Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Оценка 4.6

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
19.06.2019
Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
1. При планировании урока астрономии «Звездные скопления и ассоциации» учитывались современные требования к формированию у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 2. Данный урок является первым в разделе «Строение и эволюция Вселенной», поэтому тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 3. При планировании урока использовались следующие методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, практический и демонстрационный.
Методическая разработка урока астрономии.docx
Методическая разработка урока астрономии «Звездные скопления и ассоциации» ­ 11 класс Автор: учитель физики и астрономии ГБОУ СОШ № 260 Адмиралтейского района г.Санкт­Петербурга Шишковская И.В. Ход урока 1 Организационный этап ­ 1 мин. Учитель приветствует учащихся класса и просит их проверить  готовность к уроку. ­ Здравствуйте, друзья! Сегодня на уроке вас ожидает интересное  путешествие по нашей Галактике, в результате которого вы  превратитесь в ученых­астрономов. И как настоящие ученые  сделаете новые открытия, установите определенные  закономерности и законы развития астрономических объектов . Но для начала, мы вспомним некоторую информацию о звездах, с  которой познакомились ранее. 2 Актуализация знаний по предложенной теме ­ 5 мин. Повторение ранее изученного материала.  Учащиеся отвечают на вопросы учителя, комментируют и дополняют  ответы друг друга.  На столах перед учащимися имеются необходимые материалы для  работы на уроке : диаграмма Герцшпрунга­Рассела, схема этапов  эволюции звезд и таблица светимости звезд,  а также используется для  показа мультимедийный проектор для трансляции презентации,  подготовленной учителем к уроку. Ответ каждого ученика оценивается ( + или ­ ) и отмечается  отдельным учеником в подготовленном списке­таблице . На каждый вопрос для ответа отводится не более 30 секунд.  Продолжительность экспресс­опроса 5 минут. В конце урока список­ таблица сдается учителю. Фронтальный экспресс­опрос ( урок сопровождается показом  слайдов  презентации, подготовленной учителем). 1. В каких пределах заключены массы звезд? (Ответ: 0,005Мс < Мс  <150 Мс) 2. Какие звезды самые  самые горячие? (Ответ: спектрального  класса O, W – голубого цвета). 3. Какие звезды самые холодные? (Ответ: спектрального класса  M,L,T – красного цвета). 4. Благодаря чему звезды светят? (Ответ: благодаря происходящей в недрах звезд термоядерной реакции). 5. Какие звезды называются гигантами? (Ответ: больших размеров и  светимости). 6. Звезды каких спектральных классов имеют наибольшую скорость  вращения? ( Ответ: звезды спектральных классов О и В). 7. Какие звезды называются карликами? ( Ответ: Звезды малых  размеров, такие как Солнце и меньше.) 8. Какую температуру имеют желтые карлики? (Ответ: температуру от 5000К до 7000К). 9. Что называется светимостью звезды? (Ответ: мощность излучения звезды – полная энергия, излучаемая звездой за 1с суммарно во всех  диапазонах). 10. Почему светимости звезд обычно определяют в светимостях  Солнца? (Ответ: так удобнее для сравнения). 3 Постановка темы урока ­ 5 мин.  Учитель предлагает рассмотреть  изображения звездных скоплений на  слайде презентации и описать их особенности, подумать из каких звезд они состоят и связаны ли звезды друг с другом: ­ Для начала рассмотрим фотографии . Астрономия  ­ наука,  которая в первую очередь основана на наблюдениях. Посмотрите  внимательно на фотографии и попробуйте понять, что их объединяет? В чем разница? Что, по­вашему, изображено на  фотографиях? Учитель выводит на экран слайд с картинками различных звездных  скоплений и говорит о том, что существуют астрономические объекты, которые устроены по­другому, чем переменные и кратные звезды.  Индивидуальная работа ­Учащиеся озвучивают свои  предположения.  Затем учитель задает вопрос:  ­ Как вы думаете, о чем сегодня  пойдет речь на уроке? Что нового мы узнаем о звездах? И какова  цель нашего урока? Учащиеся формулируют тему и цели урока и преступают к  оформлению Маршрутных листов . Учитель выслушивает варианты ответов учащихся и направляет их  рассуждения в правильном направлении. Затем открывает слайд, на  котором написаны тема и цель урока   Давайте поработаем с учебником и с интернет ресурсами, и как  настоящие ученые­исследователи выясним: ­ что такое звездные скопления и звездные ассоциации, ­ научимся различать виды скоплений, ­ определим все основные различия шаровых и рассеянных  скоплений,  ­ узнаем их основные характеристики,  ­ познакомимся с типичными  представителями .  Далее учитель просит учащихся  составить план изучения темы,  для  чего рекомендует написать в тетради  все что необходимо, по их  мнению, узнать о скоплениях звезд.  Работа в парах ­Учащиеся пишут в своих тетрадях план изучения  звездных скоплений. Обсуждают, дополняют друг друга и  работают с  Маршрутным  листом . 4 Открытие нового знания ­ 7мин. Учитель транслирует видео ролик https://www.youtube.com/watch? v=5ykbIy7hpmI  «Что Хаббл узнал о звездных скоплениях? ».  Учащиеся  смотрят видео, знакомятся с особенностями звездных  скоплений. После просмотра видеофрагмента учитель предлагает учащимся по  фотографиям на слайдах определить вид скопления  5 Динамическая пауза ­1 мин.  Учитель проводит зарядку для глаз.  Учащиеся начинают  выполнять упражнение «Смена фокуса». В  течение некоторого времени фокусируют свой взгляд на близко  расположенном предмете, затем переводят взгляд на далеко  расположенный предмет. Затем упражнение повторяется несколько  раз. 6 Первичное закрепление нового знания (15 мин.) – «Время  открытий!» После динамической паузы учитель предлагает прочитать в учебнике  параграф 25 ( п.2) и составить сравнительную таблицу шаровых,  рассеянных скоплений и звездных ассоциаций. Работа в парах –учащиеся читают учебник, выписывают из учебника в Маршрутные листы основные характеристики скоплений и их  особенности. Находят в интернете, используя свои смартфоны и  планшеты, характерных представителей и приводят примеры. 7 Самостоятельная работа  и проверка по образцу­ 5 мин. Учитель раздает учащимся карточки с изображениями скоплений.  Учащиеся, используя интернет ресурсы самостоятельно определяют по изображению :  1­тип скопления; 2­ возраст; 3­приблизительное расстояние до  скопления;  4­количество звезд в скоплении. Индивидуальная работа ­ выполняют задание. Проверяют себя по  образцу и оценивают . При необходимости задают учителю   уточняющие вопросы. 8 Закрепление нового материала – 5 мин. Учитель : ­ В заключение урока повторим самое главное   Индивидуальная работа ­ учащиеся оформляют конспект урока в  тетради. Звездные скопления и ассоциации 1 По современным данным, не менее 70% звезд нашей Галактики  входят в состав разных систем, а одиночные звезды (например,  Солнце) – это исключение из правил. Но нередко звезды собираются и в более многочисленные "коллективы" – звездные скопления.  2 Звездное скопление ­ группа звезд, расположенных в пространстве  3 4 недалеко друг от друга, связанных общим происхождением и  взаимным тяготением. Все входящие в скопление звёзды находятся  от нас на одном расстоянии и имеют примерно одинаковый возраст  и химический состав, но в то же время они находятся на разных  стадиях эволюции (определяемой начальной массой каждой звезды).  Различаются два вида звездных скоплений: шаровые и  рассеянные. Первоначально такое разделение было принято по  внешнему виду, но по мере дальнейшего изучения стало ясно, что  шаровые и рассеянные скопления различаются ­ по возрасту,  звездному составу, характеру движения и т.д.  Группировки наиболее молодых звезд, не связанных между собой,  гравитационно , получили название звездных ассоциаций. Возраст  некоторых из них не превышает миллиона лет. Ассоциации  существуют недолго – всего за 10­20 млн. лет они расширяются  настолько, что их звезды уже невозможно выделить среди других  звезд. 9 Рефлексия ­1 мин.  Учитель обращается к классу: Возвратитесь к целям, записанным в  начале урока, и проанализируйте, все ли получилось. Выберите и  отметьте: А) Урок мне понравился. Я все понял (а);  Б) Я  испытывал (а)  некоторые трудности на уроке; В) Я ничего не понял  (а). Оцените  свои знания по пятибалльной шкале , а затем сдайте  Маршрутные листы на проверку учителю. 10 Домашнее задание ­ 1 мин. Учитель поясняет дом.задание:  1 Прочитать параграф 25( п.2) 2 Найти в сети интернет названия и месторасположение скоплений ,  которые можно наблюдать в северном полушарии и записать их в  тетрадь. 3 Посмотреть видео о шаровых скоплениях   https://www.youtube.com/watch?time_continue=363&v=MyUILdR56bA  о рассеянных скоплениях  https://www.youtube.com/watch? v=GHxBdOZ4vj8 4 Найти на звездном небе некоторые из них ( по возможности). 11 Подведение итогов ­1 мин. Учитель коротко подводит итоги и  благодарит учащихся за работу. Литература: 1 Учебник Астрономия­ 11 класс, М.,Дрофа,2018 . Авторы :   Б.А.Воронцов­Вельяминов, Е.К.Страут 2 Интернет ресурсы: Журнал «Все о космосе»   https://aboutspacejornal.net 3 Видео Ютуб «Звездные скопления» https://www.youtube.com/watch? time_continue=118&v=KvGptFZ_uco 4 Видео Ютуб «Что Хаббл узнал о звездных скоплениях ».  https://www.youtube.com/watch?v=5ykbIy7hpmI

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс

Методическая разработка урока астрономии "Звездные скопления и ассоциации" - 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019