Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
4 кл
23.03.2017
Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, позволяющие строить гармоничные отношениям с людьми. На уроке дети уточняют понятия "долг" и "совесть", дают нравственные оценки собственным поступкам и поведению других людей. Данный урок обогатит представление учащихся о сути морали.
Совесть и долг.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  Модуль: Основы светской этики (34 часа)       УМК:     «Школа 2100»  Тема урока:  Долг и совесть. Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга,  как одно из морально­этических  ценностей в обществе. Задачи урока:  1.  Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям. 2.  Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения. 3.  Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. Тип урока: открытие новых знаний. Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.  Оборудование:  компьютер,   проектор,   экран,   презентация,   маркеры,   бумага   для   выполнения продуктивных заданий. Ход урока Мотивация к учебной деятельности. I. «Мозговой штурм»: ­ Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…». Продолжите фразу.  II. Актуализация знаний. – Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? (добро и зло) А что такое добро? А зло? (дети вспоминают определения) ­ Как же не попасть в сети зла?  Тренинг «Как не попасть в сети зла?» ­ Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?  Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.  Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.  Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.   А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком.  Четвертый пальчик.  И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)  ­ Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В  самом начале, на мизинце.)  ­ Какой надежный щит поставить на пути зла? ( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку,  послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость,  трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность) III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. ­ Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории. Инсценировка Четвероклассники готовились к уроку­спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на  творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До  урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового  одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая  идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной  стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и  доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже  началась репетиция. ­ Привет! – сказал он ребятам. ­ Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это  неправильно!  ­ А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим. ­ Да никто меня не заметил. Мне словно что­то изнутри подсказало, что так будет нехорошо,  неправильно! ­ Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша. Вопросы для обсуждения: – Вы догадались, кто этот подсказчик? (Совесть.) – Какие сомнения мучили Матвея? (Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.)  – Что удивило Сашу? (Что Матвей сам вернулся в класс.)  – То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.  – Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? (Как правильно поступить в такой  ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?) – Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.  ­ «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» ( Верно, совесть и долг). ­ «Совесть и долг» тема сегодняшнего урока. – Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах? IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. Работа в группах Группа №1. Упражнение ассоциации ­  Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове  «совесть»? Группа №2. Работа с ключевым понятием ­ Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого  слова. Группа №3. Структурирование текста в форме таблицы      Работа с текстом «По зову долга». Виды долга Примеры и комментарии Группа №4. Работа с ключевым понятием Опираясь на текст «По зову долга», дать определение понятию «долг». Свой вариант сравните с  вариантом по словарю в конце учебника. Группа №5. Упражнение «кластер». ­ Прочитайте сказку «Бабушка­медведица и внучка» Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер  «Чувства», ответив на вопрос: ­ Какие чувства испытала юная медведица? Подведение итогов работы в группах.  От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос. V. Обобщение и закрепление изученного материала. Организуется обсуждение. ­Объясните, чему учит сказка о бабушке­медведице и ее внучках. ­ Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека? ­ Подумайте, в чем заключается ваш долг. ­ Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ. – Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?»)  и попробуйте сформулировать свой вывод. (Чувства долга и совести помогают понять, как  поступать правильно) – Сравним наш вывод с авторским.  «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми,  моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует  стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой». Объясни смысл пословиц: В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. Когда совесть раздавали, его дома не было. Составление синквейна на тему «Совесть»  Существительное 2 прилагательных 3 глагола Ключевая фраза Слово итог VI. Итог урока. Рефлексия. – Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Самое главное украшение – чистая совесть»  Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?  – Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? – Какие выводы вы сделали для себя? ­ Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Кто или что вам помогало справиться с работой? – Кто доволен сегодня своей работой? VII. Домашнее задание. Домашнее задание на выбор. Выполняем задания  Найди 5 пословиц и поговорок о совести.  Подбери стихотворение или сочини сам на тему:    «Совесть».  Расспросите  родителей о значении совести в их жизни. Хочешь ли ты осуществить какой ­ нибудь проект по теме «Зов долга и совести»? Если да, то  выбери один из предложенных или  придумай свой.  Сообщение – презентация «Муки  совести в судьбе известных  литературных героев». Пластилиновая композиция  «Народные пословицы о совести и  стыде»

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Методическая разработка урока "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017