Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Оценка 4.9

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.07.2017
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину. Задачи урока: • учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме; • прививать интерес к культуре Родины; • обучение монологической и диалогической речи, • подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению. Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы, подготовиться к домашнему сочинению
Значение Слова.docx
Бархатова Людмила Павловна учитель русского языка и литературы МБОУ « Алмалинская СОШ». Название предмета :  литература Класс: 9 УМК: 1. 1.«Программа   общеобразовательных   учреждений.   Литература».   Под   редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.  2. Учебник: 3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2 частях, М., Просвещение 2014 год. 4. Методическая литература: 5. ­  Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год 6. 7. ­ Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы. Книга для учителя. Просвещение, 2008 год  ­     Литература:   Русская   классика   (избранные   страницы).   IX   класс.   Учебник­ практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997.   ­ Коровина В.Я., Коровин В.И.,  Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2003 год Уровень обучения: базовый Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч. Место урока в системе уроков по теме: 3 Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину. Задачи урока:    учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме; прививать интерес к культуре Родины;   обучение монологической и диалогической речи, подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению. Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы, подготовиться к домашнему сочинению Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация. Содержание урока:                                           Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица. Содержание урока: Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.  Ход урока:  I  .ВЫЗОВ. Контрольный письменный опрос. Слайд №2. ­Какие исторические события легли в основу «Слова»? ­Назовите автора «Слова». ­Кем и когда было найдено «Слово»? ­Что является политическим центром «Слова»?  ­Что является лирическим центром «Слова»? ­Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера? ­Какие художники оставили репродукции к «Слову»? ­Чьи переводы «Слова» вы знаете? ­С какой птицей сравнивает себя Ярославна? ­Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему? ­Определите жанр «Слова». ­Какова идея «Слова»?  2.Сообщение темы, постановка целей. 3.Актуализация знаний. Учитель: Русская  литература  возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной   исторической   песней   было   «Слово   о   полку   Игореве»,   написанное неизвестным   автором.   Сегодняшний   урок   –   наш   последний   разговор   на   эту   тему, подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».  4.Аналитическая беседа. Слайд №3. 1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?  2)Но «Слово» ­ это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? ( сообщение уч­ся о культуре XII века, учебник, страницы 35­36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)  3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?  4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси?  ( Память о прошлом, знание прошлого   –   это   приобщение   каждого   гражданина   к   истории,   к   культуре,   к   делам   и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей стране,   но   и   во   всем   мире.   Достаточно   сказать,   что   первые   20   томов   Трудов   отдела древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды – в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)  5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря, гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)  6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и плач Ярославны . слайд № 4 Сообщение   ученика:   ИГОРЬ   (в   крещении  Георгий)   СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151­29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”. В   1180­98   княжил   в   Новгороде­Северском,   в   1198­1202   владел  Черниговским княжеством.  Игорь   был   участником   многих   усобиц,   воевал   с   половцами.   В   1185   он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам. Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью   вспоминал,   как   сам   разорял   русские   земли:   “...много   убийств   и   кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”. Некоторые   исследователи   высказывали   предположение,   что   Игорь   является автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов. Слушание арии Игоря. а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков, Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль, что все меня клеймят?  Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.  7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)  8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О чем он сожалеет?   9)   «И   нет   исхода   мне!   Ох,   тяжко,   тяжко   мне!   Тяжко   сознанье   бессилья   моего!»   ­ последние слова арии. Как вы их понимаете?( Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону великого   или   «копие   приломите   конец   поля   Половецкого»,   прогнал   благое   время.   И застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)  10)Отчего же нам все­таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу?  Что главное в его монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор? Слайд №5.  11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика, современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821 году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод «Слова»   (1825   год),   а   именно   «Плача   Ярославны»   он   посвятил   княгине   Зинаиде Александровне Волконской.  12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как  жанр) и чем интересен плач самой Ярославны?  10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли различие?  Плач  Ярославны   –   это   плач,   горе   только   самой   Ярославны? ( горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на  войну  выполнять тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.) 13) подведем итог:  ­Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие литературы Руси? Есть ли связь   между   веком   XII   и   XIX­XX?   Слайд   №6.   (Автор     «Слова…»   использовал фольклорные   мотивы.   Русские   писатели   продолжили   традицию   использования фольклорных мотивов в своих произведениях : Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… », обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям); так же многозначительно   то,   что   к   переводу   «Слова»   обращались   многие   русские   поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по­другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники   также   не   обошли   «Слово»   вниманием.   Это   и   Андрей   Чернов,   и   Игорь Шкляревский, и Д. С. Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова» нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15 лет (1972­1987 года). Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни. Слайд №7 Зачитывается наизусть отрывок подготовленным учеником:  «Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля   кровь   и   раны   князя   удалого.   Поведем   же   горестный  рассказ  по   уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были   годы   древнего   Трояна.   Были   Ярослава   времена.   Помнит   Русь   полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы   русского   полона,   заплескала   ветром   и   грозой,   залилась   горючею   слезой. Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, ­ кричит, ­ И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют. Половцы же  скачут по уделам.  Малой  силой, быстрыми  бросками  Русь терзают острыми клыками.» ­Чем   отличается   перевод   М.   Вишнякова,   нашего   современника,   от   плача   Ярославны, написанного   Иваном   Козловым,   современником   Пушкина?   (   Ритм   более   быстрый, современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается та же – призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших…)  14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры.  5.Рефлексия.  1)В чем главное значение «Слова»? ­ В ее идее: единение славян перед нашествием врага.  2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, ­ она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора: Слайд №8. ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!  БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!  ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,   НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,   А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ   ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.  3)Актуально ли это произведение сегодня?  4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время. Пусть же вас воодушевляет к подвигам и неизвестный поэт XII века. Слайд №9. Звучит отрывок «Слова» на древнерусском языке: НЕ лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.  6.Домашнее задание. Невозможно   не   любить   свою   Родину,   о   чем   говорит   нам   поэт   далекого   XII   века,   не защищать   ее.   Поэтому   ваше   домашнее   задание   будет   связанно   с   темой   нашего сегодняшнего урока ­ написать сочинение  «Непреходящее значение «Слова о полку Игореве» или  «Каким я представляю себе автора «Слова». «Как изменилась литература с появлением «Слова». «Слово» ­ величайший памятник прошлого». «Жизнь «Слова» в других видах искусства».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017