Номинация: Лучший педагогический опыт
«Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий»
Авторы:
Минуллина Дина Галимовна, учитель физики
Моисеева Резеда Сафаровна , учитель географии
МБОУ «СОШ№5». Г.Канаш
Г. Канаш. 2018г
Пояснительная записка В современных условиях все отчетливее возникает необходимость
взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины
природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного
миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности
познавательного процесса.
В своей практике мы используем проведение бинарных уроков, которые
позволяют осуществлять преемственность в содержании отдельных дисциплин,
опираясь при изучении и закрепление материала на знания по другим предметам,
сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных
умений.
Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение
таких уроков способствует совершенствованию профессиональных
компетенций, где сочетаются личности учителя и ученика, их взаимодействие
друг с другом.
Бинарный урок это взаимопонимание друг друга со слова, с полуслова, с
помощью мимики, жестов, это взаимодополнение друг друга,
взаимоподдержка, взаимообогащение. Если этого нет, интегрированный урок
просто не получится. Наш арсенал педагогических технологий постоянно
обогащается. Мы стараемся внедрять гибкие модели организации учебного
процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся
личности. Не загасить искру этого интереса, а максимально разжечь его – вот в
чем сверхзадача учителя.
Наш опыт работы проведения интегрированных – бинарных уроков физики
географии показал, что одним из доступных и практически безотказных приемов
поддержки постоянного интереса ученика к изучаемым предметам является
демонстрация практического значения изучаемых явлений в повседневной
жизни, применение полученных знаний в быту.
Цель работы: Формирование личности с развитым интеллектом и высоким
уровнем культуры. как средство формирования метапредметных УУД
Интегрированные уроки
2.Актуальность:
Интегрированный урок, построенный на синтезе информации различных
учебных предметов, стимулирует аналитическую деятельность обучающихся,
формирует умение переносить знания из одной отрасли в другую, что
способствует развитию метапредметных УУД и системного подхода к
обучению. Благодаря всему вышеперечисленному в практике обучения
достигается целостное восприятие действительности. Учителяпредметники МБОУ СОШ № 5 отказались от традиционных
предметных методических объединений в пользу новой системы методической
работы. Результаты своего десятилетнего эксперимента они готовы
презентовать широкой педагогической аудитории.
3. Сущность передового педагогического опыта
Наш педагогический опыт это результат творческих поисков педагогов, в
нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традицион
ное начала.
В самом начале мы пришли к идее создания методической секции
«Великолепная пятерка», которая включает педагогов разного профиля,
увлеченных изучением общей проблемы, например, воспитанием у учащихся
познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентации. Здесь,
именно и зародилась идея проведения интегрированных уроков.
Эти уроки, построенные на синтезе информации различных учебных
предметов,
стимулируют аналитическую деятельность обучающихся,
формируют умение переносить знания из одной отрасли в другую, что
способствует развитию метапредметных УУД и системного подхода к
обучению. Благодаря всему вышеперечисленному в практике обучения
достигается целостное восприятие действительности.
Учителяпредметники МБОУ СОШ № 5 Минуллина Д. Г. и Моисеева Р.С.
помимо традиционных предметных методических объединений организовали
новую систему методической работы. Отрадно видеть, что эта идея стала одним
из главных требований ФГОС – достижение метапредметных результатов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики
дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к
метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов
деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании
ребёнка.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников
общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые
лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при
работе с любым предметным материалом.
Интеграция предметов – это организация предметной деятельности,
предполагающая использование системного подхода, ориентированного на
формирование системного типа мышления. Интеграция ставит цель дать ребенку целостное представление об
окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных
дисциплин, вскрытие связей между ними.
Интегрированные уроки могут решать следующие задачи:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее
владение современными
сохранение и передача;
преобразование,
информационными технологиями);
коммуникативную (способов взаимодействия с окружающими и
удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе);
учебнопознавательную
(элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
Наши интегрированные уроки разнообразны, они более интересны, т.к. не
каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогают
решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения.
Вот почему мы работаем в этом направлении, а результаты своего десятилетнего
эксперимента мы готовы презентовать широкой педагогической аудитории.
Результативность работы:
Наше кредо высокие и устойчивые результаты учебновоспитательной
работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний,
образованность, культура, компетентность, которую педагоги формируют у
обучающихся;
Новизна опыта:
На наших совместных уроках
мы успешно применяем метод
рационализации отдельных сторон педагогической деятельности.
Интеграция позволяет достигать лучшие
результаты в учебновоспитательной работе при наименьшей, экономной
затрате сил и времени педагогов и обучающихся.
Совместные уроки и внеклассные мероприятия мы проводим более
десяти лет.
Перспектива интегрированных уроков очевидна,
о чем
свидетельствует ФГОС. Наш передовой опыт
имеет будущее, и он является результатом
творческих и теоретических поисков педагогов.
Работа ведется на различных уровнях:
• На уровне педагогов. Она связана с самообразованием, самоанализом,
самооценкой педагогов своего опыта работы. Самообразование направлено на
углубление профессиональнометодических знаний и умений, совершенствовать
уровня предметной профессиональной подготовки педагогов. Деятельность по
самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными
научными исследованиями ученых в области педагогики, методики
преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных
форм обучения; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения,
их оценка и др. Данная работа прослеживается в выступлениях педагогов на
заседаниях методического совета, педагогического совета и конференциях, при
подготовке творческих отчетов
Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал был представлен в виде докладов, статей,
методических разработок, открытых уроков, внеклассных мероприятий,
публикаций.
Наши открытые уроки:
№ Тема урока и
Место проведения
результат
внеклассного
мероприятия
1 Конвекция
Школа№5
2. Плывут по Волге
Г. Киров
корабли
3. Сообщающиеся
сосуды
Общероссийский конкурс
«Лучший современный бинарный
урок II полугодия 20132014
учебного года. Разработка
интегрированного урока
география + физика в 10 классе
Открытый урок для
учителей школы
Диплом , 2013 год
Диплом IIIстепени 4. Альтернативная
энергетика
5. Бросим надежды
на ветер
г. Тула
XXVреспубликанский
методический
фестиваль
учителей физики «Уроки физики
в современной школе»,
г.
Марпосад
VIIIРеспубликанский
методический
фестиваль
учителей географии «Лучшие
уроки географии», г. Чебоксары
Диплом
2014год
IIстепени,
Диплом
2014год
IIстепени,
6 Могучие силы
Общероссийский конкурс
природы
«Лучший современный бинарный
Диплом
IIIстепени,2014год
урок», г. Москва. Научно
производственный центр «
интертехинформ» Центр
современных образовательных
технологий.
Димплом Iстепени
Диплом
2016год
Iстепени,
7. Природа и война
8. Тайны
атмосферного
давления
IXРеспубликанский
методический
учителей
Чебоксары
фестиваль
г.
географии,
конкурс
IVРеспубликанский
разработок
методических
химии и
учителей физики,
географии
«Современные
образовательные технологии в
работе учителя естественно
научного цикла» в номинации
«Лучшее занятие на курсах
повышения
квалификации»,
Чебоксары
Внеклассные мероприятия
Результат 1. Всероссийский предметный командный конкурс
«Геккон», 24 апреля 2014г. Г. Киров
Диплом команды
МБОУ СОШ№5
г. Канаш «Мы
вместе» за
III
место конкурса
«Геккон»
приказГК0099
2. История календаря, Школа№5
3. Необычные природные явления, Школа№5
2017г
2018г
4. Международная игра по естествознанию «Гелиантус»
ежегодно
5. Проект кристаллы
6. Городские конкурсы по естествознанию среди
обучающихся 8х классов
2017г.
Ежегодно,
победители
призеры.
и
1.
2.
3.
Публикации
Интегрированный урок «Сообщающиеся
сосуды»
Интегрированный урок «Альтернативная
энергетикабудущее человечества»
Интегрированный урок « Тайны
атмосферного давления»
результат
Журнал
«Народная
школа» №1
2015г
Журнал
«Народная
школа» №2
2016г
Журнал
«Народная
школа» №1
2017г Итог.
Данное направление педагогической деятельности является в настоящее время
чрезвычайно актуальным, востребованным, перспективным и служит решению
перечисленных в начале проблем. Использование интеграции и межпредметных
связей способствует интенсификации, учебновоспитательного процесса,
повышению научного уровня знаний учащихся, систематизации и обобщению
знаний, помогает обеспечить большую прочность знаний, стимулирует
познавательную активность и развивает умения оперировать знаниями, а также
приучает рассматривать явления и предметы в их движении и развитии,
взаимосвязи. Кроме этого, интеграция помогает решить задачу воспитания
гармонично развитой во всех отношениях личности, развивает логическое
мышление и способствует более эффективному овладению грамотой культуры.
Литература.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения ( общедидактические
аспекты ). М.: Педагогика, 1998.
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1990.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
4. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 2002.
5. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно
воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение,2007.
6. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л.
1990.
7. Статьи Резановой С.А., Габидуллиной Л.Л.,Сырцовой Е.А., Копыловой
Л.Ю., Дышлюк И.С. на сайтах «Фестиваль педагогических идей»,
Гуманитарный колледж – Технологии, news/1september.ru., art/а/edu.donpac.ru
8.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного
школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. 2006г.
№5. С. 118
9.Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи в процессе обучения . Москва.
«Просвещение» 2009
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Презентация Обобщение опыта проведения интегрированных уроков и мероприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.