Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
география
Взрослым
16.06.2019
Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"
В работе рассмотрены теоретические основы педагогической Технологии диалогового взаимодействия на уроках. Подчеркивается повышение значимости диалогизации различных сфер жизнедеятельности людей. Рассматривается история становления предмета диалоговой технологии. Диалоговая технология, её функции, элементы, принципы Формы диалоговой технологии.Цели проведения диалога. Технологическая карта урока "Путешествие по Австралии." список необходимых источников.
Корщикова методразработка 2018.doc
Корщикова С.Н. «Технология диалогового взаимодействия на уроках географии». СОДЕРЖАНИЕ Корщикова С.Н......................................................................................................................3 «Технология диалогового взаимодействия на уроках географии»..................................3 ВВЕДЕНИЕ Состояние и перспективы развития отечественного образования усиливают значимость диалогового взаимодействия в обучении. Мир диалога, где значимо не просто накопление знаний, умений, навыков, а культура формирования, развития и изменения,   особенно   важен   для   школы   любого   уровня.   На   содержании образовательных реформ сказываются многие особенности развития окружающего мира,   в   том   числе   повышение   значимости   диалогизации   различных   сфер жизнедеятельности   людей.   Разработка   и   внедрение   в   процесс   образования активных   форм   и   технологий   обучения   приводят   нас   к   неновой   проблеме педагогики ­ нехватке полноценного диалога в образовательном процессе: между участниками   обучения,   между   образовательным   знанием   и   практикой,   между рынком труда и образованием.  Актуальность  данной   работы  обусловлена   активным   развитием использования   диалога   как   самостоятельной   педагогической   технологии   образовании.   в Современное   образование   обращается   к   диалогу   не   только   как   к философской категории, но, прежде всего, как к новой объяснительной модели. Общие   для   гуманитарных   наук   взгляды   на   основы   диалога   открывают принципиально   новые   возможности   для   разработки   концепции   диалоговой технологии в процессе преподавания в школе.   Цель работы: изучить теоретические основы диалогового взаимодействия в образовательном   процессе   школы,   рассмотреть   возможности       использования диалоговой технологии на уроках географии.  Объект исследования: процесс изучения географии в школе.  Предмет исследования:  процесс  использование диалоговой технологии на уроках географии. Новизна работы  состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно­диалогического обучения Практическая   значимость  заключается   в   возможности   использования практической части работы. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Понятие «педагогической технологии». История становления предмета диалоговой технологии Проблемы использования различных технологий в образовании, необъятный опыт   педагогических   инноваций,   учителей­новаторов   неизбежно   требуют обобщения и систематизации. В   настоящее   время   в   педагогической   среде   прочно   вошло   понятие педагогической   технологии.   Но   в   его   понимании   и   употреблении   существуют большие разночтения. • Педагогическая технология есть содержательная техника реализации процесса обучения (В.П.Беспалько). • Педагогическая технология ­ системный метод создания, применения и определения   всего   педагогического   процесса   и   усвоения   знаний   с   учетом технических   и   человеческих   ресурсов   и   их   взаимодействия,   ставящий   своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). • Педагогическая технология есть системная совокупность и порядок деятельности  всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Таким   образом,     педагогическая   технология   есть   содержательное обобщение,   включающая   в   себя   смыслы   всех   определений   разных   авторов (источников)1.               Термин «педагогическая технология» может быть выражено в следующих аспектах: 1 Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – С.152. 1) научный: педагогические технологии есть составная часть педагогики, изучающая и создающая цели, методы и содержание процесса обучения и планирующая педагогические процессы; 2) процессуально­описательный. Процессуально­действенный. 3) Педагогическая  технология  существует  и  в качестве  науки,  исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы методов, принципов, которые   применяются   в   процессе   обучения,   и   в   качестве   реального   учебного процесса. Понятие   «педагогическая   технология»   в   образовательной   системе используется на трех подчиненных уровнях: 1) Общепедагогический     уровень:   общепедагогическая   технология представляет из себя целостный учебный процесс в конкретном регионе, учебном заведении,   на   данной   ступени   обучения.   В   данном   случае   педагогическая технология   тождественна   педагогической   системе:   в   нее   входит   набор   целей, содержания,   средств   и   методов   обучения,   алгоритм   деятельности   субъектов   и объектов процесса. 2) Частнометодический   уровень:   частнопредметная   педагогическая технология есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в границах одного предмета, класса, учителя. 3)   Локальный   уровень:   локальная   технология   представляет   из   себя технологию отдельных частей учебно­воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач. Выделяют при этом еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. При выстраивании в логическую технологическую цепочку, они образуют целую педагогическую технологию. В литературе и практике работы школьных заведений термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже   отмечалось   выше,   понятие   системы   шире,   чем   технологии,   и   включает,   в отличие от последней, и самих субъектов и объектов учебной деятельности. Из   данных   определений   следует,   что   технология   очень   тесно   связана   с процессом   обучения   ­   деятельностью   учителя   и   ученика,   ее   структурой, средствами, методами и формами. Педагогическая технология должна сочетать в себе: Технологичность.   Всякая   педагогическая   технология   должна соответствовать основным требованиям методологии. Концептуальность. Все педагогической технологии должны быть основаны на определенных научных концепциях. Системность. Педагогическая технология это, в первую очередь, система, обладающая всеми сопутствующими признаками: логикой процесса, тесной связью всех его частей, целостностью. Управляемость дает возможность планировать, проектировать весь процесс обучения, поэтапно диагностировать, выбирать используемые средства и методы с целью коррекции результатов. Эффективность.   Современные   педагогические   технологии   существуют   в условиях   конкуренции   и   должны   быть   эффективными   по   результатам   и оптимальными   по   затратам   и   гарантировать   достижение   при   ее   использовании определенного стандарта обучения. Воспроизводимость   дает   возможность   применения   (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других похожих образовательных учреждениях или другими субъектами.2 В   теории   и   практике   работы   школьных   заведений   сегодня   используется огромное   количество   самых   разнообразных   вариантов   учебно­воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель добавляет в педагогический процесс что­то свое, индивидуальное, поэтому говорят, что каждая конкретная педагогическая 2 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8. технология является авторской. С одной стороны,с   этим нельзя не согласиться, но, с другой стороны, многие технологии по своим целям, содержанию,  используемым методам и средствам схожи и по этим общим признакам могут быть выделены в несколько обобщенных групп. По   сущностным   и   инструментально   значимым   свойствам   педагогические По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические технологии классифицируют следующим образом:  и локальные технологии.  метафизические   и   дидактические,   научные   и   религиозные,   антигуманные   и По   философской   основе:   материалистические   и   идеалистические, гуманистические, свободного воспитания и принуждения и другие виды.  психогенные и идеалистские технологии. Сегодня принято считать, что личность По   ведущему   фактору   психического   развития:   биогенные,   социогенные, выступает   как   результат   совокупного   влияния   биогенных,   социогенных   и психогенных условий, но конкретная педагогическая технология может учитывать или опираться на какой­либо из них, считать его своей опорой.  рефлекторные,   гештальттехнологии,   бихевиористские, По   научной   концепции   усвоения   опыта   выделяются:   ассоциативно­   интериоризаторские,   Также   технологии   выделяют   малораспространенные По ориентации на личностные структуры: информационные; операционные; развивающие. нейролингвистического программирования и суггестивные.  эмоционально­художественные   и   эмоционально­нравственные, саморазвития; эвристические и прикладные.  воспитывающие,   общеобразовательные   и профессионально­ориентированные, гуманитарные и технократические, различные По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и   светские   и   религиозные,   технологии отраслевые, (политехнологии) проникающие технологии.   частнопредметные,   а   также   монотехнологии,   комплексные В   монотехнологиях   весь   процесс   обучения   базируется   на   одной приоритетной,   доминирующей   идее,   принципе,   концепции,   в   комплексных   ­ комбинируется из элементов различных монотехнологий.   Беспалько   предложена   такая   классификация   педагогических   технологий. По   типу   организации   и   управления   познавательной   деятельностью   В.П. Взаимодействие   учителя   с   учеником   (управление)   может   быть   разомкнутым, цикличным, рассеянным   или направленным и ручным или автоматизированным. Исходя   из   этих   признаков   выделяют   следующие   типы     (по   В.П.   Беспалько)   ­ дидактических систем: 1) классическое   лекционное   обучение   (управление   ­   разомкнутое, рассеянное, ручное); 2) обучение,   при   котором   используются   различные   аудиовизуальные технические средства (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); 3) 4) система «консультант» (разомкнутое); обучение   с   помощью   учебной   книги   (разомкнутое,   направленное, автоматизированное); 5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) ­ групповые методы обучения; 6) 7) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); система   «репетитор»   (цикличное,   направленное,   ручное)   ­ индивидуальное обучение; 8) «программное   обучение»   (цикличное,   направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. В   практике   обычно   используются   не   один   тип,   а   различные   комбинации таких систем, самыми распространенными из которых являются: ­ традиционная классическая система  Я. А. Коменского, представляющая из себя  комбинацию  лекционного  способа изложения  и самостоятельной  работы с книгой; ­ современное   традиционное   обучение,   включающее   дидахографию   в сочетании с техническими средствами; ­ ­ групповые и индивидуальные способы обучения; программированное обучение, основанное на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. Одной   из   самых   важных   сторон   в   педагогической   технологии   является позиция   ребенка   в     процессе   обучения,  взаимоотношения   взрослого   и   ребенка. Здесь можно выделить несколько видов технологий. а) Авторитарные   технологии,   используя   которые   педагог   является единоличным субъектом учебно­воспитательного процесса, а ученик выступает в роли «объекта», «винтика». Данные технологии отличаются жесткой организацией школьной   жизни,   подавлением   инициативы   и   самостоятельности   учеников, использованием требований и принуждения. б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка характеризуются дидактоцентрические   технологии,   которые   также   основываются   на   субъект­ объектных отношениях педагога и ученика, господствует приоритет обучения над воспитанием.  в) При использовании личностно­ориентированных технологий в центре всей школьной образовательной системы стоит личность ребенка, главной целью обучения   является   обеспечение   комфортных,   безопасных   условий   ее   развития, реализация природных потенциалов ребенка. Личность ребенка в этой технологии не   просто   субъект,   но   и   субъект   приоритетный;   ее   развитие   является   главной целью обучения. Таким   образом,   личностно­ориентированные   технологии   характеризуются направленностью   на   человека,   гуманистической   и   психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности   ребенка.   Учитель   должен   ,в   первую   очередь,   узнать   личностные особенности ребенка, исходя из них построить систему обучения, так как именно в таких условиях возможно развитие уникальных способностей учеников, вовлекая их в процесс обучения с помощью диалоговой технологии. Личностно­ориентированные   технология   делятся   на   гуманно­личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания3. Диалог   –   необходимая   часть   жизнедеятельности   человека   как   личности. Рассматривая   диалог   как   способ   познания   действительности,  мы   одновременно представляем   диалог   как   особенную   коммуникативную   среду,   которая обеспечивает   субъектно­смысловое   общение,   саморефлексию   и   самореализацию личности.  Диалог   как   самостоятельная   образовательная   технология   выступает   и   в качестве   цели,   и   в   качестве   результата,   и   в   качестве   самого   содержания образовательного процесса. Таким образом,   выделяют отдельно диалогический подход   к   обучению,   диалогическую   позицию,   как   учителя,   так   и   ученика, диалогическое отношение к окружающему миру, себе, другому человеку, а так же диалогическую ситуацию урока. Диалог есть ситуация поиска смысла ценностей, закрепления их в переживаниях. Исследование   педагогических   процессов   показывает,   что   в   настоящий момент   педагогика   меняет   свою   методологию,   становится   педагогикой конструктивизма, что выражается в поиске способов и методов достижения цели, предельно точного выражения, что имею и что необходимо.   В данном процессе педагогике   требуются   свои   методы   изучения   явлений,   одним   из   главных становится диалог, поскольку он именно тот инструмент, который способствует переходу   от  трансляции  знаний,  умений  и  навыков,  устаревающих  раньше, чем заканчивается   процесс   обучения,   к   конструктивной   деятельности   учителя   и учащихся. 3 Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989. —  С.58. Если вернуться к основам основ, то диалог, как основной метод познания, использовал   еще древнегреческий  философ  и педагог  Сократ.  Древнегреческий философ   путем   особых   вопросов   и   рассуждений   помогал   собеседнику самостоятельно   приходить   к   постановке   или   решению   проблемы;   в   результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Сравнивая свой метод с повивальным   искусством,   считал,   что   перед   тем,   как   рождать   знания,   человек должен   как   бы   «забеременеть»,   то   есть   приобрести   некоторую   основу   для последующих споров и рассуждений. Таким образом, мировоззрение основывалось на следующих принципах:    знания надо добывать, а не изучать; познание есть припоминание; потенциально   все   знания   заложены   в   человеке,   но   могут   рождаться только при определенных условиях. Метод   Сократа   имел   продолжение   в   прогрессивных   теориях   обучения   в качестве использования эвристических бесед.   Разные ученые и учителя­практики в разный исторический период активно предлагали   и   использовали   в   своих   практиках   диалог   при   разработке   основ развивающего обучения и идей элементарного образования (И.Г.Песталоцци); при изучении   родного   языка   (А.   Дистервег,   Л.Н.Толстой);   в   виде   бесед,   имеющих воспитательное   и   образовательное   значение   в   урочное   и   внеурочное   время (И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой).), на уроках гуманитарных предметов (Т.Г.Браже, Т.И.Гончарова   и   т.д.),   затем   на   уроках   естественно­математического   цикла (А.Дистервег,   А.А.Окунев   и   т.д.).   Главный   принцип   обучения,   известный педагогике до А.Дистервега был принцип природосообразности, но он считал его недостаточным   для   развития   педагогики   и   выдвинул   два   новых   принципа: культуросообразности   и   самодеятельности.   Эти   принципы   следуют   из сформулированной   им   цели   воспитания,   которая   перекликается   с   идеей развивающего   обучения   И.Г.Песталоцци   –   развития   природных   сил   ребенка   и особенностей ребенка в гармонии. Подходы,   описанные   выше,   более   тесно   связаны   с   определенным содержанием образования, которое должно быть развивающим и основываться на природосообразности.   Основополагающим   у   А.Дистервега   и   И.Н.Песталоцци являлся родной язык. Без него было бы невозможно осуществление всех подходов. Ученик   А.Дистервега   все   время   говорит,   находится   в   непрерывном   диалоге: внешнем ­ с учителем и товарищами, во внутреннем ­ с самим собой. По мнению А.Дистервега, ученик должен постоянно говорить на уроке, что заставляет его думать.   Таким   образом,   самым   наилучшим   методом   для   развития   мышления А.Дистервег считал эвристическую беседу. Стоит выделить уроки математики, где именно эту беседу А.Дистервег использует чаще всего, так как именно математике он   приписывал   наибольшее   развивающее   значение.   Он   проводил     свои   уроки математики в полной темноте, для того чтобы ученики устно развивали систему доказательств, под руководством учителя, так как, он считал, что именно темнота способствует   формированию   и   выражению   своих   мыслей   вслух.   А.Дистервег центральной   фигурой   в   процессе   обучения   считал   учителя,   главной   чертой   является   образованность.   По   мнению   ученого,   учитель   должен которого   непременно обладать хорошей речью и мотивировать учеников высказывать свои мысли свободно и без особых проблем. В отечественном опыте принципы и методы обучения в школе Л.Н.Толстого отличались   кардинальным   образом   от   опыта   зарубежных   коллег.   Основу   его методики   составляло   принятое   им   положение   «Школьники   ­   люди,   хоть маленькие, но люди», и занятия с учениками строились исключительно на интересе к   личности   ребенка   и   уважении   к   нему.   Он   стремился   все   силы   бросить   на раскрытие   индивидуальности   каждого   ученика,  его   способностей   и   дарований4. Система обучения в Яснополянской школе была основано на уважении к личности ребенка.   Л.Н.Толстой   стремился   создать   наилучшие   условия   для   развития творческих способностей каждого ребенка. С стороны казалось ,что порядок в 4 Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4. –С.23. школе   отсутствовал   полностью,   так   как   ученики   имели   возможность   свободно посещать школу в любое время, ребят на уроках не принуждали ни к чему.  Л.Н. Толстой стремился учить детей лишь тому, что интересно именно им, при   этом   относился     с   глубоким   уважением   к   личности   каждого   ребенка, полностью доверяя природному неиспорченному вкусу каждого своего ученика.. По   его   мнению,   к   каждому   ученику   должен   быть   своеобразный   подход   в зависимости от его индивидуальных особенностей. По мнению Л.Н.Толстого, к каждому   ребенку   должен   быть   индивидуальный   подход,   исходя   из   его особенностей.   Он   ведет   беседы   с   учащимися   школы,   последние   находятся   в постоянном взаимодействии с учителем, исследуют новое, задают ему вопросы, получают   ответы   или   ищут   их   вместе.   По   его   мнению,   именно   в   постоянном взаимодействии учащихся с учителем, в беседах, которые они ведут между собой в свободной  непринужденной форме можно найти верные ответы на любые вопросы, возникающие у учеников процессе обучения.  Во   многом   похожи   точки   зрения   на   значимость   диалогизации   процесса обучения Л.Н.Толстого и М.Бубера. По мнению М.Бубера отношения учителя и ученика являются самой важной разновидностью человеческих взаимоотношений, по этой причине «подлинное воспитание и подлинное обучение строятся на основе диалога».  Во II половине XIX века ярким приверженцем идеи свободного воспитания был   Л.Н.Толстой,  а  вначале   ХХ   века  эта   идея  нашла   свое  развитие   в  работах В.В.Зеньковского.   Он   считал,   что   педагогические   приоритеты   должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка5. Для   объяснения   трансформации   простого   общения   между   учителем   и учеником в форму диалога, М.Бубер вводит понятие «включающее восприятие» ­ такое отношение учителя к ученику, которое является абсолютно бескорыстным. Ребенок искренне верит в то, что учитель не преследует личных целей в общении с ним,  что он, ученик, стал частью  жизни учителя,  который  заинтересован   в  его 5 Айзерман Л. С. Уроки литературы как диалог. //Литература в школе, 1990, № 4.­ С.157. человеческом   счастье.   Учитель   должен   вселить   в   ребенка   уверенность,   что   в первую очередь видит в нем личность, а не просто учащегося.   Только приложив   возможно   добиться   эффекта   «включающего личные   духовные   усилия,   восприятия»   между   учителем   и   учеником.   При   этом   оно   одностороннее,   т.к. взаимность со стороны ученика не является обязательным условием достижения цели. Основной обязанностью учителя в учебном процессе становится постоянный самоконтроль,   т.к.   каждое   слово,   каждый   его   поступок   оказывает   огромное влияние   на   ученика.   Данной   точкой   зрения   М.Бубер   близок   к   воззрениям А.С.Макаренко, который придерживался мнения, что педагог должен быть таким, чтобы   каждое   движение   его   воспитывало.   Статус   учителя   обязывает   его   к постоянной   рефлексии,   он   как   бы   «слышит»   и   «видит»   себя   глазами   детей, погружен   вместе   с   ним   в   ситуацию   «учения»   и   воспитательного   становления, которые образуют две грани единого процесса. В этом процессе учитель и ученик участвуют в равной мере, но с разных сторон. Диалог как неотъемлемая часть вначале воспитательного, а в дальнейшем и образовательного   процесса   использовался   еще   во   времена   Сократа.   «В   споре рождается   истина»,   по   мнению   Сократа,   не   согласиться   с   философом   очень сложно.   До   сих   пор   одним   из   способов   решения   сложной   проблемы   является создание спорной ситуации, что позволит найти наиболее приемлемый выход из нее.   Аналогичные   приемы   активно   используются   и   учебном   процессе   с   давних времен,   еще   более   активно   они   стали   использоваться   при   смещении   акцента   в сторону   развития   личностно­ориентированного   образования.   Диалог   позволяет воспитать   у   учащихся:   высокий   уровень   самосознания,   чувство   собственного достоинства,   самостоятельность,   самодисциплину,   независимость   суждений, сочетаемых с уважением к мнению других людей; способность к ориентированию в мире   духовных   ценностей   и   ситуациях   окружающей   жизни;   умения   принимать решения   и   нести   ответственность   за   свои   поступки,   осуществлять   свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. 1.2. Диалоговая технология. Функции, элементы, принципы. В условиях динамично изменяющегося современного общества невозможно обойти   стороной   развитие   образовательных   стандартов.   Акцент   смещается   в сторону  создания   благоприятной   атмосферы   для  формирования  мира   личности ученика с учетом его уникальных внутренних особенностей.  Таким   образом,   происходит   неизбежная   подмена   идеи   коллективизма   в   основанное   на образовании   на личностно­ориентированное   образование, пристальном внимании к личности каждого ученика. В данной ситуации нельзя обойтись     без   гуманитарных   технологий,   основу   которых   составляют   знание   о человеке.   Главной   целью   использования   данных   технологий   называют   создание условий для свободного и всестороннего развития личности. Технология учебного диалога ­ это одна из основополагающих технологий личностно­ориентированного   образования,   пользующаяся   в   последнее   время особой популярностью использования в учебном процессе. Диалог на уроке выступает в качестве особого коммуникативного круга, в котором   ученик   развивает   уникальные   свойства   личности.   Усвоение   нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются глубоко личностные смыслы.  Диалог   –   это   партнерское   субъект—субъектное   взаимодействие,   главной целью   которого   является   совместный   поиск   решения   какой­либо   проблемы.   В диалоге   находят   свое   выражение   такие   формы   человеческих   отношений:,   как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество6. Элементы диалоговой технологии: * постановка целей и их максимальное уточнение; * направленность диалога исходя из целей, поставленных в его начале; *мотивация участников диалога на обязательное достижение поставленных целей; 6 Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и  обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29. *   самоконтроль   при   получении   достигнутого   результата,   коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; * обобщающая оценка результатов. Диалоговая технология выполняет следующие функции: * когнитивную; * креативную; * рефлексивную. Диалоговая технология включает в себя: *   коммуникатора­учителя   (это   субъект,   задающий   смысловую направленность диалога, он формулирует для учеников задачи, мотивирует их к достижению планируемого результата); * мотив и цель смыслообразования (компоненты мотивирующие участников диалога достичь желаемого результата, а именно вербализовать смысл); * содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов); * код коммуникации (письменный или диалог); * реципиент­ученик (его мотивационно­смысловые особенности); * результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата)7. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей: ∙ существование единой проблемы; ∙ наличие   двух   и   более   собеседников,   связанных   отношениями взаимопонимания; ∙ наличие цели организации диалога; ∙наличие обратной связи; ∙наличие   диалоговых   отношений   между   учителем   и   классом,   учителем   и учеником. 7 Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Пед. общ­во России, 2000.  – С.82 Так как диалог – это, в первую очередь, общение, он не получит должного развития, если возникают условия, препятствующие ему:  нетерпимость учителя к высказыванию иного, по отношению к нему, мнения;    недостаток должного внимания учителя к учащемуся; наличие вопросов, не требующие развернутого ответа, рассуждения; отсутствие у учителя навыка внимательного слушателя. При этом невозможно говорить о диалоге как отдельной форме обучения при отсутствии у участников диалога речевых и коммуникативных навыков. Необходимым  занятием   учителя  на каждом  уроке  должно быть обучение грамотному ведению устной речи. Он обучает детей задавать правильные вопросы собеседнику,   поддерживать   обратную   связь,   менять   свое   коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. При полном или   частичном   отсутствии   взаимопонимания   у   педагога   с   классом   невозможно создать   гармоничную   атмосферу   развития.   Только   при   наличии   общего   языка между   учителем   и   учеником   диалог   имеет   место   быть.   Таким   образом формируется модель коммуникативной компетенции у учащихся, что отражено в схеме ниже (см. Схема №1)8. Схема №1. Модель формирования коммуникативной компетенции учащихся. 8 Овечкин Д. А., Утёмов В. В. Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся // Приложение  «Современные молодежные исследования. Выпуск 1» ­ Концепт. ­ 2013. –С.68. Таким   образом, диалог   выступает   не   просто   педагогическим   методом   и формой,   но   и   является   универсальным   средством   общения,   творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса. Именно   поэтому,   диалоговая   технология   выступает   не   просто   средством обучения,   но   и   является   универсальным   средством   общения,   содействуя творческому взаимодействию участников образовательного процесса. Можно выделить три уровня диалога: 1) Личностный уровень, выраженный в  диалоге с собственным Я. 2) Межличностный уровень, выраженный в диалоге «Я и другой»  3)   Мультидиалог,   возникающий   при   решении   определенных   проблем   в группе от 5 до 7ми  человек. Появление   диалоговой   техники   обусловлено   популяризацией   личностно­ ориентированного обучения. Диалог подразумевает, в первую очередь, взаимное сотрудничество   между   его   участниками.   Использование   диалога   в   процессе обучения обязывает педагога иметь определенную квалификацию, делать акцент на   личностных   особенностях   каждого   ученика   и   всегда   находиться   во взаимопонимании с классом. 1.3. Формы диалоговой технологии Среди диалоговых технологий выделяют:      проблемно­поисковые диалоги; дидактические игры; учебные дискуссии; эвристические беседы; анализ конкретных ситуаций. Семинар­дискуссия   (групповая   дискуссия)     есть   активное   диалоговое взаимодействие   между   его   участниками,   одной   из   основных   задач   которого является  формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении разного рода проблем. Концепция действий педагога: *   организация   подготовительной   работы   для   создания   атмосферы,   при которой участие в дискуссии примут все ученики; *   выделение   основных   и   дополнительных   проблем,   формирующих   тему семинара; *   подбирает   основную   и   дополнительную   литературу   для   докладчиков   и выступающих; * распределение функций и форм участия учеников в групповой работе; * подготовка учащихся к роли оппонента, логика; * руководство процессом проведения семинара; * подведение итогов совместной работы; * фиксация основных выводов, принятых решений проблемы. Действия ученика: *   формирование   навыка   точного   выражения   своих   мыслей   в   формате докладов, устных выступлений, умения отстаивать свою точку зрения, выбирая точные аргументы и опровергая противоположное мнение; *ученик   получает   в   процессе   дискуссии   строить   свою   деятельность,   тем самым   проявляя   умственную   и   коммуникативную   активность,   что   и   является главной целью проведения данного вида диалогового учебного взаимодействия. Семинар­дискуссия может включать в себя элементы «мозгового штурма» и деловой игры. Участвуя в «мозговом штурме», ученики набрасывают огромное количество идей   без   критичного   обсуждения     каждой   из   них   как   можно   больше   идей,   не подвергая их критике, в последствии из огромного количества идей выделяются самые существенно верные и подходящие для дальнейшего обсуждения. При введении в семинар элементов деловой игры, каждый участник отражает реальную позицию ученых и другие представителей научных дискуссий и споров. Можно   ввести,   например,   роли   ведущего,   оппонента   или   рецензента,   логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием (см. Схема №2). Схема №2. Распределение ролей в семинаре­дискуссии. Оппонент или рецензент Логик Психолог Эксперт Если   ученик   получает   роль   ведущего   семинара­дискуссии,  он   наделяется полномочиями учителя и главного организатора дискуссии: поручает кому­то из студентов сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит   точностью за   аргументированностью   доказательств   или   опровержений, использования   понятий   и   терминов,   корректностью   отношений   в   процессе общения, и т.д. Оппонент   или   рецензент:   воспроизводит   процедуру   оппонирования, принятую   в   среде   исследователей.   Главная   его   задача   не   ограничивается формулировкой   и   воспроизведением   главной   позиции   выступающего,   но   и выдвижением собственного варианта решения обсуждаемой проблемы Ошибки и противоречия в выступлениях участников дискуссии становятся предметом   выявления   логика.   Организация   результативного   общения   и взаимодействия учеников в семинаре лежит на плечах участника, выступающего в роли   психолога.   избегает   Он   добивается   согласованности   действий, трансформации дискуссии в конфликтную ситуацию. Оценка продуктивного взаимодействия в дискуссии ­это дело рук эксперта. Он   же   следит   за   правомочностью   сформулированных   гипотез   и   предложений, оценивает   вклад   каждого   участника   семинара   и   выдвинутых   ими   решений обсуждаемой проблемы. Учитель вправе ввести любую роль, если это необходимо для достижения поставленной вначале цели.  Во   время   семинара­дискуссии   педагог   выполняет   все   необходимые   для полного включения всех учеников в обсуждение действия. Его роль в организации коллективной   работы   занимает   особое   место.   Если   дискуссия   не   будет организована правильно и грамотно, цели, сформулированные в ее начале, не будут достигнуты. Ученики не сформируют необходимые для жизни коммуникативные навыки и диалог не состоится. Для   эффективного   проведения   такого   рода   занятий   нельзя   обойтись   без доверия   в   общении   с   учениками,   создании   искренней   заинтересованности обсуждаемого   вопроса,   демократичности   в   суждениях,   принципиальности   в требованиях.  Дискуссия   может   проходить   либо   в   формате   взаимного   дополнения учениками   друг   друга   (такого   рода   дискуссия   имеет   форму   диалога),   либо   в формате открытого противостояния (в этом случае в дискуссии прослеживаются явные черты спора).Обе эти формы обсуждения того или иного вопроса играют немаловажную роль, так как происходит процесс сопоставления различных мнений по   одному   вопросу,   что   в     конечном   итоге   приведет   участников   дискуссии   к решению обсуждаемой проблемы. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как: *   подготовка   (информированность   и   компетентность)   учеников   по предложенной теме обсуждаемой проблемы; * смысловое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами); *адекватность поведения участников; * наличие у педагога навыка грамотного проведения дискуссии9. Приемы, способствующие развитию диалога и группового обсуждения:  «Мозговой   штурм».   Происходит   формулировка   проблемы,   ученики предлагают   самые   различные   варианты   ее   решения,   среди   всех   решений выбираются наиболее подходящие.   «Кубик   Блума».   На   гранях   кубика   написаны   начала   вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи».    «Дебаты». Это    современная педагогическая   технология, представляющая   собой   особенную   форму   дискуссии,   которая   проводится   по определенным   правилам.   Технология   может   использоваться   как   форма   или элемент урока и во внеурочной деятельности.  Используется эта технология следующим образом: 1. o o 2. Я согласен с этой точкой зрения, так как – Аргумент 1­ Аргумент 2­ Я не согласен Не участвующие составляют оценку аргументам:     Аргументы, которые совпали с моими собственными, Новые аргументы, с которыми согласен, Новые аргументы, с которыми не согласен, Непонятные мне аргументы. Кроме этого, используются и другие формы обучения: Сюжетно – ролевые игры   развивают  воображение, вызывают интересов у учеников, в процессе игры каждый из них получает возможность «прожить чью­то жизнь» и найти решение проблемы, находясь в чужой роли.  Уроки развития творческих способностей учащихся.  9 Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учеб.­метод. пособие / С. А. Месникович. ­  Минск: БГПУ, 2005. — С.55.  Реализация   различных   ученических   проектов,   их   презентация   и обсуждение.  Организация   уроков   индивидуально­ориентированных   маршрутов, основывающихся на решении учениками ситуаций интеллектуального затруднения, исходя   из   своих   возможностей,   способностей,   интересов,   своего   субъектного опыта.  Уроки   лекции   не   ограничиваются   односторонним   выступлением только педагога, его роль примеряет на себя сам ученик, таким образом развивая свои навыки и умения устного выступления.  Уроки­семинары,   которые   способствуют   дальнейшему   развитию процесса диалога.  Научные конференции, развивающие навыки публичных выступлений, обсуждения проблемы, аргументации своей позиции с научной точки зрения.   Интересная для учащихся работа ведется и с источниками знаний. В   современных   условиях   информационного   общества   нормой   для учащихся стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет. Планируемый результат педагогического проекта. 1. Положительная динамика следующих составляющих:     сформирование коммуникативной компетентность у учащихся повышение качества учебно­познавательной деятельности; удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; повышение уровня познавательного интереса к различным предметам у учащихся. 2. Повышение   интенсивности   урока   через   создание   системы мотивационных приёмов, ИКТ. 1.4. Цели проведения диалога   Коммуникативная   компетентность   учащихся   формируется   при использовании   диалоговой   технологии,   относящейся   к   категориям   личностно ориентированного   обучения.   В   её   основе   лежат   познавательная   деятельность   и   образовательного   процесса, межсубъектное   взаимодействие   участников реализуемые,  прежде   всего,     в  диалоге.  Основой   данной   технологии,  в  первую очередь, являются межличностное взаимодействие участников процесса обучения, которое развивается в диалоге. Только исходя из особенностей каждого ученика, участвующего   в   таком   процессе,   возможно   организовать   продуктивное взаимодействие,   которое   приведет   к   достижению   образовательной   цели, поставленной педагогом Имея   в   составе   такие   компоненты,   как   проблемность,   общение, сотрудничество,   образовательная   деятельность   приобретет   разнохарактерность, что   способствует   саморазвитию,   самореализации   учеников,   формированию   В   процессе   диалога   происходит   развитие коммуникативной   компетенции.   самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Для   организации   диалога   в   процессе   обучения   необходимо   найти противоречия   и   проблемы   в   учебном   материале,   сформулировать   основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника,   анализ   разных   точек   зрения   на   объект   познания,   умения аргументировано   изложить   свою   позицию,   корректно   выразить   оценочные суждения. При   использовании   диалоговой   технологии   особое   значение   приобретают диалогическая   позиция   учителя   ­   терпимое   отношение   к   различным   взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций   участников   диалога,   а  также   жизненный   опыт   учащихся   как   источник проблем   для   обсуждения.   Целесообразно   применять   диалогические   задания, выполнение   которых   зависит   от   создания   позитивной   эмоциональной   среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения. Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения,   при   которых   каждый   ученик   чувствует   свою   успешность, интеллектуальную   состоятельность,   что   делает   продуктивным   сам   процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый   вносит   свой   индивидуальный   вклад,   идёт   обмен   знаниями,   идеями,   Причём   происходит   это   в   атмосфере способами   деятельности. доброжелательности   и   взаимной   поддержки,  что   не   только   позволяет   получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества. Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки   учителя   и   обучения   школьников   приёмам   ведения   дискуссий   и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения. На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога   важны   чёткая   организация   и   вовлечение   каждого   учащегося   в   диалог, управление процессом. При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний   и   умений   в   рамках   изучаемой   темы,   уровень   сформированности коммуникативной   компетентности   и   культуры   учащихся   достижение   целей занятия.   Приведём   несколько   положений,   характеризующих   культуру   ведения диалога  Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.  Побуждать   каждого   участвовать   в  обсуждении   и  усваивать   нужную информацию.   Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен. Пытаться разобраться в том, что непонятно.  Сначала   воспринять   все  высказанные  идеи   и  факты,  относящиеся  к разным   точкам   зрения,   а   затем   пытаться   совместить   их   так   чтобы   это способствовало пониманию проблемы.  Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.  Не   бояться   изменить   свою   точку   зрения   под   воздействием неоспоримых аргументов и фактов. В своей работе использую следующие формы деятельности:   дискуссию,   диспут,   групповую   проектную   деятельность,   защиту межпредметных   проектов,   обсуждение   и   решение   комплексных   экологических проблем   и   др.   Диалоговая   технология   может   включать   и   элементы   других технологий,   их   использование   в   комплексе   усиливает   воздействие   на   личность учащегося. Практика   показывает,   что   внедрение   диалоговых   форм   обучения способствует   более   глубокому   и   осознанному,   чем   при   проведении   обычного урока,   пониманию   учащимися   предметного   содержания   усвоению   больше   го количества   идей   и   способов   решения   проблем,   в   том   числе   оригинальных   и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура10. 2. Методические разработки.           Суть   проблемно­диалогового   урока   можно   охватить   одной   фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их 10 Зимулина Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся //  Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL:  http://psychology.snauka.ru/2014/12/4075 (дата обращения: 14.11.2015) производство – не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных звена (см. Таблица №1). Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне   конкретную   мыслительную   работу:   осознать   противоречие   и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.      Следующее творческое звено – поиск решения. Ученики выдвигают самые разные   гипотезы,   но   только   одна   из   них   выдерживает   строгую   проверку   и превращается   в   решение.   В   этот   момент   и   раздается   крик   «Эврика!»,  так   как действительно открыто новое знание.       Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком в принятой форме (статья, доклад, сообщение). В результате получается материальный продукт – рукопись, которая предоставляется   широкой   аудитории   либо   через   публикацию,   либо   в   устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт завершается реализацией продукта11. Таблица №1. Звенья научного творчества. Название 1. Постановка проблемы 2. Поиск решения Содержание возникновение проблемной  ситуации осознание противоречия формулирование проблемы выдвижение гипотез проверка гипотез Результат Проблема – вопрос,  схватывающий  противоречие проблемной ситуации, поставленной  для разрешения Решение – понимание  нового знания 3. Выражение решения выражение нового знания  научным языком в принятой  форме Продукт – доклад, статья, сообщение 11 Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4.­ С.19. 4. реализация продукта  (воспроизведение) представление продукта  через выступление,  публикацию Реализованный продукт –  статья, доклад        Этап   введения   новых   знаний   организуется   посредством   методов   – определенных   сочетаний   заданий,   приемов,   вопросов.   Именно   он   является наиболее сложной (и творческой) части подготовки к уроку. Возможно поэтому методы   введения   новых   знаний   (или   методы   обучения)   являются   одной   из наиболее исследуемых дидактических категорий (Таблица№2). Таблица №2. Цели и этапы учебного процесса и методика их организации. Цели Знания Умения Навыки Этапы учебного процесса Введение материала. Воспроизведение  (проговаривание) Задачи и упражнения Многократное повторение  действия Методика организ. Методы Задания Задания Задания Исходя из этих образовательных целей, творчески достигаются только  знания. Отсюда следует вывод, что проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний(см.Таблица №3). Таблица №3.Структура проблемного урока. Цели Этапы урока з введение Творческие звенья деятельности учащихся постановка учебной проблемы ­ формулирование  вопроса н а н и я воспроизведение поиск решения – открытие нового знания выражение решения – выражение нового знания в  доступной форме реализация продукта – представление продукта  учителю и классу Рассмотрим   методы   обучения   (см.   Таблица   №4).   При   введении   знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Перечислим их поименно. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Теперь добавим к нашему перечню проблемных методов способы введения знаний на традиционном уроке объяснением   нового   материала.   Постановка   учебной   проблемы   сводится   к объявлению темы, а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер. Таблица №4. Методы обучения. методы постановки  проблемные побуждающий от учебной  проблемы поиска  решения проблемной  ситуации диалог побуждающий к  гипотезам  подводящий к  сообщение темы с  теме диалог подводящий  диалог от  мотивирующим  приемом подводящий  диалог без  традиционные сообщение темы сообщение  знания диалог проблемы проблемы       Ниже   более подробно рассмотрим   подводящий и побуждающий к теме диалог (см. Таблица №5).  Побуждающий диалог  представляет собой отдельные фразы: его реплики для   осознания   противоречия   и   формулирования   проблемы,   для   выдвижения   и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика   как  бы   делает   скачок   к  неизвестному.  Поэтому  школьник   испытывает некоторую неуверенность. А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных   ответов,   прежде   чем   выходит   на   нужную   формулировку   учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается. Таблица №5. Подводящий и побуждающий диалог. Побуждение к формулированию  учебной проблемы Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Побуждение к осознанию противоречия прием 1 о фактах: Что удивило Вас? Что  интересного заметили? Какие вы видите факты?   о теориях: Что вас удивило? Сколько существует  точек зрения? прием 2 Сколько мнений в классе? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом  деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем  трудности? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на  предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания  применили? Задание выполнено?       Другое   дело   –  подводящий   диалог.  Он   управляет   мыслью   детей упорядоченно, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания доступны. Поэтому, вступая   в   диалог,   ученики   ничем   не   рискуют,   почти   всегда   дают   правильные ответы   и  только  в  самом   конце  испытывают   удивление  и   приходит  понимание полученного результата. Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он собственно и затевался.        Также   диалоги   различаются   своими   развивающими   результатами. Побуждающий   диалог   позволяет   ученику   выполнить   подлинно   творческие действия   и,   следовательно,   более   активно   формирует   творческие   способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и является незаменимым при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Побуждающий   диалог   обладает   сильным   мотивирующим   эффектом.   Он подталкивает ребенка к принятию разных решений, не всегда верных, но при этом   учит   детей   высказывать   точку   зрения   и возникает   обсуждение,   которое   аргументировать ее. Подводящий диалог планомерно, пошагово, иногда довольно медленно, но верно ведет учащихся к верному решению.       Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением   реализации   парадигмы   развивающего   образования,   поскольку является:        Результативной,   так   как   обеспечивает   высокий   уровень   усвоения материала, развитие интеллекта, творческих способностей;        Здоровьесберегающей   –   позволяющей   снижать   нервно­психические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.      Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,    т.   е.  реализуется   на   любом   предметном   содержании   и   любой   образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю12.        Данная   технология   является   настолько   универсальной,   что   ее использование   не   может   ограничиваться   только   узким   набором   тем,   которые можно рассмотреть и изучить на уроках географии в 7 классе. Мы рассмотрим один   из   уроков     по   географии     с   использованием   данной   педагогической технологии. Технологическая карта урока Предмет: География Класс: 7 12 Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе: методические указания / М.П. Воронина // Начальная школа. ­ М. : Молодая гвардия, 2004. ­ №6. ­ С. 45. Тема и номер урока в теме: Австралия Тип урока: Урок применения знаний и умений Тема: Путешествие по Австралии. Города Австралии Вид: Урок ­ путешествие Цель: Сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями природы, культуры, городах Задачи 1.Предметные: обобщить   знания   по   природе   Австралийского   Союза   как страны со своими особенностями на примере городов, оценить картографические умения, применение знаний в нестандартных ситуациях 2.Метапредметные:   развивать   методологически   умения,   используя коллективную творческую работу. 3.Личностные: продолжить формировать научную картину мира, воспитание культуры общения при работе в группах, умение излагать и отстаивать свою точку зрения.  УУД 1.Личностные: самоопределение. 2.Регулятивные: целеполагание, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. 3.Коммуникативные:   умение   строить   монологическую   речь   и   диалог, сотрудничество с учителем и сверстниками. 4.Познавательные: умение структурировать знания. Формы работы на уроке Групповая, коллективная Педагогические технологии Групповая, коммуникативно­диалоговая технологии обучения Оборудование Карта Австралии, туристические памятки учащихся Ход урока: Путешествие по Австралии (урок­путешествие) Цели и задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями истории, культуры, городах; закрепить знание основных   понятий,   умение   определять   географические   объекты   на   карте,   по описанию и на слайдах; 2. Развивать умение   обобщать   и   систематизировать   изученный   материал; находить   нужную   информацию   и   на   ее   основе   составлять   описание географического   объекта   по   алгоритму;   развивать   географическое   мышление; формировать   грамотную   речь;   продолжить   формирование   умений   и   навыков работы с географическими картами. 3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;   дисциплинированность,   ответственность   и   самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету. Оборудование: Карта Австралии, туристические памятки учащихся. 1 Организационный момент. Вступительное слово учителя. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие по городам Австралии в качестве туристов. Каждый из вас будет и туристом, и гидом.  Задачи:  ­   максимально   заинтересовать   потенциального   туриста   своеобразием   культурными   особенностями   и   необычностью   маршрута, природы, достопримечательностями городов Австралии.  При описании должен соблюдаться принцип достоверности и наглядности географической информации, изложенной по следующему алгоритму:     ­ Географическое положение города ­ в какой части страны находится? ­ Особенности природы: рельеф, полезные ископаемые, которые добываются рядом, высота местности; климатические особенности; есть ли рядом реки, озера, моря? ­   Уникальные   и   необычные   памятники   природы   и   природные   явления, культурные и исторические достопримечательности, индустрия развлечений. 2 Мотивация к деятельности В чем уникальность Австралийского Союза и его государственного символа? Уникальность   состоит   в   том,   что   это   единственное   в   мире   государство, занимающее отдельный материк, государственным символом Австралии является уникальное сумчатое животное – кенгуру.  3 Защита туристических рекламных буклетов по городам Австралии Учащиеся выступают группами с заранее подготовленными туристическими рекламными буклетами по городам Австралии. Регламент защиты – 4 минуты. Города: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Аделаида, Перт, Канберра. 4 Закрепление материала Узнай город по описанию: ­   Искусственно   созданный   город   для   разрешения   конфликта   между конкурирующими городами. (Канберра) ­   Один   из   красивейших   городов   мира,  в   прошлом   назывался   Джексоном. (Сидней) ­ Молодой город с круглогодично работающими пляжами и крупнейшими месторождениями золота в мире. (Перт) ­   Столица   штата,   где   ежегодно   проводятся   фестивали   и   развлекательные мероприятия для туристов. (Аделаида) ­   Второй   по   величине   город   страны,   расположенный   на   реке   Ярра. (Мельбурн) ­ В названии города звучит имя его основателя и название реки, на которой он расположен. Город занимает второе место в мире по скорости роста населения. (Брисбен) 5 Рефлексия, подведение итогов. Что нового вы узнали на уроке? В  какой   город   Австралии   вы  бы   поехали   на  каникулах?  Обоснуйте   свой выбор. Анализ урока. При   подготовке   урока   упор   сделан   на   модульное   изучение   новой   темы учащимися, то есть, на основе имеющегося материала в форме интерактивного диалога, они самостоятельно делают выводы по уроку. На   такого   вида   уроке   происходит   общее   представление   темы,   создается мотивация   к   дальнейшему   изучению   и   проработке   материала.   С   точки   зрения психологии,   этот   урок   можно   определить   как   урок­мотивацию   к   принятию самостоятельных решений. На   фоне   учебного   материала   учитель   показывает   ученикам   значение полученных знаний. В процессе обучения предусматривается модульное изучение нового   материала   на   основе   диалогового   взаимодействия:   отвечать   на   вопросы проблемного   характера,   самостоятельно   делать   выводы   на   основе   полученных знаний и информации.  То   есть,   урок   построен   как   диалог   ученик­эксперт­учитель   и   является примером   использования   диалогической   технологии.   Исходя   из   этого,   можно выделить следующие этапы урока: ­ Организационно­мотивационный – актуализация темы; ­   Формирование   общего   представления   по   новой   теме   и   выявление   уже имеющихся знаний; ­ Анализ представленной информации и ее усваивание; ­ Проблемный – постановка и решение проблемных вопросов по теме; ­ Закрепление знаний, полученных на уроке; ­ Сообщение домашнего задания. Большая часть урока была организована в форме групповой работы (диалога ученика­учителя и между учениками) с опорой на уже имеющиеся знания. В ходе этапов урока ученики обрабатывали умение обобщать и выделять главное. В   воспитательном   плане   подача   материала   в   форме   игры­диалога увеличивает сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без участия всех учеников. Подводя итог, можно сказать, что такой урок является   информационно­ насыщенным, технологичным, дает детям возможность развивать и применять свои творческие   и   интеллектуальные   способности.   Подобная   подача   материала достаточно   наглядна   и   дает   более   четкое   представление   об   изучаемой   теме,   а также выступает в качестве фактора, повышающего заинтересованность в изучении предмета.   Таким   образом,   вырабатывается   активное   отношение   к   жизни   и целеустремленность в выполнении поставленной задачи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалоговая   технология   при   использовании   в   учебно­образовательном процессе имеет огромное положительное влияние на учеников, в том числе она позволяет   каждому   ребенку   проявить   себя   и   свои   уникальные   способности, развивает устную речь, навык анализа и оценки себя и результатов своей учебной деятельности. Неоценим и вклад данной методики при формировании у ребенка навыка   использования   уже   имеющихся   знаний   на   практике,   при   этом   добывая новый опят, полезный для него в будущей деятельности, использовать имеющиеся знания   на   практике   и   «добывать»   новые.   Повышается   мотивация,   появляются предпосылки для развития  самопознания,  саморазвития и самоконтроля.  План   организации   поискового   учебного   процесса   должен   выглядеть следующим образом: 1. Поиск проблемы, ее формулировка с разных углов изучения. 2. Поиск информации, необходимой для более полного раскрытия изучаемой проблемы. 3.   Поиск   самых   разнообразных   идей,   при   этом   активизируется   опыт   и интуиция   каждого   участника,   после   окончательного   формулирования   идей происходит выделение самых подходящих. 4.   Поиск   окончательного   решения,   при   этом   происходит   одновременная оценка   каждого   высказанного   мнения   до   момента   ,когда   будет   найдено единственно верного решения обсуждаемой проблемы. 5.   Всеобщее   утверждение   верности   найденного   решения   участниками диалога. Чтобы осуществить сочетание проблемного обучения с групповой формой работы,   необходимо   строить   образовательный   процесс   с   учетом   следующих правил: 1)   Каждый   ученик   имеет   право   участвовать   в   постановке   целей   учебной работы, в ее планировании, обсуждении и решении. 2) Каждый ученик должен участвовать в контроле, оценке учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности. 3) Учебная работа ученика должна быть адресована не учителю, а всему классному коллективу. 4)   Ученик   должен   нести   ответственность,  отчитываться   и  оцениваться   за свою учебную работу и поведение перед коллективом класса. В   данных   условиях   меняется   роль   учителя.   Его   основные   функции   ­ направить,   помочь,   скорректировать.   Показателями   готовности   учащихся   к поисковой деятельности является устойчивый интерес, познавательная активность,   кругозор,   информированность,   самостоятельность.  ценностные   установки, Хорошим   дополнением   к   учебной   деятельности   с   использованием   технологии проблемного обучения является ведение исследовательского кружка, на занятиях которого дети знакомятся с понятиями «проблема», «гипотеза», «умозаключение», «наблюдение», «сравнение», «обобщение», «анализ», «вывод». Использование технологии диалогового обучения в сочетании с групповой, проблемной   формами   работы   оказывает   непосредственное   влияние   на воспитательную   среду   класса.   В   процессе   такой   работы   быстрее   формируется классный коллектив, приобретаются навыки общения, волевые качества. Ребята учатся   смело   высказывать   свою   точку   зрения,   отстаивать   ее   или   принимать   Методика   диалогового   обучения   способствует «чужую»,   но   верную. формированию  у школьников   универсальных учебных действий, обеспечивающих умение   учиться,  повышающих  мотивацию  к  познанию,  формирует  готовность  и способность   к   сотрудничеству   и   совместной   деятельности,   способствует воспитанию нравственных качеств. Данная технология является универсальной педагогической технологией. Ее использование не ограничено определенным узким набором школьных предметов, скорее расширяется набор различных приемов, которые можно использовать на уроках.   Чем   сложнее   предмет   и   старше   класс,   тем   интереснее   разрабатывать приемы организации учебного процесса с использованием диалоговой технологии. Главное,   это   исходить   из   личностных   особенностей   учеников,   участвующих   в различного   рода   дискуссиях,   с   уважением   и   терпением   отнестись   к   их первоначальному, возможно, нежеланию обсуждать что­либо в группе и выступать на публике. Данные препятствия должны лишь смотивировать педагога к поиску инновационных   способ   вовлечения   учеников   в   активный   диалог.   И   результат совместных усилий учителя и учеников может приятно удивить их обоих. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества/М.М.Бахтин. М., 1986. – 289 с. 2. Гузеев,  В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В.Гузеев. ­ М.: Сентябрь, 1996. — 302 с. 3.   Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта/М.В.Кларин. — М.: Знание, 1989. — 234 с. 4. Месникович,   С.А.Эффективность  педагогического   взаимодействия: теория и практика: учеб.­метод. пособие / С. А. Месникович. ­ Минск: БГПУ, 2005. — 298 с. 5. Мурашов,     А.А.   Профессиональное   обучение:   воздействие, взаимодействие, успех/А.А.Мурашов. – М.: Пед. общ­во России, 2000. – 198 с. 6. Селевко,     Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное пособие/Г.К.Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 320 с. 7. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие/ И.С.Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 356 с. 8. Айзерман,   Л.   С.   Уроки   литературы   как   диалог/ Л.С.Айзерман//Литература в школе. ­  1990, № 4.­ С.157. 9. Батракова,  С.   Н.   Педагогическое   общение   как   диалог   в   культуре/ С.Н.Батракова//Педагогика. ­  2002, № 4. –С.26. 10. Воронина,  М.П.  Диалог   на   уроке   в   начальной   школе:   методические указания/ М.П. Воронина // Начальная школа. 2004,  №6. ­ С. 45.  11. Мельникова   Е.Л.  Проблемный   урок,   или   Как   открывать   знания   с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012 г. ­ – 168 с. 12. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2010, 2009 г. – 60 с. 13. Мельникова   Е.Л.   Проблемно­диалогическое   обучение   как   средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013 г. – 138 с. 14.   Мишина,   И.А.   Учитель   истории   в   условиях   стандартизации образования /И.А.Мишина// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007,  № 6.­ С.25 – 29.  15. Овечкин, Д. А., Утёмов,  В. В. Диалог как творческое взаимодействие учителя   и   учащихся/Д.А.Овечкин,   В.В.Утёмов   //   Приложение   «Современные молодежные исследования. Выпуск 1.­ 2013. –С.68. 16. Зимулина,   Г.Д.   Диалоговые   технологии   как   средство   развития коммуникативной   компетентности   обучающихся   [Электронный   ресурс]   / Г.Д.Зимулина//   Психология,   социология   и   педагогика.   ­2014.­   №   12.­   режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4075.

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"

Методическая разработка "Технология диалогового взаимодействия на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2019