Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
19.06.2019
1. При планировании урока астрономии «Звездные скопления и ассоциации» учитывались современные требования к формированию у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
2. Данный урок является первым в разделе «Строение и эволюция Вселенной», поэтому тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
3. При планировании урока использовались следующие методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, практический и демонстрационный.
Методическая разработка урока астрономии.docx
Методическая разработка урока астрономии «Звездные скопления и
ассоциации» 11 класс
Автор: учитель физики и астрономии ГБОУ СОШ № 260 Адмиралтейского
района г.СанктПетербурга Шишковская И.В.
Ход урока
1 Организационный этап 1 мин.
Учитель приветствует учащихся класса и просит их проверить
готовность к уроку.
Здравствуйте, друзья! Сегодня на уроке вас ожидает интересное
путешествие по нашей Галактике, в результате которого вы
превратитесь в ученыхастрономов. И как настоящие ученые
сделаете новые открытия, установите определенные
закономерности и законы развития астрономических объектов .
Но для начала, мы вспомним некоторую информацию о звездах, с
которой познакомились ранее.
2 Актуализация знаний по предложенной теме 5 мин.
Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, комментируют и дополняют
ответы друг друга.
На столах перед учащимися имеются необходимые материалы для
работы на уроке : диаграмма ГерцшпрунгаРассела, схема этапов
эволюции звезд и таблица светимости звезд, а также используется для
показа мультимедийный проектор для трансляции презентации,
подготовленной учителем к уроку.
Ответ каждого ученика оценивается ( + или ) и отмечается
отдельным учеником в подготовленном спискетаблице .
На каждый вопрос для ответа отводится не более 30 секунд.
Продолжительность экспрессопроса 5 минут. В конце урока список
таблица сдается учителю. Фронтальный экспрессопрос ( урок сопровождается показом
слайдов презентации, подготовленной учителем).
1. В каких пределах заключены массы звезд? (Ответ: 0,005Мс < Мс
<150 Мс)
2. Какие звезды самые самые горячие? (Ответ: спектрального
класса O, W – голубого цвета).
3. Какие звезды самые холодные? (Ответ: спектрального класса
M,L,T – красного цвета).
4. Благодаря чему звезды светят? (Ответ: благодаря происходящей в
недрах звезд термоядерной реакции).
5. Какие звезды называются гигантами? (Ответ: больших размеров и
светимости).
6. Звезды каких спектральных классов имеют наибольшую скорость
вращения? ( Ответ: звезды спектральных классов О и В).
7. Какие звезды называются карликами? ( Ответ: Звезды малых
размеров, такие как Солнце и меньше.)
8. Какую температуру имеют желтые карлики? (Ответ: температуру
от 5000К до 7000К).
9. Что называется светимостью звезды? (Ответ: мощность излучения
звезды – полная энергия, излучаемая звездой за 1с суммарно во всех
диапазонах).
10. Почему светимости звезд обычно определяют в светимостях
Солнца? (Ответ: так удобнее для сравнения).
3 Постановка темы урока 5 мин.
Учитель предлагает рассмотреть изображения звездных скоплений на
слайде презентации и описать их особенности, подумать из каких звезд
они состоят и связаны ли звезды друг с другом:
Для начала рассмотрим фотографии . Астрономия наука,
которая в первую очередь основана на наблюдениях. Посмотрите
внимательно на фотографии и попробуйте понять, что их объединяет? В чем разница? Что, повашему, изображено на
фотографиях?
Учитель выводит на экран слайд с картинками различных звездных
скоплений и говорит о том, что существуют астрономические объекты,
которые устроены подругому, чем переменные и кратные звезды.
Индивидуальная работа Учащиеся озвучивают свои
предположения.
Затем учитель задает вопрос: Как вы думаете, о чем сегодня
пойдет речь на уроке? Что нового мы узнаем о звездах? И какова
цель нашего урока?
Учащиеся формулируют тему и цели урока и преступают к
оформлению Маршрутных листов .
Учитель выслушивает варианты ответов учащихся и направляет их
рассуждения в правильном направлении. Затем открывает слайд, на
котором написаны тема и цель урока
Давайте поработаем с учебником и с интернет ресурсами, и как
настоящие ученыеисследователи выясним:
что такое звездные скопления и звездные ассоциации,
научимся различать виды скоплений,
определим все основные различия шаровых и рассеянных
скоплений,
узнаем их основные характеристики,
познакомимся с типичными представителями .
Далее учитель просит учащихся составить план изучения темы, для
чего рекомендует написать в тетради все что необходимо, по их
мнению, узнать о скоплениях звезд.
Работа в парах Учащиеся пишут в своих тетрадях план изучения
звездных скоплений. Обсуждают, дополняют друг друга и
работают с Маршрутным листом .
4 Открытие нового знания 7мин. Учитель транслирует видео ролик https://www.youtube.com/watch?
v=5ykbIy7hpmI
«Что Хаббл узнал о звездных скоплениях? ».
Учащиеся смотрят видео, знакомятся с особенностями звездных
скоплений.
После просмотра видеофрагмента учитель предлагает учащимся по
фотографиям на слайдах определить вид скопления
5 Динамическая пауза 1 мин.
Учитель проводит зарядку для глаз.
Учащиеся начинают выполнять упражнение «Смена фокуса». В
течение некоторого времени фокусируют свой взгляд на близко
расположенном предмете, затем переводят взгляд на далеко
расположенный предмет. Затем упражнение повторяется несколько
раз.
6 Первичное закрепление нового знания (15 мин.) – «Время
открытий!»
После динамической паузы учитель предлагает прочитать в учебнике
параграф 25 ( п.2) и составить сравнительную таблицу шаровых,
рассеянных скоплений и звездных ассоциаций.
Работа в парах –учащиеся читают учебник, выписывают из учебника в
Маршрутные листы основные характеристики скоплений и их
особенности. Находят в интернете, используя свои смартфоны и
планшеты, характерных представителей и приводят примеры.
7 Самостоятельная работа и проверка по образцу 5 мин.
Учитель раздает учащимся карточки с изображениями скоплений.
Учащиеся, используя интернет ресурсы самостоятельно определяют по
изображению :
1тип скопления; 2 возраст; 3приблизительное расстояние до
скопления;
4количество звезд в скоплении. Индивидуальная работа выполняют задание. Проверяют себя по
образцу и оценивают . При необходимости задают учителю
уточняющие вопросы.
8 Закрепление нового материала – 5 мин.
Учитель : В заключение урока повторим самое главное
Индивидуальная работа учащиеся оформляют конспект урока в
тетради.
Звездные скопления и ассоциации
1 По современным данным, не менее 70% звезд нашей Галактики
входят в состав разных систем, а одиночные звезды (например,
Солнце) – это исключение из правил. Но нередко звезды собираются
и в более многочисленные "коллективы" – звездные скопления.
2 Звездное скопление группа звезд, расположенных в пространстве
3
4
недалеко друг от друга, связанных общим происхождением и
взаимным тяготением. Все входящие в скопление звёзды находятся
от нас на одном расстоянии и имеют примерно одинаковый возраст
и химический состав, но в то же время они находятся на разных
стадиях эволюции (определяемой начальной массой каждой звезды).
Различаются два вида звездных скоплений: шаровые и
рассеянные. Первоначально такое разделение было принято по
внешнему виду, но по мере дальнейшего изучения стало ясно, что
шаровые и рассеянные скопления различаются по возрасту,
звездному составу, характеру движения и т.д.
Группировки наиболее молодых звезд, не связанных между собой,
гравитационно , получили название звездных ассоциаций. Возраст
некоторых из них не превышает миллиона лет. Ассоциации
существуют недолго – всего за 1020 млн. лет они расширяются
настолько, что их звезды уже невозможно выделить среди других
звезд.
9 Рефлексия 1 мин.
Учитель обращается к классу: Возвратитесь к целям, записанным в
начале урока, и проанализируйте, все ли получилось. Выберите и
отметьте: А) Урок мне понравился. Я все понял (а); Б) Я
испытывал (а) некоторые трудности на уроке; В) Я ничего не понял
(а). Оцените свои знания по пятибалльной шкале , а затем сдайте
Маршрутные листы на проверку учителю.
10 Домашнее задание 1 мин. Учитель поясняет дом.задание:
1 Прочитать параграф 25( п.2)
2 Найти в сети интернет названия и месторасположение скоплений ,
которые можно наблюдать в северном полушарии и записать их в
тетрадь.
3 Посмотреть видео о шаровых скоплениях
https://www.youtube.com/watch?time_continue=363&v=MyUILdR56bA
о рассеянных скоплениях https://www.youtube.com/watch?
v=GHxBdOZ4vj8
4 Найти на звездном небе некоторые из них ( по возможности).
11 Подведение итогов 1 мин. Учитель коротко подводит итоги и
благодарит учащихся за работу.
Литература:
1 Учебник Астрономия 11 класс, М.,Дрофа,2018 . Авторы :
Б.А.ВоронцовВельяминов, Е.К.Страут
2 Интернет ресурсы: Журнал «Все о космосе»
https://aboutspacejornal.net
3 Видео Ютуб «Звездные скопления» https://www.youtube.com/watch?
time_continue=118&v=KvGptFZ_uco
4 Видео Ютуб «Что Хаббл узнал о звездных скоплениях ».
https://www.youtube.com/watch?v=5ykbIy7hpmI
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.