Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"
Оценка 4.6

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Оценка 4.6
Лекции
docx
экология
Взрослым
16.09.2019
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"
Методическая разработка создана в рамках изучения дисциплины "Гигиена и экология человека" для студентов медицинских образовательных учреждений среднего-профессионального образования по специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело. Методическая разработка включает в себя: пояснительную записку, технологическую и хронологическую карты занятия, информационный и контролирующий блоки. Данный вид разработки подходит для самоподготовки студентов к учебным занятиям.
Методическая разработка-экология воды.docx
Министерство здравоохранения московской области Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Московской области "Московский областной медицинский колледж № 2" (ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 2") Коломенский филиал РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол №______от "_____"__________2019 Председатель ЦМК ___________/Чеснокова Е.Ю./ Методическая разработка к теоретическому занятию  "Гигиеническое и экологическое значение воды" по дисциплине  "Гигиена и экология человека" для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело 31.02.02. Акушерское дело 34.02.01 Сестринское дело Автор  Клопкова Елена Викторовна преподаватель гигиены и экологии человека высшей квалификационной категории Коломенского филиала ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 2" Коломна 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Методический блок 3. Информационный блок 4. Контролирующий блок 5. Список использованных источников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное   развитие   общества   убедительно   показывает,   что подготовка медицинских работников всех уровней, немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом следует   подчеркнуть,   что   имеется   тесная   связь   между   экологическим мировоззрением, профилактической и клинической медициной. Умения и знания медицинских работников среднего звена   в области гигиены   и   экологии,   позволяют   в   результате   постоянного   и   длительного профессионального   контакта   успешно   решить   многие   проблемы   не   только результативного эффекта в организации лечебных мероприятий, но и вносить вклад   в   профилактику   инвалидизации,   надежной   реабилитации, формировании здорового образа жизни, ведущих к сохранению и укреплению здоровья. Гигиена (от греческого слова hygieinos ­ здоровый) ­ область медицины, изучающая   влияние   условий   жизни   и   труда   на   здоровье   человека   и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных   условий   существования,   сохранению   здоровья   и   продления жизни. В деятельности медицинской работников среднего звена важны знания в области   гигиены   лечебнопрофилактических   мероприятий,   гигиены   труда медицинских   работников,   особенности   рационального   питания   различных социальных и возрастных  групп населения, особое внимание  уделяя  также лечебному и профилактическому питанию. Средний   медработник,   владеющий   методиками   гигиенического воспитания, может оказать эффективную помощь врачу в формировании у пациентов,   а   также   у   других   групп   населения   здорового   образа   жизни   и выполнения основных требований личной гигиены. В современных условиях эта проблема приобрела актуальное значение, так как на здоровье человека воздействуют антропогенные загрязнения природных сред, нарушения режима труда и отдыха, несоблюдение основных законов рационального питания. В повседневной жизни на человека вредно воздействуют также полимерные и синтетические   материалы,   многие   бытовые   приборы   часто   являются источниками   электромагнитных   колебаний   различного   диапазона   частот, шума, вибрации, повышенной температуры воздуха. Немаловажное значение имеет   активное   участие     среднего   медперсонала   в   борьбе   с   курением, наркоманией, алкоголизмом среди всех групп взрослого и детского населения. Решая гигиенические проблемы нельзя забывать, что под воздействием деятельности человеческого общества в природе нашей планеты происходят различные нарушения, которые ведут к ухудшению качества среды обитания, росту   опасности   здоровья   и   жизни   человека,   также   жизнедеятельности природных сообществ. Решение этих вопросов входит в круг задач экологической науки, в том числе   одного   из   ее   направлений   ­   экологии   человека   ­   комплексной дисциплины,   изучающей   общие   законы   взаимодействия   биосферы   и антропосистемы   человечества,   ее   груш   индивидуалов,   влияние   природной среды на человека. Экология   человека   ­   это,   прежде   всего,   наука,   ищущая   методы нравственной   духовного   воспитания   человека,   пути   перестройки   его мышления для осознания своей роли и места в природе. Медицинские работники среднего звена, владеющие знаниями в области гигиены и экологии может оказать действенную помощь врачу в доведении экологических   представлений   до   населения,   умело   использовать   их   при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного проявления других на сохранение и укрепление здоровья.   дать   обучающимся   Цель   изучения   данного   курса   ­     знания, необходимые   для   решения   некоторых   вопросов   населения,   в   частности, пациентов ЛПУ, возникающих в период обострение экологических проблем современного   мира.   Подготовить   медицинского   работника,   владеющего определенной системой знаний, умений, взглядов и убеждений, необходимых для осуществления профилактической деятельности, участия в разработке и реализации   гигиенических   и   экологических   вопросов,   направленных   на предупреждение   заболеваний   и   укрепление   здоровья,   формирование здорового образа жизни населения. Студенты   учатся   установлению   связи   между   эколого­гигиеническими факторами   (качество   воды,   пищи,   состав   воздуха,   почвы   и   т.д.), складывающимися   в   конкретной   обстановке   (жилище,   ЛПУ,   учебное заведение, места отдыха), и состоянием здоровья населения на этапах, когда могут   быть   эффективными   доступные   организационные   и   медико­ профилактические меры. Необходимо   обратить   внимание   учащихся   на   существующую зависимость   состояния   здоровья   населения,   уровня   заболеваемости   по некоторым   нозологическим   единицам   (например,   туберкулез,   дизентерия, ОРВИ,   венерические   заболевания,   СПИД,   инфаркт   миокарда   и   т.д.)   от факторов   конкретных   регионов     почвы, водоснабжения, условий быта, труда, благоустройство). (состояние   атмосферы, Студентам нужно продемонстрировать зависимость состояния здоровья от факторов, характеризующих образ жизни: занятий физической культурой, наличие   вредных   привычек,   режима   труда   и   отдыха,   психологического микроклимата в семье, на рабочих местах. В ходе изучения предмета учащиеся должны усвоить, что наблюдения в динамики   взаимодействия   человеческих   популяций   с   окружающей   средой (мониторинг)   возможен   только   при   наличии   надежных   информационных данных,   в   создании   которых   значительная   роль   принадлежит   медицинским работникам среднего звена. Учитывая,   что   возникла   ситуация,   при   которой   отрицательное воздействие на среду часто происходит вследствие отсутствия элементарных экологических знаний у широких групп населения, данный курс должен дать каждому   медицинскому   работнику   среднего   звена   навыки   санитарно­ просветительской работы, проведения природоохранных мероприятий. На практических   занятиях   необходимо   научить   учащихся   доступным   методам контроля и оценки факторов окружающей среды. Известно,   что   состояние   окружающей   среды   определяется   суммой факторов, как природных, так и антропогенных (сочетание неблагоприятных факторов может усиливать действие каждого из них на организм, а сочетание благоприятного   с   неблагоприятным   ­   ослаблять   действие,   как   тех,   так   и других).   Поэтому   структура   предмета,   предлагающая   изучение   разделов, посвященных   экологическому   значению   атмосферы,   гидросферы   и   других элементов среды, должна безусловно акцентировать внимание учащихся на сочетанном воздействии их на организм. На   занятии   используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленных на активизацию внимания     обучающихся,   повышения   мотивации   к   активному   участию   в учебном процессе. В целях эффективного контроля знаний применяются     фронтальный опрос и тестовые задания, решаются проблемные задачи.  Данная методическая разработка  предназначена для преподавателей и самоподготовки   студентов   при   проведении   теоретического   занятия     по дисциплине   "Гигиена   и   экология   человека"   в   учебном   кабинете профессиональной образовательной организации. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ наименование дисциплины ­ гигиена и экология человека  наименование темы ­ гигиеническое и экологическое значение воды междисциплинарные и межмодульные связи  ­ физика, химия, анатомия, латинский язык, фармакология, микробиология, биология цели занятия:  Образовательная:  дать   обучающимся   знания,   необходимые   для решения некоторых вопросов населения, возникающих в период обострения экологических проблем современного мира Развивающая:  развитие у обучающихся  мыслительных способностей, речи,   умение     использовать   знания,   полученные   ранее,   сопоставлять   их, делать   выводы,   навыков самостоятельной   работы,   формирование   элементов   профессиональных компетенций (указаны ниже)   развитие   умения   работать   в   команде, Воспитательная:    формирование мотивации  к обучению на данной специальности, профессионального интереса к изучению данной дисциплины, привитие обучающимся элементов субординации, чувства ответственности за принятое решение и свою работу; развитие общих компетенций ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   выполнение   и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. заниматься   самообразованием, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   осознанно   планировать   и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК   10.   Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по отношению к природе, обществу и человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны труда,   производственной   санитарии,   инфекционной   и   противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и спортом   для   укрепления   здоровья,   достижения   жизненных   и профессиональных целей. вид занятия ­ теоретическое занятие  место проведения ­ кабинет гигиены и экологии человека время проведения ­ 90 минут наглядные пособия ­  таблицы, приборы, презентации  технические   средства   обучения   ­ мультимедийная   доска, обеспечением  перечень основной и дополнительной литературы   мультимедийный   видеопроектор,   персональный   компьютер   с   программным Основные источники: 1. Крымская  И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов н/Д.,  Феникс, 2013. – 352 с. 2. Пивоваров Ю.П.  «Гигиена и основы экологии человека»Москва . Академия 2010г.     Дополнительные источники:  1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва .Академия.2010г. 2.   Большаков   А.М.   «Руководство   по   лабораторным   занятиям   по   общей гигиене. Москва , Медицина 2005г. 3.СанПиН   2.1.3.2630­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям,   осуществляющим   медицинскую   деятельность».   –   М.:   Рид Групп, 2012. – 224 с. 4.СанПиН   2.3.6.1079­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»  5.СанПиН   2.3.6.1066­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»   перечень раздаточного материала ­ тестовые задания, задачи формируемые элементы компетенций  ПК   1.1.   Проводить   мероприятия   по   сохранению   и   укреплению   здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. ПК   1.3.   Участвовать   в   проведении   профилактики   инфекционных   и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК   2.2. взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать задачи занятия   Осуществлять   лечебно­диагностические   вмешательства, В результате освоения данной темы студент должен  уметь:  выявлять причины возникновения   инфекционных заболеваний, передаваемых водным путем; обучать население  методам профилактики; произвести гигиеническую оценку качества питьевой воды на основании информативных документов. В   результате   освоения   данной   темы   студент   должен  знать: физиологические свойства воды; химический состав; физиологическую роль, хозяйственно­бытовое, воды; инфекционные   заболевания,   передаваемые   водным   путем;   особенности возникновения   эпидемий;   характеристику источников   водоснабжения;   охрану   источников;   норму   водоснабжения; требования к питьевой воде.   геохимические   эндемии; санитарно­гигиеническое     значение   Задания для самостоятельной работы ­ подготовить ответы на вопросы: 1. Санитарно­гигиеническое значение воды. 2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды 3. Заболевания, обусловленные  необычным составом природных вод 4. Инфекционные заболевания, связанные с микробиологичексим  загрязнением  водоисточников 5. Характеристика водных эпидемий 6. Виды источников  водоснабжения и их санитарно­гигиеническая  характеристика 7. Методы улучшения качества питьевой воды ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № п/п Этап занятия Время, мин Методы обучения 1 Организационный 5 Вводная беседа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Приветствие обучающихся.  Контроль  посещаемости занятия, соответствия  внешнего вида обучающихся правилам  внутреннего распорядка колледжа, наличия  учебных пособий. Заполнение журнала  учебных занятий Приветствие преподавателя, отчет  старосты группы об отсутствующих и  причинах отсутствия, подготовка  рабочего места. 2 3 4 5 Мотивационный Повторение  изученного  материала Изучение нового  материала 5 10 20 Проблемное  изложение Знакомит с формулировкой темы занятия,  целями и планируемыми результатами;  конкретизирует важность изучения темы;  Записывают тему и цели занятия,  задают вопросы по уточнению темы  занятия. Фронтальный  устный опрос,  тестовые задания Повторение основных моментов  предыдущего занятия , инструкция и  контроль по выполнению тестовых заданий,  оценивает  ответы в соответствии с  эталоном выполняют тестовые задания, сами  проверяют и оценивают Объяснительно­ иллюстративный  метод Объясняет новый материал с  использованием обратной связи с  аудиторией (уточняющие вопросы) Конспектирование материала,  обсуждение. Компьютерные  технологии Закрепление  нового материала 10 Фронтальный  устный опрос Задает вопросы, оценивает в соответствии с эталоном Отвечают на поставленные вопросы 6 7 8 Изучение нового  материала Закрепление  нового материала Рефлексия  Подведение итогов 20 15 5 Объяснительно­ иллюстративный  метод Объясняет новый материал с  использованием обратной связи с  аудиторией (уточняющие вопросы Конспектирование материала,  обсуждение. Компьютерные  технологии Метод «малых  групп» Проблемный  Беседа Инструктирует по  выполнению заданий,  выдает задания группам ­ проблемно­ ситуационные задачи, оценивает  соответствие решения эталону. Помогает обобщить результаты занятия,  Оценивание работы обучающихся,  Озвучивание домашнего задания и  самостоятельной работы обучающихся. Обсуждают задание в малых группах (4 человека), формулируют общее  решение Отвечают на вопросы, задают вопросы  преподавателю, проводят самооценку  достижений. Записывают задание для  подготовки к следующему занятию;  получают рекомендации по  организации внеаудиторной  самостоятельной работы. ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК 1.История   нормирования   показателей   безопасности   питьевой   воды. 2.Нормативно­правовое   обеспечение   Федерального     государственного санитарно­эпидемиологического   надзора   за   безопасностью   питьевого водоснабжения.  3.Способы и методы очистки питьевой воды.   Введение   и   основное   право   человека», Вода   ­   первоисточник   жизни.   Вода   ­   это   древний   символ   чистоты   и плодородия. Вода ­ это, прежде всего то, что мы пьем. Питьевая вода должна быть не только чистой на бактериологическом уровне и не иметь вредных для человека веществ, но и содержать полезные минералы, поскольку из воды они лучше усваиваются организмом, чем из пищи. «Воде дана волшебная власть ­ стать соком жизни на Земле» (Леонардо да Винчи Проблема питьевой чистой воды стоит перед человечеством очень остро. В развитых странах она еще пока не очень ощущается, но большинство жителей Африки и других южных стран уже на своем опыте знают, что такое нехватка питьевой   чистой   воды.   Поэтому   лучшие   умы   человечества   работают   над получением   ее   из   различных   источников.   «Доступ   к   безопасной   воде   ­ универсальная   необходимость...   ­ задекларировала директор ВОЗ Гру Харлем Брундланд в речи, посвященной Международному водному дню 22 марта 2001 г., сфокусировав внимание на актуальности данной проблемы. «Если речь идет о том, чтобы найти истинную причину   широкого   распространения   болезней   и   некоторых   зараз, опустошающих  целые   селения,  то,  конечно,  качество   воды,  употребляемой для питья, ... гораздо чаще должно быть обвиняемо, чем ветер и непогода». Это   мнение   врача   И.А.   Блументаля,   опубликованное   на   страницах Московской медицинской газеты в 1865 г., не утратило своего значения не только в XIX, но и XXI веке. Наш организм на две трети состоит из воды. Именно поэтому так велика роль воды,   которую   мы   употребляем.   Существует   ли   на   самом   деле   проблема очистки воды? Чистая   вода   имеет   огромное   значение   в   человеческой   жизни,   жизни животного,   растительного   мира,   и   природы   в   целом.   Дееспособность   всех живых клеток зависит от наличия воды. Исследуя то, какую роль вода играет для человека, можно увидеть, что весь наш организм является совокупностью водных растворов, коллоидов, суспензий и прочих сложных по своему составу водных систем. Вода является распространенным, простым, но в то же время самым сложным и таинственным веществом на Земле. Воде посвящено огромное количество научных работ, но до сих пор она остается недостаточно изученной. Вода считается   священной   основой   жизни,   с   ней   связаны   важнейшие   ритуалы практически всех религий. До середины XVIII века вода считалась неделимым веществом. И только в 1783 году французский химик Антуан Лоран Лавуазье пришел   к   выводу,   что   она   имеет   сложное   строение:   в   ее   состав   входят водород   и   кислород.  После   этого   свыше   ста   лет   все   считали,  что   вода— соединение, описываемое единственно возможной формулой Н2О Но в 1932 году мир облетела сенсация: кроме обычной воды, в природе существует еще и так называемая тяжелая вода. Сегодня известно, что может быть 135 изотопных разновидностей  воды. В наши дни ученые продолжают делать открытия непосредственно связанные с водой. Например, сегодня доказана теория об информационной памяти воды — свойствах воды воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию о материи, с которой она контактировала ранее. Вода   обогащает   клетки   организма   питательными   веществами   и   выводит отходы   жизнедеятельности   (шлаки).   Помимо   этого,   вода   задействована   в процессе   терморегуляции   (потоотделение)   и   в   процессе   дыхания   (человек может дышать очень сухим воздухом, но, сравнительно, небольшое время). Для нормальной работоспособности всех систем человеку требуется пить как минимум 1/5 литра воды в сутки. Потребность в воде заложена в человеке на подсознательном уровне. Сигнал об утолении жажды поступает в мозг через 15—20 минут после питья, когда организм уже успевает насытиться влагой. Уменьшение количества воды в организме всего лишь на 1,5% вызывает сильную жажду, плохое самочувствие, сонливость, замедление движений, тошноту, иногда покраснение кожи. Если в организме   содержание   влаги   снижается   на   6­10%,   это   чревато   головной болью,   одышкой,   отсутствием   слюноотделения,   потерей   способности двигаться   и   нарушением   логического   мышлении.   11­20%   недостатка   воды вызывают спазмы мышц, бред, притупление слуха, зрения, при потере 25% воды наступает смерть. В   итоге,   чистая   вода,   употребляемая   человеком   необходима   для   его правильной жизнедеятельности. Поэтому главным вопросом нашего питания является   регулярное   употребление   воды   путём   введения   в   организм   в свободном виде и в пище, а также обязательное использование именно чистой воды. Какую воду можно считать чистой? Родниковую? ­ Нет, так как подземные потоки   воды,  подпитывающие   этот   родник,   берут   своё   начало   с  наземных водоёмов: озер, рек и даже ­ болот. А те, естественно, целиком и полностью находятся в зависимости от атмосферных осадков, которые проходят через слои грязного воздуха и земли, и регулярно изменяют состав этого родника. Исходя   из   этого,   возникает   вывод,   что   миф   о   первозданной   чистоте подземных источников ­ это и есть всего лишь очередная легенда. Каждые сутки население нашей планеты потребляет 7­8 млрд. тонн воды. И хотя ученые уверены, что при рациональном использовании водные ресурсы неисчерпаемы,   однако   возрастающие   запросы   человека   приводят   к превышению   уровня   естественного   восстановления   вод   и   нарушению природного   равновесия.   Вода   является   универсальным   растворителем значительного количества веществ, в связи с чем, в природе химически чистой воды нет. По содержанию растворенных в воде веществ вода делится на 3 класса:   пресная,   соленая   и   рассолы.   Наибольшее   значение   в   быту   имеет пресная вода. Количество землян, удвоившееся за последние 40 лет, сейчас составляет 6,1 млрд. и может еще раз удвоиться к середине нынешнего столетия. Основной рост населения приходится на развивающиеся страны, где водные ресурсы практически истощены. Около 60% поверхности Земли составляют зоны, где отсутствует пресная вода или ощущается ее острый недостаток. Почти 500 млн.   человек   страдают   от   болезней,   вызванных   недостатком   или неполноценностью питьевой воды.   Именно   химические, 1.История нормирования показателей безопасности питьевой воды. Данный   раздел   посвящен   самой   главной   с   точки   зрения   водоподготовки проблеме   ­   качеству   воды.   физические, микробиологические   и   целый   ряд   других   параметров,   характеризующих качество воды, являются отправной точкой решения всех проблем, связанных с водой. Проблема доставки питьевой воды в жилища издавна волновала человечество. Одна из наиболее древних систем водоснабжения была создана в государстве Элам   (территория   современного   Ирана)   более   3300   лет   назад.   Здесь   был построен пятидесятикилометровый канал с шириной в верхней части около 7 метров и большое водохранилище. В   древнем   индийском   городе   Мохенджо­Даро,   расположенном   в   нижнем течении реки Инд, еще более трех тысячелетий назад существовала хорошо оборудованная   система   водоснабжения   с   колодцами   и   водопроводными трубами. Интересные   водонапорные   системы   были   созданы   до   нашей   эры   в  Египте, Иерусалиме, Пергаме, Древнем Риме. Большим   умением   строить   инженерные   водопроводные   сооружения отличались древние римляне. Во времена правления императора Нервы в Риме насчитывалось   около   2   млн.   жителей.   Ежедневно   по   трубопроводам, снабжавшим столицу Римской империи водой, подавалось около миллиарда литров, то есть в сутки на каждого жителя приходилось 500 литров воды. Поскольку   в   то   время   не   существовало   насосов   для   перекачки   таких значительных   количеств   жидкости,   приходилось   подавать   ее   в   город   из высоко   расположенных   источников,   обычно   находящихся   на   значительном расстоянии от города. Если по пути прокладки трубопроводов встречались препятствия,   например   речные   долины,   то   в   этих   местах   возводились сооружения   типа   мостов,   называемые   акведуками,   которые   частично сохранились до нашего времени. Тысячелетнюю историю имеют распространенные и сегодня в Средней Азии подземные   галереи   —   водоводы   (кяризы),   по   которым   вода   самотеком поступает в жилые кварталы на глубине 30­50 метров. Более   тысячи   лет   назад   действовал   водопровод   в   Ферганской   долине   и снабжал   город   Ахсикент.   Керамические   трубы   этого   водопровода укладывались в арочный туннель. Уникальная   водопроводная   система,   созданная   греками   и   генуэзцами, обнаружена в Крыму при раскопках древнейшего города Феодосии. Сведения о водопроводах в Киевской Руси впервые встречаются в летописях Х1­ХП веков. Археологи обнаружили остатки водопроводных труб, которые использовались для водоснабжения древнего города Новгорода. Первый   Московский   водопровод   был   построен   в   XIV   веке   и   представлял дубовую трубу, по которой вода из Москвы­реки подавалась в Кремль. В 1631 году для обеспечения Кремля водой был построен напорный водопровод с подъемным устройством и резервуаром. Первый водопровод в Киеве был построен в 1668 году и использовался для подачи воды в духовную семинарию. С   развитием   систем   водоснабжения,   расширением   промышленного производства   проблема   обеспечения   населения   безопасной   для   здоровья питьевой водой стала актуальной. Стандартизация  показателей безопасности и качества воды имеет большую историю. Критерии безопасности воды для здоровья менялись с расширением медицинских   и   биологических   знаний.   Соответственно   менялись   и гигиенические требования к воде. В истории гигиенического нормирования качества питьевой воды можно выделить несколько этапных периодов. Первый этап нормирования качества воды относится к глубокой древности. По свидетельству Гиппократа (460­370 до н. э.) — великого древнегреческого врача (трактат "О воздухе, водах и местностях") для отличия чистой, т.е. "здоровой",   воды   от   непригодной,   "нездоровой",   пользовались   внешними признаками ее качества (мутность, цветность, запах, привкус), которые легко определять   органами   чувств.   Органолептический   способ   оценки   воды   как единственно   доступный   в   то   время   безраздельно   господствовал   в   течение многих   веков.   определение органолептических   свойств   воды   не   придавало   ее   оценке   необходимую степень объективности и не могло охарактеризовать многих весьма важных признаков. Становление второго этапа связано с открытиями М.Ломоносова и Лавуазье в области   химии,   а   именно   с   развитием   количественного   и   качественного анализа.   Результаты   химических   анализов,   выраженные   мерой   и   массой, привлекали   своей   конкретностью,   так   как   могли   быть   использованы   в   только   качественное,   Однако   общее, качестве масштаба для сравнения воды разных источников. Большое внимание уделялось   определению   общей   минерализации   воды   по   плотному   остатку, содержанию   хлоридов   и   сульфатов,   жесткости   воды.   Выбор   методов определяется их доступностью. Со временем стали определять содержание в воде органических соединений и продуктов их разложений (аммиак, нитриты, нитраты). Третий   этап   охарактеризовался   преимущественным   изучением бактериального состава воды и переходом к гигиеническому нормированию качества   питьевой   воды.   Особое   значение   имело   открытие   немецкого микробиолога   Роберта   Коха.   Принимая   участие   в   ликвидации   крупной эпидемии   холеры   в   Гамбурге   в   1891   году,   Роберт   Кох   установил   факт отсутствия вспышки холеры в расположенном неподалеку Альтоне. Он связал этот   факт   с   очисткой   речной   воды   на   альтонском   водопроводе   путем медленной   фильтрации.   Результаты   многочисленных   бактериологических исследований,   проведенных   Р.   Кохом,   свидетельствуют   о   том,   что   вода альтонского водопровода содержала не более 10 сапрофитов в 1 мл. В воде гамбургского   водопровода   было   обнаружено   значительно   больше микроорганизмов. В   дальнейшем   развитие   гигиенического   нормирования   становится общемировой   проблемой,   на   этом   этапе   разрабатываются   и   внедряются   в практику   национальные   и   государственные   стандарты   регламентирующие целый   спектр   химических,   бактериологических   и   органолептических показателей.   Начиная   с   этого   времени,   проблема   гигиены   воды   приобрела физиолого­гигиеническое направление. На  четвертом  этапе  по   мере  накопления  новых  знаний,  научных  данных  о влиянии   на   организм   человека   химических   факторов   внешней   среды появилась необходимость периодического пересмотра стандартов с целью его расширения. На рубеже 21 века в рамках международного экономического сотрудничества возникла необходимость координации деятельности научного сообщества   с   целью   разработки   наднациональных   законодательных   актов регламентирующих   безопасность   питьевой   воды   в   качестве   которых выступают технические регламенты. В середине 19 века человечество начало осознавать причинно­следственную связь между качеством питьевой воды и здоровьем населения использующим данную   воду   для   приготовления   пищи   и   питья.   Впервые   в   истории человечества   в   1853г   на   конгрессе   гигиенистов   в   г.Брюсселе   было установлено   9   количественных   показателей   доброкачественности   воды водоисточников; ­плотный остаток при выпаривании ­500­600 мг/л.; ­содержание извести и магнезии ­180­200мг/л. ,при этом магнезии не более 40­ 50мг/л.; ­ангидрид   серной   кислоты   ­80мг/л.;   ­азотистая   кислота   ­не   более   следов; ­хлор­20­30 мг/л.; ­аммиак ­не более следов; ­общая жесткость ­не более 18­ 20 нем. град. Указанные   предельные   величины,   определяющие   максимальное   содержание химических веществ в питьевой воде многие годы служили ориентирами при определении   качества   воды.   Отечественный   ученый   и   естествоиспытатель А.П.Доброславин включил эти нормативы  в   разработанное им  совместно  в Ф.Ф.Эрисманом  «Краткий учебник по гигиене». Позднее А.П.Доброславин сумел впервые сформулировать в качестве одного из   ведущих   эстетических   критериев   качества   питьевой   воды органолептические   показатели,   а   именно   «вола   должна   быть   бесцветна, прозрачна, не давать при стоянии осадка, не иметь никакого запаха и вкуса», при этом вода должна содержать малое количество органических веществ, продуктов   их   разложения   и   не   слишком   много   минеральных   солей,   в частности хлоридов, сульфатов щелочных и щелочно­земельных металлов. Одновременно   А.П.Доброславин   считал,   что   показатели   качества   воды необходимо использовать в комплексе с учетом их совокупности и данными происхождения   воды.   В   дальнейшем"   А.П.Доброславин   предложил   первый норматив токсичного вещества ­ содержание свинца в воде должно быть на уровне ­0,35 мг/л.. В   своих   трудах   А.П.Доброславин   поставил   вопрос   необходимости нормирования спуска сточных вод в водоемы и на рельеф местности « следует позаботиться   об   указании   таких   средств,   которые   устранили   бы   вредные последствия спуска неочищенных сточных вод в реки и водоемы, Должны быть выработаны более точные нормы и указания закона не против самого спуска нечистот в реки, но против негодных способов, которыми этот спуск производится». Над   проблемой   биологической   безопасности   воды   работал   известный микробиолог   Р.Кох,   который   в   1893г.   предложил   первый   количественный показатель   микробного   загрязнения   воды   —общее   число   бактерий­ сапрофитов не боле 100 в 1 мл. воды. Как мы видим данный показатель не потерял   своего   значения   и   в   21.   веке   и   используется   при   нормировании показателей биологической безопасности питьевой воды в качестве общего микробного числа. В 1914г. в США разработан первый стандарт на питьевую воду включающий два показателя; общий счет бактерий и титр кишечной  палочки, в 1925г. в этот стандарт были введены ПДК для некоторых токсичных веществ и оценка запаха воды в баллах. В России 19 века вопросы водоснабжения городов обсуждались на  Русских водопроводных   съездах,   начавших   свою   деятельность   с   1893г.  Согласно данным Министерства внутренних дел в 1871г. в России насчитывалось всего 29 водопроводов, однако к 1911г. количество водопроводов в городах России составило уже 227 систем, причем только 70,6% водопроводов принадлежало городским управам, остальные находились в частной собственности. Санитарный   надзор   за   питьевой   водой   в   России   был   впервые организован   в   18907г.   в   Одессе,   где   бактериологическую   станцию возглавил   профессор   Н.П.Диатропов.   Санитарная   оценка   воды проводимая   лабораториями   заключалась   в   проведении   химического   и бактериологического   исследований.   В   рамках   химического   анализа определялась жесткость воды и наличие растворенных органических веществ, бактериологический анализ позволял определить количество микроорганизмов в воде и выявить болезнетворные бактерии. В связи с расширением сети водопроводных сооружений остро встал вопрос об   оптимальной   системе   фильтрования   воды.   В   России   широко использовались фильтры американской и английской систем очистки воды. Американский   метод   предусматривал   предварительное  коагулирование воды,  что   позволяло   увеличить   скорость   фильтрования,  английский   метод был основан на медленном фильтровании через громоздкие мелкопористые фильтры. Для уничтожения бактерий предусматривался метод озонирования. Русским   ученым   профессором   С.Прибытеком   на   базе   Петербургской городской лаборатории проводилось изучение новых методов очистки  воды,   в   частности   опробировались   следующие   используемые   в   Европе способы; метод   Берже   основанный   на   использовании   двуокиси   хлора;   способ коагулирования   серно­алюминиевой   содой   и   известью   с   дальнейшей фильтрацией; способ озонирования по Жерару; способ стерилизации воды гипохлоритами и др. Однако качество питьевой воды в большинстве городов России было  весьма сомнительным, 160  водопроводов   не  имели   никакой   системы  очистки, 59 были   оснащены   фильтровальными   установками,   6   были  оборудованы осадочными   и   отстойными   колодцами,   за   60%   процентами  водопроводов санитарный   надзор   не   осуществлялся,  водопроводы подвергались лишь эпизодическому бактериологическому контролю. В 1937г. в Советском Союзе и впервые в Европе был разработан ГОСТ  на качество   питьевой   воды,   который   в   дальнейшем   многократно совершенствовался,   однако   в   основу   для   разработки   практически   всех стандартов   Европейский   стран   были   положены   критерии   используемые   в первом   Советском   ГОСТе,   а   именно;   физические   качества   воды (эстетические   в   дальнейшем   органолептические   показатели);   результаты химического анализа, бактериологические показатели. Необходимо отметить, что нормы воды, которую мы пьём и показатели её хорошего качества в разных странах различны, и даже в пределах одной страны часто изменяются. Это вовсе не новость, что российские нормы по некоторым показателям заметно уступают западным. Это зависит, в первую очередь, от экономических способностей страны, а точнее, от ограниченных возможностей отечественных водоочистных сооружений. На   данный   момент   существует   несколько   мировых   организаций, занимающимися проблемами стандартизации воды.   остальные Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) здоровья населения. (ПСП). охраны Суточного Потребления Всемирная   Организация   Здравоохранения   (\УогШ   Неа1Й1   Ог§аш2а11оп)   ­ это   специализированное   учреждение   Организации   Объединенных   Наций, основная   функция   которого   состоит   в   решении   международных   проблем здравоохранения и "Руководство   по   контролю   качества   питьевой   воды",   выпущенное   этой организацией   в   1984   году   (пересмотренное   и   дополненное   в   1992   году) является   основным   стандартом,   на   основании   которого   разрабатываются нормативы   других   государств.   Рекомендации   ВОЗ   явились   результатом многолетних   фундаментальных   исследований   и   основаны   на   понятии Переносимого ПСП  ­ это количество вещества в пище или воде в пересчете на массу тела (мг/кг или мкг/кг), которое может потребляться ежедневно на протяжении в с е й   ж и з н и   б е з   з а м е т н о г о   р и с к а   д л я   з д о р о в ь я .   В результате   исследований   были   получены   величины   ПСП   по   основным потенциально   вредным   для   человека   веществам.   На   основе   этих   данных   с применением   сложной   системы   поправочных   коэффициентов   были разработаны нормы содержания основных вредных веществ в воде. Причем, что   очень   важно,   при   определении   рекомендуемых   величин   для   воды учитывалось поступление вещества из всех источников (с пищей, дыханием и т.п.).   Такой   подход   гарантирует,   что   суммарное   суточное   потребление вещества   из   всех   источников   (включая   питьевую   воду,  содержащую концентрацию этого вещества на уровне, равном или близком рекомендованной величине) не превысит переносимого суточного потребления. Агентство по охране окружающей среды США (U.S.EPA) Агентство   по   охране   окружающей   среды   США   (U.S.Enviropment Protection  Agency)   ­   правительственное   учреждение   США,   в   задачу которого   входит   защита   здоровья   населения   и   охрана   окружающей   среды. Этим   агентством   был   разработан   федеральный   стандарт   качества   питьевой воды   США.   Данный   стандарт   включает   в   себя   два   раздела: National  Primari  Drinking  Water  Regulations  ­   это   обязательный   для соблюдения   стандарт,   объединяющий   на   сегодняшний   день   79   параметров (органические   и   неорганические   примеси,   радионуклиды, микроорганизмы),   потенциально   опасных   для   здоровья   человека; National  Secondari  Drinking  Water  Regulations  ­   стандарт,   носящий рекомендательный   характер   и   включающий   перечень   из   15   параметров, превышение   нормативов   по   которым   может   ухудшить   потребительские качества воды. Интересной особенностью американского стандарта является то, что в нем с 1986   года   по   каждому   параметру   установлены   два   норматива    Maximum Contaminant Level Goal (MCLG)   и  Maximum Contaminant Level (MCL)  Первый из них ­ MCLG ­ представляет собой тот максимальный уровень, при котором данное вещество (воздействие) гарантированно не оказывает вредного влияния на организм человека. Строгое соблюдение этого уровня не является обязательным. Это как бы цель, к которой следует стремиться.  MCL  ­ это обязательная   для   соблюдения   величина,   представляющая   собой  предельно допустимый уровень по каждому параметру качества воды. Данная величина устанавливается   максимально   близко   к  MCLG  с   учетом  современных технологических возможностей и экономической целесообразности. По большинству позиций величины MCLG и MCL совпадают, однако у ряда параметров (канцерогены, микробиология, радионуклиды) величина MCLG значительно   жестче   и,   как   правило,   равна   нулю,   что   означает  стремление достичь полного отсутствия данного загрязнения. Европейское сообщество (ЕС) ЕС. стран­членов Директива   Европейского   Сообщества,  касающаяся   "качества   воды, предназначенной   для   потребления  населением"   (80/778/ЕС)   была   принята Европейским   Советом   15   июля1980  года.  Более  известный   под   названием "Директива   по   Питьевой   Воде,   данный   документ   лег   в   основу   водного законодательства европейских В Директиве нормируются 66 параметров качества питьевой воды, разбитые на   несколько   групп   (органолептические   показатели;   физико­химические параметры;   вещества,   присутствие   которых   в   воде   в   больших   количествах нежелательно;   токсичные   вещества,   микробиологические  показатели   и параметры умягченной воды, предназначенной для потребления). ЕС   устанавливает   для   большинства   параметров   два   уровня   предельно допустимой   концентрации.   Уровень  G­   это   долговременная   цель,   которую странам­членам  ЕС  желательно   достигнуть  в  перспективе.  Уровень  I  ­  это обязательный   для   выполнения   всеми   странами   порядок   величин, определяющих   качество   воды.   В   Директиве   эти   нормы   закреплены   в   виде величин   МАС     для   каждого   параметра.  Законодательство   стран­членов   ЕС должно устанавливать нормы качества воды не хуже, чем величина МАС. Однако,   3   ноября   1998   г.   Советом   Европейского   Союза   взамен действовавшей   с   1980   г   была   принята   новая   директива   "По   качеству питьевой   воды,   предназначенной   для   потребления   человеком"   98/83/ЕС.   В новой   директиве   перечень   обязательных   для   контроля   параметров сокращен, но предельные значении по многим из них ужесточены. 1.Круговорот воды в природе. Экологическая   роль воды. 2.Источники загрязнения гидросферы. 3.Физиологическая роль, хозяйственно­бытовое, санитарно­гигиеническое  значение воды. Норма водопотребления.     3.Свойства воды, химический состав. Геохимические эндемии. Инфекционные заболевания, передающееся водным путем. 4.Организация водоснабжения населения. Источники водоснабжения. Охрана  источников водоснабжения. 5.Требования к питьевой воде. 6.Методы обеззараживания воды.  7.Контроль за качеством питьевой воды. Гидросфера  ­ это совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, почвенных и подземных вод, ледников и снежного покрова. С гидросферой связана жизнь на земле. Там, где есть вода, есть и жизнь. Все функционирующие живые системы состоят в основном из воды. Она ­ важнейшее   составляющие   любой   живой   клетки.   Биохимические   реакции протекают   в   воде.   С   гидросферой   связано   такое   явление,   как   круговорот воды. Под   действием   солнечного   тепла   вода   нагревается   и   испаряется   с поверхности   водоемов,   Водные   пары конденсируются и возвращаются на сушу в виде дождя, снега. Затем вода устремляется в направлении клона местности, образуя поверхностный сток, пополняя   русло   рек   и   водоемы,   фильтруется   в   грунт,   увеличивая   запасы почвенных и подземных вод и т.д..   листьев   растений.   почвы, Реки испытывают наибольшее воздействие человека. Болото   ­   является   природно­очистительным   сооружением.   В   результате осушения болот речные воды сильно пострадали. В результате деятельности человека   изменилась   температура   воды,   гибло   большое   количество растительного и животного мира. Происходит разрушение природной среды: гниение воды в хранилищах. Вода имеет тесную связь с почвой. Источниками загрязнения водоемов являются сточные воды: промышленные, бытовые, сельскохозяйственные, ливневые. В   гидросфере   происходят   процессы   самоочищения   за   счет  следующих факторов: перемешивания, наличие бактерий и  фитопланктона, температура, наличие ледяного покрова, ультрафиолетового облучения, площади водоема. Фитопланктон поглощает углекислый газ, выделяет кислород.  Распадающийся фитопланктон   выделяет   СО.   Являясь   одним   из  важнейших   элементов окружающей среды, вода в значительной мере определяет санитарные условия жизни   и   здоровья   населения.  Вода   необходима   для   нормального   течения физиологических  процессов. В организме взрослого человека вода составляет 60%  (42­48   литров).   Потеря   воды   в   количестве   12­15   литров   является смертельной. Физиологическая потребность в воде зависит от условий внешней среды и  от характера трудовой деятельности 1,5­2 литра в сутки на 1 человека. Для  приготовления пищи и мытья посуды 5­8 литров на человека. Санитарно­ гигиеническая потребность воды зависит: от уровня санитарной культуры населения от жилищных условий и инженерного оборудования зданий от санитарного благоустройства населенных мест. В   среднем   для   санитарно­гигиенических   нужд   необходимо   150  литров   на   1 человека.   Нормы   водопотребления   в   неканализованных  населенных   пунктах составляют 40­60 литров в сутки. В частично­канализованных ­170 литров. В полностью канализованных населенных пунктах 400­500 литров.   которое Большое   гигиеническое   значение   имеет   качество   питьевой   воды,  химическими, характеризуется   ее   свойствами: биологическими   (наличием   или   отсутствием  возбудителей   инфекционных заболеваний).  свойства   воды   характеризуются прозрачностью, цветом, вкусом и запахом.   органолептическими,   Органолептические Химический минеральный состав воды обусловлен на 85% катионами кальция, магния,   натрия   и   анионами   гидрокарбонатов  (НСО3),   хлоридов   СL  и сульфатов (SO4). Остальная часть приходиться на катионы алюминия, калия, нитраты, нитриты,  фосфаты, микроэлементы ( фтор, йод, цинк, медь и другие). По  химическому составу природная вода может значительно  различаться между   собой.   Большие   концентрации   минеральных   солей  придают   воде неприятный   вкус,   отрицательно   влияют   на   функции  желудочно­кишечного тракта     и     других     органов,    мешают использованию воды в быту и на производстве. Сброс необезвреженных сточных вод может привести к  появлению в воде повышенных концентраций токсических веществ: ртути, свинца, мышьяка, хрома и других химических элементов. Биологические   свойства­   наличие   микроорганизмов. важнейшим фактором распространения многих инфекционных заболеваний.   Вода   может   являться Наибольшую опасность представляют:  А. Патогенные микроорганизмы: 1. группа бактерии: а)   сальмонеллы     (брюшной тиф, паратифы); 2 3 (Е.Сoli  0557) б)  шигеллы (возбудитель дизентерии); в)  ишерихии г)  холерный вибрион д)  иерсинии группа вирусы: а) б) в) группа простейшие: а) б) в) группа черви (круглые черви, болонтидии). амебная дизентирия; лямблии; крипюспаридии; энтеровирусы  (полиомиелит, коксаки А и В, ЕСНО) гепатит А; ротовирусы; аденовирусы некоторых типов; 4 Б.Условно­патогенные микроорганизмы могут быть опасны для детей и людей с  ослабленной иммунной системой: синегнойная палочка; клебсиеллы; микобактерии кишечной группы; а) б) в) В. Микробы, попадающие при  ингаляционном воздействием водных аэрозолей: а) б) в) возбудитель болезни легионеров; возбудитель первичного амебного энцефалита; акантамеба­ вызывающая легочную инфекции и менингит; Г. Токсические метоболиты микробов: 1. Цианкобактерии, которые являются причиной цветения воды,  выделяют токсины. 2. Гепатотоксины, выделяемые микроцистами (летальный исход наступает через 24 часа после употребления воды). 3. Нейротоксины. Возбудители заболеваний попадают в воду с испражнениями  больных и носителей. Особо   опасны   сточные   воды   больниц,   в   первую   очередь   инфекционных заражение воды может также происходить при массовых купаниях, загрязнение берегов   нечистотами   и   сбросе   их   в   водоем,   стирке   инфицированного   белья, просачивании   в   подземные  воды   жидкости   из   выгребных   ям,   попадании патогенных микроорганизмов в колодец с загрязненными ведрами. Возбудители острых   кишечных   инфекций   могут   выживать   в   воде   открытых  водоемов  и колодцев несколько месяцев.  Характеристика водных эпидемий. Связь заболеваний с использованием воды определенного источника. Быстрый подъем заболеваемости. Преимущественное поражение взрослого населения. Сезонность. Для предупреждения возможного возникновения инфекционных  заболеваний необходимо   бесперебойное   снабжение   населения  достаточным   количеством доброкачественной веды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды и ее санитарная оценка. Вода,   используемая   населением   для   хозяйственно­бытовых целей, должна отвечать следующим гигиеническим требованиям:  1.Обладать       хорошими       органолептическими         свойствами,         быть прозрачной, бесцветной без неприятного привкуса или запаха. 2. Не содержать избытка солей и токсических веществ, способных оказать вредное воздействие на организм человека.  3.     Не         содержать возбудителей инфекционных болезней, яиц и личинок гельминтов. Эти   требования   нашли   отражение   в   действующих   в   нашей   стране Санитарных правилах  и нормах «Гигиенические требования к качеству воды централизованных   систем   питьевого   водоснабжения.   Контроль   качества СанПиН 2.1.4.559­96 Соответствие   качества   питьевой   воды   нормативам, стандартом определяют путем химико­микробиологического анализа воды.  установленным Водопроводная вода должна удовлетворять следующие требования:  Физические свойства. Прозрачность   воды   зависит   от   наличия   в   ней   взвешенных   частиц. Прозрачность питьевой воды должна быть такой, чтобы через слой  ее в 30 см можно было прочесть шрифт. Цветность ­ как правило, вызвана наличием вымываемых из почвы веществ, водорослей в водоеме, а также загрязнением сточными водами. При       лабораторных       исследованиях       сравнивают       интенсивность цветности    питьевой    воды    с    условной    шкалой    стандартных растворов, результат выражают в градусах цветности.  В водопроводной воде цветность не должна превышать 20° . Вкус   и   запах   питьевой   воды   обусловлены   наличием   в   воде органолептических ­ веществ растительного происхождения, придающих воде землистый, травянистый, болотный запах и  привкус. Во время исследования определяют характер запаха, его интенсивность в баллах:  0­отсутствие, 1 бал ­ очень слабый;  2 бала ­ слабый; 3 бала ­ заметный; 4 бала ­ отчетливый; 5 балов ­ очень сильный. Допустима интенсивность запаха или привкуса не выше 2 балов. Химический состав. При   химическом   анализе   питьевой   воды   учитывают   природный химический   состав   воды   и   вещества   используемые   для   ее   обработки. Наибольшее гигиенические значения имеют следующие показатели:  Сухой остаток­ не должен превышать 1000 мг/л. Железо­ не должно превышать 0,3 мг/л. Наличие   солей   кальция   и   магния   обусловливает   жесткость   воды.   С увеличением   жесткости   воды   ухудшается   разваривание   мяса   и   бобовых, увеличивается расход мыла, усиливается образование накипи.  Жесткость не должна превышать 3,5 моль\л,(7мг­экв/л). Хлориды. Воды содержащие хлориды в количестве, превышающем 350 мг/л имеют солоноватый привкус и неблагоприятно влияют на секрецию желудка (снижение   секреции   желудка).   Повышают   моторную   функцию   желудка   и кишечника и угнетают выделительную функцию почек. Сульфаты.   В   количестве,   превышающим   500   мг/л   придают   воде   горько­ соленый вкус и угнетают секрецию желудка, могут вызвать диспепсические явления.   Присутствие   в   воде   токсических   веществ   связано   со   сбросом   в водоем промышленных сточных вод. Концентрация этих веществ по ГОСТУ не должна превышать ПДК. Фтористые   соединения  ­   вымываются   водой   из   почвы   и   горных   пород. Оптимальное содержание фтора в концентрации 0,7­1,0 мг/л ПДК­1,5 мг/л. Концентрация нитратов (по азоту) 10 мг/л. Геохимические эндемические заболевания. Это       заболевание       вызванное       недостатком       или       избытком поступления     в     организм     микроэлементов     в     связи     с     их     низким содержанием   в   почве,   воде,   продуктах   питания.   К   таким   заболеваниям относятся: 1.Кариес ­ возникает при недостаточном содержании фтора в питьевой воде ( меньше 7 мг/л) 2.Флюороз ­ возникает при концентрации фтора больше 1,5 мг/л. На эмали зубов   появляются   мелоподобные   или   пигментные   пятна   (желтого   или коричневого цвета). В тяжелых случаях возможно разрушение эмали. Фтор   ­   в   концентрации   больше   5   мг/л   вызывает   поражение   костей (остеосклероз, остеопороз) и межпозвоночных связок (обызвествление). 3.Водно­нитратная  метгемоглобинемия  связана  с  повышением содержанием нитратов           в           воде.          Заболевание           обусловлено   образованием метгемоглобина в крови, который нарушает перенос кровью кислорода, что усиливает явление гипоксии. У     грудных     детей     наблюдается     одышка, цианоз,     тахикардия.   Появление           заболевания           усиливается           при диспепсических расстройствах. В тяжелых случаях могут начаться судороги и смерть.  4. Эндемический   зоб   ­   увеличение   щитовидной   железы. Возникает при недостатке поступления йода с водой и продуктами питания. Микробиологические показатели качества воды. Для определения эпидемиологической  безопасности воды используют косвенные микробиологические показатели. В основе этих показателей лежит наблюдение о том, что чем меньше загрязнена вода кишечной палочкой, тем меньше   вероятность   нахождения   в   воде   возбудителей   инфекционных заболевание. Кишечная палочка используется как показатель потому, что: 1.Имеет   одинаковое   с   патогенными   бактериями   кишечной   группы   место обитания в организме человека. 2.Имеет одинаковые с  ними пути  поступления  во  внешнюю среду. 3.Имеет   приблизительно   одинаковую   с   патогенными   бактериями устойчивость во внешней среде. Показатели эпидемической безопасности воды: 1.Коли­титр   ­   это   наименьшее   количество   воды,   в   котором   нет   ни   одной кишечной палочки (не менее 100 мл.) 2.Коли­ индекс г­ число кишечных палочек содержащихся в  1 литре воды  ( не более 3 литров). 3.Общее  микробное  число  сапрофитных  бактерий  в   1   мл водопроводной воды ( в СаНПиН ­50мк.кл.) По ГОСТу – 100 мк.кл. При   оценке   качества   воды   в   колодцах   могут   быть   использованы индикаторы загрязнения источника органическими веществами и продуктами их распада ( нитриты, нитраты окисляемость, аммонилейные соли, БПК). Нитриты   представляет   собой   конечный   продукт   окисления   солей. Наличие   нитратов   в   воде   при   отсутствии   солей   аммония   и   её   нитритов указывает на сравнительно давнее попадание в воду азотосодержащих веществ (фекальное   загрязнение).   Повышенное   содержание   аммиака   и   высокое содержание его свидетельствует о свежем загрязнении. Наиболее опасны из азотистых   соединений   нитриты.   В   соединении   с   пищевыми   красителями нитриты в присутствии Е.Соli  образуют в кишечнике человека нитрозамины (канцерогенные   вещества).   Нитраты   переходят   в   нитриты   при   недостатке кислорода. При избытке наоборот. Одновременное   обнаружение   в   воде   аммиака,   нитратов,   нитритов   в повышенных количествах свидетельствует о постоянном загрязнении почвы. В торфяных и болотных водах может быть большое количество аммиака и   сероводорода   за   счет   незавершенности   процессов   нитрификациии   не свидетельствует о фекальном загрязнении.  Под   окисляемостью   воды   понимают   количество   кислорода   (в   мг), расходуемое при кипячении в течении 10 минут, в кислой или щелочной среде на окисление органических веществ в 1 литре воды. Количество кислорода, расходуемое   в   течении   суток   на   биохимическое   окисление   органических веществ в 1 литре воды называется БПК. Организация водоснабжения. Характеристика источников водоснабжения. Водоснабжения       населения       может       быть       централизованным (водопровод)   и   децентрализованным,   т.е   местным   (колодец,   родник).   Для водоснабжения   в   основном   используются   подземные   воды   и   открытые водоемы.  К подземным водам относятся:  1. Грунтовые 2.Межпластовые (безнапорные) 3. Артезианские (напорные) Подземные         воды         могут         самостоятельно         выходить         на поверхность,   это ­   родники.    Грунтовые       воды       характеризуются   возможностью   заражения   при загрязнении почвы.  Межпластовые воды характеризуются: 1.Высокой минерализацией 2.Постоянством химического состава 3.Защитой от поверхностных загрязнений. Артезианские   воды   наиболее   целесообразны   для  использования. Характеризуются: 1.Высокой минерализацией  2.Постоянством химического состава; 3.Эпидемической надежностью. К   поверхностным   источникам    относятся   реки,    озеры.    Они характеризуются: 1.Высокой цветностью и окисляемостью 2.Не постоянным химическим составом 3.Легкостью  заражения  за  счет  поверхностного   стока  и  спуска сточных вод. Санитарные             правила             предлагают             выбирать             источники водоснабжения в следующем порядке: 1.Артезианские воды 2.Межпластовые воды 3.Грунтовые воды 4.Поверхностные воды При        необходимости        использовать        открытый    водоем    для централизованного   водоснабжения   необходимо   охранять   водоем   от загрязнения.  Санитарная защита источников водоснабжения. 1.зона строгого  режима: включает в себя территорию, на которой находятся место   водозабора   из   источника,     станции,   водоочистные сооружения,     резервуары.     Эту     территорию  ограждают и охраняют.  На ней запрещено проживание и доступ посторонним   лицам. Граница   первого пояса   при   устройстве  водопровода из подземного источника не менее 30 метров. Для проточных водоемов вверх по течению не менее 200 метров, вниз ­ не менее 100 метров.   насосные   2.Зона   ограничения.   В   пределах   зоны   ограничения   запрещается   спуск неочищенных сточных вод. Для подземных источников ­ радиусом от2500­ 1000   метров   вокруг   зоны   строгого   режима.   Для   поверхностных   ­вверх   по течению   реки   на   десятки   километров,   вниз   по   течению­   на   несколько   сот метров. 3.   Зона   наблюдения.   Систематический   контроль   качества   воды   в водоисточнике. Контроль за качеством воды. Производится в трех точках.  1. В месте водозабора определяется: а)химический   состав   воды   (   в   первую   очередь   вещества,   которые   нормализуются ГОСТом. б)Микробиологические показатели: 1.Коли­титр; 2.Коли­индекс; 3.Общее микробное число. 2. В месте поступления воды в сеть:  а) Микробиологические показатели. б)Доза остаточного хлора.  3.В распределительной сети:  а) Микробиологические показатели  б)Органолептические. Методы улучшения качества питьевой воды. 1.Очистка воды: осветление, обесцвечивание. 2.Обеззараживание. Очистка   воды   состоит   из   следующих   этапов:   коагуляция, отстаивание, фильтрация.     В     качестве     коагулянта     используют сульфат     алюминия. После   отстаивания   воду   фильтруют   на быстродействующих фильтрах. Обеззараживание воды. 1.Химический   метод,   чаще   всего   используют:   хлорирование,   озонирование, использование  КNL2 О4 2.Физические:   кипячение,   УФО,   использование   ультразвука, γ­лучи. Наиболее   широко   применяется   хлорирование.   Дозу   препаратов   хлора подбирают с учетом хлоропотребности. Хлоропоглащаемость   ­   это   количество   хлора,   которое   идет   на   окисление содержимого воды . Хлоропотребность   ­   это   количество   хлора,   которое   идет   на   окисление содержимого воды, избыток хлора 3 мг активного хлора и 0,5 мг свободного хлора. По величине хлора различают: 1.Обычное хлорирование ( с учетом хлоропотребности) 2.Суперхлорирование     (введение       больших     доз     препаратов   хлора   с последующим дехлорированием воды). Дехлорирование проводиться: 1.Активированным углем. 2.Гипосульфатом натрия. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Найдите  один правильный ответ: 1.Какие из нижеперечисленных свойств воды вызывают диспепсию? а) фториды б) сульфаты в) нитраты г) хлориды 2.Какова оптимальная жесткость воды? а) 3,5 мг экв/л б) 7,0 мг экв/л в) 10 мг экв/л г) 14 мг экв/л 3.Какие химические соединения, вызывают метгемоглобинемию? а) хлориды б) нитраты в) сульфаты г) фториды 4.Отсутствие или малое количество, какого микроэлемента вызывает кариес  зубов? а) свинца б) селена в) цинка г) фтора 5.Избыток какого  микроэлемента вызывает флюороз зубов и др.костных   образований? а) меди б) мышьяка в) фтора г) йода 6.Недостаток какого микроэлемента в воде вызывает эндемический зоб? а) цинка б) меди в) мышьяка г) йода 7.Какое химическое вещество используется в качестве коагулянта при  обработке воды? а) CuSO4 б) KMnO4 в) Al(SO)3 г) HOCl 8.С каким коли­титором (в мл) допускается  к реализации питьевая вода? а) 50 б) 150 в) 200 г) 100 9.Каково допустимое микробное число питьевой воды? а) 50 б) 120 в) 150 г) 200 Найдите правильные заключения: 10.Жесткая вода имеет следующие свойства: а) может привести к обезвоживанию б) может привести к отекам в) повышает аппетит г) снижает аппетит д) ускоряет приготовление пищи е) замедляет приготовление пищи ж) влияет на сердечную деятельность 11.При употреблением воды с высоким содержанием хлоридов происходит: а) снижение секреции желудка б) снижение секреции кишечнийа в) повышение моторики желудка и кишечника г) угнетение выделительной функции почек 12.Вещества, которые характеризуют загрязнение воды белковыми  органическими соединениями: а)аммиак б)нитраты в)нитриты г)окисляемость 13.Для питания хозяйственно­питьевых водопроводов используют: а) атмосферные воды б) воды морей (опреснённая) в) грунтовые воды г) межпластовые воды д) открытые водоёмы 14.К методам осветления воды (в результате чего вода становится  прозрачной) относятся: а) коагуляция б) отстаивание    в) фильтрация г) хлорирование 15.Водные организмы, обитающие в природных слоях и толще дна водоёмов  это: а) планктон б) бентос в) нектон г) перифитон 16.Водный организмы, живущие в толще воды и способные активно  перемещаться независимо от течений это: а) бентос б) перифитон в) нектон г) планктон 17.Летальный исход вызывает потеря организмом количества воды (в %): а) 3­5% б) 7­10% в) 15­20% г) 25­30% 18. Преимущества озона перед хлором при обеззараживания воды: а) улучшает органолептические свойства б) требует меньшее время контакта в) более эффективен по отношению к патогенным простейшим г) более дешёвый способ 19. К утверждениям левого столбика подберите соответствующее логическое  окончание в правом: 1.пониженное содержание йода в питьевой  воде и пище приводит ….. 2. повышенное  содержание фтора в питьевой воде и пище приводит ….. 3. повышенное  содержание нитратов в  питьевой воде и пище приводит ….. в) эндемическому зобу б) флюорозу а) кариесу г) метгемглобинемии а) 400­500 л/сутки 20. К утверждениям левого столбика подберите соответствующее логическое  окончание в правом: 1.нормы потребления в полностью  канализованных населенных пунктах  составляют….. 2. нормы водопотребления в частично  канализованных населенных пунктах  составляют…. 3. нормы водопотребления в  неканализованных  населенных пунктах  составляют….. б) 40­60 л/сутки в) 170 л/сутки г) 10 л/сутки 21. К утверждениям левого столбика подберите соответствующее логическое  окончание в правом: 1.основным источником йода для человека  является  ….. 2. основным источником фтора для человека  является …. 3. основным источником марганца для  человека является ….. а) пища б) вода 22.Наличие,  каких ионов обуславливает жёсткость воды? а) железо, хлор б) кальций, магний в) натрий, кальций г) медь, магний ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ: 1. Б 2. Б 3. Б 4. Г 5. В 6. Г 7. В 8. Г 9. А 10.А, Г, Е, Ж 11.А, Б, Г 12.А, Б, В, Г 13.В, Г, Д 14.А, Б, В 15.Б 16.Б 17.В 18.А, Б, В 19.1­В, 2­Б, 3­Г 20.1­А, 2­В, 3­Б 21.1­А, 2­Б, 3­А 22.Б СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Основные источники: 1. Крымская  И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов  н/Д.,  Феникс, ,2013. – 352 с. 2. Пивоваров Ю.П.  «Гигиена и основы экологии человека»Москва . Академия 2010г. Дополнительные источники: 1.Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва .Академия.2010г. 2.Большаков   А.М.   «Руководство   по   лабораторным   занятиям   по   общей гигиене.Москва .Медицина 2005г.  3.СанПиН   2.1.3.2630­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям,   осуществляющим   медицинскую   деятельность».   –   М.:   Рид Групп, 2012. – 224 с. 4.СанПиН   2.3.6.1079­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» 5.СанПиН   2.3.6.1066­01«Санитарно­эпидемиологические   требования   к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»                              Интернет – ресурсы: 1.   Федеральная   служба   по   надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия   человека   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.) 2.   Федеральная   служба   государственной   статистики.   Окружающая   среда [Электронный доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/(дата обращения 12.08.2018г.) 3. http://www.epidemiolog.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.)   –   Режим   доступа: ресурс].   Эпидемиолог  [Электронный   ресурс].   –     Режим

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Гигиеническое и экологическое значение воды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019