Методическая разработка урока истории "1944 год. Десять сталинских ударов"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка предназначена для преподавателей истории, работающих по современным инновационным технологиям проведения уроков в целях повышения мотивации к изучению дисциплин истории, краеведения с использованием исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных технологий и кейс-технологии. В методической разработке раскрывается проведение открытого урока «1944 год. Десять сталинских ударов» Методическая разработка составлена преподавателем истории высшей категории ГАПОУ «Еланский аграрный колледж» Иващенко Галиной НиколаевнойУрок истории по теме "Десять сталинских ударов" с использованием кейс-технологии
Иконка файла материала Методическая разработка 10 сталинских ударов.docx
ГАПОУ «Еланский аграрный колледж» Методическая разработка урока истории по теме «1944 год. «Десять сталинских ударов» Автор: Иващенко Галина Николаевна Октябрь 2017г.Методическая разработка предназначена  для преподавателей истории, работающих   по     современным     инновационным     технологиям   проведения уроков   в   целях   повышения   мотивации   к   изучению   дисциплин     истории, краеведения   с   использованием   исследовательских,   проектных, информационно­коммуникативных технологий и  кейс­технологии. В методической разработке раскрывается проведение открытого   урока «1944 год. Десять сталинских ударов» Методическая разработка составлена преподавателем  истории высшей категории   ГАПОУ     «Еланский   аграрный   колледж»     Иващенко   Галиной Николаевной. ОГЛАВЛЕНИЕ  Введение_________________________________________3 Подготовительный этап_____________________________4 План проведения  открытого урока ___________________4 Список литературы_________________________________5 Приложение: 1. Сценарий  открытого урока_____________________  6­13 2. Презентации  «  Десять сталинских ударов», « 1944 год в Великой  Отечественной войне». 3. Фото отчёт о проведении  открытого урока________14­16 ВВЕДЕНИЕВ России в рамках перехода образовательных организаций   на ФГОС третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов не только     профессиональных   компетенций,   но   и   высших   человеческих   и гражданских   качеств.   Реализация   данного   подхода   обеспечит   будущему специалисту   возможность   для   понимания   своей     жизненной   позиции   и воспитания в себе высших человеческих качеств.             Методическая разработка     урока истории     является актуальной для преподавателей,   работающих   с   активными   инновационными   формами проведения уроков в целях повышения мотивации к изучению  гуманитарного цикла   с   использованием   исследовательских,   проектных   и   информационно­ коммуникативных технологий. Целью   гуманитарного   исследованиями.   урока   является   повышение   мотивации   к   изучению   дисциплин   цикла   и   демонстрации   умений   и   навыков   работы   с Проведение   открытого   урока     требует   использования   современных средств и форм организации занятия,    использования ТСО, документальной исторической литературы.          Дисциплина «История»   тесно переплетается с другими гуманитарными дисциплинами,   поэтому   прослеживаются тесные   интегрированные   связи (краеведение, обществознание, литература, социология).          Цель   написания   данной   методической   разработки:   формирование мотивации   у   студентов,   развитие   их   исследовательской   и   проектной деятельности.        Методическая разработка состоит из основных разделов: ­ подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения  урока;                                                                                                              ­    структура мероприятия, в которой указываются этапы   урока;               ­ методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента урока и его цели;   ­   заключительный   этап   анализирует   результаты   работы   и   подводит   итоги проведенного  открытого урока.Подготовительный этап: 1. разработать сценарий  открытого урока;  2.   провести   поиск   и   исследовательскую   работу   по   разделам истории, которые включают этапы Великой Отечественной войны; 3. подобрать   театрализованные фрагменты для  студентов;  4. рекомендовать обучающимся литературу по теме;  5. обеспечить техническое оснащение  урока;  6. подготовить и распечатать   таблицы,  кейсы по теме; 7. подготовить   оборудование   для   проведения     открытого   урока: «Карту Великой Отечественной войны»,   портреты героев 1944 года; 8. подготовить проект «Десять сталинских ударов». План проведения  открытого урока « 1944 год.  Десять сталинских ударов» Цели: активизация коллективной и индивидуальной  деятельности с кейсами по теме; воспитание  гражданской позиции  к событиям  1944 года. Задачи:  предоставить   историческую   базу     для     работы   с   кейсами;   дать возможность   продемонстрировать   исследовательское   творчество   и интеллектуальные способности к выступлению перед аудиторией; привлечь к участию как можно больше студентов;  поощрить студентов, способствовать повышению самореализации. Участники: обучающиеся гр. № 6 ­ ТО. Форма проведения:    Комбинированный  урок. Материально­техническое   обеспечение:  презентации,   мультимедийный проектор, компьютер, настенная карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг», портреты героев 1944 года.  Урок  состоит из 3­х этапов: 1­  Погружение в историю «  Объяснить понятия, даты» 2­  Представление  этапа 1944 года при работе с кейсами.3 –  Рефлексия.  Рефлексия: фото на память, памятные   эмблемы «10 сталинских ударов» с отзывами об уроке. Дата проведения:  30 октября  2017 года. Используемая литература: 1. Фотодокументы «Великая Отечественная война 1941-1945гг» М., 1985г. 2. Интернет ресурсы: сайт «Подвиги героев ВОВ» План открытого урока Тема: «1944 год. 10 сталинских ударов». Универсальные учебные действия: 1).Предметные: знать  последовательность   10 освободительных ударов  Советской Армии в 1944 году. 2). Метапредметные: анализировать и заполнять таблицу « 10 сталинских  ударов» (познавательные), оценивать сложность освободительных этапов Великой  Отечественной войны  1944 года (регулятивные), уметь работать в группах и излагать своё мнение (коммуникативные). 3). Личностные: осваивать новые социально­исторические роли. Методическая   цель   урока:  использование   современных   образовательных технологий на уроке истории (компьютерной технологии, кейс­технологии). Проблема урока:  Почему   только  к 1944  году  сложилась  ситуация  начала освободительного этапа по изгнанию фашизма с территории СССР. Ресурсы   урока:    фрагмент документального фильма «Операция «Багратион»,  фотодокументы  «1941­1945гг», кейсы 1­10. презентация   «10   сталинских   ударов», Основные   понятия:    операция   «Искра»,   операция   «Багратион»,   Корсунь   ­ Шевченковская операция, Львовско ­ Сандомирская операция. Тип урока: комбинированный урок. Ход урока 1.Организационный момент ­ Перекличка в группе. 2.Погружение в историю:   Объяснить военные термины:  «Барбаросса», страны­сателиты, «Север»­  «Центр»­«Юг», «Тайфун».Сравни: деревня Прохоровка и деревня  Петрищево, генерал  Карбышев и  генерал Власов. Что означают эти цифры: 200,  50, 28, 900. 3. Работа над темой « 1944 год. 10 сталинских ударов» (При анализе кейсов идёт заполнение таблицы «10 сталинских ударов). Анализ кейса №1. Ленинградско ­ Новгородская операция (январь – февраль 1944 года). Анализ кейса №2  Днепровско – Карпатская операция (март – апрель 1944 года). года). Анализ кейса №3 Крымская операция  (апрель – май 1944 года). Анализ кейса №4 Выборгско – Петрозаводская операция  (июнь – август 1944 Анализ   кейса   №5    Операция   «Багратион»   (июнь   –   август   1944   года). Демонстрация фрагмента документального фильма. Анализ кейса №6   Львовско – Сандомирская операция (июль – август 1944 года). Анализ кейса №7  Ясско – Кишинёвская операция  (август 1944 года). Анализ кейса №8 Прибалтийская операция  (сентябрь – ноябрь 1944 года). Анализ кейса №9  Восточно – Карпатская операция (сентябрь 1944 года). Анализ кейса №10  Петсамо – Киркенесская операция (октябрь 1944 года). Выступление студентов с презентацией «1944 год. Герои освободительных операций» Анализ краеведческого материала «Еланские солдаты в 1944 году» 4. Выводы и итоги по теме. 5. Домашнее задание: Работа с таблицей «10 сталинских ударов» 6. Рефлексия. Сценарий открытого урока Объяснить военные термины:  «Барбаросса»  ­ план молниеносного захвата территории Советского Союза фашистской Германией; «страны – сателиты» ­ те страны,   которые   с   1941   года   воевали   на   стороне   Германии   (Румыния,   Болгария,  «Север»­   «Центр»­«Юг»­   три   главных   направления Венгрия,   Финляндия); вторжения   Германии   на   СССР:   на   Ленинград,   на   Москву,   на   Киев;  «Тайфун»­ кодовое название битвы за Москву. Сравни: деревня Прохоровка и деревня Петрищево – под Прохоровкой шло самое мощное  танковое  сражение в 1943 году, а в Петрищево  в 1941 году была казнена фашистами Зоя Космодемьянская; генерал Карбышев и генерал Власов –генерал Карбышев был зверски замучен фашистами в концлагере, а генерал Власов сдался фашистам в плен и готовил план борьбы против Красной Армии. Что означают эти цифры: 200 – двести дней продолжалась Сталинградская  битва;50­ пятьдесят дней шло сражение на Курской дуге; 28­ двадцать восемь героев­ панфиловцев  у разъезда Дубосеково под Москвой в 1941 году остановили 50  фашистских танков; 900­ девятьсот дней продолжалась блокада Ленинграда. Работа над темой « 1944 год. 10 сталинских ударов» (При анализе кейсов идёт заполнение таблицы «10 сталинских ударов). Таблица «10 сталинских ударов» № п/п 1­й  удар    Название удара Ленинградско­Новгородская  операция Результат (итог) Освобождение Ленинградской  области. Днепровско­Карпатская операция Освобождена Правобережная  Украина. Крымская операция Освобождена территория Крымского полуострова. Выборгско­Петрозаводская  операция Освобождена большая часть Карело­ Финской ССР. Операция «Багратион» Освобождены Белоруссия, часть  Литвы.  Львовско­Сандомирская операция  Освобождена Западная Украина. Ясско­Кишинёвская операция Прибалтийская операция Освобождена Молдавия. Отпали  союзницы Германии Румыния и  Болгария. Освобождены Эстонская,  Латвийская и часть Литовской ССР. Восточно­Карпатская операция Освобождена Закарпатская Украина. 2­й  удар 3­й  удар 4­й  удар 5­й  удар 6­й  удар 7­й  удар 8­й  удар 9­й  ударПетсамо­Киркенесская операция Освобождение Карелии. 10­й  удар Алгоритм работы с кейсом 1. Проблема, которую необходимо решить. 2. Методы решения проблемы: время, действия фронтов, армий, примеры героизма солдат. 3. Результаты: выполнена ли проблема, каков итог? Анализ кейса №1.  Ленинградско ­ Новгородская операция (январь –  февраль 1944 года). Проблема: снятие блокады Ленинграда, освобождение  Ленинградской и Новгородской области.  Решение проблемы на основе  ЦАМО.  (Выступление студента). Первым ударом в январе 1944 года стала  стратегическая наступательная операция войск Ленинградского, Волховского и  2­го Прибалтийского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом с целью  разгрома группировки немцев под Ленинградом и Новгородом. Взломав мощную  долговременную оборону врага на 300­км фронте, советские войска разгромили  18­ю и частично 16­ю немецкие армии группы армий «Север» и к 29 февраля  продвинулись на 270 км, полностью ликвидировав блокаду Ленинграда и  освободив Ленинградскую область. В результате успешного осуществления  первого удара были созданы благоприятные условия для освобождения  Прибалтики и разгрома противника в Карелии. По выражению самого Сталина: «Первый удар был нанесен нашими войсками в  январе этого года под Ленинградом и Новгородом, когда Красная Армия  взломала долговременную оборону немцев и отбросила их в Прибалтику.  Результатом этого удара оказалось освобождение Ленинградской области». Анализ кейса №2  Днепровско – Карпатская операция (март – апрель 1944 года).Проблема:  освобождение   Правобережной   Украины.    Решение   проблемы   на основе ЦАМО.  (Выступление студента). Второй удар нанесли войска 1­го, 2­го, 3­го и 4­го  Украинских   фронтов  в феврале—марте  1944   года,  разгромив  немецкие  группы армий   «Юг»   и   «A»   на   реке   Южный   Буг   и   отбросив   их   остатки   за   реку   Днестр.   В результате стратегической внезапности удара советских войск была освобождена вся Правобережная   Украина   и   советские   войска   вышли   на   рубеж   Ковель,   Тернополь, Черновцы,   Бельцы.   Это   создало   условия   для   последующего   удара   в   Белоруссии   и разгрома немецко­румынских войск в Крыму и под Одессой в апреле—мае 1944 года.Анализ кейса №3  Крымская операция   (апрель – май 1944 года).Проблема: освобождение   Крымского   полуострова.      Решение   проблемы   на   основе   ЦАМО. (Выступление студента). В результате третьего удара советскими войсками 3­го и 4­го Украинских   фронтов   и   Отдельной   Приморской   армии   во   взаимодействии   со   2­м Украинским фронтом и Черноморским флотом были разгромлены одесская и крымская группировки   17­й   немецкой   армии,   и   был   освобождён   Крым.   Третий   удар   начался Одесской операцией (26 марта — 14 апреля) и освобождением городов Николаев и Одесса   войсками   3­го   Украинского   фронта.   С   8   апреля   по   12   мая   проводилась Крымская операция, 13 апреля был освобождён Симферополь, 9 мая — Севастополь.   (Выступление   студента). Анализ кейса №4  Выборгско – Петрозаводская операция  (июнь – август 1944 года).Проблема: освобождение Карелии, выведение Финляндии из войны.    Решение проблемы   на   основе   ЦАМО.    Четвёртый   удар   был осуществлён войсками Ленинградского фронта на Карельском перешейке и войсками Карельского   фронта   на   Свирско­Петрозаводском   направлении   при   содействии Балтийского   флота,   Ладожской   и   Онежской   военных   флотилий   в   июне—июле   1944 года. 6 июня войска союзников начали десантную операцию в Нормандии. Это означало открытие   долгожданного   второго   фронта.   Чтобы   не   дать   немцам   возможности перебросить войска на запад, 10 июня Красная Армия начала летнее наступление на Карельском перешейке. Прорвав «линию Маннергейма» и заняв Выборг и Петрозаводск, советские   войска   вынудили   правительство   Финляндии   выйти   из   войны   и   начать переговоры о мире. В результате четвёртого удара советские войска нанесли крупное поражение   финским   войскам,   освободили   города   Выборг,   Петрозаводск   и   большую часть Карело­Финской ССР. Анализ   кейса   №5    Операция   «Багратион»   (июнь   –   август   1944   года).  освобождение     Белоруссии.  Решение   проблемы   на   основе   ЦАМО. Проблема:   (Выступление   студента).В   июне—июле   1944   года   в   Белоруссии   были   проведены наступательные операции войск  1­го Прибалтийского, 1­го, 2­го и 3­го  Белорусских фронтов. Советские войска разгромили группу немецких армий «Центр» и уничтожили 30 дивизий противника восточнее Минска. В результате пятого удара были освобождены Белорусская   ССР,   большая   часть   Литовской   ССР   и   значительная   часть   Польши. Советские войска форсировали реку Неман, вышли к реке Висла и непосредственно к границам Германии — Восточной Пруссии. Немецкие войска были разбиты наголову в районе   Витебска,   Бобруйска,   Могилёва,   Орши.   Немецкая   группа   армий   «Север»   в Прибалтике была рассечена надвое. Демонстрация   фрагмента   документального   фильма   «Операция «Багратион». Анализ кейса №6   Львовско – Сандомирская операция (июль – август 1944 года).Проблема:   освобождение Западной Украины.   Решение проблемы на основеЦАМО.     (Выступление   студента).Шестым   ударом   стали   наступательные   операции войск   1­го   Украинского   фронта   в   июле—августе   1944   года   на   Западной   Украине. Советские   войска   разгромили   немецкую   группировку   под   Львовом   и   отбросили   её остатки за реки Сан и Висла. В результате шестого удара была освобождена Западная Украина; советские войска форсировали Вислу и образовали мощный плацдарм западнее города Сандомир. Анализ кейса №7  Ясско – Кишинёвская операция  (август 1944  года).Проблема: освобождение Молдавии. Решение проблемы на основе  ЦАМО.  (Выступление студента). Наступательные операции войск 2­го и 3­го  Украинских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской  военной флотилией в августе—сентябре 1944 года в районе Кишинёв — Яссы  стали седьмым ударом. Основу удара составила Ясско­Кишинёвская  наступательная операция 2­го и 3­го Украинских фронтов, в результате которой  была разгромлена крупная группировка немецко­румынских войск, освобождена  Молдавская ССР и выведены из строя союзницы Германии — Румыния, а затем  Болгария, был открыт путь для советских войск в Венгрию и на Балканы. Анализ кейса №8 Прибалтийская операция  (сентябрь – ноябрь 1944  года).Проблема: освобождение Прибалтики. Решение проблемы на основе  ЦАМО.  (Выступление студента).В сентябре­октябре 1944 года в Прибалтике  войсками Ленинградского, 1­го, 2­го и 3­го Прибалтийских фронтов и  Балтийским флотом были проведены Таллинская, Мемельская, Рижская,  Моонзундская и другие наступательные операции. В результате этих операций  советские войска отрезали от Восточной Пруссии, изолировали в Прибалтике  (Курляндский котёл) и разгромили более 30 немецких дивизий, прижав их к  побережью между Тукумом и Либавой (Лиепаей). Освободили Эстонскую ССР,  Литовскую ССР, б льшую часть Латвийской ССР. Финляндия была принуждена  к разрыву союза с Германией и объявлению ей впоследствии войны. оо Анализ кейса №9  Восточно – Карпатская операция (сентябрь 1944  года).Проблема: разгром Южной группировки фашизма.  Решение проблемы  на основе ЦАМО.  (Выступление студента).Девятый удар был осуществлён в  октябре—декабре 1944 года. Он включил в себя наступательные операции 2­го,  3­го и 4­го Украинских фронтов, проведённые в северной части Карпат, между  реками Тиса и Дунай, и в восточной части Югославии. В результате этих  операций были разгромлены немецкие группы армий «Юг» и «F», очищена  большая часть территории Венгрии, освобождена Закарпатская Украина, оказанапомощь в освобождении Чехословакии и Югославии и созданы условия для  последующего удара по Австрии и Южной Германии. Анализ кейса №10  Петсамо – Киркенесская операция (октябрь 1944  года).Проблема: освобождение Заполярья. Решение проблемы на основе  ЦАМО.  (Выступление студента).Десятым ударом в октябре 1944 года стала  операция войск Карельского фронта и кораблей Северного флота по разгрому  20­й горной немецкой армии в Северной Финляндии, в результате которой был  освобождён район Печенги и ликвидирована угроза порту Мурманск и северным  морским путям СССР. Советские войска 15 октября заняли Печенгу, 23 октября  пересекли шоссе Киркенес — Рованиеми, очистили весь район никелевых  рудников и 25 октября вступили в пределы союзной Норвегии для освобождения её от немецких войск. Выступление студентов с презентацией «1944 год. Герои освободительных операций» Матрос Дубинда Матрос крейсера  «Червона Украина» П. Дубинда стал морским пехотинцем и первый бой принял, освобождая Севастополь. Был захвачен в плен, потом бежал   к   своим,   стал   командиром   разведвзвода.   Через   Западный   Буг переправлялись под сильным огнём, до берега из всей роты добрались только 7 человек. В этом бою Дубинда поджёг вражеский танк. Лётчик Драненко Лётчик – штурмовик Драненко в августе 1944 года был сбит и попал в плен к фашистам,   которые   пытались   принудить   его   изменить   Родине,   перейти   на сторону   власовцев.   Его   пытали,   вырвали   глаз.   Но   у   отважного   лётчика­ патриота хватило мужества, чтобы бежать из плена. В Московском госпитале ему вставили протез глаза. Скрыв это, Драненко явился в свою лётную часть и продолжал воевать до Победы. «Пленный молчит» Во время операции «Багратион» в один из немецких блиндажей 78 дивизии  СС доставили десантника – получив ранение, он упал с брони танка. Обыскав  пленника, фашисты обнаружили документы – красноармейскую книжку и  комсомольский билет. Бойцом оказался Юрий Смирнов. На допросе врагаинтересовало направление движения советских сил, их количество. Но юный  солдат молчал. Он не сказал ни слова даже под страшными пытками. Тогда  измученного, но ещё живого, нацисты распяли Юрия Смирнова на стене  блиндажа. Когда  наши солдаты освобождали это селение, они обнаружили на  столе документы и протокол допроса, в котором фашисты написали всего  одну фразу: «Пленный молчит». Подвиг А.И. Волкова из Елани В разгар Белорусской операции в танковый батальон прибыл А.И. Волков из Елани. Полк занимал участок на безымянной высоте, и фашисты любой ценой стремились   захватить   эту   высоту.     Едва   танк   лейтенанта   Волкова   занял позицию,   как     из­за   высоты   показались   два   немецких   танка   и   орудие «Фердинанд».   Экипаж приготовился к бою. Но заряжающий увидел, как по лощине на них идут ещё 5 немецких танков. Восемь против одного! Меткими   выстрелами   Волков   убил   головной     танк   и   самоходку.   Сменил позицию.   Бой   продолжался,   но   у   Волкова   погибли   радист   и   заряжающий. Превозмогая боль, командир и наводчик продолжали стрелять. Ценой своей жизни экипаж Волкова добыл победу. 25 дней в осаждённом танке Летом 1944 года советские танки атаковали врага в Румынии. Один из танков вырвался вперёд , но застрял в болотистой лощине. Вражеский огонь вывел его   из   строя.   Чтобы   не   дать   противнику   овладеть   опустевшей   машиной, командир   соединения   приказал   20­летнему   комсомольцу   лейтенанту Липкину, механику­водителю Будаеву и радисту Ерошкину пробраться ночью в подбитый танк, произвести необходимый ремонт и вывести машину в свою часть. Но   повреждения   оказались   сложными,  и   за   ночь   отремонтировать   танк   не удалось. А утром неприятель перешёл в контратаку, и наша пехота получила приказ отойти на новые рубежи. Танк и трое отважных танкистов оказались у самого переднего края. Считая танк своей добычей, фашисты не взорвали его. Они предложили танкистам сдаться в плен. Но трое советских воинов решили, что лучше погибнуть, чем пасть врагу или оставить танк.Мужественные   танкисты   находились   в   осаде   25   дней.   Нашим   сапёрам удавалось несколько раз ночью   подползти   и передать им продовольствие. Ведь   несколько   дней   герои   находились   без   воды   и   пищи.   Советское командование организовало выручку: двум советским танкам удалось ночью без   шума   подойти   к   повреждённой   машине   и   отбуксировать   её   в   наше расположение.  Анализ краеведческого материала «Еланские солдаты в 1944 году» Танкист из Елани 24 марта 1944 года в 12 часов утра танкисты гвардии лейтенанта Верёвкина получили задание выйти к селу Поточица (Прикарпатье), овладеть этим населённым пунктом, чтобы обеспечить переправу через Днестр. С боями продвигались наши войска дальше, на запад. Город Станислав. В ночь с 30   на   31   марта   танки   на   полной   скорости     ворвались   в   город.   Завязался ожесточённый бой. Танк Юрия Верёвкина уничтожил орудие противника вместе с расчётом. Но силы были неравные. Немцы бросили подкрепление. В этом бою был подбит танк нашего земляка, комсомольца, гвардии лейтенанта   Юрия Верёвкина. Отважный командир и весь экипаж погибли. (Материалы из архива Еланского историко­краеведческого музея).  Расчёт  А.П. Иваньков При форсировании реки Южный Буг в феврале 1944 года командир батареи приказал   расчёту   Иванькова   первым   форсировать   реку,   удержать   плацдарм   до подхода основных сил. При переправе они не доплыли до противоположного берега несколько метров, как от сильного взрыва плавсредство перевернулось,   и бойцы вместе с орудием оказались в ледяной воде. Несмотря на это, старшина Иваньков со своим расчётом вытащил орудие и снаряды из воды, занял оборону и начал отбивать атаки, удерживать плацдарм.  (Материалы из архива Еланского историко­краеведческого музея). 3.       Выводы и итоги по теме. В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136  дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были  выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия.В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и  военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников.  Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром  нацистской Германии в 1945 году. 4.Домашнее задание: Работа с таблицей «10 сталинских ударов» 5. Рефлексия Фотоотчёт урока Готовность №1 к открытому уроку.Юные краеведы – о героях 1944 года. Студенты рассказали о подвигах героев в 1944 году.Выступление студента с анализом кейса. Преподаватель благодарит студентов за творческий подход к уроку.