МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего и послевузовского профессионального
образования «Всероссийский государственный институт кинематографии
имени С. А. Герасимова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок-игра «Математический турнир»
|
Пояснительная записка
Математическая культура – одна из составляющих общей культуры современного человека, поэтому те математические знания, которые студенты учебных заведений СПО получают в процессе обучения, позволяют им правильно ориентироваться в окружающем мире, уметь размышлять, анализировать, делать правильные выводы. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человек. В филиале математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В современной жизни реальной необходимостью в наши дни становиться непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает преподавателя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до обучающихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок – игра «Математический турнир». Прежде всего, проведение турнира направлено на повышение интереса к предмету, внесение разнообразия, эмоциональной окраски в учебный процесс, снятие утомления, развития внимания, сообразительности. Цель этой разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей студента. «Математический турнир» проводится среди первых курсов всех специальностей.
Методические характеристики мероприятия Форма мероприятия: урок-игра Целевая аудитория: студенты, обучающиеся по программам среднего профессионального образования первого обучения Участники деловой игры: команды студентов по 3 человека Координаторы деловой игры: преподаватели Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал. Жюри: преподаватели, студенты Время проведения: 60 минут Место проведения: учебная аудитория, актовый зал
|
|
Разработанный урок-игра направлен на решение следующих задач:
· активизировать познавательную и творческую деятельность студентов;
· расширить представления студентов о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;
· расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор студентов;
· повысить качество знаний студентов по математике.
Использование презентации на уроке делает процесс обучения более ярким, наглядным динамичным. Повышается интерес к математике в целом. Такая форма проведения урока позволяет создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Ход проведения занятия:
· Представление жюри
· Правила турнира
· Первый тур «non verbis sed rebus»
· Второй тур «Последовательности»
· Третий тур «Логика»
· Четвертый тур «Логика в геометрии»
· Пятый тур «Математический кроссворд»
· Шестой тур «Математика в лицах»
· Подведение итогов турнира
Обозначим правила: перед каждым этапом объявляется, каким образом заслушивается ответ и сколько баллов он принесет в случае правильного ответа, будьте внимательны. Болельщиков просим вести себя соответственно, особенно злостные нарушители будут наказываться штрафными баллами для команды, в том числе подсказки.
Прежде чем мы приступим к конкурсам, путем жребия, каждая команда выберет себе название, а та команда, которая сумеет объяснить название выбранной фигуры, получит бонусный балл.
Задание:
Решение: Название фигур происходит от греческих слов, связанных с количеством сторон - «пента» -5, «гекса» - 6, «окто» - 8. Данное задание имеет взаимосвязь с дисциплиной «Химия» при изучении органической химии (названия алканов). Поэтому команды будут называться «Пентаграмма», «Гексаграмма» и «Октограмма».
Первый тур (поочередно показывается задание каждой из команд, если команда не знает ответ или отвечает неправильно, есть возможность ответить у другой команды). За каждое верно выполненное задание – 1 балл. Также есть возможность проявить себя зрителям.
РЕБУС (от лат. res - вещь) - представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т. п. Само слово появилось из латинской фразы «non verbis sed rebus», что значит "не словами, но вещами".
Все ли знают правила составления ребусов? Напомню: в слове «нос» буква О заменяется на букву У, получается «МИНУС». Запятые обозначают, что нужно убрать столько букв, сколько запятых; в начале слова или в конце. В слове «парашют» убираем три последние буквы, в слове «булавка» тоже три последние и заменяем У на О, получается слово «ПАРАБОЛА»
Задание:
Решение:
Аксиома, дискриминант, наклонная, гипербола, уравнение, конус, квадрат, функция, пирамида, вектор дробь, плюс.
Переходим ко второму туру. Кто будет готов к ответу, нужно сказать название своей команды. Назовите два последующих члена и объясните почему? Верный ответ – 1 балл
Задание:
Установите принцип, по которому составлена последовательность, укажите 2 следующих члена:
144, 121, 100, 81, 64, ...
57, 75, 59, 95, 61, 16, 63, ...
-2, 4, -12, 48, -240, ...
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,... (за название чисел дополнительный балл)
Решение:
144, 121, 100, 81, 64, 49, 36 (уменьшаются квадраты чисел 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6)
57, 75, 59, 95, 61, 16, 63, 36, 65 (идут пары чисел с зеркальным отображением)
-2, 4, -12, 48, -240, 1440, -10 080 (умножаем последовательно на -2, -3, -4, -5, ...)
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 (складываются числа последовательно по два, числа Фиббоначи)
Мы переходим к третьему туру. В течение 3 минут команды решают логическую задачу и затем вариант решения предоставляют жюри – верно решенная задача с объяснением 2 балла. Жюри предлагается в это время подвести предварительные итоги.
Задание:
Существует единственное двузначное число – одновременно и куб, и квадрат. Какое это число?
Решение: 64, так как 8*8=64 и 4*4*4=64
Тур четвертый. Команды в течение 5 минут команды решают задачу и сдают жюри. 3 балла за верно решенную задачу.
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||||
Задание: Покажите, как разрезать фигуру на 5 равных частей?
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||||
Решение: Считаем общее количество одинаковых квадратов (30) и разрезаем фигуру по 6 квадратов произвольным образом.
Тур пятый. Команды решают кроссворд по геометрии на время, каждое верно разгаданное слово – 1 балл. А пока команды работают, зрители решают шуточные задачи.
Шуточные задачки для зрителей (вариации задач можно менять)
· В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)
· Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмуриков? (5)
· Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил – в три раза больше. Трёх тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушли к соседям навсегда? (12)
· Будем условно считать, что если человек не будет семь суток есть или семь суток спать, то он умрет. Пусть человек неделю не ел и не спал. Что он должен сделать в первую очередь к концу седьмых суток: поесть или поспать, чтобы остаться в живых? (Человек должен сделать то, что неделю назад делал раньше: спал или ел).
· Если Хрямзика обозвать слюником, он начинает бодаться и не перестаёт, пока не боднет обозвавшего по 5 раз каждым рогом. Однажды Бряка именно так его и обозвала, и Хрямзик боднул её 35 раз. Сколько рогов у Хрямзика? (7)
· Мряка и Бряка поссорились. Мряка 7 раз фрякнул Бряку марфуфочкой по чему попало, а Бряка фрякнул Мряку той же марфуфочкой по чему попало 9 раз. Спрашивается, сколько раз хватали бедную марфуфочку за хвост и фрякали ею по чему попало? (16)
Последний завершающий тур «Математика в лицах». На экране фотография известного математика, вам надо назвать его фамилию, за верно указанный ответ 1 балл.
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) Подсказки: Первая в России женщина-профессор, первая в мире женщина — профессор математики.
Рене Декарт (1596-1650) Подсказки: Система координат.
Карл Гаусс (1777-1855) Подсказки: единица измерения магнитной индукции. Кратер на Луне, вулкан в Антарктиде.
Никола́й Ива́нович Лобаче́вский (1792-1856) Подсказки: русский математик, создатель новой геометрии, неевклидовой.
Блез Паскаль (1623-1662) Подсказки: Единица измерения давления. Язык программирования.
Леонард Эйлер (1707-1783) Подсказки: Полжизни провел в России.
Исаак Ньютон (1643-1727) Подсказки: Три закона механики. Закон всемирного тяготения.
Жюри подводит общие итоги конкурса.
К методической разработке прилагается презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2010. Данная презентация демонстрируется при проведении урока-игры «Математический турнир».
Литература:
1. Г. Б. Остер Задачник по математике. – М.: Дрофа, 2004
2. И. Д. Агеева Занимательные материалы по математике и информатике. – М.: ТЦ Сфера, 2010
3. И. Ф. Шарыгин Математический винегрет. – М.: Мир, 2002
4. https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-667-pd-1-wp-16x9_1366x768
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.