Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
22.01.2019
Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"
Методическая разработка урока истории России в 10 классе "Первые революционные преобразования большевиков" разработана согласно требованиям ФГОС. Данная методическая разработка разработка урока включает в себя тестовое задание (проверка домашнего задания), работа с таблицами, а также самостоятельная работа с историческим документом, текстом параграфа.
ИР 10 КЛ У 3.docx
ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС. ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: После этого занятия учащиеся смогут:  Объяснять понятия «декрет», «аннексия», «контрибуция», «диктатура  пролетариата», «Конституция», «федеративное государство», «декрет»,  «сепаратный мир», «экспроприация»;  Давать  описание исторических событий на основе текста;  Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших  исторических событий;  Характеризовать и анализировать  содержание первых  декретов Советской власти;  Объяснять причины  изменения позиции партии большевиков  в отношении  Учредительного собрания;  Выявить общность  и различия  сравниваемых исторических  событий и явлений;  Работать в группе, выступать публично;  Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории  России; Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.  ТИП УРОКА: урок­исследование. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. ХОД УРОКА. Тест. Февральская и Октябрьская революции. А 1. Что было результатом Февральской революции? 1) Введение в стране  гражданских прав и свобод 2) Вывод Росси из войны 3) Установление ограниченной монархии 4) Национализация помещичьих земель А 2. Какое событие произошло позднее других? 1) Отречение Николая II 2) Создание Временного правительства 3) Выступление генерала Корнилова 4) Апрельский кризис Временного правительства А 3. Какая партия стала правящей после  Февральской революции? 1) Эсеров            2) кадетов           3) большевиков           4) черносотенцев А 4. Что было причиной Октябрьской революции? 1) Убийство Г.Распутина 2) Ухудшение военного и экономического положения в стране 3) Создание коалиционного правительства 4) Разгон II Государственной Думы А 5. Как называется документ, о котором говорится в цитате: («Апрельские тезисы») Я … сравниваю его тезисы с речами  ненормальных героев… великих художников… и в некотором роде наслаждаюсь ими. И думается мне, что тезисы эти написаны как раз при  той обстановке, при которой набросал одну из своих страниц Авксентий  Иванович  1 Поприщин.  Обстановка эта характеризуется  следующей пометкой: «Числа не помню.  Месяца тоже не было. Было черт знает что такое». Мы видим, что именно при такой обстановке, т.е. при полном  отвлечении от  обстоятельств времени и места, написаны они Лениным. III. Мотивационно­целевой этап. Официальная советская историография  традиционно выделяет несколько периодов в  послеоктябрьском развитии страны:  «первые социалистические преобразования», «выход  страны из империалистической войны», « Гражданская война и иностранная интервенция»,  «политика военного коммунизма». При этом события трактовались  достаточно упрощенно и прямолинейно. Думается, что послеоктябрьский период не так однозначен и прост. Все  обозначенные периоды взаимосвязаны между собой , очень важно это понимать при   рассмотрении данных вопросов.  Большевики захватили власть, и  теперь им необходимо было решать насущные  проблемы, которых было очень много. Они встали перед альтернативой: либо проводить  политику , которая не отвечает  непосредственным интересам, а отвечает требованиям  уровня социально­экономического развития страны, либо делать «коммунистические   эксперименты и прыжки». Наша задача­ исследовать  первоначальный этап  деятельности  большевиков и дать им свою оценку. Тема урока « Первые революционные преобразования большевиков» ПЛАН УРОКА. 1. Первые декреты Советской власти.  2. Учредительное собрание. 3. Организация власти Советов. 4. 5. Брестский мир. 6. Первая Конституция России 1918 г.  Создание новой армии и спецслужб. IV. Введение в новый материал. Одним из мифов советской исторической науки стало утверждение  о том, что  большевики пришли к власти, имея продуманную, хорошо разработанную программу  преобразования российского общества, которую сразу же принялись претворять в жизнь.  Но «классово враждебные элементы и международный империализм», развязав  Гражданскую войну, интервенцию, вынудили советскую власть изменить свои  первоначальные замыслы на  чрезвычайную политику , которая не планировалась Лениным  и его товарищами по партии. Исследую политику партии большевиков в первые месяцы после октябрьских событий,  попробуем согласиться или опровергнуть  доводы советской историографии. V. Работа по теме урока. 1. Первые декреты Советской власти.  Задание. Прочитайте п.1  и назовите первые декреты, постановления Советской  власти , укажите их основные задачи. 2 Декрет о мире   Всем   воюющим   странам начать   переговоры   о справедливом и демократическом мире. Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего   мира   без аннексий и контрибуций. Декрет о земле       помещичьей Отмена собственности на землю. частной Отмена собственности   на   землю (национализация   земли).вся   инвентарем земля   с передавалась в исключительное пользование   государства или общин.  Земля   распределялась   по едокам     и   количеству трудоспособных  в семье. Декрет в целом совпадал с эсеровской программой       Совет   Нарком   Декрет о власти  Сформировано правительство народных СНК­   Председатель­ комиссаров. по В.И.Ленин. делам­ иностранным Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения­   А.В.Луначарский. Нарком делам национальностей­ И.В.Сталин.  Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров. по         2. Учредительное собрание. Задание. Прочитайте п.2 § и  проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о  причинах поражения  большевиков в этих выборах. Политические партии  Было подано голосов Эсеры  Меньшевики  Народные социалисты  Большевики  Кадеты  29 900 000 668 064 312 000 9 023 963 1 856 039 Меньшевики и эсеры надеялись на то, что на учредительном собрании удастся  перехватить власть у большевиков. Большевики изменили свое отношение к собранию. 5  января­ расстрел митинга. 6­7 января­ роспуск собрания. Последствия роспуска Учредительного собрания: 1) Утрачены надежды на мирный путь устранения большевиков от власти 2) Сделал вывод о необходимости вооруженной борьбы с большевиками 3. Организация власти Советов. Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени­ дома)\  Создание новой армии и спецслужб. 4. Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени­ дома) 5. Брестский мир. Одним из самых сложных вопросов российской действительности был вопрос о войне.  Советские историки неизменно утверждали, что Декрет о мире заложил  основы   последующей внешней политики СССР, якобы носившей исключительно миролюбивый  характер, что он стал выражением « ленинским принципом  мирного сосуществования   государств с различным государственным строем» 3 Задание.  Работая с п. § , дополнительный материалом, ответьте на вопросы: Подготовка перемирия. Принятый на II Всероссийском съезде  советов Декрет о мире был опубликован 26  октября  (9 ноября) в газетах «Правде» и «Известиях ЦИК». Однако  правительства   воюющих стран оставили его без внимания. Декрет свидетельствовал о готовности России выйти из войны, что было выгодно  Германии, которая могла, заключив мир с нашей страной, сосредоточить  все свои силы на  Западном фронте, и невыгодно странам Антанты, терявшим важного союзника. Намерение  большевистского правительства  опубликовать тайны договоры  также устраивало  Германию, поскольку секретные соглашения Россия, естественно, заключала с союзниками. т.е. с Антантой. 7 (20) ноября  Ленин по телефону  потребовал от главковерха  Н.Н.Духонина сделать  австро­германскому командованию формальное предложение о перемирии. Духонин (он  объявил себя  верховным главнокомандующим 1 (14) ноября ввиду безвестного отсутствия  А.Ф.Керенского) считал власть большевиков узурпаторской , и, отвергая сепаратные  переговоры, ответил отказом. 9 (22) ноября  приказом Совнаркома генерал был смещен со  своего поста. Новым главнокомандующим  был назначен прапорщик  Н.В.Крыленко,  профессиональный революционер, большевик с 1904 г, член Петроградского ВРК. 20 ноября (3 декабря) Крыленко во главе нескольких эшелонов  прибыл в Могилёв.  Ставка капитулировала без боя. Генерал Духонин отказался от продолжения борьбы.  Он  говорил: «Я имею тысячи возможностей скрыться. Но я этого не сделаю. Я знаю, что меня  арестует Крыленко, а может быть, меня даже расстреляют. Но это смерть солдатская». На  следующий день  толпа разъяренных матросов и солдат ворвалась в штабной  вагон и  буквально растерзала генерала. Тогда и появилось в лексиконе революционной России   циничное выражение: отправить в штаб Духонина. 9 (22) ноября  1917 г советское правительство официально передало иностранным  послам  предложение о заключении  мира без аннексий и контрибуций. Послы союзных  государств на советскую ноту не ответили. В тот же день Ленин и Крыленко по радио предложили  всем воюющим частям  прекратить военные действия  и выбрать уполномоченных для ведения  с противником  переговоров о перемирии. Это привело к окончательному развалу  старой русской армии.   К 16 (29) ноября  20 из находившихся на фронте  125 дивизий  заключили с противником   соглашения о перемирии, а фактически прекращения огня  придерживалась  большая часть  войск. 14(27) ноября германское командование  дало согласие на участие  в мирных  переговорах. Днем позже  советское правительство объявило, что вступит в переговоры в  том случае, если союзники по Антанте  не примут в них участия. Это означало их  готовность  к подписанию сепаратного мира. По предложению германской стороны  переговоры велись в Брест­Литовске, где  находилась ставка  главнокомандующего  немецким Восточным фронтом. Советская   4 делегация прибыла  20 ноября (3 декабря) . В ее состав входили три большевика и два  левых эсера. Руководителем делегации был А.А.Иоффе, бывший меньшевик. Советские представители предложили заключить мир без аннексий и контрибуций.  Германские дипломаты заявили, что согласятся на это лишь в том случае, если от аннексий откажутся все страны Антанты. Тем самым они фактически отвергли  советские  предложения , поскольку было очевидно, что Англия и Франция  никогда не согласятся  оставить Германии Эльзас и Лотарингию. Советская делегация добивалась  всеобщего перемирия  и запрета на переброску войск  с фронта на фронт. Это избавило бы большевистскую власть от упреков в предательстве  союзников. Но немцы соглашались заключить перемирие только на Восточном фронте, так  как западные державы не собирались отказываться от военных действий , а на  одностороннее прекращение огня  на Западном фронте Германия, естественно, пойти не  могла. Не устраивал германских дипломатов и отказ от переброски войск в Восточного  фронта на Западный. Дело в том, что сразу после взятия большевиками германский  Генеральный штаб приступил к разработке плана наступления во Франции весной 1918 г­ в  расчете на скорое высвобождение войск с Восточного фронта. Тем не менее в этом вопросе немцы уступили. Зато они сочли слишком длительным предложенный советской стороной срок  перемирия­ 6 месяцев. Если большевики рассчитывали максимально затянуть перемирие,  надеясь на мировую революцию, то их партнеры стремились как можно скорее подписать  сепаратный мир. В результате перемирие было заключено с 4 (17) декабря 1917 г по 1(14)  января 1918 г. ­ Почему вопрос о мире считался  одним из самых  сложных вопросов? ­ Объясните истинную причину  большевистского предложения мира. Запись в тетради. Последствия Брестского мира: 1) Экономический кризис; 2) Территориальные, людские потери; 3) Моральные потери. 6. Первая Конституция России 1918 г.  В июле 1918 г. состоялся V съезд Советов. На нем была принята  первая российская  Конституция. В стране устанавливалась диктатура  в форме советской власти.  ­ Как вы считаете, какие цели преследовала диктатура? Цели установления диктатуры: 1) Подавление буржуазии; 2) Уничтожение буржуазии 3) Построение социализма. ­ Какая форма государственности устанавливалась?  (РСФСР­ федеративное  государство) Запись в тетради. По Конституции 1918 г: 5 РСФСР­ федеративное государство; Высший орган власти­ Всероссийский съезд Советов. ВЦИК­ в перерывах. СНК­ орган управления По Конституции 1918 г устанавливались следующие права и обязанности: ­ все обязаны трудиться; ­ охрана завоеваний   соцреволюции; ­ защита социалистического Отечества; ­ избирательных прав были лишены: эксплуататоры, священники, жандармы. VI. Подведение итогов урока. VII. Домашнее задание. Выучить параграф, ответить на вопросы. 6 ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС. Февральская и Октябрьская революции. А 1. Что было результатом Февральской революции? 1) Введение в стране  гражданских прав и свобод 2) Вывод Росси из войны 3) Установление ограниченной монархии 4) Национализация помещичьих земель А 2. Какое событие произошло позднее других? 1) Отречение Николая II 2) Создание Временного правительства 3) Выступление генерала Корнилова 4) Апрельский кризис Временного правительства А 3. Какая партия стала правящей после  Февральской революции? 1) Эсеров            2) кадетов           3) большевиков           4) черносотенцев А 4. Что было причиной Октябрьской революции? 1) Убийство Г.Распутина 2) Ухудшение военного и экономического положения в стране 3) Создание коалиционного правительства 4) Разгон II Государственной Думы А 5. Как называется документ, о котором говорится в цитате: Я … сравниваю его тезисы с речами  ненормальных героев… великих художников… и в некотором роде наслаждаюсь ими. И думается мне, что тезисы эти написаны как раз при  той обстановке, при которой набросал одну из своих страниц Авксентий  Иванович  Поприщин.  Обстановка эта характеризуется  следующей пометкой: «Числа не помню.  Месяца тоже не было. Было черт знает что такое». Мы видим, что именно при такой обстановке, т.е. при полном  отвлечении от  обстоятельств времени и места, написаны они Лениным.   7 ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ. Задание. Прочитайте п.2 § и  проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о  причинах поражения  большевиков в этих выборах. Политические партии  Эсеры  Меньшевики  Народные социалисты  Большевики  Кадеты  Было подано голосов 29 900 000 668 064 312 000 9 023 963 1 856 039 Задание.  Работая с п. § , дополнительный материалом, ответьте на вопросы: Подготовка перемирия. Принятый на II Всероссийском съезде  советов Декрет о мире был опубликован 26  октября  (9 ноября) в газетах «Правде» и «Известиях ЦИК». Однако  правительства   воюющих стран оставили его без внимания. Декрет свидетельствовал о готовности России выйти из войны, что было выгодно  Германии, которая могла, заключив мир с нашей страной, сосредоточить  все свои силы на  Западном фронте, и невыгодно странам Антанты, терявшим важного союзника. Намерение  большевистского правительства  опубликовать тайны договоры  также устраивало  Германию, поскольку секретные соглашения Россия, естественно, заключала с союзниками. т.е. с Антантой. 7 (20) ноября  Ленин по телефону  потребовал от главковерха  Н.Н.Духонина сделать  австро­германскому командованию формальное предложение о перемирии. Духонин (он  объявил себя  верховным главнокомандующим 1 (14) ноября ввиду безвестного отсутствия  А.Ф.Керенского) считал власть большевиков узурпаторской , и, отвергая сепаратные  переговоры, ответил отказом. 9 (22) ноября  приказом Совнаркома генерал был смещен со  своего поста. Новым главнокомандующим  был назначен прапорщик  Н.В.Крыленко,  профессиональный революционер, большевик с 1904 г, член Петроградского ВРК. 20 ноября (3 декабря) Крыленко во главе нескольких эшелонов  прибыл в Могилёв.  Ставка капитулировала без боя. Генерал Духонин отказался от продолжения борьбы.  Он  говорил: «Я имею тысячи возможностей скрыться. Но я этого не сделаю. Я знаю, что меня  арестует Крыленко, а может быть, меня даже расстреляют. Но это смерть солдатская». На  следующий день  толпа разъяренных матросов и солдат ворвалась в штабной  вагон и  8 буквально растерзала генерала. Тогда и появилось в лексиконе революционной России   циничное выражение: отправить в штаб Духонина. 9 (22) ноября  1917 г советское правительство официально передало иностранным  послам  предложение о заключении  мира без аннексий и контрибуций. Послы союзных  государств на советскую ноту не ответили. В тот же день Ленин и Крыленко по радио предложили  всем воюющим частям  прекратить военные действия  и выбрать уполномоченных для ведения  с противником  переговоров о перемирии. Это привело к окончательному развалу  старой русской армии.   К 16 (29) ноября  20 из находившихся на фронте  125 дивизий  заключили с противником   соглашения о перемирии, а фактически прекращения огня  придерживалась  большая часть  войск. 14(27) ноября германское командование  дало согласие на участие  в мирных  переговорах. Днем позже  советское правительство объявило, что вступит в переговоры в  том случае, если союзники по Антанте  не примут в них участия. Это означало их  готовность  к подписанию сепаратного мира. По предложению германской стороны  переговоры велись в Брест­Литовске, где  находилась ставка  главнокомандующего  немецким Восточным фронтом. Советская   делегация прибыла  20 ноября (3 декабря) . В ее состав входили три большевика и два  левых эсера. Руководителем делегации был А.А.Иоффе, бывший меньшевик. Советские представители предложили заключить мир без аннексий и контрибуций.  Германские дипломаты заявили, что согласятся на это лишь в том случае, если от аннексий откажутся все страны Антанты. Тем самым они фактически отвергли  советские  предложения , поскольку было очевидно, что Англия и Франция  никогда не согласятся  оставить Германии Эльзас и Лотарингию. Советская делегация добивалась  всеобщего перемирия  и запрета на переброску войск  с фронта на фронт. Это избавило бы большевистскую власть от упреков в предательстве  союзников. Но немцы соглашались заключить перемирие только на Восточном фронте, так  как западные державы не собирались отказываться от военных действий , а на  одностороннее прекращение огня  на Западном фронте Германия, естественно, пойти не  могла. Не устраивал германских дипломатов и отказ от переброски войск в Восточного  фронта на Западный. Дело в том, что сразу после взятия большевиками германский  Генеральный штаб приступил к разработке плана наступления во Франции весной 1918 г­ в  расчете на скорое высвобождение войск с Восточного фронта. Тем не менее в этом вопросе немцы уступили. Зато они сочли слишком длительным предложенный советской стороной срок  перемирия­ 6 месяцев. Если большевики рассчитывали максимально затянуть перемирие,  надеясь на мировую революцию, то их партнеры стремились как можно скорее подписать  сепаратный мир. В результате перемирие было заключено с 4 (17) декабря 1917 г по 1(14)  января 1918 г. 9 Декрет о мире   Всем   воюющим   странам начать   переговоры   о справедливом и демократическом мире. Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего   мира   без аннексий и контрибуций. Декрет о мире   Всем   воюющим   странам начать   переговоры   о справедливом и демократическом мире. Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего   мира   без аннексий и контрибуций.     Совет   Нарком   Декрет о власти  Сформировано правительство народных СНК­   Председатель­ комиссаров. по В.И.Ленин. делам­ иностранным Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения­   А.В.Луначарский. Нарком делам национальностей­ И.В.Сталин.  Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров. по             Совет   Нарком   Декрет о власти  Сформировано правительство народных СНК­   Председатель­ комиссаров. по В.И.Ленин. делам­ иностранным Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения­   А.В.Луначарский. Нарком делам национальностей­ И.В.Сталин.  Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров. по         Декрет о земле       помещичьей Отмена собственности на землю. Отмена частной собственности   на   землю (национализация   земли).вся   инвентарем земля   с передавалась в исключительное пользование   государства или общин.  Земля   распределялась   по едокам     и   количеству трудоспособных  в семье. Декрет в целом совпадал с эсеровской программой   Декрет о земле       помещичьей Отмена собственности на землю. Отмена частной собственности   на   землю (национализация   земли).вся   инвентарем земля   с передавалась в исключительное пользование   государства или общин.  Земля   распределялась   по едокам     и   количеству трудоспособных  в семье. Декрет в целом совпадал с эсеровской программой   Декрет о мире Декрет о земле Декрет о власти  Всем   воюющим   странам Отмена   помещичьей Сформировано правительство 10 Совет   Нарком   народных СНК­   Председатель­ комиссаров. по В.И.Ленин. делам­ иностранным Нарком Л.Д.Троцкий. просвещения­   А.В.Луначарский. Нарком делам национальностей­ И.В.Сталин.  Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров. по     начать   переговоры   о справедливом и демократическом мире. Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего   мира   без аннексий и контрибуций.       собственности на землю. Отмена частной собственности   на   землю (национализация   земли).вся с земля     инвентарем передавалась в исключительное пользование   государства или общин.  Земля   распределялась   по едокам     и   количеству трудоспособных  в семье. Декрет в целом совпадал с эсеровской программой 11

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"

Методическая разработка урока истории 10 класс "Первые революционные преобразования большевиков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019