведущий 1: Десятки тысяч раненых принимало наше Отечество. Тысячи навечно  полегли в песках и барханах Афгана.  Ведущий 2: Уже в первые месяцы аэропорты столичных городов Средней Азии с  пугающей регулярностью принимали военные транспортные самолеты с  цинковыми гробами. «Черными тюльпанами» называли эти воздушные  катафалки. Груз 200... Чтец: Я видел много раз в боях, Как смерть друзей моих косила. Сыновий принимая прах, Навзрыд Россия голосила. 30 А мы, друзей прикрыв землей, Склоняли головы в печали. Тая не слезы — гнев немой, Мы обвиняюще молчали. Чтец: В память павших своих земляков Зажигаем потухшие свечи. Пусть расправит неяркий их свет Всех участников усталые плечи. Поколение не знавших войны, Как свою, вашу боль принимаем, Чтобы не было больше беды, Мы сегодня свечу зажигаем. Минута молчания. На экране фотографии и имена погибших в  Афганистане, Чечне  воинов — земляков (если таковые имеются).  Исполнение песни под гитару «Я ухожу, сказал мальчишка» Ведущий 1:  Каждое поколение по­своему  проходит определенное испытание на  прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в  полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту  ответственности, как писал поэт А. Твардовский: «За Россию, за народ и за  все на свете!» Чтец: На земле, изувеченной язвами мин, Изможденные, злые, как черти, Ветераны боев возвращаются в мир На правах победителей смерти. И не скажут вам матери, сколько нам лет. Так случилось — на высях сожженных, Прикоснулись мы к вечному миру, Где нет победителей и побежденных. Вот поднялся наш лайнер, мы вышли в зенит, Жизнь и смерть — мы раздвинули грани. 31 Только тело на север, на север летит, А душа? Остается в Афгане... Ведущий 2: Каждое время рождает свои песни, книги, своих героев. Обращение к  героическому прошлому нашей Родины, к памяти, к воинским традициям, к славной истории Вооруженных сил — святой долг каждого гражданина.  События в Афганистане, Чечне убеждают людей, что без Армии в России  не выжить. Армия была и остается этапом становления молодого человека,  школой мужества и героизма. Чтец: Пусть вороны гибель вещали, и кони топтали жнивьем. Мужскими вещами считались кольчуга, седло и копье. Во время военной пучины, в полях, в ковылях, на снегу Мужчины, мужчины, мужчины пути заступали врагу. Пусть жены в ночи голосили и пролитой крови не счесть ­ Мужским достоянием были мужская отвага и честь! (Далее предлагается ребятам задавать вопросы приглашенным гостям в конце вечера гости приглашаются на чаепитие во время которого  можно петь песни под гитару.) 32 Используемая литература: Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и  внеклассные мероприятия: 1­11 классы. – М.: ВАКО, 2006. Воспитание школьников – 2005. ­ №10; 2006. ­ №6, 10; 2007. ­ №5, 10 Классный руководитель – 2005. ­ №1 Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель –  АСТ, 2005.  Классные часы. 11 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель –  АСТ, 2005. Роберт Рождественский:    Баллада о зенитчицах  Страна затей:  сборник сценариев игровых программ  "Честь Отечества"  международный журнал; издатель и главный редактор  журнала А.М. Воловик Сайты интернета, посвященные истории Великой Отечественной  войны: ­ Великая Отечественная война. http: //www.bigwar.msk.ru/ ­ «Победа. 1941­1945». http: //www.victory.rusarchives.ru/ ­ Непридуманные рассказы о Войне.http: // www.world­war.ru/ ­ События Великой Отечественной войны. http: // www.velikvoy.narod.ru/ ­ «Наша Победа. День за днем». http: // www. 9may.ru/ ­ Военная литература. Режим доступа:http: // www.militera.lib.ru/ ­ Я помню. http: // www.iremember.ru/ 33 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.            Список приложений. Положение  «Фестиваль патриотической песни» Положение «Смотр строя и песни» КТД «Лента памяти» ­ разработка мероприятия КТД «Солдаты России» ­ разработка мероприятия Выставка «Дары осени», посвященная 80­ летию НСО —  фотографии. Сценарий провдения добровольческой инициативы, посвященной А.  Покрышкину Добровольческая инициатива «От сердца к сердцу»,  фотографии Разработки экскурский  «Памятник Воину ­ освободителю», «Уголок  Боевой славы», «Белые пятна»,  сценарий музейного урока  «Мое село — мой дом родной» 9. Положение Военно — спортивный праздник «А, ну­ка, парни» Приложение 1 34 Положение о школьном Фестивале патриотической песни  «Георгиевская лента» 1. Цель  Фестиваль проводится в целях реализации патриотизма, творческого потенциала, выявления и поддержки талантов, а также расширения круга интересов учащихся школы. 2. Задачи 2.1 Выявление, поддержка и развитие талантливых детей школы. 2.2 Формирование интереса к хоровой музыке как виду искусства. 2.3   Стимулирование   творческого   роста   молодых   дарований, повышение их творческого потенциала. 2.4 Обмен педагогическим опытом. 2.5 Создание условий для социального партнёрства с семьёй. 3. Сроки проведения и участники  фестиваля 3.1 Фестиваль проводится 5 мая 2017 года. Конкурс проходит в один этап по темам:  «Я люблю тебя, Россия!», «Нам нужна одна Победа» (песни о войне и песни военных лет, песни о России). 3.2 В фестивале принимают участие хоровые коллективы учащихся с 1 по 11 класс, хоровой коллектив педагогов. Наставниками хоров являются классные руководители. 3.3 Количество участников в хоровом коллективе составляет 100% от общего числа учащихся в классе. 4. Условия участия в фестивале 4.1   Приветствуется   участие   родителей   в   процессе   подготовки   и реализации мероприятия. 4.2 Требования к исполнению и исполнителям:      участие всех учащихся классного коллектива; художественный замысел произведения; артистизм исполнения; соответствие тематике; привлечение родителей.  Исполнение одной песни. Приложение 2 Положение о школьном  Фестивале патриотической песни  «Георгиевская лента» 1. Цель  Фестиваль проводится в целях реализации патриотизма, творческого потенциала, выявления и поддержки талантов, а также расширения круга интересов учащихся школы. 2. Задачи 2.1 Выявление, поддержка и развитие талантливых детей школы. 2.2 Формирование интереса к хоровой музыке как виду искусства. 2.3   Стимулирование   творческого   роста   молодых   дарований, повышение их творческого потенциала. 2.4 Обмен педагогическим опытом. 2.5 Создание условий для социального партнёрства с семьёй. 3. Сроки проведения и участники  фестиваля 3.1 Фестиваль проводится 5 мая 2017 года. Конкурс проходит в один этап по темам:  «Я люблю тебя, Россия!», «Нам нужна одна Победа» (песни о войне и песни военных лет, песни о России). 3.2 В фестивале принимают участие хоровые коллективы учащихся с 1 по 11 класс, хоровой коллектив педагогов. Наставниками хоров являются классные руководители. 3.3 Количество участников в хоровом коллективе составляет 100% от общего числа учащихся в классе. 4. Условия участия в фестивале 4.1   Приветствуется   участие   родителей   в   процессе   подготовки   и реализации мероприятия.

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе

Методическая разработка - Сборник мероприятий военно - патриотического воспитания в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019