Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
16.02.2018
Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики в 7 классе.docx
Методическая разработка урока физики в 7 классе. Составил(а): учитель физики муниципального казенного  общеобразовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской  области «Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61» ВЬЮГОВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА. ТЕМА: Плотность вещества. Тип урока: урок изучения нового материала. Главная цель:  ввести понятие плотности вещества:  ­ сформировать общие представления о плотности;  ­ выяснить физический смысл плотности;   ­ вывести формулу расчета плотности и единиц измерения плотности; Задачи: Образовательные: Научить определять плотность вещества по формуле; Научить переводить единицы измерения плотности; Продолжить формирование понятия масса. Развивающие: Формировать компетентность  самостоятельной познавательной  деятельности; Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки  логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать  выводы. Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости  явлений и свойств окружающего мира.        Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, исследовательский,  практический. Оборудование: таблицы плотностей веществ; на каждой парте: весы  ученические, разновесы, два тела равного объёма, два тела равной массы,  мензурка. 1. Демонстрации: демонстрация набора тел одинаковой массы,  одинакового объема. План урока. 1. Организационный момент. Цели, задачи урока. 2. Повторение ранее усвоенных  знаний.   3. Мотивация учебной деятельности. 4. Изучение нового материала. 5. Этап закрепления учебного материала. 6. Итог урока. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.                                                    ХОД УРОКА. Эпиграф урока: Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации,  Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам.  Человеку стоит дивиться  Человеческим чудесам… Учитель ­ Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам  стихотворение? Молодцы ребята. Было высказано много мнений и все они правильные. Это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Я  надеюсь, ребята, что сегодняшний урок также будет открытием, причем к  этому открытию вы придете сами. I.Организационный момент : «Давайте поработаем сегодня на уроке так,  чтобы ваше настроение осталось таким же хорошим, а может быть, стало еще  лучше. Приступим к уроку».  II. Повторение ранее усвоенных  знаний   Учитель. На прошлых  уроках мы изучили понятия: вещество, тело, масса. Что такое физическое тело? Что же такое вещество? Вспомним внутреннее строение вещества. (Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними.  Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…) Назовите агрегатные состояния вещества. ( Газ, жидкость и твердое тело).  Что такое масса? Как определить массу? Единицы измерения массы? III. Мотивация учебной деятельности учащихся Давайте заглянем сквозь тысячу лет, В тот город у моря, где жил Архимед. Вот по дороге мощеной, В раздумье шагает ученый, К царю Сиракуз направляется он. Навстречу спешит из дворца Гиерон: — Нужен твой совет, ученый! Мастер сделал мне корону, Погляди­ка, Архимед, Золотая или нет? С виду золотом сверкает, Но, ты знаешь, все бывает. Говорят, что мастер прыткий, Отпилил кусок от слитка, Остальную часть расплавил, Серебра туда добавил И потом принес, подлец,  Мне подделку во дворец. Золото иль позолота Разглядеть твоя забота,  Точно все определить,  Но корону не пилить.  Из дворца побрел ученый: — Мне известен вес короны,  Но а как найти объем? Думал ночью, думал днем,  И однажды, в ванне моясь, Погрузился он по пояс. На пол вылилась вода ­ Догадался он тогда,  Как найти объем короны, И помчался к Гиерону. Во дворец примчался он: — Я придумал, Гиерон! Эврика! Открыл закон! «Эврика!» — это клич науки, пароль каждого, кто ищет Учитель.  Представьте, что геологи обнаружили залежи нефти. Объем  залежей они знают. Как определить массу нефти? Очевидно, массу нефти мы  сможем подсчитать, если будем знать массу в единице объема (1 м3) и объем.  Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое  значение для практической деятельности человека. В физике оно получила  название особое ­ плотность. Учащиеся записывают тему урока «Плотность вещества». Учитель сообщает цели изадачи урока.                                                                               IV. Изучение нового учебного материала Учитель ­  Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму  параллелепипеда.  Какой прибор для этого нужен? (Линейка. Объем равен произведению размеров трех сторон V=a× b ×c). Учитель ­ Объем тел произвольной формы нельзя измерить при помощи  линейки. Для этого можно воспользоваться другим  способом.  Каким? ­ Для измерения объемов жидкостей и твердых тел используется  измерительный цилиндр ( мензурка). Если налить в измерительный цилиндр  жидкость и определить ее объем, а затем  опустить туда твердое тело, то  уровень жидкости поднимется. Разность этих двух объемов равна объему  твердого тела.   Учитель. Измерьте объем брусков с помощью линейки и запишите результаты Учитель ­ Что еще научились определять на прошедших уроках? (Массу тел). Учитель ­ С помощью какого прибора? ( С помощью рычажных весов). Учитель ­ Определите массу брусков с помощью весов, стоящих на вашей  парте. Запишите результат Учитель ­ Тела из разного материала, но одинакового объема имеют разную  массу. Для наглядности положим на одну чашечку весов цилиндр из железа, на  другую ­ из алюминия. Какие факты видны из наблюдения? ­ Одно тело состоит из железа, другое ­ из алюминия. Vжел= Vалюм. Масса  железа больше массы алюминия. Учитель ­ Как это объяснить? ­Масса вещества, содержащегося в 1 см3 разная, т.е. плотность разная. Учитель – Если взять два бруска,  изготовленные один из металла, другой из  дерева, то можно видеть, что объем деревянного  бруска больше объема  металлического(положить на весы). Почему весы находятся в равновесии? ­ У них равные массы Учитель Железный брус массой 1 т имеет объем 0,13 м3, а лед массой 1 т –  объем 1,1 м3, т.е. почти в 9 раз больше .Тела, изготовленные из различных  веществ, при одинаковой массе имеют разные объемы. Учитель ­ Что можете предложить, чтобы объяснить увиденное? ­ Масса 1 см3 разная, то есть плотности тел разные. Учитель ­ Объясним смысл слова плотность, используя знания о внутреннем  строении вещества. ­ Атомы железа и дерева  имеют разную массу и разные промежутки между  ними. Учитель – Чем же определяется плотность вещества? Физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу  объема вещества, называется плотностью. Чтобы найти плотность вещества, необходимо определить массу и объем тела. Учитель предлагает пример. Учитель. Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества  рассмотрим  пример. Кусок льда объемом 4 м3 имеет массу 3600 кг.  Определить какова  масса  1 м3 льда (плотность льда). ­  1 м3 льда имеет массу  900 кг. Таким образом, плотность льда составляет  900 кг на 1 м3. Учитель. Как же это мы определили? ­ 3600 кг/ 4 м3= 900 кг/м3 Учитель­  Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела  разделить на его объем.  Следовательно, плотность есть физическая величина, равная отношению  массы тела к его объему. Коротко определение запишется так: плотность =  масса/ объем. Введем обозначения:  –ρ  плотность вещества ( греческая буква, читается  «ро»), m –масса тела, V­ его объем.  Тогда получим формулу для вычисления  плотности: ρ  =m/V Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В каких единицах измеряется плотность? Ученик, анализируя формулу, говорит: кг/ м3  или г/ см3  Учитель В системе  СИ плотность  измеряется в [ кг/ м3 ] . Часто плотность  измеряется  в        [ г/ см3 ].Учитель  Плотности веществ уже определены  учеными. В сборнике задач по физике вы найдете таблицу плотности веществ  в твердом, жидком и газообразном состоянии. Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды равна 1000 кг\ м3, льда­ 900 кг\ м3, а водяного  пара­ 0,59 кг/м3. Почему они различны?  Найдите по таблице плотность алюминия. ­ 2700 кг/ м3 или 2,7 г/см3 Учитель. Обратите внимание на таблицы плотностей в учебнике и найдите  вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и  газообразных веществ. ­ Самое плотное твердое вещество осмий­ 22 600 кг/м3. Самая плотная  жидкость­ ртуть (13600 кг/м3). Учитель. Ну, а теперь найдем  вещество, зная его плотность Учитель записывает на доске: плотность вещества равна 19300 кг/м3. Что  это за вещество? Ученик, работая с таблицей, отвечает, что это вещество ­ золото. V. Закрепление новых знаний 1.Что значит запись ρ =900 кг/м3? ρ =0,71 г/см3? 2. Масса 10см3 железа 78 г. Чему равна плотность железа? 3. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг , а  объём 500 см3? VI. Итог урока Учитель Что нового узнали? 1. Познакомились с новой физической величиной­ плотностью? 2. Плотность вещества определяет какая масса вещества содержится в  единице объема           (в 1м3,1 см3) 3. Плотность измеряется в 1 кг/ м3  или 1 г/ см3 4. Научились определять плотность вещества по формуле:  5. Зная плотность тела, научились определять вещество. 6. Научились работать с таблицами плотностей твердых, жидких и  газообразных веществ. Учитель ­ Зачем нужно знать плотность вещества? ­ Как определить массу сосновой доски с помощью линейки? VII. Рефлексия На доске: интерес, страх, скука, увлеченность нового, непонимание, познание. Выписать  одну или две эмоции, какие вы испытали. VIII. Домашнее задание Выучить определение и формулы, составить план ответа о физической  величине – плотность, вычислить плотность своего тела. ρ  =m/V

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018