Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
28.02.2017
Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)
Цели урока: 1. На примерах краеведческого материала изучить причины освоения целины и роль первоцелинников в этой эпопее. 2. Давать оценку исторической объективности политики Н. С. Хрущева в 50-е годы. 3.Воспитывать уважение к людям труда, выращивающих хлеб, своим землякам. Методическая цель: использование новых информационных технологий на уроках истории.Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель"
Целина.docx
Урок истории. Тема: "Освоение целинных земель"  Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории Разделы: История и обществознание Цели урока: 1. На примерах краеведческого материала изучить причины освоения целины и роль  первоцелинников в этой эпопее. 2. Давать оценку исторической объективности политики Н.С.Хрущева в 50­е годы. 3.Воспитывать уважение к людям труда, выращивающих хлеб, своим землякам. Методическая цель: использование новых информационных технологий на уроках истории. Материально – техническое оснащение урока: компьютер и документ­ пакет для  демонстрации фотодокументов, краеведческого материала; книги; письмо целинника. Ход урока I. Организационный момент. Представление участников пресс­ конференции. II. Историческая разминка. Объяснить понятия: “оттепель”, “реабилитация”, “десталинизация”, “целина”. III. Изучение темы “Освоение целинных земель”. (Работа журналистов, корреспондентов, историков) 1. Причина и начало освоения целины. 2. Целина­ это люди: ­ И. Иванов; ­ Л. Картаузов; ­ В. Дитюк; ­ М. Довжик; ­ А. Заудалов и его письмо. 3. Подвиг целинников: ­ Василия Рагузова; ­ Даниила Нестеренко; ­ Павла Жука. IV. Домашнее задание: Составить таблицу о “плюсах” и “минусах”, используя статью Е.Владимировой “Поднятая и  забытая” (ксерокопии статьи учащимся представляет преподаватель) V. Итог урока. Оценивание учащихся. Материалы пресс­ конференции “Освоение целинных земель” Вопрос корреспондента журнала “Сельская новь”: ­ Какие были причины начала освоения целины в 1954 г.? Ответ юного историка: В марте 1954 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление “О дальнейшем увеличении  производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель”. Началась  целинная эпопея. На призыв партии принять участие в освоении целины в короткие сроки  откликнулись сотни молодых людей. Около 500 тысяч юношей и девушек заявили о своем желании поехать в далекие и  необжитые места поднимать целину. 150 тысяч комсомольцев прибыли в целинные районы  Казахстана. Весной 1954 года тысячи тракторов двинулись по непаханой веками земле. В  этом году было поднято и засеяно 14 млн. га целинной земли ­ из­за засухи урожай собрали  небольшой. Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали  автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков ­ тракторы; Ростов­на­Дону и Запорожск ­ комбайны; Армения, Грузия и Эстония ­ строительные материалы. Из разных республик и городов шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь. В короткий срок было освоено 42 млн. га ранее пустовавших земель. Писатель из ж. “Родные просторы” спрашивает: ­ Расскажите о людях, прославивших целину своим трудом. Ответ юного историка: Я расскажу об Иване Ивановиче Иванове. В книге “парень из первого эшелона” о знатном механизаторе Иване Ивановиче Иванове  сказано немного, но зато так: В блокадном Ленинграде во время войны остался без обеих ног. Чудом выжил. Но на целину  все­ таки приехал. Стал трактористом, Героем Социалистического Труда. Вот какой  примечательный момент поражал всех его товарищей во время целинных эпопеи. Однажды он прибыл со своими механизаторами к полям, подлежащим списанию­ 400  гектаров. И сказал: “Хлеб не должен приедаться”. Несколько дней 13 комбайнеров неторопливо, пядь за пядью, не просыпая, как будто  ладонями сгребали на столе хлебные крошки, взяли ­ таки зерно с подлежащих списанию  гектаров. А И. И. Иванов вспоминал: “Я когда сел на комбайн на тех полях, знаете что  вспоминал? Во время войны после госпиталя решил навестить родных в Ленинграде. Стучу в  дверь ­ никто не открывает. Вошел и вижу: мать лежит без движения. Глянул, а на столе  хлебные карточки, уже 4 дня как неотоваренные… вот, что я вспомнил. И не думал, что о  собственной цене хлеб напомнит через столько лет. Рассказ юного историка: Я расскажу о Леониде Картузове. В книге В. Онищенко “Парень из первого эшелона” рассказывается о первоцелиннике,  трактористе, Герои Социалистического Труда, Леониде Михайловиче Картаузове.  Мальчишкой, сын полка, во время войны лишился обеих ног. Да, на фронт Картаузов не  опоздал.…Но когда в городе формировался после призыва партии первый эшелон  добровольцев, Картаузов действительно боялся опоздать. Но желание желанием. Однако Леонид решительно отправился в поликлинику: для  получения путевки кроме направления горкома комсомола требовалось в обязательном  порядке медицинское заключение о здоровье. И порядок этот соблюдался строжайшим  образом. Никакие уговоры и просьбы в расчет не принимались. Врачей Леонид не опасался.  Был он по­ юношески поджарым и выносливым. Лишь одного ему надо было суметь обойти. Хирурга, который принимал самым последним. И здесь, в поликлинике, вдруг “осенило”:  выставить перед бдительным оком хирурга вместо себя кого­ то из знакомых. Но кто  согласится? Кого уговорить? Уговорили… С заключением на руках: “Здоров. К работе на целине годен”, ­ путь Леониду был открыт… Многолетний настойчивый труд сделал Леонида Михайловича Героем Социалистического  Труда. Выступление юного историка: Я вам расскажу о целиннике Владимире Дитюке. Бригадир комсомольско­молодежной  бригады из совхоза “Колутонский” Целиноградской области. Энергичный молодцеватый  молодой человек приехал на целину в 1954г. Сразу получил старенький трактор с  вагончиком ­ и стал на нем доставлять приезжающие партии парней. Целина сразу же пришлась ему по душе ­ и всю свою неуемную энергию Дитюк отдавал  целинской земле. Всегда старался применять новые методы в работе, потому, что всегда повторял: “Мы даем  людям самое дорогое­ хлеб”. Выступление юного историка: Кто такой Михаил Довжик? Бригадир из совхоза “Шуйский”. Знающий, опытный бригадир, покоривший целинные земли.  Успешно применял групповой метод уборки зерновых. В музее Революции среди экспонатов  имеются и два его: 1. Письмо “От первой борозды до Музея Революции”, где он рассказывает о первых  нелегких годах целины. 2. Вместительная (первая, целинная!!) палатка бригады Михаила Довжика. В ней стол со скамейками, на столе ­ миска, кружка, ложка, чайник. В стороне ­ печь с  трубой, на табуретки у стенки ­ аккордеон… Групповой метод уборки зерновых ­ вот чем всегда покорял Довжик целинников. Вопрос корреспондента газеты “Сельская новь”: ­ Известно, что на целине погибли некоторые целинники. Вы можете привести примеры, как  они погибали? Ответ юного историка: Я расскажу о Василии Рагузове. Василий Рагузов одним из первых приехал на целину в совхоз “Киевский” из  Днепропетровска. Стал работать прорабом. Быстро завоевал уважение первоцелинников. В  один из ясных дней в составе колонны автомашин Рагузов вез со станции сборные дома для  первой совхозной улице. Неожиданно начался необычайной силы буран, длившийся  несколько суток. Колонна остановилась. Василий решил идти за помощью в ближайшее село. Пошел один, заблудился и погиб. В кармане его куртки нашли письмо. Коченеющими руками  он успел написать: “Я поехал на целину, чтобы наш народ жил богаче и краше.… Самое  главное ­ нужно быть в жизни человеком…” Вопрос журналиста газеты “Советская Россия”: ­ А что вам известно и известно ли о целиннике Нестеренко? Ответ юного историка: Я расскажу о Данииле Нестеренко. Весной 1954 года в совхозе “Дальний” Целиноградской области прибыл с Украины Даниил  Нестеренко. В правой руке деревянный чемодан, на левом же плече ­ солдатский вещмешок.  В нем из дома привез яблоневые саженцы. Мечтал, когда получат урожай на новом месте,  разбить коллективный сад, чтобы цвели и “рясно” родили яблони, как на родной Украине. В  конце апреля в совхоз “Дальний”, только что забивший в степи колышки, надо было срочно с  железнодорожной станции переправить тракторы, горючее, сельхозмашины и другие грузы.  Переправить через речку Жаныспайку. Ледоход по всем приметам и срокам должен был  начаться со дня на день. Помощник бригадира тракторной бригады Даниил Нестеренко  добровольно вызвался на рискованную операцию. Хлопцам­ механизаторам, которые тоже  вызвались, сказал, между прочим: “Лучше я, кое­ какой опыт форсирования водной преграды у меня имеется”. Нестеренко удалось переправить сельхозмашины, тракторы ДТ­54. И вот  последний рейс. В середине реки лед, уже покрытый водой, предательски проломился. Вопрос корреспондента газеты “День за днем”: ­ Мне известно, что подобные подвиги целинников имели повторение. Можете сказать, кто  повторил такие подвиги? Ответ юного историка: Я расскажу о Павле Жуке, комсомольце, который был в такой же ситуации, как и  Нестеренко. Вел парень через реку Ишим трактор с грузом. Вел в двадцатый раз, и лед  провалился. Успел Павел выскочить из машины, из кабины. Постоял над огромной прорубью,  подождал, пока вода отбулькает, разделся и нырнул в ледяную воду с тросом в руках. Не  удалась первая попытка, повторил; потом и в третий раз опустился на дно, закрепил трос.  Машину вытащили, груз Павел вовремя доставил в совхоз “Заречный”. А опоздал бы он на  день­ два ­ начался бы ледоход, разлив. Все обошлось благополучно. И Павел не счел  нужным рассказать об этом. Узнали товарищи случайно, и то спустя несколько лет. Выступление юного историка: В кабинете истории есть одно письмо. Оно – от механизатора, который интересно  рассказывает о целине, о жизни целинников ­ от Заудалова Анатолия. Он пишет: “Мы ехали  на целину не в командировку, а ехали на постоянное местожительство. Встала угроза  остаться одним на целине. На фоне строящегося совхоза нам нужны были девушки не только для создания семей, но и для выполнения целого ряда работ, от которых наши парни  отказывались. Они не хотели не коров доить, ни за свиньями и цыплятами ухаживать, не  пищу себе же готовить. 27 июля к нам из Ивановской области приехали сразу 50 девчат. Жизнь изменилась к  лучшему. Рассказ юного историка: В Еланской детской консультации работает педиатром Кармазина Нина Андреевна. В 50­е  годы она работала в Саратовской области, на границе с Казахстаном. Строили с  комсомольцами больницу. Она награждена медалью в 1956 году “За освоение целинных  земель”. Всего по Еланскому району зарегистрировано 22 целинника, о них рассказывала наша  районная газета “Еланские вести” в 2004 году. Литература 1. В. Онищенко Парень из первого эшелона. Алма­Ата, 1988 г. 2. В. Дитюк Щедрость целинного гектара. Алма­Ата, 1988 г. 3. А. Аджубей Те десять лет. М.,1983 г. 4. Материалы Еланского краеведческого музея и музея трудового и патриотического  воспитания ПУ­52.

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017