Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия
8 кл
11.11.2019
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакций Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы. Задачи урока: Образовательные • Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; • Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
metodicheskaya_razrabotka_uroka_himicheskie_reaktsii_8_klass.doc
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции» Цель:  Предметные:  изучение  понятий:  химические   явления,  признаки  химических   реакций Метапредметные:  овладение   сведениями   о   сущности   и   особенностях   химических   явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное Личностные:  развитие   умения   управлять   своей   познавательной   деятельностью,   готовности   к решению   задач   на   выявление   сущности   того   или   иного   явления   природы. Задачи урока: Образовательные  Формировать   умение   наблюдать   явления,   узнавать   их   и   делать   выводы   на   основе наблюдений;   Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».  Воспитательные   Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;   Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;   Воспитание интереса к изучению придмета Развивающие   Развивать познавательную активность;  Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;   Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.   Основные понятия: химические реакции, признаки химических реакций   Демонстрации: магния Лабораторные опыты:  реакция  соды  с  раствором  соляной  кислоты,   сульфата  меди   со щелочью,   реакция   щелочи   на   фенолфталеина   осадка   с   кислотой,  реакция   горения   Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической  посуды, реактивы: раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор   HCL, пищевая сода, фенолфталеин, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Химические реакции». Ожидаемые результаты:  интенсификация  работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся получат   представление   о   химических   реакциях,   усвоят   признаки   химических   реакций,   узнают условия возникновения и протекания реакций и закрепят изученный материал.  Ход урока: Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции» Цель:  Предметные:  изучение  понятий:  химические   явления,  признаки  химических   реакций Метапредметные:  овладение   сведениями   о   сущности   и   особенностях   химических   явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное Личностные:  развитие   умения   управлять   своей   познавательной   деятельностью,   готовности   к решению   задач   на   выявление   сущности   того   или   иного   явления   природы. Задачи урока: Образовательные  Формировать   умение   наблюдать   явления,   узнавать   их   и   делать   выводы   на   основе наблюдений;   Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».  Воспитательные   Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;   Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;   Воспитание интереса к изучению придмета Развивающие   Развивать познавательную активность;  Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;   Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.   Основные понятия: химические реакции, признаки химических реакций   Демонстрации: магния Лабораторные опыты:  реакция  соды  с  раствором  соляной  кислоты,   сульфата  меди   со щелочью,   реакция   щелочи   на   фенолфталеина   осадка   с   кислотой,  реакция   горения   Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической  посуды, реактивы: раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор   HCL, пищевая сода, фенолфталеин, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Химические реакции». Ожидаемые результаты:  интенсификация  работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся получат   представление   о   химических   реакциях,   усвоят   признаки   химических   реакций,   узнают условия возникновения и протекания реакций и закрепят изученный материал.  Ход урока: 1  .Актуализация знаний. Введение в тему урока. 1) Учитель. Свечи имеет символическое значение, их зажигают по разному поводу, один из них – День рождения. Сегодня у нашей любимой школы – День рождения. (Зажигает свечу и читает стихи «При свечах» ) Мы ради нашей встречи зажгли сегодня свечи.  Они горят меж нами волшебными огнями.  Теней   настенных   блики   причудливоязыки,   а   теплый   дым   от   свечек   кудрявее   овечек (С,Белорусец)     Одно дело просто смотреть на свечу, а другое дело – уметь наблюдать. Что вы наблюдаете?»  Какие явления происходят при горении свечи?   (физические – плавление и химические ­ образование нового вещества ­ углекислого газа) 2) Учитель. Вопрос: Какие явления называются физическими? Какие явления называются химическими? Итак, мы вспомнили, что химия изучает явления, которые  можно разделить на две группы. Задание № 1: Слайд 1. Какие явления происходят с водой и почему? Задание №2: Давайте посмотрим, картинки с различными явлениями Слайды  № 2 ­ 7 . Разделите явления на физические и химические Слайд №8­9 3)Учитель: Слайд10 Значение химических реакций. Нас с вами окружают многочисленные  химические реакции. Только в данный момент в нашем организме их протекает более 2000.  Многообразие веществ и явлений – всему этому мы обязаны химическим реакциям.  2.      Изучение нового материала 1)Учитель. Какая тема нашего урока?  Что можно узнать о химических реакциях? (Учащиеся формулируют тему урока и задачи) Слайд №11 «Тема урока: химические реакции»  Слайд № 12 узнаем на уроке Девиз урока: Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гете. 2) Учитель: А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.  Б) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без  химических процессов. 1  .Актуализация знаний. Введение в тему урока. 1) Учитель. Свечи имеет символическое значение, их зажигают по разному поводу, один из них – День рождения. Сегодня у нашей любимой школы – День рождения. (Зажигает свечу и читает стихи «При свечах» ) Мы ради нашей встречи зажгли сегодня свечи.  Они горят меж нами волшебными огнями.  Теней   настенных   блики   причудливоязыки,   а   теплый   дым   от   свечек   кудрявее   овечек (С,Белорусец)     Одно дело просто смотреть на свечу, а другое дело – уметь наблюдать. Что вы наблюдаете?»  Какие явления происходят при горении свечи?   (физические – плавление и химические ­ образование нового вещества ­ углекислого газа) 2) Учитель. Вопрос: Какие явления называются физическими? Какие явления называются химическими? Итак, мы вспомнили, что химия изучает явления, которые  можно разделить на две группы. Задание № 1: Слайд 1. Какие явления происходят с водой и почему? Задание №2: Давайте посмотрим, картинки с различными явлениями Слайды  № 2 ­ 7 . Разделите явления на физические и химические Слайд №8­9 3)Учитель: Слайд10 Значение химических реакций. Нас с вами окружают многочисленные  химические реакции. Только в данный момент в нашем организме их протекает более 2000.  Многообразие веществ и явлений – всему этому мы обязаны химическим реакциям.  2.      Изучение нового материала 1)Учитель. Какая тема нашего урока?  Что можно узнать о химических реакциях? (Учащиеся формулируют тему урока и задачи) Слайд №11 «Тема урока: химические реакции»  Слайд № 12 узнаем на уроке Девиз урока: Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гете. 2) Учитель: А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.  Б) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без  химических процессов. Химические реакции играют большую роль, а какие условия необходимо создать  для возникновения и протекания реакций.  3)Учитель. Найдите ответ в учебнике на  стр. 138­  Каковы же условия течения химических реакций?  Озвучивание схем на экране слайд №13 1) 2)  3) 4)       8) Задание№3 Рабочая тетрадь, стр.127 №5 (письменно) 2)Учитель. Химические реакции сопровождаются внешними признаками, которые вам надо определить экспериментально. Класс на время урока превращается в 5 исследовательских лабораторий: ­экспериментаторы (проводят эксперимент),  ­наблюдатели (ведут рабочую тетрадь),  ­аналитики (анализируют и фиксируют выводы), Весь класс выполняет одни и те же опыты  Затем подводим итоги, заслушивая ответы экспериментаторов, аналитиков, наблюдателей. 3). Задание №1 Тетрадь стр. 126 №3 Проведите исследование «Признаки химических реакций» выполните опыты и заполните  таблицу раб. При выполнении любого эксперимента надо помнить: Химические реакции играют большую роль, а какие условия необходимо создать  для возникновения и протекания реакций.  3)Учитель. Найдите ответ в учебнике на  стр. 138­  Каковы же условия течения химических реакций?  Озвучивание схем на экране слайд №13 1) 2)  3) 4)       8) Задание№3 Рабочая тетрадь, стр.127 №5 (письменно) 2)Учитель. Химические реакции сопровождаются внешними признаками, которые вам надо определить экспериментально. Класс на время урока превращается в 5 исследовательских лабораторий: ­экспериментаторы (проводят эксперимент),  ­наблюдатели (ведут рабочую тетрадь),  ­аналитики (анализируют и фиксируют выводы), Весь класс выполняет одни и те же опыты  Затем подводим итоги, заслушивая ответы экспериментаторов, аналитиков, наблюдателей. 3). Задание №1 Тетрадь стр. 126 №3 Проведите исследование «Признаки химических реакций» выполните опыты и заполните  таблицу раб. При выполнении любого эксперимента надо помнить: Учитель: ТБ :Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, Соблюдайте дети, правила безопасности. Предлагаем вашему вниманию простые и интересные опыты. Вам необходимо определить какие  признаки химических реакций в этих опытах. Опыт Признаки химической реакции Наблюдение Взаимодействие   щелочи   с фенолфталеином Взаимодействие раствора соды и кислоты Взаимодействие щелочи и медного купороса Растворение   осадка кислотой полученного   раствора Изменение цвета Цвет стал малиновый Образование газа Выделение пузырьков газа Образование осадка Появление непрозрачной массы Растворение осадка Исчезновение массы   непрозрачной Слайд №14­15 4)На основании наблюдений за экспериментом и  демонстрационного эксперимента учителя учащиеся делают выводы о признаках химических реакций:  № опыта Что делаем Что наблюдаем Выводы: Признак реакции 1. К раствору  NaOH  прилить  Наблюдается  Изменение цвета несколько капель фенолфталеина малиновое окрашивание  раствора  2. 3. 4. 5. К соде добавляем 1­2 капли  раствора соляной кислоты HCL в  Выделение  пузырьков газа  Образование газа раствор CuSO4 смешать с  Появление  Образование осадка раствором NaOH непрозрачной массы  сине­голубого цвета В полученный осадок Cu(OH)2  прилить 3­5 капель раствора  HCL Исчезновение  непрозрачной массы Растворение осадка Наблюдение видеофрагмента  Горение магния Яркая вспышка Выделение или поглощение  тепла и света  После краткой беседы с учащимися появляется обобщающий  Слайд №16 Учитель: ТБ :Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, Соблюдайте дети, правила безопасности. Предлагаем вашему вниманию простые и интересные опыты. Вам необходимо определить какие  признаки химических реакций в этих опытах. Опыт Признаки химической реакции Наблюдение Взаимодействие   щелочи   с фенолфталеином Взаимодействие раствора соды и кислоты Взаимодействие щелочи и медного купороса Растворение   осадка кислотой полученного   раствора Изменение цвета Цвет стал малиновый Образование газа Выделение пузырьков газа Образование осадка Появление непрозрачной массы Растворение осадка Исчезновение массы   непрозрачной Слайд №14­15 4)На основании наблюдений за экспериментом и  демонстрационного эксперимента учителя учащиеся делают выводы о признаках химических реакций:  № опыта Что делаем Что наблюдаем Выводы: Признак реакции 1. К раствору  NaOH  прилить  Наблюдается  Изменение цвета несколько капель фенолфталеина малиновое окрашивание  раствора  2. 3. 4. 5. К соде добавляем 1­2 капли  раствора соляной кислоты HCL в  Выделение  пузырьков газа  Образование газа раствор CuSO4 смешать с  Появление  Образование осадка раствором NaOH непрозрачной массы  сине­голубого цвета В полученный осадок Cu(OH)2  прилить 3­5 капель раствора  HCL Исчезновение  непрозрачной массы Растворение осадка Наблюдение видеофрагмента  Горение магния Яркая вспышка Выделение или поглощение  тепла и света  После краткой беседы с учащимися появляется обобщающий  Слайд №16 с классификацией  «Признаки и условия протекания химических реакций» Итогом исследования являются выводы, которые учащиеся делают самостоятельно: ­ Происходит изменение цвета; ­ Происходит выделение газа; ­ Происходит выпадение осадка; ­ Происходит растворение осадка; ­ Происходит выделение света, тепла и появление запаха 5)Учитель.  Горение   магния   ­   это   частный   случай   большой   группы   химических   реакций, которые идут с выделением теплоты  6)Задание № 3 Учебник стр.137найдите ответ на вопрос: химические реакций по признаку выделения или поглощения теплоты классифицируют …………Слайд №17 3.   Закрепление (эффектные опыты) Учитель: вы потрудились и наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть и отправиться в увлекательное путешествие с нашим  корреспондентом    местного телевидения. Корреспондент: Итак, приглашаем вас на программу новостей. 3)Ведущий корреспондент объявляет программу новостей и поочередно приглашает посетить: Районную больницу (опыт 1) Кафе (опыт 2) Путешествие на машине времени (опыт 3) Опыт 1 «Режим без крови» Оборудование и реактивы. Нож, вата,  кристаллизатор с водой, 2  белых халата, роданид калия в прозрачной  бутылочке с  надписью Спирт, хлорид железа(III) в склянке с этикеткой Йод.  Врач. Вот еще одно развлечение: Кто руку даст на отсечение? Жалко руку на отсечение? Тогда нужен  ведущий для лечения. (приглашает ведущего) ­Оперируем без боли, с классификацией  «Признаки и условия протекания химических реакций» Итогом исследования являются выводы, которые учащиеся делают самостоятельно: ­ Происходит изменение цвета; ­ Происходит выделение газа; ­ Происходит выпадение осадка; ­ Происходит растворение осадка; ­ Происходит выделение света, тепла и появление запаха 5)Учитель.  Горение   магния   ­   это   частный   случай   большой   группы   химических   реакций, которые идут с выделением теплоты  6)Задание № 3 Учебник стр.137найдите ответ на вопрос: химические реакций по признаку выделения или поглощения теплоты классифицируют …………Слайд №17 3.   Закрепление (эффектные опыты) Учитель: вы потрудились и наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть и отправиться в увлекательное путешествие с нашим  корреспондентом    местного телевидения. Корреспондент: Итак, приглашаем вас на программу новостей. 3)Ведущий корреспондент объявляет программу новостей и поочередно приглашает посетить: Районную больницу (опыт 1) Кафе (опыт 2) Путешествие на машине времени (опыт 3) Опыт 1 «Режим без крови» Оборудование и реактивы. Нож, вата,  кристаллизатор с водой, 2  белых халата, роданид калия в прозрачной  бутылочке с  надписью Спирт, хлорид железа(III) в склянке с этикеткой Йод.  Врач. Вот еще одно развлечение: Кто руку даст на отсечение? Жалко руку на отсечение? Тогда нужен  ведущий для лечения. (приглашает ведущего) ­Оперируем без боли, Правда будет много крови, При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. ­Один момент. (Подает Йод) ­Йодом смочим мы обильно. Чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, Нож подайте, ассистент. (Делает «разрез» ножом (плашмя), «течет кровь») Посмотрите, прямо струйкой Кровь течет, а не вода, Но сейчас я вытру руку, От пореза – ни следа. (Рану вытирает мокрой ватой) Опыт 2 «Волшебный кувшин напитков»  Оборудование и реактивы. Кувшин, 3 хим. стакана, соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, вода В кувшине находится вода, в стаканах: соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин в  небольшом количестве. Бармен. Я возьму один кувшин и к нему стаканы (выставляет перед зрителями) Из кувшина я налью воду из­под крана (наливает из кувшина в стаканы). ­Но не хочется воды ­ хочется сиропа Вылью все опять в кувшин  ­Посмотрите – оппа ! (выливает из двух стаканов : гидроксид натрия, фенолфталеин в кувшин) Вкусный розовый сироп я налью в стаканы (наливает в пустые два стакана «сироп») А попробуем опять этот опыт заново.(содержимое всех трех стаканов сливает в кувшин и вновь  разливает по стаканам) Правда будет много крови, При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. ­Один момент. (Подает Йод) ­Йодом смочим мы обильно. Чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, Нож подайте, ассистент. (Делает «разрез» ножом (плашмя), «течет кровь») Посмотрите, прямо струйкой Кровь течет, а не вода, Но сейчас я вытру руку, От пореза – ни следа. (Рану вытирает мокрой ватой) Опыт 2 «Волшебный кувшин напитков»  Оборудование и реактивы. Кувшин, 3 хим. стакана, соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, вода В кувшине находится вода, в стаканах: соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин в  небольшом количестве. Бармен. Я возьму один кувшин и к нему стаканы (выставляет перед зрителями) Из кувшина я налью воду из­под крана (наливает из кувшина в стаканы). ­Но не хочется воды ­ хочется сиропа Вылью все опять в кувшин  ­Посмотрите – оппа ! (выливает из двух стаканов : гидроксид натрия, фенолфталеин в кувшин) Вкусный розовый сироп я налью в стаканы (наливает в пустые два стакана «сироп») А попробуем опять этот опыт заново.(содержимое всех трех стаканов сливает в кувшин и вновь  разливает по стаканам) ­нет сиропа – есть вода. Что случилось «господа»? (Розовый цвет приобретает фенолфталеин в щелочи. Обесцвечивание происходит в результате реакции нейтрализации при добавлении кислоты из  третьего стакана) Опыт 3 «Вулкан»  Оборудование и реактивы. Основа вулкана (макет из глины), спички, демонстрационный столик, лоток, пипетка, спирт,  бихромат аммония Готовят модель «вулкана»: бихромат аммония насыпают горкой в углубление макета из глины и  добавляют 5 капель спирта. Историк. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Показала как умела  гибель города Помпеи. 4.Оценочно­рефлекторный этап  1.Учитель   обращает   внимание   на   поставленные   задачи   в   начале   урока   и спрашивает:   «Справились   ли   мы   с   поставленными   задачами?»   Предлагаю   заполнить лист самооценки. Слайд№18 Я знаю ­признаки химических реакций; Лист самооценки +­да ­­нет Я умею +­да ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций ­классифицировать химические   реакции   по ­нет сиропа – есть вода. Что случилось «господа»? (Розовый цвет приобретает фенолфталеин в щелочи. Обесцвечивание происходит в результате реакции нейтрализации при добавлении кислоты из  третьего стакана) Опыт 3 «Вулкан»  Оборудование и реактивы. Основа вулкана (макет из глины), спички, демонстрационный столик, лоток, пипетка, спирт,  бихромат аммония Готовят модель «вулкана»: бихромат аммония насыпают горкой в углубление макета из глины и  добавляют 5 капель спирта. Историк. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Показала как умела  гибель города Помпеи. 4.Оценочно­рефлекторный этап  1.Учитель   обращает   внимание   на   поставленные   задачи   в   начале   урока   и спрашивает:   «Справились   ли   мы   с   поставленными   задачами?»   Предлагаю   заполнить лист самооценки. Слайд№18 Я знаю ­признаки химических реакций; Лист самооценки +­да ­­нет Я умею +­да ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций ­классифицировать химические   реакции   по признаку по выделения   или поглощения теплоты  Итого: признаку   выделения   или поглощения теплоты  Учитель:  Сегодня   вы   узнали   о   химических   реакциях   и   на   следующих   уроках   мы продолжим изучение этой большой и важной темы, ведь полученные знания вы сможете применить   в   дальнейшем,   как   например   американские   ученые:   создали   прекрасные цветы из соли бария. Слайд№19­21 5.Итог урока. Слайд №22 Домашнее задание:§26, Учебник: стр.138­139упр.1­3(эксперимент дома) Рабочая тетрадь: стр.127часть2, №2 (творческий рисунок) Я знаю ­признаки химических реакций; Лист самооценки +­да ­­нет Я умею +­да ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций признаку по выделения   или поглощения теплоты    Итого: ­классифицировать химические   реакции   по признаку   выделения   или поглощения теплоты  Я знаю Лист самооценки +­да Я умею +­да признаку по выделения   или поглощения теплоты  Итого: признаку   выделения   или поглощения теплоты  Учитель:  Сегодня   вы   узнали   о   химических   реакциях   и   на   следующих   уроках   мы продолжим изучение этой большой и важной темы, ведь полученные знания вы сможете применить   в   дальнейшем,   как   например   американские   ученые:   создали   прекрасные цветы из соли бария. Слайд№19­21 5.Итог урока. Слайд №22 Домашнее задание:§26, Учебник: стр.138­139упр.1­3(эксперимент дома) Рабочая тетрадь: стр.127часть2, №2 (творческий рисунок) Я знаю ­признаки химических реакций; Лист самооценки +­да ­­нет Я умею +­да ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций признаку по выделения   или поглощения теплоты    Итого: ­классифицировать химические   реакции   по признаку   выделения   или поглощения теплоты  Я знаю Лист самооценки +­да Я умею +­да ­признаки химических реакций; ­­нет ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций признаку по выделения   или поглощения теплоты    Итого: ­классифицировать химические   реакции   по признаку   выделения   или поглощения теплоты ­признаки химических реакций; ­­нет ­­нет ­опытным   путем   определять признаки химических реакций;   ­условия химических реакций; течения   ­классификацию химических   реакций признаку по выделения   или поглощения теплоты    Итого: ­классифицировать химические   реакции   по признаку   выделения   или поглощения теплоты

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019