Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель" (2 курс СПО)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. На примерах краеведческого материала изучить причины освоения целины и роль первоцелинников в этой эпопее. 2. Давать оценку исторической объективности политики Н. С. Хрущева в 50-е годы. 3.Воспитывать уважение к людям труда, выращивающих хлеб, своим землякам. Методическая цель: использование новых информационных технологий на уроках истории.Методическая разработка урока истории по теме "Освоение целинных земель"
Иконка файла материала Целина.docx
Урок истории. Тема: "Освоение целинных земель"  Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории Разделы: История и обществознание Цели урока: 1. На примерах краеведческого материала изучить причины освоения целины и роль  первоцелинников в этой эпопее. 2. Давать оценку исторической объективности политики Н.С.Хрущева в 50­е годы. 3.Воспитывать уважение к людям труда, выращивающих хлеб, своим землякам. Методическая цель: использование новых информационных технологий на уроках истории. Материально – техническое оснащение урока: компьютер и документ­ пакет для  демонстрации фотодокументов, краеведческого материала; книги; письмо целинника. Ход урока I. Организационный момент. Представление участников пресс­ конференции. II. Историческая разминка. Объяснить понятия: “оттепель”, “реабилитация”, “десталинизация”, “целина”. III. Изучение темы “Освоение целинных земель”. (Работа журналистов, корреспондентов, историков) 1. Причина и начало освоения целины. 2. Целина­ это люди: ­ И. Иванов; ­ Л. Картаузов; ­ В. Дитюк; ­ М. Довжик; ­ А. Заудалов и его письмо. 3. Подвиг целинников: ­ Василия Рагузова; ­ Даниила Нестеренко; ­ Павла Жука. IV. Домашнее задание: Составить таблицу о “плюсах” и “минусах”, используя статью Е.Владимировой “Поднятая и  забытая” (ксерокопии статьи учащимся представляет преподаватель) V. Итог урока. Оценивание учащихся. Материалы пресс­ конференции “Освоение целинных земель” Вопрос корреспондента журнала “Сельская новь”: ­ Какие были причины начала освоения целины в 1954 г.?Ответ юного историка: В марте 1954 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление “О дальнейшем увеличении  производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель”. Началась  целинная эпопея. На призыв партии принять участие в освоении целины в короткие сроки  откликнулись сотни молодых людей. Около 500 тысяч юношей и девушек заявили о своем желании поехать в далекие и  необжитые места поднимать целину. 150 тысяч комсомольцев прибыли в целинные районы  Казахстана. Весной 1954 года тысячи тракторов двинулись по непаханой веками земле. В  этом году было поднято и засеяно 14 млн. га целинной земли ­ из­за засухи урожай собрали  небольшой. Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали  автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков ­ тракторы; Ростов­на­Дону и Запорожск ­ комбайны; Армения, Грузия и Эстония ­ строительные материалы. Из разных республик и городов шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь. В короткий срок было освоено 42 млн. га ранее пустовавших земель. Писатель из ж. “Родные просторы” спрашивает: ­ Расскажите о людях, прославивших целину своим трудом. Ответ юного историка: Я расскажу об Иване Ивановиче Иванове. В книге “парень из первого эшелона” о знатном механизаторе Иване Ивановиче Иванове  сказано немного, но зато так: В блокадном Ленинграде во время войны остался без обеих ног. Чудом выжил. Но на целину  все­ таки приехал. Стал трактористом, Героем Социалистического Труда. Вот какой  примечательный момент поражал всех его товарищей во время целинных эпопеи. Однажды он прибыл со своими механизаторами к полям, подлежащим списанию­ 400  гектаров. И сказал: “Хлеб не должен приедаться”. Несколько дней 13 комбайнеров неторопливо, пядь за пядью, не просыпая, как будто  ладонями сгребали на столе хлебные крошки, взяли ­ таки зерно с подлежащих списанию  гектаров. А И. И. Иванов вспоминал: “Я когда сел на комбайн на тех полях, знаете что  вспоминал? Во время войны после госпиталя решил навестить родных в Ленинграде. Стучу в  дверь ­ никто не открывает. Вошел и вижу: мать лежит без движения. Глянул, а на столе  хлебные карточки, уже 4 дня как неотоваренные… вот, что я вспомнил. И не думал, что о  собственной цене хлеб напомнит через столько лет. Рассказ юного историка: Я расскажу о Леониде Картузове. В книге В. Онищенко “Парень из первого эшелона” рассказывается о первоцелиннике,  трактористе, Герои Социалистического Труда, Леониде Михайловиче Картаузове.  Мальчишкой, сын полка, во время войны лишился обеих ног. Да, на фронт Картаузов не  опоздал.…Но когда в городе формировался после призыва партии первый эшелон  добровольцев, Картаузов действительно боялся опоздать. Но желание желанием. Однако Леонид решительно отправился в поликлинику: для  получения путевки кроме направления горкома комсомола требовалось в обязательном  порядке медицинское заключение о здоровье. И порядок этот соблюдался строжайшим  образом. Никакие уговоры и просьбы в расчет не принимались. Врачей Леонид не опасался.  Был он по­ юношески поджарым и выносливым. Лишь одного ему надо было суметь обойти.Хирурга, который принимал самым последним. И здесь, в поликлинике, вдруг “осенило”:  выставить перед бдительным оком хирурга вместо себя кого­ то из знакомых. Но кто  согласится? Кого уговорить? Уговорили… С заключением на руках: “Здоров. К работе на целине годен”, ­ путь Леониду был открыт… Многолетний настойчивый труд сделал Леонида Михайловича Героем Социалистического  Труда. Выступление юного историка: Я вам расскажу о целиннике Владимире Дитюке. Бригадир комсомольско­молодежной  бригады из совхоза “Колутонский” Целиноградской области. Энергичный молодцеватый  молодой человек приехал на целину в 1954г. Сразу получил старенький трактор с  вагончиком ­ и стал на нем доставлять приезжающие партии парней. Целина сразу же пришлась ему по душе ­ и всю свою неуемную энергию Дитюк отдавал  целинской земле. Всегда старался применять новые методы в работе, потому, что всегда повторял: “Мы даем  людям самое дорогое­ хлеб”. Выступление юного историка: Кто такой Михаил Довжик? Бригадир из совхоза “Шуйский”. Знающий, опытный бригадир, покоривший целинные земли.  Успешно применял групповой метод уборки зерновых. В музее Революции среди экспонатов  имеются и два его: 1. Письмо “От первой борозды до Музея Революции”, где он рассказывает о первых  нелегких годах целины. 2. Вместительная (первая, целинная!!) палатка бригады Михаила Довжика. В ней стол со скамейками, на столе ­ миска, кружка, ложка, чайник. В стороне ­ печь с  трубой, на табуретки у стенки ­ аккордеон… Групповой метод уборки зерновых ­ вот чем всегда покорял Довжик целинников. Вопрос корреспондента газеты “Сельская новь”: ­ Известно, что на целине погибли некоторые целинники. Вы можете привести примеры, как  они погибали? Ответ юного историка: Я расскажу о Василии Рагузове. Василий Рагузов одним из первых приехал на целину в совхоз “Киевский” из  Днепропетровска. Стал работать прорабом. Быстро завоевал уважение первоцелинников. В  один из ясных дней в составе колонны автомашин Рагузов вез со станции сборные дома для  первой совхозной улице. Неожиданно начался необычайной силы буран, длившийся  несколько суток. Колонна остановилась. Василий решил идти за помощью в ближайшее село. Пошел один, заблудился и погиб. В кармане его куртки нашли письмо. Коченеющими руками  он успел написать: “Я поехал на целину, чтобы наш народ жил богаче и краше.… Самое  главное ­ нужно быть в жизни человеком…” Вопрос журналиста газеты “Советская Россия”: ­ А что вам известно и известно ли о целиннике Нестеренко? Ответ юного историка:Я расскажу о Данииле Нестеренко. Весной 1954 года в совхозе “Дальний” Целиноградской области прибыл с Украины Даниил  Нестеренко. В правой руке деревянный чемодан, на левом же плече ­ солдатский вещмешок.  В нем из дома привез яблоневые саженцы. Мечтал, когда получат урожай на новом месте,  разбить коллективный сад, чтобы цвели и “рясно” родили яблони, как на родной Украине. В  конце апреля в совхоз “Дальний”, только что забивший в степи колышки, надо было срочно с  железнодорожной станции переправить тракторы, горючее, сельхозмашины и другие грузы.  Переправить через речку Жаныспайку. Ледоход по всем приметам и срокам должен был  начаться со дня на день. Помощник бригадира тракторной бригады Даниил Нестеренко  добровольно вызвался на рискованную операцию. Хлопцам­ механизаторам, которые тоже  вызвались, сказал, между прочим: “Лучше я, кое­ какой опыт форсирования водной преграды у меня имеется”. Нестеренко удалось переправить сельхозмашины, тракторы ДТ­54. И вот  последний рейс. В середине реки лед, уже покрытый водой, предательски проломился. Вопрос корреспондента газеты “День за днем”: ­ Мне известно, что подобные подвиги целинников имели повторение. Можете сказать, кто  повторил такие подвиги? Ответ юного историка: Я расскажу о Павле Жуке, комсомольце, который был в такой же ситуации, как и  Нестеренко. Вел парень через реку Ишим трактор с грузом. Вел в двадцатый раз, и лед  провалился. Успел Павел выскочить из машины, из кабины. Постоял над огромной прорубью,  подождал, пока вода отбулькает, разделся и нырнул в ледяную воду с тросом в руках. Не  удалась первая попытка, повторил; потом и в третий раз опустился на дно, закрепил трос.  Машину вытащили, груз Павел вовремя доставил в совхоз “Заречный”. А опоздал бы он на  день­ два ­ начался бы ледоход, разлив. Все обошлось благополучно. И Павел не счел  нужным рассказать об этом. Узнали товарищи случайно, и то спустя несколько лет. Выступление юного историка: В кабинете истории есть одно письмо. Оно – от механизатора, который интересно  рассказывает о целине, о жизни целинников ­ от Заудалова Анатолия. Он пишет: “Мы ехали  на целину не в командировку, а ехали на постоянное местожительство. Встала угроза  остаться одним на целине. На фоне строящегося совхоза нам нужны были девушки не только для создания семей, но и для выполнения целого ряда работ, от которых наши парни  отказывались. Они не хотели не коров доить, ни за свиньями и цыплятами ухаживать, не  пищу себе же готовить. 27 июля к нам из Ивановской области приехали сразу 50 девчат. Жизнь изменилась к  лучшему. Рассказ юного историка: В Еланской детской консультации работает педиатром Кармазина Нина Андреевна. В 50­е  годы она работала в Саратовской области, на границе с Казахстаном. Строили с  комсомольцами больницу. Она награждена медалью в 1956 году “За освоение целинных  земель”. Всего по Еланскому району зарегистрировано 22 целинника, о них рассказывала наша  районная газета “Еланские вести” в 2004 году. Литература 1. В. Онищенко Парень из первого эшелона. Алма­Ата, 1988 г. 2. В. Дитюк Щедрость целинного гектара. Алма­Ата, 1988 г. 3. А. Аджубей Те десять лет. М.,1983 г.4. Материалы Еланского краеведческого музея и музея трудового и патриотического  воспитания ПУ­52.