Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
14.02.2018
Это пятый урок в главе " Работа и мощность. Энергия". В данной методической разработке около 20 минут отводится на усвоение нового материала в форме собеседования с учителем и разрешения учащимися проблемной ситуации. Вторая часть урока отводится на разбор и решение задачи по теме " РЫЧАГ" и рефлексию в виде самостоятельной работы с самопроверкой.ТИП файла: Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc)
ПРИЛОЖЕНИЕ: Microsoft Office Word
РАЗМЕР: 61,5 КБ (62 976 байт)
Урок.рычаг, правило моментов.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Г.О.ОРЕХОВОЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка урока физики в 7 классе
с использованием информационнокоммуникационных технологий в
образовании " РЫЧАГ. ПРАВИЛО МОМЕНТОВ"
Подготовила учитель физики высшей категории
МОУ СОШ № 18 с УИОП г. о. ОреховоЗуево,
Московской области
Молоткова Нина Михайловна. 2018 год.
Предмет: физика, урок изучения и первичное осознание нового учебного
материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Тема: «Рычаг. Правило моментов».
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 7 класс
Технологии: Компьютерные модели для рассказа, демонстрация рычага, его
видов, упражнения для закрепления с помощью интерактивной доски.
Конспект урока:
Цели урока.
Обучающие:
Ввести понятие «простой механизм», «рычаг», «рычаг 1ого рода», «рычаг 2
ого рода» выяснить условия равновесия рычага, познакомиться с новой
физической величиной, которая характеризует состояние тел с точкой
вращения (момент сил ), выяснить в чем заключается правило моментов.
развить первичные умения и навыки применять правило рычага при решении
задач.
Развивающие:
Повысить интерес к предмету, расширить интеллектуальные познания в
области истории физики; Развивать умение учащихся наблюдать,
анализировать, обобщать, делать выводы.
. Способствовать расширению кругозора.
Воспитательные:
Развить навыки культуры общения;
План урока:
I. Мотивационноцелевой этап.
(2 минуты)
Объявление цели и задач урока.
II. Ориентировочный этап. Создание проблемных ситуаций ( 35 минуты).
(чередование слайдпрезентации с рассказом учителя , демонстрацией
эксперимента и видео фрагментов с диска «Электронные уроки и тесты.
Физика в школе» )
Слайдпрезентация.
Слайд 1. «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю» (Архимед). (Исторические сведения в виде сообщения) «Утверждают, что великий
ученый Архимед както писал серакузскому царю Гиерону: «Если бы была
другая Земля, я перешел бы на нее и сдвинул бы нашу Землю».( Отключить)
Но давайте пофантазируем: предположим, что великий Архимед
получил заветную точку опоры и построил крепчайший рычаг. Масса
Земли равна 61024 кг, средний человек поднимает штангу в 60 кг,
тогда, чтобы сдвинуть Землю всего на 1 мм, Архимеду пришлось бы
проделать путь в 10.17 км! Этот пример показывает масштабы «
проигрыша в пути» при работе рычага и, одновременно, огромного
«выигрыша» в силе.
Слайд 2. Физические возможности человека ограничены, поэтому с
давних времен человек часто использовал устройства ( простые
механизмы) способные преобразовать силу человека в значительно
большую силу. Примером таких простых механизмов является рычаг
и его разновидности. Предполагают, что Египетские пирамиды
построены именно с помощью рычага. Как они могли это сделать?
Попытаемся сегодня разгадать эту хитрость римлян
III. Поисковоисследовательский этап. ( 20 минут)
Слайд 3. Рычаг это твердое тело, способное вращаться вокруг
неподвижной опоры . ( записать в тетрадь)
Использование рычага позволяет получить выигрыш в силе.
Может ли человек удержать на весу 100 тонн, можно ли рукой
расплющить железо, может ли ребенок оказать противодействие
силачу? Да, могут. Ножницы, плоскогубцы, клещи, кусачки, и
многие другие инструменты все это рычаги. ( показать )
Сдвигая колечки ножниц или ручки кусачек, взрослый человек
действует обычно с силой в 4050 Н. Так как одно плечо может
превысить другое в 20 раз, то, оказывается, что мы способны
«вгрызаться в металл» с силой в 1000 Н. И это при помощи столь
несложного механизма! (Сообщение учащегося « Жизнь и
деятельность великого Архимеда» )
Демонстрация.
Перед вами рычаг .Это твердое тело (рейка с делениями) способное
вращаться вокруг неподвижной опоры ( черная точка). Он
находится в равновесии . Расстояние от точки опоры рычага до
линии действия силы называется плечом этой силы и обозначается
буквой или r (карточка).
ℓ
У рычага два плеча.
Прикрепим к одному из плеч 2 гири на расстоянии 20 см от
точки опоры, действующая на рычаг сила ( F1 ) будет равна весу
этих
двух гирь. Рычаг вышел из равновесия. (Проблемная ситуация: Как можно
уравновесить рычаг?)
ВОПРОС: Как его уравновесить?
ОТВЕТ: Подвесить такие же 2 гири на такое же расстояние от точки
опоры с другой стороны рычага.
ВОПРОС: Как уравновесить силу F1 другим способом с помощью
одной
подвесить?
гири? На какое расстояние от точки опоры ее
ОТВЕТ: 1 гирю подвесить на расстоянии 40 от точки опоры.
Обратите внимание ! К меньшему плечу приложена большая сила,
а к большому плечу меньшая сила.
ВОПРОС: Подсчитаем во сколько раз отличаются приложенные к
рычагу
ОТВЕТ: В два раза.
ВОПРОС: Во сколько раз отличаются плечи сил?
ОТВЕТ: В два раза.
силы?
С помощью эксперимента мы выяснили, что для равновесия
рычага силы, приложенные к плечам рычага должна быть во
столько же меньше во сколько
больше, то есть зависимость между действующими на рычаг
силами и плечами сил обратно пропорциональная.
раз длины плеч
Вывод: рычаг находится в равновесии, если приложенные к нему силы
обратно пропорциональны их плечам. ( продиктовать в тетрадь)
F2
F1
= l1
l2
Где l1 и l2 плечи рычага
В видео фрагментах l1 и l2 будет заменено на r1 и r2
Это равенство отношений можно записать в виде равенства
произведений. Для этого воспользуемся основным свойством
пропорции,
крайних членов
средних её членов, тогда
которое утверждает, что произведение
пропорции равно произведению
F 1l1= F 2l2
произведение силы на плечо обозначим буквой М и будем называть
моментом
сил.
F 1l1= M 1 F 2l2= M 2
M1=M2
тогда
Cлайд 4. использование функций интерактивной доски « Умное
перо »
Это утверждение является правилом моментов и читается так:
Рычаг находится в равновесии, если момент силы вращающей его по
часовой стрелке, равен моменту, вращающей его против часовой
стрелки. ( продиктовать в тетрадь) Cлайд 5. Необходимо различать два вида рычага: рычаг 1го рода
(когда
неподвижная точка опоры О располагается между
линиями действия
рода (когда точка опоры О располагается по
линий действия приложенных сил) используются функции
интерактивной доски «Перо», «Палитра».
Cлайд 6. Рассмотрим видеофрагменты образцов рычагов 1го и
одну сторону от
приложенных сил. И рычаг 2го
2го рода и пример использования рычага 1ого рода (на примере
устройства лабораторных
весов ).
IV. Практический этап. ( 10минут)
Решение задач и упражнений. (с помощью интерактивной доски и
диска электронных уроков и тестов «Физика в школе » )
Слайд 7 1. Решение задачи в программе «Презентация» (устный
просмотр
комментариями учителя )
ступенчатого решения по слайду с
Плечи рычага находящегося в равновесии равны 40 см и 30 см .К
меньшему плечу приложена сила 120 Н .Какая сила
приложена к большему плечу? 2. Упражнения:
а) Вопростест.
Какая из формул корректно отображает условие равновесия
рычага 1го рода?
F 1r1= F 2r2
F 1F 2= r1r2
F 1r2= F 2r1
б) Верно ли утверждение? тест.
Используя рычаг, мы . . .
уменьшаем совершаемую работу.
увеличиваем силу, которую необходимо приложить.
уменьшаем силу , которую необходимо приложить.
уменьшить мощность машины.
= r1
r2
F1
F2
в) Практическое задание — демонстрация. ( учащиеся с помощью
интерактивной доски пытаются уравновесить рычаг, при
этом заполняется
таблица равновесия рычага, то есть
производится подсчет моментов сил каждого плеча и
сравнивается по правилу моментов.)
Поместите дополнительные гири так, чтобы рычаг с грузом в 6 гирь
уравновешен силой сначала в 2. а затем и в 3 раза
был
меньшей, чем вес 6 гирь.
г) Устная задача тест. Груз весом 700 Н был прикреплен к рычагу на расстоянии 40 см от
точки опоры. Какую силу необходимо приложить с другой стороны
рычага на расстоянии 80 см, чтобы рычаг остался в равновесии?
400 Н 350 Н 800 Н 500 Н
V. Рефлексивный этап.
Самостоятельная работа (обучающая ) с самопроверкой. Cлайд 8,9
( 5 минуты)
VI. Подведение итогов урока, Оценки.(1 минута)
VI.
I Домашнее задание
( 1 минута)
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Методическая разработка урока физики в 7 классе " Рычаг. Момент сил"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.