Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"
Оценка 4.8

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.04.2018
Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"
Этот доклад можно использовать на уроках изучения истории и культуры чукотского народа. Его цель - воспитание молодого поколения в этнокультурной среде на истории своих односельчан, своего народа. Пробудить в подрастающем поколении интерес к прошлому своего народа, к своему родному языку, к традициям и обычаям.Доклад
Культура береговых чукчей села Энмелен.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Энмелен» Культура береговых чукчей села Энмелен.   Автор:     Рагтувье Анжела Алексеевна   учитель начальных классов Энмелен 2017 г. На берегу Беренгова моря Анадырского залива   расположен поселок Энмелен,  что   в  переводе   с  чукотского  означает  «Скалистый».  Основная масса жителей это чукчи, потомки переселенцев, прибывших со стойбищ Неран, Эргувээм, Ръыткын, Сикайкытрын, Кэңичгын, Валқатльын и др. при переселении и коллективизации   в годы Советской власти. Это потомки оленных и береговых чукчей.               В книге «Военное дело чукчей» найдено свидетельство того, что раньше   это   поселение   было   эскимосским:   известный   в   Провиденском районе в советский период активист села Новое Чаплино Матлю рассказал в   легенде   об   эскимосском     стойбище   Такывак,   что   оно   было   на   месте нынешнего   села   Энмелен,   располагающегося   на   мысе   Беринга.     На территории  современного поселка   попадаются  китовые кости и группы камней, указывающие на остатки древних  жилищ.  В школьном музее села Энмелен собраны материалы с древнего места поселения Такывак ­ представителей древней берингоморской культуры ­ эскимосов,   живших   до   вытеснения   их   чукчами   в   ходе   военных столкновений, переходившими на оседлость приблизительно в XVII  веке. Подтверждение чего найдено в топонимическом  словаре В.В. Леонтьева, например,   в   этнонимах:   мыс   Пыныкычун   (эск.   «утёс»),   мыс   Чирикова (Нунъэмун ­ эск. «земля»). На площадке высотою 20­25 м над уровнем моря найдены остатки  примерно 20 жилищ. В этом месте море вдаётся в берег и в 70 м от уреза воды начинается крутой подъём на площадку, в 200­250 м от края которой –   подножье   горы.   Жилища   на   этой   площадке   расположены   группами   и, видимо, сообщались между собой. Одна из полуземлянок выделяется среди других своими большими размерами. Часть жилищ распознаётся только по своим   очертаниям,   другие   по   торчащим   из   земли   китовыми   костям; различима и их конструкция. Раньше, до Великой Октябрьской революции, в селе было около 25 яранг.   В   школьном   архиве   имеется   видеозапись   рассказа   о   прошлом посёлка Галины Ятиловны Тнантонаут 1923 года рождения: «На галечной косе   (Чыгагран)   были   яранги   ­   Кергавтагиных,   Тнанкергав,   Тнанкав, Тнантонау,   Тнепкир,   Аккай,   Етылькут,   Аренны,   Рилкыне,   Рагтына, Кавыныто, Онкъоче, Гиувъи, Тнанто, Геунеут.  Яранги стояли за речкой по берегу, на косе лишь часть ­ 8­10. Это осенние, а зимние яранги – большие и ставились в другом месте – под сопкой. В них, в пологах (спальное место) можно было ходить в полный рост. В Энмелене проживали  семьи потомков осёдлых чукчей и эскимосов рода «туптек», смешанных с чукчами. История   и   культура   береговых   чукчей   неразрывно   связана   с   их местоположением и образом жизни. Вместе с Советской властью в поселок пришла другая жизнь. Сначала   открылась  школа, которая  располагалась на галечной косе в единственном строении из гофрированного листового железа,   принадлежавшем   американскому   предпринимателю.   Она   была совсем   крошечной,   в   ней   размещалась   начальная   школа.   Директором   и одновременно   единственным   учителем   работала   Бондарева   Зинаида Митрофановна.   От   Кобелевой   Лидии   Ятиловны   стало   известно,   что   её первой   учительницей   в   1930   годах   была   Антонина   Петровна.   По воспоминаниям   других   были:   Татуйка,   Любимцев,   Пасамон   Екатерина Петровна, Пётр. Дети не знали русского языка, а учили их русские учителя. Первыми   учениками   этой   школы   стали:   Тнантонаут   Галина   Ятиловна   – первый пионер села, Геунтонау Ольга Петровна – руководитель школьного и   сельского   ансамбля   «Ракушка»,   Ятхаут   Екатерина   Ятелькутовна, Кобелева Лидия Ятиловна, Тнелькут Владимир Айпелькутович – первый комсомолец, председатель сельского совета, Тнантонау Фёдор Иванович, Этугье  Яков  Григорьевич,  Ухватагин  Борис   Иванович,  Тнапкир  Юрий – завхоз   совхоза,   Увъенко   Лена,   Кутвирит   Александр,   Кергавтагин, Ятылькут, Яйвачав, Тнанкав, Аккай, Кергинто Иван – геройски погибший в Великой Отечественной войне.  Со   слов   Эттугье   Т.И.   в   1951   году   школа   стояла   на   косе.   В   ней работали  Александр  Николаевич   Кобусов  и  его   жена  Кобусова   Августа Васильевна, Чвиптынэ Раиса Ивановна. В 1950 году открылись переездные красные   яранги.   В   нашем   селе   ликвидатором   безграмотности     был Эттытегин Иван Васильевич. Лемешко Павел Семенович     был учителем красной яранги. В 1952 г. заведующим красной яранги был Гухугье  Сергей Михайлович (жена ­ Ауляй).. (Из   газеты   Советский   Уэлен   от   1   декабря   1955   года   подписчик Тнапкир Ю.А.  статья «В отдаленном селе Энмелен»)  Среди колхозников имеется большая тяга к знаниям. 16 человек в двух   кружках   изучают   историю   КПСС.   Пропагандистами   являются   тт. Синицина и Пучкова.   Кроме того 11 товарищей изучают историю КПСС самостоятельно. В вечерней школе   взрослых 55 колхозников повышают своё образование. Преподают в школе тт. Журавлёва и Пучкова.   Возглавил   колхоз В 1934  году  организовали  колхоз   в    посёлке  Неран, недалеко   от   Кымкым, моржового   лежбища   Руддер.   посёлков   Энмелен, председательствовал   до   самого   объединения   Валькатлен ­ в 1954 году. В Энмелене  была  артель по совместной охоте на морского зверя.   Главой   артели   избрали бедняка Тнанке. Ближайшими помощниками стали его братья и родственники – Кергавтагин, Ятылькут, Яйвачав, Тнанкав, Аккай и др. Вскоре артельщики получили руль­мотор, затем – вельбот.(60­е гг.) Видя, как налаживается жизнь артельщиков, в 1934 году организовали колхоз. Председателем колхоза остался артельщик Тнанке.   Колхоз был миллионером: в его хозяйстве были катера «Бриз», «Восход», на них работали В.Залата, Ю.Ф.Готенко, А.П.Овчинников. В 40­е годы в Энмелене развивался морзверобойный промысел. Было три звена по пять человек в каждом. На сезон охоты каждое звено должно было добыть: 65 моржей, что составляло 520 ц.; 50 лахтаков     ­ 70ц.; 42 нерпы   ­ 16,8ц. Всего надо было заготовить 606,8 центнеров мяса.  Около ледника, построенного в 50­е годы, где морзверобои хранили мясо,     находилась   жиротопка.   В   середине   октября   1955г.   колхоз   сдал Пловерскому   зверокомбинату   10   тонн   вытопленного   китового   жира.   От реализованной продукции члены артели получат более пятидесяти тысяч рублей   дохода.      В   60­е   годы   около   ледника   силами   женщин   были построены 2 каменных склада.   В   1957   году   была   построена   звероферма.   Первыми     звероводами были:   Галина   Гыргольнаут,   Ныпавье   Павел, Рультинтегреу Андрей. Поголовье было большое: 288 песцов, из них 228 самок и 60 самцов. Зверей привезли в 1958, самолётом АН­2.   Ирина   Тагринаут, Наши   земляки   осваивали   новую   отрасль   производства   разведение голубых,  серебристых   песцов,   чернобурых   лисиц,   «крестовок»,   учились новым профессиям – звероводов, зоотехников, ветеринаров. Их посылали учиться в Анадырь – это решало проблему занятости коренного населения.   В настоящее время зверофермы закрылись, люди потеряли работу, и пушной   промысел   быстро   забыли.   Остались   единицы   женщин,   которые могут   кроить   и   шить   песцовые   и   собачьи   шапки.   А   до   2000   года   весь посёлок   помогал   звероводам   во   время   забоя   песцов:   разделывали, обезжиривали, прочёсывали шкурки. В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из   китовых   и   оленьих   сухожилий   или   из   кожаных   ремней,   сачками   и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и   росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь  убивали   метательным  орудием  (болой)  и дротиками  с метательной дощечкой.   Со   второй   половины  XIX  века   начали   использовать   ружья,  а затем — огнестрельное китобойное оружие. Раньше дети с детства знали, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. В 70­е годы было организавано морзверобойное звено женщин. В него входили Тнанкау Зинаида, Рактувье Валентина и др. Одной из важнейших  отраслей было собаководство. Почти у каждой семьи была упряжка. Собак воспитывали и считали членом своей семьи.           В начале 60­х годов в Энмелене появился первый трактор. Первые трактористы: Севостьянов И.Е., Овчинников А.П., Панантенмау Борис. В   1955году   в   селе   успешно   работала   бригада   под   руководством Кукла. В Энмелене началось строительство деревянных домов. 20   октября   1955года     впервые   за   существование   села   Энмелен колхозная   электростанция   дала   ток.     В   домиках   и   ярангах     загорелись «лампочки Ильича».   Береговые   чукчи   ведут   оседлый   образ   жизни.  Чукчи   –   народ, хранящий традиции предков.   Одним из национальных Чукотских праздников береговых чукчей является   праздник   Байдары.   Издавна   байдарка   была   средством   добычи мяса.   Делали   её   из   моржовых   шкур,   прикрепляя   к   каркасу   крепкими ремнями   из   шкур   морского   зверя.   И   для   того,   чтобы   воды   приняли чукотскую   байдару   на   очередной   год,   чукчи   устраивали   некий   обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару   ставили   возле   жилища   и   ходили   вокруг   нее   всей   семьей.   На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду. Еще   одним   чукотским   праздником   является   праздник   кита.   Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными   и   загладить   вину   перед   Кэрэткуном   –   хозяином   морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных. Скульптура   и   резьба   по   кости   и   моржовому   клыку   –   наиболее развитые   формы   народного  искусства   у   чукчей.  Традиционными   темами являются   пейзажи   и   сцены   из   повседневной   жизни:   охотничьи   вылазки, оленеводство и коренная живность Чукотки. В соответствие с традицией, только чукчи­мужчины могут заниматься этой деятельностью. Чукотские женщины – мастерицы шитья и вышивания. Вся одежда чукчей состояла из шкур морских и тундровых животных. Из шкур животных шили и яранги.   Чукотские верования и практики – это разновидность шаманизма. Животные,   растения,   небесные   тела,   реки,   леса   и   другие   природные явления наделены своими собственными духами. Во время своих ритуалов чукотские шаманы впадают в транс (иногда с помощью галлюциногенных грибов)   и   общаются   с   духами,   позволяя   духам   вещать   через   них, предсказывать будущее и произносить различные заклинания. Наиболее важными традиционными праздниками у чукчей являются фестивали,   в   ходе   которых   совершаются   жертвоприношения   духам, отвечающим за благополучие и выживание народа. В каждой яранге есть свои ритуальные предметы. Ввиду   сурового   климата   и   трудностей   жизни   в   тундре, гостеприимство и щедрость высоко ценятся среди чукчей. Они считают, что все природные явления одухотворены и персонифицированы. У чукчей до сих пор сохраняется традиционный  образ жизни, который, тем не менее подвержен   влиянию   современной   цивилизации.   При   советской   власти население   Чукотки   пережило       разрушение   их   традиционной   культуры. Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения.  Сейчас   очень   тяжело   найти   настоящих чукчей,   которые живут так же, как и их предки. Постепенно мы теряем язык и культуру наших предков.  Список используемой литературы. 1.  В.А.Лыткин «Новая жизнь – новые песни» ­ Магаданское кн.изд.,1970г. 2.   Владислав Афанасьев, Ю.Рытхэу «Люди долгой весны» ­ Маг.кн.изд., 1987г.  3.  Виктор Комаров «Край света» ­ Маг.кн.изд., 1970г. 4.. Айнана Л.И., Загребин И.А. «Земля эскимосов» 5. Газета «Советский Уэлен» от 1 декабря 1955 года. Подписчик Тнапкир Ю.А. 6. Рассказы жителей села Энмелен 7. Материалы школьного музея. Заведующая Родионова Л.А. 8. Общеобразовательный журнал «Сезоны года» 9. Выписки из статей в сети интернет. Приложение (Фотографии из архивов жителей села Энмелен)   (Энмелен. Яранги на берегу моря за речкой)       (Коса. Место где стояли яранги. 70­е г.) (Энмелен. Коса. Каменные здания.) (Энмелен. Яранги на косе)                              (Энмелен. Яранги на косе.) Первый трактор                                  Закладка деревянного дома (Энмелен. Строительство домов                   (В Энмелен прилетел самолёт) за речкой. 1959г.) (Коса. Жестяной дом)                                       (Энмелен. Ледник)                    (Жиротопка)                                                                       Морзверобойное звено женщин)                                (Энмелен.70­е годы.

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"

Доклад "Культура береговых чукчей села Энмелен"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018