Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс
Оценка 4.7

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
12.10.2018
Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс
Данная разработка урока позволяет спланировать урок в зависимости от подготовленности учащихся, отбора материала. Материал урока дает много возможностей для воспитания гражданско-патриотического чувства у учеников. Разработка данного урока позволяет: 1. Обобщить знания учеников по истории Отечественной войны 1812 года. 2. Определить характер войны и главную причину победы. 3. Рассмотреть и обратить внимание школьников на важнейших событиях и проблемах Отечественной войны 1812 года, определить их роль и значение. 4. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев. 5. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа.
Открытый урок на конкурс.docx
Тема урока: « Отечественная война 1812 года». Цель  урока  Обобщить факты доблестной борьбы народа  России  в  годы  Отечественной  войны  1812  года;воспитывать чувство патриотизма , национальной  гордости  и  уважения   к боевому прошлому Родины. Задачи  урока Образовательные: 1. 2. 3. Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года. Определить характер войны и главную причину победы. Рассмотреть  и   акцентировать  внимание  школьников   на важнейших событиях  и проблемах    Отечественной войны 1812 года, определить их значение. 4. 5. Показать народно­освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом,  героизм русского солдата и талант русских полководцев. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа. Выделить положительные и  отрицательные последствия наполеоновских войн  и   проследить изменение роли России в  международных отношениях. Развивающие: 1.Развивать  у учащихся умение работать  с текстом учебника,  схемами , таблицами  ,историческими  источниками  ,компьютером.  2. Правильно формулировать свои мысли; готовить сообщения с привлечением нескольких источников 3.Составлять хронологический и синхронический конспекты Воспитывающие:  1.Воспитывать чувства патриотизма   и   гордости за народ  нашего  Отечества. 2.Формировать  чувства самоотверженности  и   самопожертвования. 3.Прививать чувство ответственности за свои поступки и дела 4.Способствовать  формированию  чувства  неприязни к войне, как способу решения  международных    проблем. Оборудование:   карта «Отечественная война 1812 года» карты и схемы учебника (В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”),  хрестоматия по истории России XIX века ; словари, справочники Портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая­де­Толли, А.П.Тормасова,  героев войны «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»  2001 (2СD) – (БЭКМ, пятое издание)    Ход урока 1этап: вводно­мотивационный. Здравствуйте ребята, предлагаю вам сегодня совершить путешествие по нашей Родине.  Вслушайтесь в слово «Родина». Что оно скажет вам? Родина – это земля, роднее которой нет и  быть не может, это земля моей семьи, моих родных, которые из поколения  в поколение с  любовью  и самоотвержением трудились и сражались за ее свободу, так как любили Россию.  Что  значит любить Родину? Любить – это значит знать ее прошлое, жить ее настоящим,  болеть о ее будущем, служить ей не за страх, а за совесть, это и определяет человека как  личность. Под музыку, читается стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Скажи – ка дядя, ведь недаром, Москва спаленная пожаром, Французу отдана? Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?  Определение темы урока /предложения  учащихся /. Почему эта тема сегодня актуальна? Есть события, смысл которых так велик, что каждое новое поколение хочет слышать о нем. И  слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут  свой род. Такое событие мы сейчас  с вами будем вспоминать. Проблемный вопрос на доске:  почему столкновение Франции и России было неизбежным?  Учитель:­ Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.  Нарушение Россией континентальной блокады с Англией. Агрессивная внешняя политика Франции. Стремление Наполеона к мировому господству. . « Я буду господином мира», говорил он, « … остается одна Россия, но я раздавлю ее».  ( Как будто Россия какая –то букашка). 2. С каким чувством Наполеон вступал в войну с Россией? Он мечтал о мировом господстве  Почему у него была уверенность в победе? Он уже завоевал всю Европу, у него была самая  многочисленна армия, «Двенадцати языков» 4. Постановка учебной задачи по исходному противоречию. ­Что вас поражает в этой ситуации? Исходное противоречие Выдвижение учебной задачи учашимися: почему поход в Россию для Наполеона оказался  трагическими? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить  причины, нарушившие их. Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский Бог? А.С. Пушкин 2 этап: операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /. 1. Работа с картой Учитель: ­ давайте обратимся к карте и посмотрим, какую реку должны были перейти французские  войска для вторжения в Россию? (Неман) Запись на доске и в тетради: 12(24) июня 1812 г.­ армия , 640 тысяч  вторглась на территорию России.  Работа с картой. Учитель: ­посмотрите на карте расположение русских армий и их численность на кануне войны.  Соотношение сил. Франция ­640 000 человек , Россия ­220­240 000 человек Учитель:­ обратите внимание, что русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга  группы под командование генералов М.Б. Барклая­де­Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова.  Численностью 220 ­240 тысяч человек. Учитель:­ Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять  Наполеон? (французский император рассчитывал разбить русские армии по одиночке. Захватить  Москву и добиться от Александра подписания мирного договора. Наполеон: «если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму  Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву­ я поражу ее в самое сердце».) Учитель:­ какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о троекратном численном  превосходстве армии Наполеона?( армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось  отступать.) Александр 1 назначает  Главнокомандующим  Барклай – де – Толли. Краткая характеристика.  ( Сообщение ученика) На  ваш взгляд правильную тактику он предпримет, учитывая численное  превосходство французов? Какие действия  предпринимает  Александр 1 ? Как народ отнесется к началу войны? ( Фрагмент  видео) Почему Отечественная война?  Этот рескрипт узаконил партизанскую войну. Но  крестьяне и без рескрипта покидали свои жилища,  уходили в леса, переделывали косы в боевое оружие.   Война с первых дней носила всенародный  характер. В городах формировались ополчения, собирались средства для нужд армии. Крестьяне  помогали армии продовольствием, боролись с диверсантами и шпионами.). Учитель. Посмотрите по карте  в каком городе Русские войска соединились и был дан бой французам?  3 августа 1812 года – Армия Барклая  де Толли и Багратиона соединились под Смоленском.  4­ 6 августа 1812 года – сражение под Смоленском. В этой  битве (см. карту) русские войска не  позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай, считая, что силы по­ прежнему не равны, отдал приказ отступать. От Смоленска остались лишь руины. Ни  продовольствия, ни фуража французам не досталось.  Какое настроение будет в  русской армии? Кем они недовольны?  На ваш взгляд правильная тактика  была у Барклая? Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая­де­Толли, объясните свою точку  зрения. Отступление вызвало недовольство в армии, виновником был объявлен Барклай, пошли  слухи об измене. Стал вопрос о назначении нового командующего.  Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при  дворе. Александр1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в  армию Кутузов настроение солдат сразу сменилось, они говорили «Пришел Кутузов бить  французов». Запись на доске и в тетради:       8  августа 1812 г.­ М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим  русской армии.      Сообщение учащегося.  Кто такой  М.И. Кутузов. «Биография М.И.Кутузова»  Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно  правильной для сохранения боеспособности армии.    Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с  армией Наполеона.                     Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»: Мы долго молча отступали Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют , что ли, командиры? Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» Вступив в командование армией объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верны, и  отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от столице, неподалеку от села Бородина, он решил  дать генеральное сражение Наполеону.  Что вы можете сказать о соотношении сил перед Бородинской битвой? Французы 136 тыс., русские 120 тыс. Где остальные силы французов? Часть погибла, остальная часть оставалась в занятых городах,  так как там действовали партизаны. 26 августа 1812 г. Бородинское сражение. Вот как о нем пишет М.Ю. Лермонтов. Вам не видать таких сражений ! Носились знамена как тени, В дыму огонь блестел, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел Изведал враг в тот день не мало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Земля тряслась как наши груди Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой…  Крупнейшее, генеральное сражение войны. Кто герои этого сражения, в чем его историческое   значение?  Фрагмент видеоролика.  Итак, кто они герои Бородино? Багратион, генерал Тучков,  Кутайсов , батарея Раевского. Итоги битвы. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ: «Из донесения М.И.Кутузова Александру1 о сражении при Бородино» ознакомьтесь с ним и при  чтении обратите внимание на потери армий. фактически сражения не принесло победы ни одной  стороне ­Каковы были потери с обеих сторон? . Французы потеряли 60 тыс, русские 44 тыс ­Почему Кутузов считал, что это сражение будет вечным памятником мужества?   Наполеон объявил о своей победе, а Кутузов в донесении писал, что «батареи переходили из рук в руки  и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами» В Петербурге это восприняли как победа.   На самом деле эта битва не выявила победителя.  Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под  Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали  право быть непобедимыми». Письма женам командующих Кутузова и Наполеона. 10) Дисскусия Признал ли себя Кутузов или Наполеон побежденным по итогам Бородинского сражения? Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского  сражения. 11) Вывод Какое значение имело это сражение? (Армия Кутузова сохранена, дух армии  Наполеона сломлен.) 12) Сообщен учителя 1 сентября в крестьянской избе в  Филях, состоялся военный совет. Какова была главная цель военного  совета в Филях? Учебник, стр. 147 на котором решалась судьба Москвы. Работа с учебником. Что предлагали генералы? На чьей вы стороне? Решение Кутузова Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь  армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие  генералы. (Слайд 18)  Кутузов сказал: « Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем,  Отечеством, армией». Проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает  интересы других людей, поэтому принимая решение, надо рассмотреть, осмыслить вопрос со  всех сторон. Главное, что выбор предполагает личную ответственность за принятое решение. 14) Подведение итогов Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако  это не принесло Наполеону победы в войне. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии  оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан. (Слайд 19) 16) Сообщен учащихся Слайд 8 (партизаны) Вокруг Москвы  развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды  нападали на отдельные части французско армии, за месяц пребывания в столице наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и  непобедимая превращалась в шайу грабителей и разбойников. Нельзя оставить без внимания еще тот факт, что после Бородинского сражения появились партизанские отряды. Первый отряд возглавил Денис Давыдов. Партизанские отряды нанесли большой урон армии Наполеона (30 тыс. чел.), известными партизанами были Герасим Курин, Александр Фигнер,  Василиса Кожина.   ­­Как такие действия партизан  отразилось на французской армии?  Наполеон  трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил. Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как  это бывало во  многих городах Европы, но напрасно… почему Наполеон столь настойчиво предлагал мирные  переговоры? Почему Александр отказался?(  Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. В преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6  октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно  русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили  Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. (карта) (Слайд  20,21,22) Учитель:­ что ожидало Наполеона на смоленской дороге?( это путь, по которому армия Наполеона  пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.) Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.  Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли  Неман, откуда начинали свой поход. Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя  и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р. Березину  Наполеон потерял еще 30тыс воинов. (Слайд 23) В конце декабря 1812 генерал ­ фельдмаршал Кутузов докладывал царю: Война окончилась за полным  истреблением неприятеля”. Но 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и  окончании войны. 18) Вывод.Давайте вернемся к учебной задаче: « Почему «Великая  армия» Наполеона проиграла?  И к эпиграфу урока, кто же нам помог в этой войне? Вывод к учебной задаче: патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и  других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.  М.Ю. Лермонтов дал ответ: « Да, были люди в наше время…» 3 этап: контроль и коррекция.Какие памятники архитектуры посвящены победе русского народа в  войне 1812 года? 2. Рефлексия деятельности на уроке.3. Завершение урока под звучание песни «Москва» в  исполнении Олега Газманова. Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста. В завершении нашего урока я вам предлагаю попробовать  Бородинский хлеб, хлеб победы русского  духа. Будьте и вы всегда победителями.

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс

Разработка открытого урока по истории на тему "Отечественная война 1812 года" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018