Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"
Оценка 5

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
14.02.2019
Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"
Методическая разработка урока истории России 10 класс "Политическое развитие в 1920-е гг". Международное положение и внешняя политика СССр в 1920-е гг" содержит большое количество дополнительного материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и ИКС, дополнительный материал позволит учащимся глубже понять процессы, происходившие в советском государстве в 1920-е гг
ИР 10 кл. Искусство 20.docx
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1920­Е ГГ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС. ЦЕЛИ:  Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной  революции;  Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества  в 1920­е  гг;  Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие  Советского государства;  Рассказать об известных произведениях советской литературы, искусства  рассматриваемого  периода, объяснять причины их популярности;  Познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический   реализм;  Характеризовать и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920­е гг;  Объяснить причины  неприятия  значительной части  российской интеллигенции  Октября 1917 г;  Объяснить причины гонений, направленных против  православной церкви и ее  служителей; ФОРМИРУЕМЫЕ УУД: Метапредметные:  Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;  Анализировать  и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и  обосновывать выводы, используя  современные источники информации;  Решать творческие задачи;  Предоставлять результаты своей деятельности;  Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;  Осваивать основы  межкультурного взаимодействия  в школе и социальном  окружении. Личностные:  Осознавать свою идентичность как граждан страны;  Осваивать гуманистические традиции  и ценности общества;  Осмысливать социально­нравственный  опыт предшествующих поколений. ТИП УРОКА: урок  открытия нового знания. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. ХОД УРОКА. Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? 1 III. Мотивационно­целевой этап. Политика советского государства в области культуры получила название «культурной  революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции и ее результат­  человек. Задание 1. Сравните  два мнения относительно задач  культурной революции: 1­я точка зрения­ наркома просвещения А.В.Луначарского: «Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой  гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца  истории» Человек­ хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин­ вот о ком мечтал Анатолий  Васильевич. 2 точка зрения­  Л.Д.Троцкого. В ближайшие 20­50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация  неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении,  появится «новый человек»? ­ Как вы думаете, кто был прав в этом споре? ПЛАН УРОКА. 1. Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы. 2. Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века» 3. Власть и интеллегенция. 4. «Сменовеховство» 5. Большевики и церковь. IV. Введение в новый материал. Очень многое зависело  от того, кто руководил  культурным строительством.   Задание 2. Прочитайте  дополнительный материал и ответьте на вопросы. Руководители культурной революции. Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875­1933) был человеком таких дарований,  что простой их перечень  составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном   200­летия создания Российской  Академии Наук, перед учеными многих стран  Луначарский прочел речь  на шести языках о значении  науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты  называли наркома  самым культурным министром просвещения  в  Европе. Еще в годы эмиграции  Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе. «Комиссаром при наркоме»  называл В.И.Ленин  заместителя Луначарского  Михаила  Николаевича Покровского (1868­1932). Историк по образованию, Покровский  много сделал для развития  науки. Человек  прямой  и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с  Луначарским.  Работой по ликвидации неграмотности  и пропаганде идей коммунизма  руководила  Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда  Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались  себе  2 привилегий, власти. Ничего для себя, все­делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила   пешком, хотя многие  работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль,  говорит о многом. ­ Какие характерные черты вы увидели  в личностях тех людей, которые   занимались развитием  культуры в нашей стране? ­ Что вам в них особенно понравилось? V. Работа по теме урока. 1. Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы. Задание 3. Проанализируйте текст  п. §  и ответьте на вопросы. Ликвидация неграмотности. С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне  революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства  достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов   составляла 0,5­1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности. В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь­  на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации  неграмотности. К концу 197 г. читать и  писать научились 10 млн.  человек. Грамотные в это время в  городах составлял 79 %,  а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности –  дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г  СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет   и старше оставалось  свыше 50 млн.  чуть более половины детей  школьного возраста  ходили в школу. Более 90  тыс. членов  сельсоветов СССР  были неграмотными , как и 4 %  принятых в партию в 1926 г.  В эти годы закладывались основы  единой­ для всех, а не единообразной (унылой,  Строительство советской школы. одноообразной) трудовой школы. Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там  нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода   в  организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого  рода журналов, политических клубов и т.д.» Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы  самоуправления.  Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к  личности ребенка. Но иногда новшества  переходили границы разумного: из школы  изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др. Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией  в 91 вузе  обучалось 112 тыс.студентов. В 1927­1928 г­ 148­169 тыс. Преимущественное право поступления в  вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так  создавалась новая интеллигенция. ­ Какие преобразования были проведены советской властью в области образования? ­ Какова была главная задача в области просвещения? 3 ­ Сделайте общий вывод относительно развития системы образования 2. Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века» Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте   приведенные данные. Величайшее нетерпение поселилось в душах  многих революционеров. Потом и  кровью они  платили за то,  чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить  девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам  старого  мира «пройти  Карфагеном!»­ как  говорил один из героев  Ю.Трифонова.  Была одна мелочь­ не совсем ясно, что делать с теми,  кто уже был «чем­то» до  революции?  Старая культура должна быть  уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую  культуру. Это  призывы и идеи Пролеткульта, который  рассуждал  примерно так: что  может дать борющемуся  пролетариату пушкинский Евгений Онегин или  лермонтовский Печорин? Не  лучше  ли их создателей  сбросить с корабля истории? В 1925­1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского  искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей).  Законы классовой борьбы  перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник  или враг?» Даже «Муха­цокотуха» К.Чуковского была подвергнута  уничтожающей критике за  воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр»  вызвал бурю протеста.  Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком­ это  сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата­  трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский­ на пролетарскую культуру и  чистоту! Гнать его из писателей!  В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области  художественной литературы», вводился принцип  социалистического реализма, т.е.  литература была поставлена под контроль новой власти. Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не  все… Часть, уйдя в глубокую  духовную оппозицию к большевикам,  продолжала  традиции  русской словесности­ Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были  и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.   3. Власть и интеллигенция. Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Большинство российской интеллигенции  до революции и особенно после нее  не  приняло ленинских предложений . к началу 20­х  гг  в Росси вряд ли  насчитывалось  более  200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть  отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда  могли быть  различные: 4 А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность   постоянно наталкивалась  на непонимание  со стороны Зиновьева, грозившего арестовать   близких им людей; Б) у  композитора Глазунова  не было даже нотной бумаги; В) трагически и нелепо оборвалась  жизнь поэта и путешественника  Николая Гумилева­ летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес  о существовании  офицерского  контрреволюционного  заговора, от участия  в котором  категорически  отказался. Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы  многие  ученые  из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных­ ректор  Московского  университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского  университета  профессор Карсавин (философ), группа математиков  во главе с деканом   математического факультета МГУ  Стратоновым, экономисты­ профессора Зворыкин,  Лодыженский, Прокопович, историки­ Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог  Сорокин, известные философы идеалистического направления­ Бердяев, Франк, Ильин,  Трубецкой.  Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения  политической   целесообразности . высылка  группы интеллигенции  представлялась  необъяснимой. За  высылаемыми  профессорами и философами  не стояло никаких политических партий. Не  были они и лидерами  какого­либо движения.  О трагической судьбе  русской интеллигенции  за границей  рассказал М.Булгаков в  пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только  отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали  ученые с мировым именем: микробиолог  С.Н.Виноградский, выдающийся геолог  Н.И.Андрусов, почвовед  В.К.Агафонов, химики   В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей  телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину  великие композиторы XX в.­ С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский,  художники­ К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты­ И.Бунин,  В.Набоков, Д.Мережковский и др. Их жизнь складывалась по­разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие  балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал  Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину. Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье». ­ Что заставило большевиков принять такое решение? 4. «Сменовеховство» Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и  ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало   возможность  сотрудничества  между интеллигенцией  и властью.  В 1921 г в Праге группа эмигрантов  издала сборник «Смена вех» Как же изменились взгляды философов? 1. Предлагалось признать революцию свершившимся фактом. 5 2. Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в  качестве единственно  законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней. 3. Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта  власть ставит задачей экономическое развитие государства. На  базе  возрождения  государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в  великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх  того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая  Россия коммунистической или капиталистической­ не так важно. 4. Дело интеллигенции­ способствовать реализации программы по созданию великой  России. ­ Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды? Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков,  т.к. она: ­ позволяла расколоть эмиграцию; ­ официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их,  ограждая от пересмотра; «Сменовеховство»с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции.  Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева,  М.Горький, А.Куприн. 5. Большевики и церковь. Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении  церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания. В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной  агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на  уважении  религиозных чувств верующих, предполагала создание: ­ добровольных антирелигиозных обществ; ­ издание атеистической литературы; ­ вовлечение трудящихся в атеистическую работу. Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во  время голода. Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви. 1922 г­ декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело  к протесту. Апрель­июнь 1922 г­ судебные процессы против  церковных иерархов. Внутри церкви­раскол. Усилилась  антирелигиозная  пропаганда. Так партия закрепила  за собой монополию на духовную жизнь. VI. Подведение итогов урока. «Культуру­ в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920­ые гг. Искусство  должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на  понятно. ­ Объясните в чем разница  и так ли важна одна буква в слове? 6 VII. Домашнее задание. Выучить п. , ответить на вопросы. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1920­Е ГГ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС. Задание 1. Сравните  два мнения относительно задач  культурной революции: 1­я точка зрения­ наркома просвещения А.В.Луначарского: «Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой  гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца  истории» Человек­ хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин­ вот о ком мечтал Анатолий  Васильевич. 2 точка зрения­  Л.Д.Троцкого. В ближайшие 20­50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация  неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении,  появится «новый человек»?   Задание 2. Прочитайте  дополнительный материал и ответьте на вопросы. Руководители культурной революции. Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875­1933) был человеком таких дарований,  что простой их перечень  составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном   200­летия создания Российской  Академии Наук, перед учеными многих стран  Луначарский прочел речь  на шести языках о значении  науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты  называли наркома  самым культурным министром просвещения  в  Европе. Еще в годы эмиграции  Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе. «Комиссаром при наркоме»  называл В.И.Ленин  заместителя Луначарского  Михаила  Николаевича Покровского (1868­1932). Историк по образованию, Покровский  много сделал для развития  науки. Человек  прямой  и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с  Луначарским.  Работой по ликвидации неграмотности  и пропаганде идей коммунизма  руководила  Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда  Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались  себе  привилегий, власти. Ничего для себя, все­делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила   пешком, хотя многие  работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль,  говорит о многом. 7 Задание 3. Проанализируйте текст  п. §  и ответьте на вопросы. Ликвидация неграмотности. С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне  революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства  достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов   составляла 0,5­1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности. В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь­  на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации  неграмотности. К концу 197 г. читать и  писать научились 10 млн.  человек. Грамотные в это время в  городах составлял 79 %,  а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности –  дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г  СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет   и старше оставалось  свыше 50 млн.  чуть более половины детей  школьного возраста  ходили в школу. Более 90  тыс. членов  сельсоветов СССР  были неграмотными , как и 4 %  принятых в партию в 1926 г.  В эти годы закладывались основы  единой­ для всех, а не единообразной (унылой,  Строительство советской школы. одноообразной) трудовой школы. Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там  нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода   в  организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого  рода журналов, политических клубов и т.д.» Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы  самоуправления.  Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к  личности ребенка. Но иногда новшества  переходили границы разумного: из школы  изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др. Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией  в 91 вузе  обучалось 112 тыс.студентов. В 1927­1928 г­ 148­169 тыс. Преимущественное право поступления в  вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так  создавалась новая интеллигенция. Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте   приведенные данные. Величайшее нетерпение поселилось в душах  многих революционеров. Потом и  кровью они  платили за то,  чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить  девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам  старого  мира «пройти  Карфагеном!»­ как  говорил один из героев  Ю.Трифонова.  Была одна мелочь­ не совсем ясно, что делать с теми,  кто уже был «чем­то» до  революции?  Старая культура должна быть  уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую  культуру. Это  призывы и идеи Пролеткульта, который  рассуждал  примерно так: что  8 может дать борющемуся  пролетариату пушкинский Евгений Онегин или  лермонтовский Печорин? Не  лучше  ли их создателей  сбросить с корабля истории? В 1925­1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского  искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей).  Законы классовой борьбы  перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник  или враг?» Даже «Муха­цокотуха» К.Чуковского была подвергнута  уничтожающей критике за  воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр»  вызвал бурю протеста.  Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком­ это  сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата­  трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский­ на пролетарскую культуру и  чистоту! Гнать его из писателей!  В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области  художественной литературы», вводился принцип  социалистического реализма, т.е.  литература была поставлена под контроль новой власти. Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Большинство российской интеллигенции  до революции и особенно после нее  не  приняло ленинских предложений . к началу 20­х  гг  в Росси вряд ли  насчитывалось  более  200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть  отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда  могли быть  различные: А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность   постоянно наталкивалась  на непонимание  со стороны Зиновьева, грозившего арестовать   близких им людей; Б) у  композитора Глазунова  не было даже нотной бумаги; В) трагически и нелепо оборвалась  жизнь поэта и путешественника  Николая Гумилева­ летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес  о существовании  офицерского  контрреволюционного  заговора, от участия  в котором  категорически  отказался. Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы  многие  ученые  из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных­ ректор  Московского  университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского  университета  профессор Карсавин (философ), группа математиков  во главе с деканом   математического факультета МГУ  Стратоновым, экономисты­ профессора Зворыкин,  Лодыженский, Прокопович, историки­ Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог  Сорокин, известные философы идеалистического направления­ Бердяев, Франк, Ильин,  Трубецкой.  Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения  политической   целесообразности . высылка  группы интеллигенции  представлялась  необъяснимой. За  высылаемыми  профессорами и философами  не стояло никаких политических партий. Не  были они и лидерами  какого­либо движения.  О трагической судьбе  русской интеллигенции  за границей  рассказал М.Булгаков в  пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только  отдельных людей, но 9 и всей страны. В эмиграции работали  ученые с мировым именем: микробиолог  С.Н.Виноградский, выдающийся геолог  Н.И.Андрусов, почвовед  В.К.Агафонов, химики   В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей  телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину  великие композиторы XX в.­ С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский,  художники­ К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты­ И.Бунин,  В.Набоков, Д.Мережковский и др. Их жизнь складывалась по­разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие  балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал  Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину. Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье». Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 10 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков  заявил на IV съезде Советов  СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях  роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы  на вопросы: 1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков? 2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в  Европе? 11

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Культурное пространство советского общества в 1920-е гг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019