Контрольная работа по теме: "Смутное время" (история 10 класс)
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
история
10 кл
30.04.2019
Контрольная работа по теме "Смутное время" по истории 10 класс. Контрольная работа расчитана на проверку знаний обучающихся одного из трагических периодов в истории России, состоит из 7 вопросов разного характера. В рработе использованы вопросы, предполагающие выбор правильного ответа из предложенных вариантов, а так же задания и вопросы, предполагающие работу с текстом.
Контрольная работа по истории России 10 класс Смута.docx
Контрольная работа по истории России 10 класс
1. Первое десятилетие XVII в. Вошло в историю
России как время Смуты. Объясните (привести не менее
трех объяснений), какие события дали основание
историкам охарактеризовать этот период отечественной
истории подобным образом.
2. Какие три из перечисленных положений относятся
к причинам Смуты? Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Недовольство крестьян введением рекрутской
повинности
2) Пресечение династии Рюриковичей
3) Введение правила Юрьева дня
4) Реформы Избранной рады
5) Последствия разорения страны в период опричнины
6) Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть
среди знатных боярских фамилий
3. Начало XVII в. вошло в историю России под название
Смутного времени. Об этом драматическом периоде в
жизни страны рассказывают документы, летописи,
записки иностранцев и путешественников. Героически и
трагически события Смутного времени нашли
отражение в разных видах искусства.
Выберите в приведенном ниже списке три памятника
культуры, связанные с историей Смуты.
1) Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
2) Поэма А.С. Пушкина «Полтава»
3) Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»
4) Произведение «Задонщина»
5) Книга «Апостол»
6) Картина художника М.Скотти «Минин и Пожарский»
Выберите в приведенном ниже списке три
памятника культуры, связанные с историей Смуты.
4. В 1598 г. Земским собором был избран на царство
Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как
талантливый государственный деятель. Он задумал
целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие
России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось
легко склонить на свою сторону широкие слои населения?
Чем можно объяснить его успех в борьбе за власть?
Назовите не менее трех причин.
5. Из исторического источника.
«На рубеже XVI и XVII столетий в России разыгралась
историческая драма, которая вошла в историю под названием
Смута.
Столь небольшой по протяженности период российской
истории вместил в себя громадное количество событий, которых
другому государству хватило бы на несколько эпох:
ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на
московском троне; самозванцы, сидящие на престоле или
претендующие на него; иностранные претенденты на царский
венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших
социальных выступлений крестьян, казаков,
инородцев,
посадского населения, в которых в ряде случаев участвовало и
дворянство.
голод,
Неурожаи,
Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов
и поляков.
которыми
сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в ее
обострении. От этапа к этапу события Смутного времени вели к
распаду российской государственности, нарастала угроза
утраты страной национальной независимости.
эпидемии,
Чувство патриотизма,
отождествлявшее Родину с
государством и зародившееся в годы Смуты, объединило все
слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную
государственности».
независимость
и
восстановление
1) Укажите годы Смутного времени. Назовите
государства, принявшие участие в открытой интервенции
против Российского государства в годы Смуты.
2) Каковы основные причины Смуты? Укажите не
менее трех причин.
3) Кто из правителей занимал царский престол в
период Смутного времени? Начало какой династии было
положено в 1613г.? Укажите всего не менее трех
положений.
6. Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Этот деятель не стал общенациональным лидером. Его умения
хватило на организацию придворного заговора против Лжедмитрия, но
не на управление государством,
раздираемым социальными
противоречиями. Избрание его означало отчасти торжество знати,
стремившейся самостоятельно управлять государством. Однако
обманутые в своих ожиданиях, но уже всколыхнувшиеся народные
массы, использованные боярством для борьбы за власть, вскоре
обратились против него самого. Он сразу уступил притязаниям
выдвинувшей его группировки и дал согласие на ограничение царской
власти со стороны боярства. Из мероприятий правительства его можно
выделить указ, который увеличил срок розыска беглых крестьян до 15
лет. Побег крепостного рассматривался теперь как уголовное
преступление».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в
приведенном ниже списке три верных суждения. Запишите
цифры под которыми они указаны.
1) Упомянутый в тексте деятель Василий Шуйский.
2) Названное в тексте ограничение царской власти – это
крестоцеловальная запись монарха, данная им при вступлении
на престол.
3) События, описанные в документе, связаны со Смутой
XVII в.
4) Упомянутый в тексте монарх сменил на престоле
Лжедмитрия II.
5) В тексте речь идет о Борисе Годунове.
6) Социальный конфликт, о котором идет речь,
крестьянскоказацкое восстание Степана Разина.
7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.
Карамзина и укажите, как назывался период, о котором
идет речь.
«… Тогда началось бедствие, и вопль голодных встревожил царя.
Не только гумна в селах, но и рынки в столице опустели, и четверть
ржи возвысилась ценою от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел
творить царские житницы в Москве и в других городах; убедил
духовенство и вельмож продавать хлебные запасы свои также низкою
ценой; отворил и казну: в четырех оградах, сделанных близ деревянной
стены московской, лежали кучи серебра для бедных… но голод
свирепствовал; ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый
хлеб, чтобы возвышать цену и торговать им с прибытком
бессовестным».
Контрольная работа по теме: "Смутное время" (история 10 класс)
Контрольная работа по теме: "Смутное время" (история 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.