Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.07.2017
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину.
Задачи урока:
• учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме;
• прививать интерес к культуре Родины;
• обучение монологической и диалогической речи,
• подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.
Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы, подготовиться к домашнему сочинению
Значение Слова.docx
Бархатова Людмила Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алмалинская СОШ».
Название предмета : литература
Класс: 9
УМК:
1. 1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией
В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
2. Учебник:
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В
2 частях, М., Просвещение 2014 год.
4. Методическая литература:
5.
Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год
6.
7.
Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы.
Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник
практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М.,
1997.
Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические
советы. М., Просвещение, 2003 год
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за
свою Родину.
Задачи урока:
учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по
заданной теме;
прививать интерес к культуре Родины;
обучение монологической и диалогической речи,
подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.
Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы,
подготовиться к домашнему сочинению
Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.
Содержание урока:
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Содержание урока:
Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.
Ход урока:
I .ВЫЗОВ.
Контрольный письменный опрос. Слайд №2.
Какие исторические события легли в основу «Слова»?
Назовите автора «Слова».
Кем и когда было найдено «Слово»?
Что является политическим центром «Слова»?
Что является лирическим центром «Слова»?
Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
Чьи переводы «Слова» вы знаете?
С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
Определите жанр «Слова».
Какова идея «Слова»?
2.Сообщение темы, постановка целей.
3.Актуализация знаний. Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать
человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого
в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство
великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой
замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное
неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему,
подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».
4.Аналитическая беседа. Слайд №3.
1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?
2)Но «Слово» это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII
век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? ( сообщение учся о культуре XII века,
учебник, страницы 3536 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о
героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся
назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? ( Память о прошлом, знание
прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и
подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского
народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что
интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей
стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела
древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды –
в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в
Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)
5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря,
гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)
6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и
плач Ярославны . слайд № 4
Сообщение ученика: ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ
(03.04.115129.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя
Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 118098 княжил в НовгородеСеверском, в 11981202 владел Черниговским
княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он
вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить
половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный
город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а
сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского
князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с
болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития
совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало
зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой
своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а
мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание.
Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли
одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является
автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов.
Слушание арии Игоря.
а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет
отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье
знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной
славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором
стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль,
что все меня клеймят?
Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь
свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.
7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как
это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)
8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О
чем он сожалеет?
9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!»
последние слова арии. Как вы их понимаете?( Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону
великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И
застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)
10)Отчего же нам всетаки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? Что главное в его
монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор?
Слайд №5.
11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика,
современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821
году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод
«Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде
Александровне Волконской.
12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач
самой Ярославны?
10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли
различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
( горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять
тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.) 13) подведем итог:
Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие литературы Руси? Есть ли
связь между веком XII и XIXXX? Слайд №6. (Автор
«Слова…» использовал
фольклорные мотивы. Русские писатели продолжили традицию использования
фольклорных мотивов в своих произведениях : Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… »,
обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси, Н.В.Гоголь
в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям); так же
многозначительно то, что к переводу «Слова» обращались многие русские поэты:
Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка,
И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз
– и всякий раз подругому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши
современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь
Шкляревский, и Д. С. Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова»
нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15
лет (19721987 года). Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни. Слайд
№7
Зачитывается наизусть отрывок подготовленным учеником:
«Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская
земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу
воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна…
Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена. Помнит Русь полынные
курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем,
красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на
крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой
рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида,
обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя
толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой.
Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и
трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на
брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, кричит, И то мое же!» Малую
обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют.
Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают
острыми клыками.»
Чем отличается перевод М. Вишнякова, нашего современника, от плача Ярославны,
написанного Иваном Козловым, современником Пушкина? ( Ритм более быстрый,
современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается
та же – призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших…)
14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры.
5.Рефлексия.
1)В чем главное значение «Слова»? В ее идее: единение славян перед нашествием врага.
2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, она была высказана вовремя. И долго
будут помнить русичи слова неизвестного автора: Слайд №8. ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!
БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!
ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,
НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,
А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ
ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.
3)Актуально ли это произведение сегодня?
4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время. Пусть же вас воодушевляет к
подвигам и неизвестный поэт XII века.
Слайд №9.
Звучит отрывок «Слова» на древнерусском языке:
НЕ лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку
Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то
растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ
облакы.
6.Домашнее задание.
Невозможно не любить свою Родину, о чем говорит нам поэт далекого XII века, не
защищать ее. Поэтому ваше домашнее задание будет связанно с темой нашего
сегодняшнего урока написать сочинение
«Непреходящее значение «Слова о полку Игореве» или
«Каким я представляю себе автора «Слова».
«Как изменилась литература с появлением «Слова».
«Слово» величайший памятник прошлого».
«Жизнь «Слова» в других видах искусства».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме:«Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.