Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
26.06.2019
Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "В Афинских школах и гимнасиях" (Всеобщая история. История Древнего мира) УМК А. А. Вигасина. На уроке предусмотрены разные виды деятельности для обучающихся, работа фронтальная и групповая, дополнительные источники информации помимо текста учебника.
Методическая разработка урока истории_В Афинских школах и гимнасиях_5 класс.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА Учитель: Мелких О.Е. (МБОУ СОШ №20 МО город Алапаевск) Предмет: история                      Класс: 5 Тема урока Дата урока Тип урока Технологии Цель урока Задачи урока Планируемый  результат обучения В афинских школах и гимнасиях 09.02.2018 Урок «открытия» нового знания Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления. Знакомство с историей школьного образования на примере всемирной истории: системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях.  Образовательные:  формировать у обучающихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин;  познакомить обучающихся с культурными достижениями Древней Греции.  Развивающие:    продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации (текст, иллюстрации, исторические документы); способствовать   развитию   познавательной   активности   обучающихся,   оперативной   памяти, произвольного внимания, наглядно­действенного мышления; развивать коммуникативные умения, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста;  Воспитательные:     способствовать формированию толерантного отношения к истории другого народа; воспитывать культуру поведения при коллективных и индивидуальных формах работы; приобщать обучающихся к культурным традициям Древней Греции; способствовать повышению интереса к предмету «история». Познакомить с особенностями системы воспитания и образования в древних Афинах, формировать целостное Ресурсы Методы и формы обучения Основные понятия представление   о   системе   образования   в   древности   (как   части   исторических   знаний   и   общечеловеческих ценностей) и в наши дни, показать влияние образования на развитие общества. Учебник Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С., История Древнего мира, 5 класс, презентация по теме, видеофрагмент «Афинский акрополь» [9], раздаточный и демонстративный материал (дидактические карточки с заданиями, рабочие листы). Методы: наглядный, частично­поисковый, исследовательский; Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Педагог, школа, гимнасий, палестра, стиль (стило) Предметные Научиться анализировать систему воспитания и образования   в   афинских   школах   и   гимнасиях; формировать   целостное   представление   об особенностях   обучения   детей   в   афинских школах;   изучать   и   систематизировать информацию   различных   исторических   и современных высказывать собственное   мнение,   суждение;   формулировать собственные   гипотезы   по   дискуссионным вопросам истории Древней Греции. источников,     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные УУД Коммуникативные:  формировать   навыки   учебного сотрудничества   в   ходе   индивидуальной   и   групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;   выстраивать   алгоритм   действий; прогнозировать   результаты   и   уровень   успешности выполнения учебной задачи. Познавательные:  объяснять   исторические   явления, процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования учебного материала.  Личностные УУД     Формирование интереса. познавательного социально­ Осмысление   нравственного опыта предшествующих   поколений; освоение гуманистических традиций   и   ценностей древнегреческого   общества. Адекватное понимание причины   успешности   и неуспешности.       ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Этапы урока  (решение учебной  задачи) 1 Содержание урока. Решаемые  проблемы 2 Деятельность  учителя 3 1. Организационный момент  1. Педагоги (рабы) 2. Занятия в школе 1. Эмоциональная, психологическая   и Деятельность  обучающихся 4 1. Организуют   свое   рабочее проверяют место,   Формы  контроля 5 Устный: фронтальный 3. Посещение палестры 4. В   афинских гимнасиях Проблемный вопрос: Почему   уровень образования в Древней   Греции   был так высок?   2. Мотивация   учебной деятельности целеполагание 3. Актуализация   к и опорных учащихся 4. Изучение темы   знаний   новой 5. Динамическая пауза 6. Включение в   систему знаний 7. Закрепление изученного на уроке 8. Самостоятельное применение знаний 9. Итог   Рефлексия урока. 10. Домашнее задание   подготовка усвоению   мотивационная учащихся изучаемого материала условия к     2. Создает     в для возникновения   у   учащихся потребности внутренней включения     учебную деятельность, уточняет тематические   рамки   урока, организует   формулировку   постановку   цели   и темы, проблемы урока учащимися.   3. Организует   коллективную, групповую   работу   с   текстом дополнительной учебника,   также информацией,   индивидуальную работу учащихся с рабочими листами. а     готовность к уроку. опрос, беседа. 2. Слушают, обсуждают тему, пытаются   самостоятельно определить проблему урока.   3. Работают   с   текстовыми (учебник, источниками   дополнительная информация). 4. Выполняют   задания   в рабочем листе.    Практический: выполнение заданий в группе, индивидуально   в рабочем   листе урока. Самоконтроль: тестовое задание. Методическая разработка урока истории  Тема: «В афинских школах и гимнасиях» Цель урока: знакомство обучающихся с системой образования в Афинах. Задачи:  Образовательная:  познакомить   учащихся   с   типами   учебных   заведений   в   Афинах,   с особенностями обучения в школе, палестре и гимнасии;  Развивающая:  совершенствовать   аналитические   навыки   учащихся:   умение   анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия; формировать навыки работы с информацией: осуществлять самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, умение строить и озвучивать опорные схемы; развивать коммуникативные навыки, лидерские качества личности; Воспитательная:  воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету; способствовать воспитанию культуры поведения, умения работать в группе;  формировать навыки оценки и самооценки; воспитывать интерес к получению разностороннего образования. Оборудование   к   уроку:  учебник   А.А. Вигасин,   Г.И. Годер,   И.С.   Свенцицкая   «История древнего мира», 5 класс; компьютер, медиапроектор; раздаточные материалы. I. Организационный  момент. Ход урока Хайрете   пайдес!   Здравствуйте   дети!   Прекрасные   и   совершенные!     Так   говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.   Посмотрите,   пожалуйста,   на   свои   руки.   Ребята,   обратите   внимание,   какая   это удивительная часть нашего тела. Руки позволяют нам по­особому выражать наши эмоции. Иногда даже самое легкое прикосновение значит больше, чем слова. С помощью рук мы можем поприветствовать друг друга. Как мы это сделаем? Мы можем оказать друг другу поддержку. Давайте возьмемся за руки и почувствуем тепло дружеских рук. Сегодня нам это с вами пригодится. А как вы мне покажете, что вы знаете ответ? (поднятая рука).  А как вы мне покажете, что вы готовы, выполнили задания, всё получилось? (большой палец вверх). А как люди с помощью рук выражают радость? Когда им нравится, что люди делают? (аплодисменты). Ну что? Вы готовы? Покажите мне… В Греческой школе ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки. Давайте попробуем это сделать. На мое приветствие, вы ответите наклоном головы и жестом поднятой руки. Хайрете пайдес! Спасибо, садитесь! Мы с вами продолжим знакомиться с историей Древней Греции. Я надеюсь, что вы сегодня   будете   любознательными,   активными,   ведь   о   Греции   вы   уже   многое   узнали   на предыдущих уроках. II. Актуализация опорных знаний учащихся по истории Древней Греции.  Определить тему нашего занятия вы сможете сами. Для этого мы с вами сыграем в игру «Знаете ли вы?».  Если вы верно выполните задания теста, то из букв правильных ответов вы получите ключевое слово, которое подскажет вам тему урока   (Слайд №2).  Работа с тестом    1. Автор поэмы “Иллиада”. ш) Гомер;  б) Солон;  с) Мильтиад.  2. Главный  бог  в греческой мифологии? а) Аид;  д) Гера;  к) Зевс.  3. Главным занятием спартанцев было: ж) ремесло; о) военное  дело; е) рыболовство.  4. Греки верили, что главные боги живут: е) высоко в небе; л) на вершине Олимпа; п) на острове Крит.  5. Как звали спартанского царя, погибшего в Фермопильском ущелье вместе со    своими 300 воинами?   а) Леонид;  л) Дарий;  и) Фемистокл.   Какое слово у нас получилось? (ШКОЛА).  О чем пойдет разговор на уроке? Вы   можете   назвать   два   главных   полиса   (города­государства)   Древней   Греции? (Спарта и Афины). А показать их на карте?  Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма.  Показ видеоролика     (Слайд №3) В каком городе мы с вами оказались? (Афины) Как определили? (акрополь – верхний город) Со спартанским обучением мы уже знакомы. Вы наверняка можете сказать несколько слов об особенностях спартанского воспитания.  Сегодня мы познакомимся с системой образования в Афинах.   (Слайд №4) «В афинских школах и гимнасиях». Тема урока    Ребята, вы заметили, как написано слово «гимнасия». В Афинах именно так называлось учебное заведение. Чтобы узнать об особенностях обучения в Афинах, на какие вопросы по теме урока мы с вами должны дать ответы? Слайд №5     с вопросами урока • Какие учебные заведения существовали в Афинах? • С какого возраста велось обучение? • Кто обучался в учебных заведениях? • Кто обучал детей в школах и гимнасиях? • Чему обучали в школах и гимнасиях? • Чем и на чем писали? III. Изучение нового материала. Прогуляемся по улицам древних Афин. Слева стоит статуя богини Афины. Древние греки   преклонялись   перед   богами   и   ставили   их   статуи   на   главных   площадях.   Обратите внимание на эти здания.  Слайд № 6 Что это за учреждения? (не можем ответить)  Заглянем в каждое из них.  Отправимся в виртуальное путешествие. Его особенность состоит в том, что мы будем с вами перемещаться во времени и пространстве, не покидая стен этой комнаты, используя при этом различные источники информации и наше воображение. Ну а чтобы не забыть информацию, которую мы будем вместе добывать во время нашего исследования, вы будете фиксировать её. Для этого у каждого есть карта памяти или рабочий лист урока, куда мы будем заносить самую важную информацию. И начнём с записи темы урока. Слайд №7 А   какие   учебные   заведения   есть   в   нашем   городе?  (школы,   лицей,   училища, техникумы, институты). Современное   образование   отличается   от   древнегреческого.   В   этом   вы   сегодня убедитесь, изучив тему урока. Для начала обратимся к учебнику, чтобы выяснить, какой человек являлся идеалом для греков? (стр.179) В Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. Слайд №8 Предлагаю   поработать   в   группах  по   темам:   1.   Школа.   2.   Палестра.   3.   Гимнасия (деление по рядам).  У вас на столах лежат тексты, в которых дана информация по учебным заведениям. Каждый из членов группы должен прочитать текст, вы можете посовещаться в парах, с рядом сидящими, а затем представитель группы должен рассказать как велось обучение, используя опорную таблицу – 1 группа в школе, 2 группа – в палестре и 3 – в гимнасии. Проблемный вопрос: Почему уровень образования в Древней Греции был так высок? Чем отличается древнегреческое образование от современного? Время выполнения задания 5 минут IV. Первичное закрепление изученного на уроке. Сейчас представители групп познакомят нас с результатами своей работы. Ваша задача внимательно слушать для того, чтобы правильно заполнить свои рабочие листы. Первая группа расскажет нам об афинских школах. Слайд №9 Кто обучал учитель С какого возраста  с 7 лет ШКОЛА Чему учили учили читать, писать, считать и рисовать; овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Кого обучали Чем и на чем мальчиков писали Стиль, дощечка покрытая воском Команда может дополнить выступление. Есть желающие? Спасибо!  Учителя   учили   афинских   мальчиков   с   первых   дней   буквам   алфавита.   Давайте познакомимся буквами греческого алфавита (СЛАЙД). Букв в алфавите всего 24.  Слайд №10 До нас дошла история, как один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.  Представим, что вместо ручек у нас с вами стили – заостренные палочки, а вместо дощечек, намазанные воском листы бумаги.  Слайд №11 А сейчас мы с вами попытаемся записать слово «мама» по­гречески. Возьмите свои «дощечки» и «стили», попробуем записать это слово. Оно представлено на слайде.   Слайд №12 Поднимите листочки вверх! Вот мы и ощутили себя учениками древнегреческой школы.  1 минута Слайд №13 Вторая группа расскажет нам о палестре и о том, чему там учились юные греки. Кто обучал учитель (педотриб – С какого возраста  с 12 лет ПАЛЕСТРА Чему обучали Кого обучали занимались гимнастикой – мальчиков «тренирующий ребёнка») борьбой, бегом, прыжками в длину и высоту, метанием копья и диска (пятиборье) Итак, мы побывали в палестре. Можно назвать ее спортивной школой? Давайте и мы чуть­чуть позанимаемся гимнастикой.  Слайд №14  Физкультминутка Слайд №10 Третья группа. По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет следующая группа. ГИМНАСИЯ Кто обучал Философы, ученые С какого возраста  с 16 лет Кого обучали Знатные богатые юноши Чему учили Красноречие, философия, политика, литература, гимнастика. Многие выпускники гимнасии становились известными людьми в области политики, искусства и науки.  V. Обобщение изученного материала на уроке Сможем ли мы сейчас ответить на те вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока? Давайте проверим. (СЛАЙД) Слайд №16 • Какие учебные заведения существовали в Афинах? • С какого возраста велось обучение? • Кто обучался в учебных заведениях? Греческие девочки школ не посещали. Греки считали, что для них главное – не получить образование, а вырасти покорными женами и хорошими матерями. Главным занятием было домоводство. • Кто обучал детей в школах и гимнасиях? • Чему обучали в школах и гимнасиях? • Чем и на чем писали?  Слайд №17 Работа с основными понятиями урока Словарик Педагог – сопровождающий ребенка  в  школу. Школа – досуг, свободное времяпровождение, занятия на досуге. Палестра – школа  для  занятий  гимнастикой. Гимнасий – школа  для  взрослых. Стиль – металлическая или костяная  палочка  для письма. Заключительное слово учителя Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания в Афинах. Чем отличается современное образование от афинского?  Ответы детей: педагог был рабом и сопровождал ребенка в школу, в современной школе физическому и умственному развитию уделяется внимание на всех ступенях обучения, а в афинских учебных заведениях: в школе – грамоте, в палестре – физическому развитию.  Слайд №18 Но   в   современном   мире,   также   как   и   в   Древней   Греции,   образованию   уделяется большое значение. Домашнее   задание:  заполнить   сравнительную   таблицу,   отразив   в   ней   черты   сходства   и различия между современной школой и школой древнегреческой. черты сходства  Уроки Обучение с 7 лет Требования к знаниям Разные школы (образовательные,  спортивные и т.д.) Педагоги черты различий Педагоги (разные функции) Платное обучение Только мальчики Наказание – розги Отсутствие домашнего задания Я благодарю вас за работу! Спасибо за урок! Список литературы и источников 1. Волкова   К.В.   Тематическое   и   поурочное   планирование   по   истории   Древнего   мира.   К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс». – М.: «Экзамен», 2006. 2. Всемирная история: тысячи иллюстраций. Античность: зарождение цивилизации / Перевод с англ. А.В. Гришина. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. 3. Всеобщая   история,   История   Древнего   мира,   5   класс,   Вигасин   А.А.,   Годер   Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2015. 4. Литвинов А. «Зарядка», «Перестрелка» и ещё много способов вызвать интерес.// Народное образование, 1994, № 2­3. 5. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2­х частях. Ч.2.: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина и др. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» ФГОС (к новому учебнику) / М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. 6. Сухов В. В. , Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения. // Преподавание истории в школе, 2000, №3. 7. Школьная   энциклопедия   «Руссина».   История   Древнего   мира.   –   М.:   ОЛМА­ПРЕСС Образование, 2003. 8. https://dic.academic.ru/https://dic.academic.ru/ 9. https://www.youtube.com/watch?v=Z6UuJpUHtPQ

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)

Методическая разработка урока истории "В Афинских школах и гимнасиях" (5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2019