Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"
Оценка 4.9

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Оценка 4.9
Лекции
doc
экология
Взрослым
30.09.2019
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"
Методическая разработка по теме "Благоустройство населенных мест" составлена для преподавателей и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в рамках дисциплины "Гигиена и экология человека", данная разработка используется для проведения теоретических занятий для специальностей: Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело. Методическая разработка включает в себя методический, информационный и контролирующий блоки.
Методическая разработка - благоустройство населенных мест.doc
Министерство здравоохранения московской области Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Московской области "Московский областной медицинский колледж № 2" (ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 2") Коломенский филиал МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к теоретическому занятию  "Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест" по дисциплине  "Гигиена и экология человека" для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело 31.02.02. Акушерское дело 34.02.01 Сестринское дело Автор  Клопкова Елена Викторовна преподаватель гигиены и экологии человека высшей квалификационной категории Коломна 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Методический блок 3. Информационный блок 4. Контролирующий блок 5. Список использованных источников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное   развитие   общества   убедительно   показывает,   что подготовка медицинских работников всех уровней, немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом следует   подчеркнуть,   что   имеется   тесная   связь   между   экологическим мировоззрением, профилактической и клинической медициной. Умения и знания медицинских работников среднего звена   в области гигиены   и   экологии,   позволяют   в   результате   постоянного   и   длительного профессионального   контакта   успешно   решить   многие   проблемы   не   только результативного эффекта в организации лечебных мероприятий, но и вносить вклад   в   профилактику   инвалидизации,   надежной   реабилитации, формировании здорового образа жизни, ведущих к сохранению и укреплению здоровья. Гигиена (от греческого слова hygieinos ­ здоровый) ­ область медицины, изучающая   влияние   условий   жизни   и   труда   на   здоровье   человека   и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных   условий   существования,   сохранению   здоровья   и   продления жизни. В деятельности медицинской работников среднего звена важны знания в области   гигиены   лечебнопрофилактических   мероприятий,   гигиены   труда медицинских   работников,   особенности   рационального   питания   различных социальных и возрастных  групп населения, особое внимание  уделяя  также лечебному и профилактическому питанию. Средний   медработник,   владеющий   методиками   гигиенического воспитания, может оказать эффективную помощь врачу в формировании у пациентов,   а   также   у   других   групп   населения   здорового   образа   жизни   и выполнения основных требований личной гигиены. В современных условиях эта проблема приобрела актуальное значение, так как на здоровье человека воздействуют антропогенные загрязнения природных сред, нарушения режима труда и отдыха, несоблюдение основных законов рационального питания. В повседневной жизни на человека вредно воздействуют также полимерные и синтетические   материалы,   многие   бытовые   приборы   часто   являются источниками   электромагнитных   колебаний   различного   диапазона   частот, шума, вибрации, повышенной температуры воздуха. Немаловажное значение имеет   активное   участие     среднего   медперсонала   в   борьбе   с   курением, наркоманией, алкоголизмом среди всех групп взрослого и детского населения. Решая гигиенические проблемы нельзя забывать, что под воздействием деятельности человеческого общества в природе нашей планеты происходят различные нарушения, которые ведут к ухудшению качества среды обитания, росту   опасности   здоровья   и   жизни   человека,   также   жизнедеятельности природных сообществ. Решение этих вопросов входит в круг задач экологической науки, в том числе   одного   из   ее   направлений   ­   экологии   человека   ­   комплексной дисциплины,   изучающей   общие   законы   взаимодействия   биосферы   и антропосистемы   человечества,   ее   груш   индивидуалов,   влияние   природной среды на человека. Экология   человека   ­   это,   прежде   всего,   наука,   ищущая   методы нравственной   духовного   воспитания   человека,   пути   перестройки   его мышления для осознания своей роли и места в природе. Медицинские работники среднего звена, владеющие знаниями в области гигиены и экологии может оказать действенную помощь врачу в доведении экологических   представлений   до   населения,   умело   использовать   их   при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного проявления других на сохранение и укрепление здоровья.   дать   обучающимся   Цель   изучения   данного   курса   ­     знания, необходимые   для   решения   некоторых   вопросов   населения,   в   частности, пациентов ЛПУ, возникающих в период обострение экологических проблем современного   мира.   Подготовить   медицинского   работника,   владеющего определенной системой знаний, умений, взглядов и убеждений, необходимых для осуществления профилактической деятельности, участия в разработке и реализации   гигиенических   и   экологических   вопросов,   направленных   на предупреждение   заболеваний   и   укрепление   здоровья,   формирование здорового образа жизни населения. Студенты   учатся   установлению   связи   между   эколого­гигиеническими факторами   (качество   воды,   пищи,   состав   воздуха,   почвы   и   т.д.), складывающимися   в   конкретной   обстановке   (жилище,   ЛПУ,   учебное заведение, места отдыха), и состоянием здоровья населения на этапах, когда могут   быть   эффективными   доступные   организационные   и   медико­ профилактические меры. Необходимо   обратить   внимание   учащихся   на   существующую зависимость   состояния   здоровья   населения,   уровня   заболеваемости   по некоторым   нозологическим   единицам   (например,   туберкулез,   дизентерия, ОРВИ,   венерические   заболевания,   СПИД,   инфаркт   миокарда   и   т.д.)   от факторов   конкретных   регионов     почвы, водоснабжения, условий быта, труда, благоустройство). (состояние   атмосферы, Студентам нужно продемонстрировать зависимость состояния здоровья от факторов, характеризующих образ жизни: занятий физической культурой, наличие   вредных   привычек,   режима   труда   и   отдыха,   психологического микроклимата в семье, на рабочих местах. В ходе изучения предмета учащиеся должны усвоить, что наблюдения в динамики   взаимодействия   человеческих   популяций   с   окружающей   средой (мониторинг)   возможен   только   при   наличии   надежных   информационных данных,   в   создании   которых   значительная   роль   принадлежит   медицинским работникам среднего звена. Учитывая,   что   возникла   ситуация,   при   которой   отрицательное воздействие на среду часто происходит вследствие отсутствия элементарных экологических знаний у широких групп населения, данный курс должен дать каждому   медицинскому   работнику   среднего   звена   навыки   санитарно­ просветительской работы, проведения природоохранных мероприятий. На практических   занятиях   необходимо   научить   учащихся   доступным   методам контроля и оценки факторов окружающей среды. Известно,   что   состояние   окружающей   среды   определяется   суммой факторов, как природных, так и антропогенных (сочетание неблагоприятных факторов может усиливать действие каждого из них на организм, а сочетание благоприятного   с   неблагоприятным   ­   ослаблять   действие,   как   тех,   так   и других).   Поэтому   структура   предмета,   предлагающая   изучение   разделов, посвященных   экологическому   значению   атмосферы,   гидросферы   и   других элементов среды, должна безусловно акцентировать внимание учащихся на сочетанном воздействии их на организм. На   занятии   используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленных на активизацию внимания     обучающихся,   повышения   мотивации   к   активному   участию   в учебном процессе. В целях эффективного контроля знаний применяются     фронтальный опрос и тестовые задания, решаются проблемные задачи.  Данная методическая разработка  предназначена для преподавателей и самоподготовки   студентов   при   проведении   теоретического   занятия     по дисциплине   "Гигиена   и   экология   человека"   в   учебном   кабинете профессиональной образовательной организации. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ наименование дисциплины ­ гигиена и экология человека  наименование темы  ­ гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест междисциплинарные и межмодульные связи  ­ физика, химия, анатомия, латинский язык, фармакология, микробиология, биология цели занятия:  Образовательная:  дать   обучающимся   знания,   необходимые   для решения некоторых вопросов населения, возникающих в период обострения экологических проблем современного мира Развивающая:  развитие у обучающихся  мыслительных способностей, речи,   умение     использовать   знания,   полученные   ранее,   сопоставлять   их, делать   выводы,   навыков самостоятельной   работы,   формирование   элементов   профессиональных компетенций (указаны ниже)   развитие   умения   работать   в   команде, Воспитательная:    формирование мотивации  к обучению на данной специальности, профессионального интереса к изучению данной дисциплины, привитие обучающимся элементов субординации, чувства ответственности за принятое решение и свою работу; развитие общих компетенций ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   выполнение   и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. заниматься   самообразованием, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   осознанно   планировать   и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК   10.   Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по отношению к природе, обществу и человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны труда,   производственной   санитарии,   инфекционной   и   противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и спортом   для   укрепления   здоровья,   достижения   жизненных   и профессиональных целей. вид занятия ­ теоретическое занятие  место проведения ­ кабинет гигиены и экологии человека время проведения ­ 90 минут наглядные пособия ­  таблицы, приборы, презентации  технические   средства   обучения   ­ мультимедийная   доска, обеспечением  перечень основной и дополнительной литературы   мультимедийный   видеопроектор,   персональный   компьютер   с   программным Основные источники: 1. Крымская  И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов н/Д.,  Феникс, 2013. – 352 с. 2. Пивоваров Ю.П.  «Гигиена и основы экологии человека»Москва . Академия 2010г.     Дополнительные источники:  1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва .Академия.2010г. 2.   Большаков   А.М.   «Руководство   по   лабораторным   занятиям   по   общей гигиене. Москва , Медицина 2005г. 3.СанПиН   2.1.3.2630­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям,   осуществляющим   медицинскую   деятельность».   –   М.:   Рид Групп, 2012. – 224 с. 4.СанПиН   2.3.6.1079­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»  5.СанПиН   2.3.6.1066­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»   перечень раздаточного материала ­ тестовые задания, задачи формируемые элементы компетенций  ПК   1.1.   Проводить   мероприятия   по   сохранению   и   укреплению   здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. ПК   1.3.   Участвовать   в   проведении   профилактики   инфекционных   и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК   2.2. взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать задачи занятия   Осуществлять   лечебно­диагностические   вмешательства, В результате освоения данной темы студент должен  уметь:   оценить естественное и искусственное  освещение;  оценить микроклимат помещения. В   результате   освоения   данной   темы   студент   должен  знать: урбанизацию   и   экологию   человека;     микроклимат   города;     гигиенические принципы   планировки   и   застройки   населенных   мест;     совокупность воздействия жилищных условий Задания для самостоятельной работы ­ подготовить ответы на вопросы ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № п/п 1 Этап занятия Время, Организационный мин 5 Методы обучения Вводная беседа 2 3 4 5 6 7 Мотивационный 5 Проблемное  изложение Повторение  изученного  материала Изучение нового  материала Закрепление  нового материала Изучение нового  материала Закрепление  10 20 10 20 15 Фронтальный  устный опрос,  тестовые задания Объяснительно­ иллюстративный  метод Компьютерные  технологии Фронтальный  устный опрос Объяснительно­ иллюстративный  метод Компьютерные  технологии Метод «малых  Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Приветствие обучающихся.  Контроль  посещаемости занятия, соответствия  внешнего вида обучающихся правилам  внутреннего распорядка колледжа,  наличия учебных пособий. Заполнение  журнала учебных занятий Знакомит с формулировкой темы  занятия, целями и планируемыми  результатами; конкретизирует важность  изучения темы;  Повторение основных моментов  предыдущего занятия , инструкция и  контроль по выполнению тестовых  заданий, оценивает  ответы в  соответствии с эталоном Объясняет новый материал с  использованием обратной связи с  аудиторией (уточняющие вопросы) Приветствие преподавателя, отчет  старосты группы об отсутствующих  и причинах отсутствия, подготовка  рабочего места. Записывают тему и цели занятия,  задают вопросы по уточнению темы  занятия. выполняют тестовые задания, сами  проверяют и оценивают Конспектирование материала,  обсуждение. Задает вопросы, оценивает в  соответствии с эталоном Объясняет новый материал с  использованием обратной связи с  аудиторией (уточняющие вопросы Отвечают на поставленные вопросы Конспектирование материала,  обсуждение. Инструктирует по  выполнению заданий,  Обсуждают задание в малых группах нового материала групп» 8 Рефлексия  Подведение  итогов 5 Проблемный  Беседа выдает задания группам ­ проблемно­ ситуационные задачи, оценивает  соответствие решения эталону. Помогает обобщить результаты занятия,  Оценивание работы обучающихся,  Озвучивание домашнего задания и  самостоятельной работы обучающихся. (4 человека), формулируют общее  решение Отвечают на вопросы, задают  вопросы преподавателю, проводят  самооценку достижений. Записывают задание для подготовки к  следующему занятию; получают  рекомендации по организации  внеаудиторной самостоятельной  работы. ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК Обеспечение населения благоустроенными жилищами является социально  – гигиенической проблемой. Человек проводит значительную часть жизни в жилище, поэтому его роль в оказании влияния на здоровье, эмоциональное состояние и работоспособность  человека чрезвычайно велика.     ОБЩИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛИЩУ.   Люди   сроят   жилища,   чтобы   защитить   себя   от   воздействия неблагоприятных климатических факторов (жара, холод, ветер, атмосферные осадки),   а   также   жилище   должно   быть   достаточно   просторным,   хорошо освещенным   солнечным   светом,   сухим,   теплым   зимой   и   по   возможности прохладным   летом,  тихим,  обеспечивающим  покой  и  отдых, оборудованным необходимыми   санитарно   –   техническими   устройствами   и   красиво оформленным.   Эти качества жилища зависят от факторов: 1. Гигиенических условий в населенном пункте. 2. Земельного участка и типа жилого здания. 3. 4. Применяемых   строительных   материалов   и   конструкций   отдельных  Состава помещений, их взаиморазмещения и размеров. частей здания. 5. Освещения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации. 6. Санитарного содержания жилища. Низкое качество внутренней среды здания, вызвано следующими  причинами: 1. Недоучет гигиенических и экологических требований 2. Недостаточное качество  строительных  материалов, технического  оборудования 3. Некачественное выполнение строительных работ 4. Неправильная эксплуатация помещений 5. Физический и моральный износ жилого фонда Жилище обеспечивает: 1. Тепловой комфорт 2. Световой комфорт 3. Воздушный комфорт 4. Психологический комфорт Человек ­ единственное существо на планете, которое может создавать искусственную среду. Искусственная среда оказывает воздействие на человека: 1. Как позитивный фактор: отдых, защита и т.д. 2. Как   негативный   фактор:   при   нарушении   проектирования   или строительства Комплексное воздействие разнообразных факторов жилой среды: I.Позитивное  II.Негативное По  степени вредности факторы жилища могут быть: 1. Факторы, являющиеся непосредственной причиной заболеваний 2. Факторы, являющиеся предпосылкой для развития заболеваний Факторы: I.Физические 1.радиационный фон 2.электромагнитные поля 3.ионный режим 4.световая среда 5.шум, вибрация II.Биологические 1.пыль 2.грибковая аэрозоль 3.бактериальное загрязнение III.Химические 1.химические вещества, аэрозоли ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. На экологию жилища влияют:    а) строительные материалы;    б) бытовая обстановка.   По   оценкам   американских   специалистов   в   некоторых   квартирах концентрация  вредных  веществ  в 100  раз превышает  концентрацию вредных веществ на улице. До 30% жилья считается неблагоприятным.    По оценкам Московского института экологии – превышение в 1,4 раз. Неблагоприятными   факторами   являются:   бетонные   панели,   газовая   плита, бытовые полимерные материалы, химические покрытия.    Бетон  – очень поглощает влагу, что вызывает сухость кожи, ломкость волос, появления статического электричества. ИСТОЧНИКИ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОЛОГИЮ ЖИЛИЩА.           На момент формирования жилища. Действуют   природные   и   антропогенные   факторы,   определяющие внутреннюю среду жилища (агенты). АГЕНТЫ: 1 гр. Вещественные агенты. Основу составляют все химические вещества таблицы Менделеева. 2 гр. Энергетические.          Основу составляют: звук, вибрации, электромагнитные колебания.  3 гр. Информационные. 4 гр. Биотические агенты.           Вещества растительного и животного происхождения. I  группа  –   вещественные   агенты   среды   (химический   состав   воздушной среды жилища): Основные источники, формирующие химический состав. а) соединения, выделяющиеся из почвы, на которой построено здание, и из строительных конструкций;  б) вещества, выделяющиеся из полимеров, применяемые для производства мебели; в)   продукты   неполного   сгорания   при   пользовании   газовыми   плитами   и другими приборами; г) асбестовые волокна; д) водяной пар, запахи; е)   вещества,   связанные   с   особенностью   жизнедеятельности   человека (табакокурение, аэрозоли, моющие средства); ж)   вещества,   поступающие   из   атмосферного   воздуха   (близлежащие объекты, транспорт). Геопатогенные зоны  – это реально существующие геофизические явления над образования над образованьями внутри земли: Пустоты – образования в земле приводят к изменению геомагнитных полей, электропроводности.   Внешне   они   не   проявляются,   которые,   оказывают действие на самочувствие человека. Различные породы деревьев ведут себя на одинаково на геопатических зонах. Вишня – хорошо растет и цветет, дуб – вянет. ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЖИЛИЩА НА ЧЕЛОВЕКА. а) токсическое б) раздражающее в) канцерогенное г) аллергенное 1. Правильный   выбор   площади   строительства,   планировка   и   застройка ПРОФИЛАКТИКА: населенных мест. 2. Экологически чистые материалы. 3. Проветривание помещений. 4. Растения: а) сансивьера – обладает бактерицидным действием; б) хлорафитум – является кондиционером. Все это возможно при соблюдении в жилищном строительстве не только  ТРЕБОВАНИЕ К ЖИЛИЩУ. архитектурных вопросов, но и требований к гигиене, предусматривающих  правильную эксплуатацию помещений и надлежащий уход за ними. ГИГИЕНА ЖИЛИЩА.    Неудовлетворительная в санитарном отношении местность, бесплановое размещение на ее территории различных элементов городского строительства (жилые и общественные здания, промышленные предприятия), недостаточное озеленение, отрыв от природы:   мешают нормальному развитию народного хозяйства и   создают неблагоприятные в экологическом отношении условия жизни. Установлено, что:   недостаточная жилая площадь и объем помещений отсутствие вентиляции     рациональной способствуют распространению   многих  инфекционных   заболеваний,   глистных   инвазий вследствие   увеличения   возможности   передачи   инфекции   путем   прямого контакта с больными и бациллоносителями, а также через воздух, зараженные предметы обстановки и др.    Теснота:  затрудняет уборку жилых помещений  приводит к неопрятности  размножению насекомых   Качество воздуха в таких помещениях обычно неудовлетворительное, что служит   фактором,   предрасполагающим   к   развитию   заболеваний   в   связи   с понижением сопротивляемости организма.    Сырые и холодные помещения играют значительную роль в этиологии простудных заболеваний, ангины, ревматизма.       Доказана   роль   плохих   жилищных   условий   в   развитии   патологических явлений   со   стороны   центральной   нервной   системы,   которые   субъективно выражаются в:  головной боли  плохом общем самочувствии  понижении аппетита  беспокойном сне Причиной указанных явлений могут быть:  отсутствие уюта и покоя в квартирах  шум, проникающий с улицы или образующий в самих помещениях Общепризнанно   вредное   влияние   на   здоровье   темных   жилищ   с недостаточным естественным освещением. У детей из­за отсутствия солнечного света часто развивается рахит. В   основу   современного   градостроительства     положен   экономический принцип:  использование природных богатств местности для развития той или  иной промышленности  использование естественных водных путей сообщения   предусматривающий   плановое,   относительно   равномерное   размещение производительных сил на территории всей страны   Основные гигиенические требования к строительству населенных пунктов излагаются в СНиП 2.07.01.­ 89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».       В   градостроительстве   и   архитектуре   наблюдаются   так   называемая урбанизация, выражающаяся в укрупнение городов, уплотнении их застройки.     В   экономическом,   административном   и   общекультурном   отношениях урбанизация   облегчает   функции   управления,   проведение   санитарных мероприятий и обеспечивает высокий уровень культурного обслуживания.     С   точки   зрения   экологии   для   большого   города   характерны   многие неблагоприятные факторы, такие как:  скученность и перенаселенность  затруднения с транспортом   часто значительно отдаленность работы и от жилища  нездоровая окружающая среда.     При   выборе  земельного   участка  для   строительства   городов,   сел   и ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК отдельных зданий предусматривается:  слегка возвышенный рельеф для обеспечения стока атмосферных вод  уровень стояния грунтовых вод не менее 1,5 м. от поверхности земли   проточный   грунт,   стойкий   по   отношению   к   осадкам,   позволяющим воздвигать на нем капитальные сооружения.    Наиболее благоприятны пологие склоны, обращенные в южную сторону, что обеспечивает лучшую инсоляцию.     Основные   экологические   требования   к   планировке   городов   и   других ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ. населенных пунктов:  хорошее проветривание территорий (аэрация)  свободное проникновение солнечной радиации  (инсоляция)  наличие открытых пространств и зеленых насаждений  правильное  размещение   отдельных   объектов,   предупреждающее загрязнение промышленными выбросами и развитие шума  обеспечение удобными путями сообщения между отдельными частями города. При   запыленности   и   загазованности   атмосферы   населенных   пунктов увеличивается дефицит УФ – излучения , что способствует  увеличению частоты случаев рахита у детей  снижению  неспецифической   сопротивляемости   организма   у  населения разных возрастных контингентов, что в сочетании с другими неблагоприятными факторами отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни.    Неблагоприятные   факторы   среды   (химические   или   пылевые загрязнения)вызывает   повышения   уровня   общей   и   особенно   респираторной заболеваемости.    ЗАСТРОЙКА.   Застройка должна быть открытой, т.е. не препятствующей вентиляции и естественному   освещению   города   и   помещений,   и,   кроме   того,   достаточно свободной.  Большая плотность застройки приводит к:  тесному расположению домов  образованию узких кривых улиц  образованию   малых   площадей,   плохо   освещаемых   и   плохо проветриваемых   Территория, занимаемая непосредственно под здания при застройке: ­ зданиями малой этажности должна занимать не более 28% ­ зданиями большой этажности – не более 25%   В   городах   территория   земельных   участков,   отводимых   под   застройку, ЖИЛАЯ ЗОНА. делится на: 1) жилую зону,  или  так   называемую   селитебную,  предназначенную   для размещения:  жилищного фонда  общественных зданий и сооружений  отдельных  коммунальных   и   промышленных   объектов,   не требующих устройства санитарно – защитных зон  для   устройства  внутригородского   сообщения,   улиц,   площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования;  40% территории озеленяется, из расчета 6 кв.м. на одного человека.   Под жилую зону отводят лучший участок, по возможности вблизи озера, моря, парка и учитывают господствующие ветры. Жилую   зону  отделяют   от   промышленной   санитарными   разрывами, ширину которых определяют в зависимости от степени вредных выбросов. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА   2)   производственная   территория  предназначена   для   размещения промышленных   предприятий   и   связанных   с   ними  объектов,   комплексов научных   учреждений  с   их   опытными   производствами,  коммунально   – складских   объектов,   путей внегородского и пригородного сообщений.   сооружений   внешнего   транспорта,   В зависимости от количества и состава вредных выбросов промышленные предприятия делятся на пять классов:  для первого класса устанавливается разрыв 2000 метров   второго класса – 1000 м  третьего – 500 м  четвертого – 300 м  пятого – 100 м ЛАНДШАФТНО – РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА 3)   ландшафтно­рекреационная  территория   включает   городские   леса, лесозащитные   зоны,   водоемы,   лесопарки,   земли   сельскохозяйственного использования   и   другие   угодья,   которые   совместно   с   парками,   садами, скверами и бульварами, формируют систему открытых пространств. ВИДЫ ПЛАНИРОВКИ     Планировка   населенных   мест   характеризуется  главным   образом расположением улиц. В старых и новых городах наибольшее распространение получили следующие системы планировки:    шахматная или прямоугольная.  радиальная, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.     При  шахматной  системе   планировки   улицы   располагаются перпендикулярно   друг   другу,  бывают  прямыми,  достаточно  широкими, облегчая   доступ   чистого   воздуха.  Эту   систему   широко   используют   при расположении населенных пунктов на берегу моря или большой реки.      Радиальная   система  планировки   предусматривает  направление главных улиц от центра к периферии, которые пересекаются меньшими кольцевыми сообщениями.  ВИДЫ ЗАСТРОЙКИ. В России наиболее распространены   строчная  и периметральная система застройки  иногда   применяют  смешанную систему – с расположением  домов  и вдоль улиц и внутри квартала. ОЗЕЛЕНЕНИЕ.     Большую   роль   в   оздоровлении   условий   жизни   играют  зеленые насаждения, которые оказывают благоприятное влияние на микроклимат населенных   мест.  В   летнее   время   днем   температура   воздуха   в   саду,   на бульваре, в парке на 2­3 С ниже, чем на – 12­ 14%.     Кроны   деревьев   устраняют   палящее   действие   солнечных   лучей. Благодаря этому на озелененных территориях прохладные зоны, улучающие тепловое самочувствие у находящихся здесь людей.      Не   меньшее   экологическое   значение   имеет  механическая   очистка воздуха от пыли, сажи, дыма.    Деревья и кустарники  служат своеобразным фильтром, задерживая на поверхности   листьев,   ветвей   и   стволов   пылевые   частицы,   которые стряхиваются в низ при ветре и смываются во время дождя.  Листва  деревьев   задерживает   и   некоторые   газообразные   примеси,  Травяной   покров  газонов   препятствует   образованию   пыли   на     например сернистый газ. поверхности почвы. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. В соответствии с экологическими требованиями жилые помещения:  должны быть достаточно просторными, сухими, светлыми, чистыми  надежно защищать от холода, дождей, ветров, жары  содержать  чистый   воздух,   свободный   от   пыли,   вредных   газов, патогенных микроорганизмов    иметь благоприятный климат   быть красиво оформленным в архитектурном и эстетическом отношении  обеспечивать тишину, покой, удобства, отдых  обеспечивать необходимые условия для работы ОРИЕНТАЦИЯ ЖИЛИЩА     В   период   с  22  марта   по   22  сентября   прямое   непрерывное   солнечное облучение помещений во всех географических широтах нашей страны должно быть не менее 2,5 часа в день. Лучше всего это требование обеспечивается при ориентации окон на юго­восток, юг, юго­запад. Допустимой ориентацией окон является запад, восток, не допускается север, северо­запад, северо­восток. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ   Строительные материалы должны:  обладать плохой теплопроводность   обеспечивать  защиту   помещений   от   охлаждения   и   перегревания, Теплопроводность   материалов   зависит   от   их   пористости,   от   общего   объема содержания в них воздуха   Например, коэффициент теплопроводности:  дерева равен 0,15­0,25  кирпича­0,5­0,75  известной штукатурки – 0,33­0,75  бетона – 1,25  железобетона – 1,4     Строительные   материалы   должны   обладать   также  малой гигроскопичностью:  не впитывать влагу из воздуха  противостоять атмосферным осадкам  легко   отдавать  воду   обратно,   так   как   заполнение   пор   водой, коэффициент теплопроводности который равен 0,5 резко ухудшает тепловые свойства.    Существенное значение имеет  малая звукопроводность  строительных материалов и ограждающих конструкций, что зависит от их:  массивности   многослойности и других свойств       Этажность.  Для   современных   городов   характерно  многоэтажное жилищное строительство, весьма выгодное в экономическом отношении. ЭТАЖНОСТЬ   В   новых   и   реконструируемых   городах   жилые   массивы   застраивают БЛАГОУСТРОЙСТВО   преимущественно 9­12 этажными домами.   В 6­ти этажных и более высоких домах должны быть оборудован лифт и мусоропровод.   Большим преимуществом многоэтажных зданий является:  наличие всех видов санитарного и бытового благоустройства.     Однако,   возрастание   этажности   приводит   к   увеличению   плотности населения. ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА ПОМЕЩЕНИЙ   Внутренняя отделка помещений должна:  способствовать утеплению помещений  способствовать уменьшению звукопроводности  устранять различные неплотности, щели, шероховатости  не изменять существенно воздухопроницаемость стен  содействовать отражению света внутри помещений  обеспечивать возможность легкой уборки   Многие детали в отделке:  мрачная отделка стен   дефекты   в   ее   состоянии  могут   вызывать   отрицательные   реакции   со стороны организма:  повышенную раздражительность   подавленной состояние   Полы в жилых помещениях должны быть:  теплыми   ровными   плотными   не создающими шума при ходьбе  нескользкими  удобными для уборки   Этим требованиям отвечают  деревянные полы, окрашенные масляными красками. Паркетные полы требуют регулярной натирки   Полы из твердой керамической плитки холодные, шумные, скользкие и их применяют лишь на лестничных клетках и в тех помещениях, где требуется поддержание особой чистоты (операционные, лаборатории, туалеты, ванные).   Стены чаще всего красят:  клеевыми красками (поверх штукатурки)  масляными красками Масленые краски предпочтительнее в том отношении, что они позволяют производить:  влажную уборку стен    на их поверхности погибают микробы.  однако стена, покрытая масленой краской, становиться непроницаемой для   воздуха,   в   то   время,   как   клеевая   краска   уменьшает   естественную вентиляцию лишь на половину.   Оклейка стен обычными бумажными обоями:  затрудняет уборку  выживаемость на них микроорганизмов увеличиваться На   степень   отражения   света,   а,   следовательно,   и   на   освещенность помещений, большое влияние оказывает цвет красок. Стены, окрашенные:  в белый, отражают до 80% падающего на света  светло­желтый – 60%  светло­зеленый – 46%  светло­голубой – 30%  коричневый – 15 %   темно­зеленый – 10%  темно­голубой – 6%     Загрязненные   стены   отражают   света   в   два   раза   меньше,   чем   недавно выкрашенные.   Различные цвета неодинаково влияют на центральную нервную систему:  красный действует возбуждающе  синий и фиолетовый, наоборот, оказывает угнетающее действие  красно­оранжевый  и  желтые  цвета   производят   приятное   бодрящее действие и создают ощущение тепла и уюта   зеленые тона действуют успокаивающе  зеленый и желтый цвета наименее утомляют зрение    В общем, цвета, приближающиеся к видимым лучам солнечного спектра и окраске зеленной растительности, оказывают наиболее выгодное действие на указанные функции организма, что используются не только в жилищах, но и на производстве. ШУМ В ЖИЛИЩЕ     Шумом   называется   совокупность   звуков   различной   силы   и   высоты, образующихся   в   результате   колебательных   движений   какого   –   либо   тела   и распространяющихся   в   пространстве   в   виде   волн.   Интенсивность   звука определяется уровня шума в ДВ.   Диапазон звуков, воспринимаемых ухом человека, укладывается на шкале от 0 до 139 ДБ:  нижняя граница соответствует порогу слышимости  верхняя­порогу болевых ощущений.    В  России  допустимый  уровень  шума  на  территории  жилых  кварталов установлен до 45 ДБ, а в жилых помещениях он не должен превышать 30 ДБ.   ИСТОЧНИКИ ШУМА   Источники уличного шума:  транспорт  промышленные предприятия  нерациональное замощение улиц  авиационный шум  нарушение звуковой дисциплины со стороны водителей машин   Для борьбы с городским шумом осуществляют различные планированные, БОРЬБА С ШУМОМ архитектурные, технические и прочие мероприятия:  зонирование территорий города  озеленение улиц  удаление от города транспортной зоны  применение мягкой отделки квартир СЫРОСТЬ В ЖИЛИЩЕ   При пониженной температуре воздуха сырость в зданиях способствует:  переохлаждению организма и развитию  заболеваний  дыхательных путей грибов  развитию заболеваний почек  невралгий  ревматизма   Кроме того, она причиняет ущерб самому зданию:  создает  благоприятные   условия   для   развития   низших   организмов   –  вызывает гниение   вызывает разрушение деревянных частей   Главной причиной сырости в помещениях служат сырые стены в связи с высоким стояние грунтовых вод, которые необходимо отводить путем дренажа почвы и создавать водоизоляционные прокладки между ней и фундаментом.       Развитию   сырости   в   помещениях   способствуют   некоторые   бытовые процессы:  стирка белья  приготовление пищи      Признаки сырости:  повышенная влажность воздуха  темные пятна и плесень в нижних частях наружных стен  опавшая штукатурка  неприятный запах ОСВЕЩЕНИЕ ЖИЛИЩ Хорошее   освещение   жилых   помещений   необходимо   для   создания нормальных  условий  для  зрительной   работы  и   в   общегигиеническом отношении.     Недостаточное или нерациональное освещение ведет к:  утомлению глаз  утомлению центральной нервной системы,  понижает умственную и физическую работоспособность  способствует развитию  ряда заболеваний в частности близорукости у детей  создает возможность возникновения травм     Световая   энергия   оказывает   влияние   на   многие   физиологические процессы. Освещение должно быть:  достаточно интенсивным  равномерным  не создавать резких теней  не создавать блесткости   Интенсивность естественного освещения в помещениях зависит от:  светового климата  ориентации здания по отношению к сторонам света  ширины   улиц,   которую   следует   проектировать   из   расчета   не   менее полуторной высоты противостоящего самого высокого здания  устройства окон и других причин  затеняющих окна растущих рядом с домом деревьев  глубины заложения помещения   цвета мебели и ограждений     Верхний   край   окна   должен   подходить   к   потолку   на   15­20   см.,   это способствует более глубокому проникновению света в помещение.  ширина простенков  между окнами должна быть не более полуторной ширины окна  площадь оконных переплетов – не более 25% поверхности окна    В настоящее время получено распространение  ленточное остекление, занимающее   большую   часть   стены,   которое   допускается   при   строгом   учете светового   и   теплового   климата,   чтобы   не   было   перегрева   или   охлаждения помещения в теплое и холодное время года.     Знаменитая   мама   из   «Букваря»   конечно,   мыла   не   только   раму,   но   и оконные стекла также не забывала. Они загрязняются гораздо сильнее!   Знаете ли вы:  что за 5­6 месяцев на окнах обычной двухкомнатной квартиры нарастает до 70 г. уличной пыли, задерживающей до 20% солнечных лучей?  что  недостаток   освещенности  делает   нас   вялыми,   сонливыми   и безынициативными?     Стекла должны быть ровные, прозрачные, содержаться в чистоте:  волнистые и грязные стекла задерживают до 50% света  промерзшие – 80%  тюль поглощает до 40% света  плотные белые ткани – до 50­60%  тяжелые портьеры – до 80%     Обычные   стекла   почти   не   попускают  ультрафиолетовые   лучи, специальные же (обогащенные) стекла пропускают ультрафиолетовые лучи с длиной   волны   до   300   нм,   что   повышает  биологический   эффект  света, проникающего в помещения.       Для   оценки  естественного   освещения  используют   следующие показатели: 1. КЕО – коэффициент естественной освещенности КЕО=  Еп__ .100%                          Ео Еп – освещенность внутри помещения Ео – освещенность на горизонтальной площади под открытым небом.    Таким, образом, КЕО определяется как процентное отношение в данной точке внутри помещения к освещенности в тот же момент на горизонтальной плоскости под открытым небом.  для жилых помещений КЕО должно быть 0,4%,   для больничных палат 1,0%  для школьных классов 1,5%  для операционной 2,5% 2. Световой   коэффициент  (СК)   –   это   отношение   площади   окон   к площади пола. Чем больше величина светового коэффициента, тем лучше освещение.  для жилых помещений СК должен быть не менее 1/6 – 1/8  для операционных 1/2 ­ 1/3   для школьных классов 1/5    Для  хорошего освещения  необходимо, чтобы в помещении падал свет непосредственно с небосвода. Если сидеть на стуле в одном метре от стены, противоположной окну, то должен быть виден участок небосвода по вертикали не менее 30 см/степень затемненности .   Чтобы свет проникал в помещение на всю его глубину, верхний край окна следует устраивать ближе к потолку, а глубина комнаты не должна превышать удвоенной высоты верхнего края окна над полом 5­6 м. Отношение глубины комнаты к высоте верхнего края окна над полом называется глубиной заложения. 1:2   Уровень естественного освещения зависит: 1. От   краски   потолка   и   стен.   Коэффициент   отражения   света   от поверхностей:  Белой краской – 0,8  Светло – желтой 0,6 – 0,7  Зеленой – 0,3  Темно­синей­ 0,1 От увеличения отражения возрастает освещенность помещения. 1. Наличие затемнения противостоящими зданиями, деревьями. 2. Формы и величины окон. 3. Степени чистоты окон. 4. Географической широты. 5. Времени года и суток. 6. Погоды. 7. Ориентации здания.     В  средних   широтах  наилучшей   ориентацией   для   жилых   помещений является юго­восточная и южная. Допустимая – восточная, юго – западная .  Естественное освещение может быть: 1. боковое 2. верхнее 3. комбинированное.  ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.    Чаще всего используются  лампы накаливания, наполненные инертным газом, в которых световая энергия образуется за счет накала  вольфрамовой нити при прохождении через нее электрического тока.      В   последнее   время   получают   все   большее   распространенные люминесцентные   лампы  –   матовые   стеклянные   трубки,   внутри   которых находятся пары ртути, а внутренняя поверхность их покрыта люминофорами – веществами, способные светиться.     Люминесцентные   лампы  имеют   определенные   преимущества   перед лампами накаливания:    по своему спектру они приближаются к солнечному,   дают  мягкий рассеянный свет  с почти полным  отсутствием теней и бликов на освещаемой поверхности,   обладают меньшей яркостью, что позволяет применять их без абажуров,  по   расходу   электроэнергии   и   сроку   действия   почти  в   3   раза экономичнее, чем лампы накаливания.     Благодаря   этому  нормы   освещенности  при   использовании люминесцентных ламп повышаются примерно в 2 раза по сравнению с нормами, принятыми для ламп накаливания.   Недостатками люминесцентных ламп считают.  наблюдающийся иногда небольшой шум  стробоскопичекий   эффект,   выражающийся   в   пульсации   светового потока   установка   и   замена   устаревших   ламп  может   приводиться   только специалистами – электриками.   Люминесцентные лампы наиболее пригодны:  для   освещения   больших   пространств:  улиц,   площадей,   вокзалов,  они   удобны  при   работах,   требующих   распознания   цветовых театров; оттенков.    В жилых помещениях люминесцентные лампы применяют редко из­за не очень красивого эстетического оформления.   Для освещения всего помещения применяют общее освещение, для чего лампы укрепляют на расстоянии 2,6­2,8 м. от пола.     В   жилых   помещениях   со   сниженной   высотой   комнат,  высота   подвеса светильников близка к строительной.    Светильники бывают:  прямого (люцетта универсальная)  рассеянного (СК – 300)  поглощающего (матовые и молочные шары)  отраженного света (эранирующие)   В   дополнение   к   общему   освещению   устраивают   местное   освещение, использую   для   этого   настольные   лампы,   подвешенные.   Они   создают освещенность,   превосходящую   по   силе   освещенность   окружающего пространства, способствуя концентрации внимания на освещенной поверхности и, тем самым, облегчая работу.       ОЦЕНКА ДОСТАТОЧНОСТИ ИСКУСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ. 1. В   жилых   комнатах  средняя   освещенность   лампами   накаливания должна быть не менее 75 лк. 2. Освещенность в классах, на рабочем месте, при чтении  –  не менее  150  при   освещении   лампами   накаливания,   и   не   менее  300   лк  ­ люминесцентными лампами.     Освещенность   определяется  ЛЮКСМЕТРОМ.  При   отсутствии люксметра можно рассчитывать освещенность ориентировочно. Для этого вычисляют суммарную мощность всех ламп (ватт), освещающих данное помещения, и относят эту величину к площади пола (м2) – УДЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ.  Умножая удельную мощность на коэффициент 3,  получают ориентировочную  мощность   при   освещении   лампами   накаливания   и   на коэффициент 10 – при освещении люминесцентными лампами.     Если   требуется   высокая   освещенность   на   рабочем,   то   используют комбинированное   освещение,   применяя,   кроме   потолочного   освещения, местное освещение на рабочем месте.     Освещенность,   создаваемая   общим   освещением   должна   составлять   не менее  20   –   30   %  освещенности,   создаваемой   местным   освещением. Ограничиваться одним местным освещение нельзя, так как восприятие резкого перехода   от   ярко   освещенных   поверхностей   к   затемненным   и   наоборот приводит к функциональному нарушению зрения.    Уровень искусственного освещения помещения зависит от:            степени чистоты светильников  количества светильников  высоты подвеса светильников типа светильников спектра источника.  ВЕТИЛЯЦИЯ ЖИЛИЩА. Регулярная вентиляция жилых и общественных зданий обеспечивает:  своевременное удаление избытка тепла  влаги  вредных   газообразных   примесей,   скапливающихся   в   воздухе   в результате пребывания людей и различных бытовых процессов.    Воздух плохо вентилируемых жилищ  и других закрытых помещений, вследствие изменений в химическом и бактериальном составе, физических и других свойств способен:  оказать вредное влияние на состояние здоровья     вызывает ухудшение течение заболеваний легких, сердца, почек.     Продолжительность   вдыхаемого   такого   воздуха   в   сочетании   с режимами неблагоприятными   температурными   и   аэроионными  существенно влияет:   на нервную систему   общее самочувствие человека     Величина   необходимого   обмена   комнатного   воздуха   с   наружным зависит от:   числа людей, находящихся в помещении   его объема   характер проводимой работы Она   может   быть   определена   на   основе   различных   показателей,   и   в качестве   одного   из   них,   распространенного   в   санитарной   практике   при обследовании жилых помещений, взято содержание двуокиси углерода.   Вентиляция:     не   должна   превышать   содержания  углекислоты в помещении выше 1%, которое принято в качестве допустимой концентрации и для:   обычных помещений   классов  больничных палат    чистота   воздуха   в   помещениях   обуславливается   обеспечением   для каждого человека необходимого объема воздуха – так называемого воздушного куба и его регулярной сменой с наружным воздухом.     Количество   потребляемого  для   этого   вентиляционного  воздуха   на одного человека в час называется объемом вентиляции.   В жилых помещениях:  норма воздушного куба составляет 25­27,5 м 3  объем вентиляции – 37,7 м 3  Отсюда необходимо для полного использованного воздуха и замены его чистым   обеспечить   1,5   кратный   обмен   комнатного   воздуха   с   наружным   в течении 1 часа.  Таким   образом,  кратность   воздухообмена   служит   основным критерием интенсивности вентиляции.   Различают вентиляцию естественную и искусственную. Естественной вентиляцией называют:  инфильтрацию наружного воздуха через щели и неплотности в окнах, через поры строительных материалов в помещения  проветривание  помещений   с   помощью   открытых   окон,   форточек   и других отверстий, устраиваемых для усиления естественного воздухообмена.   В том и другом случае обмен воздуха происходит вследствие:  разницы температуры наружного и комнатного воздуха   давление ветра с наветренной и подветренной стороны здания   Размер форточек должен быть не менее 1/150 площади пола.    В многоэтажных зданиях  для усиления естественной вентиляции  во внутренних стенах устраивают вытяжные каналы, в верхней части находятся приемные отверстия – вентиляционные решетки.    Каналы выводят на чердак в вытяжную шахту, из нее воздух поступает наружу. Эта   система   вентиляции   работает   на   естественной   тяге   благодаря образующемуся в каналах перепаду давления.    Искусственная вентиляция может быть:    местной  – используя электровентиляторы  приточного или вытяжного действия, которое устанавливают в оконных проемах    центральной,   когда   она   организуется   от   всего   здания   при   помощи крышных вентиляторов. ОТОПЛЕНИЕ ЖИЛИЩА.   Основная задача отопления жилищ состоит в том, чтобы:   создать оптимальную температуру воздуха, постоянную во времени и пространстве   не создавать запыленность воздуха    не вызывать загазованность  воздуха помещений продуктами горения топлива. С   В качестве единой температуры воздуха жилых помещений принято 18­20     Для   холодной   климатической   зоны   оптимальной   температурой   в помещении считают 21­22С, умеренной – 18­20С, жаркой – 17­18С.   Отопление не должно ухудшать качество воздуха за счет:   поступления продуктов неполного сгорания, особенно окиси углерода,   подгорания пыли, осевшей на отопительных приборах.   Сухая возгонка органической пыли с поверхности отопительной системы происходит при нагреве ее до 80 С.     При   высокой   температуре   поверхностей   нагревательных   приборов увеличиваются:   неприятные запахи,   общая запыленность помещения, что является одним из существенных источников порчи воздуха.   Отопление должно быть безопасным в пожарном отношении и удобным в эксплуатации.   Различают отопление местное и центральное. Местное   отопление  как   правило   в   большинстве   случаев   встречается   в сельской местности:   голландские печи   русские печи    буржуйки Недостатки данного вида отопления считают:   загрязнение помещений   трудность обслуживания    возможность   отравления  окисью   углерода   про   преждевременном закрытии дымогарной труды   печное отопление не обеспечивает достаточно постоянной температуры воздуха на протяжении суток (допускаются перепады до 5­6 С).   В настоящее время в городах преимущественно устраивают центральное отопление,   обслуживающее   несколько   зданий   из   одного   источника.   Его преимущества:   не загрязняет воздух   удобно в эксплуатации   обеспечивает равномерную температуру воздуха в помещениях   Суточные колебания температуры при центральном отоплении не должны превышать 3С. С   введением   центрального   отопления   значительно   уменьшилось задымление атмосферы городов. Различают отопление:   водяное    паровое   воздушное   лучистое. МИКРОКЛИМАТ ЖИЛИЩ.      Искусственный   микроклимат  жилищ   должен  обеспечить   условия, благоприятные для теплообмена и жизнедеятельности организма человека. Эти условия   зависят   от   конструктивных   особенностей   стен,   отопления   и вентиляции. Температура воздуха  в:   жарком климате – 19­20С   умеренном – 21­22С   холодном – 23­24С      Перепад   температур  в   вертикальном   и   горизонтальном   направлении должен быть не больше 2­3С.  Суточные   колебания  температуры   воздуха   в   помещении   при центральном   отоплении   2­3С,   при   печном   –   4­6С.   Оптимальной относительной влажностью воздуха считается 40­60%. Скорость движения воздуха 0,1­0,5 м/c.    Микроклимат будет зависеть от правильной, оптимально подобранной системы отопления и вентиляции.  Отопление: проектируется вместе с системой вентиляции. ТРЕБОВАНИЕ К СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ. 1. Поддержание   внутренней   температуры  в   пределах   гигиенических норм. 2. Устойчивость   внутренней   температуры   и   влажности  минимальном колебании в течении суток. при 3. Равномерность температуры воздуха по вертикали и горизонтали   (от 1­3С).   4. Умеренная   температура  на   поверхности   самих   отопительных приборов. 5. Отопительные   системы  должны  исключать   загрязнения   воздуха помещения. 6. Отопительные  системы должны легко регулироваться. 7. Безопасны в пожарном отношении.  Конвенционным  Печи   Водяное отопление (АГВ).  Отопление бывает : местное и центральное. К местному отоплению относится:    Центральное отопление бывает:  ­ система водяного отопления ­ паровое ­ воздушное      Температура   на   поверхностях  отопительных  приборов отопления и водяного  должна   быть   в   пределах  80С.   Воздух   горячий   Т­75­80М   должен нагреваться и поступать в помещение с поля вентиляции только после очистки. Лучистое отопление обладает свойством проникать через кожу, т.е. обладает биологическим   эффектом.   В   организме   активируется   фермент   ивные процессы, усиливается обмен веществ. Панели  бывают стеновые, подоконные, напольные, потолочные.  Лучистое (радиальные панели).     Правильный   воздухообмен  необходим  для   профилактики  многих ВЕНТИЛЯЦИЯ. заболеваний дыхательных путей. Требования предъявляемые к системе вентиляции:    Совместно   с   системой   отопления  поддерживать   температуру   и влажность помещения;   Полное охватывание помещения;   Не допускать сильные скорости;   Предупреждать накопление запахов;   Бесперебойно работать;   Бесшумно работать;   Легко очищаться. Вентиляция бывает естественная – это при открытых форточках, дверях и искусственная.   При естественной вентиляции факторы влияющие на нее:  температура воздуха на улице  расположение квартир и расположение комнат в квартире  скорость и направление ветра.    Главными элементами естественной вентиляции  являются вытяжные каналы,   которые   закладываются   в   капитальных   стенах.   При   некоторых состояниях   погоды   может   наблюдаться   опрокидывание   тяги,   поэтому   для квартир   разных   этажей   единый   канал   не   допускается.   Для   усиления   тяги используются дефлекторы – это насадка на трубы.  Искусственная вентиляция. Система может быть:  вытяжной,  приточной,  приточно – вытяжной. Вентиляция может быть местная и центральная.  Местная (вытяжка на рабочем месте).  Центральная (вентиляционное помещение). Показатели при расчете вентиляции.  по   содержанию   углекислоты  (больше   0,1   %   говорит   о   недостатке вентиляции)  температура и влажность  ионометрия. Объем вентиляции (ОВ) – это количество воздуха (м3), которое должно поступать в помещение на каждого человека в час (30­35 м 3 на 1 человека в час). Кратность воздухообмена (КВ) – это число показывающее сколько раз в течении часа воздух в помещении сменяется наружным (не более 3).                                               ОВ                              КВ :  ­­­­­­­­­­                                       S . h пом. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Назовите функциональные зоны территории населенного пункта. 2. Какие требования предъявляют к площадке под застройку? 3. К чему приводит большая плотность застройки населенного пункта? 4. Требования к жилищу. 5. Роль зеленных насаждений в оздоровлении условий жизни. 6. Что   такое   теплопроводность   строительных   материалов?   Вспомните теплопроводности. 7. Гигроскопичность, экологическая значимость. 8. Понятие о радиальной планировке. 9. Мероприятия по борьбе с шумом. 10.Сырость в помещениях приводит ……? 11.Что такое световой коэффициент? 12.Значение КЕО для жилища 13.Преимущества и недостатки люминесцентного освещения. 14.Задачи отопления.      ПРОБЛЕМНО­СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ З А Д А Ч А  № 1 Одновременно замерили освещенность в помещении 130 лк и вне его 13 000лк. Рассчитайте КЕО помещения. Достаточен он для класса? З А Д А Ч А  № 2 Школьный класс, площадью 50 кв.м. освещается 10 лампами накаливания по   200   Вт.   Рассчитайте   освещенность   в   классе.   Дайте   гигиеническую оценку. З А Д А Ч А  № 3 Площадь школьного класса 50 кв.м., высота 3,2 м., число школьников 45. Исследование к концу 3­го урока (зимой) показали: Т – 25 С, влажность 70%, содержание СО – 0,21%. Дайте гигиеническую оценку. З А Д А Ч А  № 4 Площадь застекленной части окна 1,6 кв.м, площадь пола 14 кв.м, вычислите  световой коэффициент, достаточен ли он для жилой комнаты? З А Д А Ч А  № 5   Глубина комнаты 5 м, длина 6 м. В комнате 2 окна. Высота окна над полом  2,8  м,  застекленная   площадь   окна  2,7  м.  Если   сидеть   в  1  м  от противоположной окну стене, то виден участок небосвода, равный 45 см.   Дайте комплексную оценку естественному освещению. ЭТАЛОНЫ  ОТВЕТОВ К ПРОБЛЕМНО­СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ: Задача № 1 ­ Да Задача № 2 ­ недостаточная освещенность  Задача № 3 ­ необходима дополнительная вентиляция Задача № 4 ­ световой коэффициент недостаточный для жилой комнаты  Задача № 5 ­ естественное освещение в комнате хорошее  ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (БЛИЦ­ТУРНИР) В А Р И А Н Т  №1 1. Недопустимыми ориентациями жилого дома для всех климатических районов являются следующее: ..... 2. Наиболее благоприятными соотношениями длины и ширины комнаты являются следующие соотношения: 1. 1:2,     2. 5:6,     3.  2:5,   4.  3:4,   5.  1:3,    6. 1:4. 3.  Глубина заложения – это: 1. отношение ширины простенков к ширине оконных проемов; 2. проекция видимого участка небосвода на стекле 3. отношение глубины комнаты к высоте верхнего края окна над полом 4. отношение площади стекол к площади пола 5.   отношение   освещенности   точки   внутри   помещения   к одновременной освещенности точки вне помещения, выраженное в процент. 4. Степень затемнения равна 1 метр. Благоприятно ли это? 1. да.    2. нет. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  ВАРИАНТ №1 1.  С; СВ; СЗ 2. ­ 1  3. ­ 3  4. ­ 1 В А Р И А Н Т  № 2 1. Уровень естественного освещения помещения зависит от: 1. степени чистоты светильников: 2. времени года и суток; 3. количества светильников; 4. ориентации здания; 5. окраски стен, потолка, мебели; 6. наличие затемнения противостоящими зданиями, деревьями; 7. спектра источника света; 8. формы и величины окон; 9. типа светильника; 10.степени чистоты окон; 11.высота подвеса светильников; 12.параметров микроклимата помещения; 13.географические широты; 14.погоды. 2.   Достаточен   ли   световой   коэффициент,   равный   1/7   для   жилых помещений:             1) да,     2) нет. 3. В школьной аудитории глубина заложения равна 2,8.  Благоприятно ли это? 4. При комбинированной системе искусственного освещения для хорошей зрительной работы глаза необходимо чтобы: 1. освещенность от общего освещения составляла 25% от местного. 2. освещенность от местного составляла 25% от общего освещения. 3. освещенность от общего освещения составляла 5% от местного. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  ВАРИАНТ №2 1.  ­ 2, 4, 5, 6, 8, 13, 14 2. ­ 1  3. ­ нет 4. ­ 1 В А Р И А Н Т  №3 1.   Недопустимыми   ориентациями   жилого   здания   для климатически районов являются следующие: Минимальная высота жилого помещения: 2.       1) 2,5 м.,   2) 2,0 м.,   3)  2,4 м.,   4)  2,7 м.,    5)  3,0 м. 3.  Световой коэффициент – это: 1. отношение ширины простенков к ширине оконных проемов; 2. проекция видимого участка небосвода на стенке; 3. отношение глубины к высоте верхнего края окна над полом; 4. отношение площади стекол к  площади пола; 5.отношение   освещенности   точки   внутри   помещения   к одновременной освещенности точки вне помещения, выраженное в процентах. 4. В школьной аудитории в качестве источника света использованы лампы ЛД/лампы дневного света/ ­ правильно ли это?               1) Да.           2) Нет.            3) Не имеет значения.  ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  ВАРИАНТ №3 1.  С; СВ; СЗ 2. ­ 4 3. ­ 4 4. ­ 1 В А Р И А Н Т  №4 1. Наиболее   благоприятными   ориентациями   жилого   здания   для климатических районов являются следующее: 2. Жилыми помещениями квартиры являются: 1) ванна; 2) кухня; 3) спальня; 4) кладовая; 5) кабинет; 6) передняя; 7) веранда; 8) уборная; 9) лоджия; 10) балкон; 11) комната для дневного пребывания. 3. Световой   коэффициент   школьной   аудитории   равен  ¼. Благоприятно ли это?                1) Да;                        2) Нет. 4.  Система общего освещения рабочих мест ­ это: 1. освещение рабочих мест потолочными светильниками; 2.   сочетание   освещения   потолочными   светильниками   с освещением на рабочих местах; 3.  освещение   рабочих   мест   светильниками,  установленными непосредственно на рабочих местах. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  ВАРИАНТ №4 1.  Ю; ЮВ 2. ­ 3, 5, 11 3. ­ 1 4. ­ 1 Тестовый контроль по теме:  Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений: 1. Строительные материалы должны обладать: а) б) в) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью 2.Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых: а) б) в) не зависят от возраста и климатического района не зависят от возраста и зависят от климатического района зависят от возраста и не зависят от климатического района 3.Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит: а)        окисляемость б)       пыль в)       окислы азота г)       двуокись углерода 4.С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых  помещений являются: а) б) в)       водяное г)       паровое воздушное панельное температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и 5.Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное  значение следующие показатели: а) высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен б) в) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте      влажность воздуха жилого помещения 6.Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями: а) температурой воздуха б) в) г) влажностью воздуха химическим составом воздуха скоростью движения воздуха Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений  7. в Санкт­Петербурге: а) б) в) г) юго­запад юго­восток северо­запад северо­восток 8.Рекомендуемая ориентация окон операционных: южная а) б) северная в)       восточная г)       западная 9.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:   а)       водяного б)       парового  в)       панельного г)       воздушного Эталоны ответов 1. А 2. А 3. Г 4. Б 5. А 6. А,Б,Г 7. А,Б 8. Б 9. В СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Основные источники: 1. Крымская  И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов  н/Д.,  Феникс, ,2013. – 352 с. 2. Пивоваров Ю.П.  «Гигиена и основы экологии человека»Москва . Академия  2010г. Дополнительные источники: 1.Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва .Академия.2010г. 2.Большаков А.М. «Руководство по лабораторным занятиям по общей гигиене. Москва .Медицина 2005г.  3.СанПиН   2.1.3.2630­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». – М.: Рид Групп, 2012. – 224 с. 4.СанПиН   2.3.6.1079­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»  5.СанПиН   2.3.6.1066­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»                              Интернет – ресурсы: 1.   Федеральная   служба   по   надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия   человека   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.) 2.   Федеральная   служба   государственной   статистики.   Окружающая   среда [Электронный доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/(дата обращения 12.08.2018г.) ресурс]. Режим     – Эпидемиолог   –   Режим   доступа: 3. http://www.epidemiolog.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.)  [Электронный   ресурс].

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Благоустройство населенных мест"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019