Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: "Агропромышленный комплекс"
Оценка 5
Работа в классе +3
docx
география
9 кл
26.02.2019
Современное сельское хозяйство развивается на основе новейших технологий и организации. Ученику, проживающему в городе, это сложно понять и поэтому учитель должен найти такие методы работы, которые помогут школьнику разобраться в том, что такое АПК, какова его структура и какую роль играет эта отрасль в хозяйстве.
Документ Microsoft Office Word (13).docx
Урок 45. Тема: Агропромышленный комплекс, его роль и значение в
хозяйстве. Структура особенности формирования в регионе. Отраслевая
структура сельского хозяйства. Факторы, влияющие на развитие и
размещение сельскохозяйственного производства.
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные
связи, выделять главное, сравнивать;
- развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;
- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы
новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей
агропромышленный комплекс.
Воспитательные:
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-
следственных связей;
- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
- содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное
машиностроение, растениеводство, животноводство.
Опорные знания: лесопромышленный комплекс, лесохимия, целлюлозно-
бумажная отрасль.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-
поисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: карта лесная промышленность, картины с лесными
ландшафтами.
Ход урока
I. Организационный момент
II.
– На какие группы подразделяются леса по характеру использования?
- Из каких производств состоит лесная промышленность?
- Где ведется заготовка леса?
- Где расположены центры лесопиления?
- В каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?
-Что называют лесопромышленным комплексом?
- В каких базах сконцентрирована лесная промышленность?
III.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой
выяснили, что экономика Донецкой области состоит из разнообразных и
непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых
отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём
знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое
первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.
Сельское хозяйство является самым древним и очень распространенным
занятием людей. В этой отрасли работает около трети экономически
активного населения, которые создают примерно четверть ВВП страны.
Отрасль удовлетворяет самые насущные потребности человека - потребности
в пище.
IV.Изучение нового материала.
Актуализация опорных знаний. Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных
отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке
сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как
обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.
По рисунку 53 определите три основных звена АПК и их состав.
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет
свою определенную функцию.
-Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения
своей главной задачи АПК недостаточно только произвести
сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно
переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может
справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими
звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК,
несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и
перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием,
удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего
комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как
механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество
разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить.
Поэтому места ее производства приближены к районам потребления.
– А вы знаете где производят зерноуборочные комбайны?
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией.
Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них
отечественная промышленность может производить чуть более половины. К
тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах.
Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных предприятий
техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%,
в овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось
внесение минеральных удобрений.
– Что составляет второе, центральное звено АПК?
– Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от
природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие
природных особенностей России;
3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и
развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование
земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета
труда.
– Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?
– Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться.
Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно
может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает
огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть
приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%)
составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в
сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117
млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские
показатели достаточно высоки. Но на уровень развития
сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное
влияние.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена
переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой
эрозии (23%), засухе ( в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от
неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В
связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель.
Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение
гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее
эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5%
сельскохозяйственных угодий.
V. Закрепление учебного материала
– Что называют агропромышленным комплексом?
-что составляет первое звено АПК?
- где производят зерноуборочные комбайны?
-что составляет второе звено АПК? -Из каких направлений состоит сельское хозяйство?
-Что такое мелиорация?
-Изучите схему и объясните влияние указанных в ней факторов на
развитие и размещение сельскохозяйственных производств.
Факторы
Природные ресурсы
Соиально-экономические
Агроклимати
ческие
VI. Домашнее задание: п.21
Земель
ные
Водн
ые
Биологич
еские
Демографи
ческие
факторы
Техноге
нные
Экономич
еские
Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: "Агропромышленный комплекс"
Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: "Агропромышленный комплекс"
Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: "Агропромышленный комплекс"
Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: "Агропромышленный комплекс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.