Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
экология
Взрослым
04.02.2019
Методическая разработка урока составлена на проведение занятия с элементами проверки самостоятельной работы студента. Студенты заранее были распределены на команды и озадачены разными видами альтернативных источников с целью распределения ответственности над этапами работы по выполнению макетов по соответствующим темам. Все макеты выполнены к назначенному дню и удовлетворяют требованиям, два макета выполнены действующими, т.е. смонтирован генератор от солнечного света и ветра.
открытое занятие Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике.doc
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии
(ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»)
02/0206
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
На тему: Нетрадиционные источники энергии
ПМ 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
МДК 01.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
Тема 1.8 Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
для студентов 4 курса
специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
(базовый уровень)
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
Архитектуры и комплексных
градостроительных решений
Протокол № 03
От «17» октября 2018 года
Председатель
_____________ Тихонова В.Г.
СОСТАВИЛ
_______________ Тихонова В.Г.
преподаватель первой квалификационной
категории Чебоксарского техникума
строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР
«ЧТСГХ»)
СОГЛАСОВАНО
Методист __________/ Козлова А.М.
1 Чебоксары – 2018 г.
2 Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»)
Методическая карта учебного занятия
Дисциплина: ПМ 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
МДК 01.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
Тема 1.8 Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Группа: Тс4115
Преподаватель: Тихонова В.Г.
Дата: 01.11.2018
Тема занятия: Нетрадиционные источники энергии
Тип занятия: совершенствования знаний, умений и навыков
Вид занятия: урок – семинар
Цели и задачи занятия:
Образовательная
1. Обобщить знания, полученных на уроках по теме: «Нетрадиционные источники
энергии».
2. Изучить достоинства и недостатки использования Нетрадиционных источников
энергии.
3. Закрепить представления студентов о видах источников энергии и перспективы их
развития.
Развивающая
1. Формировать у студентов умение применять полученные знания на практике.
2. Формировать у студентов исследовательскую компетентность,
навыки
использования информационных технологий.
3. Формировать у студентов: навыков частично – поисковой деятельности; умение
давать теоретическое обоснование; умения работать в должном темпе.
Воспитательная
воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным
1.
условиям;
2. формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость,
доведение работы до конца
3. Пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
4. Отработать умение работать в группе;
5.
Отработать умение анализировать полученные знания и делать на их основе
выводы;
6.
Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Ожидаемый результат: Изучение указанной темы способствует развитию логического
мышления студентов, навыков самостоятельной оценки происходящих процессов,
навыков творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные
теоретические знания в профессиональной деятельности. Высокая степень усвоения
материала на основе рациональной самоорганизации самостоятельной подготовки к
уроку в форме группового и коллективного поиска необходимо материала.
Формируемые компетенции:
3 ПК 1.1Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
ПК 1.2Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
ПК 1.3Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации
аварий теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Внутрипредметные связи:
Традиционные способы получения тепловой и электрической энергии
Межпредметные связи:
ОП.06 «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»
ОП.12 Тепловые двигатели
МДК 01.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
Методы обучения: методика активного обучения
Формы организации обучения: групповая
Обеспечение занятия:
Дидактическое обеспечение занятия:
Наглядные пособия:
макеты «Волновая станция», «Энергия Солнца», «Энергия Земли», «Энергия ветра».
Авторская мультимедийная презентация;
Раздаточный материал (ватман А2, маркеры разноцветные)
Техническое обеспечение занятия:
персональный компьютер
мультимедийный проектор,
мультимедийный экран,
форма одежды для команд: футболки однотонные
•
•
•
•
Импровизированный «круглый стол» для четырех команд;
Таблички с названиями команд, бейджики для участников «круглого стола».
Содержание и последовательность учебного занятия:
1.
Вода синие
Ветер белые
Солнце красные
Земля – черные.
Организационномобилизационная часть3 мин.
4 Проверка выполнения самостоятельной работы, в том числе задание на дом:
Сообщение темы занятия.
Целевая установка.
Основная часть занятия 30 мин.
Актуализация опорных знаний: установление межпредметных и внутрипредметных
1.1
1.2
2.
2.1
связей.
2.2
2.3 Заключение
Вид контроля: оперативный контроль
Методы контроля: устный опрос
Самостоятельная работа:
Аудиторная:
•
•
•
Внеаудиторная: изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с
нормативными документами, учебноисследовательская работа при самом широком
использовании Интернета и других ITтехнологий.
Задание на дом: Решение задач
Литература:
ведение конспекта
выступление с подготовленными сообщениями
поиск ответов на поставленные вопросы
Основные источники
1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПМ 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем
тепло и топливоснабжения МДК 01.01 Эксплуатация, расчет и выбор еплотехнического
оборудования и систем тепло и топливоснабжения Тема 1.8 Энергосберегающие
технологии и оборудование в теплоэнергетике для специальности 13.02.02
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень). Тихонова В.Г. 2018
Дополнительные источники
Энергосбережение в котельных установках ТЭС и систем теплоснабжения : монография /
А.А. Кудинов, С.К. Зиганшина. М. : ИНФРАМ, 2017. 320 с. + Доп. материалы
Интернетресурсы:
http://znanium.com/bookread2.php?book=514944
План занятия
Сообщение темы занятия.
Целевая установка.
1. Организационномобилизационная часть3 мин.
1.1
1.2
2. Основная часть занятия 30 мин.
2.1
Актуализация опорных знаний: установление межпредметных и внутрипредметных
связей. Просмотр презентации, фронтальный опрос по глобальному изменению климата,
выявление причин этих изменений. Одна из причин – выброс парниковых газов в результате
сгорания углеводородного сырья. Решение этой проблемы в использовании альтернативных
источников энергии – энергии ветра, солнца, земли и приливов и отливов.
2.2
Проверка выполнения самостоятельной работы, в том числе задание на дом:
5 Студенты каждой группы защищают свой макет, составленный по выбранному виду
альтернативного источника энергии, выступают в сопровождении с презентацией,
подготовленной на предшествующих занятиях.
Выступления содержат следующую информацию:
название источника энергии;
фамилии участников группы;
характеристика альтернативного источника энергии;
его достоинства;
его недостатки;
использование в России;
использование в других странах;
перспективы использования данного источника энергии;
возможности использования в нашем регионе и городе.
Особое внимание выступающие должны уделить возможности использования
представленного источника в нашей местности, его преимуществам перед другими видами
энергии, перспективам его использования.
2.3 В заключении преподаватель предлагает студентам составить рекламный слоган для
выполненных макетов, таким образом концентрируя внимание на способах получения
энергии нетрадиционным методом.
Проверка полученных знаний: выступление групп с защитой составленного слогана.
3. Закрепление (рефлексия) 5 мин.
Что нового узнали для себя о достоинствах и недостатках альтернативных источников
энергии?
Какой момент хотели бы вы повторить из сегодняшнего занятия?
При выполнении какой задачи вы испытывали сложность?
4. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок – 3 мин.
5. Домашнее задание 2 мин.
Методы контроля: письменный контроль, фронтальный опрос
Вид контроля: текущий
Самостоятельная работа студентов:
Аудиторная:
•
•
•
ведение конспекта
выступление с подготовленными сообщениями
поиск ответов на поставленные вопросы
Внеаудиторная: изучение учебной и специальной технической литературы (по
вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с
нормативными документами, учебноисследовательская работа при самом широком
использовании Интернета и других ITтехнологий.
Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя.
Задание на дом: Решить задачи
1.1.Определить вертикальный профиль ветра, если известно, что на высоте h, м,
скорость ветра составила v, м/с.
6 1.2.Определить диаметр ветроколеса, необходимый для ветроустановок мощностью
10, 25, 50, 100, 250, 500, 1000, 2000, 3000,
4000 кВт при скорости ветра v =12 м/с; коэффициенте использования энергии ветра
0,3; плотность воздуха принять равной
ρ
= 1,2 кг/м
3.
=ξ
1.3.На какой высоте целесообразно размещать ветродвигатели, если известно, что на
высоте h = 1,5 м скорость ветра составила v = 5 м/с. Потребность в энергии составляет
100 кВт. Сколько потребуется установок, если диаметр ветроколеса равен D=12 м.
7 Самоанализ занятия.
Открытое занятие проводится для группы по специальности: 13.02.02
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование ПМ 01 Эксплуатация
теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения МДК 01.01
Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения
Тема 1.8 Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике со
студентами 4го курса группы Тс4115 в 20182019 учебном году 01.11.2018 в рамках
аттестации на высшую категорию. Занятие имеет важное значение для понимания
студентами последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, способов
разрешения многих экологических проблем, в том числе изменения климата, мерами,
которые можно предпринять на уровне страны, города для улучшения окружающей
среды.
Занятие проводится в необычной форме с использованием элементов критического
мышления. Начинается занятие со стадии вызова, предварительных впечатлений о
проблеме изменения климата земли. Для этой цели используется презентация и
фронтальный опрос студентами. В ходе обсуждения дети выдвигают одну из проблем
глобального изменения климата – выброс парниковых газов в результате сгорания
углеводородного сырья. Способ устранения этой причины –это использование
альтернативных источников энергии.
Основная часть занятия – стадия осмысления – проходит в форме презентации
макета. Группа заранее поделена на подгруппы по 5 человек. Каждой подгруппе выдано
по заданию один вид альтернативного источника энергии для выполнения макетов
(солнца, ветра, приливов и отливов, тепла Земли). Во время презентации должны быть
обязательно отражены следующие моменты: характеристика источника энергии, его
достоинства и недостатки, использование в России и за рубежом, его перспективность,
возможности использования в нашем регионе и городе.
Заключительная часть занятия – стадия рефлексии. Это защита рекламных слоганов,
их обсуждение.
После выступления всех групп преподаватель подводит итог, выделяя общие черты
всех видов альтернативных источников энергии – простота,
перспективность, положительное влияние на окружающую среду.
окупаемость,
Это занятие проводилось в 2018 году, вызвал большой интерес у студентов.
8 9
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Методическая разработка урока: Энергосберегающие технологии и оборудование в теплоэнергетике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.