Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект урока.docx
Тема урока: «Добродетель и порок». Цель урока:  создание представлений у детей о понятиях добродетель и  порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как  характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. Задачи:  1) познакомить младших школьников с двумя противоположными  характеристиками личности – добродетелью и пороком; 2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и  гуманных поступков; 3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей  являются добродетельными, а какие порочными;  УУД Предметные: ­ создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в  человеческой жизни; ­ уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок» Личностные:  ­воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной   отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других  людей, что является первым шагом к добродетельному поведению. ­развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на  основе представлений о нравственных нормах Коммуникативные:  ­готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог,   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   право     каждого   иметь   свою собственную;  ­   излагать   своё   мнение   и   аргументировать   свою   точку   зрения   и   оценку событий; ­ сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую  инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать  и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной  деятельности. Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её  реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное  высказывание с учётом учебной задачи.Ход урока  I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. ( Отрывок из песни о доброте) ­Почему в песне говорится о том, что в мире не хватает тепла и доброты?  ­О каком тепле идет речь? ­ Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  ­   Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   ещё   с   двумя   противоположными характеристиками человека  «добродетель» и  «порок».  ( Слайд№1 Тема урока.) III. Работа над новым материалом.   1.­Что вы хотите узнать по данной теме? ­Как мы можем узнать, что такое добродетель и порок? ­Пользуясь доступными источниками, найдите определения этих слов. (Работа с учебником, словарем, интернетом (задание дано заранее), спросить у взрослых) ­ Обобщим полученные результаты. ­  Что же такое добродетель?                             (Слайд №2)  ­ А что же такое порок? ­  Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди   2. Вспомните, о каких качествах личности мы говорили на прошлом уроке? ­ Какими же качествами может обладать человек? Сейчас работая в группе, составьте пары противоположных по смыслу  понятий. ДРУЖЕЛЮБИЕ                     ВРАЖДА ТРУДОЛЮБИЕ                      ЛЕНЬ ВЕЖЛИВОСТЬ                       ГРУБОСТЬЛЮБОВЬ                                 НЕНАВИСТЬ ДОБРОТА                                ЖАДНОСТЬ СКРОМНОСТЬ                       НАГЛОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ                           ЛЖИВОСТЬ ПРОЩЕНИЕ                           ОБИДА ДОБРОДЕТЕЛЬ                     ПОРОК ­Какими же качествами может обладать человек?  ­ О добродетели и пороке размышляли в разные времена.   Как вы думаете,  почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?  (В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку  очень сложно быть всегда добродетельным). ­ Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить  ошибки, не навредить другим людям.  3.­Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?   ­Кто или что может быть образцом для подражания?   1.)Вспомните сказки и былины. Ведь одна из главных в них тема добра и зла,  истории добродетельных и порочных героев.  Герои сказок.   ( Слайд №3)  Обсуждение их качеств. 2.) Литературные герои. (Тимур и его команда), (Слайд №4.) 3.) Известные люди: космонавты, артисты, спортсмены. (Слайд №5) 4) Люди, живущие рядом: родители, учителя  (Слайд №6) 4. Работа с притчей. (Презентация)                                          «Бабочка»       Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…    И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу­ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меняв руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если   он  скажет  – мёртвая, я  раскрою  ладони  и  бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».  Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И   спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мёртвая?»  И   тогда   мудрец,   который   действительно   был   очень   умным   человеком, сказал…. – Каковы ваши предположения по поводу ответа мудреца? (Ответы детей) «Всё в твоих руках…» ­ Как вы понимаете ответ мудреца? – Кто обладал качествами добродетели, а кто порока. Назовите эти качества. ­ Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни,  не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от  наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать  нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится  быть добрым, становится добродетельным. Ведь делать добро это здорово!  5.Работа в группах (дополнительно.) Задание   Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль. В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка 1. отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________ 2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме  стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда:  колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил  приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет,  поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в  порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: –  Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише:  __________________. 3.У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему…  Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.Подсказка Великодушие; несправедливость, непорядочность. IV. Итог урока ­Что такое добродетель? ­ Что такое порок? ­Можем ли мы бороться с пороками?  ­Как это сделать? Дополните строчки.  Побеждай гнев – мягкостью,  Зло – ____________________,  Жадность – _______________,  Ложь – ___________________.  Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?  Какие цели ставили перед уроком? Что узнали? Смогли ли выполнить?