4й класс
Учитель Флегонтова Л.А., МАОУ «МСОШ № 16» г. Миасс, Челябинской
Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика.
Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
Раздел «Как отличить добро от зла?»
Урок 6.
Тема: Счастье и смысл жизни (Ради чего человек совершает те или иные поступки) (1 час из 2х)
Эпиграф урока: Нет прекраснее чувства, чем счастье… Это великое чувство, которое дает нам желание жить!
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учениками понятия «счастье» как
общечеловеческой ценности применительно к самому себе
Задачи:
Образовательный аспект:
расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»
Развивающие аспекты:
формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только
на теоретическом, но и на визуальном уровне,
развитие навыков письменной речи учащихся, навыков работы с разными источниками информации, навыков
презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности,
формирование культурной эрудиции учащихся.
Воспитательные аспекты:
способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле
жизни,
воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.
Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока,
смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.
Планируемые результаты:
выработка собственного осознанного выбора и позиции, возможности самоопределения;
выражение своих мыслей, взглядов;
формулировка собственных суждений, выводов, заключений;
проявление активной позиции в аргументировании своей точки зрения и доказательстве своего мнения;
продуктивное инициативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
выполнение задания в соответствии с поставленной целью;
умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёров.
Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
Вид учебного занятия, формы деятельности: комбинированный урок; фронтальная, групповая, индивидуальная
деятельность учся
УМК: образовательная система «Школа 2100), учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Светская этика» презентации. Дополнительная литература: Катаев В.П. «Цветиксемицветик», притча о счастье, Э. Асадов “Что такое счастье”
стихотворение, https://elims.org.ua/pritchi/category/pritchioschaste/
Оборудование: учебник, компьютер, экран, презентации учителя,
Видеоролик и фонограмма песни «Мы желаем счастья вам» youtube.com/watch?v=q3G_DTGocLw.
Для групп учащихся: разноцветные лепестки цветка, фломастеры.
Структурные элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ход урока
Инициация.
I.
Настрой на работу всех
участников занятия.
Дети располагаются в классе,
слушают
Сегодня день подарил нам еще одну встречу. Так пусть
она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда
с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от
работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь
говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая
мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к
достижению результата!
II. Актуализация знаний.
Урок я хотела бы начать с притчи.
Бог слепил человека из глины, и остался у него
неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? —
спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил
Отвечают на вопросы,
высказывают свое мнение, делают
предположение человек. Ничего не ответил Бог, и только положил
человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Сделайте свои выводы из
услышанного вами.
Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей)
(эта притча о счастье).
Сделайте свои выводы из услышанного вами.
На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?
(Что такое счастье и смысл жизни?)
Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос
что такое счастье и в чём смысл жизни человека.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и
счастье»
Задание: Ребята, посмотрите на слайд и скажите: какое
состояние души отражают лица этих людей?
Как же можно обобщить ваши высказывания, одним
словом?
Можно ли отличить в толпе счастливого человека
Какой главный атрибут счастливого человека?
Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого
III. Первичная проверка
понимания изученного
Определяют тему урока.
Счастливое, довольное, ласковое,
улыбающиеся
Они счастливы
Участвуют в беседе, отвечают на
вопрос.
Делают вывод; Счастливые люди
очень
Бодрые,
улыбающиеся, энергичные. Это
похожи. человека.
Учитель:
Своими размышлениями вы сейчас
подтвердили вывод, который делают психологи: все
счастливые люди – одинаковы.
люди, по лицу которых видно, что
у них всё хорошо. Счастливый
человек как будто светится
изнутри. Ему нравится, как он
живет. Он радостно показывает
всем, что ему это нравится, он
нравится сам себе. Он влюблен в
жизнь. Главный атрибут счастья –
улыбка.
IV. Решение проблемы,
открытие новых знаний.
Чтение стихотворения со слайда
Э. Асадов “Что такое счастье”
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, помоему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Участвуют в беседе, используют
ассоциации, объясняя их, после
прочтения стихотворения.
Смотрят и высказывают свое
мнение.
Дети разводят понятие счастья для
разных людей: возраст, пол, – Как вы поняли строки этого стихотворения?
профессия и др.
– О чём оно? Какова главная мысль?
(визуальный ряд – разное счастье, что это?)
– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово
“счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это
слово, словаассоциации.
– Для каждого человека, это что
то своё. То, какие цели стоят перед
ним в данный момент жизни.
Понятие счастья непостоянно, оно
переменчиво.
V.Применение изученного
Сейчас вы будете работать в парах.
Работа в парах.
Прочтение текста учебника с.31 п.1 (Счастье – это
когда…).
Чтение текстов, выводы и запись
их в тетрадях.
Выводы и высказывания проводят
учащиеся
Обмен мнениями, подведение к
итогу о смысле счастья.
– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или
длительное состояние?
– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть
подсказка.
– Сделайте вывод, объединив это всё в одно, что такое
счастье для каждого из нас.
– Как в тексте объясняется, что такое мечты?
– Попробуйте своими словами сформулировать, что
такое мечты.
– Почему человек очень радуется, если добился того, о
чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает
много усилий, чтобы достичь этой цели.)
– Обратите внимание, что цели человека бывают
направлены и на него самого, и на других людей. VI. Физминутка
VII. Выражение
решения проблемы.
– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен
на себя или на других? Почему?
Толкование слова “счастье”, высказывание известных
людей о счастье (показ слайдов)
Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и
«часть», то есть «хороший удел»)— состояние
человека, которое соответствует наибольшей
внутренней удовлетворённости условиями своего
бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению
своего человеческого назначения.
Что рано утром поможет почувствовать себя
счастливым?
Подвижная физминутка
«Солнышко лучистое».
– Давайте вспомним сказку «Цветиксемицветик»
В.Катаева.
Дети вспоминают содержание,
рассуждают, делают выводы.
Какие слова она говорила?
– Почему предыдущие 6 желаний Жени не принесли ей
счастья?
И почему последнее желание, сделало её счастливой?
- Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для
мальчика счастье
Можно ли сказать, что последнее желание Жени
Мальчик стал счастлив. Для него
счастье – это здоровье.
Чтение текста вслух, ответы на
вопросы, рассуждения. Ради чего человек совершает те
или иные поступки?
Человек живёт, чтобы достигнуть
своих целей, исполнить мечты.
Каждый человек ставит перед
собой цели, мечтает и стремится к
счастью. Со временем среди
многих целей выделяется главная –
смысл жизни
Читают задания, обсуждают в
парах, дают утверждения.
оказалось не только счастливым, но и полезным?
Ребята, счастье неразрывно связано со смыслом жизни
Подумайте что такое смысл жизни?
Учитель предлагает прочитать текст
«Ради чего живёт человек» на с. 32.
– Как вы понимаете значение выражения «смысл
жизни»?
– Вспомним основной вопрос урока.
Какой вывод мы можем сделать?
– Давайте сравним свой вывод с авторским.
Учитель предлагает учащимся выполнить
продуктивные задания по теме урока (с. 33).
Работа с высказываниями.
– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:
«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама,
детский доктор.)
«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!»
(Учитель.)
«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги
А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)
«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)
«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка
школьница.)
VIII. Выполнение
продуктивных заданий по
теме. IX.Психологический тренинг
X. Итог
урока. Рефлексия.
XI.Информация о домашнем
задании
Представьте, что стали обладателем одного лепестка.
Напишите свое желание, которое принесет счастье.
Теперь возьмите фломастеры и раскрасьте лепесток в
тот цвет, который больше всего на ваш взгляд
ассоциируется у вас с понятием «счастье» и
написанным вами желанием.
Сделайте выводы по данной работе.
Пишут свое желание, зачитывают
его, лепесток к доске.
Выводы: У каждого человека свое
счастье. Для некоторых людей
счастье это – здоровье, для других
Счастье у каждого разного цвета,
но этот цвет обязательно светлый,
яркий, насыщенный.
Рефлексия.
– «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к
тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт
Эйнштейн. А что вы думаете об этом?
– Какие выводы вы сделали в ходе урока?
С какими новыми понятиями работали сегодня?
Что вы сможете рассказать родителям о счастье и
смысле жизни?
Звучит фонограмма песни «Мы желаем счастья вам» и
показ видеоролика.
Сообщает о домашнем задании (на выбор):
Альбом семейных фотографий/коллаж
фотографий из журналов «Счастливые минутки».
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание. Карта фантастической страны с маршрутом
поиска своего счастья.
Синквейн «Что такое счастье?».
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: Счастье и смысл жизни" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.